кицур шульхан арух что это

Кицур Шульхан Арух

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Рекомендуем

В эту субботу читают недельную главу Шмот

Рав Бенцион Зильбер

25 декабря в еврейской истории

Религиозное воспитание детей — что это и как?

Отвечает Мирьям Климовская

Можно ли доказать существование «Будущего мира»?

Отвечает Рав Натан Агрес

Глава Шмот

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Шмот

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шмот. Наш личный Египет

Какова судьба родителей Моше?

Рав Овадья Климовский

Недельная глава Шмот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Избранные комментарии на главу Шмот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.

Глава Шмот. Не переступить грань

Рав Бенцион Зильбер

Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?

В кого превратился посох Моше — в змея или в крокодила?

Тут есть какое-то несоответствие?

Предисловие к книге Шмот и ее отличие от книги Берешит

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмот

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

В народе было всего две повитухи?

Врата востока. Недельная глава Шмот

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник

Кицур Шульхан Арух

«Краткий Шульхан-Арух». Одно из самых популярных пособий по алахе. Автор — рав Шломо Ганцфрид (1804—1886, Австро-Венгрия, Унгвар-Ужгород). Предельно сжатое изложение основных законов, детально представленных в кодексе Шульхан-Арух рава Йосефа Каро (1488—1575). Впервые увидел свет в 1864 году. С тех пор выдержал сотни изданий, в том числе на идиш.

Не следует путать Кицур Шульхан-Арух с Шульхан-Арухом. Они по-разному скомпонованы, и цели, для которых они составлены, различны. Сборник Кицур — на самом деле компендий, выжимка, то, что необходимо знать каждому еврею. Написан простым, но очень ярким языком. Пользоваться им могут даже начинающие. Хорош для первого знакомства с законом, а также для «освежения в памяти» того, что изучалось по большим и серьезным книгам. Практически любой вопрос, возникающий в повседневной еврейской жизни, имеет понятный и однозначный ответ на страницах этого краткого справочника. В более сложных случаях автор предлагает обращаться к знающим раввинам.

Состоящая из 321 параграфа книга разбита на две части. В первой даются законы, связанные с ежедневной деятельностью человека: молитвы, запрет на сплетни, злословие и мстительность; благотворительность, совершение торговых операций, документы, обещания, законы субботы. Вторая часть: общие законы праздников, Песах, посты (Девятое ава и др.), месяц элуль, Рош-Ашана, десять дней перед Йом-Кипуром, Йом-Кипур, праздник Суккот, Ошана-Раба, Ханука, Пурим, свадьба, законы скромности, святость семейных отношений, миква, обрезание, похороны, траур, имущественные споры.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Материалы по теме

Кицур шульхан арух

Рав Даниель Маршальский

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо.

Кицур Шульхан Арух 29. Качества, которые следует человеку воспитать в себе

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 1. Законы утреннего пробуждения

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?

Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?

Кицур Шульхан Арух 141. Законы чтения Мегилы (Свитка Эстер)

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 32. Забота о теле согласно его природе

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 34. Законы милостыни

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 120. Законы счета Омера. Лаг баОмер

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

. А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун.

Источник

Иудейский кодекс поведения «Шулхан арух» о христианстве и отношении к гоям

Давайте посмотрим, что это иудейский кодекс поведения говорит, в частности, о христианстве. Но вначале следует отметить, что оригинал этой книги евреи скрывали от христиан, а ее переводы на европейские языки были значительно сокращены в части, касательно наиболее шокирующих предписаний. который получил название «Кицур Шульхан Арух». Однако в России побоялись издать даже этот сокращенный вариант. Вот что пишет во вступлении к книге председатель Исполнительного Комитета КЕРООР раввин Зиновий Коган: «Иудаизм в России на самом высшем уровне признан одной из традиционных религий. Исходя из этого, редакционный Совет КЕРООР счел необходимым опустить в этом переводе некоторые галахические указания. помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживающимся иудаизма, как неспровоцированное оскорбление. Читатель, который захочет прочесть «Кицур Шульхан Арух» в идеально полном объеме, приглашается в ешиву, чтобы изучить эту и многие другие святые книги в оригинале».

Какие же «неспровоцированные оскорбления» содержит в себе «Кицур Шульхан Арух»?

– предписание при виде «идолопоклонского дома» [храма] произносить ему проклятие: «Дом гордых выкорчует Б-г», а при виде разрушенного «идолопоклонского дома» восклицать: «Б-г возмездия проявился!»; мало того: «некоторые полагают, что речь идет о домах неевреев, живущих в мире, спокойствии и богатстве» – что, видимо, уже само по себе для евреев непереносимо (сс. 389-390; сравн. ниже с примером 4 из более полного «Шулхан аруха»);

– разрешение насмешек по отношению к нееврейской религии (с. 390);

– запрещение обучать неевреев ремеслу (с. 390);

– приравнивание нееврея к экскрементам (сс. 47 и 48; сравн. ниже с примером 7);

– «еврейке не следует помогать нееврейке при родах» (с. 390; сравн. ниже с примером 8);

– запрет есть «гойскую еду» [приготовленную неевреем] и использовать без ритуального омовения посуду, купленную или взятую у нееврея (сс. 98-100); «надо следить, чтобы еврей и нееврей не жарили и не варили, ставя свою посуду рядом» (с. 121) (сравн. ниже с примерами 12-14).

– «если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца» (с. 405; сравн. ниже с примером 23);

– при денежных расчетах «если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой» (с. 406; сравн. ниже с примерами 19-22);

– «Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество. И всякий предатель лишается доли в будущем мире» (с. 408; сравн. ниже с примерами 25-26);

– «Заповедь требует от каждого человека любить каждого, кто принадлежит к еврейскому народу, как собственное свое тело. И поэтому нужно рассказывать про евреев хорошее и жалеть их деньги, как он жалеет собственные деньги и заботится о собственном почете» (с. 81).

Чему учит данная «хрестоматия», мы можем судить, прочитав основные постулаты сионистского учения о нормах поведения его адептов, из перевода иудейского амстердамского издания, который был сделан судебным экспертом, ученым-гебраистом доктором К. Эккером для судебного процесса в Германии в 1883 г. Процесс был возбуждён сионистами в связи с тем, что некий иудей по имени Юстус-Бриман перешёл в христианство и опубликовал законы «Шулхан аруха». Тогда суд оправдал публикатора, найдя перевод соответствующим первоисточнику. Доктор Эккер лишь исправил мелкие неточности.

Представляем главные постулаты морального кодекса иудеев:

— «Запрещено продавать воду акуму, когда знаешь, что из нее он намерен сделать воду крещения» « (Хошен гамишпат 151-1, Хага).

— «Перед государями и священниками, которые имеют крест на своем платье или носят на груди образ, как этого требует обычай владык, нельзя преклоняться или снимать шляпу, разве что это делается таким образом, что нельзя определить [для чего это делается]; например, нарочно роняют деньги или же надо встать раньше, чем они придут, и вообще следует снимать шляпу и делать поклон до их приближения» (Иоре де’а 150-3, Хага).

— «Если десять [евреев] вместе читают молитву Кадиш или Кедуша, то может отвечать [говорить «аминь»] и один из тех, кто не принадлежит к ним. Иные считают необходимым, чтобы их не разделял кал или акум» (Орах-хайим 55-20).

— «Еврей, женившийся на акумке, или еврейка, вышедшая за акума, получает 39 ударов по закону, потому что сказано: «Не вступай с ними в родство» (Второзак. VII, 3)» (Эбен га’эцер 16-1). «Когда акум или еврей, ставший акумом, женились по своей религии на акумке или еврейке, которая сделалась акумкой, и впоследствии перешли в еврейство, тогда не обращают никакого внимания на их бракосочетание. даже если он прожил с нею много лет, – это только блуд» (Эбен га’эцер 26-1, Хага).

— «Его [акума] семя рассматривается как семя скотины» (Тосефта-дополнение к талмуду Кетубот, 3 б).

— «Ради [умерших] слуг и служанок. не говорят слов утешения оставшимся после них, а надо сказать ему [хозяину]: «Да возместит тебе Бог твой убыток», совершенно так же, как говорят человеку, когда у него околеет бык либо осел» (Иоре де’а 377-1).

— «Когда кто-нибудь покупает у акума столовую посуду. будь она и новая, тогда он должен ее вымыть в водовместилище или же в колодце, содержащем 40 мер». «Еврей, продавший акуму посуду и купивший от него обратно, должен вымыть ее» (Иоре де’а 120-1 и –11).

— «Когда акум устраивает обед на свадьбе своего сына или своей дочери, то еврею запрещается есть там, даже когда он есть своего [кошерного] блюда, и его же собственный лакей стоит у него и прислуживает ему» (Иоре де’а 152-1).

— «Нельзя слушать больного, когда он велит [в завещании и т.п.] отдать подарок акуму, потому что это то же самое, как будто он велит совершить грех его деньгами» (Хошен га-мишпат 256-3).

— «Запрещено [еврею] делать безвозмездно подарок акуму, с которым он не знаком». «Акуму, с которым ты знаком, дарить разрешается, потому что оно выходит так, как будто ему это продаешь [т.е. получишь выгоду]» (Иоре де’а 151-11 и –12, Тосефта к Абода зара 20 а).

— «Если они пойдут по лестнице вверх или вниз, то еврею никогда не следует быть ниже, чем акуму. Спросит он: «куда идешь? «, то еврей, когда ему надо пройти одну милю, должен сказать «две мили»« (Иоре де’а 153-3 и Хага).

— «Кто видит потерянную вещь еврея, обязан стараться вернуть ее собственнику» (Хошен га-мишпат 259-1). «Вещь, потерянную акумом, дозволяется удержать» (Хошен га-мишпат 266-1).

— «По отношению к акуму не существует обмана. Акум, обманувший еврея, обязан по нашим законам, вернуть все, на что обманул, дабы у него не было преимущества перед евреем» (Хошен га-мишпат 227-26).

— «Ввести акума в заблуждение, например, обмануть его при расчете или не заплатить ему дозволено, но лишь под условием, чтобы он не подозревал этого, чтобы не осквернить Имя [Господне]. Некоторые говорят, что запрещено прямо обманывать его и что дозволяется лишь, когда он сам ошибается» (Хошен га-мишпат 348-2, Хага).

— «Еврей, оставшийся должным акуму, когда сей последний умирает и никто из акумов о долге не знает, не обязан платить его наследникам» (Хошен га-мишпат 283-1, Хага).

— «Когда еврей обокрал акума и его [еврея]. принуждают к присяге и когда, по обстоятельствам дела нет осквернения Имени [Бога], тогда он должен в сердце своем объявить присягу недействительною, потому что он принуждается к ней» (Иоре де’а 329-1, Хага).

— «Кто видит дома акумов, обязан сказать, когда в них еще живут: «Дома надменных разорит Господь» (Притч. ХV, 25). А если эти жилища опустошены, то: «Боже отмщений, Господи Боже отмщений, яви Себя!» (Пс. 94, 1)». (Орах-хайим 224-11).

— «В награду за такую веру придет Мессия и прольет свой гнев на акумов» (Орах-хайим 480, Хага). К этому можно добавить слова из молитвы Шефох, читаемой накануне еврейской Пасхи: «Пролей гнев Твой на гойим [народы], которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают. Преследуй их, Господи, гневом и истреби их из поднебесной».

Как утверждают специалисты, в полном собрании текстов Талмуда и среди толкований его сионскими «мудрецами» можно найти и более откровенные высказывания: «лучшего из гоев убей»; «вы все, евреи, вы люди, а прочие народы не люди»; «евреи более приятны Богу, нежели ангелы»; «мессия не примет дани христиан, которые все должны быть уничтожены» и т.п.

Источник

Кицур Шульхан Арух

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Кицур Шулхан Арух — «Краткий Шульхан-Арух». Одно из самых популярных пособий по Алахе. Автор — рав Шломо Ганцфрид (1804—1886, Австро-Венгрия, Унгвар-Ужгород). Представляет собой предельно сжатое изложение основных законов, детально представленных в более раннем кодексе Шульхан Арух, составителем которого является раби Йосеф Каро (1488—1575).

Впервые Кицур Шулхан Арух увидел свет в 1864 году. С тех пор выдержал сотни изданий, в том числе на идиш.

Не следует путать Кицур Шульхан-Арух с Шульхан Арухом. Они по-разному скомпонованы, и цели, для которых они составлены, различны. Сборник Кицур — на самом деле компендий, выжимка, то, что необходимо знать каждому еврею.

Написан простым, но очень ярким языком. Пользоваться им могут даже начинающие. Хорош для первого знакомства с законом, а также для «освежения в памяти» того, что изучалось по большим и серьезным книгам. Практически любой вопрос, возникающий в повседневной еврейской жизни, имеет понятный и однозначный ответ на страницах этого краткого справочника. В более сложных случаях автор предлагает обращаться к знающим раввинам.

Состоящая из 321 параграфа книга разбита на две части.

В первой даются законы, связанные с ежедневной деятельностью человека: молитвы, запрет на сплетни, злословие и мстительность; благотворительность, совершение торговых операций, документы, обещания, законы Субботы.

Вторая часть: общие законы праздников, Песах, еврейские посты (Девятое ава и др.), месяц Элуль, Рош Ашана, десять дней перед Йом Кипуром, Йом Кипур — День Искупления, праздник Суккот, Ошана Раба — седьмой день праздника Суккот, Ханука, Пурим, свадьба, законы скромности, святость семейных отношений, миква (бассейн для ритуальных погружений и законы погружения), обрезание, похороны, траур, имущественные споры.

Источник

Кицур Шульхан Арух 1. Законы утреннего пробуждения

1. «Представляю Имя Б-га перед собой всегда» — это великий закон Торы и совершенства праведников, выполняющих все желания Вс-вышнего. Ведь, когда человек один в доме, он сидит, ходит и занимается своими делами не так, как в присутствии великого царя, и не так он разговаривает и не так свободно выбирает слова, находясь в окружении домочадцев и родственников, как в присутствии царя, когда он, несомненно, внимательно следит за своими жестами и словами, чтобы все они были правильны. Тем более, если человек не будет забывать, что Царь царей всех царей, наполняющий всю землю своей славой, наблюдает за ним и видит его дела, как сказано: «Возможно ли, что спрячется человек в укрытие, и Я не увижу его? Ведь и небо, и землю Я наполняю», — несомненно, придут к нему трепет и смирение от страха перед Б-гом, и станет он стыдиться Его.

2. Лежа в постели также следует человеку знать, в Чьем присутствии он лежит. И утром, едва проснувшись, он должен сразу же вспомнить милость Вс-вышнего, да будет благословенно Его имя, по милости своей вернувшего ему душу, которую вечером тот вручил Ему уставшей, а утром получил новой и отдохнувшей, готовой для служения Б-гу всеми силами и весь день, ибо в этом — все назначение человека, как говорит Писание: «Новые (они) каждое утро — велика Твоя верность!» Этот стих хочет сказать, что каждое утро Б-г творит человека заново. И пусть человек всем сердцем возблагодарит Б-га за это. И, находясь еще в постели, скажет благодарственную молитву «Модэ Ани»: «Благодарю я Тебя, Царь живой и вечно существующий, что ты, смилостивившись надо мной, вернул мне душу мою. Велика Твоя верность!» (Хотя его руки еще не омыты, он имеет право произнести эту фразу, поскольку в ней нет упоминания Имени Б-га). И сделает небольшую паузу перед словом «велика».

3. Рабби Йегуда бен Тейма сказал: «Будь дерзок как тигр и легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя желание Отца твоего, Который на небесах». «Дерзкий, как тигр» означает, что человек не должен стесняться людей, издевающихся над ним за его служение Б-гу, да будет благословенно Его имя. «Легкий, как орел» сказано о способности глаза видеть: человек должен с легкостью зажмуривать глаза и не смотреть на запрещенное, поскольку с этого начинается преступление: глаз видит, сердце хочет, а действие завершает. «Быстрый как олень» сказано о ногах: пусть ноги твои бегут совершать добрые дела. «Могучий, как лев» сказано про сердце, поскольку мощь, необходимая для служения Вс-вышнему — это мощь сердца. Говорится здесь, что человек должен собрать всю силу своего сердца для служения Вс-вышнему, борясь со своими дурными побуждениями и побеждая их, как воин побеждает своего врага, одолевая его и бросая на землю.

4. Поэтому человек должен проявить силу льва и, проснувшись (и сказав «Модэ Ани»), немедленно встать, чтобы начать служить Вс-вышнему, возвышенному и вознесенному, пока не победит его йецер гара, злое начало в человеке, его злое побуждение, и обманом и хитростями уговорит его не вставать, и перехитрит его, соблазняя зимой: «Зачем тебе так рано вставать, ведь еще так холодно!», а летом: «Как же ты встанешь, ведь ты еще не насытился своим сном!» Может йецер гара искушать человека и по-другому: он очень хорошо умеет соблазнить человека не вставать. Поэтому всякий заботящийся о своей душе, боящийся слова Вс-вышнего и трепещущий перед Ним, должен пересилить йецер гара и не слушаться его. И даже если это тяжело ему из-за лени и неповоротливости тела, пусть заменит он свое желание волей Б-га, Царя царей всех царей. Пусть он представит себе, например, что если бы кто-то позвал его для дела, на котором можно заработать, или для взыскания долга, или если бы вы должны были спасать свое имущество, которому грозит ущерб, или если в городе пожар или что-то в этом роде — конечно, поторопился бы человек вскочить, так как любит свои деньги, и не стал бы лениться. И также, если бы человека вызвали на царскую службу, конечно, он встал бы сразу и не стал бы лениться, чтобы царские слуги не очернили его в глазах царя или чтобы понравиться царю. Тем более для служения Царю царей всех царей, Святому, благословен Он, нужно встать утром быстро и не ленясь.

И если человек станет приучать себя поступать так, то после четырех или пяти раз ему это уже не будет трудно. И в этом деле, как и всегда, с Небес помогают тому, кто стремится к добру.

А если он не может встать в полночь, пусть, по крайней мере, встанет до рассвета, как сказал царь Давид, да пребудет мир на нем: «…пробужу я рассвет», то есть: «Я пробуждаю рассвет, а не рассвет будит меня».

Тикун Хацот можно прочесть и после полуночи. После Тикун Хацот пусть позанимается Торой, как и сколько может; начать же следует с изучения Мишны (и этим человек заслужит спасение души, поскольку слово Мишна на иврите составлено из тех же букв, что и слово «нешама», то есть «душа). А если он не в состоянии изучать Тору, пусть почитает Тhиллим, Маамадот или назидательную литературу. И лучше прочесть немного, но сосредоточено, чем прочесть много, но невнимательно. Вот что говорит Барайта, переданная рабби Хия: Если человек изучает Тору ночью, Шехина (Б-жественное присутствие) напротив него, как сказано: “Встань, пой ночью, во время смены страж, излей, как воду, сердце свое перед лицом Г-спода”, а это значит: Шехина в этот момент находится перед тобой». И также сказали мудрецы наши благословенной памяти, что всякий, кто занимается Торой ночью, называется рабом Г-спода, как сказано: «Все рабы Г-спода, стоящие в доме Г-спода ночами» (и см. ниже, глава 71).

А в короткие летние ночи, когда не может человек встать настолько рано, пусть, по меньшей мере, наберется сил и встанет в такое время, чтобы успеть подготовиться и прийти в синагогу на утреннюю молитву в миньяне.

7. Необходимо запрещать людям, читающим необязательные молитвы, завершать их словами: «Благословен Ты, Б-г, внимающий молитве!», — а нужно сказать: «Благословен внимающий молитве», без упоминания Имени Б-га.

[1] «Мишна Брура» (далее — МБ): Более правильно было бы сделать это чуть раньше полуночи.

[2] Произносить наизусть Тhиллим, согласно МБ, разрешено, поскольку это то же самое, что и молитва. (И, кроме того, из-за того, что некоторые полагают, что произносить наизусть вообще запрещено только тому, кто хочет этим произнесением дать возможность выполнить заповедь и другим, слушающим). Если же произносящий делает это и для того, чтобы слушающие его также могли выполнить заповедь — некоторые запрещают ему даже произносить наизусть стихи из Писания, которые произносятся часто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *