кия в каратэ что значит
Кия в каратэ что значит
Боевой крик «Киай (Кия)»
Ки (Ki) с япон.- Дух; внутренняя энергия или сила
Ки (Qi) с япон. — Жизненная сила, энергия или дух
Киай (Kiai) с япон. — «Объединение духа» союз дыхания и энергии в крике
Киай – Резкий громкий голосовой выдох на момент удара или блока. Выдох идет изнутри, который объединяет ваши духовные и физические силы, и фокусирует их на цели. Также, киай, имеет энергетическое свойство, которое увеличивает резкость и силу удара, мощь блока.
Голосовые выдохи существуют не только в каратэ, но и в других восточных единоборствах. Они присутствуют, у штангистов, боксеров, а также у теннисистов и других спортсменов.
Искусство боевых криков возникло не на пустом месте. Его истоки можно поискать в природе, в мире животных. Умение кричать или рычать для многих животных является жизненно важным. Некоторым животным, пронзительный крик способен спугнуть врага или соперника, другим помогает выбрать самку, а ещё грозный рык во многом облегчает охоту.
«Ауропальпебральный рефлекс»
Широко известен «ауропальпебральный рефлекс» — это раздражении слуха звуком определенной силы (не менее 45 дБ), которое провоцирует мигание век. Этот рефлекс описан В. М. Бехтеревым и носит его имя.
Именно в момент моргания соперника, то есть, когда он теряет внимание и производится атака (наносится удар).
Согласно исследованиям, влияния шума на человека при повышение допустимых норм звукового фона начинается с 40 дБ. Если норма превышена, то человек может ощущать нервозность, раздражительность, затормаживаются реакции, уменьшаются производительность и сообразительность.
Учеными было установлено, что, шум свыше 70 дБ, может привести к ухудшению слуха и зрения, свыше 90 дБ появляются головные боли, звук свыше 105 дБ вызывает у половины людей замедление реакции на 10%.
45 дБ — Довольно слышно, обычный разговор. Норма для спортивных залов.
50 дБ — Отчётливо слышно, разговор, пишущая машинка. Норма для кабинетов административных зданий, офисных и рабочих помещений.
75 дБ — Шумно, крик, смех (1м).
80 дБ — Очень шумно, крик, мотоцикл с глушителем, шум пылесоса (с большой мощностью двигателя — 2 киловатта).
85 дБ — Очень шумно, громкий крик, мотоцикл с глушителем.
Таким образом, человек, умеющий кричать с вышеуказанной интенсивностью звуковой активности, может поразить врага на расстоянии.
Блог PROкимоно
Официальный блог интернет-магазина для каратэ Киокушинкай PROкимоно
Крик Киай в каратэ. Мифы и реальность
Слово Киай в японском написании 気合, в английской транскрипции kiai, состоит из двух иероглифов 気– ки или по-китайски ци и 合 – ай, что означает «идти» или «объединять».
Многие боевые искусства, в том числе и каратэ, пришли в Японию из Китая, а слово ци в китайских медицинских, боевых и религиозных практиках является основополагающим понятием и означает внутреннюю энергию человека, его жизненную силу.
На рисунке показан китайский иероглиф Ци, видно, что японское написание слова ки повторяет написание китайского иероглифа.
Таким образом, слово киай означает единство или объединение энергии ки.
Стоит сразу отметить, что крик Киай, или как его ещё иногда называют – Кия, Кийя или Кияй, не есть сам крик. Это не то что кричат, это только его название.
Но об этом чуть позже, сначала мне хочется рассказать о тех мифах, которые сложились вокруг этого крика за небольшой период времени, в течение которого каратэ обрёл популярность в нашей стране.
Миф №1. Крик позволяет напугать или отвлечь противника
Почему-то считается, что если соперник услышит крик, то он моргнёт, испугается, у него собьётся дыхание.
Конечно, если выскочить на улице из-за угла и крикнуть «Киай» кому-нибудь на ухо, это напугает человека и, наверняка, он моргнёт. Но напугает его не сам крик, а неожиданность и необычность ситуации.
Мы же говорим о подготовленных бойцах, не обязательно практикующих карате – направление боевого искусства может быть любое. Он вышел на бой с намерением победить, и его вряд ли напугаешь какими-либо внешними аранжировками. Многие серьёзные бойцы сами напугают любого и даже без крика. Конечно, каждого человека можно привести в замешательство, но вероятность сделать это с профессиональным бойцом крайне мала.
Миф №2. Крик Киай подобен русскому Ура или японскому Банзай
Ура и Банзай это продолжительные и объединяющие боевые кличи, служащие для поднятия боевого духа всего воинского подразделения, для создания настроя на победу.
Киай же индивидуальный и короткий выкрик служащий для концентрации физических и духовных сил одного человека в одно решающее мгновение боя.
Таким образом, хотя и Киай, и Ура, и Банзай относятся к боевым кличам, они имеют разные цели и совершенно разную природу.
Миф №3. Крик Киай это маркетинг для привлечения новичков
Некоторые «исследователи» даже полагают, что за громким боевым криком ничего не стоит. Они считают, что клич Киай, как гирлянда, лишь служит для привлечения в свои ряды новичков и в качестве инструмента для продвижения карате на рынок услуг. Такая точка зрения отражает глубокое непонимание каратэ, механики боя и спорта в целом. Никому же в голову не придёт утверждать, что профессиональные крики строителей «вира» и «майна» призваны привлечь новых строителей на стройку.
Что же такое Киай? Механизм действия крика
Крик это специфика не только каратэ, но и некоторых игровых видов спорта, таких как, например, теннис или волейбол. Клич проявляется в моменты концентрации всех сил спортсмена в одной точке и в одно мгновение.
В предыдущей статье о механике удара я коротко сформулировал известный практикующим бойцам тезис о концентрации и напряжении всех мышц в момент удара.
С точки зрения физиологии, крик Киай это мощный голосовой выдох, призванный довести напряжение мышц нижней части брюшного пресса до максимума. Сделать дополнительное напряжение без крика уже не удастся. Силовое сокращение мышц снизу вверх даёт дополнительный импульс и увеличивает жёсткость удара.
Есть еще энергетический аспект Киай, о котором ходят легенды со времён самурайских практик боя на мечах. Действующие бойцы, с которыми я общался на эту тему, не смогли сказать что-то определённое, а самому мне не удалось прийти к этому на уровне личных ощущений.
Допускаю, что в рамках существующей психологической подготовки в каратэ прийти к полному энергетическому пониманию Киай с точки зрения внутренней ци невозможно без глубоких духовных религиозных практик.
Как правильно кричать Киай
Как я написал выше Киай это только название крика, отражающее саму суть его и процессы, которые при этом происходят. Сам же крик может звучать совершенно по-разному. Для каждого бойца он индивидуален. Это как почерк: у каждого он свой. Мне приходилось слышать много различных вариантов этого боевого клича. Мастера в бою кричали «ха», «ща», «еа», издавали громкий шипящий «ищщ» или короткий «уф» и некоторые другие более редкие варианты. И всё это Киай! Вариант собственного крика вырабатывается годами и зависит от многих факторов, основным из которых является строение тела, физиология и психология спортсмена.
Крик Киай в карате Киокушинкай
Карате Киокушинкай не стал исключением, бойцы Киокушинкай тоже кричат Киай. Масутацу Ояма, развивая свой стиль, собрал в него лучшие техники боевых искусств, с которыми он сам сталкивался. Киокушинкай объединил не только ударные техники, но и психологические практики, включая формы активной медитации и контроля дыхания и энергетической составляющей бойца – пришедшие из Китая ката Сантин и Тэнсё.
Максимально жёсткая дыхательная ката Сантин и плавные круговые движения Тэнсё дают бойцу навык напряжения и расслабления, контроля дыхания, ощущение мышц и суставов и собственного тела в целом.
Именно эти ката в карате Киокушинкай позволяют сделать первый шаг к ощущению энергии ци, а через неё к крику Киай, как его понимали древние мастера – как единение физической мощи и внутренней энергии.
Да, возможно, кто-то скажет, что боец победил криком Киай.
Автором и правообладателем данного материала является администрация интернет-магазина PROкимоно. Перепечатка возможна только в случае размещения действующей гиперссылки на данную оригинальную статью или с особого разрешения администрации.
Но в то время в доме Окубо не было никого, с кем мог бы сразиться Матадзюро. Тогда молодой мастер сказал, что продемонстрирует свое искусство киай. Матадзюро выглянул в сад и увидал там несколько ласточек, сидевших на ветке высокой сосны. Он устремил на них твердый взгляд и издал странный крик. Птицы, безжизненные, тут же рухнули наземь. Как только мастер прекратил киай, они вдруг ожили и взлетели в небо. Пораженный, стоял рядом с мастером Окубо Хикодзаэмон. Нет нужды говорить, что после столь удивительной демонстрации Матадзюро помирился с отцом и стал наставником сёгуна.
Особое значение в киай-дзюцу имело умение направлять собственную внутреннюю энергию ки. Для овладения этим искусством применялись специальные упражнения. В одном из них ученик принимал широкую стойку, складывал руки перед грудью, закрывал глаза и сосредоточивался на дыхании. Успокоив свой разум, он представлял, как на вдохе через ноздри в него входит теплое, ослепляющее серебристой белизной облачко энергии. Потом ки проходит по позвоночному столбу и нагревает его. Затем через копчик и низ брюшной полости добирается до точки тандэн, где на задержке дыхания закручивается в вихревом движении по часовой стрелке, разогревая этот важнейший энергетический центр. Оставив свое тепло и серебристость в «едином средоточии», замутненная ки через рот покидает тело.
Правильный крик должен исходить из тандэна без участия гортани. Если после нескольких повторений горло заболевало, исполнение считалось неверным. Другой недопустимой ошибкой было излишнее напряжение мышц лица и шеи, могущее привести к смертельному кровоизлиянию в мозг.
Содержание киай-дзюцу, по-видимому, не исчерпывалось только умением выбрасывать ки в пространство. Оно включало также элементы гипноза (саймин-дзюцу). Движения мастера должны были стать краткими и уверенными, чтобы ни одним мускулом не выдать огромного внутреннего напряжения перед смертельной опасностью. Широко применялись гипнотизирующие пассы руками, мечом или боевым веером. Долгое время посвящалось овладению особым гипнотическим взглядом. Крику придавались разные эмоциональные окраски: ярость, злоба, уверенность, торжество.
Существовало несколько видов крика, каждый из которых имел свое предназначение. Так, в школе нин-дзюцу Тогакурэ-рю среди них был атакующий вопль «я-а-а!», издаваемый в момент удара, останавливающий и пугающий крик «хо!», торжествующий клич «йо-о!», выражающий непоколебимую уверенность в победе, беззвучный рев «умм» (надо сказать, что киай бывает и беззвучный), выражающий неистовство.
Сымитировать киай невозможно. Эффект достигается лишь при полной концентрации на действии, непоколебимой уверенности в своих силах и отсутствии всякого страха. Именно поэтому киай-дзюцу было столь редкой техникой даже в Японии, где насчитывалось около 10000 школ боевых искусств.
КИАЙ в карате
Обозначение «КИАЙ» в карате
Много каратистов, которые начинают свой путь во многих видах боевых искусств (карате не единственное место где орут на тренировках) задаются одним вопросом – зачем же так кричать? Что оно обозначает и зачем это нужно?
Причина № 1 Маркетинговая
Поэтому основная цель почему так пропагандируют крик «КИАЙ» на показательных выступлениях или на аттестациях – это привлечь внимание людей, обратить в карате новых людей. На тренировке тоже самое, люди должны кричать, чтоб понимать что они занимаются серьезным делом, показывают свою силу самим себе.
Причина № 2 Детская
Вот тут и приходит карате, мало того что юные каратеки постоянно в движении, им разрешают кричать, мало того кричать нужно громче всех, а что может быть интереснее для ребенка.
Причина № 3 Тренировка дыхания
Причина № 4 Формирование боевого духа
Интересно, но кричат не только в боевых искусствах, но и в боевых формированиях, армии и т.д. Таким образом делают единую команду, которая действует как один. Таким образом поднимают дух команды, каждого ее члена. Все бойцы уже чувствуют друг друга и тем самым выходит более сплоченный коллектив.
Причина № 5 Устрашение противника
Людям генетически заложен страх громких звуков. Например, ребенок, который никогда не слышал очень громкой музыки начинает плакать едва ее услышав, многие режиссёры, особенно фильмов ужасов также используют резкие и громкие звуки в фильмах для большего эффекта. Так же и работает принцип устрашения у каратистов – напугать противника своим боевым криком.
Кия в каратэ что значит
Мы подошли к очень важным понятиям, о которых многие слышали, но мало кто может правильно и внятно объяснить их значение. Подобно всем принципам боевых искусств, эти явления также необходимо изучать на практике, потому что чувства и ощущения для каждого человека индивидуальны.
В каждый из перечисленных терминов включено слово “Ки”, термин, который очень сложно перевести с японского. Наиболее часто применяемые переводы – жизненная сила или жизненная энергия. Не нужно думать, что Ки присутствует только в выдающихся мастерах, Ки присуща всему живому, это именно то, что отличает живые организмы от неживых. Но количество Ки в организмах различно, уровень Ки зависит от сложности организма и уровня его организации. Повысить уровень своего Ки – значит стать сильнее и неуязвимее. Но человек не может повысить сложность своего тела – однажды родившись, он остаётся человеком на всю жизнь. Поэтому нужно повышать уровень своей организации путём координации работы всех частей своего тела.
Существование энергии Ки (кит. Ци) и стремление к её увеличению, было известно с древнейших времён. В Китае известны упражнения Цигун и внутренние стили ушу – Син-и, Багуа и Тайцзи, в которых работа с Ки стоит на первом месте. В Японии также делались попытки развить силу Ки во всех боевых искусствах, делалось это в основном в виде ката – формальных упражнениях, направленных на то, чтобы человек научился управлять своим телом и духом правильно.
Пытаясь понять незнакомую природу вещей, людям свойственно запутывать себя заумными объяснениями, хотя в реальности всё очень просто. Также и в случае Ки – прочувствовав работу своих мышц, суставов, внутренних органов, научившись напряжению и расслаблению, человек способен лучше управлять своим телом и своими желаниями. Здесь очень важно, чтобы тренировка тела шла одновременно с тренировкой духа, воли и сознания. Действия натренированного человека в бою стремительны и мощны, потому что они интуитивны и рефлекторны, а не надуманны и заторможены. Есть выражение “энергия бьёт ключом”, японский термин “Ki-no nagashi” звучит примерно также – поток жизненной энергии. Путём правильных тренировок вы усиливаете Ки настолько, что она входит в каждое движение, буквально “бьёт через край”.
Очень часто Kиай называют боевым выкриком, который используется для того, чтобы напугать противника или отвлечь его при вашей атаке. Есть мнения, что крик помогает вам высвобождать энергию при напряжении (при подъёме тяжёлого предмета). Это не совсем верно, все перечисленные вещи – лишь сопутствующий эффект, цель Киай не в этом. Термин Киай состоит из двух иероглифов – “Kи” (жизненная энергия) и “Aй” (соединять вместе, встреча), приблизительное значение которого “дух и гармония” или “единство сознания и тела”. Киай продвинутых учеников, практикующих каратэ многие годы – это эмоциональная реакция на физическое событие, которая не всегда синхронна с моментом удара. Интенсивность Киай увеличивается от интенсивности события – чем ответственней ситуация, чем сильнее уровень напряжения, тем сильнее Киай. Подлинный Киай не делается преднамеренно, когда вы проводите атаку настолько совершенную и красивую, что ваш противник не в состоянии ей противостоять, вы испытываете такие сильные эмоции, что не можете не закричать.