классическая музыка для детей с чего начать

Как приобщать ребенка к классической музыке

Какую музыку слушать с ребенком дома и когда начать «выходить в свет»

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начатьТатьяна Ланская оперная певица, художественный руководитель фонда «Бельканто»

Влияние музыки на человеческий организм уже давно не является секретом, в медицине даже есть отдельное направление — музыкотерапия. Поэтому желание родителей вовлекать детей в процесс занятий музыкой или как минимум приобщать к музыкальной культуре вполне понятно. С чего начать и в каком возрасте, рассказывает Татьяна Ланская, художественный руководитель фонда «Бельканто».

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Почему именно классика? Как бы высокопарно не звучало, популярная музыка никогда не сможет стать альтернативой классической. Созданные Вивальди в 1720 году «Времена года» до сих пор остаются одним из самых значительных музыкальных произведений за всю историю музыки и едва ли этот успех удастся повторить современным поп-исполнителям.

Классика прошла самую строгую проверку — временем. Она выступает прочным базисом, на основе которого можно формировать музыкальный вкус и культуру поведения.

Мы очень много работаем с детьми — тщательно готовим детские программы, юные артисты участвуют в мероприятиях фонда. И могу с уверенностью отметить, что занятия музыкой способствуют усидчивости, внимательности, развитию нестандартного мышления, творческих способностей.

Дети, занимающиеся музыкой на протяжении длительного времени, отличаются от сверстников, далеких от мира музыки: качеством и скоростью усваивания новой информации, построением логических цепочек, формированием словарного запаса.

Классику можно слушать с рождения. Что выбрать?

Первое знакомство ребенка с музыкой возможно еще до его появления на свет: ведь звуки, поступающие снаружи, также доходят до малыша. Ввиду этого будущим мамам рекомендуется прослушивание классической музыки, это благотворно повлияет и на маму, и на малыша.

Дальнейшее погружение в мир классики нужно проводить постепенно. Не стоит вести годовалого в консерваторию: он может испугаться непривычно громких звуков, незнакомой обстановки, переволноваться и в конце концов и сам не насладится концертом, и другим зрителям помешает.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Для начала включайте музыку дома, начинайте с небольших отрывков, постепенно увеличивая их длительность. Обращайте внимание на то, какие композиторы и произведения вызывают у малыша положительную реакцию, что больше нравится. Есть ряд композиций, подходящих самым юным слушателям:

Да и множество других произведений жанра классической музыки, начиная с русской композиторской школы и заканчивая такими корифеями как Бах, Бетховен, Шуман, Шуберт, Мендельсон, Вивальди и другие выдающиеся авторы.

Осторожно: специальная «музыка для детей»

В процессе выбора детской музыки обращайте внимание на качество записи: существуют так называемые адаптированные детские версии, представляющие собой по сути монофонические мелодии. По глубине звучания, динамике и яркости они не идут ни в какое сравнение с профессиональной записью живого исполнения музыкальных произведений. Хорошая запись способна передать малейшие оттенки и характерные черты исполнителя, максимально вовлекая слушателя в процесс восприятия музыки.

Разумеется, на эмоциональный окрас произведения тоже нужно обратить внимание: музыка для пробуждения может быть более экспрессивной, перед сном наоборот, более спокойной.

Бывает, что первый поход на концерт классической музыки не пришелся малышу по душе. Не расстраивайтесь, это не свидетельство стилистической несовместимости. Выбирайте другую программу и готовьтесь к новой встрече. Слушайте классику в машине, пока добираетесь до концертного зала, рассказывайте ребенку о композиторе, заинтересовывайте любопытными фактами и аналогиями, старайтесь разбудить фантазию!

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Когда вести ребенка на концерт классической музыки

В вопросе о том, с какого же возраста стоит начинать «серьезное» знакомство, однозначного ответа нет.

Благо индустрия развлечений сейчас развита, как никогда, и не составляет никакого труда подобрать музыкальные мероприятия для зрителей любого возраста. На что стоит обратить внимание (кроме возрастного ценза) родителям, так это на продолжительность концерта и программу. Начинать лучше с самых популярных: это «Щелкунчик» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» Моцарта, «Петя и Волк» Прокофьева.

Не стоит выбирать для первого посещения слишком продолжительные программы, увеличивайте время пребывания на концертах постепенно. Как правило, продолжительность детских мероприятий не превышает одного часа. Этот промежуток выбран не случайно: за это время дети не успевают заскучать и рассредоточиться.

Если вы не уверены, что малыш «осилит» концерт до конца, берите билеты на места, расположенные рядом с выходом, таким образом вы минимизируете неудобства другим зрителям. Помните, что в следующий раз и вы можете оказаться на их месте.

Многие детские музыкальные мероприятия сопровождаются визуальной составляющей — это очень действенный способ концентрации внимания.

Источник

Слушаем классическую музыку вместе с малышом |Скачать подборку классики

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

До сих пор мои статьи были посвящены в основном моторному и интеллектуальному развитию ребенка. Но есть еще одна очень важная сфера развития малыша, о которой нельзя забывать, если вы хотите вырастить всесторонне развитую личность. Это музыкальное воспитание малыша. И речь здесь вовсе не идет о том, как вырастить из ребенка юного музыканта и как развить ему музыкальный слух. Вовсе нет! Музыка необходима любому малышу для развития эмоциональной и эстетической сфер, она помогает привить ему чувство прекрасного.

Из этой статьи вы узнаете, когда и как начинать знакомить малыша с музыкой и какие конкретно композиции включать малышу для прослушивания.

Что слушать?

Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Бывает, мы и вовсе не заморачиваемся и включаем первое, что попадется по радио – как правило, это что-то из поп-музыки. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили. И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.»

Как влияет классическая музыка на малышей

Как слушать? Когда начинать?

Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Но если ваш малыш уже не новорожденный, вы все равно никуда не опоздали. Не задумываясь, приступайте к прослушиванию музыки прямо сейчас, в этом деле начинать никогда не поздно!

Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству, а малыш смотрит на вас из своего гамака или стульчика. И малыш развивается, и у вас немного времени для домашних дел появляется. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка», «Эту музыку написал Шуберт». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом вы благотворно влияете на развитие речи ребенка. С 1,5 лет музыкальные занятия с малышом можно сделать более разнообразными и интересными, подробнее об этом можно прочитать в статье «Музыкальные игры для детей от 1,5 лет».

Вовлекайте кроху не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций.

Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Особенно выделяют произведения Моцарта, их отличает простота и гармоничность. Этот великий композитор приступил к работе в возрасте четырех лет, возможно, поэтому он наилучшим образом сумел передать то настроение, которое порадовало бы детей. Поэтому из творчества Моцарта ребенку можно включать практически все, пожалуй, только за исключением «Реквиема».

Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом (классическую музыку из списка одним архивом можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ)

Если вы хотите с помощью музыки скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, вот несколько рекомендаций:

Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий

У меня самой за плечами 10 лет музыкальной школы, поэтому классическая музыка сопровождает меня по жизни уже довольно давно. И, естественно, когда родилась дочь, вопрос о том, включать ли ей классику, даже не стоял. Не могу сказать, что мы слушаем музыку каждый день, но делаем это регулярно и с удовольствием, особенно любим «активное» прослушивание с притопами и прихлопами:) С 1,5 лет мы добавили в наши музыкальные занятия много нового и интересного, об этом обязательно расскажу позднее в отдельной статье.

Приятного вам прослушивания и гармонии в душе! До встречи на страницах блога! Рекомендую также почитать:

Источник

Как включить классическую музыку в жизнь ребенка

Чтобы не услышать от подростка: классика – это сложно и скучно

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начатьЕлена Тарасова пианистка, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории, член World Piano Teachers Association и Международного союза музыкальных деятелей

С каких сочинений следует начать знакомство ребенка с классической музыкой? Что выбрать, чтобы это знакомство стало шагом навстречу миру музыкального искусства? В каком возрасте сделать этот первый шаг?

Присутствие классической музыки в жизни ребенка с самых ранних лет, ее деликатное (пусть пока что непродолжительное) звучание в пространстве дома становится естественной составляющей дня малыша, который учится понимать окружающий мир – и в этот момент воспринимает звучание музыки как неотъемлемую часть этого мира.

На этом этапе деликатной интеграции искусства в жизнь очень важны реакции родителей на звучание музыки – покой, умиротворение, гармония, удовольствие от прослушивания, естественность вопроса, обращенного к ребенку: «Красиво звучит, правда?». Ничего более для этого раннего этапа не требуется.

В репертуаре этого времени (с рождения и примерно до 4 лет) могут быть сочинения Вольфганга Амадея Моцарта – к примеру, фортепианная соната no. 16 в оригинале или же в транскрипции Эдварда Грига (Моцарт-Григ Соната для двух фортепиано C-dur), «Лирические пьесы» Эдварда Грига («Ариетта», «Мелодия», «Листок из альбома»), сочинения Петра Ильича Чайковского – например, номера из балета «Щелкунчик» (Увертюра, Танец пастушков, Вальс цветов).

На следующем этапе домашних познаний музыкального мира (от продолжается от 4 до 10 лет) предложу интегрировать музыкальное искусство в жизнь семьи через параллели с расписанием ребенка и увлечениями, через беседы, рассказы разной тематики, а также через наблюдения за окружающим миром – и его отражением в музыке. В помощь родителям – тематические блоки.

Детские игры и их отражение в музыке

Во что играли дети в разные времена? Скакалки, деревянные лошадки, куклы, чехарда, воздушный змей? Волчок, качели, оловянные солдатики? Каковы были правила игры? Рассказав об этих играх, можно послушать их отражение в музыке – к примеру, в цикле Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» или же в цикле Жоржа Бизе «Детские игры».

Ах, да, мы забыли столь любимые детьми мыльные пузыри! Здесь будет поистине прекрасный экскурс в мир изобразительного искусства – ведь этой игре не одно столетие, но она всегда пользовалась популярностью, и потому в художественных галереях мира так много полотен, посвященных этой теме. А послушать музыкальное воплощение игры можно опять же в цикле Бизе (пьеса «Мыльные пузыри», Les bulles de savon).

Заметим в скобках: цикл появился на пике популярности игры – незадолго до выпуска в продажу специального раствора для мыльных пузырей (до этого момента для сего развлечения использовали мыльную воду для стирки). Почему бы не совместить забавную игру с прослушиванием музыки или даже созданием небольшой домашней театральной зарисовки под эту пьесу?

Легенды и сказки: слушаем пьесы, смотрим балет

Бесконечное фантастическое пространство, в котором объединяется литература и музыка. Сказки Э. Т. А. Гофмана и Ш. Перро в домашнем чтении можно сочетать с музыкой балетов Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая Красавица» – или же послушать вальсы из балета Прокофьева «Золушка».

В желании обратиться к причудливому миру эльфов, духов, гномов откроем легенды и мифы Северной Европы – и послушаем пьесы Грига, к примеру «Шествие гномов» или «Танец эльфов» из цикла «Лирические пьесы». Редкий и необычный персонаж – кобольд, способный поставить все вверх дном и даже воспламениться – ярко представлен в одноименной пьесе Грига.

Кстати, можно обратиться к страницам биографии композитора и узнать о его доме на холме Троллей (сейчас в этом доме располагается музей Грига) и о его талисмане – глиняной лягушке.

В помощь к этому блоку легенд и сказок – прекрасная советская мультипликация («Щелкунчик», «Снегурочка», «Пер Гюнт») или же знакомство с искусством балета и совместный просмотр эпизодов из балетов, упомянутых выше. Искусство – это единая экосистема, в которой все взаимосвязано; понимание одного направления этой экосистемы может прийти через параллель с другим.

День ребенка и музыка

Тема утра (Григ), утренней молитвы (Чайковский), нежности мамы (Чайковский, сюита «Долли» Форе), далее – материал из блока «Детские игры», дополненный обращениями к циклу Клода Дебюсси «Детский уголок» (пьесы «Серенада кукле», «Кукольный кейк-уок»). Далее – музыка вечера и вечерних грез, всевозможные колыбельные («Прерванные грезы» Чайковского, «Колыбельная слона» из сюиты «Детский уголок» Дебюсси, «Колыбельная» из сюиты «Долли» Форе).

Создание параллелей между жизненными сюжетами и музыкальными – действенный способ сближения с этим видом искусства, отражающим нашу жизнь во всем разнообразии ее проявлений – от культурных традиций, передающихся с незапамятных времен из поколения в поколение, до повседневных действий в нашей современности. Поверьте, там отражен даже поход в McDonald’s («Fast Food – сюита» В. Мортье для трио флейт с названиями частей «Картофель фри и кетчуп», «Гамбургер и салат», «Выпей колу и улыбнись»).

О чем еще расскажет классика

Схематично обозначу последующие варианты тематических блоков:

Позднее, в пору юношества – музыка как исповедь души.

Возможно многообразие тематических блоков. Но, полагаю, даже если часть из них будет успешно воплощена в жизнь, к моменту появления в жизни подростка фразы «Классика – это сложно» (или аналогов этой фразы, неизбежно появляющейся во внешнем мире) у вашего ребенка будет достойный ответ и личный опыт восприятия. Посему важно не опоздать – и приблизить ребенка к миру музыкальной гармонии прежде, чем он узнает, что во взрослом мире классическую музыку принято называть сложной.

Всё, описанное выше – это формы домашнего познания и приближения к миру музыки. В эти времена существует немало прекрасных концертов и программ для детей и юношества – к примеру, программы Московской филармонии или зала «Зарядье». Верю, что в новом году мы вновь будем встречаться в концертных залах и открывать для себя бесконечно прекрасный мир классики.

Источник

Не только польза, но и удовольствие: как слушать классическую музыку с ребёнком

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

О том, что слушать классическую музыку полезно, знает каждая мама. Музыка помогает укреплять нейронные связи, развивает мозг, положительно влияет на пространственное мышление и координацию. Но как быть, если Глинка, Прокофьев и Чайковский совсем не вызывают интереса у ребёнка? Своими секретами с «О!» делится детский психолог Светлана Пятницкая.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Если вы никогда не слушали вместе с ребёнком классическую музыку, необходимо продвигаться в этом направлении маленькими шагами, например, начните с этих пяти вопросов.

Кто такой композитор и как он пишет музыку?

Для начала важно познакомить ребёнка со словом «композитор» и его значением. Композитор — человек, который пишет музыку. Каких композиторов мы знаем? Попробуйте перечислить. Не менее важно понять, как композитор пишет музыку? Ответ на этот вопрос очень простой: с помощью нот. Как мы пишем слова из букв алфавита, так и в нотном стане есть специальные знаки музыкального письма. Постарайтесь найти возможность показать ребёнку, как выглядят ноты.

Так же, как писатель пишет свои сказки и рассказы для детей с помощью слов, композитор пишет музыкальные произведения — песню, вальс, польку, симфонию — с помощью нот. Разные музыканты на разных инструментах исполняют музыкальные произведения композиторов. Дайте послушать «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» А. Глазунова, «Детскую польку» М. Глинки, чтобы ребёнок услышал различие в жанрах.

О чём это произведение и как музыканты его исполняют?

Полезно задуматься о том, что нам хотел рассказать автор в своём произведении. После прослушивания какого-либо отрывка поделитесь с малышом своими впечатлениями, поинтересуйтесь, какие впечатления остались у ребёнка. Музыка может нам рассказать разнообразные увлекательные истории из окружающего мира. Но, в отличие от сказок и рассказов, в музыке мы слышим звуки. Для извлечения звуков люди придумали различные музыкальные инструменты — предметы, из которых человек может извлекать всевозможные звуки. Какие музыкальные инструменты знает ваш малыш? А вы? Гитара и балалайка, арфа, скрипка и контрабас, труба и флейта, барабан и бубен, гармонь и фортепиано — лишь некоторые из них. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением музыкальных инструментов. Слушая произведения, потренируйтесь на слух понимать, какой инструмент звучит, выделяя его из потока мелодии.

Игра «Музыкальный домик» обязательно понравится детям. На ширме «постройте» трёхэтажный домик, обозначьте место для трёх квартир на каждом этаже. Затем спрячьтесь за ширму и поочерёдно извлекайте звуки из разных музыкальных инструментов. После прослушивания ребёнок должен отгадать, какой инструмент только что звучал. На столике рядом разложите картинки с изображением музыкальных инструментов: бубна, флейты, барабана, ксилофона Пусть малыш выберет и прикрепит к свободной «квартире» карточку, решая, где живут барабанщики, а где — флейтисты. Если вы играете в большой компании, то остальные дети могут согласиться или не согласиться с решением, аргументируя выбор. Во время подготовки к такой игре важно дать послушать звуки инструмента с открытыми и закрытыми глазами.

Чем звуки отличаются от музыки?

Попробуйте донести мысль о том, что отдельные звуки сами по себе ничего не означают. Если мы просто стучим по клавишам фортепиано или барабаним палочками без дела — это что? А вот если композитор собирает все звуки вместе и объединяет их в мелодию, тогда звуки могут рассказать нам о каком-либо случае, приключении, событии. Музыкальные звуки отличаются от тех, что мы проговариваем. Они могут быть отрывистыми, протяжными, нежными и суровыми, весёлыми и грустными, могут принимать разнообразную форму, рассказать нам множество историй, напомнить чей-то грозный рык, убаюкать плавностью мелодии… Такие сравнения отлично развивают фантазию и воображение ребёнка.

Послушайте отрывки из пьес «Болезнь куклы» и балета «Щелкунчик» — и вы убедитесь в этом сами. Не торопитесь говорить, как называются произведения. Предложите ребёнку самостоятельно придумать им название. Музыка способна раскрывать человеческие чувства: гнев, радость, тревогу, ненависть, отчаяние, мечтательность, грусть, беспокойство и многое другое. Она может рисовать нам картины легкого счастья в погожий день, злую стужу, протяжный вой ветра и шум дождя.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

О чём может рассказать мелодия?

Самое главное выразительное средство в музыке — мелодия, это её душа и сердце. Мотивы песен, которые мы напеваем, и есть мелодии. Мелодии можно напевать, отстукивать пальцами или палочкой. Звуки в мелодии вливаются друг в друга, таким образом мелодия вьётся, разматываясь, как ниточка у клубка. С помощью мелодии композитор может передать нам своё настроение, мысли и чувства, рассказывает музыкальные истории. Мелодии получаются разными: и воодушевлёнными, и мечтательными, и волнующими, и мужественными, ласковыми и героическими.

С чего начать?

В этом вопросе лучше отталкиваться от интересов ребёнка. Если вы видите отклик и желание слушать мелодии, общайтесь на эту тему раз в две-три недели.

Отличным вариантом для знакомства с классической музыкой может быть цикл «Времена года». Однажды вы можете сказать: «Сегодня я хочу познакомить тебя с выдающимся русским композитором Петром Ильичом Чайковским». Покажите ребёнку его портрет, предложите послушать «Осеннюю песнь». Поинтересуйтесь, понравилась ли ему эта мелодия? Какая эта музыка? Какое настроение в ней передал автор? Да, эта музыка печальная, грустная, даже унылая. А о чём рассказывает эта музыка? Попробуйте взять краски и изобразить это в рисунке. Наступила осень, идёт дождь, листья медленно осыпаются с деревьев, ветер раскидывает их повсюду, вянет и жухнет трава на полях, птицы собираются в стаи и постепенно улетают в тёплые края. Нет-нет, где-то промелькнёт ещё солнечный луч, но он уже не греет, как летом. Животные затихают, ищут себе пристанища. Природа готовится к увяданию. Обсудите, какой месяц изображает «Осенняя песнь» и сколько, по мнению ребёнка, пьес в цикле, если каждая из них посвящена одному месяцу в году. Предложите послушать эту пьесу ещё раз и подумать, почему автор дал ей название «Осенняя песнь». Если вы не будете ставить под сомнения предположения и идеи ребёнка, он всё чаще будет давать волю своему воображению, охотно делиться картинами, которые возникают в его голове.

Когда вы прослушаете произведения всего альбома, можно предлагать прослушивать фрагменты, задавая вопросы: «Какое произведение сейчас звучит?», «Какое из них тебе нравится больше всего?», «Чем тебе нравится именно эта пьеса, какой отклик в душе вызывает?» Подберите под каждую пьесу несколько пейзажей и предложите ребёнку выбрать из них тот, который больше всего подходит для передачи характера этой мелодии. Если вы любите длительные прогулки, можно создавать фотографии отдельных моментов характерных изменений в природе того или иного месяца, а затем собирать их в ролик, накладывая мелодию одноименного месяца из цикла.

Всегда отталкивайтесь от интересов ребёнка, и тогда любое занятие будет приносить вам не только пользу, но и удовольствие.

Источник

Как, зачем и когда нужно знакомить детей с классической музыкой

Почему так важно научить ребёнка слушать классическую музыку, какой именно должна быть правильная классика и как не ошибиться с выбором — об этом рассказывает мама, журналист и пресс-атташе Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Ирина Корнеевская. Чтобы вам было ещё легче, вы найдёте здесь список из 100 классических произведений, которые можно включать ребёнку с младенчества.

Информационная среда и информационная гигиена

Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время. И если ты сам за 25-35 лет как-то этому научился, сформировал предпочтения (свой «новостной рацион»), то становясь родителем, внезапно понимаешь, что теперь тебе нужно проделать всю эту работу заново. То есть совсем заново, буквально с нуля. Оградить нового в этом мире человека от лишнего и окружить ценным с самого рождения и до тех пор, пока он не скажет тебе «я сам лучше знаю».

Многочисленные методики раннего развития призывают молодых родителей как можно раньше и интенсивнее начать развивать все органы чувств вашего малыша, иначе «будет поздно». От таких агрессивных призывов немедленно развить ребёнка родителю следует избавляться как от информационного мусора, но не стоит кидаться и в другую крайность.

На ближайшие полтора десятка лет вы для своего ребёнка — главный пример того, как следует жить, что ценить, чего избегать

Бросать его в пучину информации, не фильтруя этот поток, — безответственно. Задача родителя — создать благотворную среду для развития. Предложить материал и наблюдать, принимает его ребёнок или нет.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Разнообразие звуков окружающего мира

Одно из чувств ребёнка — слух. Новым для него является каждый звук окружающего мира, до восприятия музыки ещё далеко. Первые месяцы после рождения очень непросты для малыша. Известно, что новорождённый воспринимает мир как суп. Он ощущает себя и все окружающее как единое целое, он пока не знает, что такое «я»:

«Младенец ещё не делает различий между тем, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что — о его теле. Для младенца внешнее окружение и его тело — одно и то же. То, что происходит снаружи, происходит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или мир устал. Всё есть одно единственное обонятельное-цветовое-звуковое впечатление».

Из книги «Капризничает? Значит, развивается!» Хетти Вандерейт, Франс Плой

Лично я скептически отношусь к совету включать классическую музыку младенцу первого полугодия жизни. На мой взгляд, от этого попросту мало проку. Более того, примерно до полугода у грудных детей нет избирательного внимания, разнообразные звуки младенца шокируют, так как сливаются. Из-за особенностей слуха мир грудных детей очень легко превращается в сумасшедшую какофонию.

Если вам всё же хочется включать малышу музыку с рождения, сделайте выбор в пользу колыбельных (и похожих на них произведений) в оркестровой обработке. Ну и петь колыбельные самому. Тут малышу и родной любимый голос, и музыка.

В младенчестве ребёнку нужно показать природу звукоизвлечения. Погремушка — шумит, колокольчик — звенит. Дудочка, ксилофон, барабан — базовый набор музыканта в пелёнках.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Какой должна быть первая классика

Итак, в погремушки гремим, в барабан стучим, под колыбельные засыпаем. Пришло время открыть для малыша сундук с сокровищами. В вашем распоряжении несколько веков созданной человечеством музыки. Есть из чего выбирать!

Но имеет ли значение жанр и эпоха прослушиваемой музыки? Рок или классика? Этно или электронная музыка? Музыка, которую в народе зовут «классикой», обладает более сложной музыкальной структурой. Исследователи считают, что именно эта «комплексность» академической музыки и влияет на развитие участков мозга, отвечающих за решение пространственных задач. Это, безусловно, не значит, что другая музыка бесполезна. Никогда не стоит забывать, что многовековое музыкальное наследие человечества не ограничивается европейской академической музыкой.

Что касается репертуара классических произведений для ребёнка, плюс в том, что предыдущие поколения произвели качественный отбор за нас

То есть, плохие образцы попросту не сохранились бы в памяти человечества на сотни (или даже десятки) лет. Осталось отобрать то, что не испугает малыша резкостью, громкостью, крайними регистрами. При отборе музыки для ребёнка я бы также рекомендовала избегать всяческих «адаптированных» версий. Например, когда вместо струнного квартета звучит синтезаторный ксилофон. Почему-то некоторым кажется, что ребёнку такая дешёвая подделка понравится больше богатых тёплых тембров живых инструментов или будет более «понятна».

Не бойтесь предлагать ребёнку оригиналы, думая, что он их не поймёт. Искусство не нуждается в адаптациях

В вопросе выбора композиторов и произведений для прослушивания малышами, первая мысль, которая приходит в голову, — больше всего для этих целей подойдут венские классики и романтики. Их музыка многим кажется более доступной для понимания по сравнению, например, с ХХ веком, в котором и не каждый взрослый разберётся. В 1993 году даже возникла теория о «Моцарт-эффекте»: якобы прослушивание его великой музыки с пелёнок помогает вырастить гения. Позже, в 1999-м, эту теорию опровергли.

На мой взгляд, доступные произведения можно найти практически во всех эпохах. И скажу даже больше, способ знакомства с музыкой по хронологии, который будет удобен многим взрослым, в случае с детьми совершенно необязателен. Ребёнок познаёт ту реальность, которая его окружает, — такой, какая она есть. Например, по вашему мнению, ребёнку необходимо выучить сначала основные цвета: красный, жёлтый и синий, а уже потом перейти к второстепенным — оранжевому, зелёному и так далее. Вполне возможно, что ребёнок обратит своё внимание сначала на фиолетовый, потом на чёрный, а красный он поначалу и вовсе не запомнит. И эта «непоследовательность» не помешает ему со временем выучить все цвета и не скажется негативно на его понимании цветовой палитры.

Итак, если мы считаем, что отбирать произведения для фонотеки малыша нужно не по хронологии, то каковы главные критерии?

1. Жанр и состав исполнителей

Напомню о несовершенстве органов чувств младенца — ушей в частности. Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр, представляют для малыша страшный шум. Ему не по силам что-то расслышать в этом. А медные духовые инструменты, ударные и вовсе заставят малыша вздрагивать. Поначалу выбирайте камерный состав оркестра; ансамбли — квартеты, дуэты; произведения для фортепиано или других инструментов соло под аккомпанемент фортепиано.

Отложить на будущее стоит и крупные музыкальные формы, и серьёзные жанры. Симфонии, оратории, мессы и прочие оперы малыш вряд ли оценит. Стоит сделать выбор в пользу не слишком длинных пьес или подходящих по определённым нами параметрам отрывков крупных произведений.

2. Эмоциональная окраска произведения

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл заложены в большей мере в крупных произведениях. Ребёнок вряд ли сумеет сопереживать такой заряженной музыке — у него нет необходимого жизненного опыта и попросту его мозг ещё не созрел для восприятия такой сложной информации. Это слишком сильное воздействие на ребёнка, которого следует избегать.

3. Регистры, динамика

Этот пункт связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл, заложенные в крупных произведениях, как правило, достигаются использованием более сильных средств: звучанием в разных регистрах и использованием выразительной динамики. Крайние регистры (очень низкие и очень высокие звуки) и контрастная динамика (фортиссимо, особенно внезапное, после пиано) — это слишком резкое звучание, оно сложно для восприятия маленькими ушами и попросту может испугать ребёнка.

4. Реакция ребёнка на музыку

Малейшее неудовольствие ребёнка в ответ на музыку должно стать для вас сигналом прекратить прослушивание этого произведения. Не нужно пытаться «дослушать», даже если осталось совсем немного. Мы резко против насилия по отношению к маленькому человеку даже в таком проявлении.

Музыка в вашей семье: влияние родителей на формирование музыкального вкуса ребёнка

Не нужно убеждать ребёнка в том, как полезно и приятно слушать классику, нужно самому получать от этого удовольствие. Всем опытным родителям давно известно, что ребёнок воспринимает не столько наши слова, сколько наш пример. Если родитель говорит одно, а делает другое, то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов. Если мама методично по расписанию включает ребёнку Бетховена, а потом весело делает уборку под хиты группы «Блестящие», то вряд ли ребёнок сделает вывод, что классика — это хорошо, а попса — это мусор. В первые годы жизни вы как никогда способны повлиять на формирование вкусов малыша.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Если вы ещё ожидаете ребёнка, это значит, что у вас впереди несколько прекрасных месяцев, когда вы можете посвятить себе максимум времени. Потом будет долгий период, когда вы не принадлежите себе, вы просто аппарат жизнеобеспечения для вашего беспомощного поначалу малыша.

Пока ребёнок внутри вас, для него чрезвычайно важно ваше эмоциональное состояние, поэтому более глубокое знакомство с классикой для вас — идеальная находка

Итак, как начать понимать и любить академическую музыку? К счастью, современность позволяет нам получить доступ ко всей необходимой информации, чтобы прокачать скилл. Главное — постепенно знакомиться с новыми произведениями и по возможности ходить на концерты. Можно выбрать для себя подходящий метод: знакомиться со знаковыми произведениями наиболее известных композиторов по хронологии или выбрать более близких нам по времени и духу авторов начала ХХ века. Некоторые советуют целиком отдаться во власть эмоций и «слушать сердцем», соотнося музыку с вашими эмоциями и настроениями. Любителям основательного подхода может понравиться изучение музыки с углублением в теорию. Завсегдатаи светских мероприятий могут ходить на симфонические концерты, оперы и балеты.

Что бы вы ни выбрали, помните, что любое академическое произведение требует большего внимания, чем песня современных исполнителей

Скорее всего, во время первого прослушивания, произведение покажется вам сложным и непонятным. Однако после нескольких повторов вы начнёте понимать его логику, слышать отдельные темы. Продолжайте слушать — и то, что, казалось, невозможно охватить, станет близким и понятным.

Фонотека вашего ребёнка

Составление списков вроде «100 книг, которые каждый должен прочитать к 30 годам» и «100 лучших картин всех времён и народов» — всегда дело неблагодарное. Такой список выглядит, с одной стороны, глупо и банально, потому что часть упомянутого набила всем оскомину, и с другой стороны — не вызывает отклика, потому что ещё половина названий вам ни о чём не говорит. Такие «универсальные» списки — это не про вас и ни про кого другого. Это солянка, получившаяся случайным образом.

классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть фото классическая музыка для детей с чего начать. Смотреть картинку классическая музыка для детей с чего начать. Картинка про классическая музыка для детей с чего начать. Фото классическая музыка для детей с чего начать

Поэтому я выйду из этой ситуации следующим образом: в нашу сотню произведений для малыша я постараюсь включить наибольшее количество разных композиторов, чтобы у вас была возможность оценить разнообразие музыки, доступной слушателям, начинающих с самого что ни на есть нуля — маленьких детей. Вы сможете обратить внимание на композиторов, музыка которых привлечёт вас и позже самостоятельно познакомиться с другими их сочинениями. Этакая семейная методика погружения в классику. Мой выбор из 100 произведений — по ссылке ниже.

100 произведений академической музыки для детей

Кажется, что эта задача — разобраться в академической музыке с нуля — непосильна. Но если вы стремитесь к тому, чтобы классика играла важную роль в жизни вашего ребёнка, вы сами должны верить в музыку. Не заставляйте — ребёнка или себя — слушать классическую музыку. Это не работа, а целый мир, который откроется вам и станет источником прекрасных сильных эмоций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *