классный час что такое хорошо что такое плохо
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо» с презентацией
Выбранный для просмотра документ Что такое хорошо и что такое плохо.docx
Классный час на тему:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Учить детей различать хорошие поступки от плохих.
Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.
— для учителя: презентация, на доске тема, рисунки, карточки с лицами (эмоции),слова.
— для учащихся: цветные карандаши, листы с лицами, ромашка для рефлексии.
Ход классного часа
— Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня у нас необычный классный час. На нем присутствуют гости, повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с ними.
Садитесь. Мы начинаем.
— Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
— Всем вам, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?
— Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
— Какие поступки похвальны, а какие нет? В этом нам помогут разобраться произведения русских поэтов.
— У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого ответ помещаю в книжке.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал, —
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
— Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом! —
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Учитель: мы с вами прослушали стихотворение и нам уже становится понятно, что такое хорошо и что такое плохо. Ну а что же обозначают эти слова, кто нам может подсказать?
— словарь.
— Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
— Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
— Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.
— Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово
Значит слова хорошо – плохо: антонимы
— Итак, со значением слов разобрались.
— Какими близкими по значению можно заменить эти слова.
— Давайте подберем слова – синонимы.
— Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”.
— А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”).
— А со словом “плохо” (“зло”).
— Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло? (описывают)
— Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет? «зло»? – ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
– ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
У каждого человека может быть разное настроение, это зависит от поведения и обстоятельст, которые случаются у него.
А теперь поиграем в игру «Поймай настроение» перед вами листы с лицами, но они пусты. Постарайтесь нарисовать ту эмоцию, которую буду вам называть.
— Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
— А вам приходилось когда-нибудь злиться?
— А из-за чего вам приходилось злиться?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
— Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
— Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим. Слайд 5
1. Физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют упражнения).
2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
— Как еще можно избавиться от злости?
Станцевать буйный танец;
Просто рассказать о своих переживаниях.
— Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.
— А сейчас предлагаю поиграть в игру “Хорошо и плохо”. Слайд 6
Пред вами цветок. Я сейчас буду называть вам различные ситуации, а вы будете закрашивать лепесток яркими красивыми цветами, если вы это делаете, и темными цветами, если нет.
— Предлагаю оценить свою вежливость.
Показали свои цветочки
А теперь на последнем лепесточке напишите, чтобы вы пожелали лучшему другу.
А теперь обменяйтесь с соседом по парте. Пусть они напоминают вам, какими нужно быть!
— Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо?
Дети читают стихи “Что такое “хорошо”? И что такое “плохо”?”
Если учишься на пять,
Дисциплина – тоже,
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
Закончить наш разговор я хочу словами Владимира Маяковского из стихотворения
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо». Слайд 7
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноармейская средняя общеобразовательная школа»
Красноармейского района Чувашской республики
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Классный руководитель 1-а класса
Петрова Людмила Николаевна
· Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.
· Расширить знания детей о добре и зле.
· Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
· Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, к старшим и друг к другу.
· Развивать умения нравственного суждения (развивать словарный запас у учащихся).
· Учить способам выражения гнева.
Предполагаемый результат : расширение понимания учащимися значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличать плохое от хорошего
· Картинки с изображением плохих поступков и хороших
· Бумажные полоски с надписями
Ход классного часа
1. Организационный момент
Классный час пора начать.
Есть такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
— Как вы это понимаете? (Ответы детей)
— Какие ещё пословицы и поговорки о доброте вы знаете? О чём они говорят? (Ответы детей)
— Давайте продолжим предложения, которые записаны на доске:
Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
— Какие поступки похвальны, а какие нет?
— Давайте вспомним значение этих слов.
— Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
— Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
Фронтальная работа с картинками.
— Ребята на доске вы видите 2 ключевых слова ХОРОШО и ПЛОХО.
Перед вами несколько картинок с изображением плохих и хороших поступков. Сейчас вы по очереди будете проходить и перемещать плохие поступки к слову плохо, а хорошие к слову хорошо.
— Какие поступки и качества вы отнесли к хорошим?
(Ребята дают ответы с обоснованием своего мнения. Например, хорошо, когда мама рядом, споёт песенку, укроет одеялом; хорошо, когда много друзей, когда они могут помочь выполнить задание (смастерить скворечник); хорошо, когда ты можешь помочь стареньким и беспомощным).
— Какие поступки и качества вы отнесли к плохим?
(Ребята дают ответы с обоснованием своего мнения. Например, плохо, когда кто-то болен и ты не можешь помочь; плохо, когда ты жадничаешь, тогда тебя никто не любит; плохо, когда ты не можешь содержать свои вещи в порядке и всегда грязный; плохо, когда ты обижаешь слабых).
— Давайте посмотрим, правильно ли вы распределили.
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»
Муниципальное образовательное учреждение
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 » города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
(Методическая разработка классного часа для учащихся 2 класса в требованиях ФГОС)
воспитатель ГПД, первой квалификационной категории,
города Магнитогорска, Челябинской области, 2014 год
г. Магнитогорск, 2016
Конспект классного часа по духовно-нравственному направлению для учащихся 2 класса по ФГОС НОО
Воспитатель ГПД : Чубаева Наталья Николаевна
Цель : Создать условия для формирования представлений учащихся о том, что такое хорошо, что такое плохо на примере произведения Владимира Маяковсеого
— Расширить знания детей о хороших и плохих поступках;
— Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных ценностей и предпочтений;
— Формировать у учащихся способы конструктивной, коммуникативной, игровой и познавательной видов деятельности;
— Воспитывать потребность у детей совершать хорошие поступки
— Способствовать развитию умения у учащихся работать в микрогруппе, анализировать ситуации, отстаивать собственную точку зрения
Мотивация выбора данной темы : дети сами должны осознать необходимость совершать хорошие поступки
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор
Интерактивные формы: работа в группе, работа в парах.
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
– развитие уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;
— формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
— формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
— формирование умения организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
— развитие умения правильно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
— развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
— формирование умения взаимодействовать в группе, распределять роли и функции совместной деятельности;
Ход классного часа
Самоопределение к деятельности. Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня наша встреча посвящена очень важному разговору, а о чём будет нас сегодняшний разговор, вы мне скажите сами, после просмотра отрывка из мультфильма.
Показ отрывка из мультфильма по мотивам произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
— Ребята, о чём говорится в этом мультфильме?
— Назовите тему нашего классного часа.
Дети: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Постановка целей и задач.
Сегодня на классном часе:
— Мы постараемся разобраться в понятиях: хорошие и плохие поступки
— Выяснить какие поступки вы больше совершаем: плохие или хорошие
— Узнаем, какие качества характера характеризуют плохого и хорошего человека.
Работа с литературным произведением «Что такое хорошо и что такое плохо»
Ребята, вспомните прочитанное вами произведение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
— О каких мальчиках говорится в произведении?
— Какого мальчика Маяковский считает хорошим? Какие он поступки совершает?
— Какого мальчика Маяковский считает плохим? Какие он поступки совершает?
— Что на ваш взгляд является хорошим? Что плохим?
— Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слов.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
— Итак, со значением слов разобрались. А сейчас я посмотрю, как вы умеете разбираться и отличать хорошее от плохого. Для этого мы выполним с вами задания.
Задание 1. «Хорошо – плохо» (работа в парах)
Сейчас вам предстоит поработать в парах. У вас на столах лежат карточки. На этих карточках написаны качества, которые относятся к хорошим и плохим качествам. С левой стороны парты вы выкладываете плохие качества, а с правой стороны – хорошие качества.
Давайте проверим, какая пара быстрее выполнит задание, та и победит.
Задание 2 «Хорошие и плохие привычки»
Ребята, скажите, как вы понимаете значения слова «привычка»? Какие привычки живут в вас самих хорошие или плохие. У вас на столах лежат круги – сигналы, жёлтого и чёрного цветов. Я буду называть привычку, если это хорошая привычка, то вы поднимаете желтый круг, если плохую привычку, то поднимаете круг чёрного цвета.
Привычки: ковырять в носу, не чистить зубы, ходить грязным, курить, не сдерживать обещание, опаздывать, приходить вовремя, учить уроки, выполнять обещание, говорить правду, вести ЗОЖ.
Задание 3 «Отгадай- ка»
Кто из вас, проснувшись бодро,
Кто из вас, скажите, братцы,
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились.
Задание 4 «Закончи пословицу»
Ребята, скажите, делать добрые дела это свойственно хорошим людям или плохим? В народе много пословиц сложили о добре. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. 1 ряд = это одна команда, 2 ряд – это вторая команда. Сейчас я буду называть начало пословицы, а вы мне будете говорить её окончание. Чья команда больше закончит пословиц, та и победит.
Кто любит добрые дела, (тому и жизнь мила).
Нет худа (без добра).
Худо тому, кто (добра не делает никому).
Про доброе дело (говори смело).
Сделав добро, (не кайся).
Добрые слова лучше (мягкого пирога).
Жизнь дана на (добрые дела).
Свет не без (добрых людей).
От добра (добра не ищут).
Добро тогда будет добро, (когда люди похвалят).
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями
Наш классный час подошёл к концу.
О чём мы сегодня с вами говорили на классном часе?
Какие поступки мы называем хорошими, а какие плохими?
Какие поступки вы будете совершать вы?
Вам понравился классный час? У вас на столах лежат мордашки, которые показывают различные настроения. Сейчас вы к доске по очереди прикрепите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению.
Я благодарю вас за внимание, и надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки.
Классный час по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты.
Учитель:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
— Всем, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?
— Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
— Какие поступки похвальны, а какие нет?
— Давайте вспомним значение этих слов.
— Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
— Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
Хорошо | Плохо |
Неплохо, недурно, славно, ладно, здорово (разг.) Изрядно (устар.) Порядочно (устар. Разг.) Недурственно (устар.) Отлично, прекрасно, превосходно, отменно, первоклассно, знатно, классно, качественно, добротно, справно. | Нехорошо; Неудовлетворительно; Недостаточно; Слабо; Скверно; Дурно; Неважно; Худо; Паршиво; Неладно; Неважнецки. |
— Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”.
— А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”).
— А со словом “плохо” (“зло”).
— Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
— Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
У добра | У зла |
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. | Темные, черные, грязные, холодные. |
— Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.
“ДОБРО” | “ЗЛО” |
Нежность; Забота; Внимание; Ласка; Верность; Радость; Дружба; Свет; Любовь; Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д. | Предательство; Зависть; Злоречие; Жадность; Ложь; Месть; Эгоизм. |
— А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)
— Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.
– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
– ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
— Как ведут себя добрые люди?
— А как ведут себя злые люди?
— Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
— А вам приходилось когда-нибудь злиться?
— А из-за чего вам приходилось злиться?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
— Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
— Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
1. Чтобы избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют упражнения).
2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
— Как еще можно избавиться от злости?
— Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.
— Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого (стр. 33) и скажите: Как можно назвать поступок старика?
Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).
— Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.
— Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Жизнь дана на добрые дела.
Делать людям хорошее, хорошеть самому.
— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
— Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
— Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).
Песня “Доброта” (сл. Н.Тулуповой, муз. И. Лученка)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
— С чем можно сравнить добро? (С солнцем, весенней радугой, яркими красивыми цветами, с мамой).
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
— Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь. Но иногда, порой мы своими необдуманными поступками огорчаем своих мам.
Посмотрим сценку.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
— Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике “пять”, а Вера только “тройку”. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
— Да, ты стала хуже…
— Я? – удивилась Соня. – Но ведь “тройку-то” получила не я!
— “Тройку” получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
— За что мама осудила Соню?
— Что бы вы посоветовали Соне?
— Можно ли Соню назвать доброй?
(Добрый человек всегда готов помочь близкому).
— Какого человека называют добрым?
— Какие слова говорят добрые люди? (Добрые, вежливые).
— А какие добрые, вежливые слова вы знаете? (Дети называют вежливые слова).
— Молодцы! Много знаете вежливых слов.
— Скажите, а достаточно ли того, чтобы быть вежливым, воспитанным, знать вежливые слова?
— Верно, вежливость – это не только добрые слова, но и добрые дела и поступки.
— А можно ли этих ребят назвать вежливыми, о которых вы сейчас услышите в частушках. Почему?
Чтобы печка разогрелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
— Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут”.
Говорит лентяйке мать:
— Убери свою кровать.
— Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить.
— А сейчас предлагаю поиграть в игру “Хорошо и плохо”. Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок – фишка черного цвета.
ПЛОХИЕ | ХОРОШИЕ |
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. | Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. | Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помог решить задачу. |
Нарисовал на парте. | |
Не выполнил домашнее задание. | |
Дал списать. | |
Опоздал. |
— Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными, как герои этого стихотворения.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
— Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняйтесь доброты, как герой стихотворения
А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
— Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.
На добрые слова не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться –
Со словом обидным, нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться!
Мапьвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурча под нос). Здравствуйте.
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и все! А тебе что от меня надо?
Мальвина (обиженно). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
Буратино. Обиженный. Ведь я никого не ругаю!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что я плохого ему сказал?
Мальвина (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна шутка Буратино? (Обсуждение).
Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
— Да, доброе слово лечит, а худое калечит. И пока вы молодцы, сильны, добры не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми. А вы вежливы?
— Да, доброе слово лечит, а худое калечит. И пока вы молодцы, сильны, добры не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми. А вы вежливы?
— Предлагаю оценить свою вежливость.
ТЕСТ | да / иногда / нет | ||
1 | Здороваешься ли ты с соседями по дому? | Я | РОДНЫЕ |
2 | Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? | ||
3 | Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? | ||
4 | Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? | ||
5 | Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)? | ||
6 | Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? | ||
7 | Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта? | ||
8 | Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? |
ИТОГ: Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо?
Дети читают стихи “Что такое “хорошо”? И что такое “плохо”?”
Если учишься на пять,
Дисциплина – тоже,
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
Закончить наш разговор я хочу словами В. Сухомлинского: “Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек”.