классный час на тему экология это все что нас окружает
Классный час «Экология – это всё,что нас окружает»
Целевая аудитория: 9-11 классы (14-17 лет)
Цель: формирование культуры экологического мышления школьников, пополнение знаний об экологических проблемах планеты, их связи с повседневным бытом человека, понимание своей значимости в решении экологических проблем.
Способствовать формированию культуры экологического мышления
и заботливого отношения детей к окружающей природной среде;
Способствовать развитию навыков анализа текста, выделению основных
идей, формированию выводов на основе полученной информации
Способствовать развитию личности учащихся, формированию
Создать стимул в приобретении дополнительных знаний;
Развивать навыки работать в коллективе.
Личностные: формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде, осознание своих возможностей в решении экологических проблем;
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные: формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, ориентирование в своей системе знаний.
Технологии: Личностно-ориентированная технология обучения, тестовая технология, игровая технология.
Форма работы: Фронтальная и групповая.
Оборудование: Интерактивная доска
Этап 1. Организационный момент
— У нас сегодня необычный урок, на котором мы затронем очень важные вопросы.
Этап 2. Целеполагание 2 мин.
— Внимательно рассмотрите рисунок.
— Что здесь изображено?
— Что может означать этот рисунок?
— Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
— Давайте подумаем, кто из нас что делает в своей повседневной жизни, в быту, для охраны природы?
— Замечательно. Это действительно хорошие привычки. Можно сказать, это наша личная помощь планете.
— Вспомните, как называется наука о взаимодействии всего живого и охране планеты? (Экология)
— А почему нам важно говорить об экологии?
Этап 3. Работа по теме мероприятия. 10 мин.
1. Глобальное потепление
2.Разрушение озонового слоя
Еще одна проблема, с которой столкнулось человечество — это разрушение озонового слоя. Поскольку озон, располагающийся на высоте 20-25 км над поверхностью Земли, является своеобразным фильтром, поглощающим агрессивные ультрафиолетовые лучи Солнца, то при истончении озонового слоя люди массово теряют зрение, получают солнечные ожоги, которые впоследствии приводят к развитию злокачественных опухолей кожи. Кроме того, опасности подвергаются морские экосистемы, так как фитопланктон, выступающий здесь в роли основного звена пищевой цепочки, не может нормально развиваться при чрезмерном воздействии жесткого УФ-излучения. Решение данной проблемы базируется на отказе от использования фреоновых газов, которые наиболее активно разрушают озоновый слой.
3. Загрязнение мирового океана
4. Загрязнение воздуха
Жителей мегаполисов особенно волнует проблема загрязнения воздуха. Огромные объемы выхлопных газов, выбросов от предприятий окутывают города в толстый слой смога, дышать в котором порой становится просто невозможно. Отсюда многочисленные проблемы со здоровьем у взрослых и детей.
5. Недостаток питьевой воды
Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни.
6. Уничтожение лесов
Еще одна проблема, последствия которой уже скоро ощутит всё человечество — это уничтожение лесов. Леса не даром называют легкими планеты. Они перерабатывают углекислый газ, концентрация которого в атмосфере постоянно растет, в кислород, необходимый для дыхания живых организмов. К тому же, с вырубка и сожжение лесных насаждений ведет к таким рискам, как опустынивание почвы и утрата биоразнообразия на Земле. Остановить эти процессы крайне сложно, поскольку здесь требуется комплексный подход, подразумевающей решение массы экономических, социальных и политических задач.
В результате глобальных изменений климата, вырубки лесов, дефицита пресной воды, интенсивного использования плодородных земель происходит их истощение и превращение в пустыни.
8. Уменьшение биоразнообразия
Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.
9. Истощение природных ресурсов
Этап 3. Игровые задания.
— Разделимся на 2 команды.
№ 1: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).
№ 2: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).
— Давайте подумаем, чем мы с вами уже сегодня можем помочь планете?
Выберете то, что вы уже сегодня выполняете. Отметьте номера
Выбрасываю мусор только в урну или бак
Сдаю пластик, металл, стекло и бумагу в переработку
Расходую экономно воду
Не разоряю птичьи гнёзда и не пугаю животных в лесу
Не собираю редкие растения
Не ем из одноразовой посуды
Аккуратно ношу одежду и берегу свои вещи
Хожу в магазин с многоразовой сумкой
Выключаю свет, когда выхожу из комнаты
Экономлю бумагу: печатаю и пишу на обеих сторонах листа
Сдаю батарейки в переработку
Сажаю деревья и другие растения
Выключаю электроприборы из розетки, когда ухожу из дома или ложусь спать
Делюсь знаниями о природе и экологии.
Только тогда, когда каждый из нас задумается об экологии и что-то сделает для защиты нашей планеты, можно надеяться на решение экологических проблем.
Каждая команда получает карточку с экологической проблемой нашей местности
Ваша задача, выяснить, что стало причиной возникновения данной проблемы и пути её решения.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой. Весело прошел день».
Команды составляют список ошибок.
Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки — 100 лет.
Костер следует забросать землей или залить водой.
Трогать яйца птиц нельзя — птица может не сесть на яйца.
Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
Прятаться во время грозы под деревом опасно.
Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.
Этап 4. Подведение итогов.
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда, айфон последней марки… Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Будущее Земли в наших с вами руках. Давайте любить и беречь нашу планету!
Классный час на тему «Экология – это всё, что нас окружает»
Цель: воспитание у обучающихся младшего школьного возраста экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
— расширить представление обучающихся об экологических законах;
— способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
— привлечь внимание обучающихся младшего школьного возраста к экологической проблеме;
— познакомить обучающихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу.
Оборудование: ММП, видеоролик, музыкально сопровождение, глобус, рисунок Земли, раздаточный материал.
Продукт деятельности: изготовление «Цветок жизни».
1. Орг. момент. Приветствие.
— Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде по стране Экология.
— Кто-нибудь знает, что означает это слово?
— В чем заключается деятельность этой науки?
— В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
— За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, исчезнет вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.
— Посмотрите на слайд. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
— Все ли готово? Можем ли мы отправляться в путешествие?
— Молодцы. Какие вы наблюдательные! Вагоны есть, но нет тепловоза, который их тянет. К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?
— Где поезд делает остановки? (На станциях.)
— Отлично. Теперь можем отправляться в путь.
1 Станция «Природная».
— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)
— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)
— Все отлично справились с заданием на этой остановке, едем дальше.
2 Станция «Солнечная».
— Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)
— Как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)
— Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
— Сможем ли мы жить без солнца?
— Предлагаю посмотреть мультфильм по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце».
— Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)
— А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет?
3 Станция «Родниковая».
— Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)
Звуковое сопровождение «Шум воды».
— Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
— Да, воды много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
— При какой температуре вода начинает замерзать? (При нуле градусов.)
— При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)
4 Станция «Воздушная».
— Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
— Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)
5 Станция «Сказочная».
— Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
— Кто разрешил их спор? (Ветер.)
— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
6 Станция «Бережливая».
— Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)
— Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)
— Все ли в порядке на нашей Земле?
— Кто виноват в этих нарушениях?
— К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?
4. Подведение итогов
Изготовление продукта деятельности.
— Обратите внимание на меловую доску. На ней изображен рисунок планеты Земля. Также на ваших партах лежат ромашки под названием «Цветок жизни». Предлагаю вам на каждом лепестке написать, что способствует улучшению экологии на Земле, каких правил должны придерживаться люди, чтобы сохранить природу. Затем подойти к доске и приклеить свою ромашку на рисунок.
— Отлично. Посмотрите, какая красивая планета у нас получилась. Она вся усыпана цветами. Давайте же и мы будем способствовать улучшению экологии на нашей планете, чтобы она всегда оставалась такой же красивой и яркой.
Цель: воспитание культуры поведения в окружающей среде.
1. Познакомить детей с наукой экологией.
2. Р асширить представление детей об экологических законах.
2. Ф ормировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы.
3. Пополнить знания детей о природе.
4. С пособствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
Беседа «Нужны ли комары?».
Информационный блок «Законы экологии».
Виртуальный экологический рейд, «Какие законы нарушены?».
Работа в группах «Обращение от имени природы».
Ход классного часа.
1. Вступительное слово
— Ребята, наш классный час посвящен защите и охране природы.
— Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)
2. Беседа «Нужны ли комары?».
3. Интерактивная беседа.
— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
— В природе всё находится в равновесии, всё связано.
— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
— Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Приведите свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей :
— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
4. Информационный блок «Законы экологии».
— Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
Примерные ответы детей :
— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
— Нарушены первый и второй экологические законы.
— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
— Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон люди нарушают?
Примерные ответы детей:
— Листва деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов, фермы. Её обязательно нужно уничтожать.
— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Рассказ классного руководителя: БИОГУМУС
— В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в два раза больше, чем весит, а ещё он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей.
— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Классный руководитель: Когда-то в одном дачном поселке было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа подготовит обращение к учёным.
Третья группа обратится к учащимся нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
— Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. София прочитает стих к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).
О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
— Что нужно беречь природу.
— Что нельзя убивать зверей.
— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
Подведение итогов (рефлексия).
— Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.
— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.