классный мерч что это
Не просто ручка с логотипом: как создать удачный мерч для бренда
Вещи с символикой бренда могут не только повышать узнаваемость компании, но и приводить новых клиентов. Уже давно мерчендайз это не просто ручки с логотипом, которые дарят на конференциях. Компании идут дальше и вступают в коллаборации с дизайнерами, чтобы создать уникальные и модные вещи.
Рассказываем о разновидностях мерча и о том, как создать мерч для бренда, который будет работать.
Что такое мерч
Мерч — сокращение от мерчендайз, что в переводе значит «продавать, продвигать». Это любая продукция с символикой бренда, чаще всего ее делают функциональной, полезной и красивой.
Первый мерч появился в середине XX века, тогда музыкальные группы выпускали вещи с символикой для своих фанатов. Так футболку с красными губами и языком от The Rolling Stones можно считать первым представителем брендовой продукции. Позже компании увидели это и поняли, что мерч может стать для них новым каналом коммуникации с аудиторией.
Каким бывает мерч
Типы мерча
Важно, чтобы мерч соотносился с направлением вашего бизнеса и интересами аудитории. Например, городская кофейня не будет создавать музыкальные колонки со своим логотипом. Для ее мерча подойдут кружки, термостаканы и даже зонт на случай, если пошел дождь, пока вы заказывали кофе с собой.
Крупным компаниям, вроде «Тинькофф Банка», лучше делать разный мерч для разных сегментов аудитории, потому что клиенты банка слишком отличаются друг от друга. К примеру, в начале локдауна при оформлении дебетовой карты для геймеров можно было получить в подарок брендированный стикерпак с иллюстрациями из игр и защитную маску. Стикерпак в этом случае попадает ровно в интерес аудитории — у геймеров хватает техники, чтобы украсить ее стикерами, а маска успешно работает, как часть ситуативного мерча.
Официальный и неофициальный мерч
В зависимости от производителя мерч можно разделить на два типа:
Зачем бренду нужен мерч
Когда раньше люди покупали футболки с символикой любимой группы — они рассказывали окружающим о своих музыкальных предпочтениях. Сейчас мерч — способ стать частью комьюнити, созданного вокруг бренда. Если человеку близка философия компании, то он захочет делиться этим с окружающими, транслировать ее идеи невербально. К примеру, толстовки от «Яндекс» и NASA можно встретить даже в масс-маркете, люди активно их покупают. Так они показывают, что разделяют ценности компании и продвигают сам бренд.
Создание собственного мерча выполняет несколько функций:
В плане дизайна дальше других пошел A-store, магазин «Альфа-Банка». В ноябре 2019 года банк представил коллекцию вещей, основанную на кастомизации. Каждый мог взять за основу однотонную худи или футболку и выбрать для нее любые предложенные стикеры или нашивки. Кстати, мерч «Альфа-Банка» считается небрендированным, потому что у большинства вещей есть только фирменные цвета компании.
Прозрачные ботинки — дизайнерский мерч «Альфа-Банка»
Для чего звездам нужен мерч
Впервые мерч появился в музыкальной индустрии и до сих пор в ней актуален. Только теперь брендированную продукцию выпускают не только музыканты, а все представители шоу-бизнеса и инфлюенсеры. Например, интернет-магазин «Мам, купи!» как раз специализируется на продаже официального мерча от российских звезд: Morgenshtern, Cлава Марлоу, Джарахов и другие.
Все инфлюенсеры, исполнители и селебрити работают над развитием личного бренда. Такая стратегия отличается от бренда компании, потому что в ней продвигают конкретного человека и его канал, аккаунт или блог. Например, Юрий Дудь и Данила Поперечный ведут свои YouTube-каналы, а также регулярно появляются в интернет-шоу. У селебрити больше лояльной аудитории, есть фанаты и поклонники, поэтому выпуск мерча работает, в первую очередь, на лояльность и дополнительный доход.
Почему люди покупают брендированные вещи?
Люди могут получать мерч бесплатно: например, от компании в которой работают или от организаторов конференции, которую посещают. Но гораздо интереснее ситуации, когда люди сами покупают брендированные вещи. Причины, по которым аудитория покупает продукцию от компаний:
Пример коллаборации бренда и дизайнера — мерч для «Яндекс.Такси»
Как создать крутой мерч для бренда
Мерч — это не всегда история только про логотип, хоть он и связан с фирменным стилем компании. О том, как бренду разработать свой фирменный стиль мы рассказали в предыдущей статье.
Самого логотипа на брендированной продукции может не быть: вместо него используют фирменные цвета, шрифты, иллюстрации и лозунги. Зачастую мерч — это полноценные вещи с уникальным дизайном, так они привлекают покупателей. Ниже мы описали шесть правил удачного мерча.
Функциональный и полезный
Выбирайте именно те товары, которыми ваши клиенты будут пользоваться. Ответьте на вопросы: «Куда идут ваши клиенты до и после покупки основного товара? Чем они чаще всего пользуются на работе и в свободное время?»
Если ваша основная услуга, к примеру, — помощь в поиске специалистов в сфере видеопродакшена, то ваша аудитория регулярно бывает на съемках. Часто съемки проходят на улице и не в лучших погодных условиях, значит, рабочей группе могут понадобится: кепки, дождевики, зонты, а также — защитные маски, держатели для устройств, петлички.
Привлекательный
Такую вещь захочется использовать почаще и делиться ей со своими подписчиками — фотографировать и постить в соцсети. Например, креативное агентство Setters — не такая крупная компания, как «Яндекс» или «Альфа-Банк», но они тоже выпускают мерч, который пользуется большим спросом. Все дело в том, что мерч стильный и откликается у аудитории: в магазине образовательной платформы Setters Education можно найти блокноты, кружки, чехол для AirPods и даже креативную таблетницу.
Мерч от Setters Education, созданный для конференции «Коллеги»
Говорящий о вашем бренде
Даже если вы отказываетесь от использования логотипа, всё равно некоторые элементы фирменного стиля должны оставаться. Лайфхак: логотип можно заменить на слоган, брендированный хештег или только пару фирменных цветов. Например, сеть пекарен «Буше» выпустила коллекцию товаров «Город вопреки», посвященную Санкт-Петербургу. Почти на всех вещах коллекции указаны географические координаты Петербурга.
Вещи из коллекции мерча от сети пекарен «Буше»
Связанный с идеями компании
Если ваша компания показывает себя, как экоактивная, то хорошее решение — сделать мерч с использованием вторсырья и переработанных материалов. Например, бренд VALIO выпустил ограниченную серию футболок из хлопка и остатков молочного производства и значки из переработанной упаковки Tetra Pak. Выпуск коллекции связали с переходом VALIO на экологичный тип упаковки.
Экологичная коллекция одежды для VALIO
Может быть привязан к событию
Если вы проводите свои офлайн-события, к примеру, конференции, закрытые показы или вечеринки, то объявите о запуске брендированной коллекции прямо на этом событии. Есть возможность сделать вещи уникальными — пусть их можно будет купить только на вашем ивенте. Например, бренд Martini и дизайнер Александр Арутюнов выпустили капсульную коллекцию стильных дождевиков и визоров для вечеринок под открытым небом.
Пример коллаборации бренда и дизайнера — мерч от Martini
Качественный
Товар может соответствовать всем пунктам выше, но если он не выдерживает даже пару стирок или ломается после первого использования, то не сможет выполнить свои функции. Отдавайте предпочтение проверенным производственным компаниям и следите за всеми этапами создания товара.
Заключение
С середины прошлого века подход к мерчу сильно изменился: он прошел путь от простых футболок с логотипами музыкальных групп до брендовых коллабораций с известными дизайнерами.
Сейчас мерч помогает повышать узнаваемость бренда и лояльность его аудитории, дает дополнительный доход. Но получить это возможно только при создании функциональной, стильной и качественной брендированной продукции. Она должна отражать идеологию и соответствовать фирменному стилю. Только в таком случае аудитория захочет ощутить себя частью вашего комьюнити и купить фирменную вещь.
Что такое мерч простыми словами
Мерчандайз (мерч) – это одежда, аксессуары, сувениры и любые другие функциональные или просто красивые вещи с символикой бренда.
Это не только способ привлечь новых клиентов, а также повысить узнаваемость компании – правильный мерч создает ассоциации с брендом и становится инструментом самовыражения. В последнее время индустрия мерчандайза выходит на новый уровень – все чаще появляются мерч-коллаборации известных компаний с модными дизайнерами и современными художниками.
Откуда взялось это понятие и почему мерч стал таким мощным инструментом коммуникации для бренда? Давайте разбираться!
Born to be wild: с чего началась история мерча
Все началось в 60-х, когда рок-группы, колеся в бесконечных турне по Америке, начали продавать преданным фанатам футболки со своими лого. С тех пор одежда с символикой любимых групп намертво вклинилась в гардероб фанатов. Предмет одежды остается просто предметом до тех пор, пока на нем не написано имя кумира.
Как только футболка приобретает принт с изображением любимой группы или футбольной команды, она превращается в артефакт, несущий символику, сообщение о взглядах и принадлежности к какой-либо субкультуре.
Каким бывает мерч?
В последние годы мерч стал обширным понятием, поэтому он может принимать форму любой вещи. Все зависит от фантазии дизайнеров. При этом даже необязательно размещать логотип – если фирменный стиль узнаваем, можно использовать только корпоративные цвета. Конечно, все еще жив и популярен классический мерч, к которому все привыкли. К нему относятся:
Тенденции в мире мерча не стоят на месте, и многие современные компании отказываются от бессмертной классики в пользу новых изобретательных форм. С помощью мерча можно притягивать взгляды и привлекать внимание новых клиентов. Мерч – это не просто набор сувениров, а целая система коммуникации, взгляд на которую начинает меняться.
Как выглядит хороший мерч
Хороший мерчандайз – это переосмысление вещей, которыми люди пользуются повседневно. Мерч мимикрирует под вещи, к которым мы привыкли, и становится частью жизни. Еще недавно фирменный мерч в России был уныл и не пытался захватывать большую территорию. Максимум, что он мог предложить вам – это выпить кофе из кружки с огромным логотипом, записать план на день в фирменный блокнот с помощью фирменной ручки, а потом устало закурить, воспользовавшись зажигалкой в корпоративных цветах.
Здесь я собрала несколько примеров фирменной продукции от российских компаний. Давайте посмотрим, что происходит во вселенной российского мерча сегодня.
Альфа-Банк
Посмотрите на коллекции мерча от Альфа-Банка. Дизайнеры подошли к вопросу создания артефактов креативно и сделали целую линейку современных дизайнерских вещей. Здесь и ярко-красные баланс-борды, и высокие носки «Как у Урганта», и даже прозрачные ботинки со шнурками в цвет фирменного стиля. Есть классические отголоски вроде ручек и карандашей, но и здесь есть дизайнерская перчинка – в комплекте с карандашом идут семена красного перца. Почему красного? Думаю, вы понимаете намек.
Музей современного искусства Garage
На сайте музея есть отдельная вкладка «Магазин». Здесь не только книжные издания серии Garage, есть и категория идей для подарков. Здесь вы найдете множество современных аксессуаров вроде многоразового стакана, сумки-шоппера и даже защитной многоразовой маски. Функциональные вещи должны отвечать запросам общества в данный момент.
Интернет-магазин OZON
Всем известный маркетплейс тоже идет в ногу со временем – на сайте представлена коллекция фирменных аксессуаров и вещей. Озон создал две линейки вещей в фирменных цветах – «Ozon Blue» и «Ozon Margenta»: это свитшоты, дождевики, поясные сумки и футболки.
Ping Pong Club Moscow
PPCM – это площадка для настольного тенниса в Москве, которая создала линейку минималистичного мерча. В коллекции вы найдете лонгсливы, брюки и сумки с логотипом площадки. Помимо основной линейки одежды, PPCM выпустила коллаборацию с Kixbox. В ней представлены футболки с принтами фоторабот основателя площадки и фотографа Алексея Киселева.
Буше
Сеть кондитерских Буше тоже имеет фирменную линейку лимитированного мерча. Коллекция «Город вопреки» – это прекрасные вещи с питерским духом. Дождевики, шапки, худи и свитшоты с принтами географических координат Петербурга – замечательная идея. Приобрести вещи можно в самих кондитерских.
Зачем бренду нужен мерч?
С рок-группами и их фанатами все ясно. Но для чего мерч нужен бренду? Здесь механизм работает примерно так же. Если бренд достаточно престижный, и вокруг него создается комьюнити, человек с помощью мерча становится частью этого сообщества. Допустим, кто-то фанатеет от определенного СМИ, с удовольствием посещает мероприятия в модной галерее или часто обедает в популярном ресторане. Чтобы показать свою принадлежность и как бы стать частью любимого бренда, он может приобрести мерч и транслировать код невербально. Если людям близка философия бренда, они охотно делятся своими взглядами с помощью мерча.
Мерч от Timeweb. Продается, кстати, тут
Мерч-коллаборации с дизайнерами
Крупные компании часто сотрудничают с художниками и модными дизайнерами, чтобы создать первоклассный и притягательный продукт. Мало того, что коллаборация является мощным инфоповодом, такой мерч притягивает восторженные взгляды, а также поднимает хайп. Впервые мир узрел переосмысление мерчандайза в коллекции Vetements грузинского дизайнера Демна Гвасалия. Тогда в коллекции весна-лето 2016 была представлена фирменная футболка курьера DHL. Так мерч вступил в современный мир постмодернизма.
Крутые примеры мерч-коллабораций
Для крупных брендов мерч – это один из способов построения имиджа. Изобретательный мерч становится похожим на искусство. Коллаборации поддерживают интерес к бренду, мир искусства смешивается с мерчандайзом, а в итоге получается совершенно новый культурный продукт. Ниже я собрала для вас отличные примеры дизайнерского мерча от известных компаний.
NASA
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства создало уже несколько отменных коллабораций с ведущими streetwear-брендами, среди которых Puma, Yohji Yamamoto, Heron Preston и другие.
Яндекс
Яндекс сделал уже несколько прекрасных коллабораций. Одна из них – под брендом Яндекс.Такси.
Коллекция одежды от Яндекс.Такси и дизайнера Crosby Studios Гарри Нуриева называется «Safe is the new sexy». При создании коллекции были использованы настоящие автомобильные аксессуары – автозамки, экокожа, микрофибра, автомобильные аптечки и ремни безопасности.
Другая мерч-коллаборация – музей Яндекса и российский бренд одежды «Кружок». Дизайнеры использовали в качестве источника вдохновения экспонаты музея, а сама коллекция выполнена в рабочем стиле с ноткой ностальгии по девяностым.
Московский метрополитен
Японский бренд спортивной одежды и обуви Asics вместе с московским метро создали оригинальный мерч – лимитированную модель кроссовок. Дизайн кроссовок принадлежит рукам Артемия Лебедева. В дизайне использованы цвета линий метро, а на шнурках – узор с логотипами партнеров.
ZASPORT и Усачевский рынок
Усачевский рынок в коллабе с ZAPSPORT создали худи, футболки и брюки с принтами рецептов блюд в стиле ретро-скетчей. Часть вырученных средств от продажи мерча отправится в благотворительный фонд.
Театр «Гоголь-центр»
«Гоголь-центр» вместе с московским брендом одежды «Смерч» и несколькими современными художниками создали коллекцию мерча. В итоге получились модные худи и свитшоты с оригинальными принтами.
J Balvin и Макдоналдс
Этот необычный мерч родился в результате сотрудничества Макдональдса и регги-певца J Balvin. В коллекции – множество забавных цветных панамок, очков, часов и пледов. Есть даже переводная татуировка в виде чека из Макдоналдса и мягкие тапочки в форме бургеров. Для настоящих ценителей!
ВКонтакте
Дизайнеры из Esthetic Joys вместе с ВКонтакте сделали оригинальный мерч: это коллекция одежды с принтами, которые оживают с помощью технологии дополненной реальности AR. В коллекцию мерча вошли худи, сумки, шапки и шарфы. На одежде есть инструкция по запуску: QR-код сканируется через приложение ВК, и при наведении камеры на кофту появляется анимированный 3D-логотип. Технологии!
Выводы
Тенденции в современном мерче говорят о том, что классические формы претерпевают изменения. Опыт крупных компаний показывает, что люди готовы становиться частью философии бренда, если она откликается в их сердцах. Коллаборации с художниками родили новый взгляд на то, каким может быть хороший мерч. Индустрия мерчандайза растет с каждым годом и становится все более изобретательной, а тренды в дизайне только питают эту среду.
Что такое «мерч» и откуда взялось это слово?
Приветствую Вас, друзья!
Слово «мерч» стало довольно популярным в последние годы, правда, употребляют его преимущественно в ироническом тоне. При этом не все понимают, что такое мерч, поэтому случаи ошибочного употребления встречаются довольно часто. Давайте разберемся, что означает этот термин, чтобы впредь сразу понимать, о чем речь.
Что такое «мерч»?
Мерч — это продукция, снабженная атрибутикой известной личности, музыкальной группы или фильма, имеющего обширную фанатскую аудиторию. К примеру, это могут быть футболки и толстовки с принтами, кепки и сумки, чехлы для телефонов, чашки и блокноты, значки и брелоки.
Интересно, что собственные мерчи есть не только у реальных личностей и коллективов, но и у вымышленных персонажей из мультфильмов и кино. Разумеется, все права на выпуск соответствующей продукции в таком случае принадлежат студии, выпускающей соответствующий мультфильм или фильм.
Как возник термин?
Если граждане России и других постсоветских стран узнали о том, что такое мерч, относительно недавно, то в США данное слово появилось и приобрело популярность ещё во второй половине XX века. Произошло оно от слова «merchandize» (продвигать, рекламировать) и обозначало одежду и прочие аксессуары, на которые была нанесена символика популярных тогда групп и отдельных музыкантов.
Преданные фанаты носили такую одежду с огромным удовольствием и просто не могли прийти на концерт в обычной футболке. Позже стало очевидно, что люди с удовольствием пользуются вещами, на которых изображены не только любимые артисты, но и другие узнаваемые персонажи, в частности, герои фильмов и мультфильмов.
Когда мерч появился в России?
Само явление стало популярным у россиян гораздо раньше, чем обозначающее его слово. В 90-е годы футболки с фотографиями и логотипами популярных тогда музыкальных групп заполонили города. Человек мог даже не знать, о чем поёт группа «Ария», но гордо ходил в футболке с красочной фотографией коллектива и соответствующей надписью.
Интересно, что в то время сами исполнители не имели отношения к данной продукции и не получали ни копейки с продаж подобных футболок, толстовок, бандан, шарфов и прочей одежды. В то время качество перечисленной продукции было невысоким, поскольку шилась она преимущественно в Турции и Китае, а основная целевая аудитория была не очень платежеспособной.
Со временем музыканты осознали, что могут таким образом извлекать дополнительную выгоду из своей популярности, и начали налаживать производство официальной брендированной продукции.
Сегодня мерчи имеются практически у всех популярных российский артистов и приносят им доход, иногда превосходящий доход, получаемый от концертной деятельности и продажи альбомов. Отметим, что подобную продукцию выпускают не только музыканты и артисты, но и популярные блогеры и просто известные персоны.
Почему мерч так популярен?
Увлечение музыкой определенной группы у большинства людей быстро перерастает в личную симпатию к солисту и музыкантам. В результате человек всячески стремится продемонстрировать своё пристрастие, а также популяризировать любимый коллектив. Кроме того, это замечательный способ познакомиться с такими же фанатами, которых можно узнавать с большого расстояния буквально по «дресс-коду».
Впрочем, символика популярных личностей, коллективов и вымышленных персонажей наносится не только на одежду. Холстом для оригинального рисунка или надписи может служить практически любой предмет обихода: блокнот, чашка, брелок, зажигалка или чехол для телефона. Как правило, это вещи, которыми люди постоянно пользуются или носят с собой. Таким подходом знаменитости убивают сразу двух зайцев: получают дополнительный доход, а также повышают собственную популярность и узнаваемость.
Официальный и неофициальный мерч
Чтобы понять, что такое мерч, необходимо разобраться также с тем, насколько он может быть связан с соответствующей звездой или коллективом. По этому признаку весь мерч делится на три основных вида:
Первый обычно полностью подконтролен артисту, творческому коллективу или лейблу. Как правило, он неразрывно связан с актуальной деятельностью, может отражать ближайшие события (концерты, выпуск альбома, появление нового хита). Продукция такого типа обычно продаётся на сайте исполнителя, может распространяться на концертах.
Неофициальный мерч выпускают сторонние компании, заключившие контракт с исполнителем и получившие возможность использовать его атрибутику, выплачивая ему роялти. Условия контрактов бывают разные, иногда производители могут даже разрабатывать собственные дизайны, не согласовывая их со звездой.
Контрафактный мерч тоже существует. Обычно это изделия, производимые без ведома звёзд, которым они посвящены. Сами музыканты часто не против, поскольку подобные вещи повышают их популярность. Однако приобретать контрафакт всё же не стоит, поскольку уровень его качества обычно неприемлем.
Для чего звёздам нужен мерч?
Официальный мерч позволяет решать две основные задачи:
Оба фактора имеют большое значение в современном шоу-бизнесе. Чтобы быть успешным, необходимо напоминать о себе как можно чаще. А доход, получаемый от продажи вещей, нередко превосходит доход от основного вида деятельности. Поэтому сегодня мерч есть практически у каждого популярного музыканта и музыкального коллектива.
Большое внимание продукции такого типа уделяют и другие знаменитости, в частности, популярные блогеры. Согласно исследованиям компании Sellfy (платформа для электронной торговли), доход YouTube-блогеров от продажи собственных товаров в 10 раз превышает доход от обычной монетизации канала при аналогичной популярности.
Заключение
Вот мы и разобрались с тем, что такое мерч, для чего он нужен и как вообще появился этот термин. Надеюсь, это было интересно и познавательно. Спасибо за внимание!