кластер что это в музыке

Кластерный аккорд

Кластерный аккорд (от англ. cluster — гроздь) — многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру.

Кластерные аккорды относятся к аккордам нетерцовой структуры (квартсептаккорды, кластеры). В «общемузыкальном» определении кластер — созвучие с как минимум двумя смежными секундами. В джазовом — соединение как минимум пяти звуков в рамках октавы.

В академической музыке можно услышать кластеры (чаще всего вследствие определённого типа педализации). К кластерам относят и аккорды в опере Верди «Отелло» (1887), и «аччаккатуры» в сонатах Д. Скарлатти (1685—1757). В современном понимании кластеры появляются у Дебюсси, Ролл Мортона, атоналистов и так далее. Генри Коуэлл первый дал такое наименование этим созвучиям. Огромное значение кластеры имели в творчестве Лигети. В России этими структурами занимался Лео Орнштейн. Также встречается в произведении Мурада Кажлаева «Протест».

Пример

См. также

кластер что это в музыке. Смотреть фото кластер что это в музыке. Смотреть картинку кластер что это в музыке. Картинка про кластер что это в музыке. Фото кластер что это в музыке

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Полезное

Смотреть что такое «Кластерный аккорд» в других словарях:

Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия

Пауэр-аккорд — E5 play (инф.) … Википедия

Прометеев аккорд — Состав аккорда: большая секунда большая секста большая терция малая септима увеличенная кварта прима Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское … Википедия

Тристан-аккорд — аккорд f h dis1 gis1, выполняющий роль лейтгармонии в опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Тристан аккорд визитная карточка гармонического стиля Вагнера и символ позднеромантической гармонии в целом. Содержание 1 Краткая характеристика … Википедия

Сонорика — Сонорика, сонорная техника (лат. sonorus звонкий, звучный) теоретическая концепция в отечественном музыковедении, рассматривающая ряд изначально (по композиторскому их пониманию) различных по методам и техникам сочинения… … Википедия

Кластер — (англ. cluster скопление) объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. В информационных технологиях: Кластер как подмножество… … Википедия

Септаккорд — Септаккорд аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… … Википедия

Буквенно-цифровое обозначение аккорда — Буквенно цифровое обозначение аккорда метод упрощённой записи музыкальных композиций, исполняемых в определённых музыкальных стилях, чаще всего использующийся для записи партий ритм гитары или других аккомпанирующих инструментов[1].… … Википедия

Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия

Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия

Источник

Кластер что это в музыке

Интересует любая информация про кластерный аккорд. Кто использовал, каким образом, какая техника его игры?

Ну Кауэлл придумал этот термин и использовать кластеры начал в начале ХХ века(в своих юношеских сочинениях!).

Вы только сегодня о кластерах узнали?

Руслан, я просто его раньше не использовал, а теперь вовсю экспериментирую. Неужели только один Кауэлл это использовал?

Мдя. С музыкальной литературой ХХ века надо знакомится! Срочно!

Так мне из космоса и указали на кластер. При чём здесь всё это? Познание в любом случае дело интересное, даже если человек лауреат всех конкурсов и почётный академик.

Мдя. С музыкальной литературой ХХ века надо знакомится! Срочно!

😳
Меня в основном интересует сама музыка, а не литература о ней, хотя и это иногда бывает интересно. А вообще Ваш сарказм, господин хороший, не совсем понятен и уместен. Как раз этот раздел и сущестует для того, чтобы выяснять то, что интересует.

Интересует любая информация про кластерный аккорд. Кто использовал, каким образом, какая техника его игры?

Я лично большой любитель кластеров.

А мои трёхлетние ученики вообще кроме них ничего признавать не хотят.

А мои трёхлетние ученики вообще кроме них ничего признавать не хотят.

Меня в основном интересует сама музыка, а не литература о ней, хотя и это иногда бывает интересно. А вообще Ваш сарказм, господин хороший, не совсем понятен и уместен. Как раз этот раздел и сущестует для того, чтобы выяснять то, что интересует.

Ё маё,блин! Дык музыкальной литературой именуют как партитуры,так и историю музыки. Кластер(самый настоящий) уже есть в опере Верди(знаете такого?) «Отелло»(1887)! А Кауэлл их «узаконил». Так что кластеру уже 120 лет! За эти 120 лет их 12000 перебрали:кулаками, локтями,ногами(может и ж

пой тоже). А если вспомнить «аччаккатуры» в сонатах Д.Скарлатти(1685-1757),то кластерам 300 лет! Я сейчас говорю только про Европейскую музыку,а что там в других культурах.

Я это все говорю,что бы Вы взяли нотки,записи,да изучили это все.

Дело в том, что уж очень много кем они использовались в очень-очень разных контекстах.

Посмотрите сочинения Пендерецкого (почти все ранние),
Volumina для органа Лигети,
IV Секвенцию Берио,
Да хоть вторую скрипичную сонату Шнитке,
в каком-то клавирштюке Штокхаузена (ох простите, стыдно, забыл в каком) они используются,
да очень много где.

Это если ещё не считать кластерами комплексы, в которых все голоса подвижны. Иначе вообще можно приводить список сочинений без числа.

Народ, а не подскажете, в каких сочинениях использовались мажорные трезвучия: то есть так, чтобы три звука, разделённые терцией, внизу большая, вверху малая? Очень нужно. 🙂

Например, Джерри Ли Льюс обычно брал их в верхнем регистре рояля с помощью правой ноги.

Ну, а про кластерные аккорды, извлекаемые на электрогитарах. Нет, про это лучше здесь не надо. 🙂

Например, Джерри Ли Льюс обычно брал их в верхнем регистре рояля с помощью правой ноги.

Ну, а про кластерные аккорды, извлекаемые на электрогитарах. Нет, про это лучше здесь не надо. 🙂

Но только не бездумно,как это кажется несведущим,а в технике гексахордовых замен,т.е. попеременно извлекая «кулачные» созвучия-замены септакордов в зоне одной из двух целотоновых гамм,расширяя свой мелодизм до полного хроматизма,заботясь только о ритмо-фигуре и о форме.
Слушайте шнитко-денисовые сочинения. правда академисты-пианисты,играя их,стыдливо не пользуются «этим приёмом» (локтями да ногами). они обманно-элитно-картинно-фраково-красиво-поклонно.
Но суть одна,за аттракционом мастерство и знания. lol:

Источник

Кластер что это в музыке

Автор: Толмачёва Татьяна Николаевна

Организация: МБОУ г. Иркутска СОШ № 17

Населенный пункт: г. Иркутск

Организационный момент. Сегодня у нас на уроке гости, пожалуйста, повернитесь к гостям и поздоровайтесь (поприветствуйте). Здравствуйте, ребята (Музыкальное приветствие).

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте удачи своему соседу и садитесь.

-Нарисуйте в воздухе оценку, которую вы бы хотели получить на уроке.

Чтобы узнать, о чём мы будет говорить сегодня на уроке, нужно разгадать ребус.

Музыка – это главная тема, проблема и идея нашего урока!

— Где вы, ребята, встречаетесь с музыкой? (ответы)

Как сказал поэт Онегин Гаджикасимов:

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй…

Она везде и вечно спутник мой. Действительно, музыка окружает нас повсюду и живёт в нас.

— Запланировано сегодня много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно!

Рассмотрите следующий слайд.

— Определите, что мы уже знаем и умеем? Скажите, что из этого вызывает у вас затруднения? (ответы)

ЗАДАНИЕ: Составить кластер – МУЗЫКА (назовите слова, которые на ваш взгляд имеют отношение к музыке)

— Помогите Маше и Мише сформулировать тему нашего урока (Что умеет музыка?).

Определим цели и задачи нашего урока.

— Что должны узнать на уроке?

— Что мы сейчас с вами составили? (План)

— Давайте настроим наши голоса, и вспомнит названия нот, споём звукоряд.

-А может быть, кто-нибудь знает, откуда появились ноты?

-Начнём наше путешествие по миру музыки с песни «Паровоз-букашка».

Не забывайте о правилах пения! Повернитесь, пожалуйста, к гостям и исполните весело песню, слушая музыку и друг друга!

— С чего начинается музыка? (с тишины)

— Разве музыка это какой-то особый замкнутый мир, куда не должен доноситься ни один звук?

— Нет, полной тишины в мире музыки, конечно, быть не может, потому что там живут именно звуки, но звуки эти особенный – МУЗЫКАЛЬНЫЕ. А в тишине музыка воспринимается острее и тоньше.

— А какие ещё бывают звуки?

СЛУШАНИЕ звуков

Как называют людей, которые поют, или играют на музыкальных инструментах? (исполнитель)

— Как называют человека, который пишет музыку? (композитор)

— Как называют людей, слушающих музыку? (слушатель)

Без этих людей музыка перестала бы существовать!

— Перед нами галерея, в которой собраны и представлены виды искусства. Посмотрите на рисунки-пиктограммы, символы искусства. Определите, в каком рисунке живет музыка?

Ребята, какие виды искусства вам знакомы?

Пожалуйста, обращайтесь с искусством аккуратно и бережно.

-Молодцы! Кто помнит название песни, которую мы разучили на прошлом уроке?

«По секрету всему свету»?

-О чём говорится в песне?

— Давайте исполним, слова на экране. ПЕНИЕ

-В песне очень часто встречается слово «расскажу», а как вы думаете, может ли нам музыка о чём-либо рассказать?

-О чём нам может рассказать музыка, мы узнаем, прочитав вместе стихотворение, ваша задача – догадаться, какое слово спрятано в картине!?

Нам расскажет время

О белоснежных (облаках),

О (солнце) и о лете,

О том, как бурная (река)

В скалистый (берег) бьётся,

(Слайд 25)Как смотрят (горы) свысока,

(дорога) лентой вьётся…

(Клин) журавлиный улетает,

А на руке (снежинки) тают.

(Слайд 26) О том, как жёлтый (лист) кружит

И свет в (окне) всю ночь горит.

Как утром гаснут (фонари),

Уходят в море (корабли)

Как у (костра) друзья поют,

(Слайд 27) А на лугах (цветы) цветут…

Как шелестят страницы (книг),

Как дорог в жизни каждый миг!

-Она умеет выражать? Что музыка выражает, вставьте в свободные клетки буквы и узнаете слово (чувство и настроение).

Перед вами таблица эмоций, под какой цифрой, соответствует мим следующему произведению.

Слушание:

-Музыка умеет выражать, подражать. Что ещё, как вы думаете. Можем ли мы увидеть музыку?

-Музыка умеет изображать (портрет и пейзаж)

(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)

— Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?

Обладает ли музыка изобразительностью? (ответы детей)

Задание. Подставьте в свободные клетки гласные буквы – и мы прочтём по горизонтали названия самых популярных маршей. (Слайд 28)

(Марши: спортивные, военные, цирковые, оперные, траурные, праздничные и свадебные).

кластер что это в музыке. Смотреть фото кластер что это в музыке. Смотреть картинку кластер что это в музыке. Картинка про кластер что это в музыке. Фото кластер что это в музыке

Задание: допишите буквы в свободные клетки под рисунками и вы узнаете, что выражает, чему подражает и что изображает?- А как же музыка рассказывает без слов? (слайд 29)

Задание: Сложите разлетевшиеся карточки – и мы прочтём высказывание известного русского поэта 18 века Гавриила Державина о песне. Буквы одинакового шрифта соответствуют одному слову. (Песня родилась вместе с человеком).

Задание 3: Какие песни бывают? Работа по рядам. Посоревнуемся, кто больше знает песенных жанров? (листы на группы с ручками раздать).

Вопросов было сегодня много, но вы молодцы, справились, дали ответы сами.

РАБОТА В ГРУППАХ.

— Кто же скажет, какая была музыка? (Дети отвечают, используя карточки на доске)

V. Творческая деятельность учащихся.

— Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души и написать синквейн по теме нашего урока. В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)

— Ну а теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.

(Зачитывание своих синквейнов.)

— А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни, которую мы разучили на прошлом уроке «Песня о маленьком трубаче».

(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)

Рефлексия:

Музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто слУшать, но и слЫшать его.

Источник

​Словарный запас: КЛАСТЕР

Десятки слов ежегодно приходят в русский язык, поселяются в нём и режут нам слух. Англицизмы используются не к месту и невпопад, термины теряют своё первоначальное значение и переселяются в новые области, а давно знакомые слова вдруг появляются в незнакомом контексте — запутаться проще простого. Журнал «Стрелка» наводит порядок в рубрике «Словарный запас».

кластер что это в музыке. Смотреть фото кластер что это в музыке. Смотреть картинку кластер что это в музыке. Картинка про кластер что это в музыке. Фото кластер что это в музыке

ОТКУДА ПРИШЛО

В русский язык «кластер» пришёл, как водится, из английского. Слово cluster — [ˈklʌstə] — имеет множество значений, но изначально происходит от староанглийского clyster, что значит «связка», «пачка», «группа» или «сгусток».

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Значение первое: группа каких-нибудь объектов, выделяемых в большой их совокупности по тому или иному общему для этой группы признаку. (Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.)

Значение второе: созвучие, звуки которого расположены по малым, большим, смешанным секундам, причём обязательно в тесном («скученном») расположении. (Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. — М.; Музыка, 2006. — 168 с.)

Значение третье: совокупность (скопление) однотипных объектов (например, звёздное скопление, атомный и молекулярный кластеры). (Terme.ru — Начала современного естествознания.)

Значение четвертое: недавно вошедшее в экономику очень общее понятие, означающее «объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами». (Slovar-lopatnikov.ru)

Кроме того, термин «кластер» используется в химии, биологии, физике, кибернетике, информатике и многих других научных областях.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

кластер что это в музыке. Смотреть фото кластер что это в музыке. Смотреть картинку кластер что это в музыке. Картинка про кластер что это в музыке. Фото кластер что это в музыке

Яна Козак, выпускница Института 2014 года, аналитик в КБ «Стрелка»

«Кластер» — это слово, которое стало очень часто употребляться в последнее время, особенно в разговорах о Новой Москве. Кластер — это географическая концентрация взаимосвязанных индустрий, и очень важно, что эти индустрии зависят от местоположения и друг от друга. Они подпитываются от ресурсов и научной базы. Оптимизация кластеров идёт не от обычного сырья, как это раньше было в индустриальном обществе, а от возможности инновационного развития. Кроме того, для того чтобы организации или предприятия могли называться кластером, они должны постоянно взаимодействовать. Если же они изолированы друг от друга, это уже не кластеры. Творческий кластер — это тоже индустрии. Мне кажется, как раз с творческими кластерами у нас ситуация получше, чем с остальными.

Сейчас чаще всего кластерами называют самостоятельные единицы, которые «выносятся» на пустое место, и считается, что эта единица может развиться — без ресурсов и научной базы. Примером может стать медицинский кластер в Новой Москве: у него нет никаких ресурсов для развития. Для того чтобы его развить, нужна очень мощная государственная воля.

Что касается неправильного употребления, то я бы сказала, что 12 точек развития Новой Москвы как раз тот случай. В 2012 году для Новой Москвы в качестве драйверов роста выбрали 12 точек, из которых выделяются новые кластеры: медицинский, инновационный (на базе города Троицка), административный и другие. Все они не имеют под собой базы и, на мой взгляд, скорее являются малыми городами.

Источник

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку

кластер что это в музыке. Смотреть фото кластер что это в музыке. Смотреть картинку кластер что это в музыке. Картинка про кластер что это в музыке. Фото кластер что это в музыке

Музыка – существенная часть звуковой среды, в которой живёт человек. Для одних она не более, чем фон. Для других – способ развлечения. Но музыка – это ещё и путь познания себя. Чтобы встать на этот путь, необходимо обладать некоторыми предварительными знаниями, которые мы представляем в этой книге. Диапазон её читателей может быть весьма широк – от старшеклассников, студентов и вообще всех людей, решивших всерьёз начать воспринимать музыку, до специалистов в сфере театра и кино.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА. МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ ИЛИ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЛАНЕТЫ»

Определение кластера: Кластер объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

В сегодняшнем мире параллельно существует не один, но множество различных музыкальных кластеров. Для ассоциативной наглядности назовём их музыкальными «планетами», суммарно составляющими звуковую среду современности. Иногда кажется, что между ними нет ничего общего, кроме того, что все они воспринимаются посредством органов слуха. Действительно, что общего, например, у музыки Electro-house с музыкой И. С. Баха? Тем не менее, совокупность социально и исторически обусловленных содержательных звуковых кластеров объединена в макросистему, которую мы детерминируем словом музыка.

По мере обретения цивилизацией научного и технического опыта, количество доступных к познанию музыкальных кластеров стало активно возрастать. Когда-то, на заре человечества, в эпоху позднего неолита, было лишь два музыкальных кластера — ритуальная музыка и комплексы музыкальных звуков, применимых на охоте. С появлением и развитием различных культов развилась храмовая музыка, а с формированием этносов — народная. В средние века, с развитием домашнего музицирования, музыка уже фактически делилась на musica da chiesa и musica da camera (церковная и светская музыка), при этом параллельно, как отдельный кластер, существовала народная музыка. С развитием организации общества, появлением новых социальных и духовных каст менялись и формировались новые кластеры. Не так давно, ещё в конце Х1Х — начале ХХ столетия, существовало не так уж

много разных видов музыки. Сегодня, однако, мы наблюдаем беспрецедентный эффект бурного развития многих новых музыкальных систем, обусловленный, в том числе, появлением новых технологий, влияющих на формирование ранее не известных возможностей в сфере выразительных средств. Уникальность сегодняшнего времени состоит в том, что вновь возникающие и бурно развивающиеся музыкальные кластеры параллельно существуют со всеми, открытыми ранее, также претерпевающие имманентный процесс развития.

Перечислим некоторые музыкальные кластеры с тем, чтобы представить себе доступное сегодня музыкальное пространство.

Народная, фольклорная, этническая музыка

Это древнейшая сфера музыки, известная со времени ранней организации социума современного человека. Она всегда была напрямую связана с бытом этноса и особенностями его существования. Будучи, на заре своего возникновения, инструментом повседневной жизни, фольклор, в том числе и музыкальный, стал впоследствии знаком, формой самовыражения людей, принадлежащей к одной этнической группе. Разнообразие этнической музыки всегда находилось в прямой зависимости от разнообразия этносов, вместе создавших к сегодняшнему дню богатейшую мозаику народных музыкальных культур на всех обитаемых континентах.

Музыкальный фольклор — музыка у с т н о й традиции, возникающая и развивающаяся в бытовой среде. К фольклору обычно относят музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Ряд качественных особенностей фольклора неизменно способствует его узнаваемости на слух. Народная музыка несет в себе, как правило, музыкальную, а, значит, и эмоционально-смысловую информацию о давно ушедшем времени; традиционализм ее почти абсолютен. Инвариантно изменяясь, мелодия, бытующая, например, в России ХХ века, несет в себе ядро раннеславянских попевок. Таковы трудовые, календарные, обрядовые песни, которые можно еще и сегодня слышать в народном исполнении в Центральной России, но которые — одновременно — строятся на основе ладов, существоваших во времена невменной нотации и даже в дохристианский период (т.н. мажорная и минорная ангемитоника).

Фольклор — некая константа, определяющая мало поддающиеся изменениям черты психологии и мироощущения этноса. Отсюда некая интонационная архаичность, приверженность жанрам, порожденным самой жизненной средой обитания. Нетрудно заметить, что сами жанры народной музыки изменяются, модифицируются значительно медленнее, чем стили профессиональной музыки. Обрядовая песня «Павочка ходя, пирячко роня» пелась и в ХIV веке, и в ХV — вплоть до настоящего времени; появилось лишь несколько инвариантов. За то же время успела возникнуть и развиться в своих многочисленных проявлениях вся русская профессиональная музыкальная культура. Изменения, которые она претерпела от партесных концертов Титова до сонат Скрябина, от оперы Кавоса до балетов Щедрина — огромны. Народные же песни, возникнув в определенную эпоху (в каждую эпоху рождались, разумеется, свои песни), почти неизменно исполнялись на протяжении всего периода их бытования. Отсюда возникает еще одно наблюдение — народная музыка в своей основе почти совершенно независима от профессиональной и представляет собой отдельный, параллельно развивающийся пласт культуры.

Одним из следствий малой изменяемости народной музыки во времени является некая общая ее монотонность. К какой бы народной культуре мы ни обратились — русской, испанской, итальянской, китайской, немецкой или любой другой — внутри отдельных жанров музыка несет в себе больше общих черт, чем различных. Это относится к достаточно ограниченному (в сравнении с профессиональной музыкой) интонационному диапазону, стандартной форме, типологии исполнения. Однако эта «монотонность» объективно направлена на консервацию типического, неизменного повторяющегося, сущностного. Характерно, что через толщу веков, почти не изменяясь, прошли лишь те музыкальные темы-символы, которые в незамысловатых на первый взгляд интонациях отразили то главное, многократно повторенное, что стало образом-знаком. Среди таких тем — древняя интонация фанфары, средневековая мелодия «Вооруженный человек», «День гнева», жанр-интонация гимна и ряд других.

Одна из особенностей народной музыки, позволяющая ее безошибочно идентифицировать, состоит в тенденции к открытому аффекту. В отдельно взятом произведении народного творчества — будь то русский городской романс ХIХ века или итальянская фарандола ХVIII — всего одно, притом ярко и полно выраженное настроение. Мы почти не встретим внутреннего интонационного конфликта, сложной образной драматургии в народных песнях любой страны. Одна песня — одно настроение, один образ, один тип исполнения. Причем единый аффект, как правило, присущ не только одной песне, но целой группе песен, объединенных в жанр. Аффект страдания определяет эмоциональный строй песен типично русского жанра «плач-причет»; аффект радости, движения — итальянские тарантеллы; аффект возвышенной одухотворенности — испанскую сарабанду. Наблюдения показывают, что яркая аффектация присуща всем жанрам народной музыки без исключения — песням, танцевально-инструментальным композициям, напевам без слов. В этом отношении негритянские спиричуэлс близки молдавской дойне, еврейскому фрейлэхсу, чувашским напевам. Простота, незавуалированность открытой эмоции, очевидная песенность или танцевальность интонации, звучание специфических народных инструментов (составляющих огромную сферу мира музыкальных инструментов), характерная простая форма (куплетная, как в немецких песнях, пара периодичностей — в русских или свободная медитация в ряде восточных культур) — делают фольклорную принадлежность музыки очевидной для слушателя.

В качестве разнородных примеров народной музыки могут быть названы русские народные песни от былин и исторических песен до обрядовых, календарных, свадебных, лирических, трудовых; азербайджанский мугам, итальянская гальярда, индийская рага, молдавский фольклорный оркестр, английские народные баллады, пьесы для тувинского хомуза и мн. другое.

Особое место в истории фольклора занимает творчество фольклорных композиторов и их исторически сложившиеся сообщества. Это, прежде всего, миннезингеры в Германии, труверы и трубадуры во Франции, скоморохи в России, менестрели рубежа ХIХ-ХХ вв. в США.

Принято считать, что народные песни анонимны, у них нет персонального автора, поскольку их сочинил народ. Однако такой постулат противоречит логике. Любую народную песню, танец кто-то когда-то сочинил, у них был, пусть неизвестный, но определённый автор. Другое дело, что в народе оставались, интонационно шлифовались только те произведения, которые отражали сущностные стороны психологии этноса. Автор же действительно очень часто оставался в тени, история забывала, не «фиксировала» его. За некоторым исключением (ряд русских романсов, польские танцы, еврейские народные песни) мы не найдем в заглавии нот рядом две надписи: «Народная песня такая то; Композитор такой то». Как правило, авторы не были композиторами по профессии, да и сама эта профессия в перечне общественно полезных занятий отсутствовала. Обычные люди, они не ставили перед собой цель зафиксировать своё авторство. Однако, они были частью народа, и поэтому их музыка справедливо типологизируется как народная.

Впрочем, история знает периоды, когда народный композитор (он же, как правило, и исполнитель) выходил на авансцену. Таков немецкий средневековый поэт-певец миннезингер, автор-исполнитель рыцарской лирики ХII-ХIII вв., посвящавший свои песни «прекрасной даме». В той же Германии, но уже в среде цеховых ремесленников в ХIV-ХV-ХVI вв. появляются майстерзингеры (в названии подчеркнута принадлежность к мастерству), которые объединялись в литературно-певческие общества наподобие ремесленных цехов. Творчество майстерзингеров было регламентировано множеством правил (табулатурами), которым майстерзингер должен был неуклонно следовать. Несмотря на это майстерзингеры добились больших творческих результатов, и среди них хорошо были известны композиторы-певцы Х. Фольц, Г. Сакс, Г. Фогель, А. Пушман. Красноречивый факт: в 60-е годы ХIХ века идея майстерзингеров вдохновила Р. Вагнера на создание оперы «Нюрнбергские майстерзингеры», что свидетельствовало о большой значимости народных мастеров пения для немецкой культуры.

Поэтом-певцом Южной Франции в конце ХI — начале ХIV вв. был трубадур. Творчество трубадура — первый опыт европейской лирической поэзии на народном языке. В большинстве случаев — это любовная лирика, реже — темы крестовых походов, антипапские мотивы. Трубадуры, хотя и принадлежали к высшей знати, (среди них, например, Гильом IХ герцог Аквитанский, барон Бертран де Борн, Рамбаут III Оранский и др.), были по сути истинными народными певцами, представляя светскую традицию народного творчества. Хотя трубадуры владели нотной грамотой и часто записывали свои песни, в основе своей их творчество было искусством устной традиции. Трубадур сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглеру. Для аккомпанемента служили арфа, виола, цистра. Песни в исполнении менестрелей либо бродячих актеров-жонглеров часто звучали на городских площадях, что способствовало распространению песен в народной среде. Сами мелодии песен трубадуров близки по характеру народным «вне-авторским» песням; собственно, они изначально предполагали инвариантность — ритмика мелодии подчинялась ритмике текста, и в нотных записях не обозначалась. Многие из жанров, в русле которых создавали свои поэтические песни трубадуры, впоследствии стали народными. Среди них серена (вечерняя песня), альба (утренняя песня), тенсона (песня-пререкание, диалог), рондо, баллада, эстампида (танцевальные песни), плэн (печальная песня-плач), кобла (любовная песня, состоящая из одной строфы), сирьента (политическая, сатирическая песня), канцона и др.

Историческим вариантом творчества трубадуров стали песни труверов, поэтов-певцов Северной Франции конца ХII-ХIII вв.

Авторское народное творчество было издревле известно и в России. Еще в Киевской Руси широкое распространение получили странствующие актеры-потешники, скоморохи, исполнявшие под аккомпанемент гуслей, труб-рожков, волынок, различных гудков разножанровые песни и танцы. Наряду с вольными скоморошьими «ватагами» и «артелями», объединявшими в ХVI-ХVII вв. иногда по 70—100 человек, которые странствовали по деревням и городам, существовали скоморохи при знатных домах. Выступая на улицах и площадях, скоморохи непосредственно общались со зрителями, были главными участниками народных гуляний, обрядово-ритуальных зрелищных действ. Фактически, они сублимировали все пласты народного творчества, став наряду с былинниками-сказителями глашатаями русского фольклора.

Идея «авторской песни», как известно, не была исторически ограничена творчеством минезингеров, трубадуров, скоморохов и др. Как самостоятельная ветвь фольклора авторская песня (романс) в самых разнообразных жанрах и формах широко распространена в мире и в современную эпоху. Это и «кантри» в США, и творчество латиноамериканских певцов-инструменталистов, исполняющих песни в народной традиции под аккомпанемент чаранго, тростниковой флейты и гитары, и собственно жанр авторской песни, широко распространенный в России в 80-х годах. Авторское народное творчество — значительный пласт культуры, связанный с бытом, явление, пограничное между фольклором и профессиональным музыкальным творчеством. Для нас, однако, существенно важно то, что авторская песня, авторский фольклор ощутимо отличается от «вне-личного», традиционного фольклора — интонационно, по форме и манере исполнения, по жанровому генезису. Несмотря на все очевидные различия, в песнях Визбора, трубадура ХIV века Гильома де Машо, авторов-исполнителей кантри, безвестных сочинителей русского романса ХIХ века много основополагающих общих черт. Прежде всего это ясно слышимая индивидуальная, очень личная авторская интонация, в музыкальном языке проявляющая себя в выразительной детализации. Во-вторых, это очевидный примат личности исполнителя, а, следовательно, и большая — в сравнении с традиционным фольклором — субъективизация исполнения. В-третьих, при общем традиционном для современного (для каждой эпохи) фольклора мелодико-ритмическом фоне — существенные жанровые различия. Так, например, в сфере русской авторской песни мы не найдем календарных и обрядовых песен, зато широко распространены баллады, романсы (что, конечно же, связано с различием среды, продуцирующей ту или иную ветвь фольклора).

Задача вдумчивого слушателя — уметь различать на слух направления и жанры фольклора. В этой связи полезны сравнительные характеристики фольклорной музыки различных ветвей, жанров и стилей, призванные в конечном итоге выработать навык дифференцированного подхода к фольклору как суверенному типу музыки.

Важной проблемой в связи с анализом фольклора является его взаимодействие с музыкой профессиональной традиции. Но что означает такое взаимодействие? Но вопрос о проникновении профессиональной музыки в фольклор не может быть поставлен, поскольку такого проникновения не существует в принципе. Фольклор — закрытая система «на вход». Особенность этой системы в том, что введение элементов из сферы профессиональной музыки автоматически приводит к ее разрушению. Фольклор пользуется простейшими средствами выразительности — человеческим голосом, элементарными народными инструментами, посредством которых выражается генетический смысл психологии народа, некая элементарная частица, составляющая его суть. Естественно, что эта «частица» не может быть подвергнута дроблению, изменению, модификации извне, поскольку в этом случае она перестанет существовать как основа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *