кластер в культуре что это

Культурный кластер- новый вид организации

социально-культурной деятельности.

В настоящее время неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений культуры свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют не одинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом сказывается отрицательно на социальном самочувствии населения.

В рамках реформы местного самоуправления ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам, создание и предоставление услуг культуры сконцентрирована в большей части на уровне органов местного самоуправления и муниципальных учреждений культуры.

На современном этапе экономическое развитие регионов стимулирует поиск инновационных путей дальнейшего развития и сферы культуры, в первую очередь на селе, который оформился в идею проектирования региональной сети социально-культурных кластеров на уровне муниципальных образований как части многокомпонентного социального кластера.

Кластер, согласно теории Майкла Портера, это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно- исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных кампаний и кластера в целом.

Особая роль кластера в развитии туристической деятельности на определенной территории. Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. ( развитие инфрастуктуры- дорогие, коммуникации, строительство кафе, баров, гостиниц, лавочек и магазинов)

Проектирование социально-культурных кластеров нацелено на выработку новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики каждого поселения; определение его культурно-исторической миссии, возрождение забытых и формирование новых, современных культурных традиций, развитие комплекса услуг в сфере культуры, а также формирования пространства для творческого развития и самореализации личности.

Цели и задачи развития кластеров:

Целью развития Кластеров можно считать развитие человеческого потенциала в целом и развитие творческого начала каждого индивидуума.

Задачи создания Кластеров:

— повышение уровня культурных потребностей населения области и качества предоставления услуг в сфере культуры;

— подтверждение уникальности культурных традиций населенных пунктов области, наполнение их современным содержанием и смыслом, укрепление культурной целостности региона;

— повышение инновационного творческого потенциала специалистов в производстве услуг в сфере культуры и создание культурной среды нового качества;

— активное развитие новых отношений с представителями малого бизнеса, развитие рекреационных зон;

— создание культурных брендов муниципальных образований как культурных презентаций и ситуаций возможных культурных «прорывов»;

— повышение престижности занятости в сфере культуры через развитие доходности учреждений, улучшение жилищных условий специалистов и систематическое повышение заработной платы работников.

Основные компоненты кластеров:

— Модельный Дом культуры (клубные формирования, в том числе творческие коллективы народного творчества);

— классы музыкальной школы (филиал детской школы искусств);

— парк культуры с детской площадкой;

— музей истории села (музейная комната);

— Дом ремесел (Дом мастера) и (или) Дом фольклора;

— памятники истории и культуры;

— выступления профессиональных коллективов (филармонии, театров);

— танцевальный зал (диско-зал);

— спортзал (комната для спортивных занятий с тренажерами, возможно бассейн);

— центр молодежных проектов (развитие творческих индустрии);

— студия красоты (парикмахерские услуги);

— представительство ЗАГС (торжественная регистрация браков);

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Культурные кластеры и развитие индустрии туризма

Творческие кластеры и творческие индустрии

Творческие индустрии в последнее время выступают объектом изучения с точки зрения экономической и культурной политики. Существует достаточно много определений и классификаций творческих отраслей, обобщив которые, можно выделить набор критериев: первое — деятельность таких отраслей тесно связана с культурой или искусством (визуальное искусство, исполнительские виды искусства, литература, музеи, галереи, культурное наследие), второе — деятельность, связанная с медиапроизводством (пресса, издательская деятельность, теле- и радиовещание, цифровые медиа), третье — отрасли, связанные с дизайном (архитектура, промышленный дизайн, мода и т.д.).

Многочисленные исследования подтверждают, что творческие индустрии имеют тенденцию к кластеризации, то есть объединению в межотраслевые комплексы для дальнейшего развития. С точки зрения макроэкономики кластеры представляют собой «точки роста» и дают возможность наиболее полной реализации потенциала территории. Для участников кластеров преимуществом является возможность использования синергетических эффектов с целью получения максимальной отдачи от рыночных преимуществ.

Этой логике подчинена и «индустрия гостеприимства». Культурные кластеры, создавая ареал межотраслевого сотрудничества, формируют условия для профессионального развития творческих работников, повышают уровень интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров. В конечном счете, кластеры способствуют более полному удовлетворению запросов потребителей на рынке культурных услуг.Рост сектора творческих индустрий связан с базисными преобразованиями в экономических системах: с развитием постиндустриального общества и формированием экономики, основанной на знаниях, с ростом сектора услуг, повышением роли креативного класса. Политика в отношении творческих индустрий не может представлять собой расширенную версию существующей культурной политики, построенной на принципах экономики благосостояния, а должна рассматриваться как элемент инновационной политики в экономике в целом.

И теоретики, и практики «творческих индустрий» сходятся в том, что повышение их экономического значения должно изменить и культурную политику стран и регионов в пользу развития кластерного подхода к сфере культуры.

Модели развития творческих индустрий

Существуют разные модели, обусловленные различием культурной политики и местными контекстными факторами. Американская модель предполагает существенное разделение сфер искусства (культуры) и индустрии развлечения, а также ограниченную роль культурной политики в отношении развития творческих индустрий. В рамках такого подхода ставка делается на развитие творческих городов, подчеркивается роль туризма и трудовой мобильности населения как источников роста городов.

Европейская модель подчеркивает культурное значение и миссию творческих индустрий, реализуя более широкую стратегию социальной значимости культуры и доступности культурных благ широкому кругу потребителей.

Совершенно иная модель характерна для азиатских стран, например, для крупнейших городов Китая. Она отличается разнообразными формами и особым значением национальных социокультурных и политических факторов. Основной массив творческих индустрий построен вокруг информационных технологий и направлен не только на внутренний рынок, но и предполагает значительную долю экспортной составляющей. В моделях развивающихся стран, например, стран Южной Америки, Южной Африки, Карибского бассейна первостепенными остаются вопросы сохранения и обслуживания культурного наследия, уменьшения бедности, улучшения инфраструктуры в сфере услуг в целом.

Тем не менее, для всех моделей творческих индустрий характерны тенденции развития по кластерному типу. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений, на основе которых происходит обмен идеями.

Конкретная стратегия развития того или иного кластера требует анализа специфики конкретного рынка и конкретной территории, которые прослеживаются в докладе на примере Санкт-Петербуга.

Особенности рынка туристических услуг Санкт-Петербурга

Значительная часть петербуржцев, как показывают результаты социологических опросов, не посещает никакие учреждения культуры. Отсюда потребность, с одной стороны, в поиске рычагов вовлечения петербуржцев в активное потребление культурных благ, создаваемых городскими учреждениями культуры. С другой стороны, с точки зрения маркетинговых стратегий самих учреждений культуры, необходимо считаться с наличием двух сегментов потребителей с разными запросами: жителей города и туристов.

Эффективность деятельности организаций культуры в значительной мере зависит от их территориального размещения. На протяжении многих десятилетий в районе Невского проспекта располагалась значительная часть ленинградских театров, концертных залов и кинотеатров. В последние годы начала меняться карта размещения в городе кинотеатров и, частично, театров. Частные кинотеатры широко шагнули в районы новостроек, как правило, размещаясь в крупных торгово-развлекательных комплексах, а полупрофессиональные театры активно осваивают бывшие промышленные окраины и опустевшие заводские Дома культуры.

Комитет по культуре Санкт-Петербурга в последние годы осуществляет целый ряд программ, нацеленных на приближение культурных благ к жителям окраинных районов (Постановление от 4 апреля 2006 г. N 350 «О концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы», действие продлено до 2011 года). Однако и сегодня «очаги культуры» располагаются в районах новостроек дисперсно и не создают комплексных «зон культурного притяжения».

Стратегия формирования туристического кластера: единый маркетинг

В основу стратегии территориального размещения учреждений культуры Санкт-Петербурга, согласно предложениям авторов доклада, целесообразно положить преимущества от размещения на ограниченном пространстве учреждений культуры, связанных с ними предприятий торговли и общепита, центров развлечений и досуга, предприятий информационной сферы и ряд других предприятий, создающих необходимый комфорт и безопасность. Системообразующий стержень таких кластеров в центральных районах Петербурга — аутентичные памятники истории и архитектуры. В то же время можно предвидеть тенденцию формирования культурных кластеров в районах новостроек, прежде всего, в крупных торговых зонах и в точках интенсивных пассажиропотоков.

В центральных районах одиночные кластеры должны быть выстроены в определенную сеть, обеспечивающую туристам пешеходную или, в крайнем случае, быструю транспортную доступность. Это особенно актуально в условиях мегаполиса, поскольку уже в ближайшие годы город встанет перед острой необходимостью рассредоточения в высокий сезон основных потоков туристов, концентрирующихся в настоящее время в нескольких зонах: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Пушкин, Петергоф, Павловск.

Культурные кластеры должны носить многосекторальный характер, в них должны быть представлены как находящиеся в государственной собственности памятники, так и частные фирмы сферы услуг, прежде всего, предприятия малого и среднего бизнеса. Именно они способны быстро реагировать на весьма неустойчивую ситуацию на рынке культурного туризма. Однако все эти организации должны функционировать в рамках единой маркетинговой стратегии, не выбиваясь из общей стилистики, работая на коллективный имидж кластера и города в целом. Понятно, что для реализации этого принципа необходимо выстраивание эффективного сотрудничества между территориальными органами управления культурой и туризмом, коммерческими структурами, некоммерческими организациями и благотворительными фондами, поддерживающими культуру, и самими организациями культуры всех организационно-правовых форм.

Классичность и креативность — возможно ли единство?

Авторы доклада полагают, что необходимо расширять сложившееся понятие культурных кластеров в Санкт-Петербурге. Например, можно выделить кластеры, направленные на творческое производство; когда работники творческих индустрий объединяются в одном месте в целях улучшения обмена информацией, создания новых творческих продуктов и совместного использования ресурсов. Немалые возможности, по их мнению, сулит создание нового вида культурных кластеров — арт-инкубаторов. Подобные структуры формируются, отчасти спонтанно, отчасти целенаправленно, на базе крупных творческих вузов или факультетов университетов. В северной столице, где творческие вузы расположены в центре города, было бы целесообразно предусмотреть создание арт-инкубаторов как объектов культурного туризма, создаваемых в рамках планов территориального развития и программ развития сфер культуры и туризма.

Вместе с тем, как полагают Гордин и Мактецкая, необходимо развивать творческие кварталы (или районы), то есть создавать кластеры, направленные на развитие территорий с учетом потребительских предпочтений в сфере культуры. В целом же именно творческие кластеры обладают синергетическим эффектом и рыночной пластичностью, необходимой сфере культуры на современном этапе развития.

Всем петербургским культурным кластерам сегодня, подчеркивается в докладе, остро не хватает инновационности — то есть использования новых технических и коммуникативных подходов в работе с посетителями учреждений культуры, а, следовательно, и той аудитории, которая как правило является активным пользователем достижений новейших технологий.

Источник

Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и особенности создания (стр. 1 )

кластер в культуре что это. Смотреть фото кластер в культуре что это. Смотреть картинку кластер в культуре что это. Картинка про кластер в культуре что это. Фото кластер в культуре что этоИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

кластер в культуре что это. Смотреть фото кластер в культуре что это. Смотреть картинку кластер в культуре что это. Картинка про кластер в культуре что это. Фото кластер в культуре что это

Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и особенности создания.

Сапрыкина А.Н.

CLUSTERS IN THE CULTURE SPHERE: NEED OF FORMATION AND FEATURE OF CREATION.

The new concept social and economic development, putting cultural resources and creativity in the forefront post-industrial economy develops in the world. This innovative sector calls the «creative industries». Application of cluster approach is considered now as one of the most effective ways of development of territories. The creative industries, having a characteristic tendency of development on cluster type, connect business skills and the cultural practicians, which basis is the creative, intellectual component. In article the history of emergence of the creative industries is considered, the Russian experiment on development of spheres of creative economy is given, prospects of this direction for the Novosibirsk region are shown.

Ключевые слова: культурология, кластерный подход, творческие индустрии, креативная экономика, развитие территории, инвестиционная привлекательность, человеческий капитал.

Keywords: cultural science, cluster approach, creative industries, creative economy, territory development, investment appeal, human capital.

Современный человек живет в мире, важнейшей чертой которого является культурное многообразие, он постоянно вступает во взаимодействие с возрастающим множеством культур и культурных сообществ. Каждый участник культурного взаимодействия выступает не только как потребитель культур, но и как создатель, носитель и творец культур тех сообществ, к которым он принадлежит. В Российской Федерации на государственном уровне культура рассматривается как один их важнейших источников развития самого человека. В правительственной Концепции[ИК1] долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что переход на инновационный путь развития сопровождается масштабными инвестициями в человеческий капитал, а развитие человеческого потенциала предполагает развитие культуры.

Ведущая роль культуры в формировании человека, создающего общество знаний, обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Переход к инновационному типу развития общества в целом и сферы культуры в частности, требует новых профессиональных качеств, включая соответствие современному уровню интеллектуального и культурного развития; это возможно только в культурной среде, сформированной на основе осознания целей развития общества и его нравственных ориентиров;

2. По мере развития личности растут потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных ценностей;

3. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка в сфере культуры;

4. Расширение рынка культуры, досуга и развлечений, в свою очередь, требует новых механизмов регулирования сферы культуры в целях сохранения баланса между процессами культурной глобализации и локализации, обеспечением доступа к ценностям культуры и ее коммерциализацией, ростом культурного разнообразия и укреплением социальной сплоченности. [6]

Популярность системного, кластерного подхода рождает разные интерпретации понятия кластера в сфере культуры.

Источник

Культурный кластер: модель развития

На основе изучения теории кластеров и современных процессов развития творческих индустрий считаем возможным предложить новую форму кластерного образования — софткультурный кластер. Для данной сферы услуг характерна модель межотраслевого, диверсифицированного кластера с подвижными связями, нейтрализуемыми жесткими гранями между институтами культуры, основанными на творческих индустриях и креативном подходе к их реализации. Особенность софткулыурного кластера в том, что он не привязан жестко к одной территории, а может быть реализован на разных площадках благодаря мобильной и интерактивной версиям программ. Примерами софткулыурного кластера являются масштабные фестивали — Эдинбургский фестиваль искусств, фестиваль в Зальцбурге, «Дягилевский» в Перми, «Транссибирский Арт-Фестиваль» в Новосибирске и т. д.

В рамках софткулыурного кластера не обязательно создание дорогостоящей площадки, его основа — проектный подход и мероприятия, которые могут проходить на территориях учреждений-участников, на открытом воздухе, площадках предприятий, приспособленных для проведения культурных событий, и иных нестандартных территориях.

Актуально создание условий для взаимопроникновения идей представителей творческих индустрий, демонстрации арт-объектов и работ на площадках учреждений-участников.

Целесообразны включение софткультурного кластера в event-мероприятия территорий, а также проектирование проведения масштабных событийных мероприятий на площадках учреждений культуры. В этой связи необходимо выстраивание межведомственного взаимодействия министерств, направления деятельности которых пересекаются в точке софткультурного кластера, учреждений культуры всех организационно-правовых форм, бизнес-структур, некоммерческих организаций и фондов, поддерживающих культуру. Важной чертой софткультурного кластера является просветительская и образовательная компонента, реализованная в формате мастер-классов, креативных тренингов, показательных мероприятий. Реализовать данное направление можно как с привлечением министерства образования и науки Новосибирской области, так и на основе инициативы участников кластера с участием волонтёрских программ.

Предполагаемая структура и состав участников софт-культурного кластера, схема их взаимодействия с распределением зон ответственности представлены на рисунке 2.

В софткультурный кластер могут быть включены учреждения культуры разных юридических форм, для его работы необходимо создание управленческих структур двух видов — административного (орган самоуправления) и художественного руководства (экспертно-методический совет).

кластер в культуре что это. Смотреть фото кластер в культуре что это. Смотреть картинку кластер в культуре что это. Картинка про кластер в культуре что это. Фото кластер в культуре что это

Рис. 2. Схема взаимодействия участников софткультурного кластера

В схеме взаимодействия участников кластера обоснована необходимость включения ресурсного центра для повышения кадрового потенциала сферы культуры, а также предоставления в аренду дорогостоящего оборудования, инструментов, площадей и других ресурсов. В целях системной джентрификации (повышение статусности и престижа) территории важно, чтобы эти организации функционировали в рамках единой маркетинговой стратегии, согласованно работая на коллективный имидж кластера и города в целом.

Эффективность кластера должна определяться количественными и качественными показателями, на основе мнений как его участников, так и внешней оценки эффектов (жители региона). Ключевые количественные показатели — число мероприятий за период, количество обслуженных посетителей; финансовая емкость проекта (в том числе выручка от продажи сувенирной и сопутствующей продукции). Качественные — рентабельность проектов, коэффициент отдачи вложенных бюджетных средств, оценка экспертно-методического совета и качество оказанных услуг на основе отзывов потребителей.

В структуру кластера желательно включать не только государственные учреждения культуры, но и культурно-исторические дестинации и достопримечательности территории, профессиональные сообщества и некоммерческие организации, малые предприятия, людей, работающих в сфере творческих индустрий.

Реализация софткластерных инициатив не требует большой ресурсной поддержки, но нуждается в эффективном менеджменте и главное, способности участников программ софткулыурного кластера сформировать эффективную программу взаимодействия и коммуникации ради общей цели.

Синергетический эффект от взаимодействия различных направлений искусств дает для клиентов новые ощущения и смыслы, включение образовательной составляющей и возможность реализации творческого потенциала каждого посетителя, вовлекает молодое поколение в процесс культурного и духовного обогащения, а пересечение целевых аудиторий различных направлений искусств увеличивает количество посещений и экономический потенциал культурных проектов.

Проведенные исследования показали, что заслуживает изучения возможность соединения творческих идей на стыке искусств, а наиболее реальные и интересные проекты могут, пройдя стадию экспериментов, со временем стать находкой настоящего и классикой будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *