кластеры что это в экономике

Кластер (экономика)

Кластер (в экономике) (англ. cluster ) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Содержание

Примеры

Причины географической концентрации фирм

Существует три основные причины географической концентрации фирм.

Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.

Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в её районе потребителями продукции.

Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.

Многочисленные примеры из мировой практики подтверждают, что кластерная форма организации производства является наиболее подготовленной для инновационного процесса.

Происходящее на протяжении долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов.

Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина — в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким — либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.

Две цели использования понятия кластер

Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.

В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.

Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.

Характерные признаки кластера

Характерными признаками кластера являются:

Кластерная политика

Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Критики кластерной политики указывают на то, что:

На данный момент в РФ понятие кластер не закреплено законодательно.

Источник

Кластер (в экономике)

Кластер (в экономике) (англ. cluster ) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.

Содержание

Причины географической концентрации фирм

Существует три основные причины географической концентрации фирм.

Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.

Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.

Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, то есть тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, по мнению Макдональда, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях , однако членство в сетях является принципиально личным делом, выходящим за пределы фирм и даже лояльности к фирмам». (Macdonald, S. (1992) “Formal Collaboration and Informal Information Flow.” International Journal of Technology Management, 7(1/2/3): 49–60).

Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.

Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в ее районе потребителями продукции.

Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.

Происходящее на протяжение долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов.

Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина — в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким — либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.

Две цели использования понятия кластер

Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.

В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.

Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.

Кластерная политика

Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Критики кластерной политики указывают на то, что:

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Кластер (в экономике)» в других словарях:

Кластер (экономика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Кластер (в экономике) (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции,… … Википедия

Уральский атомный кластер — (УАК) комплекс производственных, научно технических предприятий и поддерживающей их инфраструктуры, оптимизированный для выпуска атомного топлива и осуществляющий полный цикл его производства. Содержание 1 Описание 2 История … Википедия

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Школа естественных наук ДВФУ — Школа естественных наук Дальневосточный федеральный университет Год основания 2011 Декан д.х.н., академик РАН В. И. Сергиенко … Википедия

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Кластерная политика — Кластерная политика система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Обычно кластерная… … Википедия

Зимние Олимпийские игры 2014 — Эта статья или раздел содержит информацию о предстоящем спортивном событии, которое состоится через 1 год 1 месяц 16 дней. С началом события содержание статьи, возможно, будет изменятьс … Википедия

Самара — У этого термина существуют и другие значения, см. Самара (значения). Городской округ Самара … Википедия

Wingcity — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия

Крылатый город — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия

Источник

Что такое кластер в экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Кластер в экономике – это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, поставщиков и организаций, связанных с их деятельностью.

Кластерная модель

В процессе глобализации, которая представляет собой тенденцию развития современных мировых экономических отношений, была создана так называемая сетевая экономика. В такой экономической сети объединены технологии, организации, предприятия и различные общества.

Посредством информационных сетей люди объединяются по творческим способностям, знаниям и интеллекту. Такое объединение в сеть наблюдается во всех областях деятельности человека: в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, науке и образовании.

Именно в сетевой экономике выделяются кластерные образования. Становится достаточно популярной практика развития кластеров в промышленной отрасли, технопарков, ассоциированных сетей, поскольку это обеспечивает рост производственной эффективности и соответствует современному этапу развития национальной и мировой экономики. В данной концепции предусматривается отвлечение от традиционных программ развития экономики, ориентированных на развитин индивидуальных хозяйств. Кластерная политика основана на развитии связей между предприятиями.

Развитие кластеров в экономике обусловлено необходимостью создания новых классов производственных систем в условиях мировой глобализации и регионализации хозяйственной деятельность. При глобализации стираются расстояния в бизнесе, поэтому становится определяющим умение создавать конкурентные преимущества на основе специфики деловой среды в регионе. При помощи кластеров расширяются связи поставщиков и посредников, они объединяют в себе конкурирующие предприятия, поставщиков, исследовательские институты, государственные и финансовые учреждения.

Готовые работы на аналогичную тему

В развитии кластеров используются современные технологии, что обеспечивает им высокий уровень эффективности в различных государствах. Кластерная концепция – это новый способ видения не только экономики города, региона, национальной экономики, но и экономики всего мира.

Развитие кластеров в экономике и их классификация

В общем смысле кластер – это объединение нескольких однородных частей в одну самостоятельную единицу, обладающую уникальными свойствами.

Кластер в экономике – это определенная группа предприятий, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества каждой отдельно взятой компании и всего кластера в целом. Особенностью кластера является наличие здоровой конкуренции между его участниками.

Можно выделить кластер по следующим характерным признакам:

Целями кластера, как образования, являются:

Условно все кластеры делятся на несколько типов участников:

Главной отличительной особенностью кластера от промышленного региона является активное сотрудничество между компаниями. Поиск решений осуществляется коллегиально, что позволяет ускорить процесс создания новых продуктов и развитие науки в целом. Достаточно широка сфера сотрудничества в кластере. Могут коллегиально решатся вопросы инфраструктуры, подбора персонала, общих тенденций развития и т.д.

Рассмотрим классификацию кластеров. Основными признаками их типологии выступают:

Кластерный анализ

Кластерная концепция основана на связях и взаимосвязях в компаниях при производстве продукции, оказании услуг. От простых горизонтальных связей кластерную концепцию отличает ее широта.

Выделяются следующие основные методы кластерного анализа:

Источник

Кластерный анализ в экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные сведения об экономическом кластере и о кластеризации экономики

В экономической теории понятие «кластер» используется, начиная с первой половины ХХ века.

Первые экономические кластеры стали появляться в Европе и в Северной Америке в период Великой депрессии 1929–1933 гг. В настоящее время кластерная политика активно используется в качестве одного из инструментов экономического планирования регионального развития. Особую популярность кластеризация экономики приобрела в странах Европейского союза, где этим способом пытаются повысить конкурентоспособность отдельных отраслей и регионов.

Данное направление экономической политики многих государств, с одной стороны, было вызвано результатами фундаментальных кластерных исследований, с другой стороны, стимулировало их дальнейшее развитие. Одним из основных итогов теоретических работ по этому вопросу стало формулирование современной методологии кластерного анализа.

Общая методология современного кластерного анализа экономики

Логика методологии кластерного анализа экономики предполагает, чтобы от статистических кластеров совершался обоснованный переход к фактическим (выделенным) кластерам, которые формируются на уровне регионов. Таким образом, на основе аккумулируемых сведений об этих кластерах формируется соответствующая база знаний, которая впоследствии используется для совершенствования методологии дальнейших исследований.

В соответствии с текущими теоретическими представлениями общая методология кластерного анализа экономики состоит из следующих блоков:

Готовые работы на аналогичную тему

Как правило, осуществление общего кластерного анализа экономики предполагает использование статистической кластеризации (то есть изучение статистических данных по регионам и отраслям). Она заключается в характеристике регионального распределения производств и финансов посредством определения значений следующих показателей:

После проведения этой оценки определяется устойчивость и конкурентоспособность кластеров в топ-регионах. Значения этих показателей, в частности, могут быть установлены в результате изучения их эффективности (общей производительности и уровня оплаты труда) и динамики (степени развития показателей эффективности).

Кластерный анализ национальной экономики предполагает определение отношения органов государственной власти к разработке и реализации кластерной политики инновационного развития экономики страны. Это достигается в результате проведения встреч, обсуждений и консультаций. Там аккумулируется информация, подлежащая впоследствии анализу в целях определения источников конкурентоспособности кластеров (например, благодаря использованию модели «конкурентный ромб»), а также сильных и слабых сторон поддерживающих отраслей и институтов, позволяющих составлять прогнозы и планы развития кластеров.

Анализ инновационных преимуществ кластера начинается с поиска информации о возможностях создания инноваций, которые потенциально могут быть внедрены в кластере и, тем самым, позволят сгенерировать дополнительную стоимость производимой продукции. Для этого необходимо проконсультироваться с менеджерами и специалистами ведущих компаний, которые являются потенциальными резидентами (участниками) кластера.

Особенности проведения кластерного анализа в экономике

Проведением кластерного анализа национальных и региональных экономических систем занимаются специализированные научно-исследовательские центры и институты. Инициатива подобного изучения может исходить:

Выбор конкретных принципов, критериев и показателей развития отраслей и регионов для макроэкономического кластерного анализа обуславливается их репрезентативностью и возможностями использования тех или иных статистических методов и инструментов. В связи с этим в последнее время усиливаются процессы по интеграции общих статистических данных и методологии кластерного анализа.

Таким образом, использование в экономике кластерного анализа позволяет обоснованно расставить региональные приоритеты развития и создать условия для появления новых отраслей (точек роста – ядер кластеров).

Источник

Сущность, виды кластеров и их роль в экономике

В классическом понимании «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».

Кластеры можно идентифицировать как группу фирм-участников того или иного рынка, объединившихся на основе долгосрочных контрактов с целью эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов.

Характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям: возможности по исследованию и развитию; квалификация рабочей силы; развитие трудового потенциала; близость поставщиков; наличие капитала; доступ к специализированным услугам; отношения с поставщиками оборудования; ассоциирующиеся структуры; интенсивность формирования сетей; предпринимательская энергия; инновации и обучение; коллективное видение и руководство.

Кластеризация – это автоматическое разбиение элементов некоторого множества на группы в зависимости от их схожести. Синонимами термина «кластеризация» являются «автоматическая классификация», «обучение без учителя» и «таксономия».

Само понятие «кластер» определено неоднозначно: в каждом исследовании свои «кластеры». Переводится понятие кластер как «скопление», «гроздь». В искусственных нейронных сетях под понятием кластер понимается подмножество «близких друг к другу» объектов из множества векторов характеристик. Следовательно, кластер можно охарактеризовать как группу объектов, имеющих общие свойства.

Характеристиками кластера можно назвать два признака:

Кластеры могут быть непересекающимися, или эксклюзивными, и пересекающимися.

Кластеризация экономики обладает следующими основными преимуществами:

1. Объединение многообразных по форме собственности, организационно-правовому статусу, отраслевой и географической принадлежности организаций в целостную систему производства конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. В систему включаются все стадии цепочки создания стоимости товара — от добычи сырья, разработки нововведений и подготовки соответствующих кадров до производства и реализации конечной продукции, обслуживания ее потребителей.

2. Все участники кластера сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, что не требует создания иерархических органов управления, снижает административные и организационные издержки. Руководство кластером осуществляет совет представителей производственных, исследовательских, торговых, финансовых, транспортных и других инфраструктурных организаций с участием потребителей, региональных властей и общественности.

4. Государственное управление кластером как мезоструктурой, в отличие от регулирования деятельности отдельных предприятий, развивает планомерность развития, межрегиональные связи, позволяет создать региональную инновационную и инфраструктурную систему, систему частно-государственного инвестиционно-инновационного партнерства.

Первоначально производство бытовой электроники было организовано на базе лицензионных соглашений, Корея повысила собственные расходы на НИОКР и перешла к стратегии партнерских отношений с иностранными фирмами, в т.ч. с малыми и средними инновационными предприятиями в США, научными центрами в России и т.д. Для России интерес представляет роль правительства в создании промышленной политики, национальной и региональных систем инноваций. До вступления Южной Кореи в ВТО (1995) широко использовались прямые субсидии, низкопроцентные займы и налоговые льготы, после вступления правительство перешло к менее явным формам поддержки индустриальных кластеров.

Таким образом, ученые и практики, рассматривая с разных точек зрения кластерные модели объединения организаций в эффективные экономические структуры, приходят к выводу, что они могут быть теми импульсами, которые при удачной концентрации производства, его специализации, использовании современных достижений коммуникации, координации, кооперации и сотрудничества помогут найти точки роста каждого конкретного региона, обеспечивая его победу в конкурентной борьбе. Как следствие в разных странах растет интерес к формированию и поддержке кластеров, происходит активизация правительственной политики в этой сфере.

1. Асаул, А. Н. Строительный кластер – новая региональная производственная система /А. Н. Асаул // Экономика строительства. – 2004. – № 6. – С. 16–25.

2. Внукова, Н. Н. Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров / Н. Н. Внукова // Экономическое возрождение России. – 2010. – № 1(23). – С. 100–108.

4. Левин И. И все-таки она летает. G. Becattini. Il calabrone Italia. Bologna, «Mulino», 2008. М.: Свободная мысль, 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *