клавиатура фортепианного типа в синтезаторе что такое
Виды механики клавиатуры в цифровых пианино
Механизмы, главным образом, различаются тем, какое усилие необходимо для нажатия клавиши, а так же тем, насколько ощущение от клавиатуры приближено к акустическому инструменту. Какой механизм выбрать зависит от ваших потребностей и стиля игры. В этой статье мы разберем каждый из них.
Плюсы | Против |
Реалистичный механизм клавиатуры | Чем сложнее механизм, тем тяжелее инструмент |
Подходит для обучения, позволяет «поставить пальцы» | Цена выше, чем у простых типов клавиатуры |
Лучший выбор для пианистов |
ГИБРИДНАЯ (МОЛОТОЧКОВАЯ)
В данном типе клавиатуры используются похожие или идентичные механизмы, что и в акустических инструментах. Используются полноразмерные деревянные клавиши для концертного рояля из тех же материалов и процессов. Нажатие клавиши направляет молоточек по той же вертикальной траектории, с тем же весом, что и у акустического рояля, что приводит к истинному и бескомпромиссному ощущению от прикосновения к пианино.
Устройство и характеристики синтезатора
Рис. 1. Устройство и функциональные области синтезатора
Основные технические характеристики синтезатора:
Тип клавиатуры. Клавиатура синтезатора характеризуется следующими параметрами:
Размер клавиш клавиатуры синтезатора определяется путем его сравнения с размером клавиш фортепиано:
Модели синтезаторов с пассивной клавиатурой стоят дешевле моделей с активной клавиатурой, но активная клавиатура позволяет учащемуся улучшить контроль над пальцами рук для получения одинакового по громкости звука. При серьезном обучении игры на синтезаторе необходимо использовать активную клавиатуру.
Отключение чувствительности к касанию используется не только для получения одинакового по громкости звука, но и для имитации игры на некоторых музыкальных инструментах, например, на клавесине.
Тип механики клавиатуры определяет то, насколько легко или трудно нажимать на клавиши и насколько эти ощущения соответствуют ощущениям при игре на фортепиано.
По величине жесткости клавиатуры делятся на:
По типу механики клавиатуры делятся на:
В детских синтезаторах используется синтезаторная (пластмассовая или пружинная) невзвешенная клавиатура, на которой клавиши нажимаются очень легко. В большинстве синтезаторов применяют синтезаторную невзвешенную или полувзвешенную клавиатуру. В электропианино используется фортепианная (пружинная) механика, которая по ощущениям является более жесткой по сравнению c “синтезаторным полувзвесом”. В цифровых пианино и некоторых профессиональных синтезаторах используется молоточковая взвешенная клавиатура для максимального приближения ощущений игры к тем, которые возникают при игре на фортепиано.
Играть на синтезаторе с “легкой к нажатию” невзвешенной или полувзвешенной клавиатуре намного проще, чем на фортепиано и переход от игры на фортепиано к игре на синтезаторе происходит легко и быстро. Осуществить обратный переход от игры на полувзвешенной клавиатуре синтезатора к игре на “жесткой” клавиатуре фортепиано будет весьма затруднителен, особенно в моральном плане.
По чувствительности к силе давления после нажатия на клавиши клавиатуры делятся на чувствительные и нечувствительные к послекасанию. Если нажать на клавишу с дополнительным усилием, то чувствительная к послекасанию клавиатура будет посылать дополнительные команды, в результате чего произойдет изменение звука, например, к звуку добавится легкий эффект вибрато, тремоло, слайд, подтяжка и др., в зависимости от выбранного голоса и исходных настроек для него.
Если синтезатор приобретается в качестве альтернативы фортепиано, то необходима модель с молоточковой взвешенной клавиатурой, ощущения от игры на которой в более дорогих моделях достаточно хорошо соответствуют ощущениям игры на фортепиано. В других случаях выбор модели можно производить исходя из собственных предпочтений.
В 90%, если не более, случаев выбор универсального интерактивного синтезатора с 5-ю октавами будет оптимальным приобретением.
За некоторым исключением можно сказать, что:
Тембры. Какой синтезатор лучше выбрать, у которого 500 тембров или 800? Всё будет зависеть от того, какого качества эти тембры. Если у одного синтезатора 500, а у другого 800 посредственных тембров, то вопрос не актуален. Лучше иметь в наличии 128 качественных тембров, чем 1000 никаких. Другое дело, если в одном синтезаторе профессионального уровня 500 качественных тембров, а в другом их 800 при несущественно разнице в цене. Последняя модель здесь выглядит интереснее. Но это ещё не всё. Нужно учитывать подборку тембров и личные предпочтения. Заметьте, в технических характеристиках указано количество базовых тембров. Предположим, что у синтезатора есть 10 тембров, которые можно назначить на два независимых голоса. Тогда с помощью наложения голосов можно получить 10*10=100 комбинаций. Нетрудно посчитать, что современные синтезаторы способны воспроизводить миллионы звуков. Вот только человек способен различить лишь небольшую часть из них.
В синтезаторах с виртуально-аналоговым моделированием базовых тембров может быть немного. Однако благодаря возможности управления синтезом звука появляется возможность создания большого количества различных вариаций.
Эффекты. Если инженеры хорошо отстроили звучание синтезатора по умолчанию, то многих вполне устроят настройки эффектов по умолчанию. Здесь также важно не количество, а качество. 5 отличных эффектов лучше 10 хороших, а 10 хороших эффектов лучше 100 посредственных.
Базовые возможности интерфейса синтезатора следующие:
В зависимости от модели синтезатор может иметь:
Гайд 2021: как выбрать синтезатор
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
По запросу
Товар по новогодней скидке
Со времени создания первого синтезатора в 60-х годах прошлого века развитие технологий и спрос способствовали появлению самих инструментов:
от компактных до концертных моделей с 88 полноразмерными клавишами, от простых монофонических с минимальным параметрами до цифровых рабочих станций, позволяющих сделать аранжировку и записать песню.
Из-за разнообразия выбрать себе нужный инструмент сложно. Сначала нужно определиться с задачами, которые вы с помощью синтезатора будете выполнять. От этого будут зависеть его характеристики, особенности, количество и качество клавиш, тембры, эффекты, наличие программ обучения и остальные параметры.
Виды синтезаторов
Синтезаторы можно разделить на три группы:
Аналоговые. Работают на полностью аналоговой схеме, сигнал формируется осцилляторами и затем обрабатывается фильтрами, усилителями, огибающими и т.д.
Цифровые. Сигнал формируется с помощью цифровых процессоров. По сравнению с аналоговыми моделями, у цифровых обычно более широкий функционал и больше гибкости в настройке.
Гибридные (цифро-аналоговые). Объединяют в себе сильные стороны цифровых и аналоговых технологий, например, стабильность цифровых осцилляторов и характерность аналоговых фильтров.
Клавиатура
Синтезаторы могут изготавливаться в виде небольших настольных модулей без клавиатуры, с компактной кнопочной клавиатурой или тач-панелью. Но большинство моделей оборудованы классической клавиатурой.
В зависимости от модели и задач клавиатура может иметь 25, 32, 37, 49, 61, 73, 76 и 88 клавиш. Компактные синтезаторы имеют от одной до четырех октав — этого диапазона, как правило, достаточно. Но музыкантам с фортепианным бекграундом может потребоваться инструмент с диапазоном от пяти октав.
По механике клавиатуры делятся на:
Важным параметром клавиатуры является чувствительность к velocity. Этот параметр отвечает за громкость звучания ноты при нажатии: чем медленнее касание, тем тише звучит нота и наоборот.
Стоит обратить внимание и на наличие функции aftertouch. Эта функция меняет характер звука, в зависимости от давления на клавишу после самого нажатия.
Методы синтеза звука
Звуковые возможности синтезаторов на сегодняшний день очень широкие. Они способны воспроизводить и звуки простых волноформ, и целые оркестровые партии. В основе звучания любого синтезатора находится тот или иной метод синтеза.
Основные методы и примеры инструментов:
Многие производители цифровых синтезаторов имеют свои собственные технологии работы тон-генераторов или процессоров, отвечающих за качество звучания, например, AiX Sound Source у Casio, ZEN-Core, V-Piano и SuperNATURAL у Roland, AWM, AWM2, FM-X у Yamaha или EDS-i у Korg.
Полифония
Полифония обозначает максимальное количество голосов, которые одновременно может воспроизвести инструмент. В зависимости от технологии формирования звука при нажатии одной клавиши могут воспроизводиться несколько голосов, отвечающих за основной звук, его обертона или призвуки механических элементов акустического инструмента. Также голоса используются при игре под встроенный аккомпанемент.
Аналоговые бас/лид-синтезаторы чаще всего имеют один голос, более функциональные модели — до 16 голосов. Многофункциональные цифровые синтезаторы, напротив, имеют большое количество голосов: от 32 в любительских моделях до 256 в профессиональных.
Тембры
Аналоговые синтезаторы имеют ограниченное количество тембров в сравнении с цифровыми, но звучат более гармонически насыщенно и со специфичной теплотой аналогового оборудования. Цифровые синтезаторы способны имитировать десятки и сотни тембров классических роялей, органов, духовых, гитарных, ударных и синтезаторных звуков. Тембры могут редактироваться и сохраняться во внутренней памяти. Важный критерием — качество звуков во внутренней библиотеке инструмента. Количество и качество тембров влияют цену инструмента.
Еще один интересный параметр — мультитембральность. Она позволяет одновременно воспроизводить звук нескольких инструментов, например, звук перкуссионного инструмента, бас и пианино. Большинство цифровых синтезаторов поддерживает до 16 тембров, но есть модели с поддержкой 8 или 32.
Автоаккомпанемент
Во многих цифровых синтезаторах присутствует функция автоаккомпанемента. Это набор готовых ритмических партий или целых ансамблей в определенном стиле, под который можно проигрывать мелодические партии. Количество стилей зависит от уровня синтезатора и может быть очень разнообразным: от классики и джаза до рока и современной поп-музыки. Функция автоаккомпанемента сейчас часто встречается в любительских синтезаторах, инструментах для детей. В 90-е и до конца 2000-х были популярны так называемые аранжировочные станции — многофункциональные синтезаторы, в которых также был автоаккомпанемент. Такие инструменты позволяли полностью собрать музыкальное произведение.
Объем памяти
Стоит также обратить внимание на количество внутренней памяти синтезатора – чем ее больше, тем лучше. Память предназначена для различных данных, например, для хранения пользовательских пресетов и чаще всего измеряется в количестве ячеек. Если у инструмента есть возможность семплирования, стоит учитывать количество оперативной памяти для временного хранения сэмплированного материала и постоянной памяти для хранения сэмплов в инструменте. Некоторые инструменты позволяют расширять память при помощи USB-носителей и SD-карт.
Встроенные эффекты
Встроенные эффекты — неотъемлемая часть синтезаторов. Количество и качество эффектов напрямую зависит от назначения, уровня синтезатора и его цены. Модели начального уровня чаще имеют в арсенале базовые эффекты задержки, реверберации и хоруса. А рабочие станции с большим функционалом, помимо широкого выбора эффектов пространственной обработки, содержат компрессоры, лимитеры и эквалайзеры с возможностью обработки мастер сигнала.
Наличие и виды разъемов
Наличие разъемов в синтезаторе отражает его функциональные особенности. Обязательным является аудиовыход в виде одного или двух разъемов 1/4” (моно или стерео). В компактных настольных моделях основной выход может быть совмещен с выходом для наушников или выполнен в формате 3,5 мм.
Для игры пользователю может понадобиться вход для педали сустейна и экспрессии. Во многих профессиональных синтезаторах также есть входы для подключения микрофона или гитары, а также стереовход для семплирования внешнего аудиоматериала.
Подключение по USB к компьютеру позволяет передавать MIDI-сообщения и обновлять программное обеспечение. Наличие разъемов USB-A или слота для SD-карт упростит обмен данными, например, импорт сэмплов и экспорт сохраненных проектов. Некоторые устройства имеют пятипиновые MIDI-разъемы для работы с MIDI-устройствами.
Встроенная система обучения
Еще одна функция, которая характерна для любительских синтезаторов. Каждый производитель имеет собственную систему обучения. Вся необходимая информация отображается на дисплее инструмента. Некоторые модели оснащены подсветкой клавиш.
Секвенсор и арпеджиатор
Секвенсор позволяет записывать заданную последовательность нот в режиме реального времени или пошагово и редактировать. Простые секвенсоры имеют только одну дорожку, продвинутые — до 17.
Функция арпеджиатора позволяет автоматически проигрывать арпеджио на основе аккордов или заданных нот, устанавливать параметры скорости и направления воспроизведения, длительности нот и т.д.
Варианты выбора синтезаторов
Условно клавишные цифровые синтезаторы можно разделить на несколько категорий.
Синтезатор для детей. Бюджетные синтезаторы с уменьшенными клавишами, легким весом и компактными размерами, пассивной клавиатурой, простыми элементами управления и не самым реалистичным звучанием. Оснащены динамиками и разъемом для подключения наушников. Такие модели подойдут для того, чтобы заинтересовать ребенка, изучить ноты и аккорды, но не помогут выработать технику игры.
Синтезаторы для обучения. В отличие от детских, имеют полноразмерные клавиши, большую полифонию, а также расширенный функционал. Звучание более качественное, с большим количеством тембров и наличием обучающих программ.
Но если говорить об инструменте для начинающего исполнителя, которому важна постановка техники, то стоит обратить внимание на цифровые пианино со взвешенной клавиатурой с молоточковой механикой. Несмотря на небольшое количество тембров, сам инструмент будет максимально близок к акустическому первоисточнику.
Для домашней игры подойдут цифровые синтезаторы начального и среднего уровня. Пригодится набор разнообразных тембров, встроенная акустика, аккомпанемент и возможность подключения наушников, чтобы не мешать окружающим.
Многофункциональные цифровые рабочие станции. Предназначены для профессионального использования в студии. Оснащены полувзвешенной или взвешенной клавиатурой, широкими возможностями аранжировки, большим объемом памяти, качественными эффектами и другими функциями, необходимыми для записи песен.
Синтезаторы могут быть представлены в виде настольных модулей и автономных инструментов с полноразмерной клавиатурой. Некоторые синтезаторы имеют узкую специфику. Например, монофонические подходят для бас-, лид- или перкуссионных партий, полифонические гибридные – для создания насыщенных пэдов и текстур. Цифровые синтезаторы – более универсальные, и подходят для прописывания самых разных партий.
Как выбрать синтезатор
Музыка — это искусство, которое понятно всем. Многие родители мечтают сделать из своего ребенка пианиста, очаровывающего своей игрой окружающих.
Хорошему музыканту требуется хороший инструмент, выбор обычно падает на акустическое пианино. С одной стороны, это помогает начинающему пианисту освоиться с управлением чувствительным инструментом, найти с ним общий язык и свободно чувствовать себя на сцене. С другой стороны, это просто дань прошлому, не более.
Акустическое пианино требует бережного отношения, регулярной дорогостоящей настройки, занимает неприлично много места, весит как мамонт и является настоящей пыткой для соседей, когда вы или ваши дети учатся играть.
Современные электронные инструменты во многом превосходят акустические, поэтому покупка цифрового фортепиано, синтезатора или midi-клавиатуры может стать отличным решением ряда проблем. В этой статье мы поможем вам определиться с выбором и объясним новичкам все непонятные термины.
Классификация электронных пианино
К выбору инструмента следует подходить исходя из требований и финансовых возможностей.
Электронные пианино можно разделить на:
Цифровые фортепиано. Одно из самых простых устройств в плане встроенной электроники и режимов. Обычно в систему запрограммировано несколько простых тембров, вроде концертного рояля, фортепиано, а также клавесин и другие разновидности клавишных. Добавьте к этому пару-тройку эффектов звучания, которые имитируют окружающую обстановку, вроде концертного зала. Главная задача — создавать ощущение игры на настоящем акустическом пианино или рояле, поэтому цифровое фортепиано имеет полновесную 7-октавную клавиатуру с 88 клавишами, которые полностью имитируют работу ударного молоточкового механизма.
Такие инструменты имеют либо встроенные, либо подключаемые педали для имитации работы демпферов и изменения звучания электронных «струн». Цифровое фортепиано часто идет в комплекте с солидным корпусом, который надежно стоит на полу и держит всю конструкцию, но занимает гораздо меньше места, нежели самая небольшая акустика. В корпусе часто имеется пюпитр для нот.
Именно цифровые фортепиано лучше всего подходят для тех, кто учится в музыкальной школе и занимается классической музыкой всерьез. После игры на таком инструменте ваш маленький Шуберт запросто сядет за концертный рояль и исполнит свою партию с такой же легкостью.
Синтезаторы. Эти электронные устройства обладают значительным функционалом, но при этом не всегда стремятся имитировать акустический инструмент. Их задача — создание уникальных композиций с помощью множества «вшитых» тембров, имитирующих звуки разных инструментов (от аккордеона до гитары и ударных инструментов).
Синтезаторы используются для записи музыки в студиях и для игры на концертах рок- и поп-музыкантами. Могут иметь от 32 до 88 клавиш, но чаще всего встречаются модели с 61 клавишей. По электронной начинке и качеству звучания разброс устройств в этой категории столь велик, что определиться с их выбором непросто.
Дешевые модели в народе называются «самоиграйками» и звезд с неба не хватают. Инструменты в них звучат весьма посредственно из-за низкого числа голосов полифонии, выжать из такого синтезатора приличный сочный звук акустического пианино или гитары вряд ли получится, но для любителя это и не требуется. С такой «машиной» вы запросто сыграете что-нибудь из репертуара Юры Шатунова или что-то посложнее.
Дорогие синтезаторы имеют огромное количество тембров и различных настроек звука, а также могут имитировать настоящую клавиатуру акустического пианино (со всеми особенностями, вроде жесткости клавиш, эффекта послекасания и многого другого). Такими устройствами пользуются профессиональные музыканты.
Фактически, синтезатор — это умная машина, которая готова сыграть все за вас. Многие модели имеют обучающие режимы, благодаря встроенному дисплею они помогают начинающим нажимать правильные клавиши в композициях.
Синтезаторы с имитацией механики могут стать альтернативой цифровым пианино, вот только решите для себя сразу, будете ли вы пользоваться их функционалом и стоит ли за него переплачивать.
Рабочие станции. Считаются самым «мощным» видом синтезаторов, ими пользуются композиторы и профессиональные аранжировщики. Не пытаются копировать акустику с точки зрения механики и имеют обычные клавиши без дополнительных механизмов, компенсируя это огромным набором функций, встроенных инструментов, качественной полифонией и др. Качество звучания можно без зазрения совести назвать студийным. На подобных инструментах пишут свою музыку Йеспер Кюд и Ханс Циммер.
Рабочие станции предназначены не для исполнения музыки, а для ее создания. Имеют дополнительные входы для подключения периферийных устройств, вроде микрофона, а также позволяют работать с дорожками с «живыми» инструментами.
В этой категории отдавать предпочтение дешевым устройствам стоит лишь в том случае, если вы начинающий ди-джей или чувствуете в себе талант писать музыку для небольшой аудитории в виде семьи, друзей и домашних питомцев. В остальных случаях качественная рабочая станция стоит очень дорого, но она способна обеспечить профессионала всем необходимым набором инструментов и функций.
Особенности клавиш в устройствах и типы касания
Как мы уже говорили, количество клавиш в синтезаторах может быть разным. Для исполнения большинства композиций не обязательно покупать инструмент с полным набором из 88 клавиш. Например, в качестве вспомогательного инструмента для записи музыки в студии может хватить и 32 клавиш, на которых можно «настучать» себе необходимый аккомпанемент ударными инструментами и после наложить на эту дорожку гитарное соло. Некоторые умельцы вообще обходятся в таких случаях обычной компьютерной клавиатурой.
Для полноценного музицирования потребуется хотя бы 5-октавная клавиатура на 61 клавишу, а для исполнения классических композиций лучше обзавестись 88. Но на этом выбор синтезатора только начинается.
Размер клавиш
Клавиши в синтезаторах могут отличаться по размеру в зависимости от модели, и это напрямую сказывается на цене устройства и его назначении.
Малоразмерные клавиши по ширине и длине отличаются от тех, что установлены на полноценных акустических фортепиано и роялях. Они уже и короче, что уменьшает размер устройства в целом. Используются в детских синтезаторах, а также в инструментах для любителей. Для игры на таком устройстве вам не потребуется профессиональная растяжка рук и охват по октавам станет значительно шире, но это не является положительным фактором для тех, кто играет на фортепиано всерьез.
Если ваш ребенок учится в музыкальной школе, то ему так или иначе придется работать над растяжкой пальцев. Переход с малоразмерной клавиатуры на полноценную акустическую будет даваться непросто. Зато для развлечений такие синтезаторы подойдут лучше всего.
Полноразмерные клавиши полностью имитируют клавиши на оригинальном акустическом рояле и схожих инструментах. Иногда могут отличаться по длине (как короче, так и длиннее фортепианных), но т. к. ширина более критична, именно ей уделяется особое внимание. Это относится только к синтезаторам, в цифровых пианино размеры клавиш идентичны с акустикой.
Полноразмерные клавиши обязательны для серьезных занятий музыкой. А еще устройства с 88 полноразмерными клавишами стильно выглядят в интерьере.
Жесткость клавиш
Всем, кто играл на настоящем акустическом пианино, хорошо известно, какой упругий ход у клавиш, если инструмент в хорошем состоянии. Это помогает не только избежать нажатия лишних клавиш в сложных партиях, но и извлекать из пианино необходимые звуки, а также банально натренировать пальцы и кисти рук. По жесткости нажатия клавиатуры можно разделить на:
Для профессиональных занятий фортепианной музыкой клавиатура должна быть взвешенной.
Чувствительность к касанию и послекасанию
Поскольку в акустических пианино для извлечения звуков используются натянутые струны, очевидно, что чем сильнее ударить по ним, тем громче будет звук. Этот принцип реализован и во многих цифровых пианино.
Дешевые модели синтезаторов имеют пассивную чувствительность к касанию, что резко ограничивает функционал инструмента. С какой бы силой и скоростью вы не жали на такую клавишу, громкость звука всегда будет одинаковой и ровной. На клавиатурах такого типа лучше всего играть что-то из современной поп-музыки или писать электронные композиции.
В дорогих синтезаторах и пианино чувствительность активная — чем сильнее и быстрее нажатие, тем громче звук, при этом клавиши имеют несколько уровней чувствительности, что и помогает работать с теми самыми forte и piano.
Для полноценной игры лучше останавливаться именно на активной клавиатуре, тем более, в большинстве таких инструментов клавиши можно в любой момент перевести в пассивный режим.
Послекасание — опция, характерная для профессиональных клавиатур. Она отвечает за эффект, создаваемый уже после нажатия на клавишу. Если вы нажали на клавишу с одной силой, а после этого решили ее добавить, приложив еще чуть усилия, то звук изменится — этим пользуются профессиональные пианисты, играющие на акустических инструментах. Настоящий «мастхэв» для профессионального занятия музыкой.
Механика клавиш
По своей конструкции клавиши в синтезаторах делятся на два типа.
Синтезаторная (пружинная) механика возвращается в исходное положение с помощью настроенных под клавишами пружин. Очень часто встречается в синтезаторах всех ценовых категорий. Такой механизм не позволит полноценно использовать инструмент в качестве пианино. Клавиши нажимаются очень легко и играть на них лучше электронную музыку, либо не придираться к качеству звучания эффекта Grand Piano.
Молоточковая механика — имитация акустической клавиатуры. В исходное положение клавиши возвращаются за счет противовесов, как и в оригинальных инструментах. Каждая клавиша имеет индивидуальный вес, что позволяет с легкостью играть тремоло в верхних регистрах и давать четкий гулкий бас в нижнем регистре. Чаще всего используется в цифровых пианино с полноразмерными клавишами. Такие инструменты обычно собираются вручную, поэтому стоят в разы дороже. Стоит ли говорить, что только такую механику клавиш необходимо выбирать для учащихся музыкальных школ?
Основные критерии звучания инструмента
За функциональность синтезатора или цифрового пианино, а также за качество его звучания отвечают несколько характеристик, напрямую влияющие на перфоманс исполнителя. Первое, на что стоит обращать внимание — полифония синтезатора.
Полифония — это количество голосов (тонов) в звуке, которые может одновременно воспроизвести процессор устройства. Представьте, что каждый отдельный звук от нажатия клавиши состоит из нескольких слоев, которые соединяются и дают полноценное сочное звучание. Чем меньше таких тонов, тем тусклее и ненатуральнее звук. Вспомните сигнал, которым знатокам из «Что? Где? Когда?» отсчитывают минуты.
В акустических роялях на одну ноту используется по три струны, сюда же добавьте работу педалей и пальцев, которыми можно зажать до 10 клавиш одновременно. Получается внушительная композиция из разных звуков и тонов, которые звучат вместе.
Дешевые синтезаторы могут воспроизводить по 32 звука одновременно. Меньше брать не стоит, если это не инструмент для совсем маленьких детей, приобретаемый исключительно в качестве развлечения.
Если вы планируете всерьез заняться музыкой, то лучше выбирать модели с полифонией из 64 голосов, а для цифровых пианино — от 128 голосов. Чем больше голосов, тем реалистичнее звучание инструмента и тем он функциональнее. Начиная со 192 отличия по звучанию перестают быть такими заметными, и если вы не профессиональный композитор, то переплачивать за лишние голоса полифонии не стоит.
При выборе инструмента обратите внимание на количество встроенных тембров. Тембры в синтезаторе — это имитация различных музыкальных инструментов. Ваше устройство может запеть как флейта, гитара, орган и т. д. В дешевых синтезаторах имитация инструментов весьма посредственна и сойдет только для домашнего уровня, зато дорогие синтезаторы и рабочие станции, вроде Yamaha серии Tyros, могут имитировать даже человеческие голоса, что позволит вам создать свой собственный хор и написать для него же музыку, этот монстр разве что в космос не летает. В зависимости от модели количество тембров в синтезаторе может колебаться от сотни до полутора тысяч.
Тембры в цифровом пианино не так важны, как в синтезаторе, ведь его главная задача — выступать в роли альтернативы акустическому инструменту. Хотя минимальный набор звуков в таких устройствах все же есть, поэтому обделенными вы не останетесь.
Акустические эффекты
Этот пункт мы вынесли отдельно, поскольку эффекты напрямую не влияют на качество звучания инструмента, но делают его заметно функциональнее. Для создания более атмосферной музыки и для имитации различных условий исполнения композиции, разработчики добавляют в синтезаторы и цифровые пианино различные эффекты. Эффекты реверберации, хоруса, резонанса, флэнжера и режим концертного зала с характерным эхом значительно расширят ваши возможности. Встроенный эквалайзер тоже будет плюсом при создании электронной музыки.
Педали
К подавляющему большинству синтезаторов можно подключить педали. С их помощью можно не только влиять на стиль звучания пианино, но и переключать эффекты, регулировать громкость и многое другое.
Что касается цифровых пианино, то для профессиональных занятий музыкой педали в них должны быть встроены прямо в корпус, чтобы полностью имитировать акустический инструмент.
Обучающие синтезаторы
Если вам очень захотелось играть, но идти в музыкальную школу или на курсы вы не хотите, тогда обратите внимание на модели с обучающими режимами. Их можно использовать как для подготовки ребенка к музыкальной школе, так и во время обучения.
В современных синтезаторах сочетаются различные функции обучения. Например, на электронном дисплее вам могут показывать, какие клавиши нужно нажимать, от вас требуется только повторять за картинкой. Обычно в такие устройства уже вшито несколько десятков мелодий, с помощью которых можно развить моторику рук и научиться с нуля играть простые композиции.
В некоторых моделях возможна подсветка клавиш, которые нужно нажимать. Умный синтезатор сначала покажет какие ноты необходимо будет нажать, после чего вам необходимо их повторить. В конце обучения некоторые инструменты могут даже выставлять оценку исходя из качества исполнения, а также показывать сложные моменты, которым нужно уделить особое внимание при тренировках.
Дополнительные возможности
У синтезаторов есть и некоторые дополнительные функции:
Автоаккомпанемент. Для профессиональной игры фортепианной музыки практически не используется, зато сыграть что-нибудь современное с его помощью вполне реально. Можно заранее настроить инструмент так, чтобы при нажатии, например, басовых клавиш, одновременно с ними играли ударные инструменты, а также духовой оркестр, который будет аккомпанировать вашей правой руке.
Арпеджиатор. Позволяет создавать из отдельных аккордов, которые вы выберете заранее, классические арпеджио (способ проигрывания аккордов, когда звуки играются не одновременно, а один за другим). Пригодится для записи треков, а также для создания интересных эффектов при игре на инструменте. Позволяет играть с одной клавиатуры разными тембрами. Например, правой рукой вы можете играть гитарную партию, а левой аккомпанировать звуком контрабаса.
Два фортепиано в одном. Поможет обучать новичков игре на инструменте. Делит клавиатуру на две равных части с одинаковыми тембрами и высотой звучания. Ученик может играть на правой части пианино одновременно с учителем, играющим на левой.
Транспонирование. Эта функция полезна для синтезаторов с неполным набором клавиш, чтобы извлекать необходимые звуки в процессе игры. Если клавиатуры на 7 октав позволяют охватить весь спектр звуков, то в синтезаторах на 5 октав транспонирование позволяет сдвинуть звук на октаву вверх или вниз.
Сэмплирование. Позволяет записывать собственные сэмплы в память устройства, чтобы использовать их в последующей игре на инструменте.
Метроном поможет начинающим музыкантам не сбиваться с ритма.
Секвенсор — для редактирования записанные midi-композиции уже после их создания. Например, для замены одного инструмента на другой прямо в процессе прослушивания.
У хорошего синтезатора должен быть USB-вход для подключения к другим устройствам. Также убедитесь, что есть разъем mini-jack для наушников, чтобы не терзать домочадцев и соседей. По желанию выберите модель с микрофонным входом, если собираетесь организовать собственное караоке.
Если в цифровых фортепиано чаще всего в комплекте массивный деревянный корпус или пластиковый (с имитацией дерева), то для синтезаторов иногда приходится докупать стойку отдельно.
На чем остановить свой выбор?
Мы надеемся, что эта статья поможет вам выбрать музыкальный инструмент, на котором вы будете играть много и с удовольствием.