клиент не знает чего хочет

Заказчик не знает, чего хочет: как решить его проблему?

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочетИдею этой статьи мне подарил читатель, который зашел на мой блог по запросу «заказчик не знает, чего хочет». Это продолжение темы клиентских болей.

Довольно часто заказчики не могут сформулировать свою проблему или поставить четкую задачу перед исполнителем. Необходимо помочь ему разобраться, иначе клиент останется недоволен со всеми вытекающими.

Итак, давайте попытаемся решить проблему заказчика, который не знает, чего хочет.

Какова главная цель заказа?

Частая причина, по которой заказчик недоволен результатом – он для себя не сформулировал главную цель. Она где-то маячит фоном в его подсознании, но исполнитель о ней не знает. Отсюда – претензии к исполнителю, казалось бы, на ровном месте. И впечатление, что заказчик не знает, чего хочет.

Пример № 1

Эту историю я слышала от своего ментора по копирайтингу Павла Берестнева. Пример демонстрирует, как заказчик подменил реальную задачу мнимой. И только вопросы опытного продавца помогли установить истину и найти верное решение.

История такая. Клиент обратился с проблемой: его новый коммерческий сайт не продает. На вопрос, какую задачу ставили перед подрядчиком, ответил: чтобы было стильно. При этом основную цель – что нужны продажи – никто не озвучил.

В итоге получился «декоративный» сайт – красивый, но бесполезный с точки зрения продаж.

Отсюда вывод: если вы оказываете услуги, первым делом выясните у заказчика, какова его главная цель – ради чего он к вам обратился.

Если же вы сами заказчик, то сформулируйте, какого конкретного результата ждете от сотрудничества. Тогда станет понятно, что и в какой последовательности нужно сделать.

А вот парочка антипримеров – так нельзя формулировать цели:

Если задача сайта – продавать, то нужно конкретизировать: чего, сколько и за какой срок должно быть продано.

Пример № 2

Не исключено, что потребуется вовсе не та услуга, с которой изначально обратился клиент. Может даже оказаться так, что это не в вашей компетенции.

Вот пример из моей практики. Заказчик спросил, сколько стоят мои услуги по написанию SEO-статей – хотел продвинуть в поиске свой интернет-магазин.

В ходе переговоров выяснилось, что SEO-продвижением этого ресурса никто не занимается. А ведь интернет-магазин требует не просто профессионального – комплексного подхода к продвижению в поиске.

Когда я зашла на сайт, стало понятно: текстами и SEO-продвижением не обойтись – необходима серьезная работа над юзабельностью (удобством для посетителей). Так выкристаллизовался план необходимых действий.

Фатальная ошибка некоторых исполнителей

Эту ошибку чаще допускают новички – они стремятся взять заказ любой ценой. И конечно не вникают в цели заказчика. В итоге тот остается недоволен, просит переделать – а исполнитель не понимает, чего от него хотят. Возникает конфликт.

Даже если заказчик не возвращает работу на переделку, у него создается негативное впечатление об исполнителе. Результат в обоих случаях одинаковый – клиент уходит. В особо тяжелых – еще и пишет негативные отзывы.

Что делать, когда заказчик не знает, чего хочет?

Даже если заказчик знает, чего хочет – уточните его главную цель. Тогда сможете решить задачу гораздо эффективнее. А довольный клиент – это новые заказы.

И напоследок поделюсь лайфхаком с теми, кто оказывает услуги: не бойтесь рекомендовать своему заказчику других специалистов, если это задача не в вашей компетенции.

Да, в моменте вы можете потерять этого клиента. Но он отметит для себя, что вы помогли ему решить задачу. И в следующий раз обратится именно к вам.

Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу. Буду рада вашей обратной связи.

Источник

Он не знает, чего хочет, или имеет негативный опыт: важные детали, на которые стоит обратить внимание, если сделка с клиентом не состоялась

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочет

У клиента было множество компаний до вас

Клиент не знает, чего хочет

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочет

Это плохой знак, когда клиент не имеет четких бизнес-целей и просит вас просто сделать что-то, чтобы заставить все работать. Желание достичь чего-то, не зная, какие шаги необходимы, — это одно, но полное отсутствие понимания того, почему они хотят, чтобы вы им помогли, — это совершенно другое. Такое отношение может привести к разного рода проблемам, разногласиям, изменениям требований в середине проекта и т. д. Однозначно отказ!

Клиент чрезмерно ориентирован на низкие затраты

Клиент очень требовательный

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочет

Всегда обращайте внимание на то, насколько требовательным является клиент на наших первых встречах или вообще в общении. Если вы замечаете, что он чрезмерно требователен и нуждается в многочасовом обсуждении даже мелочей, что, разумеется, потребует много вашего времени (вне вашего обычного рабочего графика), то вам стоит отказаться от работы с ним.

Клиент не может ответить на основные вопросы

Это еще один красный флаг: когда клиенту трудно ответить на основные вопросы. Если вы всегда заранее готовите тему для обсуждения, а также предвосхищаете вопросы, которые могут задать вам клиенты, но в ответ замечаете заикание, нервозность или просто крайне расплывчатые ответы, вам стоит отказаться от работы с этими людьми.

Клиент постоянно извиняется и оправдывается

Один из первых предупреждающих знаков, которые вы должны искать при определении того, должны ли вы отказаться от работы с клиентом, — это то, насколько он надежен. Если вы работаете с клиентом, который постоянно извиняется — особенно когда речь заходит о простых вещах, таких, как быть на встрече вовремя — вам следует отказаться от работы с ними.

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочет

Клиент просит об одолжении

Вы должны считать это невероятно подозрительным: когда новый клиент начинает просить вас об одолжении, “как друг”. Все, что эта фраза означает для него, — это то, что он хочет что-то от вас, но не хочет платить за это. В каждом подобном случае вы столкнетесь с человеком, который не ценит ваше время, прося вас помочь ему совершенно бесплатно. Такие клиенты несерьезно относятся к долгосрочным деловым отношениям.

У клиента нереалистичные ожидания

Есть два важных элемента для всех успешных отношений. Первое — это общение, а второе — ожидания. Если вы вступаете в отношения с нереалистичными ожиданиями, это вряд ли будет успешным.

Клиент не уважает тех, кто его окружает

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочет

Если клиент не уважает окружающих его людей, вы должны бежать от него как можно дальше. Вы и члены вашей команды также столкнетесь с неуважением — и вам понадобится слишком много энергии, чтобы справляться с этим типом темперамента. Находите клиентов, которые заботятся о своих членах команды, которые слушают других и понимают перспективы. Они будут активно следить за вашей командой, и это делает работу гораздо более приятной.

Клиент торопит события

Худшие клиенты, которые только могут быть, — это люди, которые пытаются слишком быстро продвигаться вперед. Если они даже не собираются слушать информацию о ваших услугах и процессах, высока вероятность, что они не поймут вас позже. Именно тогда они начинают спорить о том, что должно быть включено, выдвигая нереалистичные сроки и результаты.

Клиент просит пропустить контракт

Клиенты могут обратиться в поисках работы, которую нужно сделать за короткое время, но никогда не позволяйте им убедить вас пропустить контракт или ваш обычный новый клиентский договор. Это огромный красный флаг, когда клиент попросту отмахивается от переговоров по контракту и переходит непосредственно к разговору о цене или графике работ. Даже если он платит авансом, вы можете потратить огромное количество времени на дополнительные работы, так как ничего не было официально согласовано.

Клиент жалуется на предыдущий опыт

Это очень и очень плохой знак — когда потенциальный клиент начинает разговор, объясняя, насколько плохо его прошлый поставщик обращался с ним. Безусловно, хорошо, когда ваш клиент говорит о том, что он ищет кого-то нового, потому что его прошлый опыт был не самым лучшим из-за определенных вещей. Но если клиент тратит много времени и энергии на обвинения других людей, это говорит только об одном: он относится без уважения к тем, с кем работает, а потому вам будет крайне непросто с ним.

Клиент придирчив

В какой-то момент мы все имели дело с придирчивыми клиентами и клиентами, которые хотят, чтобы все было именно так, а не иначе, и в некоторых случаях это вполне нормально. Некоторые клиенты, однако, пользуются вашей добротой и используют ее, чтобы получить работу или материалы бесплатно, жалуются и придираются ко всему, что кажется им неправильным. Лучше отказаться от такого рода клиентов, потому что они тратят ваши время и энергию впустую.

Клиент не выходит на контакт

Если потенциальный клиент не реагирует, например, вы должны постоянно преследовать его, чтобы в конце концов назначить встречу, или он не отвечает на ваши сообщения или электронные письма своевременно, то это предупреждающий знак, что вам, возможно, не стоит работать с этим человеком. Запомните: любые профессиональные отношения должны включать в себя общение. Если ваш клиент будет слишком занят для вас, вы в конечном итоге будете работать в одиночку.

Источник

Клиенты Не Знают Чего Хотят (Принцип 20/ 80)

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочетСтатистика подсказывает, что только 20% всех клиентов знают, чего они хотят. Они точно знают, какой товар им нужен, какие функции нужны, сколько это будет стоить.

Понимаем клиента

Один из этапов продаж — выявление потребностей. Мы задаём ряд вопросов чтобы понять, какие имеются запросы. Полученная информация станет основой для выбора решения.

Схема проста — задаём открытые вопросы, получаем общую информацию. Далее задаём уточняющие вопросы. В конце подводим итог, резюмируем.

Если нам удастся понять, в чем клиент нуждается мы сможем что-то предлагать. Сможем помочь определиться покупателю с тем, что он хочет.

Количество вопросов не фиксировано и зависит от конкретной ситуации. Будет слишком мало — ситуация может остаться недопонятой и возражений будет много. Слишком много — это утомит покупателя.

Для того, чтобы «разнообразить» задачу понимания покупателя, пара методов.

Стратегия вопросов трех уровней

Для разнообразия процесса выявления потребностей можно подойти к задаче творчески. Например, воспользоваться методом, предложенным Джин Аткинсон в книге «Всё о продажах».

Суть метода в разделении всех возможных вопросов в три категории — «что сейчас», «что если» и «что потом».

Что сейчас

Это вопросы о текущей ситуации. Дело в том, что не всегда клиенты жаждут что-то менять. Причина не в отсутствии проблем и не в полной удовлетворённости. Причина в банальном желании сохранить все как есть, сохранить статус-кво.

Выясняя текущую ситуацию мы можем понять приоритеты покупателя и возможные проблемы с текущей ситуацией. Есть проблема — есть потребность её закрыть.

Что если

Цель уровня — показать те трудности, которые могут «подстерегать» клиента без нашей помощи, наших товаров или услуг. Иногда можно встретить термин — проблемные вопросы.

Что если ваш поставщик не выполнит заказ?

Что случится, если будут перебои с электричеством?

Наша цель не поставить покупателя в тупик. Мы должны получить ответ. И если наше «что если» не позволит собеседнику дать ответ, делаем шаг назад (уровень «что сейчас»).

Что потом

Этот уровень дополняет и усиливает предыдущий. Цель — продемонстрировать всю серьезность выявленных проблем.

Что если ваш поставщик не выполнит заказ? Как сильно это ударит по доходам, по лояльности постоянных клиентов?

Что случится, если будут перебои с электричеством? Насколько это сильно скажется на безопасности? На доходах?

В рамках стратегии трех уровней на потенциального покупателя не давят. Цель — диалог. Причем диалог не экспромтом. Это грамотная и детальная подготовка.

Как перейти к расспросам

Никто не любит продавцов. Но как перейти к расспросам так, чтобы клиент не «закрылся».

Для этого используют метод опроса. Например:

Добрый день. Меня зовут… Компания… Мы проводим опрос наших клиентов для улучшения качества нашего обслуживания. Скажите, какими нашими продуктами пользуетесь? На какие функции, возможности обращаете внимание, какими пользуетесь?

Источник

8 типов заказчиков и работодателей, с которыми не стоит связываться

Генеральный директор МАЭР Юлия Трус рассказывает о типах клиентов, с которыми лучше не работать. Ну, или хотя бы лишний раз подумать, а стоит ли оно того.

Он не может поставить четкую задачу и сформулировать, какой хочет получить результат. Что бы вы ни сделали, клиент будет недоволен, потому что изначально нет эталона и понимания, как надо.

Вы проделаете работу, опираясь на свое представление об идеале, а у клиента в итоге могут оказаться совершенно другие ожидания или примерно такая оценка вашей работы: «Не знаю, как надо, но точно не так».

Как определить. На этапе брифинга заказчик не может внятно сказать, что ему нужно.

Что делать. Попросите его собраться и прийти к вам с понятной задачей, обязательно согласуйте ТЗ. Если не получается, откажитесь от сотрудничества.

Такие люди знают, какой результат они хотят получить и как выглядит хорошо сделанная работа, но хотят сэкономить и поэтому манипулируют:

Как определить. Сразу спрашивайте, на какой бюджет заказчик рассчитывает. Если он не называет четкую цену, рассказывает о своих проблемах и пытается манипулировать, чтобы вы сделали подешевле — возможно, стоит отказаться от такой работы.

Что делать. Не ждите, что когда-нибудь он осознает, какой вы замечательный специалист, и вдруг поймет, что вам нужно платить достойные деньги. Такие люди будут постоянно искать тех, кто за бесценок сделает хорошую работу.

Такие заказчики тоже из разряда тех, кто хочет получить хорошую услугу за низкий чек. Они будут убеждать вас, что то, что вы делаете, очень просто. Они бы и сами это сделали, но не хватает времени. В работе с такими людьми есть риск поддаться манипуляции и поверить в то, что вы действительно ничего особенного не делаете, и ваша работа стоит недорого.

Как определить. Вам все будет понятно, когда клиент начнет говорить о деньгах и занижать стоимость услуги.

Что делать. Отказывайтесь от таких клиентов. Не пытайтесь переубеждать этих людей и не позволяйте обесценивать свой труд. То, что вы делаете, — ценно. Просто это не ваш клиент.

Это заказчик, который будет бесконечно вмешиваться, советовать и контролировать. Он будет пытаться изменить работу, когда она уже доделана. Такому клиенту вы тоже никогда не угодите. Возможно, что вас попытаются лишить части гонорара, объясняя это тем, что половину работы якобы проделал сам клиент.

Как определить. На первом собеседовании или созвоне такие заказчики часто плохо отзываются о предыдущих исполнителях и говорят: «Они мне все испортили, сломали. Приходи, переделай». Вы придете и увидите, что все было сделано неплохо.

Такой клиент, скорее всего, даст вам большой объем дополнительных вводных, которые ни на что не влияют, но ему будет казаться, что это крайне важно.

Что делать. Сразу договаривайтесь о формате работы и желаемом результате. Или отказывайтесь от работы, если понимаете, что договориться невозможно.

У такого заказчика всегда будут для вас срочные поручения, безотлагательные и важные дела. Вы не сможете ни отдохнуть, ни сосредоточиться, потому что вас бесконечно отвлекают и дергают. Вам могут писать и звонить в выходные дни или поздно вечером. В итоге вы не сдаете вовремя работу или выполняете ее в ущерб другим делам и личному времени.

Как определить. Вы понимаете, что вам некомфортно, так как заказчик пишет слишком часто или в недопустимое для вас время (ночью, поздно вечером). Это и есть сигнал, чтобы изменить ситуацию.

Что делать. Игнорируйте звонки, когда отдыхаете. Предупредите, что в субботу и воскресенье вы не работаете и ночью тоже не на связи. Попробуйте договориться о фиксированном времени звонков. Как только вы понимаете, что вас постоянно дергают и не дают нормально работать, спросите заказчика, всегда ли он так работает, и можно ли договориться о другом формате взаимодействия.

Возьмем для примера ситуации, которые чаще всего возникают с такими клиентами.

Пример 1. Вы оказываете услугу, клиенту видна только маленькая часть работы. И это может стать проблемой. Например, вам нужно написать текст. Вы проводите интервью с клиентом. Он говорит: «Ну все, уже вечер, мы с тобой закончили. Давай завтра в девять утра еще одно интервью проведем, ты задашь дополнительные вопросы и зафиналим текст».

Кажется, что клиент требует невозможного. На самом деле, он просто не знает, что вам нужно расшифровать интервью, сделать черновик текста, сформировать список дополнительных вопросов. И что после второго интервью вы еще немало времени проводите за работой над текстом. Клиент не понимает, какой объем работы вы выполняете «за кулисами».

Что делать. Поговорите с заказчиком и объясните ему, что у вас есть огромная часть работы, которую он не видит. Опишите объем работы, разложите по этапам. Если он адекватный, обязательно вас услышит, и вы продолжите с ним работать. А если нет — не стоит продолжать сотрудничество.

Пример 2. Вы работаете на фрилансе, изначально договариваетесь с заказчиком о каком-то временном объеме работы. Вы понимаете, что над этим проектом будете работать три часа в день, учитывая нагрузку. А потом выясняется, что ваш клиент хочет гораздо больше. Работа выходит за рамки трех часов, и вы уже тратите на нее все восемь.

Что делать. Объясните, что текущий объем работы занимает гораздо больше времени, чем изначально планировалось. Просите доплату, либо возвращайтесь к первоначальным договоренностям.

Работа за процент может манить и привлекать. Вам будут продавать идею: сколько заработаешь, столько мы тебе заплатим. Кажется, что это здорово. Вы можете влиять на свой доход. Но если вы готовы работать за процент — скорее всего вам нужно открывать свой бизнес, а не тратить время на чужой.

Часто заказчик предлагает работать за процент, потому что у него мизерный доход. Он готов заплатить большой процент, лишь бы вы пришли и спасли его бизнес. Вы приходите, выводите дело на хороший доход, а заказчик заявляет: «Что-то я много тебе плачу. Столько в этой нише не платят». Получается, вы работали за 20 тысяч в месяц, потратили много сил в надежде, что будете хорошо зарабатывать в будущем, вывели бизнес на хороший доход, а вам говорят: «Ну, все, можешь идти».

Как определить. Если вам изначально предлагают работать за процент, есть вероятность, что у компании маленькие обороты и проблемы с прибылью и ростом.

Что делать. Подумайте, готовы ли вы тратить время и силы на развитие чужого бизнеса и, возможно, ничего с этого не получить.

Представьте, что вы приходите работать к предпринимателю, который продает низкокачественный товар или подделку бренда. Как вы это воспримете?

Нужно остановиться и выяснить, что говорит предприниматель. Он может продавать подделку из Китая и транслировать, что это оригинальный товар. А может честно заявлять, что это копия. И это разный бизнес. На рынке продают множество неоригинальных, низкокачественных товаров. На них есть свой сегмент покупателей, которых устраивает именно такое качество и такая цена. И это нельзя назвать обманом.

Что делать. Подходите к вопросу с этической стороны. Если вас не смущает обман покупателей, вы спокойно будете работать в таком бизнесе. Если для вас это неприемлемо, лучше откажитесь от работы.

С какими бы клиентами вы ни работали, помните: нельзя работать против себя. Прислушивайтесь к своим ощущениям, говорите, что вас не устраивает, и старайтесь изменить то, что мешает работать в удовольствие и на результат.

А с какими заказчиками и работодателями не стали бы работать вы?

В стране системный кризис с 2008 года, только за последний год 700 тыщ-тыдыщ предпринимателей закрылись, клиентов всё меньше. Тем временем,
генеральный директор МАЭР Юлия Трус рассказывает о типах клиентов, с которыми лучше не работать.

Трус не играет в хоккей. Извините, вырвалось

Из вины не выводят.
Будьте виноваты.

Пока не попросите прощения и возможности Компенсировать Хорошим действием.

Пожалуй, без комментариев…

Это одна из любимых манипуляций «бизнесменов».
Чтобы специалисты прогибались.

Итого мы увидим
Что на каждого маркетолога, дизайнера, таргетолога в стране минимум 70 компаний клиентов.
А работы там непочатый край.
С контрактами на 5-7 лет 48/104/365.

Так кто кого должен «уговаривать»?

Ещё и при том, что специалисты создают регулярную прибыль, а платят им пока ещё одноразово.

Проценты с созданной прибыли нужно платить. Офицконтракты на роялти_навсегда.
И не урезая бюджет реализации механики (зп так называемая).

Коллеги, берите за механику от 15 000$ в месяц и роялти_навсегда от 20% с созданной прибыли.
И да прибудут с вами 105 государственных выходных, 63 личных выходных на дни рождения близких, ангел-бот-секретарь, сообщающий клиентам о вашей сиесте в 6 утра, 14.17, и после 18.01.

Странно, при в заголовок и финишный вопрос приплели работодателей, а в тексте про них ничего. Но добавлю от себя именно про работодателей:

2. Ставят необоснованные планы и не дают инструментов.
Работал по e-comm в компании, которая едва делает 50 млн. в год. Пришел как раз под конец года, когда началось планирование. Прикинул что к чему, что есть, что надо, что можно получить, а что нет. Выдал, план в 75 млн. и перечень необходимого инструментария. План согласован. В январе следующего года план меняется в одностороннем порядке до 250 млн. и прилетает задача описать где их взять. Ну натягиваю кое-как на 110 млн. с условием, что придется хорошо вложиться в собственный сайт и убрать косяки, которых нашел на пару листов. Косяки не убираются, вначале года ИТ ломают случайно интеграции, а через месяц сообщают, что до лета ничего чинить не будут, сторонних спецов к сайту не допустят. Еще через несколько месяцев оказывается, что план не выполняется из-за меня. Со своей стороны жалею только, что затянул с уходом, были очень хорошие варианты.

3. Затягивание зарплаты.
Тема давняя, был юн и неопытен, повелся на «ну мы же команда»

А чего собственно не так? Я дизайнер на фрилансе и своих заказчиков всегда работодателями называю..

Пора создавать школу этики поведения бизнесменов с партнёрами по услугам Развития Бизнеса.
И экзамены пусть сдают.
Вместо тысяч статей, которые они так старательно хейтят и цепляются к буквам фамилий, можно просто опубликовать подборку их писем и сообщений.
В 2 ночи.
Срочным капсом.
Мелким шрифтом о большой ответственности.
Тысячами манипуляций.

А после этого они ещё и честности ждут в ответ..

Очень откликается ваш юмор))))

Потому что за этим юмором десятки тысяч болей неуважения к специалистам, как в маркетинге так и в любой другой сфере?
Открыть сейчас почти любой договор реализации б2б/с услуг, и я покажу как нагибают (и оспорить контракт в суде по этим пунктам) своих партнёров те, кто себя считают главнее.
«Покажите ваше портфолио..»
Щас! Вы свое покажите.
Как вы себя ведёте с внешними партнёрами и командами компании.

Источник

Что делать, если заказчик не знает, чего он хочет?

клиент не знает чего хочет. Смотреть фото клиент не знает чего хочет. Смотреть картинку клиент не знает чего хочет. Картинка про клиент не знает чего хочет. Фото клиент не знает чего хочет

Многие исполнители стараются не работать с заказчиками, которые не могут четко сформулировать требования к проекту. В этой статье я расскажу, как можно работать с такими клиентами, что нужно учитывать и как выстраивать рабочий процесс.

Корень проблемы

Области, связанные с ИТ, развиваются очень быстро, и многие клиенты не успевают адаптироваться к меняющимся условиям работы.

Когда ситуацию можно спасти?

Если клиент «плавает», не может четко поставить задачу и сформулировать требования к проекту, то с ним можно сотрудничать при выполнении следующих условий:

Клиент понимает, что ответственность за принимаемые им решения лежит на нем. Есть клиенты, которые говорят: «Я вам полностью доверяю. Делайте, как считаете нужным, а я все оплачу. Разбираться в вашей работе я не имею времени или возможности». Это опасная ситуация, которая может обернуться против вас. Во-первых, в процессе выполнения работы клиент может не принять предлагаемые вами решения, т.е. нарушить договоренности. Во-вторых, проект может сорваться не по вашей вине, но именно вы будете ответственным за все ошибки.

Как работать с клиентами, которые не знают, чего хотят?

Есть отлаженный алгоритм, который позволяет успешно выполнять подобные проекты:

1. Проведите ликбез для клиента на этапе переговоров.

В процессе переговоров необходимо рассказать клиенту:

Убедитесь, что клиент все понял, а не сделал вид, что ему все ясно!

2. Помогите клиенту определить цели и задачи проекта.

После проведения ликбеза необходимо уточнить цели и задачи проекта совместно с клиентом. Сформулировать их будет проще, если заказчик уже немного «в теме». Ни в коем случае не навязывайте клиенту свои цели или те цели, которые вы считаете нужными. Ваша задача – чтобы сам клиент определился, что ему требуется сделать.

Сделать это помогают уточняющие вопросы, например:

Опишите, как вы планируете пользоваться сайтом, баннером, приложением и т.д., когда оно будет сделано?

Ваша задача – не придумать за клиента цели и задачи, а помочь заказчику разобраться в себе и сформулировать свои цели.

3. Совместно составьте техническое задание.

Для клиентов, которые не знают, чего хотят, полезно иметь подробный опросник, в котором заказчик сможет увидеть все возможные «опции» продукта и отметить то, что ему нужно. Например, при создании сайта можно дать клиенту список наиболее популярных функций, которые могут быть реализованы на проекте. Заказчику будет проще отметить то, что нужно. Это снизит риски, что клиент что-то забудет сказать.

Когда вы определились с функциями будущего продукта, совместно составьте техническое задание. Добейтесь того, чтобы клиент внимательно прочитал ТЗ и уточнил все вопросы, которые у него возникнут.

После согласования ТЗ можно приступать к работе.

4. Делайте проект мелкими этапами, переходя к следующему этапу только после согласования предыдущего.

Разбейте проект на мелкие этапы и договоритесь с клиентом, что:

В случае нарушения со стороны клиента п. 1 или 2 дальнейшая оплата проекта ведется на почасовой основе, т.е. заказчик будет оплачивать фактически затраченное на работу время по заранее согласованной ставке.

Следование такому алгоритму обычно позволяет работать с клиентами, которые изначально испытывали сложности при формулировании своих задач. Главное при работе с клиентами – не торопиться, последовательно переходить от одного этапа к следующему и добиваться соблюдения договоренностей со стороны заказчика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *