клиповое мышление чем опасно
Как это работаетЧем опасно клиповое мышление и как с ним бороться
Плюсы и минусы явления, а также способы борьбы с ним
Текст
Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.
Что такое клиповое мышление
Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.
Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.
Плюсы и Минусы клипового мышления
Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу
Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.
минус: Ослабляет чувство сопереживания
Плюс: Ускоряет реакцию
Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний
Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.
Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки
Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.
Чем опасно клиповое мышление?
Развитие телевидения и, особенно, интернета, привел к тому, что нынешнее молодое поколение все меньше мыслит логически, воспринимая полученную информацию поверхностно и фрагментарно. Специалисты даже говорят, о новом феномене современности — клиповое мышление.
Каковы же его особенности? Что привело к возникновению клипового мышления? Чем оно опасно для детей и как предотвратить его негативных последствий?
Предлагаем найти ответы в нашей статье.
Что такое клиповое мышление?
Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов, и первоначально означал способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Этим оно принципиально отличается от понятийного (словесно-логического) мышления, где используются понятия и логические конструкции, а не образы.
Вообще, слово «clip» переводится с английского как «отсечения; вырезка (из газеты) фрагмент (из кинофильма), нарезка». Вырезая основные моменты и складывая их в общую историю, монтажер клипов облегчает зрителю понимание и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную тему.
Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то есть человек воспринимает окружающую действительность как последовательность не связанных между собой явлений, а не как целостную картину. Мозг просто не успевает построить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой.
С клиповым мышлением мир превращается в калейдоскоп разных, не связанных между собой обломков информации. Дети привыкают к тому, что образы в их голове постоянно сменяют друг друга и постоянно требуют новых.
Что привело к возникновению клипового мышления?
В 2010 русский философ и культуролог К. Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:
Специалисты утверждают, что клиповый тип мышления прежде всего присущ поколению Y (рожденным после 1981 г.) и, в еще большей степени, поколению Z (рожденным после 1994 г.) — молодые, выросшая под влиянием цифровой революции.
Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются именно для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение подает новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.
Школа, по сути, тоже прививает ученикам клиповое мышление, хотя и использует в своей практике учебники, содержащие много текстовой информации.
Семейный психолог Оксана Олейник объясняет:
Чем опасно клиповое мышление?
К негативным последствиям клипового мышления специалисты относят:
1. Невозможность длительной концентрации внимания и снижение способности к глубокому логического анализа.
У обладателя клипового мышления способность анализировать заметно снижается, поскольку любая информация не задерживается надолго в его сознании и быстро сменяется новой. А такие свойства мышления, как анализ, выделение главного, умение делать обобщения и выводы, постепенно становятся непосильной задачей для человека.
2. Ослабление способности к сопереживанию.
3. Снижение уровня успешности и коэффициента усвоения знаний.
Во всем мире учителя бьют тревогу из-за того, что дети очень мало читают, часто не понимают смысла прочитанного. Ученики быстро забывают то, чему их научили совсем недавно. Так, в ходе одного из экспериментов старшеклассникам предложили ответить на ряд вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников составляет 10-30%.
4. Повышение восприимчивости к манипуляциям и влияния
Увлекаясь восприятием краткосрочной нформация, люди не углубляются в ее суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к различным манипуляций.Тож в наше время мощным инструментом продаж стала реклама. Она апеллирует к эмоциям человека, а не его способности анализировать информацию, и, как следствие, мы чаще делаем ненужные покупки. Эту же технологию используют политики в своих избирательных кампаниях. Имеет клиповое мышление положительные последствия?
Клиповое мышление — достаточно сложное и неоднородное явление, поэтому, наряду с отрицательными сторонами, оно и имеет положительные последствия. К ним относят:
1. Ускорение реакции.
Жизнь стала настолько динамичным, что требует мгновенного включения, и умение быстро сориентироваться среди нашествия информации. А клиповое мышление позволяет быстрее реагировать на любые стимулы и изменения.
2. Защита мозга от информационной перегрузки
Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий. Сознание современного человека подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, существует вокруг нас.
3. Развитие многозадачности
Американский психолог Ларри Розен в книге «Я, мой пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколение интернета» (Internet Generation) — растущая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, «серфить» в интернете, редактировать фото и делать уроки или работать.
Детский психолог Евгений Мирошниченко отмечает:
Как бороться с минусами клипового мышления?
Формирование целостной личности, которой бы было присуще как последовательное, так и клиповое мышление, возможно.
Семейный психолог Оксана Олейник отмечает, что
В частности, очень важно, чтобы в первые 8-10 лет ребенок развивался творчески: рисовала, пела. Музыка позволяет учиться проживать эмоции, анализировать, способствует целостному развитию мышления, потому что влияет на гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга. Рисование дает возможность более созерцательно воспринимать мир.
Кроме того, для борьбы с негативными сторонами клипового мышления можно использовать следующие способы:
1. «Метод парадоксов»
Поиск парадоксов и противоречий искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.Так, когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики замислюються.Наприклад: Бетховен писал грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Как это объяснить?
2. Чтение художественной и философской литературы
В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляющих при чтении художественной литературы человек создает образы самостоятельно. К тому же, считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному.
Поэтому детей нужно приучать к чтению литературы. А для закрепления прочитанного следует обсуждать со своим ребенком прочитанный материал, чтобы он учился анализировать его и устанавливать связи между явлениями.
3. Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения
Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах улучшает способность к критическому мышлению, развивает умение и желание думать.
4. День отдыха от информации
Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться режиме.
В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключения каналов ( «зеппинг») и чтения коротких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных спектаклей) и длительное чтение больших текстов.
Нужно понимать, что клиповое мышление — это неизбежное следствие развития современного общества, у которого есть как плюсы, так и минусы. Защищая детскую психику от перегрузок, оно препятствует умению концентрироваться и анализировать информацию.
Поэтому, воспитывая детей в современном обществе, мы должны постоянно находить баланс между клиповостью и сосредоточенностью, сочетать полярности, исключающие и дополняют друг друга. А еще нужно понять, что, позволяя своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, мы готовим для них не самое лучшее будущее. Ведь, не умея анализировать информацию, очень сложно стать успешным человеком.
Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу
Содержание
Что такое клиповое мышление?
Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Как появилось клиповое мышление?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.
Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.
По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:
Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.
Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.
Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.
Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.
Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.
Плюсы клипового мышления
Минусы клипового мышления
Клиповое мышление у детей
Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.
Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.
Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.
Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.
Тест на клиповое мышление
Выберите описание, которое больше всего подходит вам:
Ответы:
Как избавиться от клипового мышления?
Вот несколько методов:
Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.
Клиповое мышление чем опасно
Педагоги высшей школы все чаще отмечают низкий уровень подготовленности абитуриентов. Эта тенденция чаще наблюдается на примере усвоения обучающимися естественнонаучных дисциплин, требующих от них системного восприятия информации, умения размышлять, анализировать, устанавливать взаимосвязь причин и следствий, а также способности логически рассуждать. Причина такого низкого уровня освоениязнаний по естественнонаучным дисциплинам, по мнению психологов,заключаетсяв доминировании у обучающихся «клипового мышления». Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов.Под данным понятием понималось способность индивида воспринимать мир как короткие яркие образы, так называемые видеоклипы. Слово «clip» в переводе с английского означает фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видеофильма. Как видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров, так и при клиповом мышлении человек видит мир не едино, а фрагментарно. Культуролог К.Г. Фрумкин в 2010 году выделил такие предпосылки явления «клиповое мышление» у молодежи [5]:
1) большой объем информации;
2) высокая скорость поступления информационного потока и потребность в его актуальности;
3) большое разнообразие поступающей информации;
4) увеличение количества действий, которые совершаетличность одновременно;
5) рост диалогичности в социальной среде.
Анализ различной литературы [5, 6 и др.], посвященной изучению феномена «клиповое мышления», позволяет дать нам следующее понятие. Клиповое мышление – это явление воспроизведения разнообразных объектов, без связующих элементов между ними, характеризующихся не логичностью, разнородностью и высокой скоростью переключения между фрагментами информации, что приводит к отсутствию у индивидуума целостного восприятия поступающей информации.
Следует отметить два важных факта. Во-первых, развитие у современной молодежи «клипового мышления» неизбежно.
Во-вторых, студент слабо концентрирует свое внимание на поступающую информацию, не способен анализировать ее, вследствие чего у него понижается уровень успеваемости.
Ученые отмечают следующие особенности студентов – обладателей клипового мышления [3]:
1) отсутствие способности к анализу, логике, умению выделять ключевое, устанавливать причинно-следственные связи;
2) преобладание кратковременной памятью. Студенты быстро забывают материал и неумеют его воспроизводить. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении доминирует кратковременная память, вследствие чего информация быстро стирается в течение двух-трех дней. Известно, что запоминание осуществляется на основании анализа и установления логических связей. Сначала мозг устанавливает логические связи, усваивает их и после этого осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на долгие годы. При использовании специалистом полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности;
3) умение оперировать мыслями только малой длины. При увеличении сложности изучаемых материалов приводит к абсолютному его непониманию;
4) отсутствие интересак изучаемому предмету, которое объясняется частичным или полным его не понимании;
5) быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;
6) низкая самоорганизация, обусловленная низким уровнем интереса к изучаемой дисциплине.
Существуют и положительные стороны «клипового мышления» [1]:
Медики и психологи утверждают, что для эффективного мыслительного процесса требуется работа обоих полушарий головного мозга человека: левого, отвечающего за логику, анализ и упорядоченность; и правого, отвечающего за воображение, представление образов, пространственные соотношения. Наилучшего эффекта достигает тот, кто гармонично использует оба полушария, т.е. обладает как логическим, понятийным, так и клиповым мышлением. Таким образом, целесообразно было бы развивать аналитическое и понятийное мышление у современных студентов, одновременно пользуясь теми новейшими качествами клипового мышления, которые сформировались в процессе информатизации окружающей их среды.
Для полноценного развития мыслительного процесса студентов Михаил Казиник[4] предлагает включать в учебный процесс метод обучения через противоречия, названный «методом парадоксов». Исследования показали, что если преподаватель предлагает два противоречивых, взаимоисключающих утверждения, то обучающиеся задумываются и анализируют представленную информацию.
Эффективно мыслить студентов способствуют такие активные методы обучения, как:
Данные методы были популярны и ранее. Но учитывая особенности феномена «клиповое мышление», необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах изменить формат изложения, иначе структурировать информацию. Как можно чаще использовать яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки. Одним из таких вариантов, способствующим повышению эффективности умственной деятельности обучающихся с применением образов, являются интеллектуальные карты или интеллект-карты. Метод интеллектуальных карт в своих трудах популярно описал известный психолог Тони Бьюзен[2], который занимаясь с неуспевающими школьниками, смог превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие.
Интеллект-карты используются для:
— эффективного запоминания материалов;
— упорядочивания и систематизации информации, установления логических связей;
— подготовки к публичным обсуждениям;
— поиска решений в сложной неординарной ситуации;
— рассмотрению многочисленных вариантов решения задач.
Построение карты начинается с мозгового штурма, выявлении проблемы, выработки идей. Наглядное представление информации в виде структуры данных помогает упростить работу, ускорить запоминание и воспроизведение материала.
Автор интеллектуальных карт предлагает следующие правила их построения:
Тони Бьюзен при работе с интеллект-картами рекомендует:
Именно такая карта легко воспринимается, запоминается и воспроизводится современной молодежью, обладающей клиповым мышлением.
Таким образом, интеллект-карты являются инструментом развития мыслительной деятельностиобучающихся, поэтому успешно применяются в образовательном процессе преподавателями. Интеллектуальные карты позволяют учащимся:
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современным педагогам необходимо учитывать особенности феномена «клиповое мышление» при организации образовательного процесса в учебной деятельности студентов, используя наглядные презентации (карты, схемы, образы) с понятными и запоминающимися формулировками.