клиповое мышление что это такое простыми словами
Клиповое мышление: когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов
Почему современная молодёжь такая чёрствая и безэмоциональная? Почему дети никак не могут пересказать параграф из учебника и связать двух слов в сочинении? Почему показатели IQ и успеваемости у школьников и студентов ежегодно снижаются? У психологов, социологов, педагогов и родителей в арсенале — тысячи подобных вопросов. И вот, наконец, на все получен один ответ. Оказывается, во всём виновато клиповое мышление.
Что это такое
Клиповое мышление — это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. Его основные свойства:
Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации. Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.
Впервые данный термин прозвучал в психологии, благодаря Фёдору Ивановичу Гиренок — российскому специалисту по онтологии и экологии, доктору философских наук. Именно он объяснил, что значит данное понятие. Хотя о клиповой культуре чуть раньше уже писал американский социолог, философ и футуролог Элвин Тоффлер. А он частично заимствовал идеи из работ канадского культуролога, филолога и философа Герберта Маршалла Маклюэна.
Происхождение названия. Слово «clip» переводится с английского как «фрагмент, отрезок, отрывок, вырезка».
Предпосылки
Российский журналист, известный во всём мире философ и культуролог К. Г. Фрумкин назвал предпосылки появления клипового мышления:
Подавляющая часть специалистов вслед за Фрумкиным считает, что это совершенно новая форма человеческого сознания, возникновение которой обусловлено высоким уровнем развития современной техники и науки. Однако есть и такие, которые утверждают, что клиповое мышление вовсе не является глобальным новообразованием. Это восстановление естественных процессов в человеческой психике, которые связаны ещё с дотекстовой эпохой. Тогда люди тоже воспринимали окружающий мир фрагментами. Такой точки зрения, в частности, придерживается российский педагог-психолог В. М. Букатов.
Этапы развития
Музыкальные клипы
В середине 90-х гг. прошлого века появились музыкальные клипы, представляющие собой не единую сюжетную линию, а разрозненные фрагменты, подчас совершенно не связанные друг с другом. К тому же мелькающие видеокадры чаще всего не имели никакого отношения к тексту песни. Да и она тоже была лишена всякой логики и больше напоминала набор отдельных фраз.
Реклама
Вместе с музыкальными клипами на экранах телевизоров появилась реклама. Она преследовала цель за короткое время продемонстрировать зрителю максимум яркой информацией. В связи с этим сочные, запоминающиеся, а подчас и шокирующие кадры быстро сменяли друг друга. Несмотря на то, что люди чаще всего даже не успевали вникнуть в их смысл, фрагменты оставались на подкорке сознания.
После развала СССР «железный занавес» рухнул окончательно. В Россию хлынул поток самой разнообразной информации с Запада. СМИ нужно было как-то преподносить зрителям такое огромное количество материала. И им пришлось уподобиться музыкальным клипам и рекламным роликам. Подача была быстрой и яркой. За 10 минут новостей успевали рассказать о судьбе Горбачёва, забастовке женщин против роста цен на нижнее бельё, очередном ограблении музея Советской Армии, вечере инфернальной лексики в Москве и о выходе нового клипа Влада Сташевского. Заметки в журналах и газетах были аналогичными — короткими и поверхностными.
Мобильные средства связи
Сначала — пейджеры, а затем и мобильные телефоны окончательно закрепили клиповое мышление как ведущее у подрастающей молодёжи и детей. Во-первых, надо было в одно смс-сообщение уложить максимум информации, потому что они в то время стоили нереально дорого. Отсюда пошло сокращение слов:
Сейчас необходимость экономить ушла: сообщения стоят уже не так дорого (а иногда и вовсе бесплатно, если безлимитный тариф), но привычка сокращать осталась. И она тоже повлияла на формирование фрагментарного мышления.
Социальные сети, мессенджеры
На сегодняшний день это последняя стадия окончательного оформления клипового мышления. Во-первых, сообщения, в которых используются всё те же сокращения из телефонных смс. Их список постоянно расширяется. Переписка подростков ВКонтакте или Facebook подчас напоминает кодовый шифр, для прочтения которого нужен какой-то ключ. Во-вторых, общение сразу с 2, 3, 5, а то и 10 друзьями одновременно. В-третьих, быстрое пролистывание новостной ленты, в которой собраны материалы и про открытия Да Винчи, и школьные приколы, и новые законы о сдаче ЕГЭ в этом году, и акции на модные кроссовки. В-четвёртых, у одного человека имеется 5-6 аккаунтов в разных соцсетях, а на телефоне установлено 3-4 мессенджера.
В последнее время в соцсетях предпочтение отдаётся визуализации информации. Тексты уже никто не хочет читать. Гораздо удобнее посмотреть картинку или ролик. Поэтому контент в новостной ленте представляет собой череду Сториз, видеороликов, инфографики, вкусных иллюстраций, пикантных фотографий.
В течение дня перед человеком крутится яркий калейдоскоп разрозненных фактов. Несмотря на имеющийся свободный доступ к актуальной информации, мало кто вникает в её суть. А если и надо что-то запомнить — нажали на кнопку, закрепили у себя в аккаунте на стенку или переслали кому-то из друзей. Понадобилось вспомнить материал — пересмотрели и удалили.
Психологи и педагоги бьют тревогу, утверждая, что такое калейдоскопное восприятие переносится и в реальную жизнь, которую молодёжь начинает ощущать как отдельные куски, фрагменты, совершенно не связанные между собой.
Достоинства и недостатки
Не во всех научных работах социологов и философов клиповое мышление современных школьников освещено только с отрицательной стороны. Например, Букатов считает, что невольное преувеличение негативных характеристик такого сознания — не более чем один из признаков кризиса современного образования. Ведь педагогической психологии всё труднее выполнять функцию «социального лифта» и в большинстве проблемных ситуаций с подростками и молодёжью она оказывается бессильной и беспомощной.
Поэтому стоит учитывать все плюсы и минусы клипового мышления, находя в данном феномене и плохое, и хорошее.
Плюсы
Эффективная работа с отрывками
Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро и оперативно работать с небольшими кусочками информации. Им достаточно одного взгляда на фрагмент, чтобы уловить суть и сделать соответствующие выводы. Поэтому школьникам проще представлять материал в виде презентации и составлять схемы. Согласно статистике, дети стали лучше писать сжатые изложения, которые являются обязательной частью экзамена по русскому языку в 9 классе (ОГЭ).
Быстрота реакции
Переписка сразу с несколькими контактами требует быстрого переключения с одного чата в другой. При этом надо держать в голове образ того, кому пишешь, чтобы не перепутать адресатов. Листая новостную ленту, люди моментально анализируют, какой пост лайкнуть, какой репостнуть, какой отправить другу или закрепить у себя в аккаунте. Щёлкая каналы на пульте, нужно за секунду ухватить информацию, что это за канал, какая передача (кино) идёт, представляет ли она интерес, остаться здесь или продолжить поиск. Всё это развивает быстроту реакции, которая во многих жизненных ситуациях оказывается весьма полезной.
Многозадачность
Посмотрите на современного ребёнка, как он учит уроки. Он выполняет письменное (!) задание, которое требует высокой концентрации внимания. Одновременно у него в ушах наушники, в которых достаточно громко играет динамичная (не классика!) музыка. При этом перед ним лежит телефон с несколькими открытыми вкладками. Сравнивает то, что сделал в тетради, с ГДЗ в Интернете. Советуется, как лучше оформить задачу, в чате с одноклассниками. Переписывается с кем-то из друзей. Просматривает новые уведомления из соцсетей. Ну и, конечно, перед ним может стоять кружка чая и бутерброд. Современные дети умеют делать несколько дел сразу, в доли секунды переключая внимание с одного объекта на другой.
Иммунитет от перегруза
Вы задумывались когда-нибудь, почему у человека в возрасте начинает болеть голова и поднимается давление, если он в течение часа слушает новости по ТВ или ищет что-то в Интернете? Люди старшего поколения не могут физически без вреда для здоровья воспринимать фрагментарный и столь быстрый поток информации. Они пытаются сосредоточить внимание на чём-то одном, но не успевают. Им хочется вникнуть в суть события, разобраться в нём, но на экране мелькает уже совершенно другой сюжет. Это их раздражает и утомляет.
Современная молодёжь подобных симптомов не испытывает. Все они чуть ли не круглые сутки просиживают в гаджетах и при этом чувствуют себя отлично. Клиповое мышление позволяет их мозгу получать информацию дозированно, не перегружая интеллект и память. Психологи называют это своеобразным механизмом адаптации к развитию информационных технологий.
Охват информации
Человек с линейным типом сознания (противоположным клиповому) будет застревать на каждом сайте, который предложил ему поисковик и который будет казаться ему нужным. Вчитываться, понимать, запоминать, делать пометки, что-то заучивать. За день он просмотрит 3-4 таких текста. Да, у него будет глубокое понимание темы, но далеко не всеобъемлющее. Потому что какие-то аспекты изучаемого им явления будут содержаться в тексте, который находится только на пятой строчке поисковика, но до него руки дойти просто не успели.
Как ищет информацию в Интернете современный студент? Во-первых, он наверняка найдёт сначала пару тематических видео. За 5 минут ролика прослушает достаточный объём материала. При этом он успеет поесть, попить и попутно пообщаться с друзьями в чате. После этого начнёт работать с текстами. Используя голосовых помощников (Алисы или Сири), задаст команду. Откроет сразу штук 10 сайтов с первых позиций и начнёт бегло, вертикально их просматривать. HTML-заголовки позволят ему мгновенно определить, нужно ему это или нет. С одного текста копирнул один абзац, со второго — другой. В результате получается гораздо больший охват информации за короткий промежуток времени. Но, конечно, весьма поверхностный.
Минусы
Проблемы с большими текстами
Если сжатые изложения дети пишут хорошо, то написать сочинение, пересказать параграф из учебника, прочитать повесть или роман для них уже проблематично. Они привыкли к дозированному восприятию материала, к маленьким, ярким кусочкам. Когда клиповое мышление сталкивается с текстом на несколько сотен страниц, который идёт сплошной простынёй без иллюстраций — вот тогда они чувствуют сильное переутомление и жалуются на усталость.
Неспособность к глубокому анализу
Всё, на что способно клиповое мышление при просмотре материала, — определить, интересен он или нет. Выделить ключевую мысль, главный момент, увидеть спрятанную изюминку уже не получается. Такие важнейшие мыслительные операции, как синтез, обобщение, сравнение, оказываются плохо сформированными. Поэтому современные дети — лишь потребители информации, но усвоить её в полной мере они не могут.
Низкая концентрация внимания
Многозадачность, постоянные перескоки с одного на другое, мелькание разрозненных фрагментов рассеивает внимание. И в дальнейшем они уже не могут сосредоточиться на какой-то конкретной теме. Стоит ли говорить, что это одна из основных причин снижения дисциплины в школе? Ребёнку трудно усидеть на одном месте 40 минут, слушая однотонные рассказы учителя и одноклассников у доски. Поэтому наиболее опытные и мудрые преподаватели стараются использовать разные виды деятельность на уроке. И видеоролик прокрутить, и презентацию показать, и иллюстрации развесить. Это хоть на какое-то время, но всё-таки ловит внимание учеников.
Снижение успеваемости
Статистика жестока и неумолима: коэффициент усвоения знаний у современных школьников и студентов неуклонно снижается. Укороченные сленговые словечки приводят к обеднению речи. Дозированная подача материала в соцсетях — к неумению работать с большими текстами и вычленять из них главное. Страдают память, интеллект, внимание, речевые способности. У многих в голове — настоящая каша из тех самых фрагментов: Кутузов — вроде такой писатель; закон правой руки — наверное, из правила по русскому языку; а при слове кокарбоксилаза они просто впадают в ступор. Но дайте им доступ к Интернету — и уже через 10 минут они вам расскажут, как именно Кутузов потерял глаз, сформулируют правило буравчика и нарисуют формулу названного фермента.
Зависимость от чужого мнения
С появлением социальных сетей жизнь людей стала публичной. Каждый может зайти на вашу страничку, прочитать статус, просмотреть личные фотографии, узнать, чем вы интересуетесь. Это делает пользователей уязвимыми. Они стремятся показать только хорошую сторону, подчас приукрашая действительность. Активно общаясь на форумах и в чатах, дети сталкиваются с троллингом, попадают под чужое влияние. Реклама тоже рассчитана на эмоциональную спекуляцию. «Купи или будешь не такой как все», «Купи или отстанешь от жизни», «Купи или ты ничего не понимаешь в моде». В результате вещь приобретается не потому, что она нужна, а потому что так модно.
И так — абсолютно во всех сферах. Молодёжь делает то, что требует общество: поступает в престижный вуз (хотя душа к выбранной профессии не лежит), устраивает пышную свадьбу (влезая при этом в долги), берёт квартиру в ипотеку (на 15 лет!), ежегодно ездит на Чёрное море (как все). При этом каждое действие сопровождается выкладыванием в соцсети красивых фотосессий. А потом идёт отслеживание, кто лайкнул, кто проигнорировал, кто написал комментарий. Это — фрагментарная жизнь людей с клиповым мышлением.
Равнодушие
С экранов телевизоров, эфиров радиостанций и из новостных лент на человека льётся непрерывный поток информации об убийствах, насилии, стихийных бедствиях, войнах. Современный ребёнок видит всё это и впитывает в себя с ранних лет. С течением времени у него притупляется чувство жалости. Он начинает воспринимать это как данность, некую норму: убивают, грабят, издеваются везде. Чужие трагедии не трогают. Поэтому к человеку, лежащему на улице на газоне, никто не подходит. Всем проще думать, что он пьяный. А ведь ему элементарно может требоваться скорая помощь. Человеческая жизнь в условиях клиповой культуры обесценивается.
Как избавиться
Родители и педагоги, социологи и психологи судорожно ищут, как избавиться от клипового мышления, чтобы дети не деградировали. И чем дольше поиски, тем понятнее становится, что это особый тип сознания, удалить который невозможно. Это часть личности, сформированная под влиянием современных технологий и инноваций.
Единственно верный совет, который можно дать родителям и педагогам: не бороться с клиповым мышлением, а обернуть его на пользу. Т. е ослабить его недостатки и усилить достоинства. Вот несколько рекомендаций, как это можно сделать:
Уменьшить негативные последствия клипового мышления может ещё один простой способ. Придерживайтесь чёткого режима дня, приучайте к нему ребёнка с самого детства. Это формирует в его сознании целостный образ сегодняшнего дня и препятствует фрагментарному восприятию окружающего мира.
Развитие клипового мышления можно сдерживать и корректировать. Но избавиться от него в условиях современной жизни вряд ли возможно. Если только уехать на необитаемый остров, уйти жить отшельником в лес или пустыню. При этом придётся отказаться от СМИ, Интернета, мобильной связи.
Список литературы
Несмотря на то, что клиповое мышление детей и молодёжи несёт в себе большой заряд отрицательного, нельзя видеть в нём только пороховую бочку. Современное общество не в силах отказаться от СМИ, соцсетей, мобильных телефонов. Поэтому единственный выход — ослабить минусы этого феномена и усилить плюсы. Оберните его на пользу своему ребёнку — и в его жизни многое изменится.
Предлагаем ознакомиться с другими типами мышления:
Клиповое мышление: добро или зло
Вы когда-нибудь собирали пазлы? Мы убеждены, что да. Наверняка вы стремились к собиранию полной картины, шаг за шагом, по частям искали части каждого фрагмента полного изображения, что, очевидно, занимало довольно много времени. При этом вы тренировали логику, память, мышцы зрительного аппарата, выдержку, и одновременно были увлечены процессом.
Теперь представьте, что вы от случая к случаю возвращаетесь к собиранию пазла, да и то, когда вы отлучаетесь, кто-то за вас собирает отдельные его фрагменты. А когда вы его собираете, вы еще и отвлекаетесь на просмотр телевизора, разговор с друзьями или поход в магазин за хлебом. Согласитесь, процесс собирания полной картины будет занимать гораздо больше времени, да и тренировка всего вышеперечисленного будет менее эффективной.
Сравнение первой и второй ситуации является ключом к понимаю разницы между понятийным и клиповым мышлением. Что же из себя представляет второе, как оно влияет на нашу жизнь? Давайте выяснять вместе.
Что такое клиповое мышление
Клиповое мышление (clip thinking) – это термин, зародившийся в России благодаря профессору философии Федору Гиренку в конце 1990-х гг. Этот термин был частью понятия «клиповая культура», появившегося с развитием массовой культуры капиталистических стран. Причины появления клипового мышления при этом выделялись следующие (по К. Фрумкину (российский культуролог и журналист)):
Как видно, каждая из причин в той или иной мере связана с ускорением темпа жизни современного человека в силу развития технического прогресса.
По причине того, что наша жизнь становится быстрее, мы страдаем от дефицита времени. Элементарно, у средневекового человека поток мыслей был гораздо медленнее и скупее в плане разнообразия, потому что круг обязанностей был в значительной степени меньше. Поход в гости (который для нас является делом одного вечера) планировался за недели или даже месяц из-за долгого приготовления. Сегодня же мы на ходу покупаем что-нибудь, чтобы не идти с пустыми руками, а по приходе думаем о том, что нужно поскорее домой бежать – дети ждут, завтра рано вставать, одежду нужно подготовить и т.д.
Из-за вечной нехватки времени мы воспринимаем информацию фрагментарно, мозаично, отрывисто, что, безусловно, сказывается на качестве этого восприятия. Сегодня, чтобы иметь какое-то представление о биологии, например, мы пойдем на YouTube в поисках информативного видеоролика (желательно не очень длительного), либо загуглим конкретную информацию по теме, интересующей нас, либо скачаем какое-нибудь приложение, которое будет обещать освоить основные понятия биологии за три дня. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит нам начать разбираться в биологии.
Нам нравятся фильмы, сериалы, где нет затянутых сцен, где эпизоды конкретны и сменяются один за другим, демонстрируя динамичный сценарий. Музыка для нас должна быть очень понятной, простой и заводящей. Интересующие нас статьи должны быть ёмкими, лаконичными, простыми для восприятия. Информации должно быть много, чтобы мы смогли узнать как можно больше. Это стандартная философия клипового потребителя.
Бесспорно, в этой информационной суете появляются свои издержки, которые следует учитывать в ежедневной жизни. Давайте рассмотрим их подробнее.
Минусы клипового мышления
Итак, какие отрицательные последствия несёт в себе клиповое мышление? Вот они:
Питая свой мозг только фрагментарными знаниями, мы не вникаем в материал. Статистический факт современности – люди читают меньше. А ведь книга – это важный источник информации, пожалуй, даже важнейший. Несмотря на появление электронных книг и других гаджетов, связанных с чтением, бумажный носитель, как указывают ученые, гораздо в большей степени позволяет усваивать материал, в том числе благодаря тактильным ощущениям и обстановке, которая окружает нас при чтении книги. Однако сегодня все чаще мы заменяем этот важный процесс на поиск кратких содержаний, аудиокниг. В принципе, нет ничего плохого в аудиокнигах, но визуальное восприятие информации на бумажном носителе более глубоко.
Так ли плохо обстоят дела с клиповым мышлением? Можно ли увидеть какие-либо положительные моменты в нем? Давайте попробуем разобраться и в этом.
Плюсы клипового мышления
Не думаем, что для вас станет новостью наличие как отрицательных, так и положительных сторон у любого явления. При этом к плюсам клипового мышления относятся:
Конечно, клиповое мышление – тенденция преимущественно негативная. Но если сочетать борьбу с отрицательными последствиями и опыт положительных эффектов, можно подружиться с этим понятием надолго. Осталось только разобраться в том, как нивелировать негативные стороны такого феномена, как клиповая культура.
Как бороться с негативными последствиями клипового мышления
Прежде чем мы расскажем, как снизить влияние клипового мышления, хотим напомнить, что среди большого разнообразия способов тренировки мышления вообще существует наша онлайн-программа «Когнитивистика», которая поможет применять на практике более 20 техник мышления. Именно на этой программе вы научитесь логично и последовательно рассуждать, при этом быстро реагируя на складывающиеся обстоятельства, и мы настоятельно рекомендуем вам ее пройти.
Теперь же давайте узнаем, как эффективно работать с клиповым мышлением:
Дополнительные методы по избавлению от отрицательных последствий клипового мышления вы можете посмотреть в данном видеоролике:
Еще один интересный момент: слово clip в переводе на русский имеет множество различных значений, среди которых есть «быстрая походка». А ведь действительно, воспринимая все через яркие мимолетные образы, не углубляясь в материал, мы словно «пробегаем» по различным аспектам жизни. Так вот, остановитесь, вдохните полной грудью и продолжите свой путь, но более размеренной походкой. Есть японская пословица, которая гласит: «Когда на сердце легко, и походка легка». Почему бы не прочитать её в обратном порядке, и не зашагать «лёгкой походкой», чтобы «на сердце было легко», спокойно. Тогда и «клипы» станут воздействовать на нас в меньшей мере.
Клиповое мышление. Бороться нельзя, использовать
К ак-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок. Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.
Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном. Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.
Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.
Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое.
Клиповое мышление: что это значит
Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.
Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.
Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.
Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…
Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.
Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.
Признаки клипового мышления
Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:
Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.
Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут. Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.
Клиповое мышление: плюсы и минусы
Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.
А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.
Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!
К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.
Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.
Как избавиться от клипового мышления
Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.
По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…
Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.
Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…
На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.
По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.
Как прийти к равновесному мышлению
Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.
На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.
Дыхательная медитация
Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.
Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.
Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.
Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.
Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…
Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».
День тишины и «мауна»
В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.
В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.
Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.
Практики концентрации
Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.
У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.
Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.
Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.
Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.
Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.
Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!
Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.