клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу

клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть картинку клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Картинка про клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

Содержание

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.

Как появилось клиповое мышление?

Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.

С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.

Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.

клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть картинку клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Картинка про клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:

Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.

Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.

Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.

Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.

Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.

Плюсы клипового мышления

Минусы клипового мышления

Клиповое мышление у детей

Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.

Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.

клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть картинку клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Картинка про клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

Тест на клиповое мышление

Выберите описание, которое больше всего подходит вам:

Ответы:

Как избавиться от клипового мышления?

Вот несколько методов:

Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.

Источник

Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир» даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а из 8 км невозможно вычесть 3 часа. При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.

В чем проблемы?

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

Проблема учителя, по мнению Леонида Ястребова, в том, что в школах клиповомыслящих детей учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры и обученные учить именно по этим методикам.

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.

Кто виноват?

Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.

Для термина «клиповое мышление» пока нет чётко сформулированного определения. Точно известно только, что обладатель клипового мышления воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.

Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.

Что делать?

Конечно, проще всего поступить по аналогии с советом Фамусова из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно, не разумно.

Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM, и советует практикам от образования принимать его существование как факт, учитывать в работе эту особенность современных учеников.

Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением бессмысленно и рекомендует учить детей «говорить на двух языках».

Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие.

Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.

Практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.

Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.

На специальных тренингах обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Работа педагога в тесной связи с родителями также будет способствовать параллельному развитию обоих видов мышления. Для этого родителям следует не запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.

Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.

Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.

Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.

Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.

Источник

Клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Клиповое мышление и массовая деградация современных детей

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И МАССОВАЯ ДЕГРАДАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ!

В современном обществе термин «клиповое мышление» появился не так давно — в середине девяностых годов. Сначала это словосочетание означало восприятие человеком коротких ярких образов, появляющихся в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п. Само английское слово «clip» переводится как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент).
Клиповое мышление Это может быть короткий видеоролик, отрывок фильма или газеты. Слово «сlipping» часто обозначает подборку газетных вырезок на определённую тему. Клиповое мышление людей напоминает подобную подборку, только не связанных между собой, отрывков разнородной информации из разных источников: СМИ, коллеги по работе, интернет, телефон и т.п.

клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть картинку клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Картинка про клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

Клиповое мышление: минусы

Что же происходит с мышлением людей, которые злоупотребляют общением в соцсетях? Эти пользователи видят на экране компьютера информацию ещё более короткую и обрывочную, чем по телевидению, в газетных полосах, онлайн статьях и книгах. Эта информация и более поверхностная: смс, фото с подписями в ленте, видеоклипы, вырезки из передач и т.п. В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка, фраза, фотография, смс и так далее. Как при таком общении возможно научиться оценивать другого человека, понимать и сопереживать ему? Никак. Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!»

Проводимые недавно опросы подтверждают тревожную тенденцию: несмотря на постоянный рост круга общения, настоящих друзей у людей становится все меньше. Чувство одиночества и неудовлетворенности в этой связи обостряется. Как же в такой ситуации не будет повышаться риск депрессий, суицидов и нервно-психических расстройств? Зато интернет зависимость растёт и она уже стала проблемой современного общества.
клиповое сознание
Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, есть и некоторые достоинства.

Клиповое мышление: плюсы относительны

Оно, например, повышает способности человека к переключению внимания с одного объекта на другой. Есть и другие плюсы, о которых скажем ниже. Поэтому от клипового мышления нужно не полностью избавляться, как считают некоторые, его необходимо правильно использовать. Проблемы такое мышление создаст своему обладателю только в том случае, если данный индивидуум не развивает другие виды мышления, свои мыслительные способности вообще и качества личности в частности.

Глубина мышления; способность к анализу, синтезу, преобразованию, планированию; воображение; эмоциональный интеллект и другие составляющие присущие мышлению человека, образно можно сравнить с пальцами рук человека. Клиповое мышление, поскольку оно не должно быть основным, можно сравнить с мизинцем левой руки. Оно тоже, в какой-то мере необходимо, поскольку повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.

Насколько удобно человеку пользоваться обеими руками и всеми десятью пальцами, настолько правильно и удобно пользоваться всеми перечисленными мыслительными способностями, в том числе и способностью пользоваться краткой, быстро теряющей актуальность, информацией. Также: насколько неудобно остаться на всю жизнь с одной левой рукой и всего одним пальцем на ней, настолько ограничивает себя человек становясь рабом предлагаемых в интернете и по телевидению короткометражек. Человек сам, таким образом, становится простейшим набором короткометражек, а его жизнь калейдоскопом разрозненных фактов и осколков информации.

Интересно, что у такого потребителя информационных услуг развивается привычка к постоянной смене сообщений и жажда новых. Усиливается желание искать «цепляющие» заголовки и видеоролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Клиповое сознание — опасности

Ситуация с преимущественно активным клиповым мышлением в современном обществе стала угрожающе опасной. Вы и сами, уважаемый читатель, возможно уже заметили, что кино- и видеопродукция ориентирована на то чтобы человек мысля простыми картинками и короткометражками, не очень-то задумывался над смыслом жизни, над смыслом происходящего, а просто потреблял, потреблял еще раз потреблял. Все эти часто сменяющие друг друга сцены из фильмов и передач; пресса с её небольшими текстами, в которых авторы очерчивают только контуры проблем; телевидение с отрывочными блоками новостей не дают молодому человеку стать полноценной личностью. Они всевозможными способами притягивают внимание к себе, отучая людей убедительно говорить, думать, дружить, строить общение в беседе, созидать, развиваться, мудро ставить цели и достигать их…

Вот вам и ответ на вопрос о том, как СМИ влияет на человека
клиповость

ПРИЗНАКИ КЛИПОГО МЫШЛЕНИЯ

Если у человека есть ВЕСЬ набор приведенных ниже признаков, тогда можно сказать, что в его сознании преобладает клиповость и он уже не способен глубоко мыслить и анализировать. Наличие одного какого-то признака об этом еще не говорит. Поэтому мы сделали небольшой кластерный анализ, выделив одну категорию для анализа «польза-вред» клипового мышления. Соответственно в «пользу» входят положительные признаки, которые приносят пользу человеку, а в категорию «вред», будут входить нежелательные эффекты клипового сознания. Итак, кластерно, набор отличительных особенностей клипового (урезанного) сознания:

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Ускорение реакции. Действительно, человек с клиповым мышлением очень легко переключается с одного объекта на другой. Скорее всего такая способность повышает и интеллектуальную лабильность — способность переходить от осмысления к действию. Проще говоря, человек быстрее принимает решения. Но, вот продуманностью эти решения отличаются очень редко. Поэтому иметь клиповое мышление наряду с другими видами мышления полезно, так как оно помогает быстро ориентироваться во внезапно возникших сложных обстоятельствах. Если человек имеет определенную базу знаний и опыт, то правильное решение приходит мгновенно и его называют интуицией. Не имея ничего, кроме клипового сознания, человек скорее всего примет неверное решение, которое принесет ему вред.
Защита от информационных перегрузок. Как мы уже писали выше, мозг утилизирует ненужную информацию. Это своеобразный очиститель памяти.
Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям. Однако, какого рода информацию впускать в свой мозг; делать ли социальные сети, новостные блоки и другие короткометражки основным источником информации, — решает человек сам.

Подумайте, стоит ли делать свой мозг мусорной корзиной. Не лучше ли, если он станет копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы!

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников. Представляете? Это мышление современной молодёжи!
клиповое мышление
Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно понимать и воспринимать мир оно не может.

Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое. Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго…

Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным.
управление сознанием
Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее. Всем этим сегодня успешно пользуются популярные блоггеры, такие, например, как Саша Спилберг. Интеллектуальная лень довела молодежь до того, что они готовы впустую тратить уйму времени на просмотр эпизодов чей-то жизни. Сами блоггеры, конечно умные и трудолюбивые люди, которые поняли, что молодежь в большинстве своём ленива и готова не создавать и изучать, чтобы строить свою жизнь, а просто прожить чужую жизнь, глядя в экран…

Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?

Источник

Клиповое мышление современных школьников: почему это преимущество?

клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть картинку клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Картинка про клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать

Екатерина Старченкова

В современном мире текст теряет свою ключевую роль основного средства передачи информации, а объем знаний вокруг нас непрерывно растет. Вместо учебника современный школьник лучше посмотрит видео на YouTube, послушает подкаст или найдет презентацию в интернете. Этот феномен называют «клиповым» (или «мозаичным») мышлением, но так ли он вреден для образовательного процесса?

клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Смотреть картинку клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Картинка про клиповое мышление vs образование кто виноват и что делать. Фото клиповое мышление vs образование кто виноват и что делатьКлиповое мышление современных школьников: почему этопреимущество?

Клиповое мышление школьников — это как

Мир давно перестал быть похож на страницы книги — линейное повествование с четко определенными началом и концом. Современность больше похожа на клип с быстро сменяющими друг друга кадрами.

Реальность насыщена информационными вспышками, и объем этой информации только увеличивается, а СМИ и соцсети борются за внимание пользователей — все это определяет тип мышления современного человека. С конца ХХ века его стали называть «клиповым».

Можно выделить две ключевые особенности:

Суть клипового мышления хорошо показывает лента новостей в любой социальной сети — небольшие фрагменты информации на абсолютно разные темы: от новостей политики и культуры, познавательных лекций и цитат из классической литературы до рецептов, мемов или коротких смешных видео.

Все это вызывает опасения педагогов и психологов, которые работают с новым поколением. Современные подростки читают меньше книг, им сложнее долго концентрировать внимание на чем-то одном и выполнять однотипные задачи, они мало анализируют информацию, соответственно, у них возникают трудности с освоением школьных предметов.

Важно понимать, что клиповое мышление — не просто недостаток или слабость современного человека! Это попытка сознания приспособиться к новым условиям жизни, адаптироваться к вечному потоку данных — закономерная защитная реакция организма на обилие информации.

Вот какие умения развивают обладающие клиповым мышлением школьники:

Как преподавателю сделать уроки более эффективными и обратить эту особенность учеников в плюс?

Предлагаем несколько идей, которые можно реализовать и в индивидуальном, и в групповом обучении.

Более динамичные уроки

Времена, когда ученики могли неподвижно высиживать по несколько уроков подряд, давно прошли. Внимание современных школьников важно удержать различными способами, ведь иначе пострадают дисциплина и мотивация.

Самый простой и эффективный метод — дробить занятия на блоки по 10-15 минут и менять типы деятельности, чтобы ученики не успевали заскучать. Да, подготовка к таким урокам усложняется, но зато и результат превосходит все ожидания!

Задания на структурирование, обобщение и визуализацию информации

Старайтесь давать информацию наглядно: в форме схем, графиков, таблиц и т. д. Это вовсе не значит, что составление таких материалов должно полностью ложиться на ваши плечи — дайте такое задание ученикам, и работать с информацией им будет интереснее и полезнее. Можно также объединить их в группы, что будет развивать и коммуникативные навыки.

Творческие задания

Используйте главное преимущество учеников с клиповым мышлением — умение мыслить образами, фантазировать и представлять. К тому же творческие задания будут побуждать их рассуждать самостоятельно, а не просто искать в интернете, а этого навыка так не хватает современным школьникам.

Проекты (в том числе с использованием современных технологий)

В современном мире действительно огромное количество ресурсов, чтобы создавать! Поверьте, ваши ученики хорошо разбираются в новых технологиях, почему бы не применить это в обучении? Рисуйте мемы и комиксы, снимайте видео и записывайте подкасты, создавайте собственные сайты и странички в соцсетях и даже игры — ваши возможности практически безграничны.

Доклады и рефераты на сложные темы

Ученики сейчас действительно умеют работать с информацией и даже успели к этому привыкнуть: задания типа «подготовьте сообщение о…» уже стали традиционной образовательной практикой. И все-таки они могут стать хорошим инструментом мотивации для ученика с клиповым мышлением — это может поощрить его интерес, побудить разобраться в волнующей его теме.

Чтобы доклады учеников не становились рутиной, следите за их качеством: сформулируйте основные требования и критерии оценивания — тогда это будет по-настоящему эффективным.

Учебные игры: викторины, круглые столы, дебаты

Обладающие клиповым мышлением школьники, ищущие быстрых импульсов, эмоциональных реакций, точно будут в восторге от учебных игр! Чтобы разбавить приевшийся формат урока, стоит иногда включать в программу нестандартные формы. Это может быть что угодно: от исследования до ток-шоу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *