клише что это означает в разговорной речи
Значение слова «клише»
КЛИШЕ́, нескл., ср. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций способом высокой печати (полигр.). Цинковое клише. Снять клише с гравюры. || перен. Ходячее, избитое выражение.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.
Идеологическое клише (политическое, пропагандистское клише) — шаблонное выражение, употребляемое в публицистике, журналистике, публичных выступлениях политических и государственных деятелей.
Психологическое клише — метафора относительно мышления.
Типографское клише — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
Клише (искусство) — установленная традицией, застывшая форма (мотив, тема).
КЛИШЕ’, нескл., ср. [фр. cliché]. 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время к. обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. 2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книжн.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
клише́
1. полигр. рельефная форма для печати иллюстраций ◆ Ежели кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами, закажи клише «с зубами» и «без зубов», проси публику не смешивать тебя с другими дантистами, публикуй, что ты возвратился из-за границы, что бедных и учащихся лечишь бесплатно… А. П. Чехов, «Общее образование», 1885–1886 г (цитата из НКРЯ) ◆ Мужчины приготовляют «реквизит» — всякие вещи, нужные при выходе; иные из них даже вырезывают перочинным ножом деревянные клише для газетных объявлений. А. И. Куприн, «Дочь великого Барнума», 1926 г. ◆ Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. ИП, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые оттиски трудно определить — плох ли оттиск или плохо клише. П. Н. Филонов, Дневник, 1930–1939 г (цитата из НКРЯ) ◆ Обнаружить подделку было очень сложно, ибо, как выяснилось позже, банкноты были изготовлены чрезвычайно качественным клише, при помощи новейших технологий. Андрей Ростовский, «Русский синдикат», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. лингв. стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях ◆ Форма ещё менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а всякое тело тем и дорого, что оно смертно (в поэзии подобием смерти является именно механистичность звучания или возможность соскользнуть в клише). И. А. Бродский, «Об одном стихотворении», 1981 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для маркировки несогласных официальная пропаганда десятилетиями пользуется одними и теми же клише: «группа безответственных лиц», «отдельная группа лиц», «подавляющее большинство поддерживает» и ещё несколько таких же. Наум Брод, «Я не согласен» // «Горизонт», 1989 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. принятый образец восприятия, способ интерпретации или выражения, которому слепо подражают; штамп ◆ Вам не нужно боязливо держаться за приёмы прошлых спектаклей или прибегать к клише. М. А. Чехов, «О технике актёра», 1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Разумно! Избежать неверных ассоциаций, из которых образуются стойкие клише, мешающие пониманию. И. А. Ефремов, «Час быка», 1968–1969 г (цитата из НКРЯ) ◆ Москва давно уже жила в выдуманном мире, отторгала реальные оценки реальной обстановки, довольствовалась набором идеологических клише, когда речь шла о характеристике различных политических сил. Александр Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: катализатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить
Штампы – это надоевшие всем слова и выражения, потерявшие свою уникальность и смысл. Клише – это устоявшиеся словосочетания, шаблонные конструкции. Канцеляризмы – это слова и словосочетания, употребляемые в документах. Они уместны в официально-деловом стиле, но не подходят для информационного стиля, то есть их не должно быть в речи копирайтера. Собственно, как и первых двух групп мусорных слов. А теперь разберем все подробнее и с примерами.
Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи
Наверняка, вы уже встречали в ТЗ от заказчика такую формулировку: приведение к хорошему информационному стилю. Что это значит? Это означает, что текст нужно очистить от канцеляризмов, штампов, клише, стоп-слов и другого мусора. Последнему мы уделим внимание в другой статье, а в этой разберем первые три элемента.
Канцеляризмы, клише и штампы – похожие, но разные понятия. Дадим каждому из них определение простыми словами:
Понятие | Определение | Пример употребления (выделено жирным) | Чем заменить |
Клише | Это стереотипы в речи, стандартные словосочетания, слова и предложения. | Клише, штампы и канцеляризмы делают текст скучным и нудным. Из этого следует, что от штампов, клише и канцеляризмов нужно избавляться. | Из-за клише, штампов и канцеляризмов текст становится скучным. Чтобы писать живые тексты, нужно избавиться от мусорных слов. |
Канцеляризмы | Это слова, предложения и словосочетания, присущие деловому стилю. | Недоверие к отзывам в интернете – издержка профессии копирайтера. | Копирайтер знает, что в интернете много заказных отзывов, поэтому настороженно относится ко всем отзывам. |
Штампы в речи | Это избитые выражения, которые не несут смысловой нагрузки. | Я выполню заказ в кратчайшие сроки. | Я напишу статью за 2 дня. |
Канцеляризмы, клише и штампы – это мусорные слова. Они перегружают текст, утяжеляют слог, не несут смысловой нагрузки, нарушают ритм текста и не учитываются поисковыми алгоритмами. Сводите их употребление к минимуму.
Обратите внимание! Штамп – более широкое понятие, чем два других. Иногда писатели называют канцеляризмы и клише штампами.
А теперь разберем еще подробнее примеры слов из каждой группы и варианты замены.
Примеры канцеляризмов и чем заменить
Канцелярит – это язык бюрократов. Вспомните, как выступает перед камерой должностное лицо, например, полицейский, социальный работник или чиновник. Это робот, который говорит сложными словами и будто по сценарию. Как машина. Его речь скучная и непонятная. Потом приходится переводить с русского на русский. Для того, чтобы ваши статьи не приходилось переводить с русского на русский, и нужно находить, заменять или убирать канцеляризмы.
Примеры употребления канцеляризмов в речи:
Канцеляризмами являются (виды):
Примеры слов-канцеляризмов и варианты, чем их заменить (листайте галерею картинок):
Пример речи с канцеляризмами:
Еще один пример употребления канцеляризмов в тексте и достойной замены:
Еще один интересный пример употребления канцеляризмов (правильнее сказать так:
«Я – жилец этого дома»):
Интересно! Понятие «канцелярит» было введено К.И. Чуковским (1962 год, книга «Живой как жизнь»). Поэт сравнил бюрократизм в речи с болезнью языка.
Примеры речевых клише и чем заменить
Примеры устоявшихся слов и словосочетаний (клише):
Клише – это все, что убивает уникальность и оригинальность текста. Клише делают статью скучной, обычной, похожей на тысячи других. При злоупотреблении подобными выражениями об авторском стиле можно забыть (оп, клише, но уместное). Не забывайте, что клише – это еще и способ связи между утверждением и аргументом. Нельзя убрать из речи все подобные слова и выражения. Они нужны для поддержания логики изложения.
Чем заменить клише? По возможности убирайте их из текста. Или заменяйте нестандартными, вашими выражениями.
Примеры речевых штампов и чем заменить
Примеры штампов в речи:
Чем заменить штампы? Штампы, как и клише лучше исключать. Если исключить не получается, то нужно заменит оригинальным словом или словосочетанием. А также нужно сконцентрироваться на пользе и содержании слов. Например, штамп «мы занимаем лидирующие позиции на рынке» замените реальными цифрами, подтверждающими это. А выражение «в кратчайшие сроки» замените информацией о сроках доставки/изготовления заказа/обработки заявки (или что там у вас).
Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы
Зачем нужны канцеляризмы, или причины их употребления копирайтерами:
Как найти канцеляризмы, штампы и клише
Чтобы найти в тексте канцеляризмы, нужно внимательно вычитывать статью. Правда, на мой взгляд, только профессиональный редактор или корректор может выявить все недочеты. Я же, как и многие другие копирайтеры использую бесплатную программу Главред. Она определяет читабельность текста, находит все мусорные слова и подсказывает, чем их заменить.
Как проверить текст на канцеляризмы через Главред:
Хороший показатель – 8+. Если меньше, то лучше доработать.
Чтобы отредактировать текст, наведите курсор на те слова, которые подчеркнуты. Посмотрите комментарий и замените выражение. Пример (листайте галерею):
Еще одна программа-помощник – Словарь канцеляризмов онлайн. Подбор синоним в рамках информационного стиля.
Как избавиться от речевых штампов
Как улучшить свою речь и тексты:
Чтобы очистить не только конкретный текст, но и речь в целом, читайте больше художественной литературы. Расширяйте словарный запас, больше общайтесь, отдельное внимание уделите словарям синонимов. А также развивайте креативность, творческое мышление. Чем нестандартнее вы мыслите, тем меньше в вашей речи автопилота в виде штампов.
Кроме этого, рекомендую прочитать книгу М. Ильяхова «Пиши. Сокращай». И вот еще полезная статья того же автора о том, что такое информационный стиль. В ней даны примеры, как бороться со штампами и канцеляризмами.
Коротко о главном
Канцеляризмы, клише и штампы в речи копирайтера – это словесный мусор. Они не несут смысловой нагрузки, понижают читабельность текста. Зачем от них избавляться? Чтобы ваши статьи читались и дочитывались. Почему сложно избавиться от штампов? Потому что они ускоряют и упрощают работу. Проще написать статью по стандартному каркасу, чем заморачиваться с уникальностью примеров и нестандартностью выражений. Проще, но эффективнее ли? Нет.
Теперь вы знаете все о том, что такое речевые клише, канцеляризмы и штампы. Осталось потренироваться. Например, начните с этой статьи. В ней много штампов. Один подзаголовок «Коротко о главном» чего стоит. Избитое же выражение, да?
Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише
Интересное и полезное видео о канцеляризмах (В. Н. Дийков очень просто и интересно рассказывает, я местами улыбалась):
Что такое клише во всех его значениях
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном русском языке довольно много иностранных слов, получивших широкое употребление (например, недавно рассмотренные сноб и консолидация).
К их числу относится популярное французское слово «клише». Что это такое в классическом понимании? В каких смыслах может употребляться этот термин в современной речи?
Что это такое в различных сферах жизнедеятельности
Слово клише было заимствовано из французского языка в середине XIX века. Оно является производной формой глагола clicher, который в буквальном переводе означает — делать оттиски.
В современном русском языке существительное клише употребляется в следующих значениях:
Клише в прямом значении — это форма для печати
В классическом понимании клише — это металлическая, деревянная или резиновая форма с нанесенным на неё рельефным изображением. После окунания его в краситель и надавливания на бумагу, кожу или другую поверхность получается зеркальный оттиск.
При помощи клише можно тиражировать:
По характеру воспроизводимого оригинала клише бывает штриховое и растровое:
Мастерски изготовленные клише позволяют получать изысканные по красоте оттиски, поэтому находят широкое применение при изготовлении сувенирной продукции.
Особенно часто клише используются для тиснения на коже. Благодаря этому дизайнерскому приему кожаные изделия приобретают особый шик.
Речевые клише
Это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания (в лексике их называют фразеологизмами). Они представляют собой готовые комбинации слов, благодаря которым облегчается процесс коммуникации.
Речевые шаблоны помогают в сжатой и емкой форме изложить мысли, выразить отношение к происходящему. По этой причине они широко используются в официально-деловых документах, научных статьях, публицистических изданиях.
Примеры речевых клише в политической и деловой лексике:
Применение речевых шаблонов в деловой коммуникации является вполне уместным, однако оно совершенно неприемлемо для художественного стиля. Шаблонные сочетания слов лишают литературную речь эмоциональной окраски и индивидуального стиля. По этой причине писатели стремятся избегать избитых фраз в своих сочинениях.
Примеры речевых клише в литературе:
По мнению литературных критиков, отсутствие речевых клише в тексте художественного произведения свидетельствует о профессионализме и таланте его автора. И наоборот, присутствие шаблонных фраз говорит о низком качестве литературного сочинения.
Но в нашу эпоху ЕГЭ все поставлено с ног на голову и шаблонность мышления и изложения своих мыслей забивают в нас с детства:
Психологические и эмоциональные клише
В психологии словом клише принято называть стереотипное восприятие происходящего, мешающее его адекватной оценке. Именно это (стереотипы) часто становится причиной ложного, ошибочного представления о чем-либо.
Большинство из нас в повседневной жизни руководствуется стереотипами. В некоторых ситуациях привычка мыслить готовыми формулами может оказаться полезной, поскольку позволяет быстрее адаптироваться к изменениям, разобраться в сложной ситуации, избежать опасности.
Однако у любого стереотипа есть существенный недостаток — он препятствует возникновению новых мыслей и представлений. Стереотип несовместим с творческим мышлением, не позволяет человеку быть свободным в суждениях и поступках.
По этой причине психологи рекомендуют всем, кто заинтересован в развитии своей личности, избегать общепринятых клише в оценке людей и ситуаций, придерживаться собственной точки зрения на значимые события, быть открытыми всему новому.
Разновидностью психологического клише является эмоциональное. Это ставшие для многих из нас привычными негативные реакции на происходящие события – обида, раздражение, отчаяние, злость.
Психологи призывают бороться с этим неприятным свойством человеческой психики. Осознание того факта, что отрицательные эмоции в большинстве случаев являются плохой привычкой, позволит освободиться от деструктивных переживаний, приобрести новый жизненный опыт, испытать обновление чувств.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Если человек в своей речи часто использует клише, это говорит об ограниченности его мышления. Такие люди, как минимум, скучны. Это своего рода застой, который препятствует дальнейшему росту.
Сейчас оригинально никто не пишет, в фильмах используются одни и те же избитые приёмы, всё искусство несёт в себе определенные штампы, которые приносят успех и никто от этого отказываться не собирается, не зря же музыканты говорят, что в октаве всего семь нот.
Так на то фразы и расхожие, чтобы ими пользовались и это будет очень естественно выглядеть, иначе прямая речь героев литературного произведения будет напоминать речь инопланетян, вроде по-русски, но как-то криво.
Клише — это такая приспособа из арсенала фальшивомонетчиков. Строго говоря — металлический оттиск купюры, самая сложная в исполнении часть печатного станка. То, за что при изобличении сажают безоговорочно))
Соглашательство с мнением большинства является конформизмом, а не клише. Ещё на детях такой опыт проводили, детей подговаривали, чтобы они белую пирамидку называли чёрной, а испытуемый ребёнок, как правило, менял свою точку зрения в оценке цвета пирамидки, присоединяясь к большинству.
КЛИШЕ РЕЧЕВЫЕ
КЛИШЕ РЕЧЕВЫЕ, застывшие речения, осознаваемые как несвободные (т.е. воспроизводимые целиком) всеми носителями языка. В лингвистической теории приблизительно в том же значении употребляются следующие термины: речевые стереотипы, идиомы, фразеологизмы, штампы, групповые шаблоны, излюбленные обороты, стереотипизированные обороты и т.д. Все эти речевые явления составляют некое понятийное поле, к которому приближаются паремии, крылатые слова, цитаты, афоризмы, максимы.
Различают парадигматический и синтагматический аспекты изучения клише.
О парадигматическом аспекте речь идет при сопоставлении обрядовых формул, речевых шаблонов какой-либо социальной (возрастной) группы, фразеологизмов, объединенных общей темой, стереотипов речевого поведения этносов и под. В этом случае исследователь получает ответ на вопросы: что описывают клише?, какие именно клише?, какова их структура?
Синтагматический аспект функционирования клише связан с механизмами их инкорпорирования в «свободную речь». При этом надо иметь в виду, что наша речь с определенной точки зрения никогда не бывает полностью «свободной». Такие фразы, как Он не подал мне руки; Она потупила взор; С ума сойти; Разрешите с Вами не согласиться; Сегодня, по-моему, холодно, в диалогах могут встречаться чаще, чем Собаку съесть; Баклуши бить или До лампочки! В вопросе о том, где граница между свободой и несвободой в выборе речевых фрагментов при порождении речи, существует простой, но доказательный критерий. Дело в том, что клише является перцептивно маркированным: это значит, что говорящий вводит фрагмент-клише как чужую речь, и при этом как он сам, так и слушающий это ощущают. Поэтому и Счастливые часов не наблюдают, и Командовать парадом буду я, и Знаешь что, давай подробности! равно продуцируются как кусочки чужого текста.
Функции клише в речи пока должным образом не изучены. Но, несомненно, одной из функций является демонстрация социальной включенности говорящего. Например, если человек вдруг скажет в ответ на сообщение о чьей-то поездке в Европу: «Европа священных камней. », станет ясно, что он – слушатель радиостанции «Свобода». Различают четыре модели употребления клише в соответствии с отношением к оппозиции СВОЙ – ЧУЖОЙ: свое для чужого, свое для своего, чужое для своего, чужое для чужого.
Другая функция клише – знак согласия или знак протеста. В зависимости от социолингвистических условий одно и то же клише, вроде Согласно пожеланиям трудящихся, в речи номенклатурных функционеров советской эпохи могло быть позитивно-нейтральным компонентом, а в речи демократической интеллигенции – стереотипом отталкивания, протеста. Если же клише употребляется как знак согласия, оно выполняет функцию указания на то, что говорящий принадлежит к некоей социальной группе. «Я – ваш!» или «Я – из такой-то группы». Поэтому много общих клише-стереотипов имеется в языке молодежи («молодежное арго»): молодежь, до социального распада конкретных «стай», максимально конформна, особенно «тинейджерская» ее часть.
Адресат, как правило, воспринимает клише адекватным образом, но возможны два типа исключений: 1) рецепиент воспринимает отдаленный по времени или переведенный с другого языка текст и не может «распознать» введенные блоки-клише; 2) рецепиент принадлежит к иной социальной группе, и тем самым функции клише не выполняются.
В соответствии с этим одну из причин возникновения паремийных клише (т.е. клише типа пословиц) можно видеть в потребности не только объяснить мир, но и избавить человека от ощущения неплотно вокруг него сформированной социальной среды. Эту функцию прежде всего выполняют пословицы, которые, в отличие от загадок (относящихся к архаическому пласту языкового сознания и направленных на объяснение мира), ориентируются на социализацию человека. Эту же функцию выполняют и так называемые «автонимические» загадки типа От чего утка плавает? (ответ: От берега); Что находится в середине Парижа? (ответ: Буква «р») и под., которые, как правило, загадываются в среде детей и подростков: маскируясь под шутки, они часто служат средством унижения «непосвященных».
Существует деление клише-стереотипов на речевые, коммуникативные и речементальные.
Под речевым стереотипом понимается отрезок высказывания (или целое высказывание), включенное в контекст, представленный «свободными» компонентами высказывания (или целыми высказываниями). Клише в широком смысле выделяется именно потому, что оно соответствующим образом воспринимается. Таким образом, речевое клише-стереотип всегда вносит в высказывание дополнительную смысловую строку, если оно входит в отношения синтагматического контраста с неклишированными компонентами. Именно поэтому так убога была речь Эллочки Щукиной (Двенадцать стульев Ильфа и Петрова), которая состояла из одних только стереотипов, причем ничему не противопоставленных. «Вторая жизнь» этих стереотипов началась много позднее, когда цитирование «Ильфа и Петрова» стало на какой-то период средством, социализирующим определенную группу.
Для коммуникативных стереотипов важна их индивидуальная регулярная повторяемость в однотипных ситуациях – вспомним, например, чеховского персонажа, всегда обращавшегося к уходящему гостю с фразой: Вы не имеете никакого римского права. Распознать индивидуальные коммуникативные клише не всегда легко – они могут совпадать с не-стереотипизированными высказываниями, могут совпадать и с речевыми стереотипами. Эти привычные клише в человеческом общении не безобидны: как оказывается, многолетние отношения могут распадаться потому, что коммуниканты – муж и жена, две подруги и под. – не умеют выйти за пределы обмена одними и теми же накопившимися за годы коммуникативными клише (что часто обыгрывается в пьесах многих драматургов 20 в. – у Э.Ионеско, С.Беккета, Л.Петрушевской и др.). Глубинное понимание природы и функций таких индивидуализированных клише, вероятно, еще впереди. Они служат и средством защиты от непредвиденных ситуаций, от «выяснения отношений», являясь в то же время и орудием упрощения коммуникативных коллизий. Именно поэтому коммуникативные клише часто бывают «поданы» в виде привычной шутки, хотя функции таких шуток могут легко прочитываться как желание отгородиться от коммуниканта.
Третий вид стереотипов предлагается называть речементальными (в этом случае воспроизводится не сам текст, а некая ментально-речевая структура, тип речевой реакции). Простыми примерами манифестаций таких стереотипов являются диалоги типа: Как она растолстела! – А что, селедка лучше, что ли?; Слишком жарко. – А что, мороз лучше? и т.п. К ментально-речевой деятельности человека можно приложить классификацию оппозиций, введенную Н.С.Трубецким для фонологических противопоставлений.
Несмотря на большое число исследований в этой области, сам базовый термин – клише – до сих пор не уточнен в его отличии от стереотипа, штампа, цитатного пространства и под.
Кнорина Л.В. Словоупотребление – компонента индивидуального стиля (на материале разговорной речи). – В кн.: Язык и личность. М., 1989
Язык и личность. М., 1989
Блажес В.В. Языковая игра в этикетном речевом поведении горожан. – В кн.: Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990
Добровольский Д.О., Караулов Ю.Н. Идиоматика в тезаурусе языковой личности. – Вопросы языкознания, 1993, № 3
Николаева Т.М. Загадка и пословица: социальные функции и грамматика. – В кн.: Загадка как текст. М., 1994
Телия В.Н. Русская фразеология. М., 1996
Николаева Т.М. Речевая модель «обывателя» и идеи Н.С.Трубецкого – Р.О.Якобсона об оппозициях и «валоризации». – В кн.: Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию В.В.Иванова. М., 1999
Фразеология в контексте культуры. М., 1999