клише в типографии что это
Под типографическим клише подразумевается специальная (чаще всего металлическая или полимерная) форма, позволяющая воспроизводить тексты и иллюстрации, делать углубления и рельефные выпуклости в готовой печатной продукции.
Тиснение может производиться как на бумаге, так и на картоне и пластике, куда переносится тонированный слой (зачастую с металлизированной или полимерной основой). Использование некоторых видов клише, например, магниевых, позволяет производить тиснение и на очень тонких материалах, например, пленке.
Зачем используются клише?
Чаще всего клише используется для того, чтобы создать красивый металлический эффект на изделии, для чего используется фольга. Например, голографическое фольгирование позволяет воспроизвести на полиграфическом изделии красивое изображение с микрорельефом, красиво отражающим свет.
Вместе с этим клише позволяет придать изделию или отдельным его частям, буквам, надписям или картинкам привлекательную вогнутую или выпуклую форму или наоборот, сгладить структуру. В первом случае это называется конгрев, а во втором – блинт.
Из чего и как создается типографическое клише?
Типографические клише выполняются в различных формах и могут быть как плоскими, так и фигурными, полукруглыми и валообразными.
Для создания клише чаще всего используются практичные и надежные металлы, легкие в обработке – магний, цинк, латунь, медь и т. д., позволяющие создать красивые контурные изображения со множеством мелких деталей. Но если не предполагается тиснения тонких линий, то можно создать штамп и из полимера, силикона.
Существуют и другие материалы и способы печати, но в современных условиях они мало относятся к типографическому клише. Они получили собственные названия в зависимости от уникальных особенностей технологии, например, клише для конгрева или блинта.
Клише может изготавливаться двумя способами: с помощью гравирования или фотомеханики. Также в зависимости от типа изображения клише подразделяются на растровые и штриховые. Сегодня, благодаря изобретению эмульсионного травления, они могут быть еще и смешанными, включая в себя и текст, и изображения в растровом и штриховом форматах.
В «Типографии Гарант» используются только самые качественные клише, изготовленные из современных материалов. Их использование позволяет передать фактуру изображения максимально четко и качественно при низкой себестоимости изделия.
Как выбрать правильное клише для тиснения?
В последние годы активное развитие получил рынок малой полиграфии, основанных на цифровых печатных машинах.
Как следствие, у многих «новых» полиграфистов возникает множество вопросов, связанных с отделкой готовой полиграфической продукции — ведь печать это лишь один из процессов в полиграфии. И если в резке или биговке вопросов обычно минимум, то в вещах более редких, например, горячем тиснении, информация требует четкости.
Чем отличаются клише для тиснения?
Человечество использовало все возможные материалы, чтобы изготавливать шаблонные формы, частью которых и являются клише.
В современной полиграфии основные места заняты такими материалами для изготовления клише: магний, латунь, медь, сталь, полимеры. Расположим их по степени убывания эффективности для малой полиграфии:
Магниевые клише — универсальный тип клише для горячего тиснения, позволяющий отрабатывать тиражи и в 50000 и в 100000 оттисков. Основное преимущество — беспрецедентное соотношение цена/качество.
Латунные клише — инструмент для профессионалов (придание сложных рельефов бумаге с одновременной припрессовкой фольги) и удачный выбор для работающих с кожей (высота тиснящих элементов позволяет качественно тиснить даже мягкую кожу). Высокая тиражестойкость + сложность изготовления делают клише из латуни эффективным, но дорогостоящим решением для тиснения в малой типографии.
Медные клише — медь издавна применялась в типографиях и с появлением горячего тиснения на современных автоматических прессах она получила новый виток популярности. Обладая лучшей тиражестойкостью + лучшей теплопроводностью, клише из меди по праву является оснасткой для профессионалов в тиснении. Недостатки меди (невозможность изготовления сложных рельефов) компенсируются ее преимуществами, в том числе и более низкой ценой по сравнению с латунными клише.
Стальные клише — хотя стальные клише обладают потрясающей тиражестойкостью, сложность их изготовления и неремонтопригодность делают их дорогой игрушкой в тиснении. Такая большая износоустойчивость малоприменима в небольших типографиях с короткими тиражами. Однако стальные клише эффективно используются для тампонной печати сувенирных аксессуаров.
Полимерные клише — такие клише имеют наихудшие показатели по теплопроводности и по тиражестойкости, однако компенсируют все это простотой изготовления и низкой ценой.
Что выбрать?
Сравним опции на примере конкретных тиражей малой типографии, имеющей пресс для тиснения (ручной, автоматический или полуавтомат).
Визитки
Как правило, визитки тиснят для богатого клиента, потому что тиснение удваивает и утраивает себестоимость, хотя количество визиток редко превышает 500шт. Некачественное тиснение может очень расстроить заказчика. Поэтому два варианта — магниевое клише, если требуется плоское тиснение фольгой или латунное клише, если требуется придать сложный рельеф.
Открытки
Все будет зависеть от сложности изображения и количества открыток. Для большого тиража разумно будет заказать латунь или медь, для среднего и небольшого — магний. Тиснени и конгрев можно сделать двумя разными клише в два прогона, магний будет самым дешевым вариантом в этом случае.
Этикетка
Этикетки редко делают рельефными, самоклеящиеся еще реже. Поэтому для небольшой партии выгоднее будет магниевое клише, а для большого заказа выгоднее и удобнее будет клише из меди. Если же дело коснется рельефа — переходим на клише из латуни.
Упаковка
Картонная упаковка может быть из цельного или кашированного картона (наклеенного на гофрокартон). Для блеска его обычно тиснят фольгой, но очень редко делают конгрев — рельеф продается с полки хуже, чем блеск тиснения. Самым разумным выбором для картонной упаковки будет медное клише — ведь скорость нужна большая, а оттиски равномерные по качеству, тиражи обычно большие.
Нюансы изготовления клише
Специалист по тиснению в типографии может улучшить правильность своего выбора клише, зная, что и как делается.
Обычно клише из магния и медные клише изготавливаются химическим травлением на специальном оборудовании. Медные клише изготавливать сложнее, ведь они требуют дополнительной механической обработки на фрезерном оборудовании. Поэтому и сроки изготовления могут отличаться в два-три раза — день для магниевого и два-три дня для медного клише.
Латунные клише приходится изготавливать только механическим способом — латунь является неоднородным сплавом и химическая реакция травления происходит неравномерно. Именно по причине последовательной мехобработки, латунные клише стоят дороже. Это однако придает им и их преимущество в области сложных и красивых многоуровневых изображений — травлением несколько уровней сделать очень трудно. Сроки таких клише напрямую зависят от сложности изображения — при одинаковой площади клише из латуни может быть простым кружочком, а может быть текстурой кожи крокодила. Очевидно, что во втором случае потребуется в десять и больше раз времени на фрезеровку, хотя формально размер клише одинаковый.
Если у вас есть вопросы по выбору клише для тиснения, вы только что приобрели пресс или решили запустить такое направление в отделке своей типографии — вы всегда можете рассчитывать на консультации и помощь с нашей стороны.
Клише
КЛИШЕ (от фр. cliche
Смотреть что такое «Клише» в других словарях:
клише — нескл., ср. cliché m. 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания. В настоящее время к. обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. Уш. 1934. С политипажей закажите… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КЛИШЕ — (фр. cliche). Рисунок, вырезанный на дереве или металле, а также приготовленный цинкографией для отпечатков; род политипажа. 2) в фотографии, негатив, с которого печатается позитив. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Клише — В Викисловаре есть статья «Клише» В лингвистике стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а так … Википедия
КЛИШЕ — КЛИШЕ, нескл., ср. (франц. cliché). 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. 2. перен … Толковый словарь Ушакова
клише — фраза, шаблон, стереотип, трюизм, факсимиле, изображение, избитое выражение, штамп, прописная истина, общее место, ходячая монета, избитая формула, формула, трафарет, стандарт Словарь русских синонимов. клише см. штамп Словарь синонимов русского… … Словарь синонимов
клише — Иллюстрационная печатная форма высокой печати или ее часть из металла или пластмассы, изготовленные фотомеханическим способом или гравированием. В зависимости от воспроизводимого изображения, различают штриховые и растровые клише. После… … Справочник технического переводчика
КЛИШЕ — КЛИШЕ, нескл., ср. 1. Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей (спец.). Изготовить к. Штриховое к. 2. перен. Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.… … Толковый словарь Ожегова
клише — печатная форма высокой печати (или часть формы), предназначенная в основном для воспроизведения иллюстраций с изобразительных оригиналов. Основные разновидности клише: штриховые, служащие для печати штриховых иллюстраций, чертежей, и растровые –… … Энциклопедия техники
клише — неизм.; ср. [франц. cliché] Полигр. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций способом высокой печати. Цинковое к. Снять к. с гравюры. // Ходячее, избитое выражение. * * * клише I (франц. cliché), иллюстрационная печатная форма высокой… … Энциклопедический словарь
клише — КЛИШЕ, нескл., ср Небольшой по объему текст, представляющий собой речевой штамп, ходячее, избитое выражение. В романе было много речевых штампов и клише … Толковый словарь русских существительных
клише — (клише поведенческое) поверхностные способы поведения, стереотипные способы взаимодействия. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Типографское клише
Типографское клише́ (фр. cliché ) — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
В графических искусствах — копия вырезанного на дереве или металле изображения, служащая для размножения его отпечатков.
В типографском деле клише называется копия со штампа большой заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и прочее, изготовляемая посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый простой способ получить такое клише, если не имеется готовой углубленной медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую, сделанную из твердой бумаги или картона коробку, с загнутыми краями, наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал, предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика. Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или графита и поступают с нею так же, как с оригиналом, то есть оттискивают ее в полужидком легкоплавком металле, и, таким образом, получают точное воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот первоначальный способ изготовления клише значительно облегчен изобретением особой клишировальной машины.
Еще более удобно стало получать типографские клише после изобретения стереотипии и применения к делу гальванопластики (гальванопластическое клише, гальвано) и, наконец, целлулоида.
В фотографическом производстве название клише дается светописным снимкам на стекле, так называемым негативам и позитивам.
В художественном гравировании на меди и на стали, название клише присвоено копиям с гравированных досок, изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании эстампов в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а воспроизводится в нескольких гальванопластических клише, с которых, по покрытии их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с оригинальных деревянных досок, а с металлических клише, изготовленных по ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии дает возможность произвольно уменьшать размеры политипажей и превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую.
Современное типографское клише — металлическая (реже — полимерная) форма для переноса (тиснения) на бумагу или пластик тонированного слоя, как правило, металлизированного, с полимерной основы (обычно — лавсановая пленка). Используется в основном для создания «металлического» эффекта, недостижимого сегодня с помощью печатных красок. Также типографское клише служит для придания бумаге рельефа (конгрев) либо наоборот — сглаживания текстуры бумаги (блинт). Существует обособленный и редкий тип применения — так называемый «kiss-cutting» — надсечка бумаги острыми кромками изображения на типографском клише. Типографские клише бывают плоскими, полукруглыми и в виде вала. Используемые материалы для производства современных клише — магний, медь, латунь, сталь, цинк, полимер (силикон). Все остальные материалы и виды печати сегодня, можно сказать, не имеют отношения к понятию «типографское клише», которое, в свою очередь, утратило свой первоначальный смысл в виду исчезновения таких видов печати, где оно применялось. Теперь правильное название таких штампов — «клише для тиснения» и «клише для конгрева». Именно под этими названиями их знают нынешние полиграфисты и именно процессу тиснения (припрессовки фольги) и конгреву такие названия полностью отвечают.
Клише в типографии что это
В последнее время количество товаров, предлагаемых в наших магазинах, увеличивается, ассортимент постоянно расширяется, что приводит к повышенной конкуренции между их производителями. Наиболее распространенным и широко применяемым методом привлечения внимания покупателя к товару является придание последнему более привлекательного вида, путем украшения его упаковки или этикетки.
Существует большое количество полиграфических методов изготовления красивой и привлекательной упаковки. Это дизайн формы упаковки, применение специальных печатных красок, тиснение (плоское и конгревное), нанесение голограмм (голограммы выполняют также функцию защиты товара от подделки), термография, совмещение разных способов печати на одной упаковке и другие методы печати.
Тиснение является одним из наиболее распространенных методов украшения упаковки и этикетки. Технология тиснения применяется также в послепечатной обработке книжных обложек, открыток, календарей, брошюр, бизнес-карт и канцелярно-сувенирной продукции, при изготовлении ярлыков и нашивок на одежду (шевронов) и в других случаях.
Тиснение подразделяют на горячее тиснение, блинтовое тиснение и конгревное тиснение.
Образец открытки с горячим плоским тиснением, блинтованием и конгревным тиснением фольгой.
Горячее тиснение (фольгой) – это процесс термопереноса металлизированного пигментного порошка со специальной фольги на запечатываемый (тиснимый) материал посредством выпуклого металлического или полимерного клише.
Блинтовое (слепое) тиснение – это процесс аналогичный горячему тиснению, но без использования фольги (поэтому оно и называется слепым тиснением). Блинтовое тиснение производят как горячим клише, так и холодным клише в зависимости от свойств тиснимого материала.
Конгревное тиснение – это процесс горячего тиснения фольгой или блинтового тиснения с получением многоуровневого рельефного изображения.
Конгревное тиснение ведут с применением двух клише: матрицы – вогнутого металлического клише и контрматрицы (патрицы) – пластиковой выпуклой формы, соответствующей матрице, но с учетом толщины запечатываемого материала. Иногда конгревное тиснение фольгой делают в два прохода: за один проход производится плоское горячее тиснение фольгой, а за другой – блинтовое тиснение (данная операция упрощает изготовление клише, но удорожает продукцию за счет удвоенного времени тиснения).
Плоское горячее тиснение
Конгревное тиснение фольгой
1 = Нагревательная плита
2 = Металлическое клише (или матрица для блинтового и конгревного тиснения)
3 = Фольга для горячего тиснения
4 = Запечатываемый (тиснимый) материал (бумага, картон)
5 = Контрматрица
Как уже было сказано выше, тиснить можно с применением фольги для горячего тиснения, которые бывают металлизированные (металлические), цветные (пигментные) и голографические.
Рис. 1. Структура фольги для горячего тиснения:
1 — Лавсановая основа (или калька, бумага);
2 — Терморазрушающийся разделительный клеевой слой;
3 — Красочный (пигментный) слой;
4 — Металлизированный слой;
5 — Термоклеевой слой
Фольга для горячего тиснения состоит из следующих слоев:
1. Лавсановая основа – на ней крепятся все остальные слои фольги.
2. Терморазрушающийся воскосмоляной слой – при нагреве фольги посредством клише этот слой разрушается (плавится и испаряется), освобождая, таким образом, все нижние слои фольги от связи с полиэстерной основой.
3. Красочный (пигментный) слой – слой краски или лака необходимого нам цвета (для металлизированных фольг используется полупрозрачный лак) со связующим веществом.
4. Металлизированный слой (присутствует только на металлизированной и голографических фольгах) – тонкий слой алюминия, придающий фольге металлический блеск.
5. Термоклеевой (адгезионный) слой – это слой клея, предназначенного для приклеивания красочного и металлизированного слоев к запечатываемому материалу.
Под действием нагретого клише терморазрушающийся слой (2) разрушается, освобождая остальные (красочные) слои от их связи с лавсановой основой (1). За счет разогрева термоклеевой слой (5) приклеивается вместе с красочными слоями (слои 3 и 4) к тиснимому материалу.
Температура клише при тиснении должна быть такой, чтобы, с одной стороны, терморазрушающийся слой уже разрушился, но, с другой стороны, температура клише не должна разрушать приклеиваемые к запечатываемому материалу слои 3 и 4 и сам запечатываемый материал, а слой термоклея был достаточно клейким для данного материала. Температура тиснения обычно подбирается опытным путем в зависимости от свойств используемой фольги и тиснимого материала, а также от скорости тиснения и коэффициента термопередачи материала клише.
Основой для любого вида тиснения является клише, и качество изготовления клише напрямую влияет на качество тиснения и, как следствие, на качество конечной тисненой продукции.
Клише для горячего и блинтового тиснения изготавливают из следующих материалов:
1) Фотополимерые клише: тиражи до 1 тыс. оттисков – обычно это клише для изготовления малых тиражей сувенирной продукции и визиток.
2) Металлические клише:
· цинковые (тиражи до 10 тыс. оттисков),
· магниевые (до 50-100 тыс. оттисков),
· медные и латунные (500-1000 тыс. оттисков)
· стальные (более 1 млн. оттисков – применяется редко)
3) Силиконовые клише: тиражи 100 тыс. оттисков – применяется при тиснении на мягких пластинках (пластиковые тюбики для зубной пасты, косметики и т.п.).