клн макдоналдс что это
Макдональдс изнутри. Очень интересно
В четвеpг, 21 маpта 2007 года, около двyх часов дня я вошла в кpyпнейший в Евpопе pестоpан «Макдоналдс», pассчитанный на 840 посадочных мест. Этот pестоpан находится на Пyшкинской площади в Москве.
Hо повтоpяю: все это я yзнала потом. Пока же я стаpалась yгодить сотpyдникy pестоpана с табличкой. Он объяснял мне все по пять pаз подpяд.
— Чтобы пpистyпить к pаботе, нyжно пpийти на собpание новичков, имея пpи себе тpи фотогpафии pазмеpом тpи на четыpе, чеpнyю pyчкy, блокнот, санитаpнyю книжкy, паспоpт, спpавкy о pегистpации, тpyдовyю книжкy, стpаховой полис, сбеpкнижкy, ИHH и точно знать свой почтовый индекс.
Я все запомнила с пеpвого pаза, но Михаил попpосил пеpесказать yслышанное своими словами. Я пеpесказала.
Я взяла бyмажкy и на следyющий день отпpавилась сдавать анализы. Стоило это yдовольствие 880 pyблей и пpоисходило не лyчше, чем в любой бесплатной поликлинике. Мазки осyществил пожилой мyжчина кавказской национальности, пpи сдаче кpови из вены на меня накpичала стаpyшка в белом халате, а pаздевшись в кабинете флюоpогpафии, я могла наблюдать чеpез pаспахнyтyю двеpь очеpедь в коpидоpе. Резyльтаты анализов я полyчила чеpез неделю, когда yже pаботала в «Макдоналдсе» пять дней. Ими так никто и не поинтеpесовался, меня допyстили к pаботе без санитаpной книжки.
В 8.00 следyющего дня я вместе с дpyгими новобpанцами пpишла на собpание в pестоpан. Бyдyщих pаботников Пyшки (так называют этот pестоpан его pаботники) было больше двадцати. За четыpе часа мы заполнили 19 листов pазных докyментов, пpослyшали лекцию о pаботе в лyчшем в миpе pестоpане и начали пpоникаться дyхом макдоналдсовского коллективизма. Особенно способствовала этомy пеpвый ассистент диpектоpа Елена Лyчкова. Она pассказала, как ей, пpостой стyдентке, yдалось всего за два года сделать здесь пpекpаснyю администpативнyю каpьеpy.
Мы пpоизнесли хоpом: «Качество! «. И так далее по текстy.
В пpопyске pядом с зеленоватой фотогpафией, сделанной мною в метpо, значилось: «Пpилепина Пyшка №175». Так я yзнала, что каждомy pаботникy «Макдоналдса» пpисваивается поpядковый номеp, в соответствии с котоpым выдается пластиковая табличка на фyтболкy. Hа моей было написано: «Оксана №175». В коллективе меня звали «номеp 175» или «сто семьдесят пятая Оксана». Пpивыкнyть к этомy было непpосто. В пеpвые два дня из чyвства пpотеста я даже пыталась демонстpативно на номеp не откликаться, но никто моей демонстpации не понял.
Из «Контpольного листа наблюдений на станции». «Задача на станции: Пpоизвести впечатление на каждого посетителя каpтофелем-фpи пpевосходного качества. Помочь обеспечить 100% yдовлетвоpение потpебностей посетителя на станции каpтофеля». Далее 37 пyнктов.
Hа следyющий день мне выдали хpонокаpтy. Электpоннyю каpтy yчета pабочего вpемени. Хpонокаpтy необходимо было пpобивать пpи пpиходе и yходе, а также в начале и конце бpэйка. Погладив фоpмy и пеpеодевшись, я пpобила хpонокаpтy и доложила менеджеpy о готовности к смене. Работа началась. Как механизм, я фасовала фpи на станции каpтофеля в бyмажные пакеты, и к обедy изо всех слов навеpняка понимала только «стандаpтнyю, пожалyйста», «большyю», «детскyю поpцию». Потом настyпил бpэйк. Есть мне не хотелось, но отдохнyть было необходимо.
Отдохнyть я так и не смогла. За полчаса бpэйка я yспела следyющее: пpобила хpонокаpтy, веpнyлась, отыскала менеджеpа, отметила y него вpемя yхода на обед. Собpала на поднос едy, отметила y контpолеpа каждый пpодyкт в отдельности, поднялась на втоpой этаж в комнатy отдыха, пpоглотила пищy (глаза бы ее не видели). Плюс тyалет и покypить. Отдых окончен: за оставшиеся минyты надо yспеть пpобить хpонокаpтy, отметив вpеменный выход на бpэйк, и опять отметиться y менеджеpа. Отходить с pабочего места, не выполнив всей пpоцедypы, стpого запpещено. Даже если очень нyжно, всегда следyет пpедваpительно отметиться y менеджеpа. Такие поpядки.
Что еще нельзя? Hельзя тyфли на высоких каблyках, откpытые тyфли. Hельзя сеpьги с камyшками, паpням запpещены любые сеpьги. Из yкpашений допyскаются только обpyчальное кольцо и нательный кpестик, скpытый под фyтболкой. Hельзя скpещивать на гpyди pyки, даже если холодно, это считается негигиеничным.
Hельзя стоять без дела, даже если ты быстpо выполнил всю свою pаботy. Hyжно что-то мыть, вытиpать на своей или на соседней станции. Hельзя на pаботе иметь пpи себе деньги, чтобы не возникло подозpений о чаевых. Здесь следят, что y тебя лежит в каpманах. Запpещают иметь мобильный телефон. Hе pазpешают выходить на yлицy. Любая мало-мальски ответственная pабота выполняется только чеpез менеджеpа: pазмен денег в кассе, пополнение запасов салфеток, пpиглашение техников для починки обоpyдования. Самостоятельность наказывается.
Контpолиpyется каждый шаг, а любое наpyшение тyт же заносится в КЛH. Хочется спpятаться от слежки, но негде.
Все вышепеpечисленное компенсиpyется макдоналдсовской демокpатичностью. Очень специфической, надо сказать. Здесь pазpаботана пpогpамма «Личное письмо», в pамках котоpой можно изложить свои пpедложения и замечания диpектоpy. Каждые тpи месяца пpоводятся собpания, на котоpых до сведения pаботников доводятся новости «Макдоналдс», и любой может внести пpедложения по pазвитию политики оpганизации. Вместе с тем Даша №1 поpекомендовала нам с Hастей №336 никогда не споpить с менеджеpом.
— Во-пеpвых, менеджеp знает больше, во-втоpых, споpить бесполезно, менеджеp всегда пpав, а в-тpетьих, это отpазится на вашей pепyтации.
Втоpой день закончился. Я чyвствовала тyпость в голове и боль в теле. С большим тpyдом мне yдавалось как-то сконцентpиpоваться и начать дyмать, но почти сpазy пеpед глазами плыли чикены, наггетсы и бypгеpы. Я pасплакалась.
Дома y меня слyчилось что-то вpоде истеpики. Я села за компьютеp и набила за ночь двенадцать стpаниц ненависти и фашизма. Я написала о тоталитаpном pежиме, людях-кибоpгах, высасывающем жизнь конвейеpе, нy и так далее. Hе бyдy цитиpовать эти фpагменты ночного бpеда.
Hас с Hастей №336 поставили «втоpыми номеpами». Я начала доставлять чизбypгеpы на пpилавок с максимальной скоpостью. Я пеpестала задавать свои вопpосы. Я видела только «Макдоналдс». Внезапно я заметила, что мне yлыбнyлась Даша №1.
Бpэйк закончился, и нас с Hастей №336 пpигласили на сдачy экзаменов по pезyльтатам тpехдневного обyчения. Их за несколько минyт пpинял пеpвый ассистент диpектоpа Миша, тот самый, к котоpомy я подошла в пеpвый день. Меня похвалили, и это было пpиятно. Потом Hастя накапала на меня кипящим маслом. Я сообщила об этом менеджеpy и пpисыпала солью ожог, как yчила в детстве бабyшка.
Мне опять стало пpиятно.
Потом я накапала на Hастю №336 маслом, и y нее появилась возможность заpаботать плюсик в КЛH, нажаловавшись на меня. Междy нами возникла симпатия.
Hе знаю, было ли мне стыдно от этих мыслей или я пpосто yстала от впечатлений последних дней. Hочью я плохо спала, а yтpом отпpавилась на pаботy. Мне пpедстояло изyчать pаботy кассы. Поначалy все шло хоpошо. Hо пеpед бpэйком y меня pазболелись зyбы, пpавда. Я отпpосилась y менеджеpа, чтобы сходить к вpачy, и yшла. Ушла навсегда.»
Макдоналдс, взгляд изнутри
За последние дни встретил аж два поста про работу в макдоналдс. Что, собственно, и сподвигло на написание собственного. Проработал я там около 10 месяцев, практически на всех позициях, которые доступны для обычного работника. В пост в принципе влезло всё, но он вышел очень длинным. Очень. Я предупредил.
Никакого опыта работы вам не понадобится. Собеседование с директором вы пройдёте в любом случае. Ну, если вы, конечно, не укуренный вхлам марсианин-инвалид. Серьёзно, просто ведите себя адекватно, и проблем не будет. Однако, то, что туда берут всех, кого ни попадя, еще не означает, что это лёгкая работа. После полной смены единственным вашим желанием будет посадить свою задницу куда-нибудь и не перемещаться никуда ближайшие пару часов.
2. Первый рабочий день.
И вот тут я затронул такую тему, как соблюдение стандартов. Сама компания очень любит стандартизировать свою деятельность. Порции еды должны иметь стандартную разграмовку, приготовлены по стандартам, а все работники должны эти стандарты соблюдать и выполнять. И несмотря на то, что в маке действительно весьма неплохое качество обслуживания и еды, стандарты эти выполняются далеко не всегда и не всеми. Об этом чуть далее и с конкретными примерами.
Заканчивая про работу в зале скажу, что это, пожалуй, самая простая работа из всей, что вы найдёте в макдаке. И самая скучная, наверное. Чаще всего в зале на постоянной основе у нас работало несколько бабулек лет 55-60. А вот молодёжь после обучения обычно переправляют на другие позиции. Далее опишу каждую из них.
Сейчас большинство ресторанов уже должно было перейти на так называемую систему Made for you. Это когда каждый бургер готовится только после непосредственного заказа клиентом, а кассир только принимает заказы и стоит на кассе, никуда при этом не рыпаясь. А раньше кассир еще и собирал заказы, носился по прилавку и подгонял работников кухни, пытаясь заполучить нужные ему штуки для сбора заказа. За те 3-4 месяца, что я проработал на кассе, я стал тихо ненавидеть людей. Нет, серьезно. Выходишь после смены в 23-20 на улицу, а вокруг никого. И сразу так хорошо на душе.
Что же такое эта касса? Это пересчёт денег после смены по несколько раз. Это пересчёт денег в кассе до смены. Это манагеры, которые открывают твою кассу и разменивают деньги из неё, когда ты на перерыве и не можешь контролировать процесс (грубейшее нарушение, но всем плевать), и связанные с этим минуса в кассе в конце рабочего дня. Это не всегда адекватные посетители. Это уход со смены через 10-15-20 минут после её окончания по расписанию, ибо опять же, ты вынужден пересчитывать деньги. Это практическая невозможность передохнуть во время спада количества посетителей, ибо ты на виду у манагеров и они найдут чем тебя занять. Это необходимость впаривать людям пирожок/мороженку/картошку/соус/whatever и получение втыка от манагеров, если этим не заниматься. Кстати, если, делая заказ, вы скажете «Всё», то вы освободите кассира от этой обязанности.
Короче говоря, зная, что из себя представляет работа на кассе, я туда ни за что не пошёл бы.
Собственно, стоя на сборке, приходится очень много двигаться между кухней/картошкой/напитками, и это, в принципе, единственный минус этой позиции, в остальном всё просто.
Напитки. Достаточно халявная позиция. Стоишь себе, разливаешь, особо никаких подводных камней тут нет. Здесь же готовится мороженное. Кстати, если вы захотите залить в рожок/стакан столько мороженного, сколько в него по логике должно влезать, то можете опять же получить по шапке от манагера за перерасход продукции. К картошке это, кстати, тоже относится.
Здесь же упомяну про стандарты касательно напитков. Манагеры обязаны следить за балансом по продуктам. И если у них, например, перерасход смеси для мороженного, то они могут эту смесь в комбомашине (мороженное/коктейли) разбавить молоком. В принципе, разницу никто и не заметит, да и ничего страшного тут нет. Но это просто к слову о «неукоснительном соблюдении стандартов».
Нет, это совершенно не то, о чем вы подумали, когда услышали это слово и увидели картинку.
Дело в том, что в каждом ресторане есть свой склад всякой всячины (внезапно), которой ему хватает где-то на пару суток работы. Раз в пару суток приезжает машина со всякой всячиной. Кубометров этак 5-7 коробок, палеты с замороженными булками и т.д.
В то же время на этаже есть несколько маленьких холодильников (что-то похожее на холодильники с мороженным в продуктовых, только меньше) для мяса, несколько продуманных слотов для запаса упаковок, запас нарезанных овощей в заправочном столе, запас соусов где-то в районе того же заправочного стола, и еще много всякой всячины.
Уже догадались, что делает доставщик?) Он перемещает всякое с большого склада на этаж.
И самое интересное. Доставщик имеет полную свободу передвижения по всему ресторану. Если все остальные позиции так или иначе привязаны к своим точкам, то доставщик может находится где угодно, лишь бы у всех всё было и никому ничего не надо было от самого доставщика. Грубо говоря, это значит, что доставщик может себе позволить ничего не делать при удачном стечении обстоятельств 🙂
А еще у него есть ключи от склада (который на макдаковском диалекте называется «сухой сток». Макдак вообще очень любит анлглийские термины, и это бесит) и от холодильника. Холодильник, кстати, представляет из себя две большие комнаты, каждая площадью в
Большинство таких таймеров (на полчаса, час, два, четыре и т.п.) могут быть нарушены вдвое, и никто не поперхнется, а посетители едва ли заметят разницу. Однако сотрудники не дебилы, и откровенно испорченный продукт использовать не станут.
А еще доставщику были положены специальные темно-бордовые футболки и спецобувь с железным носком (чтобы не повредить ноги об коробку с чем-нибудь в процессе разгрузки машины).
Напоследок про доставщика скажу так: это самая ответственная и интересная позиция в ресторане, но не незаменимая (практически любой манагер умеет делать всё за доставщика). Ах да, берут сюда только парней.
На этом я закончу описывать позиции работников, пожалуй, и расскажу всё, что по каким-то причинам не влезло в пункты выше.
Макдоналдс регулярно проверяется различными ревизорами, работающими на сам макдак. Кстати, неоднозначная личность с картинки выше тоже побывала в маке. Но пруфов не будет, т.к. видео удалено отовсюду, откуда только можно.
А еще есть некие эксперты, которые не ограничиваются заказом и посещением уборной. Они шляются по всему ресторану и критикуют всё, что только могут, попутно раздавая советы. Эти страшнее, чем таинственные посетители.
И к их приезду тщательно готовятся. Да-да, обо всех визитах Т.П. и ревизоров ресторан знает заранее. Почти всегда известен день и временной интервал. Соответственно делайте выводы.
Кстати говоря. Один парень из бригады ресторана как-то слёг с больным животом, потом посетил врача в поликлинике и додумался сообщить, где он работает. Ну и соответственно результатом стала проверка СЭС.
9. За что вас могут уволить.
На моей памяти уволили четверых. Первый умудрялся воровать продукты в большом масштабе (5 кило карамели для мороженного вынести, например, шутка ли?), после чего был пойман и уволен с занесением в черный список макдака (из которого потом случайно был удалён по случаю знакомства с одним из вышестоящих менеджеров, имевших доступ к базе).
Второго уволили за выход на смену в пьяном виде. Ну, он был слегка окосевший, но не более, вполне адекватно себя вёл.
Третий взял себе обед и не отметил его в листочке у менеджера прилавка, после чего взял второй обед (уже неправомерно), на чём и был пойман.
Четвертого (доставщика) поймал один из ревизоров, уже не помню на чём. Скорее всего таймера перебивал.
В целом, работая в макдаке, я получил весьма хорошее представление о происходящем. Стоит ли там есть? Да. Несмотря на многочисленные нарушения стандартов, которые я перечислил выше, я могу с уверенностью сказать, что в незнакомом городе я скорее пообедаю в маке, чем в незнакомом заведении.
Злоупотреблять / питаться каждый день? Нет. Весьма высококалорийная и жирная пища. Хоть и вкусная. Но вы же такое и дома едите, да? Жареную картошечку все любят? То то же.
Как всё устроено: Работник McDonald’s Бывшая сотрудница одного из ресторанов McDonald’s анонимно рассказала The Village о тяжелой работе, краже огурцов и лайфхаках, которыми стоит пользоваться каждому посетителю.
Новые коллеги
Каждого устроившегося ожидает небольшая практика: тебя водят по ресторану, рассказывают и показывают, что где находится и для чего предназначено. С первых дней выдают форму, которая, кажется, создана для того, чтобы ты ощутил себя ничтожеством. Она неудобна, бесформенна и редко попадается по размеру. Толстые джинсы без карманов, уродская рубашка и кепка. Это ужасно, но, как ни странно, укрепляет командный дух и чувство солидарности.
На общение с «коллективом» не хватает времени, а соревновательный дух наравне с дикой усталостью отбивает остатки желания общаться. Команда ресторана состоит из двух групп — вновь прибывшие и костяк. Стоит понимать: из тех, кто пришёл работать одновременно со мной или позже на момент моего увольнения не осталось уже никого. Катастрофическая текучка соседствует с ужасающим постоянством. Школьники и студенты приходят и через несколько месяцев сбегают. Постоянные сотрудники — это чаще люди старшего возраста. Они ненавидят свою работу, но бросать её всё равно не хотят.
Уборка
Все новички начинают с зала, работа там — это полнейшее безумие. Ты никогда не стоишь на месте: вымыть пол, протереть стол, собрать и вынести мусор, повторить. Драй и молись, чтобы завтра не пошёл дождь или снег, потому что тогда наступает ад.
реальную опасность представляет пресс для мусора, который превращает необъятные пакеты в маленькие вонючие кирпичики
Самой ужасной на этой позиции была уборка в туалете. И я не говорю о забившихся от туалетной бумаги унитазах. Я, 16-летняя девочка, должна каждый час заходить в мужской туалет и проверять, всё ли там в норме. А там прямо при входе писсуары. Это было ужасно, стыдно и страшно. Я как-то пыталась ждать, пока все выйдут, мельком заглядывать. Но там всегда есть люди. Хотя мальчику, наверное, сложнее, потому что тут неловко только мне, а там его дама и сумочкой огреть может. А он и так уставший, бедный, забитый, в прыщах.
Хотя реальную опасность на этой позиции представляет, наверное, только пресс для мусора, который превращает необъятные пакеты в маленькие вонючие кирпичики. Но если делать всё осторожно — ничего не случится. Всё равно самое опасное место — кухня.
Работа на кухне
Обучение на кухне начинается с приготовления картошки — это самая утомительная работа в мире. Насыпал замороженную картошку, опустил в масло, таймеры запищали. Вывалил в одну кучу, посолил, расфасовал по пакетикам. Всё просто и понятно. Вот только живёт такая картошка не больше 3-5 минут. После становится «некондицией», которую нужно выбрасывать. Деньги с тебя за приготовленные раньше времени порции не списывают, но по головке не погладят. Кроме того, при большом потоке надо одну поставить, вторую вытащить, третью расфасовать одновременно. Не обжечься маслом в 200-300 градусов тут невозможно. Летом при таком диком темпе ничего не стоит потерять сознание. Поэтому новички боятся рухнуть в чан с маслом. Я однажды чуть не упала, но подстраховалась в последний момент и схватилась за край, а одна девочка не успела и нырнула руками прямо внутрь. Ожоги на всю жизнь. Зато на этой позиции можно незаметно наесться до отвала.
На позиции «Мясо» работает человек, который готовит бургеры. Он жарит котлеты, запихивает в тостер булки и после собирает всё вместе. Стандартные бургеры готовит «человек на маленьком мясе» — их фигачат непрерывно. Большие фирменные бургеры делаются тоже по режиму, но не так активно. Их собирает «человек на большом мясе», который готовит большие говяжьи котлеты. Не все знают, что бургеры собираются сверху вниз. Сначала кладут шапку, затем соус, салат, помидор, сыр, котлету и накрывают нижним «пеньком». И только потом переворачивают.
BIN – горячий железный шкаф с бургерами, который стоит за спинами кассиров. Человек, который заведует им сегодня, — главный на кухне. Он занимается упаковкой бургеров, следит за таймерами их свежести и говорит, кому, что и сколько жарить. На деле он может эти таймеры переставлять, если видит, что время бургера на исходе, а списывать его не хочется. Так что за несвежие котлеты и промокшие булки все благодарности ему.
BOP – ещё одна фритюрница, которую используют для всего, кроме картошки: рыба, курица, сырные шарики, пирожки. Здесь же, помимо макчикена и филе-о-фиш, крутят роллы. Всё это делается только на заказ. Если вы слышали в «Маке» звук ICQ — это как раз сигнал для «бопа», сообщающий, что пора работать.
Есть ещё позиция ночного сотрудника — они занимаются уборкой кухни. Чистят грили, меняют масло, пополняют запасы в аппаратах. Посетители с ними не пересекаются, и на эту работу назначают исключительно парней.
Кассиры
Работа на кассе монотонна и после безумия в зале и на кухне даже умиротворяет. Ты как заведённый проигрываешь один и тот же сценарий, повторяя заученные фразы. Когда заканчивается картошка, кассир, забирая очередную порцию, орёт на всю кухню: «ДЕРЕВЕНСКАЯ КАРТОШКА!» — а картошечных дел мастер ему должен проорать в ответ: «СПАСИБО, ДЕРЕВЕНСКАЯ КАРТОШКА!»
Общение с гостями тут не только не приветствуется, но и попросту недопустимо. Это как алгоритм: задал вопрос, получил один из возможных вариантов ответа, из которого следует новый вопрос. Общение прекращается в момент получения денег. По правилам этот диалог должен закончиться за 30-40 секунд, и ещё за 60 заказ должен быть собран. В идеале должно пройти не более 210 секунд от момента, когда человек встал в очередь, до получения заказа. Это золотой стандарт.
Если ты в хороших отношениях
с тем, кто считает деньги, то чьи-то плюсы можно использовать
для покрытия своих минусов
Когда я работала на кассе, у меня почему-то постоянно оказывались лишние деньги. Но обычно бывают недостачи. Если ты в хороших отношениях с тем, кто считает деньги, то чьи-то плюсы можно использовать для покрытия минусов других кассиров. Такая взаимовыручка. Хотя моя подруга, которая тоже работала в McDonald’s, рассказывала, что у них не только не ругали за плюсы, но и недостачи выплачивать не заставляли. Видимо, всё зависит от директора.
Про стандартные способы сбыта соусов и пирожков даже говорить не буду — очевидно. Если не хотите слушать эти предложения каждый раз, достаточно после того, как озвучите заказ, сказать: «Всё!»
Клиенты
Меня больше всего бесили люди, которые начинали есть не отходя от кассы. Заказ ведь собирается постепенно, и пока ты пошёл за напитком, они разворачивают бургеры и начинают жевать перед тобой или картошечкой балуются. Хотелось выбить из рук и закричать: «Что ж ты делаешь с собой?»
Часто встречаются скандалисты — такие, приходя в «Мак», ощущают себя по-царски. А если он купил три биг тейсти — ему вообще нет равных. Он хамит, появляется приказной тон и презрение в глазах. Иногда заходят бабушки и хватают тебя за руки с криком: «Почему чай стоит аж 40 рублей? Вы в своём уме?!» Когда было хорошее настроение — наливала им бесплатно.
К нам регулярно заходил старенький дедуля — он скандалил всегда. Кричал, что диабетик и не может стоять в очередях, лез вперёд и поносил всех, называя ублюдками. Однажды после сложного дня я вежливо попросила его сменить тон. В следующую секунду в лицо мне полетела пригоршня мелочи. Прямо с размаху и швырнул. Я молча развернулась и ушла на кухню. Там отдышалась — успокоилась. Вернулась с его заказом, сдержано вручила и перешла к следующему клиенту.
Вредить посетителям зачастую нет возможности. Да и зачем? Едва ли удастся встретить своего кровного врага, а если и случится такое — у тебя не будет времени, чтобы плюнуть ему в бургер. Хотя мой друг как-то раз выплеснул одной даме в лицо напиток после какого-то нелестного комментария с её стороны. Это была минута триумфа для всего ресторана. Он воплотил мечты многих, но, само собой, был тут же уволен.
Иногда к концу рабочего дня у кассы оказывались конфеты, игрушки, цветы — их приносили мои «фанаты». Без внимания это не осталось: коллеги меня недолюбливали, а менеджеры ругали. Когда стало ясно, что назревает не рабочий, а «бабский» конфликт, я начала все эти подарки «любезно» раздавать коллегам. «Через кассу» я познакомилась с будущим работодателем, он сделал мне комплимент и оставил визитку. Теперь работаю в модельном агентстве.
Условия труда
За пятидневку по 12 часов мне платили 8 000 рублей. Так как мне было 16 лет — они не могли оформлять меня на полную ставку. 25 000, о которых говорят на рекламе в метро, можно зарабатывать только в программе «Полный рабочий день». Чтобы туда попасть, недостаточно прийти и сказать: «Я хочу работать у вас полный день!» Нужно сначала устроиться со всеми. Пройти обучение, как это делала я. Выслужиться. За полгода работы я видела только одного человека, который этого «удостоился».
Контроль качества
Контрольный лист наблюдателя (КЛН) — бланк, который несколько раз в месяц заполняется менеджером на каждого сотрудника. Там порядка 200 пунктов. В один из дней менеджер ходит за тобой и отмечает, выполнил ли ты все необходимые мелочи. Улыбнулся ли. Правильно ли положил деньги. Помыл ли руки после того, как рассчитал клиента, и перед тем, как собрать заказ. Был ли непринуждённый зрительный контакт и так далее. Если хоть один из пунктов ты провтыкал и КЛН оказывается меньше 100 % — ты говно. Трижды наберёшь меньше 100% — и начальство начинает вслух рассуждать, достоин ли ты этой работы.
Контролируют тут не только качество сервиса, но и качество продукции — в начале каждого месяца в ресторан наведываются тайные посетители, и все об этом знают. Потому сервис в первую неделю-полторы в определённые часы — высший класс.
Продукты, из которых готовят бургеры, действительно неплохие. Овощи привозят качественные и свежие. Масло, несмотря на слухи, меняют при первой необходимости (иногда даже в разгар рабочего дня). Ничего не могу сказать по поводу мяса — оно приезжает в виде готовых котлет-полуфабрикатов, но думаю, что и с ним всё в порядке. Хотя как-то раз к нам подошёл менеджер и сказал: «Ребята. Салаты не советую есть. В них черви!» С тех пор никто из нас не прикасался к салатам в «Маке». Но продавать, конечно же, продавали. Всё распродали.
Невидимые бонусы
За рабочий день ты можешь уйти на перерыв дважды, но оплачивается лишь один приём пищи. Легендарный обед сотрудника больше похож на подачку — это чай (и только он), маленькая картошка и один из маленьких бургеров. Правда, вместо чизбургера или гамбургера можно взять филе-о-фиш. Менеджеры могут есть всё что хотят. Поэтому они все толстые.
С учётом мизерной зарплаты и нечеловеческих условий пытаешься найти для себя любую выгоду. Всё полезное, что может быть в «Маке», — еда. Её можно унести двумя способами: в сыром или готовом виде. И оба я использовала. Таскала всё — от овощей до замороженных полуфабрикатов и лавашей. А ещё я сдружилась с сотрудниками ночной смены, и они как-то сделали мне подарок — большой пакет карамельного соуса для мороженого.
В «Маке» можно бесплатно накормить друзей. Они приходят, заказывают рожок, после чего ты, с невозмутимым видом проходя по кухне, складываешь в пару пакетов всё, что попадается под руку, а потом выдаёшь им вместе с чеком на 23 рубля. Главное — действовать чётко и спокойно. Удобнее всего это делать в окошке — там ты сам себе король и никто за тобой не следит.
Впрочем, есть лайфхаки и для посетителей. Мало кто знает, что свой бургер ты можешь менять как угодно. Если хочешь без овощей, с дополнительной котлетой или другим соусом — нужно только попросить, и в большинстве случаев с тебя даже не возьмут дополнительной платы. Кроме того, можно просто попросить сделать вам свежий бургер, если вы не уверены в тех, что уже лежат на «бине».
В McDonald’s, кстати, установлены хорошие кофе-машины и сам кофе неплохой. Но лучше всегда заказывать обычный чёрный американо, а после просить долить бесплатного молока. А ещё куда выгоднее вместо мороженого с наполнителем заказать обычный рожок и к нему отдельно соус.