клянусь что это значит
клясться
Я клянусь отомстить ему. |
Он поклялся держать язык за зубами.
Клясться в вечной дружбе. | Он клялся женщинам в любви.
Он клялся, что не виноват. | Я клянусь, что это неправда.
Полезное
Смотреть что такое «клясться» в других словарях:
клясться — Божиться, присягать, давать клятву (присягу, слово, честное слово), целовать крест кому; зарекаться, давать зарок (обет, обещание). Присягать в верности, присягать на подданство, свято уверять, клятвенно обещаться, подтверждать присягой. Взять с… … Словарь синонимов
клясться — вечным спасением • использование клясться честью • использование … Глагольной сочетаемости непредметных имён
КЛЯСТЬСЯ — КЛЯСТЬСЯ, клянусь, клянёшься; клялся, лась; клявшийся; клянясь; несовер., в чём, с неопред. или с союзом «что». Клятвенно уверять, давать клятву. К. в дружбе. К. исполнить обещание. | совер. поклясться, янусь, янёшься. Толковый словарь Ожегова. С … Толковый словарь Ожегова
клясться — клясться, клянусь, клянётся; прош. клялся (устарелое клялся), клялась (неправильно клялась), клялось, клялись (допустимо клялось, клялись); прич. клявшийся; дееприч. клянясь … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
клясться — • обещать, давать слово, давать честное слово, сулить, клясться, обязываться Стр. 0687 Стр. 0688 Стр. 0689 Стр. 0690 Стр. 0691 Стр. 0692 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Клясться — несов. неперех. 1. Давать клятву [клятва I]. 2. разг. Усиленно уверять кого либо в чём либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
клясться — клясться, клянусь, клянёмся, клянёшься, клянётесь, клянётся, клянутся, клянясь, клялся, клялась, клялось, клялось, клялись, клялись, клянись, клянитесь, клянущийся, клянущаяся, клянущееся, клянущиеся, клянущегося, клянущейся, клянущегося,… … Формы слов
клясться — См. клясть … Этимологический словарь русского языка
клясться — кл ясться, клян усь, клянётся; прош. вр. кл ялся, клял ась, кл ял ось … Русский орфографический словарь
Словари
Усиленно уверять кого-либо в чём-либо.
Морфология: я кляну́сь, ты клянёшься, он/она/оно клянётся, мы клянёмся, вы клянётесь, они кляну́тся, кляни́сь, кляни́тесь, кля́лся, кляла́сь, кляло́сь и кля́лось, кляли́сь и кля́лись, кляну́щийся, кля́вшийся, кляня́сь; св. покля́сться
1. Если вы клянётесь сделать что-либо, значит, вы самым серьёзным образом обещаете, что вы это сделаете.
Я клянусь отомстить ему. | св.
Он поклялся держать язык за зубами.
2. Если вы клянётесь в чём-либо, значит, вы пытаетесь убедить в этом другого человека.
Клясться в вечной дружбе. | Он клялся женщинам в любви.
3. Когда вы клянётесь, значит, вы всеми силами уверяете кого-либо в чём-либо.
Он клялся, что не виноват. | Я клянусь, что это неправда.
|| с инф. Клятвенно обещать исполнить, совершить что-нибудь. «Клялись делить они и радость и заботу.» Крылов.
Давать клятву, клятвенно уверять в чем-л., клятвенно обещать что-л.
Клясться в верности.
Шофер клялся, что машину свою содержит в образцовом порядке. Саянов, В боях за Ленинград.
кля́сться, кляну́сь, клянётся; прош. вр. кля́лся, кляла́сь, кля́ло́сь
кляло́сь и́ кля́лось
кляли́сь и́ кля́лись
Всегда ненужно и непрошенно
В мой дом спокойствие входило;
Я кля́лся быть стрелою, брошенной
Рукой Немврода иль Ахилла.
Н. С. Гумилев, «Я вежлив с жизнью современною. »
Вечор она мне величаво
Кляла́сь, что если буду вновь
Глядеть налево и направо,
Вот какова ее любовь!
А. С. Пушкин, Паж или пятнадцатый год
Они кляли́сь мне, что твой друг
Попал в седьмой небесный круг,
Перед которым звездный сад
Черней, чем самый черный ад.
— А в сыновней верности в мире сем
Так сказал мне Некто с пустым лицом
И прищурил свинцовый глаз.
А. А. Галич, Песня об Отчем Доме
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение клялся́, вы следуете старой норме. Такое ударение встречается в поэзии:
Тебя он золотом дарил,
Клялся́, что вечно не изменит,
Но слез твоих он не оценит!
М. Ю. Лермонтов, «Не плачь, не плачь, мое дитя…»
кля́сться, кляну́сь, клянётся; прош. кля́лся (устарелое клялся́), кляла́сь (неправильно кля́лась), кляло́сь, кляли́сь (допустимо кля́лось, кля́лись); прич. кля́вшийся; дееприч. кляня́сь.
кля́сться, кляну́сь, клянёмся, клянёшься, клянётесь, клянётся, кляну́тся, кляня́сь, кля́лся, кляла́сь, кля́лось, кляло́сь, кля́лись, кляли́сь, кляни́сь, кляни́тесь, кляну́щийся, кляну́щаяся, кляну́щееся, кляну́щиеся, кляну́щегося, кляну́щейся, кляну́щихся, кляну́щемуся, кляну́щимся, кляну́щуюся, кляну́щеюся, кляну́щимися, кляну́щемся, кля́вшийся, кля́вшаяся, кля́вшееся, кля́вшиеся, кля́вшегося, кля́вшейся, кля́вшихся, кля́вшемуся, кля́вшимся, кля́вшуюся, кля́вшеюся, кля́вшимися, кля́вшемся
давать клятву (или обет), клятвенно обещать (или заверять)
/ именем бога: клясться всеми святыми; божиться, клясться и божиться (разг.); целовать крест, клясться на кресте (устар.)
/ не делать чего-л.: зарекаться, давать зарок; закаиваться (разг.)
Божиться, присягать, давать клятву (присягу, слово, честное слово), целовать крест кому; зарекаться, давать зарок (обет, обещание).
Присягать в верности, присягать на подданство, свято уверять, клятвенно обещаться, подтверждать присягой. Взять с кого присягу, приводить кого к присяге. Клянусь честью, Богом; честью уверяю. Вот тебе (те) крест! Божится и крестится, а врет.
КЛЯСТЬСЯ
клясться несов. 1) Давать клятву (1). 2) разг. Усиленно уверять кого-л. в чем-л.
клясться
поклясться
swear*, vow
клясться в верности — vow fidelity
клясться честью — swear* on one‘s honour
он клялся в своей невиновности — he swore he was innocent
клясться отомстить — vow vengeance
я готов поклясться — I am prepared to swear
я могу поклясться — I can swear
Всегда ненужно и непрошенно
В мой дом спокойствие входило;
Я кля́лся быть стрелою, брошенной
Рукой Немврода иль Ахилла.
Н. С. Гумилев, «Я вежлив с жизнью современною. »
Вечор она мне величаво
а́сь, что если буду вновь
Глядеть налево и направо,
То даст она мне яду; право —
Вот какова ее любовь!
А. С. Пушкин, Паж или пятнадцатый год
Они кляли́сь мне, что твой друг
Попал в седьмой небесный круг,
Перед которым звездный сад
Черней, чем самый черный ад.
— А в сыновней верности в мире сем
я́лись многие — и не раз! —
Так сказал мне Некто с пустым лицом
И прищурил свинцовый глаз.
А. А. Галич, Песня об Отчем Доме
Тебя он золотом дарил,
Он ласки дорого ценил —
Но слез твоих он не оценит!
М. Ю. Лермонтов, «Не плачь, не плачь, мое дитя…»
См. также поклясться.Ср. заклясться.
Я клянусь отомстить ему. |
Он поклялся держать язык за зубами.
Клясться в вечной дружбе. | Он клялся женщинам в любви.
Он клялся, что не виноват. | Я клянусь, что это неправда.
Значение слова «клясться»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КЛЯ’СТЬСЯ, яну́сь, янёшься, прош. кля́лся́, ла́сь, несов. (к поклясться), кому-чему в чем или с союзом «что». Давать клятву, клятвенно уверять. — Клянусь тебе, что никогда, нигде. сих тяжких тайн не выдаст мой язык. — Клянешься ты. но чем, нельзя ль узнать, клянешься ты? Пшкн. К. в верности. К. своей головой, своей жизнью в чем-н. || с инф. Клятвенно обещать исполнить, совершить что-н. Клялись делить они и радость и заботу. Крлв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кля́сться
1. давать торжественное уверение в чём-либо или торжественное обещание, подкрепляя это уверение, обещание упоминанием чего-либо священного, дорогого ◆ Неужто клясться днём вчерашним… Окуджава, «Бери шинель, пошли домой», 1975 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отрегулироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ).
Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ).
Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ).
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» ( Мф.5:34-36 ). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.7:23 ), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В‑третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех ( Мк.10:19 ). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.
Почему во времена Ветхого Завета Бог заповедовал верующим клясться Его Святым именем, тогда как во времена Нового сказал: «не клянись вовсе» ( Мф.5:34 )?
Во времена Ветхого Завета клятвой подтверждались особо важные, особо значимые обещания. В среде языческих народов было в обыкновении клясться именами (ложных) богов. Естественно, при этом считалось, что поклявшийся таким образом человек брал на себя ответственность не только перед тем, кому давал обещание (во многих случаях ответственности перед обманутым он мог бы и не страшиться, и не стыдиться, например, в случае, если царь давал обещание рабу), но и перед тем, чьим именем клялся. Поэтому невыполнение клятвы считалось серьёзным проступком.
Бог же, заключив Завет с еврейским народом, потребовал от евреев, чтобы в случае необходимости особой, возвышенной клятвы, которую предполагалось исполнить и которая не противоречила Божьему закону, они клялись не именем ложных богов, но Его святым именем: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и его именем клянись» ( Втор.6:13 ).
Таким образом, повеление клясться Божественным именем было связано, как минимум, с двумя аспектами: во-первых, клянясь Его именем, иудей исповедовал истинную веру в Бога, а во-вторых, брал на себя обязательство осуществить сказанное перед лицом Высшего Судьи. Потенциально возможное нарушение этого обязательства осознавалось им не только как вина перед ближним (инородцем, иноверцем), но и как тяжкий грех против Господа: «Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего» ( Лев.19:12 ).
С наступлением Нового Завета многие нравственные требования были дополнены или усилены. Это объяснимо, так как с совершением Искупления и образованием Церкви человек получил возможность благодатного преображения. Те требования об обязательности исполнения клятвы, которые налагались на ветхого человека, в отношении обновленного благодатью христианина распространяются на обещания вообще. По строгому счёту, он должен проявлять христианскую ответственность и давая, и соблюдая свои обещания, даже если они не усилены дополнительным словом «клянусь».