ключ госсуок что это
Новый способ получения сертификатов ГосСУОК
С 1 апреля в промышленную эксплуатацию вводится Облачное хранилище сертификатов.
Теперь клиенты республиканского удостоверяющего центра при получении услуг во всех регистрационных центрах вместо компакт-диска с программным обеспечением (Комплект абонента) и сертификатом открытого ключа будут получать реквизиты доступа (логин и пароль) к Облачному хранилищу сертификатов.
В Облачном хранилище сертификатов будут находиться:
Для доступа в Облачное хранилище сертификатов необходимо:
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТОВ РУЦ ГОССУОК!
С 31 марта доменное имя Облачного хранилища сертификатов изменено на https://store.nces.by/.
Реквизиты доступа (логин и пароль) остались прежними.
Профсоюзная жизнь
«Люди на болоте» – именно это произведение белорусского классика вспоминали в минувшие выходные работники НЦЭУ, находясь на бескрайних просторах республиканского ландшафтного заказника «Ельня» – самого …
В минувшие выходные состоялся спортивно-оздоровительный вояж НЦЭУ на озеро Нарочь. Самое большое озеро Беларуси, воспетое в стихах Максима Танка и Нила Гилевича, в песнях и …
22-23 мая состоялся очередной этап XXII Республиканской отраслевой круглогодичной спартакиады работников связи.
30 января на территории физкультурно-спортивной базы Федерации профсоюзов Беларуси (агрогородок Ждановичи Минского района) прошел зимний культурно-спортивный праздник работников организаций связи. Он собрал представителей 17 организаций …
В минувшие выходные коллектив НЦЭУ побывал на выездном спортивно-массовом мероприятии. Тимбилдинг прошел 11-13 сентября на базе санаторно-курортного комплекса «Плисса».
У команды Национального центра электронных услуг – «серебро» круглогодичной спартакиады для предприятий и организаций Центрального района г. Минска «За здоровый образ жизни». Среди призеров соревнования …
В конце ноября Министерство связи и информатизации объединило талантливую ИТ-молодежь на научно-техническом и культурно-познавательном молодежном интеллект-форуме организаций связи «Думай! Развивайся! Действуй!». В форуме приняли участие …
Электронная цифровая подпись в Беларуси — что это, как работает и где применяется
Дистанционное взаимодействие с государственными органами и передача электронных документов предусматривает наличие электронной цифровой подписи. Однако ее получение, хранение и использование предполагает соблюдение норм законодательства, действующих в Республике Беларусь.
Преимущества ЭЦП
С помощью электронной подписи в республике Беларусь решается ряд вопросов по передаче и принятию документов без физического носителя.
К преимуществам использования ЭЦП относят:
В итоге, сокращаются время и усилия по подаче документов и подтверждению различных действий.
Что такое электронная цифровая подпись?
ЭЦП – реквизит документа, получаемый через криптографическую трансформацию данных реквизит документа, представленного в электронном виде. Задача этой последовательности символов – подтвердить подлинность, целостность документа в электронном виде, указать, что именно владелец сертификата ключа ЭЦП подписал его. По сути, ЭЦП – это цифровой аналог обычной подписи, когда человек самостоятельно подписывает какую-либо документацию, однако при этом отсутствуют ее бумажные варианты, а подписание проводится электронно.
Ключ электронной цифровой подписи нужен для установления авторства, поскольку она тесно связана с владельцем и простым копированием подделать ее невозможно.
Помимо авторства, ЭЦП помогает установить, что искажение информации отсутствует (целостность документа), а также при успешной проверке подтвердить, что подписание действительно состоялось (неотказуемость).
Для дистанционного удостоверения предусмотрено наличие ключа электронной цифровой подписи. Его внешний вид напоминает компьютерную флешку, подключаемую через порт USB. Применение ключа с использованием особого алгоритма по криптографическому преобразованию данных помогает сформировать уникальную комбинацию символов.
Различают ключ ЭЦП:
Как устроена ЭП
Основой широко распространенной технологии стало ассиметричное шифрование с применением открытого ключа, базирующееся на ряде правил.
Предусмотрена генерация пары очень длинных чисел (открытого и закрытого ключа). Даже если известен открытый тип ключа, доступ к закрытому вычислить крайне затруднительно.
Метод шифрования предполагает возможность шифровки закрытым ключом, чтобы для расшифровки понадобился открытый ключ. В случае расшифровки документа открытым ключом, следует быть уверенным в зашифровке уникальным закрытым ключом. Поскольку весь документ шифровать неудобно, вместо них шифруют только некоторый объем информации (хеш), привязанный через математические преобразования и способный идентифицировать документ.
Зачем нужна электронная подпись
Одна ЭЦП может подписать ряд взаимосвязанных электронных документов. И наоборот, один документ могут подписывать с помощью нескольких ЭЦП, если это предварительно согласовано между участниками, либо содержится в нормах законов РБ.
Цифровое подписание значительно расширяет возможности документооборота и взаимодействия между различными службами, органами, инстанциями. Можно подписывать и подавать документы, находясь вдали от места расположения органа или организации, в сотнях километров от места обращения. Это значительно экономит время и упрощает процедуры согласования.
Где применяется ЭЦП
В Республике Беларусь применение ЭЦП чрезвычайно распространено и регламентировано отдельным законом №113-З от 28.12.2009. Правила хранения цифрового варианта бумажного документа определены в ст. 21 закона №113-ФЗ.
Сферы применения ЭЦП затрагивают разные сферы жизни и потребности бизнеса. ЭЦП предназначена для:
Обладатель ЭЦП избавлен от необходимости передавать бумаги с живой печатью, если есть доступ к различным электронным ресурсам.
Юридические лица
ЭЦП ГосСУОК может применяться организациями:
Физические лица
В частности, ст. 23 устанавливает следующие варианты применения ЭЦП ГосСУОК для физлиц:
Как работает ЭЦП?
В рамках использования ключа ЭЦП принято говорить о ключе открытом и полученном на основании атрибутного сертификата.
Статьей 26 закона №113-З подробно разъяснены принципы авторизации через ЭЦП с использованием открытого ключа. Его выдают физ. лицам и организациям, имеющим личный ключ на основании обращения владельца с просьбой издать сертификат. Перед выдачей открытого ключа поставщик услуг проводит проверку личного ключа.
Положения об атрибутном сертификате приводятся в ст. 26-1 закона №113-З. Он нужен для подтверждения связи физлица, связанного с юрлицом или иным физлицом, выдавшим ему полномочия действовать от их имени. В итоге, одно лицо может владеть несколькими атрибутными сертификатами, выданными для действия от лица владельца открытого ключа.
ЭЦП и ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ДОКУМЕНТЕ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ
Основные положения и принципы работы с ключом ЭЦП подробно описаны в законе №113-ФЗ от 28.12.2009 г. Здесь же приводятся правила оформления электронных документов, устанавливая их допустимость во взаимодействии с основными государственными органами Беларуси.
Ст. 22 упомянутого закона устанавливается юридическая идентичность оформленного надлежащим образом электронного и бумажного документа.
Ст. 29 закона №113-З определены функции и полномочия органа, занимающегося выдачей, контролем за распространением открытых ключей. Государственная система управления электронными ключами (сокращенно ГосСУОК или РУЦ Госсуок) занимается контролем и распространением сертификатов ЭЦП.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП?
Национальный центр электронных услуг (сокращенно НЦЭУ), ответственный за регулирование работы электронного взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями, находится по адресу: г. Минск, пр. Машерова, 25. Однако для получения ключа ЭЦП юридическое лицо может воспользоваться дистанционным сервисом оформления сертификата через НЦЭУ, уполномоченного:
При первичном обращении все же необходимо посещение любого ближайшего удостоверяющего центра (РУЦ) с документами. При визите после проверки документов нужно ввести свой уникальный пароль. Его необходимо запомнить, поскольку восстанавливать его придется через создание новой ЭЦП с повторной оплатой услуги.
Алгоритм повторного издания сертификата (услуга 6.0.01):
Когда оплата будет подтверждена, системой автоматически создается сертификат, который далее направляется в отдельное хранилище. У сотрудников, уполномоченных работать с ЭЦП, появятся в ЛК реквизиты доступа к сертификату.
На стоимость услуг будет влиять множество факторов:
Как приобрести подпись физическому лицу
Алгоритм дистанционного издания сертификата физлицом аналогичен действиям юрлиц. Чтобы купить сертификат, понадобится:
Сертификат будет издан автоматически, после получения оплаты.
Если личные данные пользователя изменились, авторизация через ЭЦП для продления сертификата не поможет. Понадобится пройти удостоверение через личное посещение регистрационного центра.
Куда обращаться при возникновении вопросов
По вопросам оказания помощи в установке и (или) настройке клиентского программного обеспечения для работы с ключом ЭЦП | (017) 229-30-00 доб. 721, pkigov@nces.by |
Техническая поддержка разработчика программного обеспечения для работы с ключом ЭЦП | (017) 207-93-19, (017) 207-93-69, welcome@avest.by |
По общим вопросам оказания услуг | (017) 229-30-00 доб. 722, pkigov@nces.by |
Подытожим
Польза введения электронного документооборота и цифровой подписи очевидна. Есть масса вариантов, для чего нужна ЭЦП:
Ограничения в использовании цифровой подписи могут быть установлены государством через принятие отдельных законодательных актов.
Часто задаваемые вопросы
Работа с электронной подписью и документами требует принятия определенных правил, разъяснений технических моментов и юридических нюансов, для чего подготовлен список ответов на наиболее распространенные вопросы.
Что делать, если потеряли электронную подпись?
Согласно закону №113-З РБ, владелец ключа обязан соблюдать меры предосторожности, препятствуя попаданию информации посторонним. В рамках ст. 25, получатель личного ключа обязан хранить его в тайне, обеспечивая защиту от случайного уничтожения.
Поскольку пароль известен только владельцу, восстановить его не получится. Понадобится его повторное получение (обновление данных сертификата).
Какие документы нужны для выпуска подписи?
Список документов для первичного оформления ЭЦП зависит от типа пользователя:
Как перевыпустить сертификат?
При наличии действующей ЭЦП проблем с дистанционным продлением не будет. Главное условие – отсутствие изменений в сведениях о владельце. В противном случае предстоит обновлять сертификат.
Чтобы продлить регистрацию без выдачи носителя ключевой информации, его необходимо иметь при себе.
Можно ли передать подпись другому лицу?
Законодательством РБ и правилами безопасности по электронному документообороту не предусмотрена передача личного ключа, если открытый ключ отозвали или истек срок действия.
Если личную ЭЦП передать невозможно, но в рамках атрибутного сертификата юрлицо вправе наделить своего сотрудника полномочиями вести электронное взаимодействие от имени организации.
На каких носителях разрешено выпускать подпись?
Предусмотрено 2 формата предоставления услуги СОК: с выдачей носителя ключевой информации (НКИ) и без нее (тогда понадобится предоставить свой USB-носитель, совместимый со средствами криптографической защиты). Для получения мобильной подписи возможно использование сим-карты в роли НКИ.
Другие возможности в ГосСУОК
Контакты
Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг»
220004 г. Минск, ул. Раковская, 14
Телефон: +375 17 311 30 00
Моб. (А1): +375 29 311 33 00
Моб. (МТС): +375 29 737 30 00
Факс: +375 17 311 30 06
info@nces.by
Навигация
Статусы
Сервисы
*при разрешении экрана 1366*768 px и ниже, а также масштабе 100% в интернет-браузере сайт может отображаться некорректно
КИШКО СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,
начальник контакт-центра
Прием и обработка звонков потребителей
Информирование и консультирование потребителей по вопросам оказания услуг
Оказание аутсорсинговых услуг в интересах потребителей
Отдел научно-технических проектов
ИЛЬИН АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ,
начальник отдела
Координация работ по выполнению мероприятий, порученных Предприятию, в рамках Государственных программ развития, стратегий и концепций развития и иных документах, направленных на развитие информационного общества
Формирование и сопровождение единой научно-технической политики Предприятия
Проведение анализа и разработка рекомендаций по реализации задач, связанных с развитием в республике информатизации, включая решение задач электронного правительства
Отдел продаж и обслуживания клиентов
ШИРАТОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА,
начальник отдела
Организация и ведение договорной работы
Формирование, ведение и развитие клиентской базы
Организация и ведение работ по возврату дебиторской задолженности
Отдел электронной коммерции
СТРИЖКО ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА,
начальник отдела
Развитие действующих, организация и продвижение новых услуг, оказываемых предприятием
Координация работ по интеграции государственных информационных ресурсов (систем) с общегосударственной автоматизированной информационной системой в целях предоставления электронных услуг
Методологическое сопровождение подсистемы ОАИС «Программный комплекс «Одно окно» для обеспечения осуществления административных процедур в электронном виде
Участие в мероприятиях по организации интеграционного шлюза национального сегмента Республики Беларусь и сервисов доверенной третьей стороны Евразийского экономического союза
Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Организация образовательных мероприятий по вопросам оказываемых предприятием услуг
Управление информационным наполнением официального сайта предприятия, единого портала электронных услуг
Организация международной деятельности на предприятии
Отдел сопровождения системно-технической инфраструктуры
НЕМКОВИЧ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ,
начальник отдела
Администрирование и техническое сопровождение локально-вычислительной сети предприятия, серверного оборудования, систем хранения данных, систем интегрированных серверов, вычислительного и офисного оборудования
Администрирование и развитие корпоративных систем
Эксплуатация общесистемной инфраструктуры республиканского удостоверяющего центра ГосСУОК
Сопровождение и техническое развитие инфраструктуры для услуг аутсорсинга эксплуатации информационных ресурсов и систем
БЕЛЯЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА,
заведующий сектором
Организация работы по экономическому планированию на предприятии
Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и оперативно-статистического учета
ХОДОСОК АЛЛА ВИКТОРОВНА
Обеспечение контроля за:
Организацией бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Формированием информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия
Наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Составлением балансов и бухгалтерской отчетности
Республиканский удостоверяющий центр
БАСЬКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ,
начальник республиканского удостоверяющего центра
Обеспечение выполнения предприятием функций оператора республиканского удостоверяющего центра ГосСУОК
Обеспечение реализации мероприятий по созданию и развитию информационных систем и информационных технологий, связанных с процессами идентификации, аутентификации и авторизации, применением средств электронной цифровой подписи, в том числе сервисов доверенной третьей стороны при межгосударственном электронном взаимодействии
Координация и мониторинг деятельности регистрационных центров и доверяющих сторон по вопросам соответствия условиям аккредитации в ГосСУОК
Сертификаты ЭЦП и носители
Общая информация
Государственное предприятие «НЦЭУ» оказывает услуги республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь по распространению сертификатов ЭЦП.
Доступные услуги
Используемые носители ключевой информации (НКИ)
Для возможности получения и работы с СОК необходим НКИ. НЦЭУ оказывает услуги:
1) С выдачей НКИ — при этом в регистрационном центре вам будет предоставлен НКИ AvPass или AvBign (в зависимости от выбранной услуги).
2) Без выдачи НКИ — при этом вам необходимо предоставить в регистрационный центр свой НКИ, совместимый с программными средствами криптографической защиты информации, и знать установленный на нем пароль доступа.
Перечень НКИ, совместимых с программными средствами криптографической защиты информации ЗАО «АВЕСТ»:
устройство программно-аппаратное хранения информации USB-носитель AvPass;
устройство программно-аппаратное хранения информации USB-ключ AvToken;
устройство программно-аппаратное электронной цифровой подписи и шифрования USB-ключ AvBign.
При получении услуг с выдачей НКИ Подписчик самостоятельно устанавливает пароль на доступ к личному ключу ЭЦП. Пароль должен быть не менее 8 (восьми) и не более 12 (двенадцати) символов, и состоять из цифр и/или букв латинского алфавита.
В качестве НКИ может выступать и SIM-карта. При этом вы получаете мобильную ЭЦП. Подробнее на странице «Мобильная ЭЦП».
Переход на использование нового сертификата Республиканского удостоверяющего центра
С 28 августа 2021 года в связи с внедрением в Республике Беларусь ID-карт осуществляется переход на использование нового сертификата открытого ключа (СОК) Республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (ГосСУОК) для подписи издаваемых СОК и списков отозванных сертификатов (СОС).
Текущий (старый) СОК РУЦ не отзывается и будет продолжать использоваться для проверки СОК Подписчиков, изданных ранее.
Ссылки на оба СОК РУЦ (старый и новый) будут доступны с 28 августа 2021 года на сайте НЦЭУ по ссылке.
Для корректной работы с сертификатами ГосСУОК, подписчикам РУЦ с 28 августа 2021 года необходимо дополнительно импортировать новый СОК РУЦ в свои информационные системы (персональные компьютеры), старый СОК РУЦ удалять НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.
Для подписчиков РУЦ, использующих на компьютере персональный менеджер сертификатов АВЕСТ для ГосСУОК, доступна инструкция по обновлению СОС и СОК РУЦ.
Владельцам информационных систем, не использующих персональный менеджер сертификатов при работе с СОК ГосСУОК, рекомендуется добавить новый СОК РУЦ в хранилище сертификатов Microsoft (либо других операционных систем при их использовании) (в раздел Промежуточные центры сертификации (Intermediate Certification Authorities).
Владельцам закрытых информационных систем, использующих для работы с СОК ГосСУОК собственные базы данных, рекомендуется добавить новый СОК РУЦ в соответствующую базу сертификатов доверенных удостоверяющих центров.