ключевые области в тайм менеджменте что такое

1.4. Цели и ключевые области жизни

Рассматривать жизненные ценности и определять стратегические цели следует во всех основных областях, которые имеют для вас значение. Дело в том, что часто люди ставят цели, лишь когда речь идет об их карьере или финансовом благополучии, но при этом полностью забывают о необходимости их постановки в других важных областях собственной жизни. В результате одни слишком много работают, а личная жизнь у них не складывается, а другие, наоборот, счастливы в семье, но совершенно не ощущают собственного развития и переживают по этому поводу. Для начала следует определить ключевые области, на которые можно условно разделить нашу жизнь. Это позволит выявить четкую структуру дел и развиваться более сбалансированно, поддерживая равновесие и гармонию различных направлений своей деятельности.

Наш клиент, ректор одной из российских бизнес-школ, при обсуждении задач личного ТМ-курса говорил: «Дел слишком много, за всем не уследишь. У меня и школа, и наука, и поездки в дружественные европейские университеты, и серьезный проект реструктуризации госкомпании, и жене надо помочь с диссертацией…» Если даже доктор наук и серьезный специалист в менеджменте не всегда может сориентироваться в хаосе задач, то что говорить о нас, простых смертных.

Г. Архангельский. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать

Ключевые области – это от пяти до девяти основных направлений вашей деятельности. Это главные «русла», в которых развивается ваша жизнь.

Ключевые области помогают более точно наметить жизненные цели, ничего не забыть и не упустить.

Если сразу создать список ключевых областей трудно, возьмите 30–40 бумажных карточек и выпишите на них ваши обычные, ежедневные дела. Например, «пишу реферат», «готовлю мультимедиапрезентацию», «смотрю футбольный матч», «разговариваю с другом по телефону». Дальше разложите эти карточки на пять-девять групп, а в каждую из них – близкие по смыслу задачи. Когда выстроится логичная структура этих групп, достаточно будет придумать им простые названия. Ваши ключевые области готовы.

• Отношения с любимым человеком

Теперь для каждой ключевой области сформулируйте одну-две стратегические цели либо мини-миссию.

Для области «Семья»: «Я хочу сделать свой дом теплым и гостеприимным местом, где будет жить вся моя большая семья и куда будут часто приходить друзья».

Для области «Работа»: «Я хочу, чтобы моя работа обеспечивала мне хорошую материальную поддержку, и при этом у меня оставалось еще достаточно времени для того, чтобы растить детей».

С понятием ключевых областей тесно связаны такие понятия, как «центр жизненных интересов» и «ролевая функция».

Центр жизненных интересов – это область восприятия жизни, в которой человек ощущает себя наиболее комфортно, к которой он постоянно стремится и с позиции которой может наиболее эффективно решать собственные проблемы.

Одни люди, которых в народе называют «трудоголиками», полностью ориентированы на работу и отдают ей все свое время, даже без особой надобности. Другие полностью сосредоточены на здоровье, поэтому все свое время и внимание посвящают исключительно ему. Для одних людей самое важное – семья, для вторых – хобби, для третьих – дружба и т. д.

При этом каждому человеку необходимо выполнять разнообразные обязанности, что связано с реализацией определенной ролевой функции.

Ролевая функция – это совокупность определенных действий и отношений в рамках определенного круга людей[6].

Человек может выполнять следующие ролевые функции: друга, студента, менеджера, начальника, подчиненного и т. д. Роли носят довольно постоянный характер. Так, любому из нас в течение несколько десятилетий присуща роль сына (дочери). Позже параллельно с ней появляется роль мужа (жены), а затем и отца (матери). Наши жизненные роли весьма многочисленны.

Каждый человек обладает определенным набором ролевых функций, который в значительной степени зависит от центра его жизненных интересов. Как правило, и среди разных людей, и в рамках одной личности роли распределяются неравномерно (рис. 1.7а, б).

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Обратите внимание, что определение ролевых функций в некотором смысле перекликается с выявлением заинтересованных групп, которые мы рассмотрели в параграфе 1.3.

Каждая из ролей требует установления и поддержания определенных отношений с другими людьми, совместной постановки и эффективного достижения общих целей, а также формирования групп с учетом наиболее сильных сторон каждого участника. При этом требуется уделять значительное внимание балансу ролей. Его нарушение приводит к тому, что некоторые из них не реализуются должным образом из-за отсутствия временных ресурсов.

Усиленное внимание семье может осложнить отношения с руководством, а постоянное пребывание вне дома неизбежно вызовет конфликт в семье.

Необходимо учитывать, что ежедневно достигать значительных целей в какой-то одной роли невозможно. При попытке сделать это неизбежно будут ущемляться другие роли, что приведет к их дисбалансу. Поэтому и при постановке целей, и при дальнейшем планировании их достижения необходимо учитывать все роли и по возможности ежедневно получать пусть небольшие, но позитивные результаты по каждой из них.

Баланс ролей для каждого человека индивидуален. Для его установления каждому из нас потребуются и время, и некоторые усилия, направленные на выявление ролевых функций и определение их значимости (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Влияние жизненных ролей на выбор жизненных целей

Источник

Тайм-менеджмент – что это такое простыми словами

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

У человека не 10 рук. Чтобы успевать все делать вовремя, нужно овладеть искусством управления временем, которое еще называют тайм-менеджментом. Только этот термин окутан столькими мифами и предрассудками, что со счету сбиться можно. А ведь все зависит от того, как этим инструментом воспользоваться…

Внесу в эту смуту ясность – расскажу о тайм-менеджменте, разрушу распространенные мифы и перечислю популярные техники.

Определение тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент – это техника организации осознанного контроля и распределения времени. С ее помощью можно вовремя достичь поставленных целей и задач, повысить эффективность и результативность.

Термин «time-management» с английского переводится как «управление временем». Изначально он использовался в бизнесе, а позже перекочевал и в повседневную жизнь.

Для чего он нужен?

Чтобы организовать свое время! Тайм-менеджмент нужен, чтобы из потока навалившихся дел выделить самые важные и выполнять только их.

Вспомните, когда вы в последний раз не успевали сделать все намеченное. Или всплывала мысль, что в сутках, к сожалению, лишь 24 часа, а не 30. Если вам это знакомо, то вам определенно следует заняться тайм-менеджментом.

Главные принципы тайм-менеджмента

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Чтобы процесс организации времени шел как по маслу, необходимо придерживаться нескольких важных принципов.

Мифы о тайм-менеджменте

До сих пор находятся люди, которые с пренебрежением или даже опаской относятся к организации собственного времени. А все потому, что в обществе все еще распространено множество мифов. Давайте рассмотрим их и попробуем опровергнуть.

№1. Управлять временем невозможно

Не спорю, время движется стабильно, помешать его движению человек не может. Но в тайм-менеджменте уместнее управление собой, собственными решениями и действиями.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

№2. Это не работает!

Такое часто говорят те, кто опробовал лишь одну технику и разочаровался в тайм-менеджменте как таковом. Так бывает, если люди неправильно себя мотивируют, ставят недостаточно четкие или важные цели.

№3. Придется больше и усерднее работать

Суть этой техники не в том, чтобы делать больше дел, а в том, чтобы выделять самые важные и выполнять только их. Плюс надо не отвлекаться и следить за своими привычками, дабы не свести все старания к нулю.

№4. Это скучно, в тайм-менеджменте нет места спонтанности и творчеству

Этот миф зародился после того, как на первых обучающих тренингах призывали планировать каждую минуту. Приоритет отдается сосредоточению на одном деле и освобождению от отвлекающих факторов.

№5. Это западное изобретение, и для России оно не подходит

Кто сказал, что в России не существовало тайм-менеджмента? Просто никто не додумался обозначить это явление.

№6. Такая организация нужна только тем, кто постоянно опаздывает

Эта техника не про время, а про достижение намеченных целей. А ведь любой человек, независимо от степени пунктуальности (или ее отсутствия), всегда ставит перед собой какие-либо цели.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

№7. Бесполезно бороться с прокрастинацией

Да, некоторые люди более организованы и замотивированы, но есть и те, кому сложно дается вышеперечисленное. Но прокрастинация – это психологическое явление, с которым можно и порой нужно бороться.

Обратная сторона – это люди, которые слишком усердно используют тайм-менеджмент или выворачивают его принципы наизнанку.

№8. Нельзя стать успешным без управления временем

Успех зависит от того, какие решения в определенный момент вы принимаете. Будучи гуру организованности, если ставить в приоритет дела, которые не приносят ничего стоящего, мало чего можно добиться.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

№9. Существуют универсальные техники, которые подходят абсолютно всем

Все люди разные. Не придумали еще технику, которая охватила бы весь мир и помогла всем стать организованными. Методик много, с ними нужно экспериментировать.

№10. Тайм-менеджмент экономит время

Это не волшебная таблетка, а лишь инструмент. Да, вы сделаете дела вовремя, но только благодаря сосредоточенности и отсутствию отвлекающих факторов. Времени в ваши сутки данная техника никак не прибавит.

Техники тайм-менеджмента

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Тайм-менеджмент включает в себя множество различных инструментов и практик, позволяющих правильно организовывать время и повышать личную эффективность. Ниже я перечислю самые популярные техники.

Правило 10 минут

Если у вас есть задача, которую не хочется выполнять, просто скажите себе, что будете заниматься ей только 10 минут. После этого сразу же приступайте. Очень вероятно, что за это время вы втянетесь и с легкостью продолжите.

Эта система позволяет сортировать входящие задачи на 4 категории. Данная техника подходит, если на вас наваливается много задач, а вы не понимаете, что с ними делать. Какими могут быть категории:

1 – Do (сделать). Сюда относятся суперважные задания, которые надо завершить в первую очередь, отложить или передать их коллеге нельзя.

2 – Delegate (делегировать). Это означает передачу задачи кому-либо – коллеге, помощнику или секретарю. Актуально, если выполнить задачу самостоятельно не получается.

3 – Delete (удалить). Сюда вносим входящие задачи, не имеющие важности и актуальности.

4 – это Delay (отложить). Здесь будут задачи, не требующие срочного выполнения. Только при откладывании следует задавать четкую дату для возвращения к делу.

Для долгосрочного планирования данная система не годится.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

90 на 30

Суть этого инструмента – полтора часа заниматься делом, а затем полчаса отдыхать. Циклы повторяются. Сначала разгребайте приоритетные дела, затем приступайте к менее важным задачам. Техника подойдет тем, кто мыслит временными интервалами и отводит работе четко определенные промежутки.

Если понимаете, что сил работать полтора часа без перерыва нет, используйте другой вариант метода «90 на 30» – «52 на 17». В нем рабочий цикл занимает 52 минуты, а отдыху отводится 17 минут.

Fresh or Fried

Этот инструмент управления временем подойдет тем, кто очень любит откладывать дела в долгий ящик и многое в итоге не успевает. Суть его – выполнить задачи с самого утра, после пробуждения. В это время мозг еще свеж и не успел нагрузиться. Вечером предыдущего дня необходимо составить список дел на утро.

Аббревиатура GTD с английского расшифровывается как «Getting Things Done». Эта система ориентирована на последовательное завершение дел до самого конца. Она включает не только элементы тайм-менеджмента, но и работы с информацией. Подходит не всем, плюс требует этот метод большой дисциплины и систематизации. Вся поступающая информация должна записываться.

Как это работает – все входящие задачи вы записываете в одноименную папку, в Inbox. Периодически эту информацию необходимо сортировать и распределять по различным категориям. Содержание категорий можно определять самим. Следующий уровень – присвоение каждому пункту, то бишь задаче, определенного статуса. Распределение идет по способу, схожему с системой 4D. Когда сортировка завершится, нужно приступить к выполнению. При выполнении придерживаетесь следующих правил:

POMODORO

Название произошло от кухонного таймера, сделанного в виде помидора. С его помощью создатель техники Франческо Чирилло, готовился к экзаменам. Метод подойдет практически любому человеку, особенно для выполнения долгой и монотонной работы.

Как это работает – ставите таймер на 25 минут и выполняете в заданный промежуток определенную задачу. При этом ни в коем случае не отвлекаетесь ни на что, даже на коллег. После этого идет 5-минутный перерыв, и можно начинать новый цикл. Через каждые 4 цикла необходимо делать большой перерыв длительностью 30 минут, дабы не допустить переутомления.

Система крайне популярна, в соответствии с ней создано огромное количество приложений для смартфонов и компьютеров.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Zero Inbox

Этот инструмент подразумевает полное очищение папки «Входящие». И это не только почта, но и любая другая рабочая информация и поступающие задачи. Раз в день требуется садиться и сортировать содержимое папки, ничего при этом не пропуская. Что-то будет выполнено, что-то отложено, передано, удалено и так далее. Способ подойдет тем, кто ведет активную переписку на работе и ощущает, что в ящике скопилось слишком много информации.

ZTD – это упрощенная версия GTD, расшифровывается как «Zen to Done». Организация рабочего процесса в системе строится на таких действиях:

Автофокус

Действовать в системе «Автофокус» надо так:

Это прекрасный вариант для творческих людей, которые не желают следовать четко намеченному плану. Для случаев, когда есть строгие внешние обязательства и заданные сроки, эта методика не подойдет.

Временные блоки

Метод учитывает время, которое отводится на выполнение дела, и подходящий для этого момент. Вы заранее выделяете временной интервал на выполнение каждого дела и не занимаетесь в это время ничем другим. Похоже на распорядок дня, но тут приоритетна концентрация на задаче. Система временных блоков подойдет дисциплинированным людям, которые умеют грамотно планировать время и придерживаться установленного графика.

Закон Паркинсона

Суть закона в том, что одно задание выполняется за строго отведенное время. Даже если это можно сделать быстрее, все равно выкладываться необходимо в точно установленные сроки.

Канбан

Схема «Канбан» работает так: нужно начертить таблицу, состоящую из трех столбцов, и вписать в нее все задачи. Первый столбец – это то, что необходимо сделать. Второй – то, что выполняется в данный момент. А в третьем содержится все, что завершено. В соответствии со статусом выполнения задания постепенно переносятся из одного столбца в другой.

Самый главный плюс «Канбана» — это наглядность. Можно использовать маркерную доску и добавлять какие-то мелкие заметки в виде стикеров. Или нарисовать другие столбцы – они могут обозначать разные этапы завершения одного проекта или цикла.

Система годится для использования как в личных, так и корпоративных целях. Ее, кстати, можно совмещать с другими техниками тайм-менеджмента.

«Канбан» часто внедряют в различных компаниях. Хороший инструмент, работающий по данной технике – Trello. В Комьюнити уже рассказывали о том, как им пользоваться.

Лягушки или слоны

Их называют по-разному, но все подразумевают под «лягушками» и «слонами» важные, большие и не самые приятные дела. Если говорить о «лягушках», то этот термин впервые упомянул эксперт в психологии успеха Брайан Трейси. Он рекомендует с утра приступать сразу именно к таким делам, называя это «поеданием лягушки».

Матрица Эйзенхауэра

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Все дела по этой технике нужно распределять по 4 группам в соответствии с их важностью и срочностью. На изображении выше показано, как это работает. Данная матрица только помогает отсортировать входящие по указанному методу, но никак не организует рабочий процесс – для этого лучше использовать другие техники.

Правило Парето

Правило гласит – 20% всех поступающих задач приносят 80% результата, а оставшиеся 80% приносят только 20% результата. Главное – понять, какие дела входят в эти 20%, и сфокусироваться именно на них.

Принцип девяти дел

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Эту методику еще называют «1–3–5». Суть в том, что за день необходимо выполнить 1 большую, 3 средних и 5 небольших задач. При таком сочетании день будет максимально продуктивен, а к концу дня вы не будете чувствовать сильной усталости. Кроме того, в конце рабочего дня очень легко подводить итоги по этому принципу. Метод универсален, он подойдет для тех, кто ориентируется не на время, а на приоритет заданий и качество их выполнения.

Принцип трех дел

Принцип трех дел подразумевает ежедневное выполнение трех самых важных задач. Сначала сосредотачивайтесь именно на них, не отвлекайтесь на рутину. Актуально для тех, кто погряз в рутине и не успевает из-за нее уделять внимание главному.

Система Тима Ферриса

Принцип основан на двух других техниках – на правиле Парето и законе Паркинсона. Вы делаете 80% дел за 20% рабочего времени, при этом выполняете их в строго отведенный промежуток. Система Тима Ферриса подойдет людям с гибким рабочим графиком, которые планируют рабочий день на свое усмотрение. Наемным работникам со стандартным графиком внедрить ее будет несколько труднее, но попробовать можно.

Хронометраж

Эта система подойдет тем, кто не успевает ничего сделать за день и осознает это только под вечер. «Хронометраж» включает два этапа.

На первом вы определяете, на что именно тратится время. Для этого вы записываете каждые 1-2 часа то, что делаете и сколько времени это занимает. В список можно не включать все, что занимает 2-3 минуты. Предпринимать активных действий и что-то менять не нужно. Процесс может длиться несколько недель, пока у вас не сложится полноценная картина ситуации.

На втором этапе вы должны отмечать, насколько эффективно тратится какой-то отрезок времени. Потом, исходя из этих оценок, можно увеличивать или уменьшать промежутки, сокращать пустые временные траты.

Полезная литература

Напоследок хочу порекомендовать несколько книг, которые помогут в лучшем освоении тайм-менеджмента:

На этом я закругляюсь. Читайте книги, применяйте техники и внедряйте в свою жизнь тайм-менеджмент – это может быть очень полезно 😉

Источник

Что такое тайм-менеджмент: основные понятия

— это совокупность методов, помогающих человеку эффективно использовать свое время. То есть, не расходовать его впустую и распоряжаться им так, чтобы добиваться максимально высоких результатов в любых начинаниях.

Главное предназначение современного — помогать людям достигать целей и управлять своей жизнью. Именно поэтому в наши дни не ограничивается только планированием и учетом времени, а рассматривает почти все вопросы, связанные с личной эффективности. Вот лишь некоторые из них:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Чтобы решать эти задачи, активно заимствует знания из математики, философии, экономики, социологии, кибернетики, психологии и множества других современных дисциплин.

Само слово (time management) переводится с английского как «управление временем». Термин не совсем точный, поскольку самим временем управлять невозможно: все что может человек — это научиться рационально его использовать. Поэтому сегодня многие предпочитают употреблять более подходящие по смыслу выражения (управление собой) и (управление жизнью).

Различают два крупных направления современного тайм-менеджмента: личный (индивидуальный) и корпоративный (организационный).

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Корпоративный тайм-менеджмент направлен на благо некой организации и чаще всего внедряется по инициативе ее руководства. Личный тайм-менеджмент — это те методы, которые человек использует по своей инициативе и для достижения собственных целей. Именно этому направлению и посвящен наш сайт.

Зачем человеку нужен

— это мощный многофункциональный инструмент, который одновременно решает множество задач. Вот лишь некоторые из них:

1. Больше успевать. На современного человека зачастую обрушивается целый поток больших и маленьких дел. Помимо основной работы, ему необходимо думать о своей семье, о бытовых проблемах, о здоровье, об оплате счетов В результате многие люди просто «тонут» в делах, не успевая толком ничего сделать.

помогает если и не победить, то хотя бы взять под контроль этот поток дел. Пользуясь его технологиями, мы можем грамотно распределять свое время, быстрее справляться с текущими задачами и отделять важные дела от второстепенных.

2. Добиваться максимальных результатов. Если человек считает свое дело важным, он обычно стремится к тому, чтобы его усилия давали максимальный результат.

3. Находить время для важных дел. Современный человек все чаще сталкивается с дефицитом времени. Иногда он настолько придавлен делами, что у него не остается толком времени ни на хобби, ни на саморазвитие, ни даже на свою семью.

помогает справляться с «поглотителями времени», учит говорить «нет» ненужным делам и осознавать свои настоящие ценности. Благодаря этому человек может уделять больше времени тому, что для него важно, а значит и жить полноценной жизнью.

4. Достигать целей. Люди любят мечтать, но их мечты сбываются далеко не всегда. мечтает стать профессиональным художником, но продолжает годами ходить на нелюбимую офисную работу. мечтает путешествовать по всему миру, но ни разу так и не выбрался за пределы своей области. Часто люди просто не знают, что делать с этими мечтами.

, опираясь на достижения современной психологии, позволяет человеку вернуть контроль над собой. В его арсенале есть техники для борьбы с ленью и прокрастинацией, для создания мотивации и преодоления импульсивности. Используя их, человек может поддерживать тот уровень самодисциплины, который необходим ему для достижения целей.

6. Управлять своей жизнью. Многие люди сегодня просто плывут по течению, чувствуя себя пассивными «пассажирами», не способными ни на что повлиять. В результате они часто оказываются там, где им не хочется быть, и занимаются тем, что не доставляет им ни малейшего удовольствия.

Однако управлять своей жизнью можно. И — это и есть тот инструмент, который дает нам возможность преодолевать внешние обстоятельства и самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Основы

Рассмотрим каждую из этих групп немного подробнее.

Принципы

В нет совсем уж жестких правил и аксиом. Каждый человек решает с его помощью свои задачи, и то, что приносит пользу одному, у другого может просто не работать.

1. Постановка целей. Чтобы менять свою жизнь к лучшему, человек должен ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. В принято ставить перед собой как глобальные цели (охватывающие всю жизнь), так и цели поменьше (на год, на месяц, на день).

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

3. Расстановка приоритетов. Нужно выявлять самые важные дела и выполнять их в первую очередь. Такие дела сильнее всего влияют на нашу жизнь: сосредоточившись на них, мы быстрее достигаем своих целей.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

5. Планирование отдыха. Полноценный и своевременный отдых — это залог сохранения работоспособности.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

7. Декомпозиция. Крупные дела рекомендуется разбивать на отдельные этапы (подзадачи). Это облегчает их планирование и выполнение.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

8. Иерархия планов. Планы нижнего уровня должны работать на планы верхнего уровня. Планируя день, нужно учитывать планы на неделю, а планируя неделю — планы на месяц. Это принцип помогает непрерывно двигаться к цели.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

9. Борьба с хронофагами. Хронофаги (поглотители времени) — это все, что ворует у нас время и срывает наши планы. Сюда относится как наша собственная непродуктивная деятельность (вроде просмотра сериалов), так и люди, мешающие нам работать.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

10. Борьба с отвлечениями. Отвлечения снижают производительность труда и приводят к преждевременной усталости. Рекомендуется во время работы максимально «отгораживаться» от внешнего мира: отключать ненужные уведомления, переводить телефон в беззвучный режим, избегать излишне общительных коллег

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

11. Борьба с мультизадачностью. В каждый момент времени следует заниматься только одним делом. Попытка выполнять сразу несколько задач обычно приводит к стрессам и снижению продуктивности.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

12. Повышение производительности труда. Свою работу необходимо выстраивать так, чтобы получать максимальный результат при минимальных затратах времени и сил.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

13. Гибкость. Если обстоятельства меняются, нужно менять и планы.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

15. Анализ. Рекомендуется регулярно анализировать свою деятельность, оценивать ее эффективность, выявлять в ней слабые места и недочеты. Такая обратная связь помогает непрерывно совершенствовать свою систему и добиваться в этой жизни большего.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

16. Саморазвитие. Главный инструмент — это сам человек. Наша эффективность напрямую зависит от наших личных качеств: уровня самодисциплины, знаний, навыков, умения думать и принимать правильные решения. Чтобы приносил максимальную пользу, в первую очередь следует заботиться о собственном развитии.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Популярные приемы и техники

Современный включает в себя тысячи приемов и техник. Они затрагивают почти все аспекты личной эффективности: от планирования повседневных задач, до решения философских проблем (например, поиска своего предназначения). Ниже мы перечислим лишь те из них, которые используются сегодня чаще всего.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

2. Расписание. Это почти тот же список дел, с той лишь разницей, что все дела в нем выполняются в определенное время. Расписание помогает более рационально распределять свои силы, избавляет от спешки и нерешительности.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

3. Матрица Эйзенхауэра. Эта техника помогает выявлять приоритетные задачи (то есть те, которые нужно выполнять в первую очередь). Для этого предстоящие задачи сортируют по важности и срочности с помощью вот такой таблички:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

4. Техника SMART. Эта техника позволяет сделать цели (или задачи) максимально конкретными, что облегчает их планирование и достижение. Суть ее в том, чтобы привести каждую цель в соответствие со следующими критериями:

Вот как это выглядит на практике:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

5. Метод лягушки. «Лягушками» в называются различные неприятные задачи, а «метод лягушки» заключается в том, чтобы выполнять такие задачи в первую очередь. Например:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

6. Метод слона. «Слоны» — это крупные дела, к которым страшно подступиться. Чтобы сдвинуть такие дела с места, рекомендуется делить их на отдельные маленькие подзадачи («бифштексы») и планомерно их выполнять.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

7. Метод швейцарского сыра. Эта техника помогает преодолевать внутреннее сопротивление и справляться со сложными, неприятными или непонятными задачами. Суть ее в том, чтобы выполнять задачу произвольными частями, выбирая в первую очередь те этапы работы, которые не вызывают отторжения. Если сравнивать нашу задачу с сыром, мы словно «выедаем» в ней все новые и новые дырочки, пока она не будет полностью выполнена.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

8. Техника Pomodoro. Ее суть заключается в том, чтобы отмерять периоды работы и отдыха с помощью таймера. Обычно это происходит так:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Перечисленные техники достаточно универсальны и могут использоваться кем угодно и при любых обстоятельствах. В то же время в очень много и более специфических техник: для работы с электронной почтой, для борьбы с отвлечениями, для организации работы руководителя

Инструменты

Инструменты — это различные предметы и приспособления, которые делают «управление временем» более удобным. Условно их можно разделить на две группы: основные, которыми люди пользуются постоянно, и вспомогательные, которыми пользуются лишь по мере необходимости.

К основным относятся следующие инструменты:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такоеПример «тайм-менеджмента на бумаге»

Главный недостаток бумаги и карандаша — это отсутствие интерактивности и автоматизации. Например, человеку приходится самому следить за своевременным выполнением дел в своем списке и каждый раз заново записывать все повторяющиеся задачи.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такоеРазворот ежедневника

В наше время бумажные органайзеры массово вытесняются электронными. Однако некоторые из них пользуются популярностью (например, ежедневники Доминика Спенста, Игоря Манна, Глеба Архангельского ).

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такоеСписок дел в программе-органайзере

Электронные органайзеры существенно облегчают планирование. Они, как правило, умеют фильтровать и группировать задачи, умеют автоматически планировать повторяющиеся дела и напоминать о предстоящих событиях.

К вспомогательным можно отнести следующие инструменты :

Заметим, что вопреки популярному заблуждению, использование того или иного инструмента еще не гарантирует высокой продуктивности. Инструменты обеспечивают лишь удобство, но эффективность самого зависит от множества других факторов: правильно подобранных техник, самодисциплины или, например, личных качеств человека.

Краткая история

Однако сам (как технология личной эффективности) имеет очень долгую историю. Условно его развитие можно разделить на четыре этапа:

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такое

Рассмотри эти этапы по порядку.

Донаучный период

Потребность в повышении личной эффективности у человека была всегда, и вполне вероятно, что на эту тему он начал размышлять еще в первобытную эпоху. Другое дело, что подобные размышления могли быть зафиксированы лишь после появления письменности.

Одним из первых считается письмо римского философа Сенеки прокуратору Луцилию. В нем Сенека делится своими мыслями о важности правильного использования времени, и эти мысли остаются актуальными до сих пор.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такоеОтрывок из письма Сенеки

Размышления о личной эффективности можно встретить и в работах более поздних мыслителей (Леон Баттиста Альберти, Френсис Бекон ).

Однако самым известным теоретиком донаучного периода можно по праву называть американского политика и ученого Бенджамина Франклина.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такоеБенджамин Франклин (1706 — 1790)

Франклин разработал собственную оригинальную систему планирования времени и подробно описал ее в своих мемуарах. Некоторые его методики (например, «Пирамида Франклина») успешно используются и сегодня.

Особенности донаучного периода:

Тейлоризм ( — )

С началом промышленной революции возникла необходимость одновременно управлять работой большого количества людей. В связи с этим огромную популярность приобретают идеи Фредерика Тейлора — родоначальника научной организации труда.

ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть фото ключевые области в тайм менеджменте что такое. Смотреть картинку ключевые области в тайм менеджменте что такое. Картинка про ключевые области в тайм менеджменте что такое. Фото ключевые области в тайм менеджменте что такоеФредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915)

Суть тейлоризма заключалась в предельно рациональном подходе к человеческой деятельности. Чтобы повысить эффективность какой-либо работы, ее следовало проанализировать, систематизировать и найти наилучший способ ее выполнения. Для этого применялись такие сугубо технические методы, как хронометраж, карты рабочих операций, внедрение стандартов

Известные представители: Фредерик Тейлор, Генри Лоуренс Гантт, Генри Форд, Алексей Гастев, Платон Керженцев.

Классический ( — )

По мере развития технологий все сильнее становилась потребность в повышении производительности умственного труда (в первую очередь это касалось работы менеджеров различного уровня). С этой задачей методы тейлоризма уже не справлялись, поскольку производительность умственного труда сложно повысить без активного участия самого человека.

Известные представители: Джеймс Т. Маккей, Клаус Мёллер, Лотар Зайверт, Алан Лакейн.

Современный ( — наши дни)

Мир становился все сложнее, а темп жизни ускорялся. Поменялось и отношение к человеку: он воспринимался уже не как «винтик в производстве», а как независимая личность со своими потребностями и желаниями.

Известные представители: Стивен Кови, Дэвид Аллен, Роберт Диттмер, Глеб Архангельский.

Системы

При этом техники классического популярны. Ими активно пользуются предприниматели и менеджеры разного уровня, их изучают в вузах и на курсах личной эффективности.

Главная особенность GTD заключается в «бесстрессовом планировании», которое, в свою очередь, основано на двух принципах:

Agile Results («гибкие результаты»). Система основана на популярных сегодня методиках «Аджайл», которые применяются в разработке ПО и в управлении проектами. компании «Майкрософт» Джи Ди Мейер адаптировал эти методы для личного использования и описал получившуюся систему в книге «Getting Results the Agile Way» (2011 год).

«Джедайские техники». Система разработана российским специалистом по личной эффективности Максимом Дорофеевым и описана в его книгах «Джедайская техника пустого инбокса» (2017 год) и «Путь джедая» (2019 год).

В «джедайских техниках» активно используются достижения современной психологии и учитываются особенности нашего времени ( эпохи и всеобщего дефицита внимания). Акцент в этой системе сделан на экономии когнитивных ресурсов («мыслетоплива») и борьбе с прокрастинацией.

Заметим, что все перечисленные системы редко используются в чистом виде. Обычно каждый человек хотя бы немного, но «подгоняет» их под себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *