кнд 1122035 что это
«Какие документы есть у самозанятого»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица после государственной регистрации подтверждают статус полученным от ФНС пакетом документов. Их используют для проверки контрагентов и заключения гражданско-правовых договоров.
А самозанятые граждане получают после регистрации документы, необходимые для заключения сотрудничества с ИП или ООО? В этой статье мы подробно разобрались в вопросе и подготовили несколько рекомендаций.
Какой документ выдается самозанятым при регистрации
Эта справка пригодится для:
Как получить справку в приложении «Мой налог»
Если справка не формируется из-за системного сбоя, повторите попытку через несколько часов. При сохранении ошибки обратитесь в службу поддержки «Мой налог». Специалисты помогут устранить проблему и получить документ.
Как получить справку в личном кабинете плательщика НПД
Какие документы должен предоставить самозанятый юрлицу?
Спецрежимники часто спрашивают: какие документы от самозанятых для юридических лиц подготовить для подготовки соглашения о сотрудничестве?
Документы от самозанятого для ООО для заключения договора :
Когда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо перечислит оплату за исполнение заказа, не забудьте передать:
При наличном расчете сразу передайте чек заказчику. Если средства перевели на расчетный счет, отправьте документ до 9 числа следующего месяца ( статья 14 ). За нарушение срока предоставления чека вас оштрафуют на 20% от суммы дохода. За повторное нарушение в течение 6 месяцев заплатите в бюджет 100% от вознаграждения.
После окончания сделки у контрагента на руках должны быть подписанный договор, акты и чеки за все платежи. Это обязательный пакет документов для подтверждения расходов. Без него налоговая не признает издержки, пересчитает сумму налога и направит требование о доплате разницы.
Некоторые ООО и ИП перед оплатой заказа запрашивают счет.
Как самостоятельно проверить самозанятого?
Чтобы не тратить время на получение справки о постановке на учет от самозанятого, самостоятельно проверьте контрагента:
Проверяйте статус партнера перед каждым платежом. Его могут лить права на применение НПД в любой момент. Если вы оплатите услуги, работу или продукцию после этого, придется уплатить НДФЛ (13%) и страховые взносы (30%).
Пример. ООО «Сенат» заключила с самозанятым лицом соглашение о разработке сайта на 100 000 рублей. В момент подписания договора контрагент был самозанятым. Через 2 месяца исполнитель закончил работу, но организация не сделала повторную проверку перед оплатой. За месяц до этого он потерял право на применение «Налога на профессиональный доход» и не был ИП. Организация понесла дополнительные расходы: НДФЛ (13 000 рублей) и страховые взносы (30 000 рублей).
Потратьте несколько минут на проверку, чтобы избежать непредвиденных издержек. В договор о сотрудничестве добавьте пункт, обязывающий вторую сторону сообщать о потери права на применение налогового режима НПД. Это позволит взыскать налоговые платежи с исполнителя за невыполнение условий договора.
Инструкция: как подтвердить самозанятость и доходы
Как подтвердить самозанятость:
Самозанятые и НПД
Самозанятое население — это граждане, которые ведут предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В основном такие коммерсанты ведут бизнес собственными силами, например реализуют сувениры ручной работы, пекут торты и пирожные на дому, оказывают услуги по ремонту в частном порядке.
Регистрация и подтверждение самозанятости дают гражданину ряд возможностей:
По сути, самозанятость — это новый фискальный режим «налог на профессиональный доход». Он не предусматривает отчетности и деклараций, но дает право на налоговые вычеты. Это легальное ведение бизнеса и возможность совмещения с основной работой.
Зачем подтверждать доходы и самозанятость
Регистрационный документ, подтверждающий статус самозанятого, потребуется в следующих случаях:
Банковское или иное кредитное учреждение не выдает займы без подтверждения места работы и доходов заемщика. А если единственный источник дохода гражданина — это самозанятость, то необходимо подтвердить статус и уровень дохода. В противном случае банк откажет в кредите, ипотеке или заемном капитале.
Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Самозанятое население вправе участвовать в закупках, осуществляемых в рамках законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. Причем для данной категории граждан предусмотрены существенные льготы и привилегии. Но для участия в закупках необходимо подтверждение статуса плательщика НПД.
Получение субсидии на обеспечение самозанятости в ЦЗН
Государственная программа поддержки безработных предусматривает выплату субсидии на развитие самозанятости. Величина денежных выплат регулируется на региональном уровне. После получения субсидии придется отчитаться, то есть подтвердить, что физлицо зарегистрировалось и получает доход в качестве плательщика НПД.
Региональная помощь из-за коронавируса
В субъектах РФ приняты меры по финансовой помощи самозанятому населению в период эпидемии коронавируса. Для получения выплат потребуется справка о доходах самозанятого для соцзащиты.
Величина выплат зависит от экономического положения региона страны. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе выплата составляет 30 000 рублей, а в Ленинградской области — 7 000 рублей в период с апреля по июнь 2020 года.
Подтвердить доход самозанятого гражданина требуется и в иных ситуациях, например в суде при назначении величины алиментов или платы за причиненный ущерб. Подтверждение потребуется и для получения визы для поездки в иностранное государство.
Как получить документ, подтверждающий самозанятость
Как видим, подтверждение статуса и величины доходных поступлений для самозанятого гражданина необходимо. Как получить справку о самозанятости, куда обращаться и что для этого требуется уточняется в Письме ФНС №СД-4-3/10848 от 05.06.2019. Представители налоговой службы пояснили порядок получения и формы справок, подтверждающих регистрацию в качестве плательщика НПД. Чтобы получить документ от ФНС, следуйте инструкции:
Шаг №1. Регистрация самозанятости.
Для плательщиков НПД предусмотрен специальный сервис «Мой налог». Портал доступен в качестве приложения для смартфона или в виде личного кабинета на портале ФНС. Для получения доступа необходимо зарегистрироваться:
Подробная инструкция по регистрации самозанятого физлица в сервисе «Мой налог» размещена на официальном сайте ФНС.
Электронный сервис или приложение «Мой налог» — это единственные ресурсы, где взять справку о самозанятости, порядок получения документа о самозанятости при личном обращении в ФНС не предусмотрен.
Шаг №2. Формирование запроса.
После регистрации необходимо сформировать запрос на подтверждение статуса самозанятого гражданина. В личном кабинете или приложении «Мой налог» выбираем специальный раздел:
Укажем период, за который необходимо сформировать документ. Допускается получить электронную справку за:
Указав период, нажимаем на кнопку «Сформировать справку». Подтверждение формируется в виде электронного документа, удостоверенного цифровой подписью ФНС. Готовую справку отправьте по электронной почте в организацию по месту требования, например в центр занятости населения или в территориальный орган социальной защиты.
Примерный образец справки о самозанятости, сформированный через приложение «Мой налог»:
Как подтвердить доходы
Приложение от ФНС предусматривает всего два этапа, как получить справку о доходах самозанятому гражданину в 2020 году. Сначала войдите в приложение через телефон или планшет либо в личный кабинет при помощи компьютера. Затем сформируйте запрос на получение электронной справки.
Этап №1. В личном кабинете выбираем раздел «Справка о доходах». Этот блок позволяет без личного обращения в ФНС получить сведения.
Например, как самозанятому получить справку о доходах для соцзащиты в приложении ФНС:
Этап №2. Определяем период, за который необходимо получить сведения о доходах плательщика НПД.
Примерный образец справки, как самозанятые подтверждают доход, выглядит так:
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Как самозанятые могут получить справки о постановке на учет и о состоянии расчетов
ФНС РФ в своем письме от 05.06.2019 № СД-4-3/10848 привела формы справок для самозанятых о постановке на учет и о состоянии расчетов.
Ведомство напоминает, что физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД.
Для подтверждения постановки на учет в качестве налогоплательщиков НПД, а также получения информации о сумме полученных доходов, облагаемых НПД, ФНС разработала формы справок:
Указанные справки можно сформировать в электронной форме в мобильном приложении «Мой налог» и в веб-кабинете «Мой налог». Сформированные справки подписываются электронной подписью ФНС РФ.
Датой постановки на учет в качестве самозанятого является дата направления в ИФНС соответствующего заявления (ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
При постановке на учет самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения налогом на профессиональный доход. ИП, ставшие самозанятыми и отказавшиеся от применения других налоговых спецрежимов, не признаются плательщиками страховых взносов.
Снятие с учета в качестве самозанятого осуществляется путем направления через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета. Датой снятия физлица с учета в качестве самозанятого является дата направления в ИФНС соответствующего заявления. Также физлицо снимается с учета и утрачивает статус самозанятого в случаях:
Справка о состоянии расчетов по налогам (КНД 1166112)
Справка по форме КНД 1166112 — это документ, который позволял налогоплательщику узнать о состоянии его дел, касающихся взаиморасчетов с бюджетом. Для проведения сверок в настоящее время используется документ 1160080.
Налогоплательщик вправе узнать о состоянии своих расчетов с бюджетом, для этого заполняется запрос о представлении ИФНС информации о состоянии расчетов по налогам по КНД 1160080 (организации и ИП) или КНД 1160081 (физические лица). Далеко не всегда у организаций, особенно крупных, есть возможность своевременно и оперативно получить такие сведения из собственных источников по различным объективным причинам. Налоговая инспекция предоставляет необходимую информацию по запросу. Ранее, вплоть до 2017 года, для этого использовалась форма КНД 1166112. Эта справка заменена, старый бланк сейчас не применяется.
Какая форма действует сейчас
В настоящее время справка о состоянии расчетов по налогам выдается в виде документа со значением 1160080, который рекомендован Приказом ФНС РФ от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@. Для ее получения налогоплательщику достаточно обратиться в местную налоговую инспекцию с заявлением в письменном или электронном виде. Предоставляются данные на текущую или определенную дату.
Суть у документов одинаковая, но кодировка документа имеет значение: если указан, например, в запросе другой код КНД, налоговая имеет формальные основания для отказа в предоставлении информации, так как бланк является недействительным.
Какие формы были утверждены ранее
До 2017 года в разные периоды использовались следующие образцы:
Таким образом, справки 39-1 и 39-1ф действовали с 2005 года по февраль 2013-го. После было рекомендовано применять бланк с кодом 1166112, его использовали до конца 2016 года.
Другие справки
При взаимодействии с налоговой используются и другие формы, отдельные бланки разработаны для осуществления электронного документооборота. Если возникает вопрос, что за справка КНД 1166101, следует обратиться к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/196@ от 13.06.2013, которым она утверждена. Это запрос налогоплательщика в ИФНС, формируемый в электронном виде, на предоставление информационных услуг.
Существует формализованный бланк ответа код по КНД 1166102, он утвержден Приказом ФНС России №ММВ-7-6/196@ от 13.06.2013, это бланк обращения за информацией в ФНС.
Какие еще формы существуют с похожими КНД, чтобы не спутать:
Не существует справка из налоговой КНД 1666102, этот код неверен, видимо, допущена ошибка и имеется в виду КНД 1166101 — это обращение налогоплательщика в целях получения сведений из ФНС. Ошибка содержится и в наименовании «форма КНД 1666107», вероятно, имеется в виду форма КНД 1166107 — это выписка по расчетам с бюджетом. Подробно о справках сверки мы писали в отдельной статье.
Когда ИП теряет право на налог для самозанятых и как не оказаться на ОСНО
Индивидуальный предприниматель имеет право перейти на налог на профессиональный доход. Это ещё один удобный спецрежим с низкой ставкой. Про переход на НПД и ограничения мы рассказали в отдельной статье.
У режима НПД есть обычная проблема: предприниматель может слететь с него. Тут возникают две задачи: не попасть на общую систему с букетом налогов и отчётов и правильно заплатить налоги за год. Мы разобрались с каждой.
Когда у ИП пропадает право на налог для самозанятых
У ИП нет права применять НПД, если он:
— Имеет работников с трудовыми договорами;
— Сотрудничает с действующим или бывшим работодателем, от которого уволился меньше двух лет назад;
— Продаёт подакцизные и маркируемые товары;
— Перепродаёт чужие товары;
— Занимается добычей полезных ископаемых;
— Работает от имени клиента в роли комиссионера, поверенного или агента;
— Оказывает услуги курьера со своей кассой;
— Зарабатывает больше 2,4 миллиона в год;
— После перехода на НПД не отказался от УСН и ЕСХН. Или перешёл на НПД с действующим патентом.
Обычно ИП теряет право на НПД в следующих ситуациях:
Опоздал с отказом от других спецрежимов
ИП должен отказаться от УСН и ЕСХН в течение 30 дней после регистрации в приложении «Мой налог».
Если опоздать, налоговая аннулирует переход на НПД задним числом. Это означает, что ИП не был на новом режиме ни дня. По ставке НПД нельзя посчитать ни копейки дохода.
Но после аннулирования ИП может повторно заявиться на НПД. И с новой попытки красиво отказаться от старого спецрежима в течение 30 дней. Единственное требование — не должно быть долгов по налогам.
У предпринимателя с самого начала не было права на НПД
К примеру, ИП шьёт одежду в ателье. Он узнал о выгодном налоге для самозанятых и зарегистрировался в «Мой налог». Вид деятельности поставил «Пошив». Но на деле ИП торгует готовыми платьями своего производства, а не шьёт под заказ. Одежда — маркируемый товар, применять НПД нельзя. Спустя время налоговая видит это по чекам из приложения. Регистрацию ИП аннулируют задним числом.
Предприниматель стал попадать под ограничения для НПД
Так происходит, если бизнес растёт или предпринимать пробует новую деятельность.
Например, ИП с ателье шьет на заказ и применяет налог для самозанятых с 1 февраля 2021 года. 5 апреля получает оплату по крупному заказу и доход переваливает за 2,4 миллиона. С 5 апреля ИП больше не может применять НПД. Даже если налоговая заметила это позже, а ИП должным образом вносил платежи по НПД.
ИП должен сам сняться с НПД через «Мой налог». Ездить в налоговую не надо, на снятие с учёта уйдёт пара минут. Иначе налоговая снимет с учёта сама.
О снятии с учёта налоговая уведомляет через «Мой налог».
Дата снятия с учёта будет в Справке КНД 1122035 из приложения.
Важно: если ИП соответствует критериям для НПД, добровольно с учета лучше не сниматься
Дело в том, что на УСН, ЕСХН или патент можно будет перейти только со следующего года. А оставшееся время придется платить НДФЛ, НДС и сдавать сложные декларации. Это позиция налоговой из Письма № БС-19-11/263@.
Лучше подгадать и сняться с учета в конце года и до 31 декабря подать заявление на УСН. Тогда с нового года ИП перестанет числиться на НПД и попадет на УСН, минуя общую систему.
Как не попасть на ОСНО при потере права на НПД
Если предприниматель снимается с НПД и не выбирает другой режим — он попадает на ОСНО. Это означает сложный учёт и, как правило, большие налоги. Поэтому стоит подумать об альтернативах.
Предприниматели имеют право в течение 20 дней после снятия с учёта по НПД подать заявление на упрощёнку — и применять спецрежим задним числом, с даты снятия. Например, ИП снялся 1 июня 2021 года, а 10 июня направил уведомление на УСН. Все доходы с 1 июня облагаются по упрощёнке — и никакой общей системы.
Бывшие плательщики НПД для перехода на новый спецрежим подают специальные уведомления из Письма Минфина № СД-4-3/26392@:
— для УСН — уведомление по форме КНД 1150094;
— для ЕСХН — уведомление по форме КНД 1150093.
Уведомления подают в свою районную инспекцию. Занести можно лично или отправить по почте заказным письмом. ИП с электронной подписью может подать уведомление через Личный кабинет в разделе «Моя система налогообложения». Через приложение «Мой налог» это уже сделать нельзя. Переход на новый спецрежим отобразится в Личном кабинете.
Если от даты снятия пройдёт больше 20 дней — применять УСН можно будет только со следующего года. Если предпринимателю не подходит патент, придётся платить налоги и отчитываться по ОСНО до конца года.
При переходе на патент закон не даёт 20 дней на раздумья. Предприниматель должен заранее подать заявление — по общему правилу, за 10 дней до начала применения патента.
Но как быть, если утрата права на НПД была внезапной — например, предприниматель обнаружил, что 15 дней назад превысил годовой лимит 2,4 млн? Задним числом применять патент не получится. Есть два варианта:
Как заплатить налоги после прекращения НПД
Если самозанятость аннулировала налоговая, ИП платит налоги и страховые взносы по старому режиму. Как будто истории с переходом и не было.
Если ИП снялся с учёта сам, надо заплатить НПД за последний месяц. Тут бывают две ситуации:
— ИП стоял на НПД больше месяца. Тогда налог будет за период с 1 числа до дня снятия с учёта. Например, ИП снялся 10 июня. Значит, НПД он заплатит за период с 1 по 10 июня;
— ИП встал и снялся с НПД в одном месяце. Например, встал 5 июня, а 15 передумал. Налог надо заплатить за период с 5 по 10 июня.
Заплатить налог надо до 25 числа месяца, следующего за отчётным.
Дальше ИП платит по новой системе налогообложения.
Как платить страховые взносы
После снятия с НПД предприниматель снова обязан платить страховые взносы за себя. Но сумма будет меньше из-за неполного года.
Если ИП встал и снялся с НПД в одном году, взносы насчитают за период до и после. Например, ИП был на НПД с 1 марта до 1 июня. Страховые взносы начислят за два периода: с 1 января по 28 февраля и с 2 июня по 31 декабря.
Доход ИП за период на НПД не засчитывается в превышение 300 000 ₽ для уплаты дополнительного 1 % взносов. А вот доходы за год до и после перехода сложатся — Письмо Минфина № БС-4-11/12435@.
Если ИП стоял на НПД с прошлого года, я снялся в текущем, взносы рассчитываются за период с даты снятия до 31 декабря.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Можно ли ИП снова встать на НПД в будущем
Предприниматель может повторно встать на НПД, если снова станет соответствовать критериям для режима. Для новой попытки не должно быть долгов по налогу. Переходить туда и обратно можно сколько угодно, если ИП это выгодно.
Статья актуальна на 25.06.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур