коап что рассматривает суд
Коап что рассматривает суд
КоАП РФ Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
Коап что рассматривает суд
КоАП РФ Статья 23.1. Судьи
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23.1, КоАП РФ
С 01.07.2022 в ч. 1 ст. 23.1 вносятся изменения (ФЗ от 05.04.2021 N 64-ФЗ).
С 01.12.2021 в ч. 1 ст. 23.1 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 204-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 403-ФЗ, от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ, от 12.11.2012 N 191-ФЗ, от 12.11.2012 N 192-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ, от 29.12.2012 N 277-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 07.05.2013 N 96-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 192-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 23.07.2013 N 197-ФЗ, от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 25.11.2013 N 313-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.12.2013 N 437-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.04.2014 N 70-ФЗ, от 05.05.2014 N 97-ФЗ (ред. 21.07.2014), от 05.05.2014 N 101-ФЗ, от 05.05.2014 N 105-ФЗ, от 05.05.2014 N 121-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 28.06.2014 N 173-ФЗ, от 21.07.2014 N 210-ФЗ, от 21.07.2014 N 227-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 21.07.2014 N 258-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ, от 31.12.2014 N 514-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 08.03.2015 N 35-ФЗ, от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 23.05.2015 N 129-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 14.12.2015 N 379-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 439-ФЗ, от 02.03.2016 N 49-ФЗ, от 09.03.2016 N 54-ФЗ, от 02.06.2016 N 161-ФЗ, от 23.06.2016 N 215-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 03.07.2016 N 272-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 318-ФЗ, от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 05.12.2016 N 412-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 490-ФЗ, от 22.02.2017 N 18-ФЗ, от 07.03.2017 N 26-ФЗ, от 17.04.2017 N 75-ФЗ, от 18.07.2017 N 175-ФЗ, от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 29.07.2017 N 265-ФЗ, от 29.07.2017 N 266-ФЗ, от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 14.11.2017 N 318-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ, от 20.12.2017 N 396-ФЗ, от 28.12.2017 N 437-ФЗ, от 29.12.2017 N 446-ФЗ, от 29.12.2017 N 451-ФЗ, от 05.02.2018 N 13-ФЗ, от 29.07.2018 N 236-ФЗ, от 29.07.2018 N 262-ФЗ, от 02.10.2018 N 347-ФЗ, от 30.10.2018 N 377-ФЗ, от 12.11.2018 N 404-ФЗ, от 27.12.2018 N 521-ФЗ, от 06.02.2019 N 7-ФЗ, от 06.03.2019 N 23-ФЗ, от 18.03.2019 N 26-ФЗ, от 18.03.2019 N 28-ФЗ, от 18.07.2019 N 180-ФЗ, от 26.07.2019 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 229-ФЗ, от 16.10.2019 N 338-ФЗ, от 04.11.2019 N 361-ФЗ, от 02.12.2019 N 405-ФЗ, от 16.12.2019 N 441-ФЗ, от 16.12.2019 N 442-ФЗ, от 16.12.2019 N 443-ФЗ, от 27.12.2019 N 493-ФЗ, от 27.12.2019 N 501-ФЗ, от 01.04.2020 N 72-ФЗ, от 01.04.2020 N 90-ФЗ, от 01.04.2020 N 99-ФЗ, от 08.12.2020 N 420-ФЗ, от 30.12.2020 N 511-ФЗ, от 30.12.2020 N 531-ФЗ, от 24.02.2021 N 14-ФЗ, от 24.02.2021 N 19-ФЗ, от 11.06.2021 N 205-ФЗ, от 28.06.2021 N 232-ФЗ, от 01.07.2021 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.10.2015 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.3, статьями 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 2.1, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 263-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 N 99-ФЗ, от 09.03.2021 N 36-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 11.10.2018 N 364-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 28.07.2004 N 93-ФЗ, от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ (ред. 21.03.2005), от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 02.07.2005 N 82-ФЗ, от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 05.12.2005 N 156-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 09.04.2007 N 45-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 03.12.2008 N 247-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 25.11.2009 N 274-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ, от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 28.12.2010 N 411-ФЗ, от 06.04.2011 N 66-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ, от 03.06.2011 N 120-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ, от 21.07.2011 N 253-ФЗ, от 08.11.2011 N 308-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 31.01.2012 N 2-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 01.12.2012 N 212-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 178-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 23.07.2013 N 197-ФЗ, от 23.07.2013 N 199-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 211-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 21.10.2013 N 275-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 02.11.2013 N 304-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 31-ФЗ, от 05.05.2014 N 97-ФЗ, от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 227-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ, от 13.07.2015 N 250-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 443-ФЗ, от 01.05.2016 N 138-ФЗ, от 23.06.2016 N 202-ФЗ, от 23.06.2016 N 207-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 03.07.2016 N 272-ФЗ, от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ, от 28.12.2016 N 490-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 07.06.2017 N 118-ФЗ, от 18.07.2017 N 175-ФЗ, от 29.07.2017 N 265-ФЗ, от 29.12.2017 N 446-ФЗ, от 19.07.2018 N 220-ФЗ, от 29.07.2018 N 236-ФЗ, от 29.07.2018 N 262-ФЗ, от 12.11.2018 N 407-ФЗ, от 27.12.2018 N 510-ФЗ, от 06.03.2019 N 23-ФЗ, от 18.03.2019 N 26-ФЗ, от 18.03.2019 N 28-ФЗ, от 17.06.2019 N 141-ФЗ, от 18.07.2019 N 180-ФЗ, от 26.07.2019 N 217-ФЗ, от 04.11.2019 N 357-ФЗ, от 01.04.2020 N 99-ФЗ, от 30.12.2020 N 512-ФЗ, от 09.03.2021 N 36-ФЗ, от 11.06.2021 N 205-ФЗ, от 28.06.2021 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 22.12.2014 N 439-ФЗ, от 02.06.2016 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 96-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 03.11.2015 N 304-ФЗ, от 09.03.2016 N 64-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 27.12.2018 N 521-ФЗ, от 01.04.2020 N 99-ФЗ, от 08.12.2020 N 420-ФЗ, от 24.02.2021 N 14-ФЗ, от 30.04.2021 N 102-ФЗ, от 28.06.2021 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 29.07.2017 N 265-ФЗ, от 04.11.2019 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 13.07.2015 N 250-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 29.12.2017 N 451-ФЗ, от 01.07.2021 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 161-ФЗ)
Коап что рассматривает суд
КоАП РФ Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 22.1 КоАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (действующая редакция)
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;
7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Комментарий к ст. 22.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 22.1 КоАП РФ посвящена судьям и органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
К федеральным судам относятся:
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— Верховный Суд Российской Федерации;
— кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ.
Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.
С одной стороны, обозначение общих названий является положительным моментом, т.к. такой подход исключает влияние постоянных изменений структуры федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, это может вызвать затруднения при определении конкретного федерального органа исполнительной власти, о котором идет речь в КоАП РФ (Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. N 12).
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделен Банк России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены также государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. В части второй комментируемой статьи закреплен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ решается с учетом Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Кроме того, КоАП РФ наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, наделены:
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;
— административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;
— государственные учреждения, подведомственные соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.
Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (действующая редакция)
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Комментарий к ст. 29.7 КоАП РФ
Комментируемая ст. 29.7 КоАП РФ устанавливает порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении, определенный ст. 29.7 КоАП РФ, является единым для всех должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела.
1) подготовка к слушанию дела об административном правонарушении;
2) рассмотрение дела по существу;
3) принятие решения по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 ст. 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
По мнению судов, по смыслу ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ, содержащей перечень процессуальных действий, осуществляемых при рассмотрении дела об административном правонарушении, оглашение материалов дела не является обязательным и делается лишь при необходимости. Несовершение административным органом указанных действий не свидетельствует о допущенных им существенных процессуальных нарушениях, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А11-7425/2011).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).