кое что по твоему где либо красно синий
Кое что по твоему где либо красно синий
Тест по теме «Правописание сложных слов, наречий, предлогов, союзов, частиц».
1. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1)(пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;
2)(пол)день, (пол)часа, (пол)села;
3)(пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;
4)(пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.
2.В каком ряду все слова пишутся слитно?
1)(пол)листа, (хлебо)завод, (северо)запад;
2)(плащ)палатка, (вечно)зелёный, (еле)еле;
3)(крепко)накрепко, (штаб)квартира, (тёмно)зелёный;
4)(железо)бетонный, (скоро)спелый, (кино)студия.
3.В каком ряду все слова пишутся слитно?
1)(пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;
2)(нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;
3)(крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);
4)где(либо), (пол)России, бок(о)бок.
4.В каком ряду все слова пишутся слитно?
1)(трудно)доступная вершина, (военно)воздушный,
2)(лето)писный, (тридцати)километровый, (ярко)пунцовый;
3)(кругло)суточный, (лево)сторонний, (светло)волосый;
4)(чёрно)белый, (всемирно)известный, (русско)английский.
5.В каком ряду все слова пишутся раздельно?
1)(ново)сибирский, (глухо)немой, (выше)указанный;
2)(плохо)скрываемый, (всемирно)известный, (мало)пригодный для жизни;
3) (дико)растущий,(близ)лежащий, (ясно)видящий;
4)(пепельно)серый, (выпукло)вогнутый, (исторически)значимый.
6.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)(водо)провод, (чуть)чуть, (по)английски;
2)кто(то), (горько)солёный, (научно)популярный;
3)(земле)дельческий, когда(нибудь), кое(о)чём;
4)(пол)Крыма, (мало)значащий, (зоо)магазин.
7.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)(пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;
2)(пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;
3)(полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;
4)(пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.
8.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)(по)моему, (велико)русский, (исконно)русский;
2)(полу)финал, (премьер)министр, (на)сквозь;
3)куда(либо), по(прежнему), (штаб)квартира;
4)(хлебо)завод, (прямо)противоположный, нежданно(негаданно).
9.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)из(под), (по)одиночке, (бледно)голубой;
2)(северо)запад, крепко(накрепко), (по)немецки;
3)(во)круг, (в)пятых, (за)частую;
4)(в)дали, (полу)сонный, (кое)кто.
10.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;
2)(во)едино, (без)толку, (пласт)масса;
3)(англо)японский, (зам)декана; (по)больше;
4)(с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.
11.В каком ряду все слова пишутся слитно?
1)(в)дали голубой, играл (в)дали, (за)границей;
2)бок(о)бок, (по)тихоньку, (после)завтра;
3)(метео)сводка, (по)ровну, (в)ничью;
4)(во)время путешествия, (в)доволь, (на)скоро.
12.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)будь (по)твоему, (по)твоему совету, из(под) стола;
2)(в)трое, (на)двое, (по)маленьку;
3)(по)монгольски, весел (по)прежнему, идти (по)прежнему маршруту;
4)тоска(кручина), подойди(ка), (по)над Доном.
13.В каком ряду все слова пишутся раздельно?
1)(в)виду недостатка времени, не прийти (в)следствие болезни, иметь (в)виду;
2)(во)время дождя, (в)миг чудесный, (в)связи с болезнью;
3)иметь (в)виду, идти (на)встречу ветру, включить (в)следствие;
4)спешить (на)встречу с другом, (на)против парка, (не)смотря на запрет.
14.В каком ряду все слова пишутся раздельно?
1)(в)течение месяца, говорить (с)глазу (на)глаз, (по)этому мосту;
2)сварить (в)крутую, вернуться (во)время, перевести деньги (на)счёт банка;
3)узнать (на)счёт экскурсии, (в)продолжение пяти лет, (с)низу;
4)(с)начала года, подойти (в)плотную, идти (по)одному.
15.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)надо(же) решать, помощь (из)вне, разбить (в)дребезги;
2)(в)третьих классах, (по)родственному, что(нибудь);
3)(мало)мальски, (по)дружески, (в)третьих;
4)(по)особенному дорог, идти (по)особенному паркету, как(никак).
16.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.
1)Я пройду тихонько (В)ДОЛЬ забора.
2)Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое ВРЯД(ЛИ)можно выразить обычными словами.
3)(ПО)ВИДИМОМУ, наша поездка приближалась к концу.
4)Я молчу, глядя (В)ДАЛЬ моря.
17.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.
1)ЧТО(БЫ) он ни читал, его нельзя было слушать без волнения.
2)(ОТ)ТОГО дома до нашего совсем близко.
3)(ИЗ)ПОД обрыва начали вылетать стрижи.
4)Дни бегут (В)ПРИПРЫЖКУ.
18.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.
2)Дорога круто забирала (В)ВЕРХ.
3)Разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.
4)Она вдруг совсем (ПО)ДЕТСКИ всплеснула руками.
19.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется раздельно.
1)Мы с Варей засиживались (ДО)ПОЗДНА.
2)Мы (НА)ПЕРЕБОЙ расспрашивали кучеров, смирные у них лошади или горячие.
3)Всё ТАК(ЖЕ) мягко опускался с неба на землю крупный снег.
4)Прежний хозяин (НЕ)ДАВНО покинул это место.
20.Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется раздельно.
1)(ПО)СТАРОМУ паркету залы медленно двигались танцующие пары.
2)Он причесал волосы (ПО)СТАРОМУ назад.
3)Чиновник он был отменный и прямо метил в (ВИЦЕ)ГУБЕРНАТОРЫ.
4)Наташа (НА)ОТРЕЗ отказалась поехать на север.
21.Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.
1)ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;
2)ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;
3)ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;
4)ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.
22.Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.
1)ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;
2)ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;
3)ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4)ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.
23.Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.
1)ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;
2)ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;
3)ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;
4)ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.
24.Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.
1)ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
2)ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
3)ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4)ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
25.Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.
1)ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
2)ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
3)ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4)ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
26.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.
2)(В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.
3)Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.
4)Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.
27.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.
2)Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.
3)(ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.
4)Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.
28.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.
2)Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.
3)Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.
4)Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.
29.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)(ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.
2)Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.
3)(ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.
4)ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.
30.В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1)Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.
2)Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.
3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.
4)Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.
Рабочая тетрадь для практических занятий по русскому языку (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Пр..катился клубок, пр..остановился, а с ним и Иван пр..тормозил. Пр..смотрелся, пр..гляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Пр..крикнул он на клубок, а тот пр..спокойно на месте лежит, пр..хорошенький такой. Иванушка пр..топнул – вперёд, мол, не страшны нам никакие пр..грады. А клубок пр..мудрый лежит, не шелохнётся. Хотел и Иванушка пр..лечь, только пр..коснулся к траве, а трава-в росе. Пр..сел на пр..дорожный камень. Пр..задумался.
4.Проверь себя! Тест
1) привилегия, престижный
2) неприметный, превращение
2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик!
Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.
3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.
2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.
3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.
Тема: «Правописание сложных слов»
Кроссворд «Сложные слова»
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым движением.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
2.Перепишите данные сложные слова правильно, раскрывая скобки.
(Кое)что, (по)твоему, где(либо), (красно)синий, (пол)вечера, (кое)как, (по)волчьи, (кое)(у)(кого), (полу)финал, какому(либо), (пол)Европы, (по)дружески, (северо)западный, куда(то), (пол)ленты, (во)первых, (по)царски, (по)человечески, какой(то), (полу)кеды.
3.Образуйте от данных словосочетаний и форм слов одно производное слово.
Образец:немецкая и русская компания – русско-немецкая компания
Словарь с русского на английский__________________________________
Стрелять, как снайпер_____________________________________________
Десерт из хлеба и булки___________________________________________
Флаг с полосами жёлтого иголубого цвета_________________________________
Итоговая проверочная работа в тестовой форме по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
А) наименьшая значимая часть слова;Б) звук;
А) состав словаБ) центральный элемент структуры слова
В) основа словаГ) логическое ударение
3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:
4. Какие слова называются однокоренными?
А) Слова с одним лексическим значением
Б) слова с переносным значением
В) слова с прямым значением
Г) слова с одинаковым корнем
Д) слова с несколькими лексическими значениями
5. Найдите слово с нулевым окончанием:
А) непроизводные и производные
Б) прямые и косвенные
В) глухие и звонкие
Г) парные и непарные
Д) сильные и слабые
7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
Г) переход одной части речи в другую
8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.
9.По какой модели образовано слово подснежник:
10. Аббревиатурами называются:
А) сложносокращённые слова
Б) иноязычные слова
В) устаревшие слова
Д) заимствованные слова
ТЕСТ по теме «Морфемика. Словообразование»
1. Какую приставку имеют слова ПОДАРОК, ПОДАТЬ, ПОДЕЛИТЬ
2. Определите гласную корня, подобрав проверочное слово.
ОЧ..РСТВЕТЬ, ПОБ..ЛИТЬ, ПОЧ..РПНУТЬ, ТВ..РДЕТЬ
3. В каком слове пишется буква Ы?
а) ц..новка б) станц..я в) пловц..
4. Выберите приставку Наутро решили ра..бить крепость.
5. Употребляется ли Ь на стыке приставки и корня?
6. Какая основа в слове расходиться?
А) Конвой. Б) Живой. В) Отвагой.
8. Какие слова являются однокоренными?
А) запах Б) пахарь В) пахать Г)пахнуть Д) пахучий.
ТЕСТ по теме «Морфемика. Словообразование»
1. Какую приставку имеют слова ОТАПЛИВАТЬ, ОТОВАРИТЬ, ОТОЩАТЬ
2. Определите гласную корня, подобрав проверочное слово.
ПОЧ..НИТЬ (карандаш), СП..ЛИТЬ, ЗАВ..НТИТЬ, ЗАСВ..СТЕТЬ.
3. В каком слове пишется буква Ы?
а) ц..новка б) станц..я в) пловц..
4. Выберите приставку Несколько дней стреляли бе..прерывно.
5. Употребляется ли Ъ на стыке корня и суффикса?
6. Какая основа в слове пригодиться?
А) Ручей. Б) Ножей. В) Воробей.
8. Какие слова являются однокоренными?
А) краса Б) красивый В) краска Г)украшение Д)красильня.
Контрольная работа по теме:
1. Допишите определения:
- Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется, … Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образовано слово называется, … Происхождение слов, то есть выявление их древнего значения и строения, изучает … Слова, состоящие из двух (реже трёх корней) называются …
Вставьте пропущенные буквы, подберите слова с чередованием, графически объясните правописание гласной в корне
- Необозримое поле бл_стит яркой зеленью. Девочка соб_рала сучья и обжигала их. Заг_рались и бл_стели стекла, оз_ренные пожаром. К песку нельзя было прик_снуться.
Вставить е илии, объяснить правописание (запись в столбик)
Пр_неприятный разговор, пр_ободрить товарищей, Василиса Пр_мудрая, старинные пр_дания, пр_кращать разговор пр_скверный характер, пр_удивительная история, пр_мирить друзей, пр_ступить закон, пр_бывать в городе. |
Заменить словосочетание одним словом, слово записать
Выпишите сложные слова
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, благоустройство, автомобиль, направление, сбербанк, кресло-кровать.
МОРФЕМИКА— это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
МОРФЕМА– это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
КОРЕНЬ—это обязательная часть слова.
ПРИСТАВКА— словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
СУФФИКС— словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
ПОСТФИКС— словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
ОКОНЧАНИЕ— формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ—раздел языкознания, который изучает способы и средства образования слов, правила и приемы их производства, строение производных и сложных слов.
ЭТИМОЛОГИЯ (от др.-греч. ἔфхмпт — истинный, правильный, верный + др.-греч. льгпт суждение) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ — это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать заметки об этимологии слов.
Образцы анализов и разборов слов.
Морфемный разбор слова
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец устного морфемного разбора слова:
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Образец письменного морфемного разбора:
Задачи словообразовательного анализа несколько иные: установить, от чего образовалось данное слово (найти производящую основу) и с помощью чего (выделить словообразующий аффикс), и в итоге этих исследований определить способ словообразования.
Порядок словообразовательного разбора:
1. Дать лексическое значение слова.
2. Сравнить состав данного слова с однокоренными; определить ту часть слова, с помощью которого оно образовано.
3. Определить, от чего образована основа.
Образец устного словообразовательного разбора
1. Мыслитель – тот, кто мыслит.
Рабочая тетрадь по теме «Словообразование, морфемика»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Славянский электротехнологический техникум»
для практических занятий
раздел «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Составители: Дюженко Татьяна Анатольевна, преподаватель
Смольнякова Ирина Вадимовна, преподаватель
Рабочая тетрадь адресована для выполнения практических заданий по предмету «Русский язык». В ней представлены индивидуальные задания, которые можно использовать как на уроках русского языка.
Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, умение работать со словарём.
Представленные в сборнике задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот.
Тема:Морфемика. Морфемный разбор слова
Дать определение понятиям
ПРИСТАВКА _______________________________________________________________________
СУФФИКС_____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Распределите слова по группам.
Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.
ЗАДАНИЕ 3. Распределите слова по группам, выделив суффикс.
ЗАДАНИЕ 4. Разобрать слова по составу:
рассмотрел, предполагал, поверхности, растущих.
ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы.
1. Бархатц. бац..лла, принц..п, ц..фра.
2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.
3. Дирекц..я, квитанц..я, Кобылиц..н, ц..гейка.
4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.
Выполните морфемный разбор слов:
Слева, двумястами, пекарь, перенаселение, полдник, пол-лимона, железнодорожный, двухэтажный.
Напишите слова, соответствующие следующим схемам:
Выпишите из текста и разберите по составу выделенные слова.
На палубе было ещё тепло, но уже свежестью вечера тянуло от воды. Волхов тёк между низких заливных лугов, то на одном берегу вдруг опять вставал древнерусский тёмный лес.
4. Составьте слова по схемам, морфемы выделите.
6. К данным словам припишите противоположные слова по значению, с тем же корнем. Выдели приставку.
Образец: развязать – связать
раздвинуть – _________________________
разложить – _________________________
развернуть – _________________________
разлепить – __________________________
вбежать – ___________________________
внести – ____________________________
въехать – ___________________________
ввести – ____________________________
вползти – ___________________________
7. Образуй и запиши слова с суффиксами:
-к-
строить ____________________________
чистить ____________________________
стирать ____________________________
переписать _________________________
погрузить __________________________
примерить _________________________
побелить __________________________
-б-
служить __________________________
косить ___________________________
палить ___________________________
дружить __________________________
ходить ___________________________
стрелять __________________________
бороться __________________________
8. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
борьба, борец, бороться, воевать
весельчак, веселый, радостный, веселье
вражда, враг, противник, вражеский
дорога, путь, подорожник, дорожный
9. Выделите суффикс.
подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка, подстилка
10. Образуйте слова с помощью данных приставок:
под- от- при- у-
ползти, бежать, тащить, гнать, нести, плыть, водить, лететь