когда бы доверяли не словам а истине что сердцем познается
Когда бы доверяли не словам а истине что сердцем познается
Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познается,
Да сердцу, что от истины зажжется,
То не было б предела чудесам.
Комментариев нет
Похожие цитаты
Если б сердце умело бы вслух говорить,
То оно научило б нас жить и любить,
Научило бы хрупкие чувства беречь,
Прервало навсегда слов жестоких картечь,
Научило б от нежности нас трепетать,
Научило бы ждать, доверять и прощать,
Генерировать счастье, и чувствовать боль,
Научило бы слышать и видеть душой.
Высекать научило б из взгляда огонь,
В час тяжелый протягивать людям ладонь,
Тьму собой освещать, где не видно ни зги…
…Но у многих, увы, вместо сердца — мозги.
© zulnora
Когда на сердце тяжело… Когда Вам по ночам не спится… Душа, как то хрустальное стекло, готова вдребезги разбиться… Пусть не увидит этого никто! Ведь люди не поймут всей Вашей боли… Вы лучше смейтесь бедам всем на зло и не давайте чувствам Вашим воли! Улыбкою обезоружьте всех! Играя и шутя со всеми как обычно! Пусть льется Ваш веселый смех, пусть видят все, что в Вашей жизни ВСЕ ОТЛИЧНО!
Ах, мамочка, мама, возьми меня в детство.
Я жизнь эту просто не в силах понять.
Мне добрая память осталась в наследство,
Да сила еще все обиды прощать…
Я, мам, повзрослела, но только не знаю,
Как душу закрыть, чтоб не мучил сквозняк.
Умом я, конечно же, всё понимаю.
А сердцем? А сердцем, ну, просто никак…
А мир этот, мама, уже искалечен,
И в трудный момент никто руку не даст…
Меня ты учила:»Добро души лечит».
Но знаешь, здесь каждый скорее предаст…
… показать весь текст …
Три совета
на сюжет притчи Руми
Когда бы доверяли не словам, а истине, что сердцем познаётся,
да сердцу, что от истины зажжётся, то не было б предела чудесам.
Однажды Некто, встретив птичку света,
Поймал её. Вдруг молвила она:
— Я дам тебе бесценных три совета,
Коль ты меня отпустишь, я умна.
И Некто птичку выпустил на волю.
Вспорхнув на ветку, молвила она,
Как ветер, отдающий силу морю,
Как в море возлетевшая волна:
— Тому, что доказательств не имеет,
Тому, что здравый смысл не обрело,
Не верь! А то сомненья одолеют,
И думай, я скажу еще одно:
(Тут птичка до вершины долетела)
— Несчастный человек, узнай о том,
Что два алмаза я на завтрак съела,
И, если б ты пронзил меня, с умом,
Твоими б те богатства сразу стали!
В отчаянии наш Некто зарыдал,
Схватив пустую голову в печали,
И с горестью он птичке прошептал:
— Скажи хотя бы третий, в заключенье.
Представь, как глупо верить, что алмазы
В такой малютке можно поместить,
И стоит ли играть, как дети, в фразы,
Иль плакать над потерями, тужить.
Ты глуп, так оставайся же в границах,
Обычных для обычных же людей,
Но думай иногда о свето-птицах,
И пусть они появятся скорей!
Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познаётся
И сердцу, что от истины зажжётся,
То мысли б обретали божий Храм.
Сколько слов ни говори, а рассказать
про любовь не в силах слово никогда.
Не научит нас сгорать времён вода,
жизнь с умом нас обрекает лишь страдать…
Три совета
Сказка из книги «Долгое Эхо Руми»
Когда бы доверяли не словам, а истине, что сердцем познаётся,
да сердцу, что от истины зажжётся, то не было б предела чудесам.
Однажды Некто, встретив птичку света,
Поймал её. Вдруг молвила она:
— Я дам тебе бесценных три совета,
Коль ты меня отпустишь, я умна.
— Согласен! Говори мне эти мысли.
И Некто птичку выпустил на волю.
Вспорхнув на ветку, молвила она,
Как ветер, отдающий силу морю,
Как в море возлетевшая волна:
— Тому, что доказательств не имеет,
Тому, что здравый смысл не обрело,
Не верь! А то сомненья одолеют,
И думай, я скажу еще одно:
(Тут птичка до вершины долетела)
— Несчастный человек, узнай о том,
Что два алмаза я на завтрак съела,
И, если б ты пронзил меня, с умом,
Твоими б те богатства сразу стали!
В отчаянии наш Некто зарыдал,
Схватив пустую голову в печали,
И с горестью он птичке прошептал:
— Скажи хотя бы третий, в заключенье.
Представь, как глупо верить, что алмазы
В такой малютке можно поместить,
И стоит ли играть, как дети, в фразы,
Иль плакать над потерями, тужить.
Ты глуп, так оставайся же в границах,
Обычных для обычных же людей,
Но думай иногда о свето-птицах,
И пусть они появятся скорей!
Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познаётся
И сердцу, что от истины зажжётся,
То мысли б обретали божий Храм.
Джалаледдин Руми
Джалаледдин Руми
персоязычный поэт, проповедник, суфийский шейх
Дружите с умным, ибо глупый друг
Порой опаснее, чем умный враг.
Да поразит возмездие бедой
Тех, кто за дружбу заплатил враждой.
Любовь должна быть тем, что нас бы услаждало.
Любовь нам радости без счета может дать.
Я в матери любви обрел начало.
Благословенна будь навеки эта мать!
И зноем дня не будет опален
Тот, кто терпеньем гордым закален.
Когда глупца учат мудрецы,
Они посев бросают в солонцы.
И как ни штопай, шире, чем вчера,
Назавтра будет глупости дыра.
В свете твоем я научился любить.
В красоте твоей — писать стихи.
Ты танцуешь у меня в сердце,
Где никто тебя не найдет.
Я хотел бы поцеловать тебя.
А цена этого поцелуя — моя жизнь.
И теперь моя любовь бежит к моей жизни
С криком: «Как дешево, давай купим!»
Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познается,
Да сердцу, что от истины зажжется,
То не было б предела чудесам.
А где покой? В которой стороне?
Там, где мы с Истиной наедине!
А если ты в душе таишь
Лишь мысли, где убыток, где барыш,
Мне жаль тебя: на тропах к высям вечным
Блаженства людям не познать беспечным.
Не лезь в дела чужие и не строй
Счастливый дом свой на беде чужой.
Не очень сходны меж собою тот,
Кто суть познал, и тот, кто познает.
Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?
Не прям наш путь, нам свойственны грехи,
Как отделить нам суть от шелухи?
Не сединою мудрость мерить надо.
Бывают иногда и тем умны,
Чья борода не знает седины.
Меж тем случается: иной из нас
Не умудрён, хотя и седовлас.
Недаром говорят: у дурака
Нет горя больше, как от языка.
Нет большего на свете святотатства,
Чем, видя чью-то боль, являть злорадство.
Ведь более других грешащих грешен
Тот, кто чужим страданием утешен!
Ничтожно всё: и званье и прозванье,
Существенны лишь смысл и пониманье.
Порой причина бедствия иного
Различное истолкованье слова.
Непониманье сути сплошь и рядом
Враждой чревато или же разладом!
Но жизни для того на свете нет,
Кто ищет пищу в суете сует,
Кто лишь для плоти ищет пропитанья,
Пренебрегая пищею познанья.
О, мой язык, страдаю каждый день я,
Но исполняю все твои веленья.
Ты и добро, что дом мой наполняет
И кара, что огнём его сжигает.
Плоть наша от души отделена,
Меж ними пелена, она темна.
Порой летит высоко в небе птица,
Лишь тень по полю, по дороге мчится.
И ты, глупец, бежишь за ней весь день,
Но как поймать то, что всего лишь тень?
Ты видишь не предмет, а тень предмета,
А где же сам предмет? Он в небе где-то.
Пороки, коим «зло» и «похоть» имя,
Людей нередко делают косыми.
Пороки эти наш туманят взгляд,
В одном предмете видеть два велят.
Порою мы своим деяньям рады,
Считая благом их, мы ждём награды.
Не замечая, что, по мненью всех,
Сокрыт в поступках наших тяжкий грех.
Порою человек и сам не знает
Тех свойств своих, какими обладает.
Пустивши слово, как стрелу из лука,
Ни смысла нам не возвратить, ни звука.
Нам удаётся обуздать обвал
В горах, пока он силы не набрал.
Пусть слово благо, всё же иногда
От слова меньше пользы, чем вреда.
Своих изъянов зреть мы не вольны,
Любой изъян видней со стороны.
Когда б порочный видел свой порок,
Он с лёгкостью его б исправить мог.
Себя опасной дружбой не заботь
С глупцом, чей пленник ум, наставник – ложь.
Скорее докричишься до камней,
Чем до погрязших в алчности людей.
Слетает слово вдруг, нежданно с языка,
Подобное стреле неловкого стрелка.
Слова, что плохи или хороши, —
Лишь занавес пред сводами души.
…Слово может мёртвых оживить
И целый мир в пустыню превратить.
Бывает, что одно и то же слово
Терзает одного, целит другого.
Случается порой, что даже лев
Ест падаль, с голодухи ослабев.
Там всяк проигрывает неизменно,
Кто связан с тем, что призрачно и тленно.
Тех ждёт недуг, кто мнит себя недужным.
Того желать не надо никому,
Что испытать несладко самому.
Когда кому-то ты копаешь яму,
Сам почему-то попадаешь в яму.
Тот, кто избрал в удел исканий путь,
Отыщет, что искал, когда-нибудь.
Умей коварство различить, мудрец,
В словах красавиц, в том, что шепчет льстец,
Ведь даже дьявол, свой скрывая лик,
Порою говорит: «Аллах велик!»
Утрата – не причина для печали.
Чем мы бедней, тем легче нам забота,
Слабее страх, что мы утратим что-то.
Богатство потеряем – не беда:
И богачи счастливы не всегда.
Хвалы достоин только тот из нас,
Кто слабым помогает в трудный час.
Хоть мы – цари природы, тем не мене
Ничтожность нас приводит в изумленье.
Чем путь земной твой ни был бы отмечен,
Воздержан будь во всём, тем боле в речи…
Что делать? Если в яму угодил,
Не трать на ругань понапрасну сил.
Что имя? Лишь название предмета,
Подумай, что таит названье это?
А хитрость и в былые времена
Была с умом и доблестью сходна.
Без повода лишь волк несёт несчастье
Тем людям, чью скотину рвёт на части.
Но человек не волк, не гад ползучий,
Он без причины никого не мучит.
Безгрешна дочь, когда безгрешна мать.
Жизнь матери для дочери наука,
И честность матери тому порука.
…Бойся тех,
Кому добро содеял, как на грех.
Бывает так повсюду: мрак и тьма
Людей лишают знанья и ума.
Меж тем их разномыслие, пожалуй,
Исчезло б от свеченья свечки малой.
Быть может, в сто, быть может, в двести раз
Твоя рука сильнее глаз.
Но ты рукою схватишь то, что рядом,
Меж тем как целый мир охватишь взглядом.
И мыслью, что рождается в сердцах,
Повергнуть можно сто миров во прах.
В союзе прочном мужа и жены
Должны быть равны обе стороны.
Ведь тем, кто вонь вдыхает много лет,
От нежных запахов бывает вред.
Воистину удары мудреца
Намного лучше милости глупца.
Яд мудреца нередко нас спасает,
А мёд глупцов подчас и убивает.
Всем, чтобы нас гордыня миновала,
Стерпеть уколов предстоит немало:
Зато пред тем, кто плоть смирил, должны
Склониться солнца лик и лик луны.
Да поразит возмездие бедой
Тех, кто за дружбу заплатил враждой.
Для истины иного нет зерцала —
Лишь сердце, что любовью воспылало.
Да, те блаженны, кто учиться властен
На чьём-то счастье или же несчастье.
Душа чужая – тайна для познанья.
Есть много слов, чьё сходно написанье,
Хоть и совсем различно содержанье.
Жилище, где тебя не ждут, старайся обойти,
Туда, где золотом слывёшь, отыскивай пути.
За тяжкий груз, зовущийся любовью,
Влюблённый платит собственною кровью.
Зло – суета сует, и неспроста
От Знанья происходит доброта!
И в яму своего высокомерья
Падали ровно и люди, и звери.
И вообще душа душе близка
Не только пониманьем языка.
Порою понимает, как ни странно,
И турок уроженца Индостана,
И может турка не понять вовек
В его краю рождённый человек.
Ведь кроме речи есть язык доверья,
Которым люди связаны и звери.
И всё же Истина к тому, кто верит,
Стучит, как путник в запертые двери.
И нам бы думать стоило всегда:
Мы от кого бежим, бежим куда?
Сокрыться от себя не в нашей воле,
От Бога убежать нельзя тем боле.
И повторю я вновь в который раз:
Друзей ищите, что достойны вас!
И ты умерь свою, стяжатель, прыть:
Ведь всей реки в кувшин не перелить.
Известно нам, когда темна душа,
То красота не стоит и гроша.
Иной хоть некрасив, но всё ж приятен
Тем, что душою чист, хоть и не статен.
Известно: плотью тот не отощает,
Кто на охоте льва сопровождает.
Иной, толкующий ученье сухо,
Не более мудрец, чем кормчий муха.
И речь его, что сходит с языка,
Зловонна более, чем глубока.
Итак, зловонье тех из нас удел,
Кто благовонье мудрых слов презрел.
Когда болвана учат мудрецы,
Они посев бросают в солонцы,
И как ни штопай – шире чем вчера,
Назавтра будет глупости дыра.
Когда в руках мы держим сам предмет,
Зачем искать его неясный след?
Когда людей несчастия гнетут,
Они обеты частые дают.
А после все обеты забывают,
Когда немного беды отступают.
Кто, гневаясь, себя сдержать не может,
Тем никакое зелье не поможет!
Кто грех чужой выискивает, тех
Бог судит строже, чем творящих грех.
Кто умертвил в себе соблазн гордыни,
Тот царь земли и царь небесной сини.
Любовь должна быть тем, что нас бы услаждало.
Любовь нам радости без счёта может дать.
Я в матери-любви обрёл начало.
Благословенна будь навеки эта мать!
Любовь способна даровать нам речь,
Заставить петь и немоте обречь!
Любовь честна, и потому она
Для исцеления души дана.
Людская речь – завеса, а за ней
Порою клад, порою жало змей.
Скажу точней: за каждым словом клад,
Но клад, который змеи сторожат.
Людской души туманна половина,
Другая – в прегрешениях повинна.
На красоту приятно нам взглянуть,
Но всё ж не красота важна, а суть.
Что красота? Она, увы, мгновенна.
Лишь наша сущность вечна и нетленна.
Нам ведомо: людская бедность всех
Ввести способна и в соблазн и в грех.
И не тебе судить, о богатей,
Изнемождённых нищетой людей.
Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.
Преувеличение – это вышедшая из себя истина.
Прежде чем воспитать свой язык, воспитай свое сердце. Потому что слова исходят от сердца, выходят через язык.
Когда беды наваливаются на тебя одна за другой, когда они доводят тебя до невыносимого состояния, только не сдавайся! Потому что это точка, где поменяется ход событий.
Самое худшее одиночество — это остаться среди тех, кто не понимает тебя.
Слово подобно выпущенной стреле. И никогда еще стрела обратно не возвращалась.
Любящие не встречаются, они с самого начала друг в друге.
Жизнь без любви не имеет смысла;
Любовь — вода жизни,
Пей же её и сердцем, и душой.
У кого большая любовь, у того большое испытание.
Будь либо так близко, чтобы тебя могли удержать, либо далеко, чтобы тебя могли забыть.
Тот, кто в тебе нашел счастье – твой. Все остальные — гости.
Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли, лучше чем та, которая настанет?
Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.
У любви нет основания. Любовь – это бескрайний океан без начала и конца.
Науку познаешь с помощью слов, искусство – с помощью практики, а отчужденность познается в компании.
Пусть красота того, что ты любишь, станет красотой твоих поступков.
То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.
Ты рожден крылатым. Зачем же, пресмыкаясь, ползти по жизни?
Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.
Не горюй. Все, что ты потерял, вернется тебе в другом обличье.
Лев, сметающий вражеский строй, не так велик, как лев, совладавший с собой.
Подборка про Руми: «Есть голос, который не использует слов. Слушай!». Часть 2
Продолжение увлекательной статьи о жизни и духовном пути известного суфийского поэта Джалаладдина Руми. С первой частью можно ознакомиться, перейдя по ссылке.
Руми внутренне переродился, постоянно пребывал в возвышенном состоянии духа, стал весел и беспредельно счастлив – и приводил в такое же состояние своих слушателей:
«Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познаётся,
Да сердцу, что от истины зажжётся,
То не было б предела чудесам.»
Когда Руми вернулся к преподаванию – изменилась его суть и форма. Он обучал непосредственному постижению истины на собственном опыте. Руми стал непревзойдённым учителем, выражающим свой «горний опыт» в стихах и притчах.
Из богослова Руми превратился в «Странника на пути Любви», вдохновенного суфия. Руми считал, что очень важно доверять Богу. Ведь Творец создал этот мир во благо человека и всё в мире подчинено воле Единого:
«Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого пусть жизнь живёт через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли, лучше чем та, которая настанет?»
“Боль существует только в сопротивлении,
Радость – только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные,
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт.
Есть просто сопротивление тому,что есть.”
“Мы должны показать Богу благодарность, а не постные физиономии.”
Руми писал, что практика должна приносить радость ищущему, иначе она не принесёт результата:
“. Должен быть вкус,
зерно наслаждения, а иначе ягода
не произведёт молодое деревце,
которое позднее станет плодоносящим древом.
Безрадостная и безвкусная практика –
это просто фантазирование.”
Мы можем подарить Творцу лишь свою Любовь и Благодарность:
“Всегда прибавь слова благодарности
К любой фразе – ”Если Богу угодно”,
Затем иди. ”
Около трёх лет длилось земное общение Руми и Шамса. А затем Шамс исчез. Руми разыскивал друга в разных краях.
«Когда беды наваливаются на тебя одна за другой, когда они доводят тебя до невыносимого состояния, только не сдавайся! Потому, что это точка, где поменяется ход событий.»
И случилось чудо – Руми ощутил единство с душой Шамса. Он достиг стадии фана – растворения в Друге…
Необыкновенно глубокие мысли и чувства потекли из под пера Руми. Он назвал собрание своих газелей «Диваном Шамса Тебрези». Он подписывал их «Шамс». Даже почерк Руми стал неотличим от почерка Шамса.
«Это очень тонкое понятие: всё,что вы любите – и есть вы.»
Поэзия Руми гармонична благодаря чувственному опыту и огромной любви к Богу. Она вдохновенна и содержательна – будто льётся из Души:
Главной целью земной жизни человека Руми считал поиск пути к Богу и слияние Души с Абсолютом:
“Если бы людям показали путь в духовную Вселенную,
Ни один из них не остался бы здесь ни на один миг.”
“Движется ли он медленно или скоро,
ищущий человек обрящет.
Ищи всегда и всем своим существом,
ведь поиск – превосходный проводник на пути.
хотя ты увечен и прихрамываешь,
хотя тело твоё согбенно и неуклюже,
неустанно волочи ноги к Единому.
Сделай Единое своим священным поиском.”
Руми считал, что фана (процесс мистического растворения человека в Боге) – бесконечен. При этом человек не теряет своей личности в присутствии Бога.
«Ты отражённый свет – души моей свеченье,
Другим невидимое, как сердцебиение.
У красоты Твоей учусь любви,
Уста твои творят мои стихи.»
Руми полагал,что на пути к Богу следует быть терпеливым:
«Бога надлежит искать медленно и безо всяких остановок.
Маленький ручеёк, постоянно текущий, не загрязняется и не зацветает.
Из этой неторопливости рождаются блаженство и радость…»
”В зеркале, как известно, всё наоборот. Но без него мы бы никогда не увидели самих себя.”
Любимый символ поэзии Руми – зеркало, отражение.
«Чтоб стал твой мир прозрачен и лучист –
Ты сердце, словно зеркало, очисть!»
«Каким ты видишь этот мир, таков и ты.
Мир – отражение духовной Красоты.»
Руми писал, что человек не может познать Бога в том, что его окружает, потому что он ощущает мир в его многообразии, в то время как он един. Разбитое зеркало даёт тысячу отражений. Когда внутренняя природа человека становится цельной, он может познать единство Бога через всё, что его окружает.
В это время Руми создаёт всё, что сохранило его имя в веках. За “Диваном Шамса Тебризи “пишет поэму «Маснави-йи-манави» («Поэма о скрытом смысле») – энциклопедия суфизма. В ней сочетаются притчи и истории о пророках и суфийских святых. Состоит из шести книг (около 50 000 стихов). В этой поэме его собственные прозрения и путь к Истине переплетены с наследием предыдущих поколений.
Говорят, что чтение этих духовных двустиший в оригинале вызывает особые чувства…
Притчи присутствовали в литературе и фольклоре разных народов во все времена. Они дают каждому то, что он способен взять, а скрытый в них смысл неисчерпаем:
«…Суть – глубь морская, видимость – волна,
Под маской притчи – скрыта глубина.»
«Притча подобна воде,
которую подогревают для купания.
Она передаёт послания между огнём
и твоей кожей. Она позволяет им встретиться
и очищает тебя!»
«Фихи-ма-Фихи («О вещи в себе») – философские лекции. Считается, что они записывались писцом во время бесед с Руми, а сам он их позднее редактировал. Это беседы о внешнем и внутреннем мире, суфийском пути, отношениях учителя с учениками, психологии:
“Подлинный учитель разбивает того идола, которого пытается сделать из него ученик.”
«Если вы видите в своём брате недостаток, то знайте, что замеченный вами недостаток уже есть у вас. Образованный человек подобен зеркалу, в котором вы видите собственный образ, поскольку «верующий – это зеркало своего верующего товарища». Избавьтесь от этого недостатка в себе, ибо то, что не нравится вам в нём, беспокоит вас в самом себе.
…Слона вели к колодцу на водопой. Он увидел себя в воде и отшатнулся. Слон подумал, что его смутил другой слон. И ему было невдомёк, что он убежал от самого себя.»
Руми считал, что земная жизнь – школа для обучения Души, учебники – люди и обстоятельства этой жизни. Экзамены – испытания и искушения, а учитель – сам Создатель.
Духовное восхождение невозможно без самореализации в земном мире. Суфии называли этот процесс «сверлением жемчужины».
«Жемчужина» – Душа, а «нить» – связь с мирозданьем.
Суфии считают, что человек дуален по природе своей:
“Телом ты зверь, духом ты ангел.
Ибо ты уходишь в землю и ты идёшь на небо…”
“Человек живёт между мирами ангелов и животных. Если после физического развития он перестаёт развиваться внутренне, то совсем скоро окажется в стаде животных. Продолжающий над собой упорно трудиться будет жить в мире ангелов”.
Руми писал, что достижение вечной Жизни возможно здесь и сейчас, что человеку дан величайший шанс, который он должен использовать. И никакое достижение на пути к Богу не является пределом. За каждой ступенью – новая, более возвышенная и радостная.
«Господь приставил к нашим ногам лестницу.
Надо ступенька за ступенькой преодолеть её и подняться на крышу.»
Символ “лестницы”– иллюстрация восхождения Души по пути единения с Всевышним. И на этом пути нельзя останавливаться:
«И хотя дорога никогда не заканчивается,
Сделай шаг и продолжай идти,
Не смотри с опаской на расстояние.
На этом пути дай сердцу быть таким гидом,
Так как тело нерешительно и полно страха.»
Идущий по пути должен стремиться к слиянию с Богом, не ожидая вознаграждения. И только сам став носителем божественной мудрости, человек может освещать путь другим. При этом он только проводник божественного света и не свободен от труда самосовершенствования.
«Чтоб на земле кому-то послужить,
Душой для Бога должен ты ожить.»
На вопрос, где находится мир Абсолюта, Руми отвечал: «В вашем сердце».