когда был принят билль о правах в чем его значение
Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Международный билль о правах человека
В период с 1948 года, когда была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека, до 1976 года, когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация являлась единственной полностью завершенной частью Международного билля о правах человека. Как Декларация, так и впоследствии Пакты оказали серьезное влияние на умы и деятельность людей и их правительств во всех частях света.
На состоявшейся в Тегеране в 1968 году Международной конференции по правам человека был проведен обзор работы, проделанной за двадцать лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и составлена программа на будущее. В принятом на Конференции воззвании торжественно заявляется, что:
1. Настоятельно необходимо, чтобы члены международного сообщества выполняли свои торжественные обязательства соблюдать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов;
2. Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества;
3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами.
Таким образом, в течение более 25 лет Всеобщая декларация прав человека «являлась общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека». Она обрела популярность и завоевала авторитет как в станах, которые присоединились к одному или обоим пактам, так и в тех, которые их не ратифицировали и к ним не присоединились. Ее положения стали правовой основой многих важных решений, принятых органами ООН, они вдохновили разработчиков ряда международных документов в области прав человека как в рамках системы ООН, так и вне ее, оказали значительное влияние на целый ряд многосторонних и двусторонних договоров. Кроме того, они стали основой при подготовке многих новых национальных конституций и сводов национальных законов.
Всеобщая декларация прав человека стала признанным историческим документом, в котором закреплены общие определения человеческого достоинства и человеческих ценностей. Декларация является мерилом достижений всех народов и всех стран в части уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека.
Вступление в силу Пактов, присоединяясь к которым государства берут на себя как юридические, так и моральные обязательства поощрять и защищать права человека и основные свободы ни в коей мере не уменьшили общепризнанного значения Всеобщей декларации. Наоборот, сам факт существования Пактов и наличия в них механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, закрепленных в Декларации, придает новую силу самой Декларации.
Кроме того, Всеобщая декларация имеет поистине всеобъемлющий охват, поскольку повсеместно сохраняет свою ценность для каждого члена человеческой семьи, независимо от того, разделяет или нет его правительство эти принципы или ратифицировало оно или нет эти Пакты. С другой стороны, Пакты по своей природе есть ничто иное, как многосторонние конвенции, имеющие юридически обязательный характер только для тех государств, которые принимают их путем ратификации или присоединения.
Во многих важных резолюциях и решениях органов ООН, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, Всеобщая декларация прав человека и один либо оба Пакта берутс за основу.
Почти все международные договоры в области прав человека, принятые органами ООН с 1948 года, основаны на принципах, заложенных во Всеобщей декларация прав человека.
В преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается, что «согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».
Аналогичное заявление содержится и в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах.
В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденной резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, «учитывается статья 5 Всеобщей декларации прав человека и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, обе из которых предусматривают, что никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания». Это положение нашло дальнейшее развитие с принятием в 1984 году Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи). Аналогичным образом Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года, четко определяет характер и охват «принципов недискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждении, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах».
Похожая ситуация складывается и в отношении международных договоров в области прав человека, принятых соответствующими организациями, не входящими в систему Организации Объединенных Наций. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в 1950 году в Риме, заканчивается следующими словами:
«Преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации».
В Статье II Устава Организации африканского единства, принятом в Аддис-Абебе в 1963 году, говорится о том, что одной из целей Организации является «содействие международному сотрудничеству с должным учетом положений Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека».
Американская конвенция о правах человека, подписанная Сан-Хосе, Коста-Рика, в 1969 году, в своей преамбуле обязуется уважать принципы, изложенные в Уставе Организации американских государств, Американской декларации прав и обязанностей человека и Всеобщей декларации прав человека.
Судьи Международного уголовного суда нередко упоминают в качестве основы для своих решений принципы Международного билля о правах человека.
Национальные и местные трибуналы часто ссылаются на принципы, изложенные в Международном билле о правах человека. Кроме того, в последние годы в текстах национальных конституций и законодательных актов все чаще стали предусматриваться меры юридической защиты этих принципов. Фактически многие из недавних национальных или местных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне.
Таким образом, Международный билль о правах человека является крупной вехой в истории прав человека, настоящей «Великой хартией», знаменующей собой жизненно важный этап развития человечества: осознанное обретение человеческого достоинства и ценности человеческой жизни.
Билль о правах, Англия (1689)
В 1688 году в Англии произошла Славная революция, в ходе которой был низложен король Яков II Стюарт, и на престол под именем Вильгельма III взошёл его зять — нидерландский статхаудер (правитель) Вильгельм Оранский. Английская знать, принимавшая самое живое участие в этих событиях, желала закрепить свои права и продолжить влиять на политику государства и волю короля. Билль о правах появился в условиях борьбы нового короля и парламента. Вильгельм Оранский до последнего пытался противиться изменениям, однако, прибегая к финансовому давлению, парламентарии сумели добиться демократизации английского законодательства.
Создание и принятие Билля о правах
Первый конфликт между парламентом и новым королём произошёл уже в феврале 1689 года. Нидерланды в это время в составе Аугсбургской лиги вели войну против Франции. Вильгельм III рассчитывал, опираясь на английскую армию и богатства своего нового королевства, получить перевес в этой войне. Поэтому он выступил перед лордами, с просьбой передать ему право на сбор налогов (по закону, оно ещё оставалось за Яковом II) и немедленно начать войну с Францией. Поскольку вопросы о налогах мог решать только парламент, а его созыв требовал времени, было решено наделить всеми полномочиями парламента Конвент – учредительный парламент, начавший свою работу в январе и уже принявший Декларацию о правах. Декларация содержала в себе перечень прегрешений прежнего короля и указывала на необходимость ограничения власти Вильгельма III. Однако новый король не считал Декларацию чем-то значимым и игнорировал содержавшиеся в ней положения.
Юридические дискуссии, которые велись в парламенте после принятия Декларации, способствовали росту политического самосознания английской знати. Она уже не хотела мириться со своим второстепенным положением и хотела иметь законные основания для отстаивания своих прав. Палата лордов одобрила решение о дополнительных налогах, после чего обсуждение началось в палате общин. Хотя во втором чтении было решено поддержать Вильгельма III, Палата общин явно затягивала с обнародованием окончательной резолюции. Это было связано с двумя причинами. Во-первых, парламентарии хотели показать новому королю, что он от них зависит, а, во-вторых, параллельно в нижней палате парламента шла активная разработка нового документа, который должен был закрепить основные положения Декларации в виде закона.
Весной произошла коронация Вильгельма III и его жены Марии Стюарт. Незадолго до этого текст королевской присяги был отредактирован. Король и королева должны были дать торжественную клятву, что они будут следовать законам, принятым парламентом.
В мае Билль о правах (полное название документа – «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны») был закончен и одобрен Палатой общин в третьем чтении. Документ был передан на обсуждение в Палату лордов, внесших в него поправки. Некоторые поправки, особенно касающиеся наследования английского престола, вызвали ожесточённую дискуссию между двумя Палатами. Споры продолжались до августа, пока Вильгельм III не приостановил деятельность парламента.
Спустя два месяца нуждавшийся в деньгах король был вынужден снова собрать оппозиционно настроенных парламентариев. Деньги на продолжение войны были выделены, но сразу после этого обе палаты снова вернулись к обсуждению Билля о правах. Обстановка в стране за это время сильно изменилась. Английский народ, недовольный тем, что его втянули в разорительную войну с Францией, относился к Вильгельму III с нескрываемой неприязнью. Отсутствие же денег в королевской казне грозило поражением. Поэтому решительно настроенный в начале года король был вынужден соглашаться на уступки, чтобы найти хоть какую-то поддержку у парламентариев.
В декабре дискуссии завершились. Парламентарии выдали королю необходимую ему сумму на военные расходы и предоставили для ознакомления готовый текст Билля о правах. 26 декабря Билль о правах стал законом.
Содержание Билля о правах и его значение
Первая часть документа излагала прегрешения короля Якова II, за которые он и поплатился троном. Вторая же часть содержала положения, которые должны были пресечь подобное поведение короля в будущем. Условия эти были следующими:
Третья часть документа излагала условия наследования английской короны. Право на трон закреплялось только за приверженцами протестантизма.
Фактически Билль о правах юридически закрепил итоги революции 1688 года. Некоторые историки утверждают, что важность этого документа переоценена и в Билле содержатся положения, которые и без того традиционно связывали английского короля. Однако впервые большинство этих положений было выражено в официальном документе. Сам факт того, что Вильгельм III был возведён на трон не в силу традиции, а по решению Конвента, делал Билль о правах – главным и единственным источником власти для английских королей.
День Билля о правах в США. Справка
15 декабря – День Билля о правах (Bill of Rights Day) в США. В этот день в 1791 году вступили в силу первые десять поправок к Конституции США, провозгласившие свободу слова, печати, религиозных исповеданий, собраний.
Самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время – Конституция США – была принята 17 сентября 1787 года. Она была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее на рассмотрение и утверждение «законодательным собраниям штатов».
В ходе ратификации штатами принятой Конституции был поднят вопрос о необходимости дополнения принятого текста положениями о гражданских правах. Провозгласив многие важные демократические принципы, Конституция США не воспроизвела некоторые принципиальные идеи Декларации независимости 1776 года, включив лишь общие положения о судебных и общезаконодательных гарантиях статуса и прав гражданина. В конституциях штатов гражданские права и свободы были закреплены тогда значительно шире, чем в общефедеральной. Под предлогом отсутствия в Конституции Билля о правах граждан некоторые штаты отказывались ее ратифицировать.
Отсутствие в Конституции 1787 года полного перечня прав и свобод граждан ее отцы‑основатели обосновывали различными аргументами. Одни считали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах. Другие доказывали, что, если права и свободы являются естественными, то они не нуждаются в конституционной записи. Третьи указывали, что права и свободы уже и так закреплены конституциями отдельных штатов. Но большинство считало, что, поскольку федеральная Конституция объявлена высшим законом по отношению к конституциям штатов, включение в нее Билля о правах просто обязательно.
Еще во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Джеймс Мэдисон (1751‑1836), впоследствии 4‑й президент США, взял на себя инициативу предложить ряд поправок к Конституции ‑ Билль о правах. Этот документ заложил юридическую основу для практической реализации американской концепции гражданских прав и свобод.
Эта концепция базируется на основе античных учений о государстве и правах граждан, философии Просвещения, принципах римского права, на таких памятниках истории, как английские Великая хартия вольностей 1215 года и «Билль о правах» 1689 года, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Значительную роль в ее формировании сыграли учения известных философов ‑ англичан Джона Мильтона, Джона Локка, Томаса Гоббса, французов Жана‑Жака Руссо, Вольтера, Шарля Луи Монтескье, идеи выдающихся американских мыслителей Джона Адамса, Бенджамина Франклина, Александра Гамильтона, Томаса Джефферсона.
Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 года двенадцати поправок десять получили одобрение штатов к 15 декабря 1791 года.
В 1928 году Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 году новым постановлением было запрещено несанкционированное подслушивание. 5‑я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком‑либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства». 6‑я, 7‑я и 8‑я поправки касаются процедуры судопроизводства.
На основании 8‑й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям». 9‑я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в Конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав. Согласно 10‑й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны.
Знаменитая 1‑я поправка к Конституции США, воспрещающая Конгрессу издание законов, ограничивающих свободу вероисповедания, свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству «с петициями о прекращении злоупотреблений», на самом деле была не первой. Она шла третьей по счету, а первые две поправки были при ратификации забаллотированы.
Настоящая первая поправка устанавливала отличный от нынешнего порядок пропорционального представительства в Конгрессе США. Если бы она была ратифицирована, в палате представителей заседало бы не 435 человек, как сейчас, а почти 6 тысяч.
Вторая не прошедшая изначально поправка касалась оплаты труда народных избранников. В соответствии с ней закон, меняющий размер жалованья сенаторов и конгрессменов, может вступать в силу только после очередных выборов в палату представителей. Через 203 года ее все‑таки утвердили ‑ в 1992 году, когда она была уже 27‑й по счету. Пока она остается в американской Конституции последней поправкой.
Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время, этот документ, как и сама Конституция, ничего не говорит о социально‑экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, детализированы в сотнях актов Конгресса. Билль о правах использовался при разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.
(Дополнительный источник: РИА Новости,15.12.2001 00:06, 15 декабря ‑ День Билля о правах в США)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Билль о правах 1791 г.
Большим недостатком Конституции США (US Constitution) XVIII века было отсутствие статей о правах человека. 25 сентября 1789 года сенатор Джеймс Мэдисон представил в Конгресс десять поправок, призванных решить давно назревшую проблему. Документ был одобрен правительством и вступил в силу 15 декабря 1791 года под названием «Билль о правах». Текст поправок не был внесён в Конституцию, но стал её неотъемлемой частью. Каждая поправка обсуждалась и принималась отдельно. Эта традиция в Соединённых Штатах Америки сохранилась до сегодняшнего дня.
Сегодня Билль о правах (Bill of rights) является основным юридическим документом США, гарантирующим всем гражданам государства личные права и свободы. Он провозгласил свободу слова, религиозной исповеди, собраний, печати, неприкосновенности личности, отделение церкви от государства.
Краткая история принятия билля о правах
История создания Билля о правах восходит к знаменитой британской Великой Хартии вольностей 1215 года. Этот документ явился первым в истории Британии законодательным актом, ограничившим власть короля.
Подобно британской Хартии вольностей американский Билль о правах изначально был задуман как закон, защищающий граждан страны от произвола федеральных властей.
Первоначальная версия документа включала двенадцать поправок, но две из них приняты не были. Первая предлагала законодательно закрепить формулу расчёта количества депутатов в палате представителей, действующую на основании результатов переписи населения, проводящейся раз в десять лет. Вторая поправка касалась изменения жалования сенаторов и представителей: согласно ей, законы, предусматривающие изменение жалования этим категориям высокопоставленных чиновников, не могли вступить в силу до их переизбрания. Первая поправка так никогда и не была принята, а вторую приняли только в 1992 году. Это была двадцать седьмая поправка Билля о правах, принятая за всю историю его существования.
Поправки Билля о правах наряду с иными законодательными актами, защищающими права и свободы человека, были использованы при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году Организацией Объединённых Наций и признанной всеми её членами, в том числе и Россией.
Содержание основных поправок Билля о правах
Билль о правах 1791 года содержал десять поправок. Их условно можно разделить на две части: первая закрепляет гражданские права и свободы, представляющие собой основу демократического общества, вторая закрепляет гарантии реализации этих прав и свобод.
Поправки, гарантирующие права и свободы
Первая поправка закрепляет за гражданами свободу слова, печати, собраний. Эта поправка считается основным правом граждан и политических объединений. Согласно ей, Конгресс больше не мог издавать законы, притесняющие и, тем более, преследующие перечисленные свободы. Конгрессу также запрещалось устанавливать религию, обязательную для всех американцев.
Третья поправка касалась расквартирования солдат в частных домах в мирное время: без согласия хозяев это было запрещено. В наше время эта поправка утратила свою актуальность.
Четвёртая поправка ввела понятие личной неприкосновенности, а также неприкосновенности жилища, имущества, бумаг и закрепила его в форме права, приравнённого к конституционному. Согласно этой поправке, были запрещены обыски и аресты без соответствующего документа, который мог выдать только судья при условии наличия основания.
Пятая поправка ввела гарантию частной собственности и регламентировала некоторые гарантии, связанные с судебным процессом. Так, согласно ей, гражданин:
Поправки, гарантирующие реализацию прав и свобод
Шестая поправка закрепляла некоторые права подсудимого: ему позволялось советоваться с адвокатом, приглашать своих свидетелей, а также участвовать в очной ставке со свидетелями стороны обвинения.
Седьмая поправка гарантировала право на судебное разбирательство с участием присяжных заседателей, если дело носило гражданский характер, например, дела, в которых стоимость иска составляла двадцать долларов и выше.
Восьмая поправка наложила запрет на слишком большие штрафы, налоги, а также особо жестокие и необычные способы казни. На основании этой поправки в некоторых штатах, считавших смертную казнь слишком жёстким наказанием, она была отменен, но в других сохранилась. В современных США смертная казнь не применяется в шестнадцати штатах.
Девятая поправка регламентировала общегражданские права. Согласно ей, если народ уже пользуется каким-либо правом, которое не включено в Конституцию, его отменить нельзя.
Десятая поправка расширяла правовые полномочия штатов. В ней говорилось о том, что полномочия, которые, согласно Конституции, не относятся к компетенции государства, сохраняются за штатами.
Билль о правах закрепил широкий спектр гражданских прав, однако даже не коснулся гарантий в сфере социального и экономического права. Он сохранил прежнюю избирательную систему и рабство, что исключило значительную часть общества из политической жизни страны.
Тем не менее, Билль о правах, принятый Конгрессом в 1791 году, по праву считается прорывом в становлении гражданского общества в США, в утверждении личных прав и свобод в качестве основополагающих критериев социального прогресса, а также в формировании американской демократии.
Билль о правах (США)
Содержание
История
Отсутствие в тексте Конституции США статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного ещё Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.
В проект Билля о правах входило 12 поправок, однако поправка, устанавливающая формулу расчёта количества депутатов в Палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет, так и не была ратифицирована (хотя де-факто подобный принцип применяется и поныне). Вторая поправка, запрещающая вступление в силу законов, изменяющих размер жалования сенаторов и представителей до их переизбрания, вступила в силу только в 1992 году и стала Двадцать седьмой поправкой.
Список поправок
# | Поправка | Дата предложения | Дата вступления в силу | Полный текст |
---|---|---|---|---|
№ 1 | Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 2 | Право хранить и носить оружие | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 3 | Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 4 | Запрет произвольных обысков и арестов | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 5 | Право на надлежащее судебное разбирательство, право не принуждаться свидетельствовать против себя, гарантия частной собственности | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 6 | Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 7 | Право на суд присяжных в гражданских делах | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 8 | Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 9 | Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
№ 10 | Полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами и гражданами | 25 сентября 1789 | 15 декабря 1791 | Текст |
Примечания
Ссылки
Текст | (в Викитеке): Преамбула и статьи · Билль о правах · Последующие поправки | ||||
---|---|---|---|---|---|
Формирование | История · Статьи Конфедерации · Mount Vernon Conference · Аннаполистская конвенция · Филадельфийский конвент · План Вирджиния · План Нью-Джерси · Великий (Коннектикутский) компромисс · Компромисс три пятых · Подписи · журнал «Федералист» (список выпусков) · Массачусетский компромисс | ||||
Статьи | Преамбула · Первая · Вторая · Третья · Четвёртая · Пятая · Шестая · Седьмая | ||||
Поправки |
|
До 1776 |
---|