когда и в связи с чем были запрещены олимпийские игры
Две мировые войны и одна пандемия. Когда и почему отменяли Олимпийские игры
2 мая исполняется 80 лет с отмены летней Олимпиады в Токио. По этому случаю спортивный обозреватель Москвы 24 Тимур Фехретдинов вспоминает, как часто и по какой причине приходилось отказываться от проведения Олимпийских игр.
Фото: ТАСС/ZUMA/Viola Kam/SOPA
Олимпиада в Токио этого года в некотором смысле стала прецедентом. Игры впервые решили не проводить из-за пандемии, тогда как все предыдущие отмены были связаны с мировыми войнами. Причем первый такой случай произошел аккурат спустя 20 лет после возрождения Олимпиады французским аристократом Пьером де Кубертеном. В 1916 году VI летние Игры должен был принять Берлин. Однако Германская империя предпочла спортивное состязание военному. В 1914 году она решила устроить молниеносную победу над Францией. Блицкриг не удался, а противостояние с французами переросло в затяжную Первую мировую войну.
Что интересно, всего за месяц до ее начала, в июне 1914 года, на очередной сессии в Париже Международный олимпийский комитет принял важнейшие для всего олимпийского движения атрибуты. Так, именно там Пьер де Кубертен представил флаг и эмблему Игр, состоящую из пяти колец. На той же сессии были утверждены официальные языки МОК: французский, английский и немецкий. Что касается Игр-1916, то, конечно же, их пришлось отменить, а следующая Олимпиада прошла без участия Германии и ее союзников. Игры в Берлине спустя два десятилетия все-таки состоялись – по иронии судьбы, уже в гитлеровской Германии, незадолго до Второй мировой.
За шесть лет самой кровопролитной войны в истории были отменены целых четыре Олимпиады: летние и зимние Игры 1940 года в Японии, а также летнее первенство в Великобритании и зимнее – в Италии. В первом случае проблемы начались задолго до Второй мировой. В 1937-м началась полномасштабная война между Японией и Китаем и японские власти отказались от проведения обеих Олимпиад: летней в Токио и зимней – в Саппоро. Тогда первые Игры перенесли в Хельсинки, а вторые – сначала в швейцарский Санкт-Мориц, а затем на немецкий курорт Гармиш-Партенкирхен. Но в 1939 году началась Вторая мировая, и стало понятно, что обе Олимпиады вряд ли пройдут где бы то ни было. Правда, официально МОК сообщил об отмене предстоящих соревнований лишь 2 мая 1940-го.
Фото: AP Photo/Eugene Hoshiko
Четыре года спустя по понятным причинам не состоялись летняя и зимняя Олимпиада-1944. Еще до Второй мировой, в июне 1939 года, МОК выбрал в качестве места проведения Игр Лондон и итальянский курорт Кортина-д’Ампеццо. Но из-за глобальных военных действий от проведения Олимпиад пришлось отказаться. Несмотря на это, и в 1940-м, и в 1944-м проходили неофициальные Игры, в том числе и в нацистских лагерях. Широко известна история польского Вольденберга, где заключенные для проведения внутренней Олимпиады собственноручно соорудили олимпийский флаг. Первые же полноценные послевоенные летние Игры 1948 года все-таки прошли в Лондоне. Причем британская столица получила это право безальтернативно. А вот Кортина-д’Ампеццо приняла Олимпиаду лишь в 1956 году – зимние Игры-1948 было решено провести в Санкт-Морице.
Перенесенная на 2021-й год Олимпиада в Японии тоже может быть полностью отменена. В начале этой недели глава оргкомитета «Токио-2020» Есиро Мори заявил, что, если пандемию коронавируса не удастся победить к лету следующего года, то о проведении Олимпиады не может быть и речи. По его словам, раньше Олимпиаду отменяли только из-за войны, но «на этот раз мы сражаемся с невидимым врагом». Такого же мнения придерживается и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Да, по некоторым оценкам, даже с учетом переноса страна не досчитается около шести миллиардов долларов. А при полной отмене Япония и вовсе потеряет в 12 раз больше. Но если выбирать из двух зол меньшее, то человеческие жизни в конечном счете важнее экономических потерь. Олимпиады подождут.
Игры в Олимпиады
Олимпийские игры придумали древние греки.
Народ воинственный и свободолюбивый, они проводили свой век в почти беспрестанной борьбе и соперничестве. Эллины, разрозненные на сотни племен и полисов, жаждали всеобщих торжеств, на которых они могли бы увидеть друг в друге не просто враждебных соседей, но соплеменников, говорящих на одном языке и молящихся одним и тем же богам. Самые знаменитые древнегреческие игры, посвященные Зевсу и, по преданию, впервые устроенные Гераклом, проходили раз в четыре года в дни летнего солнцестояния в местечке Олимпия в Элиде. Эта гористая область на северо-западе Пелопоннеса по общегреческим меркам была, в общем-то, захолустьем – но именно это и позволило ей стать центром, где без лишних споров могли собраться вместе представители воинственной Спарты, величавых Афин, богатых Сиракуз и других важных городов-государств. Уже в IX веке до Р.Х. Олимпиады были знамениты как крупнейшее общеэллинское празднество, а позднее, начиная с 776 года до Р.Х., стали составляться списки победителей в состязаниях в беге – олимпиоников. Но в первую очередь Олимпиады были религиозным торжеством: именно общность религии была той основой, вокруг которой происходило сплочение эллинов.
С утратой Грецией независимости политический аспект Олимпийских игр сошел на нет. Отныне это была просто почтенная традиция. Римляне, став хозяевами Эллады, в виде исключения получили право участвовать в играх (куда иностранцы допускались лишь как зрители); но они больше любили жестокие бои гладиаторов, и из бескровной олимпийской программы их могли заинтересовать разве что гонки колесниц. В этом виде состязаний участвовали сами цезари, и пару раз им даже удалось получить олимпийские венки. А Нерон смог дважды стяжать оливковую ветвь – в качестве возницы и актера-декламатора (ведь в Олимпии соревновались не только спортсмены). Но вскоре слава олимпионика окончательно потеряла былую притягательность. Наступили новые времена. В могучей империи всеобщий мир и единение достигались совсем иными средствами. Кроме того, случайное сходство в названиях элидской Олимпии и отстоящей от нее на сотни километров горы Олимп, где обитал Зевс и другие боги, оказалось фатальным. По мере увядания олимпийской религии уходил в прошлое и культовый дух Олимпийских игр. Людей все больше привлекали иные духовные ценности. Архаические обычаи, с их примитивным восторгом перед физической силой и узким полисным патриотизмом, выглядели анахронизмом. Наконец с утверждением в империи христианства Олимпиады вообще потеряли всякий смысл.
Такова природа человека: только религия способна укротить присущую человеку страсть к господству, придать его извечной жажде побед возвышенный, одухотворенный вид. Пришествие Спасителя и новозаветное откровение о Царствии Небесном открыли перед человечеством новые, невиданные горизонты борьбы: борьбы с внутренними грехами, брани за чистоту и святость. В христианскую эпоху дух борьбы вовсе не исчез у наследников древних эллинов: он перешел в иную, возвышенную сферу. Неслучайно «спортивная» терминология часто встречается у святых отцов: они любят говорить о «соревнованиях», «забегах» и «заездах» на духовном поприще, где наградой за победы являются венцы совсем иного рода – непреходящие и нетленные. Само слово «упражнение» (аскесис), когда-то обозначавшее физическую тренировку, перекочевало в монашеский лексикон, дав название основному занятию подвижников – аскезе.
Казалось, Олимпийские игры, как и иные языческие обычаи, навсегда канули в лету. Но их ждала иная судьба.
Олимпийское движение можно без преувеличения назвать одним из самых ярких культурных явлений XX века. В основе этого движения лежит концепция олимпизма, который, как сказано в Олимпийской хартии, «представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума». Автор концепции, барон де Кубертен, поэтически изложил свои идеи в написанной им под псевдонимом «Оде спорту». Позволим себе привести главные тезисы этого почти сакрального по своему пафосу гимна:
спорт – бессмертный источник наслаждения, дарующий радость бытия духу и телу;
зодчий, мастер гармонии, формирующий в вечном движении совершенного человека;
он беспристрастен и справедлив;
он призывает человека к борьбе и дерзаниям, к преодолению себя;
он благороден и безупречен, требует высокой нравственности, чистоты и честности;
он дарует радость и ликование, врачует душевные раны, раздвигает горизонты;
спорт – посредник, исцеляющий недуги под лозунгом: «В здоровом теле – здоровый дух!»;
он ведет человека к совершенству по пути прогресса физического и нравственного;
Казалось бы, прекрасные и возвышенные идеи, достойные всяческого одобрения. Но сквозь патетику эпитетов явственно проступают черты столь характерной для западноевропейского гуманизма подмены понятий, когда далеко не самая важная область человеческой деятельности «аллегорически» возводится в статус фундаментальной общечеловеческой ценности чуть ли не религиозного характера.
Конечно же, было бы нелепо и неразумно оспаривать важность попечения о телесном развитии и физическом здоровье. Не подлежит сомнению и то, что спортивные состязания несравненно лучше драк и войн. Проблема в другом: в извращении системы ценностных координат. В частности, разве не лукавой подтасовкой является расхожая фраза «в здоровом теле – здоровый дух»? Ведь ее автор, древнеримский поэт Ювенал, имел в виду совершенно иное: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano». Обращаясь к молодежи, озабоченной атлетической накачкой мышц и тренировкой тела, сатирик увещевает:
В этих стихах нет и намека на прямую связь духовного здравия с физическим. Но, как видно, авторитет античности заканчивался там, где начиналось строительство «новой духовности». Классические цитаты и образы использовались лишь как антураж для создания новой оккультной мифологии «гармонически развитой личности».
Идеологический контекст Олимпийских игр достиг своего апогея в разгар советско-американского противостояния периода «холодной войны», когда взаимному бойкоту двух лагерей подверглись Олимпиады в Москве (1980) и Лос-Анджелесе (1984). После развала соцлагеря политические страсти поутихли, и олимпийское движение все больше стало превращаться в способ повышения престижа государства, по возможности прибыльный. Впрочем, заработать на Олимпиадах удавалось редко: так, после Монреаля (1976, убытки 1,2 млрд. долларов) Канада расплачивалась с долгами 30 лет, а Афинские игры (2004, убытки 5,7 млрд.) всерьез пошатнули экономику Греции. Да и с укреплением международного престижа дело обстоит не так просто: «олимпийская тема» дает хороший повод превратить ту или иную страну в объект травли со стороны «прогрессивных» средств массовой информации.
Но оставим политические и экономические резоны. Ясно, что олимпийская идеология претендует на нечто гораздо большее, чем обслуживание сиюминутных выгод. Ведь написанная аристократом Кубертеном Олимпийская хартия строго-настрого запрещает любую коммерческую рекламу и не допускает к соревнованиям тех, кто хотя бы раз в жизни получал деньги за занятия спортом. Зададим себе вопрос: какое событие способно в наше время приковать к себе внимание во всех точках земного шара? В каких торжествах участвуют представители всех религий и традиций? Какую церемонию, устраиваемую общественной организацией, могут открывать исключительно главы государств? Это Олимпийские игры. К началу III тысячелетия в них вовлечены более 200 государств мира – больше, чем входит в Организацию Объединенных Наций. По сути, речь идет о первой в истории человечества удавшейся попытке создания всемирного культа. Многими чертами (в том числе и строгим запретом на традиционную религиозную символику) он напоминает культ Высшего Разума в якобинской Франции – только место разума в нем занимает Великое Развлечение, ведь разошедшееся по всем языкам мира слово «спорт» происходит от английского disport – «забавляться, шалить, развлекаться» (буквально – «идти в разнос»).
Впрочем, как теперь видно, попытка внедрить «культ чистого спорта» не вполне удалась. Возвышенная идея оказалась изрядно подточена многочисленными допинговыми и коррупционными скандалами, а спортивные игры современности, ставшие частью индустрии развлечений, стали куда более похожи на азартные зрелища римской толпы, чем на состязания благородных эллинов. И Олимпиады, как и на заре своей истории, уже не воспринимаются как простые соревнования атлетов, но превратились в грандиозное празднество новой мировой «религии» – культа потребления. Это шоу с гигантскими бюджетами, где главное место занимают помпезные церемонии открытия и закрытия Олимпиад, а предметом внимания становятся не столько победы, сколько суммы призовых фондов, букмекерские ставки и громкие скандалы.
Но Олимпиады по-прежнему хранят заложенный в них изначально характер сакрального действа. Не случайно в церемонию открытия каждой Олимпиады входит возжигание «священного» огня.
На родине античных Олимпиад сегодня зажжен огонь для ХХХ летних игр в Лондоне, которые пройдут в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа. На торжественной церемонии присутствовали президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге, глава организационного комитета “Лондон-2012” Себастьян Коэ и другие официальные лица.
Огонь был зажжен во время театрализованного представления, в котором участвовала группа “жриц”, исполнивших обряд, созданный на основе древних традиций с привнесением современных элементов. Верховная жрица – одетая в античную тунику и сандалии известная греческая актриса Ино Менегаки, – выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесла молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь:
“Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Феб, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света! Пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Лондона! А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!”
Кстати сказать, античные Олимпиады, насколько известно, к Аполлону никакого отношения не имели: ему были посвящены другие – Пифийские – игры. Но «отцы олимпизма» 120 лет назад в большом зале Сорбонны воспели гимн почему-то именно Фебу Светоносному [11] …
[2] Eusebius Caesariensis. Chronicorum libri duo / Ed. A. Schoene. T. I. Berlin, 1875. P. 219.
[3] Georgius Cedrenus. Compendium historiarum / Ed. E. Becker. Bonn, 1838. T. I. P. 573.
[4] Curtius E. Olympia : Ein Vortrag im wissenschaftlichen Vereine zu Berlin. Berlin, 1852. S. 33.
[5] Кириллова Ю.А. Олимпийские игры: прошлое и настоящее. СПб., 2011.
[7] Русский перевод можно найти на сайте: http://slovari.yandex.ru/
[8] Juvenalis. Saturae, X, 356–362. Перевод П.К.
[9] Hines N. Who put the Olympic flame out? // The Times. London. 2008-04-07.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |