когда обед и что будут подавать запятые
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 31
Урок 32. Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочинённом предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении
I. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочиненном предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
1) В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А. Чехов)
2) Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания. (А. Серафимович)
3) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)
4) Язык должен быть не только понятный или простонародный, но язык должен быть хороший. (Л. Толстой)
5) Идём на фордевинд, то есть ветер дует с кормы. (И. Гончаров)
6) Работа репортёра его не увлекает, да и характер у него неподходящий. (М. Кольцов)
Обратите внимание при прочтении примеров 1 и 2, что первые грамматические основы этих предложений односоставные.
Согласно основному пунктуационному правилу все основы в составе сложносочиненного предложения отделяются, и в основном запятыми.
Рассмотрим пример (грамматические основы выделены), сопоставляя интонационные паузы и знаки препинания:
(1) Небо заволокло тучами/, (2) и, наверное/, сейчас начнется дождь/, (3) но дождя нет/, (4) а есть духота/, сжимающая горло/, и полное отсутствие ветра.
Второе и третье предложения соединены противительным союзом но, перед которым стоит запятая на месте интонационной паузы.
В четвертом предложении однородные подлежащие (одинаковая грамматическая форма существительных) соединены союзом и, однако интонационные паузы на месте обособления причастного оборота (видим суффикс причастия и определяем границы оборота), поэтому на месте закрытия оборота перед союзом и запятая.
Вместо запятой между частями сложносочиненного предложения может стоять точка с запятой как факультативный знак препинания, если эти части делятся на четкие логические отрезки или значительно распространены, например:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)
Между частями сложносочиненного предложения ставится тире как авторский знак, если вторая часть заключает в себе:
Обратите внимание, что динамика высказываний помимо тире подчеркивается и односоставными предложениями.
Задания. 1. Прочитайте сложносочиненное предложение. Затем переделайте его так, чтобы получилось простое с однородными членами. Затем переделайте так, чтобы вместо второй грамматической основы стоял деепричастный оборот. Запишите все три варианта. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла высказываний.
Образец: Море бушует, и вздымаются огромные валы. Море бушует и вздымает огромные валы. Море бушует, вздымая огромные валы.
1. Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. 2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3. Ребята пришли на стадион, и началась тренировка. 4. Актив класса сумел наладить работу с отстающими учениками, и успеваемость значительно повысилась.
2. Прочитайте сложносочиненные предложения, обе грамматические основы которых двусоставны. Переделайте предложения по вашему усмотрению так, чтобы одна из частей была односоставной. Запишите оба предложения. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла.
Образец: Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны. Из дома регулярно писали, и мы были спокойны. Или: Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.
1. Ранним утром авангард был отрезан, и только после тяжелого боя он присоединился к основной части. 2. Было знойное летнее утро, и пахла резеда. 3. Машу очень ценили на работе, и она без труда устроила меня в ту же лабораторию. 4. Начинался рассвет, и мы должны были идти на рыбалку.
II. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении
Части (грамматические основы) сложносочиненного предложения могут иметь общий лексико-грамматический компонент, дающий возможность воспринимать заключенные в каждом простом предложении события как происходящие одновременно, или в одном месте, или при одном условии. В этом случае запятая при неповторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо на месте соединения простых предложений не ставится.
Части сложносочиненного предложения могут объединять следующие лексико-грамматические компоненты.
1. Общий второстепенный член, например:
Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М. Пришвин)
Второстепенный член обстоятельство, стоящий в начале всего предложения, логический и грамматический распространитель высказывания в целом, детерминант (такая роль обстоятельства исследуется в пособии в теме о порядке слов). Доказательство тому одинаковый вопрос, который можно поставить к обстоятельству одновременно от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения: солнце лучилось и радуга раскидывалась (где?, сквозь что?) сквозь дождь. Обратите также внимание на отсутствие паузы перед союзом и.
Задание. В сложносочиненном предложении части могут соединяться последовательно и быть связаны логическими отношениями причины и следствия, в этом случае обстоятельство-детерминант распространяет только первую часть, например:
Почему эта последовательность не сохранится в предложении В это время послышался звонок и встала Катя? Обоснуйте ответ.
2. Общее придаточное предложение (или заменяющее его бессоюзное):
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев)
Задание. Докажите, что грамматическая основа выделенного придаточного предложения зависит сразу от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения. Проанализируйте местонахождение придаточной части. Совпадает ли вопрос к придаточному предложению с союзом, которым оно присоединяется? Обратите внимание, что это придаточное соотносится и по вопросу, и по логике с обстоятельством времени.
3. Общее вводное слово, например:
Словом, время уже истекло и пора было уходить.
Задание. Как известно, к вводному слову нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Проанализируйте этот пример с точки зрения логической принадлежности вводного слова сразу двум простым предложениям в составе сложного. Есть ли пауза перед союзом и?
4. Одинаковые грамматические формы подлежащих или сказуемых в частях, представляющих собой два назывных или два безличных предложения:
1) Хриплый стон и скрежет ярый! (А. Пушкин)
2) С деревьев капало и в воздухе веяло весной.
5. Объединяющая интонация, если части сложносочинённого предложения представляют собой вопросительные или восклицательные предложения:
Теперь, ориентируясь на алгоритм решения пунктуационной задачи и используя материал данного параграфа, объясните знаки препинания в предложении, сопоставляя их с интонационными паузами:
Кое-где белел парус/ да чайки,/ плавно махая крыльями,/ опускаясь на воду,/ едва касались ее и кругами поднимались опять вверх,/ а над садами высоко и медленно плавал коршун.
Задание. Прочитайте парные сложносочиненные предложения, где не расставлены знаки препинания. В одном из этих предложений второстепенный член, стоящий вначале, общий для обеих грамматических основ. В другом этот второстепенный член принадлежит только одной части сложного предложения. При чтении обратите внимание на интонацию, смысловые нюансы фразы, затем проанализируйте структуру предложений. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом. К вечеру обещали похолодание и мы заторопились домой. 2. В огороде поспели огурцы и Маша ела их прямо с грядки. В огороде поспели огурцы и покраснели ранние сорта помидоров. 3. На площади шел митинг и звучали горячие слова ораторов. На площади шел митинг и я поспешил туда. 4. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и в окнах домов в это время зажглись огни.
Задание. Где на месте пропуска ставится запятая?
1) Барышни в пестрых и лёгких платьях _ и мужчины во фланелевых костюмах и мягкой обуви быстро проходили мимо Зинаиды.
2) Одни кузнечики таинственно шептались в густой траве _ да стрекозы, шурша крылышками, пролетали мимо.
3) В кустах вдруг возник рев _ и показалась огромная морда медведя.
Задание. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Напротив в домике, построенном на манер готической башни, помещалось посольство крохотной державы.
2) К реке вела узкая крутая лестница, и, спускаясь, я подал руку своей спутнице.
3) Он прошелся по комнате, насвистывая какую-то мелодию, и остановившись рядом со мной, замолчал.
Всегда ли ставится запятая перед словом «когда»?
Чтобы выяснить, всегда ли ставится запятая перед словом «когда», рассмотрим конкретные случаи его употребления в сложноподчиненном и простом предложениях.
Вначале укажем, что слово «когда» является местоименным наречием, которое выполняет роль союзного слова в сложноподчиненном предложении. Если придаточная часть следует после главной или находится внутри неё, то перед союзным словом (союзом) «когда» ставится пунктуационный знак — запятая, например:
В сложноподчиненном предложении могут быть однородные придаточные части, соединенные между собой сочинительным союзом «и». Тогда перед союзом «когда» второго предложения запятая не ставится.
Я хорошо помню, когда она пошла в первый класс и _ когда закончила школу.
Сравните:
Запятая также не ставится, если придаточная часть выражена только союзом (союзным словом).
Не нужен пунктуационный знак перед «когда», если оно употреблено в роли неопределенного местоименного наречия «когда-либо», например:
Учитель спросил, не участвовал ли я _ когда в олимпиаде.
Слово «когда» может повторяться при сопоставлении однородных членов предложения:
Я иду на тренировку _ когда в четверг, когда в воскресенье.
При повторении запятая ставится перед вторым словом «когда».
Вот еще пример простого предложения, в котором употребляется вопросительное местоименное наречие «когда». Как видим, перед ним не нужен знак препинания в виде запятой:
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. И выделите главные члены предложения
Укажите причину отсутствия запятой в сложносочиненном предложении, указав цифру, соответствующую правильному ответу:
1 — общий второстепенный член;
2 — общее придаточное предложение;
3 — общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение;
4 — вопросительные предложения;
5 — побудительные предложения;
6 — восклицательные предложения;
7 — односоставные неопределенно-личные предложения, если предполагается
один и тот же производитель действия;
8 — безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых;
9 — назывные предложения.
11) Когда обед и что будут подавать? (___ ) 12) Высоко небо и прекрасна земля
под ним! (___ ) 13) По словам старож илов рыба в нашем озере и. чезла и зверь в
этих лесах выв. лся. (___ ) 14) Как он нелеп и как смешны все его выходки! (____)
15) В сумерках на небе начали появлят. ся первые звезды и зажглись огни в
окнах домов. (___ ) 16) С деревьев капало и в воздухе веяло весной. (____) 17) Вы
придёте ко мне на день рождения или я должен зайти к вам? (___ ) 18) Словом
время уже истекло и пора было уходить. (___ )
Ответ:
Когда мы целым классом ходили в поход в лес мы взялись за самое важное дело.Мы разбили лагерь
Так прошли пять дней после чего мы собрали вещи и уехали.Я навсегда запомню эту поездку.
Когда не ставится запятая перед «что»?
Не существует правила в русском языке, где перед «что» обязательно нужно ставить запятую. Слово является сложноподчиненным союзом, частицей и в зависимости от предложения где-то ставится запятая в тексте, а где-то она не нужна, но об этом забывают.
Знаки препинания зависят от предложения и ошибочное утверждение, что перед словом «что» всегда ставится запятая — пришло из начальной школы.
В текстах для 1 и 2 класса встречаются предложения, где без запятой не обойтись. В сложных текстах запятая ставится не везде. Нужно учитывать правила и понимать, когда перед что запятую не ставят.
Варианты, когда перед «что» нет запятой:
Вопросительные предложения
В простых вопросительных предложениях запятая перед что не ставится:
С союзом «и»
В вопросительном предложении с союзом «и», где придаточное предложение начинается с «что».
После восклицательной частицы и в составе неразрывных конструкций:
Союзное слово «что»
Не ставится запятая, если в предложении два придаточных и союз «и» соединяет между собой однородные члены предложения.
Запятая перед что не ставится в составном союзе:
Вот основные правила с примерами, когда перед что не нужна запятая. Запомнить их вовсе не сложно. Также вы можете познакомиться с правилом, как ставят запятую в союзе потому что, как правильно расставлять запятые.
А если возникают проблемы с написанием союзов и частиц с наречием, то читайте информацию, как пишется так же или также, можете себя проверить тестом.
Архив форума
В предложении:
В связи с проведением технических работ, сегодня, 24.06.2009, с 18:00 до 20:00, будет недоступна электронная почта.
где нужны запятые, где нет? И почему?
Спасибо.
В связи с проведением технических работ сегодня, 24.06.2009, с 18:00 до 20:00 будет недоступна электронная почта.
Лучше:
В связи с проведением технических работ электронная почта будет недоступна сегодня, 24.06.2009, с 18:00 до 20:00.
Предлагаю не перефразировать, а именно так, как есть, со знаками препинания разобраться. Уже просто филологический интерес 🙂
Если можно, обосновывайте, дело не в том, чтобы расставить, а чтобы понять, почему именно так.
olegon, если нужно всерьез, лучше ориентируйтесь на ответ Тигры. Оно вернее будет. 🙂
Если просто безответственно «потрепаться», то вполне можете с «обосновывальщиком» пообщаться на любую тему.
Любая Тигра имеет право ошибиться. Попробуйте с выражением прочитать фразу:
В связи с проведением технических работ
сегодня
24.06.2009
с 18:00 до 20:00
будет недоступна электронная почта.
соответственно, перед сегодня надо препнуться препинанием. Я за свой, исходный вариант..
Обособление обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами благодаря, ввиду, вопреки, в отличие, вследствие, за неимением, по причине и т.п., является вариативным и зависит от степени распространенности обстоятельства, наличия добавочных обстоятельственных значений, стилистических задач и т.д.
Обособление уточняющих обстоятельств.
Под уточнением понимается сужение объема понятия, его конкретизация. а)если в предложении одно обстоятельство, оно не может быть уточняющим;
б)уточняющие обстоятельства могут быть трех разрядов: места, времени, образа действия;
в)уточняющее обстоятельство должно стоять после обстоятельства такого же разряда и сужать, конкретизировать его значение; тогда оно выделяется запятыми.
«В связи с проведением технических работ сегодня с 18:00 до 20:00 будет недоступна электронная почта».
Здесь нет никаких уточнений, есть два обстоятельства времени: одно указывает день, второе — время суток. Сравните: «Технические работы проводятся в рабочие дни с 18:00 до 20:00».
Вот «24.06.2009» — уточнение, конкретизирующее «сегодня» и предотвращающее его неправильную интерпретацию. Его и нужно обособить.
Даже если не перефразировать, вариант Тигра верный:
>> В связи с проведением технических работ сегодня, 24.06.2009, с 18:00 до 20:00 будет недоступна электронная почта.
> Здесь нет никаких уточнений, есть два обстоятельства времени
Саид, уже давно замечаю, что многим очень хочется обстоятельства всегда обособлять, особенно это касается людей с техническим образованием.
> имхо, стилистически оправдано разделение обстоятельств причины и времени.
Согласен, Тигрa. Нынешнюю техническую литературу очень сложно читать — именно из-за обилия ничем не оправданных запятых. Обстоятельства обособляются все подряд, даже единичные, без всякого намёка на уточнение. К огромному сожалению, эта хвороба распространяется и на издания «ходовых» художественных произведений, особенно переводных.
А если уж следовать логике
то стоит, пожалуй, отдельно обособить и «24», и «06», и «2009», и «с 18:00» и «до 20:00». Надо ещё подумать, как отделить две штуки «:20» от «18» и от «20».
>> и тут будете обособлять?
Верно, Марго.
Вот где собака порылась:
> Попробуйте с выражением прочитать фразу.
Явно olegon ставит запятую всюду, где делает хоть малейшую паузу.
Но тогда в военного времени радиообращениях «От Советского Информбюро» запятые надо было бы ставить после каждого слова.
>Явно olegon ставит запятую всюду, где делает хоть малейшую паузу. Вече