когда умирает мусульманин что делать
Когда умирает мусульманин что делать
Если так получилось, что мы находимся рядом с умирающим человеком, нужно постараться помочь человеку произнести слова: «Ляя иляяха илля Аллах», так как есть хадис, в котором сказано:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
من كان اخر كلامه لا اله الا الله دخل الجنة
«Тот, чьи последние слова будут «Ля иляха илляЛаху» – войдет в Рай» (Абу Дауд, 3116).
Если человек произнёс эти слова, то больше стоит тревожить его разговорами. Если он сам заговорит, либо что-то скажет, следует заново повторить слова «Ляя иляяха илля Аллах», чтобы именно эти слова стали его последними словами.
Когда человек находится при смерти, совершаются следующие действия:
Когда человек умер:
بِسْم الله و علي ملة رسول الله، اللهم يسر عليه أمره و سهل عليه ما بعده، و اسعده بلقائك و اجعل ما خرج اليه خيرا مما خرج عنه
«Бисмилляһ ва аля милляти расуулилляһ, Аллаһумма йассир алейһи амраһу ва саһһиль алейһи ма ба’даһу, ва ас’ыдһу биликааикя ваҗ’аль маа хаража илейһи хайран миммаа хаража анһу.»
«С именем Аллаха и на пути посланника Аллаха! О, Аллах! Облегчи его дело и облегчи ему последующее, обрадуй̆ его встречей̆ с Тобой̆ и сделай̆ то, куда он ушел лучшим, чем то, что он покинул.».
Условия для мытья покойного:
Мытье покойного является фардом-кифая, т.е. если один человек омоет тело покойного, то другим этого делать не обязательно, но если никто не омоет, то всем засчитывается грех.
В каких случаях необходимо омыть тело умершего:
В каких случаях не совершают омовение, а просто обливают тело умершего водой:
— Покойному не стригут ногти и волосы. Не расчесывают волосы и бороду.
— Жена может мыть своего покойного мужа, если нет мужчин, которые могли бы это сделать. Мужу не разрешается омывать умершую жену, однако, если не найдутся женщины, которые смогут совершить омовение покойной, мужу необходимо совершить таяммум (омовение без воды) для покойной, при этом, руки его должны быть обернуты тканью.
— Мужчине можно мыть девочку до 5 лет, если нет женщины, которая может это сделать, также, женщине можно омыть мальчика до 7 лет, при необходимости.
— Порицается, чтобы человек, который̆ совершает омовение покойного, находился в состоянии хайда, нифаса или джунуба.
— При мытье покойного желательно как можно больше поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбой̆ за покойного. Если человек который омывает заметит, что лицо покойного озарено или от него исходит приятный запах, или увидит что-либо что ему понравится, то пусть расскажет об этом другим, а если он заметит, что лицо покойного почернело или от него исходит неприятный запах, или увидит, что его внешность изменилась, то ему запрещается рассказывать об этом кому-либо. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Упоминайте о хороших качествах ваших умерших и не говорите о плохих» (Абу Дауда, 4900. Тирмизи, 1019).
Также передается от Абу Рафи’ Аслама, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто омоет умершего и скроет его недостатки, того Аллах простит сорок раз». (Байхаки, 3/395).
Из книги имама Навави Аль-Азкар, стр. 298; Джаухарат ан-найираһ шарх мухтасар аль-кудури, (2/253-254).
Заворачивание в кафан также является фардом-кифая. Предпочтительно, если кафан будет из хлопка и белого цвета. Кафан окуривают благовонием нечетным количеством раз.
А) Кафан (саван) мужчины:
Порядок заворачивания мужчины:
Расстилают «лифафу», сверху нее «изар» и затем «камис» с завёрнутой верхней частью. Кладут тело на «камис», продевают голову через прорез в «камисе» и разворачивают завернутую верхнюю часть «камиса», затем заворачивают левую сторону «изара», потом правую. То же самое делают с «лифафой» (сначала левую сторону, потом правую). При необходимости, если есть опасения что «кафан» раскроется, его можно связать.
Порядок заворачивания женщины:
Расстилают «лифафу», сверху нее «изар» и затем «камис» с завёрнутой верхней частью. Кладут тело на «камис», продевают голову через прорез в «камисе» и разворачивают завернутую верхнюю часть «камиса». Заплетают 2 косы и кладут их на грудь поверх «камиса», перед тем, как завернуть в «изар», кладут на голову и лицо «химар» (должен закрывать волосы и уши). Далее заворачивают «изар», сначала левую сторону, потом правую. Затем «хиркат» (делают потуже, сначала левую сторону, потом правую), затем «лифафу», сначала левую, потом правую сторону.
Тело покойного готово к совершению над ним дженаза намаза. После этого совершается намаз.
Как мусульманину справиться с горем – советы психолога
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 14:23
Сообщения: 1411
Фото: 14
Откуда: Москва
Возраст: 45
Поблагодарил(а): 257 раз.
Поблагодарили: 310 раз
Психолог Ася Гагиева в своем блоге на islam-today.ru поделилась своим взглядом на то, как мусульманину следует переживать потерю близкого человека.
Как справляться с потерями
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Потери – естественная часть жизни. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 155). Так как же остаться в числе терпеливых, сохранив не только нервную систему, но и довольство Всевышнего? В этом может помочь следование пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как он справлялся с трудностями и преодолевал удары судьбы?
1. Терпение – при первом шоке.
Первое потрясение – то, которое требует большей выдержки. Это как удачный старт, определяющий успешное завершение. Даже если вы хороши на последующей дистанции, плохой старт может отрицательно повлиять на конечный результат. Также и при потерях. Мысли беспомощности, отчаяния, разочарования и уныния только углубят рану и растянут процесс горевания.
Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо женщины, плакавшей над могилой. Он обратился к ней со словами:
— Бойся Аллаха и терпи!
А когда ей сказали, что это был Пророк, она бросилась к его дверям, и, не встретив привратников, повинилась ему:
На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
— (Истинное) терпение (необходимо) в потрясении первом!» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи).
Но быть терпеливым не значит делать вид, будто ничего серьезного не произошло…
2. Не подавляйте эмоций.
Позволял ли себе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слезы при потерях? Да. Ведь он был таким же человеком, как и мы.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал: «После того, как похоронили дочь Пророка Мухаммада, я видел его сидящим возле её могилы, и его глаза были наполнены слезами» (Бухари).
В другом хадисе говорится, что когда умер маленький сын нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Ибрахим, из глаз Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потекли слёзы. Один из тех, кто видел это, спросил: «И ты плачешь, о Посланник Аллаха?», – на что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил, что это милость, «когда глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» (Бухари, Муслим).
3. Говорите только благое.
Боль может стать поводом для высказываний, которые лишают человека равновесия, смирения, спокойствия и милости Аллаха. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако, Он подвергает мучениям или милует за это!» – и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал на свой язык» (Бухари, Муслим).
Благие слова имеют успокаивающий эффект. Когда человек смиряется в потерей, но при этом не теряет веру в милость и мудрость Аллаха, это не только облегчает его боль, но и дает хороший пример стойкости окружающим.
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее».
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И когда Абу Саляма умер, сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Муслим).
Также в Коране Всевышний Аллах говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». (сура «аль Бакара», «Корова», аяты 155-156).
4. Будьте благодарны.
Все в этой жизни временно. Ничто не остается с нами навсегда, ни люди, ни блага, ни ценности. Но остается что-то другое, не менее важное. Это приятные воспоминания, вклад, который эти вещи или люди внесли когда-то в нашу жизнь и участие в нашем духовном обогащении, которое останется с нами до конца. Есть такие слова: «Не плачь, потому что это прошло. А улыбнись, потому что это было». Так мы можем дать нашим потерям вторую жизнь, превратив их из клубка страданий в ценности, духовно наполняющие нас.
Всякая потеря и приобретение случается по воле Всевышнего. Но не потому что Он желает причинить нам боль или подвергнуть страданиям. Даже за неприятными происшествиями есть уроки, блага и мудрость для нас.
Ася Гагиева
Психолог-консультант, член Алматинской ассоциации транзактного анализа (ААТА)
Женский взгляд из Нальчика
Похороны и поминки. Как облегчить участь семьи по случаю потери близкого человека?
Проблема, которую меня просили обсудить, касается мусульманского населения КБР (кабардинцы, балкарцы, турки). По данным Каббалкстат, на 1 января 2018 года его количество составляет 71,5 процентов от общего количества жителей республики (865, 8 тыс.чел).
Все мы смертны и, к сожалению, все мы теряем близких людей. А потому каждый из нас знает о сложившейся в республике традиции похорон и пышных поминальных обрядов, которые обременительны не только физически, но и материально, особенно для бедных слоёв населения. По поводу необходимости столь затратных ритуальных мероприятий среди жителей республики существуют прямо противоположные мнения.
Полагаю, что такой значимый вопрос, касающийся каждого из нас, требует общественного обсуждения. Люди имеют право высказываться, обосновывать своё мнение, наконец, просить и призывать официальное духовенство, местные власти и даже руководство республики изменить условия и порядок ритуальных похоронных мероприятий в сторону улучшения их качества, и в то же время снижения затрат и облегчения для семьи. Возможно мы совместными усилиями добьемся улучшений в таком важном для всех вопросе.
Похоронный ритуал в мусульманских странах
Наш похоронный ритуал в организационном плане коренным образом отличается от ритуала в мусульманских странах.
К примеру, в Турции, в Иордании умершего доставляют в мечеть, которая имеет зал для похоронных мероприятий, есть специальные приспособления, краны с водой. Там производят омывание покойного по всем правилам ислама. В назначенное время все желающие приходят проститься, мулла читает дуа (молитва) и потом хоронят. На второй и третий день траура соболезнующие могут приходить домой, где им подают чай, кусок пирога или немного восточных сладостей. Поминки не проводятся, садакъа (милостыня) раздают только нуждающимся.
Теперь давайте сравним с положением у нас.
Хорошо, если у семьи есть большой дом и двор, где для этих мероприятий есть место. А если семья живет в квартире на верхнем этаже многоквартирного дома? Мы часто наблюдаем, как во дворах таких домов натягивают тенты, под которыми сидят мужчины, привозят котлы и печи, где варят мясо. В непогоду для них выносят чай, кружки, лакумы. Порой даже женщины не помещаются в квартире и вынуждены толпиться в подъездах или во дворе.
Я уже молчу о том, как возможно в маленькой квартире подобающим образом организовать купание умершего. Очень досадно, что такой деликатный и общественно значимый вопрос находится в республике на таком примитивном уровне.
Мнение мусульман, не относящих себя к традиционному исламу
Мнения обычных граждан разделились
Часть людей против пышных поминок и раздачи пакетов с продуктами. Они просят «узаконить» отмену раздачи кульков, объясняя это тем, что при такой безработице в республике, семьи еле выживают, а поминки обходятся в сотни тысяч рублей. Однако, остерегаясь людского осуждения, в ущерб семье, нередко влезают в долги.
Постановление официального духовенства
В 2004 г. ДУМ КБР приняло Постановление «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман». В нем говорится, что согласно законодательству ислама в течение трех траурных дней запрещается кормление соболезнующих, как не имеющее отношение к исламу. Такое кормление называется излишеством и неприемлемым во время траура гостеприимством. Также указывается, что «запрещаются поминальные мероприятия, кормление, приуроченные к дням: третий, седьмой, сороковой…» и т.д.
Заместитель председателя ДУМ Алим Сижажев пояснил: «Мы эти положения постоянно распространяем, и в СМИ, и на похоронах, и при личном обращении, но люди объясняют, что не хотят первыми отказываться…».
Однако указанные положения так и не выполняются
Как кормили соболезнующих в траурные три дня, так и кормят. Как раздавали пакеты с продуктами на поминках, так и раздают. Пакеты раздают всем родственникам, соседям и знакомым. В пакеты кладут сложившийся обязательный набор продуктов питания: мясо (курица или говядина), 2-х литровую бутыль растительного масла, минимум три вида круп, а так же сахар, чай или кофе, сок, сладости. Средняя цена пакета, минимум 1 тысяча рублей. Иногда количество пакетов переваливает за сто и даже 200.
На поминках для всех собравшихся накрывают столы. Угощение состоит из нескольких горячих блюд, фруктов, соков, разнообразных сладостей. Не явившимся родственникам пакеты развозят по домам, даже если надо ехать в другой населенный пункт республики. Поминки по умершему справляют на 9-й день, 52-й день, в один год. В течение 40 дней жарят лакумы и со сладостями раздают соседям. Особо приверженные традициям, а их большинство, раздают лакумы по четвергам в течение года. Весь этот расход тяжелым бременем ложится на бюджет семьи. Многие уже понимают абсурдность этих затрат, но все ждут, кто первый заговорит об этом вслух.
На мой взгляд, это все не только обременительно для семьи, которая и так понесла потерю, похоронив близкого, но и бессмысленно с точки зрения религии. А вот строительство нескольких ритуальных залов, хотя бы в городе, где большая часть населения проживает в многоквартирных домах, улучшит качество похоронных мероприятий.
Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон
Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.
Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.
Подготовка к похоронам
Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:
Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.
Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.
Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.
Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.
Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)
В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.
Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.
Окутывание в саван (кафан)
По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.
Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.
Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.
Погребение (дафн)
Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.
Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.
Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.
52 дня после смерти у мусульман
О том, как, согласно Сунне, должны проходить мусульманские похороны, известно далеко не всем мусульманам. И очень часто действия мусульман расходятся с теми требованиями, который предписывает шариат.
Процесс похорон мусульманина необходимо описать детально, причем важно понимать, что процесс похорон начинается с момента смерти и оканчивается в тот момент, когда могилу человека засыпают землей.
Мусульманин при смерти
Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.
Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.
Процедура подготовки к похоронам
После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.
Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:
Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фардулькифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.
Кто совершает гусль над покойным мусульманином
Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.
В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.
Оборачивание в саван
Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.
Джаназа за ребенка умершего в утробе матери
При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.
В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».
Сопровождение к могиле
Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.
Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.
Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.
Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.
Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.
Захоронение и могила
Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.
Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.
В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.
Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «БисмиЛляхи ва ‘ аля суннати расулиЛляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.
Чтение джаназа-намаза
При произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.
Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.
После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «АльФатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.
После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.
После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.
Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.
Сколько дней длятся соболезнования родственникам
При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.
Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.
Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?
Что же касается тех вопросов, которые периодически возникают в связи с порядком проведения похорон, то при их проведении лучше опираться на достоверные источники, основными из которых являются хадисы. Но у целого ряда народов существуют свои нововведения и изменения, которые не находят подтверждения в шариате. Для того, чтобы понять, что из обычаев является истинными предписаниями шариата и ислама, а что было придумано людьми и является нововведением, достаточно опираться на вышеприведенную информацию.
К подобным нововведениям относится и вопрос относительно того, что обозначают поминки спустя 52 дня после смерти мусульманина, и каким образом по исламу нужно проводить в эту дату поминки. 52 дня после смерти мусульманина – это понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя.
К запретным в исламе новшествам относят и отмечание 3, 7, 40 дней после смерти мусульманина. Традиция посещать могилу на кладбище утром и в послеобеденное время каждый день до истечения определенного срока и чтения на кладбище определенных сур Корана тоже является новшеством, не имеющим ничего общего с традициями шариата. На такие обычаи и традиции нет никаких указаний в исламе: ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном из хадисов, и даже в трудах, которые писали сами нововведенцы.
В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы. Много говорят о том, что не рекомендуется накрывать поминальные столы и устраивать поминки, то есть застолье в печальный день: созывать гостей в дом можно в праздник. То есть это новшеством в исламе можно считать таким же запретным, как указанные как запретные имамом ан-Навави новшества.
Шариат также ничего не предписывает относительно таких поминальных традиций ни на третий день, ни на седьмой или девятый день, ни на день сороковой или пятьдесят второй, как резание животного в тот момент, когда выносят покойного из дома, как чтение в четырех углах сур и многих других, получивших в последнее время в некоторых регионах широкое распространение. В шариатских книгах ничего об этом ученые не пишут. Проведение поминок на третий день, на седьмой день или поминки спустя 40 или 52 дня после смерти у мусульман, не является ширком, но является бидгатом, поскольку основы в исламском шариате для таких действий нет – ни в Сунне, ни в Коране. Но зато есть упоминания, доказывающие, что делать поминки не стоит ни в какой день. Джарир ибн Абдулла аль-буджали в достоверном хадисе говорит: «…мы считали собрание у семьи умершего и накрывание на стол в честь него (в день похорон) после его похорон из ряда нияха», где под словом «нияха» подразумеваются причитания и крики, которые в Исламе запрещены.
Для правильного проведения похорон, которые бы полностью соответствовали шариату, достаточно того, что приведено выше.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
- Что такое драйвер?
- кошки в подвале многоквартирного дома что делать