когда закончится нефть в мире что будет
Черное золото: когда на Земле закончится нефть, и что будет после
Огонь Баба-Гургур
Пожары на нефтяных месторождениях происходят регулярно. Во время войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов иракские военные подожгли более 700 скважин на территории Кувейта. Усмирить огненную стихию удалось лишь через 258 дней.
Катастрофа в Мексиканском заливе
20 апреля 2010 года на месторождении Макондо в Мексиканском заливе произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории США. Рвануло на нефтяной платформе в 80 километрах от побережья Луизианы. В море вылилось около пяти миллионов баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч квадратных километров.
Спасение китов
Нефтяным промыслом человечество начало заниматься еще в античные времена. Раскопки в долине реки Евфрат подтвердили, что из «черного золота» делали битум и асфальт. Эти материалы использовали при строительстве стен и башен древнего Вавилона. Плутарх и Диоскорид упоминают о нефти уже как о топливе для морского маяка в колонии Танаис. Там археологи обнаружили амфоры с остатками «черного золота».
Возобновляемый ресурс
В начале 1990-х российские геологи сделали удивительное открытие. Они исследовали старые закрытые месторождения и обнаружили, что в них снова появилась нефть.
Углеродно-нейтральная экономика
В последние годы многие страны-члены ОПЕК начали сокращать потребление углеводородов. Европейский комиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон заявила, что к 2050 году Евросоюз откажется от нефти, газа и угля.
По оценкам некоторых экологов, углекислый газ, выделяемый при сжигании нефтепродуктов, заметно влияет на усиление парникового эффекта на Земле. Поэтому многие державы сейчас активно переходят на альтернативные источники энергии и массово производят электромобили. В ближайшие десятилетия бензиновые авто запретят в Японии, Сингапуре, Канаде, ряде европейских стран и Калифорнии. Среди местного населения электромобили очень популярны.
Машины на водороде
Популярность электрокаров растет и в России. Спрос на них по сравнению с 2020 годом удвоился. К 2030-му в нашей стране планируют построить 150 тысяч станций для подзарядки электромобилей. Кроме этого, в перспективе появятся машины на экологически чистом водороде. По мнению автоэкспертов, водородный транспорт больше подойдет для российских широт, чем электрический. Ведь аккумуляторы электрокаров в морозы быстро разряжаются.
Не обойтись без нефти
В ближайшие полвека экологически чистый транспорт может завоевать большую часть мира. Но добычу нефти этот процесс не остановит. Из углеводородов производят многие вещи, без которых человечество пока обойтись не может.
Нефтепродукты входят даже в состав косметических средств и парфюма. Из них производят женские колготки и чулки. Нефть используют и в пищевой промышленности, изготавливая жевательную резинку, красители, ароматизаторы и консерванты. Химики уже научились превращать отходы нефти в белок паприн. Им кормят животных, чтобы ускорить рост.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.
Что будет, когда кончится нефть? Сколько ее осталось и когда наступит конец?
Топливный кризис США 1973 года как видение будущего
События 1973—1974 годов — самый наглядный и показательный пример того, во что превратилась нефть в 20-м столетии. 46 лет назад 17 октября 1973 года западный мир столкнулся со своим первым нефтяным шоком. За 11 дней до этого ряд арабских стран скоординированно нападает на Израиль в священный еврейский праздник Йом-Киппур. США оказывали поддержку еврейскому государству, что не могло понравиться арабским странам, многие из которых были участниками ОПЕК (организация стран — экспортеров нефти). Это объединение ближневосточных и африканских государств набирало влияние, от него зависели мировые цены на нефть.
За введением эмбарго в Штатах последовал массовый дефицит топлива, Никсон призвал американцев экономить бензин, реже пользоваться автомобилями. Это же касалось и правительственных учреждений, их также обязали экономить энергию, авиакомпании сокращали число рейсов.
Стоимость галлона (3,79 литра) топлива в США выросла с 39 центов в мае 1973 года до 55 центов в июне 1974 года. Правительство призывало отказаться от излишней рождественской иллюминации, в Орегоне законодательно на время было запрещено коммерческое освещение. А президент Никсон даже обратился к владельцам автозаправок: не продавайте топливо вечером в субботу и воскресенье, нечего сжигать его впустую по выходным.
Впрочем, многие АЗС и так были закрыты, а на открытых топливо продавали либо постоянным клиентам, либо по капиталистическим ценам. В первые месяцы американские регуляторы постановили, что старые запасы топлива следует продавать по старым ценам. Рынок отозвался на это исчезновением старых запасов топлива. Их просто отложили до лучших времен. Тем самым государственное регулирование цен лишь усугубило дефицит.
В некоторых штатах по четным дням заправляться разрешалось только автомобилям с четной последней цифрой номерного знака, соответствующая история и с нечетными днями/цифрами. Так что прожорливые автомобили 70-х вынуждены были простаивать в гаражах. Активизировались воришки, которые сливали горючее у машин на приколе.
Нормирование топлива особо остро восприняли водители коммерческих грузовиков. Дальнобойщики устраивали протесты, перекрывали дороги и обстреливали коллег, которые отказывались присоединяться к забастовке. Для миллионов американцев счастьем был полный бак бензина, как писало в разгар кризиса издание Time.
«Эти люди подобны животным, которые ищут себе пропитание», — так описывал клиентов один из владельцев АЗС в Майами. Он регулярно слышал угрозы физического насилия, его заправку обещали сжечь, а его самого переехать. Все потому, что он не мог продать водителю бензин.
Люди не считались не только с чужой жизнью, но и со своей. В двух разных городах США произошли похожие инциденты: поезда уничтожили автомобили, которые стояли в очереди на АЗС, проходящей через железнодорожные пути. Водители не пострадали.
Уроки нефтяного кризиса
Зависимость американской (да и любой другой) экономики мира от нестабильного ближневосточного региона была пугающей. Нефтяной кризис 1973 года поспособствовал развитию атомной энергетики, поиску альтернативных источников, породил современную ветровую и солнечную энергетику.
Удельный расход топлива автомобилем стал одной из важнейших характеристик при выборе автомобиля. В США регулятором был введен соответствующий стандарт, который требовал от автопроизводителей постепенного увеличения эффективности использования топлива. И если в кризисные годы это было 13,5 мили на галлон топлива, то к 1990 году этот показатель увеличили до 27,5 мили на галлон. К 2025 году стандарт для пассажирских автомобилей дойдет до значения 54 мили на галлон.
США ощутили сильную зависимость от стабильных поставок нефти с Ближнего Востока, а потому регион вскоре оказался под пристальным вниманием Америки, что привело к ряду войн и вторжений американских военных.
Но если события на Ближнем Востоке по-прежнему влияют на цену нефти, то источники поставок США постарались максимально диверсифицировать. Сегодня основным поставщиком нефти в США является… Канада. На нее в 2018 году приходилось 43% американского импорта. Саудовская Аравия ответственна за 9% импорта, Мексика — 7%, Венесуэла — 6%, Ирак — 5%. По данным на 2018 год, нефть занимает 36% в структуре энергопотребления США, 31% — природный газ, 13% — уголь, 11% — возобновляемые источники, 8% — мирный атом.
Собственно, этот пример показателен: как только ты сталкиваешься с угрозой своей энергетической независимости, стоит задуматься об альтернативных источниках этой энергии. И тут, конечно, грех будет не упомянуть зависимость Беларуси от российских поставок нефти на два нефтеперерабатывающих завода в Мозыре и Новополоцке.
Как только на горизонте возникают сложности нефтяных переговоров с Москвой, в публичном поле начинаются разговоры о диверсификации поставок: Азербайджан, Саудовская Аравия, Нигерия и даже Казахстан рассматриваются в качестве предпочтительных партнеров. В свое время мы получали нефть из Венесуэлы, Ирана и Азербайджана. Но эти поставки были столь малозначительными на фоне потребностей заводов в Мозыре и Новополоцке, что о серьезной работе в этом направлении и говорить не приходится.
Еще в апреле прошлого года заместитель гендиректора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб заявлял, что до конца 2019 года в Беларусь планируют начать поставки нефти из альтернативных источников через балтийские порты или Одессу. Но, судя по всему, по условиям и цене транспортировки стороны договориться не смогли. Напомним, что на сегодняшнем этапе цена на российскую нефть для Беларуси равна 83% от мировой.
Когда наступит пик нефти
Вопрос о том, на сколько нам хватит запасов нефти даже в 2020 году, остается дискуссионным. И точного ответа на него не может дать никто. В 1956 году геофизик Кинг Хабберт ввел понятие «пик нефти» — теоретический пик добычи, после которого в мире начнется сокращение поставок нефти. Теоретические выкладки ученого сработали в отношении США. Там в 1971 году наступил пик, после которого объемы добычи пошли на спад. Что, впрочем, быстро исправила сланцевая революция в нефтедобыче. Хабберт прогнозировал, что в мировых масштабах пик наступит в 2000 году, но ошибся.
Тем не менее добыча нефти однажды все равно достигнет своего пика, так как этот углеводород является невозобновляемым ресурсом. Но пик отодвигается благодаря усовершенствованию технологий разведки и добычи нефти. Возникают новые методы освоения ресурсов, а мир учится быть более энергоэффективным и сокращать свою зависимость от ископаемых ресурсов.
Согласно статистическому отчету нефтяной компании BP (Statistical Review of World Energy 2019), известно следующее. На конец 2018 года доказанные запасы нефти в мире составляли 1 триллион 729 миллиарда баррелей. В конце 2017 года этот показатель был на два миллиарда баррелей меньше. В конце 2008 года — 1 триллион 493 миллиарда баррелей.
Спрос продолжает стабильно расти, растет добыча и вопреки здравому смыслу растут мировые запасы. Этих более высоких запасов хватит еще на 50 лет. При условии, что мир будет потреблять нефть на том же уровне, что и сейчас. Но это условие вряд ли будет выполнено: население планеты растет, растет и спрос на энергию.
Аналитическая фирма Bloomberg NEF полагает, что к 2050 году потребность землян в энергии вырастет на 62%. И хоть возобновляемые источники энергии через 20 лет будут играть заметную роль в генерации энергии, значение нефти по-прежнему будет оставаться важным. И это мы еще не берем в расчет тот факт, что многие залежи нефти находятся в сложных для разработки условиях и потому будут экономически невыгодны для добычи.
Когда же случится пик? Его прогнозировали и на 2020-й, и на 2025-й, и на 2009-й, и так далее и тому подобное. Согласно Мэттью Симмонсу, финансовому эксперту в области энергетики, «пикирование — это одно из тех нечетких событий, о котором вы четко узнаете только тогда, когда увидите его через зеркало заднего вида».
Мир после нефти
Казалось бы, у нас еще есть 50 (конечно, меньше) лет жизни в старом добром нефтяном мире. Но некоторые исследователи полагают, что бояться стоит не иссякания всей нефти в мире разом, а одного известия о серьезном падении добычи на крупном месторождении, чтобы мир пошел прахом.
Любители апокалиптических сценариев и вовсе уверены, что конец старого технологического света не за горами, а индустриальному миру было отведено лишь столетие расцвета и дальше будет только хуже. Стоит пройти пик добычи нефти, как во всем мире начнет ощущаться ее дефицит.
К сожалению, пока только электромобили избавились от нефти как поставщика энергии. Огромные сухогрузы, перевозящие товары через океаны, самолеты, открывшие перед человеком весь мир, и поезда (они тоже важны в грузоперевозках) работают на ископаемом топливе. Транспорт, торговля, промышленность, сельское хозяйство обеспечиваются ископаемым топливом. Кровь этой планеты по венам и артериям разгоняет нефть. И стоит ей исчезнуть, как исчезнет прежний мир.
Первые сообщения о пройденном пике спровоцируют рост цены на нефть, экономические потрясения в наиболее уязвимых странах мира, замедление производства у зависимых от нефти. Мир столкнется с рецессией, инфляцией, депрессией и другими неприятными экономическими терминами. Как следствие — обострение конфликтов как в международной политике, так и внутри нестабильных государств.
Упадок будет тем более страшным, чем менее развитыми окажутся альтернативные источники энергии. Цены на еду вырастут из-за роста стоимости ее производства, доставки, а также из-за желания фермеров зарабатывать на производстве биотоплива как альтернативы нефти.
На примере нефтяного кризиса в США мы видели, к чему может привести незначительное сокращение поставок нефти и рост ее цены. В масштабах всей планеты последствия могут быть куда более плачевными, вплоть до возвращения к пещерному образу жизни людей каменного века.
Конечно, столь пессимистичные прогнозы, как и чересчур оптимистичные, сбываются редко. Не зря же человечество декларировало, что переходит в цифровую, а не индустриальную эпоху. Как только цены на нефть и ее дефицит начнут стимулировать поиски альтернативного топлива, то стоимость возобновляемой энергетики не будет казаться уже такой невыгодной.
По крайней мере, если не у всего, то у части этого человечества есть шанс пережить кризисные времена с наименьшими потрясениями. Например, у той же Саудовской Аравии, которая постулирует себя не как производителя нефти, а как производителя энергии. В стране разработана программа по уменьшению нефтезависимости «Видение Саудовской Аравии 2030»: ненефтяной экспорт планируют повысить с 16% ВВП до 50%, развить туризм, инфраструктуру и создать огромные генерирующие мощности на основе солнечной энергии.
«Нефть может закончиться в ближайшие 20, 30 или 40 лет. Так что же вы будете делать в этот момент, если у вас нет динамичной, самодостаточной и инновационной экономики? — заявил в 2016 году министр иностранных дел этой страны Адель аль-Джубейр. — Мы хотим поощрять экологически чистую энергию и возобновляемые источники энергии».
И это важный знак от государства, которое нынче большинство своей прибыли получает от торговли нефтью. Там знают, где стоит подстелить соломку.
Когда закончится нефть и к чему это приведет?
Нефть является энергетическим источником современных экономик и государств, но что произойдет, если этот жизненно важный источник энергии когда-либо будет исчерпан?
Излишне говорить, что это будет весьма серьезное событие. Но реалистична ли реализация подобного сценария в обозримом будущем? Давайте разберемся!
Что произойдет, если у нас закончатся нефть и бензин?
Если это когда-нибудь произойдет, а наша нынешняя логистическая инфраструктура вовремя не перестроится в соответствии с процессами, предшествующими данному событию, это потенциально будет очень серьезной проблемой. Человечество и вся глобальная цивилизация всецело зависят от больших и доступных запасов нефти.
Между 1965 и 2005 годами мировой спрос на сырую нефть увеличился примерно в 2,5 раза. Сейчас мы используем в 2 раза больше угля и в 3 раза больше природного газа, чем 30-40 лет назад.
В настоящее время нефть составляет около 33% мировых энергетических потребностей. Уголь обеспечивает их примерно на 30%, а природный газ — на 24%. Вместе это составляет около 87% глобальных энергетических потребностей.
Как вы можете видеть, если бы поставки данных объемов углеводородов были существенно нарушены, это стало бы, мягко говоря, большим шоком для всей мировой системы.
Продукты переработки сырой нефти, такие как бензин и дизельное топливо, используются практически во всех видах транспорта по всему миру. Нефть и другие ископаемые виды топлива также имеют жизненно важное значение для производства электроэнергии.
Мы буквально зависим от углеводородов почти во всех сферах жизнедеятельности. Продукты питания, материалы, одежда, компьютеры, мобильные телефоны, фармацевтические препараты и т. д. Все это прямо или косвенно требуют использования сырой нефти и другого ископаемого топлива для производства или транспортировки.
Другие сырьевые ресурсы, такие как природный газ, также важны для производства некоторых удобрений, от чего, в свою очередь, зависит мировое продовольственное обеспечение.
Касаясь сельского хозяйства, нельзя забывать, что большая часть сельхоз оборудования и техники работает на производных нефтяного топлива. Самолеты, поезда и автомобили, использующие данные виды топлива, также необходимы для перемещения продуктов питания по всему миру.
Таким образом, потеря этих ресурсов окажет глубокое и разрушительное влияние на всю современную цивилизацию с самыми неблагоприятными последствия для нее.
Как скоро в мире закончится нефть?
Нас постоянно «атакуют» сенсационные заголовки, согласно которым мировые запасы нефти будут исчерпаны в ближайшие 10, 20 или 30 лет, но так ли это на самом деле?
Строго говоря, на самом деле маловероятно, что мы когда-нибудь «исчерпаем» всю нефть. Но не потому, что существует бесконечный запас «черного золота», залегающий под землей по всему миру.
Нефть и все другие ископаемые виды топлива по своей природе являются исчерпаемыми природными ресурсами. Однако по мере истощения более доступных запасов нефти другие, более сложные в извлечении и переработке, месторождения становятся экономически жизнеспособными.
Слишком глубокие залежи и другие более сложные с технической точки зрения месторождения требуют больших затрат для извлечения сырья, что повышает его себестоимость. Но пока существует растущий спрос на нефть, выпадение легкодоступных запасов замещается более дорогостоящими. Отчасти это является причиной усредненного роста нефтяных цен на долгосрочном горизонте.
Согласно «Статистическому обзору мировой энергетики» нефтегиганта British Petroleum, у нас должно хватить всех этих запасов примерно до 2070 года.
Но следует отметить, что довольно трудно произвести точный расчет объемов запасов нефти, т. к. их проверка затруднительна, поэтому подобные оценки не совсем правдивы.
Также важно понимать, что на самом деле подразумевается под нефтяными запасами. Геологическая служба США определяет это понятие следующим образом: «количество сырой нефти в открытых месторождениях, которое может быть юридически, технически и экономически извлеченным».
В этом смысле запасы нефти полностью зависят от открытия новых месторождений, а также от наличия необходимой инфраструктуры и технологий для ее эксплуатации. Также данный процесс должен быть законным и иметь экономический смысл.
Это отчасти объясняет, почему несмотря на то, что темпы добычи нефти, как правило, со временем увеличиваются, запасы нефти также демонстрируют рост.
Однако, как говорится в отчете BP, который все же нужно воспринимать с некоторой долей скептицизма, по состоянию на 2018 год у нас осталось около 50 лет эксплуатации месторождений нефти при текущих уровнях потребления и производства.
Обманчивость сырьевого изобилия
Хотя на самом деле маловероятно, что запасы сырой нефти когда-либо будут полностью истощены, это не означает, что качество того, что остается под землей, пригодно для использования.
Большинство месторождений по всему миру содержит нефть более низкого качества, называемую «тяжелой» или «высокосернистой».
Это означает, что данное сырье не обязательно находится в жидкой форме, а имеет консистенцию, приближающуюся к битуму. Кроме того, такая нефть содержит большое количество загрязнений, таких как сера.
Сера может оказывать сильное коррозийное воздействие на сталь, и это плохая новость для нефтеперерабатывающих заводов. Данная «тяжелая» нефть требует сложной и энергоемкой обработки для удаления серы, что увеличивает общую себестоимость производства.
В сущности, человечество уже израсходовало много «хорошей» нефти на протяжении «золотого» периода нефтяной промышленности.
Другие «новые» потенциальные нефтяные источники, такие как нефтяной сланец (не путать со сланцевой нефтью), также ненамного лучше. Несмотря на само название, термин «нефтяной сланец» несколько вводит в заблуждение.
Строго говоря, данная субстанция нефтью не является в истинном смысле этого слова. Она содержит вещество, называемое «кероген», которое обычно находится в твердом состоянии, и перед дальнейшей обработкой его необходимо нагреть до 500 градусов Цельсия. В результате вещество становится жидким, якобы напоминая традиционную нефть.
Поэтому, хотя и утверждается, что в Америке есть «триллионы баррелей» нефти, на самом деле подобные заявления по большому счету предназначены для избирателей и инвесторов. Фактическая энергетическая отдача на вложенные средства (EROEI) настолько мала, что до настоящего времени не было серьезной коммерческой эксплуатации нефтяных сланцев, и, вероятно, никогда не будет.
Как мы можем остановить истощение запасов нефти и нефтепродуктов?
Если отвечать на это вопрос совсем коротко, — сократить нашу зависимость от данного сырья. Хотя это может показаться немного легкомысленным, но, скорее всего, это должно стать делом каждого из нас, а не результатом запланированного замедления потребления нефти в глобальном масштабе.
Люди будут готовы платить более высокую цену за источник энергии, например, за баррель нефти, при условии, что он действительно делает какую-то полезную работу. И, что более важно, эта работа должна быть более рентабельной, чем использование альтернативного источника энергии.
Рост нефтяных цен, вероятно, будет ограничен, поскольку относительная стоимость заменителей нефти со временем станет более экономически жизнеспособной. Хотя, как было отмечено выше, запасы нефти вряд ли когда-либо будут полностью опустошены, тем не менее, более глубокие методы добычи и разведка новых запасов со временем станут намного дороже.
На фоне все большей себестоимости производства и обусловленного этим роста цен на нефть потребители начнут искать альтернативы. Или, если надежной или реалистичной альтернативы найти не удастся, будут разработаны и внедрены методы более эффективного использования существующих ископаемых ресурсов.
Хорошая аналогия приведена в статье старейшего канадского новостного журнала Maclean’s:
«Представьте себе нашу экономику в виде компьютера, выполняющего вычисления. Представьте экономическую отдачу в виде количества вычислений, которые он завершает. Теперь представьте, что компьютер работает за счет конечного ресурса, и при текущих темпах потребления вы исчерпаете его через 30 лет. Звучит ужасно, но это не так.
Если технология не улучшится, ваш выбор будет прост: уменьшите объем работы компьютера, чтобы с течением времени сгладить потребление ресурсы, или использовать их в прежнем темпе, а затем «умереть от голода». Теперь представьте, что компьютерные технологии совершенствуются так, что их вычислительная эффективность увеличивается с каждым годом».
Улучшение с течением времени способов извлечения энергии из истощающихся ресурсов — вполне осуществимая задача. Возможно даже продление сроков использования нефти почти до бесконечности, если мы сумеем разработать способы более эффективного потребления сырья.
И эта задача всего лишь предшествует тому моменту, когда мы начнем говорить о повышении капиталоотдачи и производительности труда. Например, даже небольшое увеличение производительности труда или капитала может привести к значительному росту производства на единицу затраченной энергии.
Или, другими словами, очень вероятно, что мы будем постепенно уменьшать количество энергии, затраченной на единицу произведенной продукции по мере того, как запасы нефти «иссякают». По крайней мере, в теории это выглядит именно так.
Будущая ситуация с нефтью и другим ископаемым топливом все еще остается очень неопределенной, но ясно одно — нам необходимо уже сейчас начать более эффективно использовать эти ресурсы, чтобы продлить их «жизнеспособность» в качестве источника топлива после 2070 года.
По материалам interestingengineering.com
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Рынок США. Оцениваем экономику, готовимся к «Дню индейки»
Запасы нефти в США за неделю неожиданно выросли на 1 млн барр.
Чему нас учат дни паники на рынке
Взгляд экспертов на будущее блокчейна. Приглашаем на онлайн-конференцию
Нефть в рублях — новый рекорд. Акции нефтяников выигрывают
Лучший отчет Dell за всю историю. Что будет с акциями
Акции Zoom упали на 15% за день. Разбираемся в причинах распродажи
Акции HP выстрелили на 17% после отчета. Что так обрадовало инвесторов
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.