когнитивная легкость что это
Когнитивная легкость
Когда вы в сознании (и, вероятно, не только тогда), в вашем мозгу идет множество вычислений, которые постоянно проверяют и обновляют ответы на важные вопросы: происходит ли что-то новое? нет ли угрозы? все ли идет хорошо? не нужно ли переориентировать внимание? не нужно ли затратить на это задание больше усилий? Представьте себе кабину пилота, где приборы показывают текущие значения каждого из этих важнейших параметров. Оценка проводится автоматически Системой 1, и о дна из ее целей — определить, нужно ли Системе 2 стараться сильнее.
Один из приборов подписан «Когнитивная легкость», а диапазон его шкалы начинается с «легко» и заканчивается «с трудом»[66]. «Легко» — признак того, что все идет хорошо: ни угроз, ни особых новостей, не нужно перенаправлять внимание или мобилизовать усилия. «С трудом» указывает на то, что есть проблема, для решения которой потребуется больше задействовать Систему 2. Есть и обратный показатель — когнитивное напряжение. На него влияет и текущий уровень усилий, и наличие невыполненных требований. Удивительно то, что единственный датчик когнитивной легкости подсоединен к большой сети различных входов и выходов[67]. Подробности изображены на рисунке 5.
Рис. 5 Причины и следствия когнитивной легкости
Рисунок предполагает, что предложение, для которого провели подготовку, которое напечатали четким шрифтом или повторили, будет быстро и с легкостью обработано. Если вы в хорошем настроении или даже просто «улыбаетесь», держа во рту карандаш, вы с легкостью выслушаете речь докладчика. И наоборот: вы чувствуете напряжение, читая инструкции, которые напечатаны плохим шрифтом, бледной краской или сложно сформулированы, а также когда вы в плохом настроении или просто хмуритесь.
Разные причины легкости или напряжения действуют в обе стороны. В состоянии когнитивной легкости вы, вероятно, находитесь в хорошем настроении, вам нравится то, что вы видите, вы верите тому, что слышите, доверяете своим предчувствиям и оцениваете ситуацию как комфортную и знакомую. Вдобавок вы, скорее всего, рассуждаете небрежно и поверхностно. Ощущая напряжение, вы, вероятно, будете бдительны и склонны к подозрениям, вложите больше сил в свое занятие, будете чувствовать себя не так комфортно и делать меньше ошибок, но при этом вы будете меньше обычного использовать интуицию и творческие способности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 11 Ноябрь. Неописуемая легкость бытия
Глава 11 Ноябрь. Неописуемая легкость бытия С настроением — по жизни! По мнению Дейла Карнеги, «выражение, которое человек носит на лице, гораздо важнее, чем одежда, которую он носит на теле».Согласно одной из моих заповедей, как бы ни было трудно улыбнуться, если ты это
Легкость бытия или истинная свобода?
Легкость бытия или истинная свобода? Часто люди стремятся к свободе, не понимая и не принимая ее истинного значения.Что интересует вас – легкость бытия или истинная свобода?Тяжесть—легкость. Не одно поколение пыталось выбрать, что же лучше – тяжесть или легкость. Милан
25 Относиться к жизни слишком серьезно или Привносить юмор и легкость
25 Относиться к жизни слишком серьезно или Привносить юмор и легкость Человек без чувства юмора — как карета без рессор. Ее трясет от каждой выбоины на дороге. Генри Уорд Бичер[24] Психологи используют термин «когнитивная реконструкция», чтобы описать нашу способность
Радостная легкость восприятия
Радостная легкость восприятия В статье под названием «Расслабленный ум порождает улыбку» описан эксперимент, в котором участникам быстро показывали фотографии предметов[75]. Некоторые изображения было легче узнавать, потому что перед показом самого снимка очень быстро,
Легкость, настроение и интуиция
Легкость, настроение и интуиция Примерно в 1960 году начинающий психолог по имени Сарнофф Медник решил, что он определил, в чем заключается суть творчества. Его мысль была одновременно проста и убедительна: способность к творчеству — это исключительно хорошо работающая
БеспREDельная легкость
Шаг 3. Когнитивная реструктуризация
Шаг 3. Когнитивная реструктуризация Люди постоянно пытаются понять смысл того, что переживают. Они стараются упорядочить события и предугадать, как эти события могут отразиться на их будущем. Когда вы испытываете тревогу и настороженно ожидаете паники, то становитесь
Свет – темнота, легкость – тяжесть
Свет – темнота, легкость – тяжесть Темнота и тяжесть говорит об усталости и накопившемся негативе. Если больше легкости и света – больше позитива, радости и энергии. Блеклость – потеря целей и жизненного энтузиазма. Яркость – жизненная сила, стремление идти
35. Когнитивная психология
35. Когнитивная психология Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться
Легкость общения
Легкость общения Наверное, вы не раз слышали: «Этот человек мне нравится потому, что с ним легко». С кем бывает легко? С тем, кто не «парит» своими проблемами других и не «парится» сам. Мне кажется, что это «париться» – центральное понятие в отношениях.Признаки «Парящегося»
Когнитивная интерпретация
Когнитивная интерпретация Многие из представленных выше теоретических взглядов на ПРЛ разделяют представление, что подозрения человека относительно других людей и размышления о преследованиях и плохом обращении со стороны других — это лишь рационализации,
Когнитивная оценка
Когнитивная оценка Общий клинический контекст Нарциссические люди обычно обращаются за лечением, когда у них развивается причиняющее неудобства расстройство Оси I или когда они сталкиваются с какой-нибудь серьезной проблемой в отношениях с людьми. Основной причиной
Невыносимая легкость бытия
Когнитивная легкость
Особенности самого удобного и приятного способа мышления, который может как существенно упростить жизнь, так и привести к фатальной ошибке.
Когда вы находитесь в сознании, ваш мозг проводит бесчисленное количество операций, проверяя и обновляя информацию: произошло ли что-то новое? нет ли рядом угрозы? все ли в порядке? Все это оценивается автоматически, так же проводится мониторинг ситуации в целом, что бы узнать, нужно ли подключать дополнительные усилия.
Одним из примеров того, что измеряет наш мозг, есть когнитивная легкость, диапазон которой начинается от «легко» и заканчивается «тяжело». «Легко» означает, что все хорошо: угроз нет, важных новостей тоже, нет нужды мобилизовать усилия. «Тяжело» означает присутствие проблемы, для решения которой нужно задействовать дополнительные ресурс вашего мозга. Соответственно второй показатель будет называться когнитивным напряжением.
В состоянии когнитивной легкости вы, скорее всего, будете чувствовать себя хорошо, вам будет нравиться то, что вы видите, слышите, будете верить тому, что вам говорят, а в общем, оценивать ситуацию как комфортную и знакомую для себя. А еще, в таком состоянии вы будете думать поверхностно и небрежно, особо не напрягаясь, выдавая первый ответ, приходящий на ум. Когда же вы чувствуете когнитивное напряжение, то начинаете относиться ко всему с подозрением, прикладывать больше усилий к тому, что делаете, так же вы будете чувствовать себя не так комфортно в такой ситуации. Но, вероятно, вы будете допускать меньше ошибок, нежели всегда, будете менее полагаться на свою интуицию и больше использовать своим мышлением, ваши действия будут более выверены, чем в состоянии когнитивной легкости.
Механизм когнитивной лёгкости — важный адаптационный механизм, который позволяет животным не находиться постоянно в состоянии стресса. Мозг, какому бы живому существу он ни принадлежал, стремится сэкономить на усилиях и выбирать краткие пути: «если в прошлый раз нас не съели, значит, и в этот всё пройдёт хорошо».
К сожалению, иногда бывает, что чувство когнитивной легкости мешает оценивать ситуацию объективно, заметно притупляет критическое мышление. Инстинктивная лень разума – это способ экономить ресурсы и сохранять удовлетворительный и безопасный статус кво, даже если нарушение равновесия может обещать новые блага.
Давайте разберем некоторые варианты, которые помогают нашему мозгу оставаться в состоянии когнитивной легкости и особо не утруждать себя.
Первым пример будет иллюзия вспоминания. Если дать человеку прочесть не большой список имен, он их запомнит на какое то время и, увидев их в скором будущем, даже вспомнит, где их прочитал. Но, если через несколько дней дать ему другой список имен, где будет присутствовать хоть одно имя с первого списка и попросить его отметить, кто из данных людей является знаменитостью то, вероятно, но выберет старое, уже знакомое ему имя из первого списка. Этот эффект впервые продемонстрировал психолог Л. Джакоби. Он сформулировал эту проблему так: «У ощущения „знакомости“ есть простая, но действенная особенность – «прошлость», которая, как представляется, служит прямым указанием на наличие предыдущего опыта». Эта особенность и есть иллюзией. Увиденное ранее слово воспринимается легче, и сама эта легкость порождает ощущение знакомости, хотя вы даже можете и не знать от куда это ощущение у вас появилось. Именно так и появляется иллюзия знакомости.
Второй пример – иллюзия истинности. Все, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку. Работу ассоциативной памяти понимают как множество одновременно происходящих событий. Активированная идея вызывает не просто еще одну идею, а множество их, а те, в свою очередь, активируют другие. Кроме того, сознание заметит лишь некоторые активированные идеи; основная часть работы ассоциативного мышления проходит скрытно. Частые повторения – надежный способ заставить людей поверить неправде, потому что различить истину и ощущение чего-то знакомого нелегко. Единственной знакомой фразы в утверждении достаточно для того, чтобы все утверждение казалось знакомым, а значит, истинным. Если вы не можете вспомнить, где вы его слышали, и никак не можете соотнести его с другими известными вам фактами, вам остается только полагаться на когнитивную легкость.
Третьим примером выступит эффект знакомства с предметом. Психолог Роберт Зайонц посвятил значительную часть своей карьеры изучению связи между повторением произвольного стимула и возникающей приязнью к нему. Зайонц назвал это эффектом простого предъявления. Несколько недель подряд на первой странице студенческой газеты Мичиганского университета появлялось объявление, похожее на рекламу, содержащее турецкое (или похожее на турецкое) слово: kadirga, saricik, biwonjni, nansoma и iktitaf. Слова повторялись с разной частотой: одно появилось лишь однажды, другие появлялись два, пять, десять или двадцать пять раз. Когда загадочная серия объявлений закончилась, исследователи разослали в университеты анкеты, где спрашивали, означает ли каждое из слов что-то хорошее или что-то плохое. Результаты были потрясающие: слова, представленные чаще, получили более благоприятную оценку, чем слова, показанные всего раз или два.
Зайонц утверждал, что возникновение симпатии при повторе – важнейшая биологическая особенность, которая распространяется и на животных. Чтобы выжить в зачастую опасном мире, организм должен реагировать на новые раздражители осторожно и со страхом. Для животного, которое относится к новому без подозрений, перспективы выживания выглядят мрачно. С другой стороны, угасание первоначальных опасений перед безопасным явлением – признак адаптивности. Эффект простого предъявления возникает из-за того, что повторяющиеся столкновения с новым стимулом не заканчиваются ничем плохим. Такой стимул со временем станет сигналом безопасности, а безопасность – это хорошо. Очевидно, что это верно не только для людей. Чтобы доказать это, один из коллег Зайонца проигрывал над двумя комплектами оплодотворенных куриных яиц звуки разной высоты. Вылупившись, цыплята меньше волновались при звуке той высоты, которую они слышали, находясь в скорлупе.
В четвертом примере речь пойдет о настроении и интуиции. Хорошее настроение, интуиция, способность к творчеству, доверчивость и повышенная зависимость от поверхностного мышления входят в одну группу. На другом полюсе находятся связанные между собой огорчение, бдительность, подозрительность, аналитический подход и дополнительные усилия. Хорошее настроение ослабляет контроль над деятельностью: у людей в хорошем настроении лучше работает интуиция, ярче проявляется способность к творчеству, но они менее бдительны и более склонны к логическим ошибкам. Такая связь имеет биологический смысл. Хорошее настроение – это сигнал, что в целом все идет хорошо, окружающая обстановка безопасна, оборону можно ослабить. Плохое настроение – признак того, что ситуация не очень хорошая, возможно наличие угрозы, требуется бдительность. Когнитивная легкость является одновременно и причиной, и следствием приятного чувства.
Пяты пример – напряжение и усилие. С одной стороны, во время трудоемких операций мы испытываем когнитивное напряжение. С другой стороны, независимо от источника это ощущение обычно это приводит еще к большему напряжению и к проблемам начинают подходить не интуитивно и небрежно, а с большим вниманием и аналитически. Фредерик Шейн предлагал студентам решить пару задачек, но половине студентов выдали задания, которые были плохо напечатаны (с мелким кегелем, бледно-серым, не четким цветом букв). Шрифт вызывал когнитивное напряжение у испытуемых. После обсчета результатов теста оказалось, что 90% студентов, получивших нормально напечатанный тест, допустили хотя бы одну ошибку. В группе испытуемых, получивших задание с едва разборчивым шрифтом, количество ошибающихся упало до 35%. С плохим шрифтом результаты были лучше. Когнитивное напряжение, независимо от его источника, мобилизует вашу бдительность, критическое мышление, внимательность, которая с большей вероятностью отвергает интуитивный ответы.
Когнитивная терапия Бека
Когнитивная терапия Бека сложилась в результате работы с больными, страдающими депрессивными расстройствами (Beck A., 1972; Rush et. Al.,1977; Taylor J., Marshall G., 1977; Beck А. et.al., 1979). Согласно взглядам Бека, поведение и настроение больных определяются характерными для них когнитивными конструктами, отрицательными когнитивными моделями или когнитивными схемами. Эти модели, как фильтры или «концептуальные очки» накладывают отпечаток на то, как пациент интерпретирует происходящие вокруг него события.
В процессе терапии пациент должен сформировать у себя метакогниции, представляющие из себя альтернативные варианты мышления, различные процессы самоконтроля. Кроме того, необходимо сформировать у пациента способность «замечать», «схватывать», «прерывать» и «отслеживать» свои мысли, различные проявления эмоций и поведения. Важным моментом является необходимость добиться понимания того факта, что пациент самостоятельно может изменить свое состояния. (Meichenbaum D., 1987).
Под когнитивными событиями, чаще всего, подразумевают автоматические мысли, внутренний диалог с самим собой и образы. Когнитивные события имеют свой сценарий, причем поведение человека, согласно данному сценарию, зачастую происходит без осознания смысла, автоматично (Abelson R., 1979). В то же время, возможно прерывание такого автоматизма и появлений «внутренней речи», которая появляется в тех случаях, когда необходимо принять решение в какой-либо ситуации неопределенности. Содержание «внутренней речи», в свою очередь, оказывает влияние на эмоции и поведение человека (Meichenbaum D., 1982). Активация мышления и способности к интроспекции ведет к когнитивному пониманию. В психотерапевтическом плане когнитивное понимание, является процессом, направленным на разъяснение и исследование содержания мышления, анализ когнитивных структур, формирование определенной системы взглядов.
Бек различал произвольные мысли, автоматические мысли и схемы. Схемы — относительно устойчивые когнитивные образования, влияющие на мировоззрение, чувства и поведение человека. При активизации неправильных схем и убеждений возможно систематическое искажение информации, поступающей из окружающего мира. По мнению Бека, в основных когнитивных схемах отражаются четыре фундаментальные эмоции — печаль, радость, гнев и тревога. Автоматические мысли протекают очень быстро, почти на грани осознания, они лежат не так глубоко как схемы и отражают их содержание. Иными словами, автоматические мысли являются своего рода формой для схем.
Характерные особенности автоматических мыслей:
Автоматические мысли, по своему смыслу приблизительно соответствуют «предсознательному мышлению» З. Фрейда и «самодекларациям» А. Эллиса. Самооценки, самоаттестации и самоинструкции людей возникают почти автоматически. Они рождаются из более глубоких структур, из внутренних схем своего образа. Дисфункциональные убеждения, внедренные в когнитивные схемы, могут привести к возникновению систематических когнитивных ошибок, причем эти ошибки наиболее легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.
По мнению Бека, причиной формирования дездаптивных когнитивных схем — когнитивной уязвимости, являются детские травмы и социальное научение, основанное на опыте научения тем неадекватном навыкам, которые помогают справляться с ситуацией дезадаптивным способом. Мы различаем внешние и внутренние факторы, активизирующие дезадаптивные когнитивные схемы. Когнитивная схема может, например, проявиться в состоянии астении или при тяжелом заболевании. С другой стороны, оживление когнитивных схем может возникнуть в связи с кружением ожиданий и невыполнением требований человека, неудачами при попытках изменить свой гипервалентный образ действий, невозможности осуществить проверку истинности своих дисфункциональных интерпретаций. Достаточно часто происходит активизация когнитивных схем при их относительном совпадении с аналогичными когнитивными схемами достаточно значимых для пациента людей. Представляет особый интерес вопрос о специфичности когнитивных схем для того или иного заболевания.
Бек выделял несколько специфичных когнитивных моделей:
Такая гипотеза вполне правомерна, ведь мы встречаемся с относительно устойчивыми паттернами поведения при различных заболеваниях, например, зависимостях от психоактивных веществ. Так, в частности, существуют стандартные суждения больных алкоголизмом, алкогольные стереотипы поведения и типичные высказывания потаторов. При опиатной зависимости типична ориентация на прошлые поступки и пессиместичное отношение к будущему. Создается впечатление, что заболевание может своеобразно трансформировать когнитивные схемы. Так, например, мы встречаемся с тем, что больной наркоманией часто перенимает когнитивные схемы матери, выражает ее взгляды на жизнь (при общем негативном к ней отношении).
Основной целью терапии является перестройка когнитивной сферы пациента, а основными задачами: обучение пациента навыкам самоконтроля за своими когнитивными процессами, проверки верности своих установок и суждений и соответствие условиям реальности их когнитивных схем. Кроме того, задачей психотерапевта является обучение пациента умению оценивать свое мышление и изменять его. Психотерапевт должен снизить выраженность симптомов заболевания пациента, оказать пациенту помощь в попытках его контролировать свои чувства и в становлении адаптивного поведения
Когнитивную терапию Бека отличает:
Основными техниками когнитивной терапии Бека являются:
В когнитивной терапии Бека также активно используются различные бихевиоральные техники: планирование деятельности, проведение экспериментов с целью оценки мышления, репетиция поведения и исполнение ролей.
Достаточно значимым аспектом терапии является ее акцент на предотвращении рецидива заболевания. Одной из форм профилактики рецидива является тестирование ситуаций риска с последующей коррекцией когнитивных нарушений, легко возникающих в этих ситуациях. При различных заболеваниях автоматические мысли нарушают процесс достижения цели, поскольку происходит систематическое нарушение в обработке поступающей к пациенту информации. Эмоциональные реакции людей на действия друг друга зависят скорее от интерпретации этих действий, чем от действий самих по себе. Можно с помощью специального обучения определять автоматические мысли с большой точностью.
Бек приводит следующий перечень наиболее распространенных вариантов тех негативных мыслей, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу и поведение пациентов:
Ниже представлен возможный вариант концептуальной схемы когнитивной терапии:
Когнитивные расстройства и деменция
Проблема когнитивных расстройств и деменции, как крайней степени их проявления, сегодня невероятно актуальна. По статистике ВОЗ, ежегодно во всем мире около 10 млн человек с когнитивными нарушениями достигают степени деменции, более 50 млн человек поставлен этот диагноз. Если верить прогнозам, к 2050 г. до 22% населения планеты будут страдать деменцией.
Что такое когнитивные функции?
Когнитивные функции — это не только память. К ним относят множество других свойств головного мозга, на которые мы обычно не обращаем внимание. Но стоит лишиться хотя бы одного из них, и качество жизни резко падает.
Когнитивные функции — это:
Нередко страдает какая-то одна сфера когнитивных функций при сохранности других. Такое состояние не сильно мешает адаптации и самостоятельной жизни человека, — в этом случае речь идет о когнитивных расстройствах. Когда же нарушение происходит в нескольких сферах, а человек становится социально дезадаптированным и зависимым от окружения, стоит говорить о деменции.
Чем опасна деменция?
Помимо крайне неприятного факта снижения интеллектуальных способностей человека, это состояние опасно изменением его поведения, которое может стать угрожающим как для самого пациента, так и для окружающих. Более того, по мере прогрессирования заболевания, пациенты становятся зависимыми от ухаживающих лиц, и именно качество ухода определяет продолжительность их жизни.
Собственно, дефицит питания, движений и гигиены зачастую служит причиной гибели людей с деменцией.
Признаки надвигающейся деменции
Как и любое другое заболевание, когнитивные расстройства куда проще предотвратить или замедлить на ранних стадиях. На что следует обратить внимание и когда стоит обратиться за медицинской помощью:
К какому специалисту стоит обратиться?
Причин, вызывающих когнитивные нарушения, много. Среди основных стоит выделить, конечно, сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Однако и многие другие неврологические состояния сопровождаются снижением когнитивных функций: болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона, прионные заболевания, редкие формы деменций — деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Эти состояния пограничные, в основном ими занимается невролог, однако в случае появления депрессии, неадекватности поведения, психопродуктивной симптоматики может потребоваться помощь психиатра.
Бывает и обратная ситуация.
Порой психические расстройства могут имитировать когнитивные нарушения.
Так, депрессия очень часто имитирует когнитивные расстройства, ведь при депрессии существенно снижается работоспособность, способность усваивать новую информацию, пропадает желание общаться с людьми и следить за собой. В ситуации «псевдодеменции» лечение депрессии приводит к восстановлению когнитивных способностей.
Обратимые деменции
Некоторые неврологические и соматические заболевания могут приводить к деменции. При своевременной диагностике и лечении — прогноз положительный.
Потенциально обратимая деменция может развиваться в следующих случаях:
Диагностика деменции
По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:
Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).
При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:
До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:
Также полезно проанализировать такие данные пациента:
Даже при тяжелом хроническом заболевании максимально ранняя диагностика болезни и комплексный подход к лечению значительно улучшают прогноз пациентов и увеличивают продолжительность их жизни.
Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?
В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.
Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.