когнитивная сфера человека что это
Когнитивная сфера личности
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».
Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.
Диагностика внимания:
Диагностика памяти:
Диагностика воображения:
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.
Когнитивная сфера человека что это
Какие физиологические процессы происходят с головным мозгом в старости? С возрастом постепенно уменьшается масса мозга. Этот процесс начинается рано, в 3-4 десятилетии жизни. Наиболее выраженные атрофические изменения отмечаются в лобных долях, постцентральной и верхней височной извилине, зрительной коре. В этих образованиях степень утраты нейронов к 70-80 годам может достигнуть до 48%. Проявлением церебральной атрофии является и расширение желудочковой системы и субарахноидального пространства. Это наиболее частая находка при МРТ у лиц пожилого возраста. Происходит уменьшение и числа нейронов, к 90-летию десятилетию жизни число нейронов уменьшается до 30-50% по сравнению с концом 20-летия жизни. С возрастом происходит не только уменьшение количества нейронов, но и изменения функциональных свойств оставшихся. Уменьшается количество дендритов и синапсов между нейронами. Изменения происходят и в белом веществе, где отмечается частичнаядемиелинизация, преимущественно в передних отделах головного мозга, уменьшение числа глиоцитов. Характерны и атеросклеротические поражения церебральных сосудов, которые определяются у большинства лиц старше 65 лет.
Поиск и реализация адекватных мер в поддержку пожилых людей остаются смыслом деятельности социальных служб на национальном уровне (Брунова С.Н., Руженская Е.В., 2007, [1], Максимова Н.Е., 2007, [4]).
Причины возникновения когнитивных нарушений разнообразны. Это и физиологические возрастные изменения головного мозга, описанные выше, но наиболее важная роль принадлежит возникновению сосудистых и дегенеративных заболеваний, характерных в пожилом и старческом возрасте с клиникой когнитивных нарушений.
Как же разобраться пожилому человеку или родным и близким что происходит? Имеет место физиологическое снижение памяти и внимания или это происходит на фоне значимой соматической и неврологической патологии, а может степень снижения когнитивных функций зашла так далеко,что без помощи психиатров уже не обойтись? Давайте разбираться.
Прежде всего, необходимо уточнить, что же такое когнитивные функции человека, и каковы проявления их снижения?
Теперь Вам известны основные понятия, необходимые для осознания процессов когнитивного дефицита.
Классификация когнитивных нарушений разнообразна. Различают: когнитивные расстройства легкой, умеренной и тяжелой степени. Кроме этого можно выделить физиологический когнитивный дефект и патологический, т.е. возникающий на фоне того или иного заболевания.
Давайте подведем небольшие итоги. Итак, Вам стало известно, что такое когнитивные функции, какие проявления их снижения, а так же, вы сами можете определить симптомы этого расстройства у себя или ваших близких. Если Вы задумались о необходимости обследования у специалиста, то цель нашей лекции наполовину достигнута.
Существует ли профилактика когнитивных нарушений в пожилом и старческом возрасте?
К немедикаментозным методам профилактики когнитивных нарушений относятся общая мотивация поддержания здорового образа жизни (Карасева Т.В., Руженская Е.В., 2013, [1]), которые способствуют соблюдению всех правил психопрофилактики [Психопрофилактика, современное понимание, 2010, [5]). Базовые основы первичной профилактики включают в себя диету, обогащенная природными антиоксидантами, систематические тренинги по тренировке памяти и внимания и рациональные физические упражнения
Природными антиоксидантами являются витамины С и Е, которые содержатся в цитрусовых, растительных маслах, морепродуктах и других продуктах питания. По некоторым ретроспективным наблюдениям, так называемая «средиземноморская диета», обогащенная натуральными антиоксидантами, способствует профилактике когнитивных нарушений и деменции. С этой целью рекомендуется использовать в рационе больше овощей, фруктов и морепродуктов.
Эпидемиологические исследования свидетельствуют, что лица напряженного интеллектуального труда менее подвержены когнитивным нарушениям и деменции. Пациенты высокого интеллектуального уровня обладают более развитыми навыками когнитивной деятельности, которые позволяют им успешнее преодолевать трудности, появляющиеся в начале дементирующего заболевания головного мозга. Таким образом, высокий интеллектуальный уровень в преморбиде обеспечивает большую или меньшую отсрочку времени клинической манифестации заболевания.
Как здоровым пожилым, так и лицам с негрубыми нарушениями когнитивных функций показаны систематические упражнения по тренировке памяти и внимания (Руженская Е.В., 2006, [6]). Целесообразность таких упражнений базируется на представлении о когнитивных функциях как о запасе знаний и навыков, которые формируются прижизненно. Другими словами, человек в процессе жизнедеятельности обучается стратегиям и навыкам восприятия, обработки, запоминания и воспроизведения информации. Человеческая память не является простым «хранилищем», куда складывается информация, и эффективность мнестической деятельности зависит не от объема памяти, который безграничен и мало меняется даже при тяжелых поражениях мозга, а от используемых стратегий запоминания и воспроизведения.
Программы тренировки памяти включают повышение мотивации пациента к запоминанию и воспроизведению, обучение эффективным стратегиям запоминания (так называемым «мнемоническим приемам»), развитие способности длительно поддерживать надлежащий уровень внимания, активное включение эмоциональной поддержки (как известно, эмоционально окрашенная информация запоминается лучше) и воображения. Эффективность систематической тренировки памяти и внимания доказана у пациентов с легкой деменцией, а также при недементных (легких и умеренных) когнитивных нарушениях.
Эпидемиологические наблюдения свидетельствуют, что регулярная физическая активность также способствует уменьшению заболеваемости деменцией. В ряде аналитических работ было показано, что лица, регулярно выполняющие физические упражнения, имеют меньший риск развития деменции в пожилом возрасте (Лечебная физическая культура в гериатрии, 2011, [3]). Вероятно, в основе данного феномена лежит благоприятное влияние физически активного образа жизни на сердечно-сосудистую систему, индекс массы тела, эмоциональную сферу.
Таким образом, когнитивный дефицит является одной из важных проблем современной медицины. С каждым годом, число пациентов пожилого и старческого возраста, нуждающихся в помощи психиатра, неуклонно растет, что подтверждает особую актуальность проблем здоровья пожилых людей в настоящее время. Среди всех нозологий, количество пациентов с когнитивным дефицитом очень велико.
Это подтверждает необходимость своевременного ознакомления с основными понятиями психического здоровья пожилого человека и обращения к врачу при первых симптомах неблагополучия.
Когнитивная сфера личности
Главная основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки. Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики. За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности что такое
В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.
На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.
Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.
Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.
Что изучает когнитивная психология
Структура
Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:
От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.
Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.
Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.
Внимание
Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.
Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.
Существует две классификации внимания:
Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.
Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:
Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:
Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:
Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.
Память
Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.
Существует 3 типа памяти у человека:
Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:
Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.
Воображение
Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.
Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.
Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.
Исходя из степени активности, существуют:
Активное воображение также подразделяется на:
Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер
Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.
Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.
Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.
Диагностика когнитивной сферы
Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.
Методики для диагностики когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы | Процесс когнитивной сферы |
---|---|
Внимание | Методика Кольца Ландольта |
Методика «корректурной пробы» | |
Методика «Мюнстенберга» | |
Память | Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе. |
Субтест Векслера | |
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь. | |
Воображение | Тест «Мыслитель-Художник» |
Тестирование Торренса | |
Тест Тулуза-Пьерона |
Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы.
Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.
Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:
Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.
Примеры когнитивных процессов
У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.
Например:
Например:
Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.
Например:
Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.
Видео
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА
Смотреть что такое «КОГНИТИВНАЯ СФЕРА» в других словарях:
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА — сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе [83] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Когнитивная семантика — является частью когнитивной лингвистики. Основными принципами когнитивной семантики являются следующие: во первых, грамматика есть концептуализация; во вторых, концептуальная структура закреплена в речи и мотивируется ей; в третьих, возможность… … Википедия
Познавательная сфера — познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Синоним: Когнитивная сфера … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Изменённое состояние сознания — Изменённые состояния сознания (ИСС) качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые… … Википедия
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в… … Википедия
ПАМЯТЬ — психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия
F60 Специфические расстройства личности — G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или нормы ). Такое отклонение должно проявляться более чем в … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
ПОНИМАНИЕ — метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях общих закономерностей и стат. регулярностей).… … Энциклопедия культурологии
Замятина, Надежда Юрьевна — Надежда Юрьевна Замятина Дата рождения: 13 июня 1974(1974 06 13) (38 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия
Когнитивная сфера в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «когнитивная сфера»
Когнитивная сфера – это сфера психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием и включающая знания человека о мире и о самом себе.
Термин когнитивная сфера появился на фоне развития кибернетики во второй половине XX века, когда впервые человека сравнивали с биороботом сложного строения. Ученые в этот период моделировали психические процессы, происходящие в мозге человека, но попытки были не всегда удачными. Смоделированный психический процесс получил название когнитивного.
Психические функции человека, направленные на познание и изучение образуют когнитивную сферу человека. Основой процессов является последовательное и логическое восприятие информации и её обработка.
Когнитивную сферу отличают логика и рациональность. Внимание, память, восприятие новой информации, мышление, логически обусловленные действия относятся к когнитивной сфере. Когнитивные процессы не связаны с развлечениями, эмоциональными волнениями, привязанностями.
Когнитивные процессы проявляются, например, в момент чтения, когда открывая книгу, человек воспринимает слова, буквы, информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Когда речь идет о художественном произведении, человек может представить себе описанную в книге картинку.
Когнитивные процессы также активизируются при письме, писатель, например, представляет себе то, о чем будет писать, подключая при этом воображение. Для написания связного и красивого текста, необходимо запоминать ранее написанное, а это достаточно хорошо активизирует память.
Приобретение умений и навыков в процессе обучения без определенных когнитивных процессов не обходится.
К когнитивному процессу относится и внимание, потому что при получении новой информации на ней важно сосредоточиться, не отвлекаясь на что-то другое. Таким образом, память необходима для того, чтобы запомнить полученную информацию, а наглядно представить, о чем идет речь позволяет воображение.
Готовые работы на аналогичную тему
Когнитивные процессы проявляются и в повседневной жизни человека, например, желание сбросить вес, с одной стороны, и кусочек аппетитного торта – с другой стороны, заставляют женщину подумать: можно удовлетворить свое желание, а можно и вовремя остановиться.
Развитие когнитивных процессов происходит постепенно и на протяжении длительного времени. Ребенок обучается этим процессам с первых дней жизни и важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрасту. У детей уровень развития этой сферы определяется с помощью структурированных, в зависимости от возраста, диагностических материалов, представленных разными заданиями.
Составляющие когнитивной сферы человека
В упрощенном варианте когнитивная сфера – это компетентность и знания, навыки и умения. Если данная сфера правильно функционирует, то человек имеет возможность не только воспринимать, но и запоминать информацию и обрабатывать её. Получается, что когнитивная сфера – это своеобразный механизм, который дает возможность обучаться и применять полученные знания.
Отсюда, когнитивными составляющими являются:
Внимание, как составляющая когнитивной сферы, заключается в способности человека из огромного количества информации отбирать нужную и на ней сосредотачиваться.
Внимание – функция основополагающая, потому что без него новая информация не может быть усвоена и обработана. Внимание может быть непроизвольным, не требующим от человека каких-либо усилий, произвольным, требующим определенных усилий для сосредоточения на выбранном объекте, послепроизвольным, поддерживаемом на сознательном уровне.
Основными характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость.
В когнитивной сфере ключевую роль играет память, которая является основным компонентом интеллекта. Видов памяти несколько, по критерию содержания выделяют:
Память может быть долговременной, кратковременной, рабочей, промежуточной.
Психический процесс создания образа предмета происходит с помощью воображения. Р.С. Немов, например, считает, что наиболее полно воображение работает тогда, когда в мозг человека поступает новая информация.
Такие понятия, как воображение и фантазия психология принимает как полные синонимы. Но, фантазия большее влияние оказывает на формирование «новых чувств», т.е. она в большей степени непроизвольна, по сравнению с воображением.
Воображение имеет свои виды, например, Мейс выделяет практическое воображение, языковое воображение, репрезентационное воображение.
Рисунок 1. Виды воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отечественная психология классифицирует воображение на основании целенаправленности и представляет его как пассивное и активное, которое у конкретного человека может достигать разного уровня.
Уровень развития воображения говорит о содержательности образов, их жизненном значении для дальнейшей деятельности, новизне и оригинальности.
Воображение, считает ряд специалистов, формирует у человека чуткость, тактичность, сочувствие, сопереживание.
Среди видов воображения на особом месте находится мечта. Мечта является деятельностью воображения и проявляется в оптимистических замыслах будущего. Мечта связана с жизнью человека и прочно вплетается в неё. Это большая побудительная сила, сопровождающая человека с раннего детства до глубокой старости. От творческого воображения она отличается тем, что создает образы будущего, которые человек сам желает, она не дает немедленный продукт в виде какого-либо изобретения, произведения и др.
Таким образом, когда когнитивная сфера хорошо развита, человек лучше воспринимает входящую информацию, быстрее её обрабатывает и лучше запоминает, а также делает правильные выводы.
Диагностика когнитивной сферы
Психические познавательные процессы и уровень их развития лежат в основе диагностики когнитивной сферы. Эти познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, мышление – являются составной частью деятельности человека, обеспечивая её эффективность.
Благодаря познавательным процессам человек способен заранее намечать планы своей деятельности и проигрывать мысленно её ход, предвидеть результаты, управлять своими действиями. Чем лучше развиты когнитивные процессы, тем большими способностями и возможностями обладает человек. От них зависит легкость и эффективность учения.
Диагностика когнитивной сферы помогает решить такие задачи:
При диагностике общего уровня интеллектуального развития ребенка, надо помнить, что интеллект в детском возрасте развивается быстро и через каждые 2-3 года он может меняться, поэтому психодиагностические методы должны меняться и соответствовать возрасту ребенка.
Существует множество тестов для определения уровня развития когнитивной сферы, среди них:
Данные тесты помогают составить примерное впечатление об аспектах когнитивной сферы.