когнитивный что это простыми словами пример в психологии
Когнитивный диссонанс и когнитивные искажения. Что такое когнитивный?
Дамы и Господа! За этими стенами вас никогда не коснется когнитивный диссонанс! Поэтому вам совершенно незачем знать, что это такое.
Виктор Пелевин. «Generation П»
Что такое когнитивный диссонанс?
Термин «когнитивный диссонанс» придумал в 1957 году американский психолог Леон Фестингер. Человек стремится к связному, упорядоченному восприятию мира ( консонансу ), объяснял Фестингер. Поэтому мы страдаем, когда возникают очевидные противоречия, и стремимся избавиться от когнитивного диссонанса, избегаем ситуаций, где он возникает.
К примеру, курильщик хорошо знает, что табак вреден, но при этом продолжает курить. Это создает когнитивный диссонанс. А избавиться от него можно по-разному: либо бросить курить, либо убедить себя, что сигареты не так уж вредны, либо просто игнорировать неприятную информацию.
Фестингер делал из своей теории оптимистичный вывод: ощутив когнитивный диссонанс и разобравшись в его причинах, человек может измениться в лучшую сторону, поменять свое восприятие и поведение.
Что такое когнитивные искажения?
Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:
Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.
Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.
Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Когнитивная психология
В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.
Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.
Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.
Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.
Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.
Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.
Когнитивные способности — термин с ускользающим смыслом. Умственные способности, мыслительные способности — сразу понятно и не вызывает вопросов. Это как «конгруэнтные» фигуры. Сразу не понятно. А это просто равные фигуры. Околонаучное умничанье.
Когнитивные функции
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.
Что такое когнитивные функции мозга?
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.
Неврология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Современные методы исследований показывают нам, что же такое когнитивные функции мозга человека и что именно к ним относится. Медикам известно, какие участки коры отвечают за ту или иную способность.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].
Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
Когнитивный диссонанс: что это простыми словами, советы и примеры из жизни
Каждый из нас хоть раз в жизни, но оказывался в компании интересных личностей, которые во время разговора использовали какие-то очень умные, но далеко не всегда понятные словечки и фразы. «Когнитивный диссонанс» как раз и относится к разряду тех понятий, которые многие люди часто употребляют, но не всегда понимают, в чем именно заключается их смысл.
В школе мы все изучали басни Крылова. Одна из басен, в которой речь идет о кумушке-лисе и винограде, как нельзя лучше демонстрирует нам, чем же является когнитивный диссонанс на самом деле. Хитрая лиса, увидев в саду сочную гроздь винограда, захотела полакомиться вкусными ягодами. Но как бы она не пыталась добраться до винограда, у неё так ничего и не получилось.
Отчаявшись, лиса с досадой сказала сама себе, что хоть виноград и хорош на вид, но ни одной спелой ягодки она не увидела, поэтому не очень-то и хотелось его съесть, ведь так можно тотчас и оскомину набить. Лиса на собственном опыте ощутила, что такое когнитивный диссонанс, который возник, когда она не смогла удовлетворить свое желание.
Что же такое когнитивный диссонанс простыми словами? Когда и почему возникла теория когнитивного диссонанса? В чем заключается суть этого понятия? В каком состоянии пребывает человек, который испытывает когнитивный диссонанс? Как наше сознание борется с этим неприятным для него состоянием? В данной статье рассмотрим эти и другие вопросы, касающиеся когнитивного диссонанса и его влияния на нашу повседневную жизнь!
Когнитивный диссонанс: что это простыми словами?
Когнити́вный диссона́нс (в переводе с латинского «cognitio» — «познавательный процесс», «познание», «узнавание» и «dissonantia» — «отсутствие гармонии», «отсутствие созвучности», «отсутствие слаженности», «противоречивость») – специфическое состояние психического дискомфорта личности, которое возникает, когда в сознании человека сталкиваются конфликтующие между собой ценности, идеи, эмоциональные реакции, верования и другие представления об окружающей реальности или собственном внутреннем мире.
Если говорить о когнитивном диссонансе простыми словами, то данное явление можно описать как конфликт, который возникает внутри человека. Каждый из нас на то или иное происходящее в нашей жизни событие накладывает определенный шаблон в виде ранее созданной модели поведения или установки. Мы делаем это на подсознательном уровне для того чтобы создать более удобные и комфортные условия для повседневного существования.
Какие эмоции вы испытаете, если увидите, что нищий мужчина в порванной одежде, которому вы несколько минут назад дали двадцать рублей, садится за руль роскошного внедорожника? Как вы будете себя чувствовать, если узнаете, что ваш тихий, дружелюбный, всегда уравновешенный знакомый ударил свою жену? У вас произойдет срыв или слом установленного ранее шаблона и вы, погрузившись в близкое к шоку или ступору состояние, начнете испытывать психологический дискомфорт (диссонанс).
Когнитивный диссонанс по умолчанию вызывает у любого человека дискомфортные ощущения, поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из нас, погрузившись в данное состояние, стремится как можно быстрее выйти из него. Одна категория людей предпочитает использовать игнорирование, другая категория старается разрешить конфликтную ситуацию, третья категория просто не замечает происходящего вокруг, а четвертая категория старается всеми возможными способами избежать погружения в состояние когнитивного диссонанса.
Основная проблема, вызываемая состоянием когнитивного диссонанса, заключается в том, что испытывающий внутренний дискомфорт человек не занимается поиском истины, а пытается формально привести мотивы и знания к общему знаменателю. Именно поэтому многие люди, стремясь избавиться от внутренних противоречий, используют то первое пришедшее в голову оправдание, которое более или менее подходит в той или иной сложившейся ситуации.
Когда и почему возникла теория когнитивного диссонанса?
В 1957 году американский психолог и эксперт в сфере психологии регуляции мышления Леон Фестингер, взяв за основу теорию структурного баланса Хайдера и теорию поля Левина, сформулировал теорию когнитивного диссонанса. Толчком к созданию теории послужили распространившиеся после землетрясения в одном из американских штатов слухи. Фестингер, желая объяснить и слухи, и искреннюю веру в них многих жителей США, сделал следующий вывод: люди всегда стремятся к внутреннему равновесию между личными мотивами, определяющими их поведение, и получаемой извне информацией.
До Леона Фестингера практически никто из ученых не занимался исследованием мотивационного процесса и его когнитивных составляющих на серьезном уровне. Он же сумел доказать, что любая личность стремится сделать свое восприятие реального мира связным и упорядоченным.
Каждый человек хочет не только познать внутреннюю гармонию, но и сохранить её. Все взгляды и установки, которые присущи тому или иному человеку, объединяются в систему, все элементы которой согласуются между собой. Практически аналогичное согласие существует и между тем, во что человек верит, и тем, как он поступает.
Фестингер сформулировал две гипотезы своей теории. В первой гипотезе речь идет о том, что человек, испытывающий когнитивный диссонанс, будет делать все возможное, чтобы понизить уровень несоответствия между конфликтующими установками. Так как индивид не хочет испытывать психический дискомфорт, то он стремится как можно быстрее сделать так, чтобы между конфликтующими установками возникло соответствие (консонанс).
Вторая гипотеза звучит следующим образом: «Человек, испытывающий когнитивный диссонанс, не только стремится установить соответствие между конфликтующими установками, но и в будущем начнет активно избегать той информации и тех жизненных ситуаций, которые могут вызывать такое состояние или повышать его уровень».
В чем заключается суть теории когнитивного диссонанса?
Теорию когнитивного диссонанса можно по праву назвать мотивационной теорией. Когнитивный диссонанс как состояние существенно влияет на поведение личности. Набор определенных убеждений, ценностей, верований, идей и прочих когниций, который присущ каждому человеку, влияет не только на его действия и поступки, но и на жизненную позицию и внутреннюю философию.
Когниции бывают двух видов: те, которые определяют внутренний мир человека и его представления о самом себе и те, которые определяют отношения человека к внешнему миру и окружающей его реальности.
Некоторые специалисты утверждают, что когниции – это всего лишь набор неких фактов. Но теория когнитивного диссонанса доказывает, что данное утверждение не соответствует истине. Когниции – это те факторы мотивационного характера, которые определяют поведение индивида и в повседневной жизни, и в экстремальных или нестандартных жизненных ситуациях.
Теория когнитивного диссонанса состоит из двух элементов: интеллекта и аффекта. Интеллект – это совокупность определенных знаний и убеждений, а аффект – это реакция на раздражители и возбудители. В те моменты, когда личность начинает ощущать внутренние противоречия между этими элементами или перестает находить связь между ними, она погружается в состояние когнитивного диссонанса.
Данный процесс имеет определенную связь с приобретенным опытом или событиями из прошлого. Поступив определенным образом или совершив некое действие, человек может через некоторое время не только начать испытывать угрызения совести или раскаиваться в своем поступке, но и искать себе оправдание.
Теория, созданная Леоном Фестингером, подтверждается проведенными на томографе экспериментами, исследованиями и тестами активности головного мозга. Во время проведения одного из экспериментов были созданы условия для того чтобы у участника исследования возник простейший когнитивный диссонанс. Испытуемому несколько раз показали листок бумаги красного цвета, но вслух назвали совсем другой цвет. В это же время активность его головного мозга сканировали на томографе.
Результаты эксперимента подтвердили тот факт, что при возникновении когнитивного диссонанса активизируется отвечающая за переключение внимания, выявление ошибок и несоответствий, мониторинг конфликтных ситуаций и контроль определенных видов деятельности цингулярная кора головного мозга.
Когда условия усложнили и участнику эксперимента начали давать более противоречивые и сложные задания, то ученым удалось доказать, что чем меньше доброволец находит оправданий своим действиям, тем больше возбуждается цингулярная кора его головного мозга и тем больше напряжения он начинает испытывать.
Основные причины возникновения когнитивного диссонанса
Существует множество причин возникновения когнитивного диссонанса. Рассмотрим самые популярные и распространенные из них.
Человек может погрузиться в состояние когнитивного диссонанса тогда, когда возникает несоответствие понятий и идей, которые при принятии определенных решений оказывают на него сильное влияние. Это первая и самая распространенная причина возникновения внутреннего конфликта.
Вторая причина — это расхождение, возникающее между жизненными убеждениями индивида и общепринятыми нормами, которыми руководствуется общество или же люди определенного круга.
Третья причина – это дух противоречия. Возникает данное явление тогда, когда человек не хочет подчиняться общепринятым этическим и культурным нормам. Ситуация может накалиться в том случае, если эти нормы не соответствуют законодательству.
Четвертая причина – это несоответствие, которое возникает тогда, когда полученная в результате определенного жизненного опыта информация противоречит новым жизненным ситуациям или условиям.
Яркие примеры состояния когнитивного диссонанса из повседневной жизни
Пример №1. Николай и родительский авторитет
Николай – тихий и послушный мальчик младшего школьного возраста, для которого любое слово папы или мамы – закон и истина в последней инстанции. Коля прекрасно понимает, что хорошие дети слушают своих родителей и никогда не ставят под сомнение их авторитет.
Поэтому нет ничего странного в том, что мальчик испытал когнитивный диссонанс, когда папа сначала сказал ему, что переходить дорогу на красный свет светофора категорически нельзя, иначе можно попасть под машину и получить серьезные травмы, а через несколько дней вместе с сыном перебежал дорогу на красный свет, так как он очень спешил и не стал ждать, когда загорится зеленый свет.
В таком же состоянии психологического дискомфорта мальчик оказался и тогда, когда услышал что мама, которая всегда ему твердила, что брать чужое ни в коем случае нельзя, рассказывала папе, что ей удалось тайком пронести через проходную несколько пачек принтерной бумаги.
Дети, в отличие от взрослых, испытывая когнитивный диссонанс, получают ощутимую психологическую травму, которая накладывает отпечаток на всю их оставшуюся жизнь. Ребенок, психика которого еще не окрепла, не может справиться с возникшим несоответствием между тем, что ему сказали родители, и тем, что он увидел собственными глазами.
Пример №2. Надежда и её переезд в другую страну
Надежда никогда не хотела покидать родной город, но встреча с харизматичным иностранцем повлияла на её судьбу самым кардинальным образом. Когда любимый предложил Наде выйти за него замуж и уехать в его родную страну, девушка ни на секунду не задумалась о том, что она – православная христианка, а её будущий муж – правоверный мусульманин.
Поженившись, молодожены через месяц уехали на родину молодого человека. Оказавшись в совершенно другой среде обитания, Надежда, которая раньше никогда не была за границей, испытала сильный когнитивный диссонанс. Отличия в традициях, одежде, национальной кухне, менталитете и поведении стали причиной возникновения психологического дискомфорта.
Чтобы сохранить брак, уменьшить нервное напряжение и выйти из состояния когнитивного диссонанса, женщине пришлось принять диктуемые местными жителями правила игры и изменить представление о её собственных традициях. Надина же подружка, которая оказалась в похожей ситуации, не смогла стать частью социума своего мужа-мусульманина, поэтому развелась с ним и вернулась на родину.
Пример №3. Александр и его рекламное агентство
Александр уже давно понял, что когнитивный диссонанс вызывает не только внутренний дискомфорт, но и яркие эмоции. Эмоции же по праву можно назвать мощными мотиваторами, которые заставляют нас совершать те или иные поступки и действия: под влиянием эмоций мы часто что-то покупаем, вступаем в какие-то организации или отношения, жертвуем существенные суммы денег, помогаем другим людям и т.д.
«Почему бы не начать использовать свои знания для получения собственной выгоды при помощи манипуляции человеческим сознанием?» — подумал Саша и решил открыть свое рекламное агентство. Основная задача рекламного агентства Александра заключается в том, чтобы систематически провоцировать возникновения когнитивного диссонанса у целевой аудитории, благодаря чему можно существенно повлиять на мысли, мнение и поведение людей.
Создавая рекламу для активных и позитивных людей, Саша использует следующие лозунги: «Купите это немедленно, ведь вы реально этого достойны!», «Настоящие лидеры и харизматичные личности должны обязательно подписаться на этот замечательный канал», «Хотите быть успешным и самодостаточным человеком? Тогда вы обязаны прочитать эту превосходную книгу!» и т.д.
Чтобы вызвать когнитивный диссонанс в мозгу родителей, Александр при помощи рекламы задает им следующие вопросы: «Думаете, что вы ответственная и любящая мама? Тогда почему у вашего ребенка до сих пор нет этой популярной игрушки?», «Хотите, чтобы ребенок рассказывал своим друзьям, какой у него классный папа? Тогда обязательно купите ему эту видеоигру!», «Желаете стать самыми лучшими родителями для своего малыша? Тогда подпишитесь на наш интересный канал!» и т.д.
Александр прекрасно осознает, что целевая аудитория, погрузившись в когнитивный диссонанс, попытается как можно быстрее уменьшить дискомфортные ощущения и выйти из этой неприятной ситуации, поэтому начнет покупать рекламируемый им товар, подписываться на предложенные им каналы и т.д.
Пример №4. Карина и пирожное
Карина решила привести свое тело в порядок, поэтому села на четырнадцатидневную диету. В разгар этой самой диеты девушка поняла, что ей очень хочется полакомиться любимым пирожным.
Так как спонтанно возникшее желание противоречит принципам правильного питания и тем целям, которые девушка поставила перед собой, то нет ничего удивительного в том, что она погрузилась в состояние когнитивного диссонанса.
Чтобы выйти из состояния внутреннего конфликта, Карина сначала решила, что она не будет потакать своим прихотям. Через 20 минут девушка, убедившись, что желание съесть пирожное никуда не пропадает, посмотрела на себя в зеркало и поняла, что никакая диета ей не нужна, ведь она и так в прекрасной физической форме.
Подумав еще немного, Карина нашла идеальное решение: в обеденный перерыв она съела любимое пирожное, а вечером совершила получасовую пробежку и сожгла лишние калории.
Как выйти из состояния когнитивного диссонанса?
Внутренний дискомфорт при принятии тех или иных решений испытывают не только люди, но и приматы. Механизм возникновения когнитивного диссонанса заложен в нашем головном мозгу на подсознательном уровне. Поэтому полностью выйти из этого состояния вы сможете лишь в том случае, если сведете к абсолютному минимуму взаимодействие с социумом. Сделать это практически нереально, ведь тогда вы не будете познавать радость общения и отношений с другими людьми, утратите доступ к новым знаниям и превратитесь в глубоко несчастного человека.
Хотя полностью избавиться от когнитивного диссонанса не получится, зато можно минимизировать негативное влияние таких придуманных людьми технологий, как манипуляция, искусственное создание внутренних дискомфортных ощущений, игра на эмоциях и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько дельных и эффективных советов, следуя которым вы сможете не только ослабить когнитивный диссонанс, но и перестанете попадать в устраиваемые собственным головным мозгом ловушки.
✔ Совет №1. Поменяйте те установки, которые мешают вам жить
Очень часто какие-то определенные установки в виде негативных или позитивных утверждений, которые вы переняли у значимых и важных для вас людей, мешают вам наслаждаться жизнью и погружают вас в состояние когнитивного диссонанса. Очень важно понять, что большинство из этих утверждений вы приняли только на веру, ведь никаких доказательств вам никто не предъявлял.
Многим из нас в детстве родители говорили, что только те дети, которые в школе учились на одни пятерки и примерно себя вели, смогут во взрослом возрасте стать успешными и счастливыми людьми. Мы приняли эту установку, старательно следовали ей, а затем пришли на очередную встречу выпускников и узнали, что бывший троечник, плохая успеваемость которого портила настроение многим учителям, основал собственный бизнес и, в отличие от нас, стал очень успешным человеком. При таких раскладах мощный «взрыв головного мозга» нам стопроцентно обеспечен!
Чтобы не стать жертвой когнитивного диссонанса из-за таких банальных и примитивных утверждений, необходимо просто их поменять на более нейтральные установки. Не забывайте, что жизнь – штука непредсказуемая, поэтому возьмите лист бумаги, напишите на нем все те установки, которые мешают вам жить, а затем зачеркните их красной или черной жирной линией!
✔ Совет №2. «Советуйтесь» со своим здравым смыслом
Люди автоматически следуют за тем, что для них является авторитетом! Об этом прекрасно знают пиарщики и рекламщики, поэтому очень часто пользуются услугами популярных актеров, певцов, спортсменов и прочих медийных личностей.
В повседневной жизни мы точно так же привыкли подчиняться родителям, начальству, учителям, преподавателям, представителям власти и другим авторитетам. Когда же мы слышим о том, что тот или иной человек, который является для нас авторитетом, совершил какой-то плохой поступок, мы сразу же погружаемся в состояние когнитивного диссонанса. Мы начинаем искать оправдание тому или иному поступку, но это лишь накаляет ситуацию.
Чтобы не искать оправдания другим людям, следует понять, что нельзя доверять всему тому, что вы увидели или услышали. Почаще «советуйтесь» со своим здравым смыслом и не бойтесь задавать неудобные вопросы, ведь идеальных людей, как и идеальных авторитетов, просто не существует. Очистив свой мозг от старых и неэффективных установок, вы не только перестанете верить всему на слово и подчиняться авторитетам, но и научитесь мыслить критически.
✔ Совет №3. Не бойтесь иногда становиться циничной личностью
Вам следует понять и осознать, что в жизни существуют те истины, с которыми нам стоит просто смириться. Идеальных людей не существует! Никто никому ничего не должен! Взрослые дети должны идти своим собственным путем! Нельзя доверять человеку, который уже однажды предал ваше доверие! Большинство людей ищет только собственную выгоду!
Хорошо развитое чувство юмора, дозированный цинизм и критичность помогут вам избавиться от розовых очков. Если вы перестанете жить в мире иллюзий, то больше не будете так часто погружаться в состояние когнитивного диссонанса, как делали это раньше.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.