когниция в психологии что такое
Когнитивные расстройства и деменция
Проблема когнитивных расстройств и деменции, как крайней степени их проявления, сегодня невероятно актуальна. По статистике ВОЗ, ежегодно во всем мире около 10 млн человек с когнитивными нарушениями достигают степени деменции, более 50 млн человек поставлен этот диагноз. Если верить прогнозам, к 2050 г. до 22% населения планеты будут страдать деменцией.
Что такое когнитивные функции?
Когнитивные функции — это не только память. К ним относят множество других свойств головного мозга, на которые мы обычно не обращаем внимание. Но стоит лишиться хотя бы одного из них, и качество жизни резко падает.
Когнитивные функции — это:
Нередко страдает какая-то одна сфера когнитивных функций при сохранности других. Такое состояние не сильно мешает адаптации и самостоятельной жизни человека, — в этом случае речь идет о когнитивных расстройствах. Когда же нарушение происходит в нескольких сферах, а человек становится социально дезадаптированным и зависимым от окружения, стоит говорить о деменции.
Чем опасна деменция?
Помимо крайне неприятного факта снижения интеллектуальных способностей человека, это состояние опасно изменением его поведения, которое может стать угрожающим как для самого пациента, так и для окружающих. Более того, по мере прогрессирования заболевания, пациенты становятся зависимыми от ухаживающих лиц, и именно качество ухода определяет продолжительность их жизни.
Собственно, дефицит питания, движений и гигиены зачастую служит причиной гибели людей с деменцией.
Признаки надвигающейся деменции
Как и любое другое заболевание, когнитивные расстройства куда проще предотвратить или замедлить на ранних стадиях. На что следует обратить внимание и когда стоит обратиться за медицинской помощью:
К какому специалисту стоит обратиться?
Причин, вызывающих когнитивные нарушения, много. Среди основных стоит выделить, конечно, сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Однако и многие другие неврологические состояния сопровождаются снижением когнитивных функций: болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона, прионные заболевания, редкие формы деменций — деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Эти состояния пограничные, в основном ими занимается невролог, однако в случае появления депрессии, неадекватности поведения, психопродуктивной симптоматики может потребоваться помощь психиатра.
Бывает и обратная ситуация.
Порой психические расстройства могут имитировать когнитивные нарушения.
Так, депрессия очень часто имитирует когнитивные расстройства, ведь при депрессии существенно снижается работоспособность, способность усваивать новую информацию, пропадает желание общаться с людьми и следить за собой. В ситуации «псевдодеменции» лечение депрессии приводит к восстановлению когнитивных способностей.
Обратимые деменции
Некоторые неврологические и соматические заболевания могут приводить к деменции. При своевременной диагностике и лечении — прогноз положительный.
Потенциально обратимая деменция может развиваться в следующих случаях:
Диагностика деменции
По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:
Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).
При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:
До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:
Также полезно проанализировать такие данные пациента:
Даже при тяжелом хроническом заболевании максимально ранняя диагностика болезни и комплексный подход к лечению значительно улучшают прогноз пациентов и увеличивают продолжительность их жизни.
Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?
В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.
Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.
Когниция
Когниция – это совокупность ментальных процессов, служащих для обработки и трансформации информации. Включает постижение и оценивание собственной персоны в окружающей действительности, а также построение индивидуальной картины реальности, то есть всё, что образует основу для поведенческих паттернов индивида. Таким образом, все процессы, которые заключаются в трансформации сенсорных данных, поступающих в мозг, в ментальные репрезентации разнообразного типа (образы, фреймы, сценарии) называются когнициями. То есть процесс когниция являет собой действия по обработке и преобразованию информации из одной структуры в другую.
Что это такое
В соответствии с собственной нейронной структурой мозг человека затмевает любой компьютер. Весь потенциал мозга по сей день не изучен, однако с уверенностью можно утверждать, что его вычислительные возможности безграничны. При этом всякий даже самый слабенький калькулятор имеет перевес в точности вычислений. Почему же так происходит?
Мыслительная активность человека проистекает изолированно от психических процессов личного восприятия мира. Поэтому люди склонны допускать логические ошибки, заключать ложные выводы.
Ниже приведено ряд факторов, влияющих на перцепцию человека:
– сознательный мыслепоток, именуемый ментальным шумом;
– ограниченный потенциал мозга в трансформации информации.
Когниция это итог формирования знаний о предмете, объекте (факте, месте), связывающий все компоненты психики – интеллект, эмоции, память, представление. Проще говоря, это единица смысла, находящаяся на рубеже разума и психики.
Рассматриваемое явление включает не только фактические знания, но и суждения, теории и погрешности восприятия. Они принимают участие в вырабатывании нового смысла при помощи ощущений человека, установок.
Все научные познания имеют духовную природу, поскольку даже в основе слаженной логической мысли лежит подсознательное чутьё. При этом, когда объективных и вербальных средств недостаточно для трансформации всего, что люди думают, представляют, чувствуют, зарождаются когнитивные искажения.
Первообраз рабочего определения описываемого понятия можно отыскать у Дж.Беркли, утверждавшего, что любому, кто анализирует объекты людского познания, понятно, что они являют собой идеи, либо воспринимаемые чувствами, либо такие, которые человек получает, наблюдая действия ума и эмоции, либо, образуемые посредством участия воображения, памяти, либо, возникающие через объединение, разделение, представление первоначально воспринятого одним из вышеприведенных способов.
Понятие когниции объединяет не только процессы человеческого сознания (мышление, разработку стратегий, представление, творчество, анализ, размышление, символизацию), но и более приземлённые процессы, такие как: моторика, внимание, узнавание. Необходимым условием описываемого явления считается мимесис (подражание, подобие).
Таким образом, когниция это простыми словами познавательное действие или процесс познания. Человеческая когниция является взаимодействием процессов восприятия, представления и выработки информации в словесной форме.
Рассматриваемое понятие – это противоречивый мир, поскольку в зону сознания личности проникает существующий мир (реальный, чувственный, объективный). Однако вместе с тем при помощи внутренней воли индивид может творить собственный смысл, который он причисляет к окружающим объектам.
Когниция в психологии
Рассматриваемое понятие является мыслью либо образным представлением, которые бывают незамеченными человеком, если он не сконцентрируется на них. Классические когниции, присущие депрессивным состояниям и иным клиническим нарушениям, нередко именуются «автоматическими мыслями». Людям характерно думать, что их думы и представления являют собой отображение действительности, поэтому они редко оценивают их истинность.
При этом знание в отличие от анализируемого понятия одновременно являет собой оправданное суждение или адекватную и аргументированную репрезентацию, либо процесс получения этого представления.
Когниция же вне истинностного значения. Данный феномен оперирует и заблуждениями, и истинным знанием. Её характеризуют процессы взаимодействия с суждениями (которые бывают неадекватными и ошибочными) и знаниями. Когниция в качестве процесса порождает и применяет репрезентации, приписываемые мнениям и знанию.
Также рассматриваемое явление рознится и с эмоциями, поскольку оперирует дискретными, специализированными, систематизированными структурами.
Когниция структурирована, а её элементы ориентированы на отображение строения внешней среды, что обусловлено необходимостью социальной деятельности. Невзирая на то, что когнитивные компоненты имеют связь с вербальными структурами, а языки всевозможных сообществ очень многообразны, основные инструменты когниции всесторонние, что и обнаруживается в семантике языков.
Общие языковые элементы, универсальные грамматические структуры, а также объединение категорий вокруг прообразов демонстрируют, что люди не просто «постигают» действительность, но деятельно и целеустремленно воссоздают ее образом для определенных целей.
Когниция это в психологии является родовым термином, используемым с целью обозначения процессов, направленных на получение знаний. Анализируемое понятие захватывает всю умственную деятельность или состояния, направленные на усвоение знаний и функционирование разума, что включает перцепцию, воображение, речевые процессы, внимание, память, решение проблем.
Таким образом, когниция является собирательным обозначением направленных усилий, затеваемых, дабы отыскать, познать, определить, понять, разобрать, систематизировать, обсуждать объекты, а также изменять их посредством мыслительных операций.
Психологи, сплотившиеся вокруг рассматриваемой теории, убеждены, что человек не является машиной, бездумно и автоматически реагирующей на посылы (внутренние стимулы или внешние события). Напротив, человеческий разум способен на значительно большее. Он может подвергать анализу информацию о настоящей реальности, сопоставлять, принимать решения, решая проблемы, которые одолевают его практически ежеминутно.
Таким образом, когнитивизм базируется на понимании индивида в качестве существа, мыслящего и анализирующего, поскольку пребывает в среде информации, которую надобно осознать, оценить и использовать.
Познавательные процессы – когниции, исследуются когнитивной психологией, которая ориентирована на математическую имитацию мыслительной деятельности и эксперимент. Проще говоря, она является ответвлением психологии, исследующей когнитивные процессы, а именно: репрезентации, память, внимание, мыслительные акты, воображение, умения принимать решения. Часть постулатов данного вида психологии являют собой базис современной психолингвистики. Заключения этой отрасли психологии широко применяются в иных разделах учения о душе (психологии образования, личности, социальной психологии).
Иначе говоря, когнитивная психология рознится от поведенческих концепция «стимул-реакция» отсутствием однолинейного направления детерминированности поведения. Она руководствуется учением о самоорганизации и саморегуляции изучаемых систем. Отсюда можно вывести другие методические доктрины когнитивизма, устремленные на сложно-структурные системные связи, возникающие в ходе акта познания.
Основной интерес рассматриваемого вида психологии сконцентрирован на мыслях. Поведенческие паттерны, эмоциональное реагирование, среда – все это является существенным, но характерной чертой когнитивной психологии считается именно фокусирование на суждениях клиента, его ожиданиях, установках, убеждениях, идеях, представлениях, образе мыслей – то бишь когнициях.
Часто люди расстраивают себя сами собственным иррациональным, неадаптивным мышлением порождают проблемы, которых в реальности могло не случиться. Либо даже при наличии объективных, неудачных обстоятельств, люди не в состоянии избавиться от ненужных дум, навязчивого характера, которые лишь осложняют процесс нахождения выхода из трудной ситуации. Поэтому неадекватный, неадаптивный, лишённый рациональности и сбалансированности когнитивный процесс мыслительной деятельности представляет собой мощнейший «генератор» стресса, который также препятствует успешной борьбе со стрессорами и дальнейшему преодолению негативных следствий таких состояний.
Помимо того наличие у индивида несколько противоречивых когниций (знаний, идей, суждений) нередко может породить когнитивный диссонанс.
Ниже приведены типичные причины, порождающие когнитивный диссонанс:
– логическая неадекватность между конкретным процессом или феноменом с суждениями о нём либо знаниями;
– несоответствие индивидуального разумения индивида позицией большинства субъектов, окружающих его;
– противоречие, возникающее между ранее полученным опытом и повторяющейся ситуацией;
– следование традиционно сложившемуся шаблону поведения или культурным обычаям вразрез собственному представлению о них.
Проще говоря, для простого обывателя, когнитивный диссонанс являет собой впервые появившееся или длящееся на протяжении определённого периода внутреннее противоречие, которое порождает негативные эмоции. Дабы ликвидировать неприятные ощущения индивид стремится сгладить внутреннюю конфронтацию посредством ниже приведённых стратегий:
– изменение поведенческого реагирования: индивид действует в соответствии с имеющейся когницией;
– отрицание ответственности: субъект за собственный проступок перекладывает ответственность на внешние факторы либо других людей;
– изменение когниции: индивид трансформирует собственные аттитюды (установки, представляющие собой сформировавшуюся оценку определенного объекта);
– переоценка когниции: индивид снижает внимание и приуменьшает значение диссонантным структурам;
– формирование новой когниции: субъект включает в процесс новый компонент, являющийся оправданием его поведения;
– поиск единомышленников: индивид стремится отыскать других людей, которые в аналогичных ситуациях поступают также.
В отдельных ситуациях люди стараются предотвратить зарождение диссонанса, провоцирующего внутренний дискомфорт, путём избегания любой информации, касающейся существующей проблемы, которая может вступить в противоречие с уже имеющимся суждением.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение – все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.
Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, – о когнитивно-поведенческой психотерапии.
Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии
Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.
С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек – как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.
Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций – это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.
Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.
Какие преимущества у КПТ?
Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.
Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:
Основные принципы КПТ
На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?
Основными принципами нового мышления будут:
Ваши переживания – это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.
Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.
Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.
Ваши тревожные переживания – это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.
Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:
Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это – бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.
Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.
Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии
В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.
Рассмотрим основные существующие техники КПТ:
Терапия по методике Бека. По мнению основателя этого метода, невротическими состояниями чаще страдают личности, подверженные негативным эмоциям и страдающие низкой самооценкой. Такие люди заранее нацелены на плохой исход любой ситуации. Например, начальник делает замечание сотруднику по результатам выполненной работы, а сотрудник мыслит: «Теперь меня точно уволят, я не смогу найти другую работу, нечем будет кормить семью», в результате наступает уныние. Бековский подход представляет собой серию быстрых вопросов и ответов для обнаружения негативных мыслей, в процессе которых приходит понимание проблемы и способов купирования опасного состояния депрессии.
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.
Теоретическая база когнитивно-бихевиоральной терапии
Когнитивно-бихевиоральная терапия — современное направление психотерапии, ориентированное на работу с познавательной сферой пациента и изменение его поведения. Основным положением когнитивно-бихевиоральной терапии является положение о том, что, мышление, чувства и поведение человека оказывают друг на друга взаимное влияние (Bandura A., 1978). Когнитивная составляющая рассматривается, как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур или как большой спектр различных процессов и явлений, связанных с познавательной деятельностью.
Термин когниция означает отдельную мысль, вербальную или визуальную единицу (образ), возникающую в «потоке сознания». Когниции формируются на основе убеждений, установок и представлений. Различают «холодные» и «горячие» когниции (Zajong R., Marcus H., 1984). Процесс изменения мышления пациента должен быть насыщен «горячими» когнициями, представляющими собой умышленное и гротескное шаржирование убеждений, и направлен на сознательное ослабление защитных реакций. При «холодных» когнициях пациенту предоставляется определенная информация, а опровержение искаженных взглядов осуществляется при помощи логических доказательств. «Холодные когниции» сравнительно мало влияют на убеждения пациента (Meichenbaum D., Turk D., 1987).
В когнитивной терапии особое значение придается когнитивным процессам и когнитивным событиям. К когнитивным процесам относят ошибки подтверждения и метакогниции (Taylor S., Crocker J., 1981). Ошибками подтверждения считаются те ошибки, которые совершает человек, излишне строго придерживающийся каких-то взглядов на себя и окружающий мир и не обращающий внимание на факты, опровергающие правильность этих взглядов. Следует отметить, что при последовательном сканировании пациент обычно принимает какую-нибудь одну гипотезу и придерживается ее, пока она оправдывается, и затем отбрасывает или заменяет ее другой, если она больше не подтверждается (Tversky A., Kahneman D., 1977).
На наш взгляд, отдельные авторы неправомерно ограничивают диапазон методов когнитивно-бихевиоральной терапии когнитивной реконструкцией, проблемно-ориентированной терапией и тренингами (Mahoney M., Arnkoff D., 1978). Основной задачей психотерапевта, работающего в русле когнитивно-бихевиоральной терапии, является оказание пациенту помощи в понимании того, как он строит и интерпретирует окружающую его реальность, т.е. каков его «конструктивистский ключ» (Meichenbaum D., 1987). Кроме того, когнитивно-бихевиоральная терапия поддерживает интерактивное представление пациента о своем поведении (Wachtel P., 1982). Как правило, она как бы исследует мировоззрение пациента с помощью рефлексивных приемов.
Теоретические взгляды, лежащие в основе когнитивно-бихевиоральной терапии:
Особенности когнитивно-бихевиоральной терапии: