кольчуга что это такое
Значение слова «кольчуга»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кольчуги получили широкое распространение как в Европе, так и в Азии благодаря простой технологии изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сотен человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.
КОЛЬЧУ’ГА, и, ж. (истор.). Защитная рубашка из металлических колец, составлявшая часть снаряжения воина в древнее время. Кольчуги, шлемы, ветхие портреты и всякие отжившие предметы. Фет.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кольчу́га
1. военн. истор. оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец ◆ Особенно много дошло до нас кольчуг Х века в дружинных курганах. ◆ В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга. Лермонтов, «Герой нашего времени»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: благоухать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кольчуга
Кольчуга – это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети.
История
Самые ранние находки кольчуг относятся к 4 веку до н.э., найдены они были в кельтских захоронениях в Румынии. Считается, что Римская Республика впервые столкнулась с кольчугами во время боев с галлами в Цизальпинской Галлии (сейчас Северная Италия). Римская армия адаптировала технологию для своих войск в виде лорики хаматы, которая использовалась как основная форма доспеха в Имперский период.
Использование кольчуги прослеживается на протяжении Темных Веков, Средневековья и эпохи Возрождения, и достигает своего апогея (в значении площади покрытия тела) в Европе в течение 13 века, когда кольчуга покрывала все тело.
В 14 веке латные доспехи широко использовались для укрепления кольчужных. Обычно кольчуга укреплялась пластинами в большинстве вариантов. Однако, кольчуги все еще широко использовались многими солдатами наравне с бригандинами и стеганками. Эти три вида доспехов составляли подавляющее большинство всех видов доспехов, использовавшихся в то время, и кольчуга была самой дорогой из них. Часто кольчуга была дороже латного доспеха. Кольчужная рубаха, вплетенная между двумя слоями ткани, называлась джазерант, и могла носиться как защитная одежда.
Сохранившиеся до наших дней кольчуги представлена в различных музейных коллекциях.
Японцы использовали кольчугу (кусари) в ограниченных видах доспехов в начале периода Намбокучи (1336-1392 года). Использовались два основых способа плетения: квадрат по схеме 4-в-1 (гусари) и шестиугольник 6-в-1 (хана гусари). Кусари обычно была сделана из колец, намного меньших, чем используемые в европейских кольчугах, и использовалась кусари в намного меньших масштабах – вместо изготовления полного кольчужного покрытия, использовались небольшие ее элементы для соединения пластин доспеха и для прикрытия уязвимых мест, таких как подмышки. Кольца не были ни сварены, ни заклепаны, хотя некоторые участки были сплетены из колец, имеющих два и более скруток, наподобие современным цепочкам на брелках. Кольца были покрыты лаком для предотвращения коррозии, и всегда пришиты к ткани либо коже. Кусари иногда скрывалась между слоями ткани или кожи.
Эффективность кольчуги
Изготовление кольчуги
Несколько способов соединения колец кольчуги были известны с древних времен, из них наиболее распространенным было плетение 4-в-1 (когда каждое кольцо соединено с четырьмя другими). В Европе плетение 4-в-1 имело полное доминирование. Кольчуга также имела распространение в Восточной Азии, в основном в Японии, где использовались еще несколько способов плетения.
Исторически, в Европе, в до-Римский период, кольца кольчуг склепывались для уменьшения вероятности расхождения колец при колющем ударе или при поражении стрелой. Вплоть до 14 века европейская кольчуга делалась из последовательно соединенных клепаных и сварных колец. Позднее кольчуги делались только из клепаных колец. Кольца делались из кованого железа. Некоторые поздние кольчужные элементы были сделаны из кованой стали с заметным содержанием углерода, что позволяло произвести закалку. Проволока для клепаных колец изготавливалась двумя способами. Один из способов заключался в том, что железо ковалось в пластины, которые затем разрезались. Эти тонкие полосы затем протягивались через волочильную доску до достижения требуемого диаметра. На нескольких манускриптах того времени изображено водное колесо, используемое для этой операции. Другой метод заключался просто в выковывании железных прутьев и последующем их вытягивании в проволоку. Концы колец соединялись с помощью пробойника. Кузнечная сварка также применялась для соединения колец, но единственный известный экземпляр такой кольчуги в Европе датирован 7 веком – кольчужная накидка Коппергейта. Вне Европы такой способ был более распространен, например хорошо известное «тета» плетение из Индии.
Историческая реконструкция
Один из двух основных недостатков кольчуги это то, что вес ее распределен неравномерно; основная нагрузка ложится на плечи. Вес может быть более равномерно распределен с помощью пояса, носимого поверх кольчуги, который обеспечивает еще одну точку опоры.
Кольчуга в фильмах
В некоторых фильмах вместо кольчуги используется вязаная ткань, окрашенная металлической краской, в целях снижения бюджета фильма (как пример – Монти Патон и Святой Грааль, снятый с очень маленьким бюджетом). Фильмы, более внимательные к точности костюмов, часто используют АБС-пластик (ударопрочная техническая смола) для изготовления колец кольчуги, для снижения стоимости и веса. Сотни таких кольчуг были сделаны для трилогии «Властелин Колец», в дополнение к обычным металлическим кольчугам. Металлические кольчуги редко используются в фильмах из-за их веса, за исключением сцен крупным планом, в которых кольчуги из АБС-пластика выглядят уже неправдоподобно.
История возникновения кольчуги на Руси.
Трофейный вагон метро
Немного о раритетном трофейном вагоне метро типа «В».
Такие разноцветные «Москвичи» (408 и 412)
Поэтому хотелось бы сосредоточиться на периоде активного выпуска автомобилей третьего поколения «Москвичей», когда были самые золотые времена завода МЗМА/АЗЛК, и заодно поделиться с вами информацией о том, в какие цвета красили автомобили Москвич-408 и Москвич-412 в то время. Надеюсь, вам понравится как и с «жужиками». Итак, начнём с известного чёрного «Москвич-408», покрашенного в цвет «Кварц»:
Особенно примечателен этот четырёхфарный «Москвич-408» не только своим уникальным «выставочным» цветом, но и тем, что это один из самых первых «Москвичей», который успел изначально побывать на множестве выставок в 1960-е годы, был подарен Брежневым супруге президента Финляндии (Урхо Калеви Кекконен) Сюльви Кекконен, которая была заядлым автомобилистом. Автомобиль в 1992-м был реставрирован и поныне находится на выставке автомузея Мобилиа. Остальные же «Москвичи» цвета кварц были в основном предсерийными опытными моделями, и в такой цвет окрашивались для лучшего обнаружения дефектов кузова и ЛКП при испытаниях.
Однако, по крайне мере, некоторые автомобили «Москвич-408» таки красились в чёрный цвет, вероятно, эти машины предназначались для экспорта в Европу. Подтверждений этому кроме старых фото и буклетов нет, если бы не один автомобиль который продаётся на Украине в Ровенской области.
Следующий не менее стильный и броский цвет «Москвича-408» это Рубин (номер эмали GRC), который будет темнее чем «Кармин», особенно это заметно в ясную погоду.
Более редким в наше время стал очень интересный тёмно-зелёный цвет (номер эмали EVR), который был, существует в наше время на сохранившихся экземплярах, но имеющиеся экземпляры встречаются не часто. Но кое-что удалось найти!
Светло-синий цвет часто путается с «Электриком», «Космическим голубым» (о нём далее) и иногда даже с остальными оттенками голубого, но светло-синие (номер эмали FTP) таки тоже встречаются.
Тёмно-зелёный цвет (номер эмали EWH) ещё имеет наименования Батавия. Редкий цвет, ибо встречаются такие автомобили даже в продаже не часто, можно сказать редко.
Не менее броский в глаза и очень яркий зелёный травянистый цвет, практический близкий к салатовому. Номер эмали тут указан как МЛ-197 (номер 2277). Возможно, уже перекрас. Кто знает точно?
Следующий цвет встречается куда чаще, и, думаю, кому-то он точно лично попадался на глаза: небесно-голубой цвет (номер эмали ATR). В него часто окрашивались «Москвичи» самых первых годов выпуска:
Пепельно-серый цвет, заметно отличается от антрацита более светлым оттенком. и как на зло, именно 408-го в таком цвете найти было тяжело на всех сайтах. Единственное фото которое иллюстрирует пепельно-серый цвет (номер эмали ATQ) вот такое вот нашлось:
Весьма редкий и понравившийся лично мне цвет Сахара (номер эмали BTN). Встречается не часто в наших краях, видимо, предназначался также в основном на экспортные автомобили:
Это, если меня глаз не обманывает из-за освещения в пасмурную погоду, цвет вишня (номер эмали GPX). Тоже весьма яркий и красивый цвет:
Итак, ярко-белый цвет (номер эмали BSJ), предположительно. В него часто окрашивались экспортные модели и был характерен наиболее чистым белым цветом:
Жемчужно-белый цвет (номер эмали AVN), если меня опять глаза не обманывают, он чуть менее «чистый» но на солнце очень даже ярко отдаёт белым оттенком.
Само собой, приведены не все оттенки поголовно (не ко всем оттенкам мне точно удалось найти иллюстрации, не ко всем удалось найти точные номера эмалей). Но большую часть цветов, в которые красились 408-е и 412-е «Москвичи» (до модернизации кузова до варианта ИЭ в 1970-м году) я всё же нашла и продемонстрировала вам.
У кого какой был «Москвич-408» (или 412 в раннем кузове с «плавниками»)? Какого цвета и какие воспоминания остались у вас? Или, может быть, в такой же псих как и я, и желаете приобрести себе схожий «Москвич» для езды? 🙂
Говорил ли Цицерон: «Чем ближе крах империи, тем безумнее её законы»?
Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины (1888)
Древнеримскому философу зачастую приписывают фразу о том, что судьбу государства можно предсказать по развитию его законодательства. Мы проверили, корректна ли такая атрибуция.
(Спойлер для ЛЛ: неверная атрибуция цитаты)
(Если вам показалось, что в проверяемых цитатах есть какой-то остросоциальный подтекст, то вам показалось. Наверное.)
Контент. Хотя эту цитату можно встретить и на нескольких сайтах с коллекциями афоризмов (например, «Жемчужины мысли» и Socratify.net), особую популярность она снискала в соцсетях и на блог-платформах. Отдельные пользователи и целые паблики нередко приводят якобы изречение Цицерона в публикациях с критикой той или иной законодательной инициативы. Подобные примеры можно с лёгкостью найти во «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», Twitter и Instagram, на Pikabu, LiveJournal и Reddit.
В сочинениях Цицерона цитату про зависимость между качеством законов и близким разрушением государства мы обнаружить не смогли. Её не упоминают авторитетные учёные, занимающееся Античностью, или авторы комментариев к текстам философа. При поиске похожих фраз на английском языке упоминания в серьёзных источниках также найти не удалось — в основном она встречается на сайтах с коллекциями цитат, форумах и в социальных сетях.
Не исключено, что приписываемая Цицерону фраза — это искажённая цитата из сочинения другого античного автора, историка Тацита. В его «Анналах» встречается выражение Corruptissima re publica plurimae leges. Его переводят по-разному, среди вариантов: «Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике», «В самом испорченном государстве больше всего законов» и «Чем ближе государство к падению, тем больше в нём законов».
UPD: Внимательный пикабушник @alexmix абсолютно справедливо указал тут #comment_218593186, что во времена Цицерона никакой империи в древнем Риме ещё не было. Спасибо ему за это 🙂
Цитата гуляет в сети именно в этой формулировке.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Протокол осмотра тела В.И. Ленина в 1934 г., спустя 10 лет после бальзамирования
Протокол заседания комиссии по осмотру тела В. И. Ленина (7 января 1934 года)
Присутствовали: проф. Абрикосов А.И., проф. Дешин А.А., проф. Иванов Г.Ф., проф. Розанов В.Н., проф. Федоров Л.Н., д-р Металликов, Комендант Кремля Петерсон Р.А., проф. Воробьев и проф. Збарский Б.И.
Председателем комиссии избирается проф. Федоров, секретарем — проф. Збарский.
1. Краткая информация профессора Воробьева о сохранении тела Владимира Ильича Ленина.
3. Составление акта.
ВОРОБЬЕВ: На днях исполняется 10 лет со дня смерти В.И. Ленина. После смерти Владимира Ильича тело было набальзамировано профессором Абрикосовым с тем мастерством, которое присуще этому крупному ученому. Бальзамировка была рассчитана на короткий срок. Когда в последующее время встал вопрос о более длительном сохранении тела, то за эту работу пришлось взяться мне и применить ряд новых методов, которые и создали возможность длительного сохранения тела Ильича.
Примененная нами методика должна была создать условия для преодоления высыхания тела, должна была создать возможность борьбы с вредным влиянием на кожу света и должна создать условия для борьбы с возможностью занесения инфекции.
В настоящее время мы выработали целый ряд методов и настолько ими овладели, что мы не боимся никаких случайностей и владеем рядом возможностей борьбы со случайностями и казусами. Мы не боимся ни набухания тканей, ни высыхания их, мы владеем вполне методами борьбы с теми изменениями, которые могут происходить под влиянием света.
В отношении инфекции, несмотря на все предпринимаемые нами меры, мы имели два случая занесения в саркофаг грибка. Первый случай имел место в старом мавзолее, и инфекция была занесена внесением в помещение мавзолея знамени Парижской Коммуны. Второй случай занесения инфекции имел место уже в новом мавзолее. Оба раза нам пришлось принимать ряд радикальных мер.
Теперешнее состояние тела Владимира Ильича должно считать совершенно удовлетворительным. Мы проводим главным образом макроскопическое наблюдение, изучая характер тканей, наблюдая за их напряженностью, за их окраской, их взаимоотношениями и их качеством. Сверх того мы неоднократно прибегаем к микроскопическому исследованию.
Учитывая теперешнее состояние тела, отсутствие в нем каких бы то ни было доступных для наблюдения изменений, мы считаем возможным заявить, что. срок дальнейшего сохранения тела может быть исчислен десятками лет.
РОЗАНОВ: Обращаете ли Вы внимание на сохранение нижележащих частей тела, в частности, в области спины. Меня интересует знать, нет ли там слеживания частей или высыхания.
ИВАНОВ: Не будете ли Вы добры ответить, как часто Вам приходится бороться с высыханием тканей и вредным действием света?
ВОРОБЬЕВ: Нижележащие части тела, как и вообще все тело, в одинаковой мере нами осматриваются, и до настоящего времени никаких изменений в этих частях, как и во всем теле, не наблюдали.
Комиссия приступает к осмотру тела В. И. Ленина.
При осмотре сделаны были следующие замечания:
РОЗАНОВ: На меня производит изумительное впечатление прекрасное состояние тела. Я помню, что нос был изменен, так как часть его отморожена, а теперь я не замечаю никаких изменений. Замечательно, что цвет волос совершенно не изменился. Сжатие губ чрезвычайно характерно для Владимира Ильича. Не понимаю, откуда берутся слухи, что лицо похудело.
АБРИКОСОВ: Я хорошо помню пятна на лице, а именно на щеке и носу, а также правое бедро было резко изменено. Сейчас я ничего этого не замечаю, исчезло очень большое пергаментного цвета пятно, которое находилось в области правого лобного бугра, исчезла еле-еле заметная бороздка, которая произошла при надломе с внутренней стороны поднятой нами при вскрытии трупа кожи.
ВОРОБЬЕВ: Отмечает слабость ткани в области левого виска, указывая на то, что в этом месте при вскрытии черепа при первом бальзамировании была надрезана соединительно-тканная основа кожи.
ДЕШИН: Указывает на то, что его поражает чрезвычайно хорошо сохранившаяся форма носа — крыльев носа и носовой перегородки. Он говорит, что ему трудно себе представить, до какой степени бальзамировка повлияла на исправление этих частей, которые по его памяти были чисто пергаментными.
Некоторые члены комиссии обратили внимание, что на теле имеются темноватые пятна вследствие неравномерного пропитывания бальзамическими веществами. На вопрос относительно того, насколько эти пятна преходящи и могут быть устранены, Воробьев указывает, что он с этими пятнами обычно не считается, что они обусловливаются большей или меньшей дегидратацией поверхностных слоев кожи, в зависимости от большего или меньшего притяжения к тем или иным участкам воды из окружающей тело среды. Любое из этих пятен может быть моментально уничтожено, но что и сам акт уничтожения пятна он может произвести тут же.
По указанию членов комиссии Воробьев производит тут же удаление двух указанных ему пятен, причем отмечает то обстоятельство, что делать этого вообще не нужно, так как необходимо беречь и щадить ткань, памятуя о том, что ее должно сохранять неопределенно долгое время. Члены комиссии отмечают, что они вполне удовлетворены произведенной на их глазах демонстрацией удаления этих пятен.
Розанов, Абрикосов, Дешин, Иванов, Федоров пальпируют ткани на разных участках тела и отмечают чрезвычайную их податливость, мягкость тканей в области торса, шеи и конечностей. Осмотру также подвергалась задняя часть туловища. Никаких следов изменений там не отмечено, и характер кожи, подкожной клетчатки и цвет кожи одинаков с кожей передней части тела.
После осмотра тела заседание продолжается.
Председатель комиссии предлагает высказаться о впечатлениях после осмотра тела.
ИВАНОВ: Искусство бальзамирования когда-то стояло на большой высоте, но секрет был потерян, но все то, что мы знаем по этому поводу, конечно, не может быть сравнено с тем, что тут достигнуто. Здесь применены новые методы, и такого опыта мы не знаем нигде в мире. Необходимо сделать это достоянием широких масс и мировой науки. Я выражаю свое восхищение перед работой, проделанной советской наукой.
ФЕДОРОВ: То, что мы сегодня видели, является, несомненно, фактом мирового значения прежде всего со стороны политической. Миллионы трудящихся имели возможность пройти через мавзолей и видеть облик гениального Ленина. Далее, благодаря научным знаниям и опыту проф. Воробьева и проф. Збарского мы имеем в этом деле также научное достижение мирового значения. Нигде в мире до сих пор не было подобных прецедентов, и ничего подобного нам неизвестно во всей мировой науке. В результате этой изумительной и блестящей работы мы должны спокойно сказать, что нет никаких оснований сомневаться, что и дальше сохранение тела В. И. Ленина, будет в той же степени, как и сейчас.
Комиссия переходит к составлению акта.
Тт. Енукидзе и Ворошилову
Комиссия тов. Федорова установила громадный успех работы проф. Воробьева и проф. Збарского по сохранению тела В. И. Ленина. Надо этот факт особо отметить решением правительства. Считаю необходимым наградить их обоих орденом Ленина (и дать по хорошей машине).