колесо ферриса что это

Колесо ферриса что это

Первое колесо обозрения построили в 1893 году ко Всемирной выставке в Чикаго. Архитектурным символом предыдущей парижской выставки была знаменитая Эйфелева башня. Необычная металлическая конструкция высотой 300 метров поразила мировую публику, и колумбийские градостроители задались целью затмить успех французских коллег.

Для этого американский инженер Джордж Феррис спроектировал аттракцион в виде колеса диаметром 75 метров. С его вершины можно было увидеть всю экспозицию. Сначала дирекция не была уверена в безопасности сооружения, но идею Ферриса поддержали коллеги-инженеры, а инвесторы предложили вложить в строительство 400 тысяч долларов — и проект все-таки одобрили.

Колесо весом в 2000 тонн двигали две мощные паровые машины, вращая его вокруг стальной кованой оси. К ободу крепилось 36 кабинок-автобусов, в каждой из которых было по 20 сидячих и 40 стоячих мест. Так на аттракционе помещалось одновременно 2160 пассажиров.

В английском языке аттракцион до сих пор называется «колесом Ферриса». В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной версии, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.

По другой версии, аттракцион позаимствовал имя у своего предшественника — «колеса смеха», которое состояло из горизонтального круга на подвижной платформе. Когда оно начинало вращаться, человек в центре терял равновесие и ударялся о мягкие стенки. Механик, управляющий колесом, менял скорость и саркастически шутил. А толпа вокруг смеялась и восторженно кричала. Аттракцион был довольно травмоопасным, поэтому в народе его тоже называли «чертовым колесом». Позднее он стал вертикальным и более безопасным, но оригинальное название сохранилось.

Первое колесо обозрения построили в 1893 году ко Всемирной выставке в Чикаго. Архитектурным символом предыдущей парижской выставки была знаменитая Эйфелева башня. Необычная металлическая конструкция высотой 300 метров поразила мировую публику, и колумбийские градостроители задались целью затмить успех французских коллег.

Для этого американский инженер Джордж Феррис спроектировал аттракцион в виде колеса диаметром 75 метров. С его вершины можно было увидеть всю экспозицию. Сначала дирекция не была уверена в безопасности сооружения, но идею Ферриса поддержали коллеги-инженеры, а инвесторы предложили вложить в строительство 400 тысяч долларов — и проект все-таки одобрили.

Колесо весом в 2000 тонн двигали две мощные паровые машины, вращая его вокруг стальной кованой оси. К ободу крепилось 36 кабинок-автобусов, в каждой из которых было по 20 сидячих и 40 стоячих мест. Так на аттракционе помещалось одновременно 2160 пассажиров.

В английском языке аттракцион до сих пор называется «колесом Ферриса». В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной версии, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.

По другой версии, аттракцион позаимствовал имя у своего предшественника — «колеса смеха», которое состояло из горизонтального круга на подвижной платформе. Когда оно начинало вращаться, человек в центре терял равновесие и ударялся о мягкие стенки. Механик, управляющий колесом, менял скорость и саркастически шутил. А толпа вокруг смеялась и восторженно кричала. Аттракцион был довольно травмоопасным, поэтому в народе его тоже называли «чертовым колесом». Позднее он стал вертикальным и более безопасным, но оригинальное название сохранилось.

Источник

Колесо Ферриса

Колесо́ обозре́ния (также в разговорной речи чёртово колесо́) — аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров. В наши дни колесо обозрения является непременным атрибутом многих парков развлечений, а также и других общественных мест по всему миру.

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

Содержание

История

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

Прообразом современного колеса обозрения было приводимое в движение мускульной силой человека устройство, появившееся в XVII веке.

Одно из первых колёс обозрения в нынешнем понимании построил в 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший (англ. George Washington Gale Ferris, Jr ). Оно было установлено на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго. Колесо создавалось как американский ответ на башню Эйфеля в Париже. Диаметр колеса составлял 75 метров, масса — 2000 тонн. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 л.с. каждая. К ободу колеса было прикреплено 36 кабин, размером приблизительно с автобус. В каждой кабине было 20 сидячих и 40 стоячих мест, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2160 человек. Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн ось колеса была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскрёба того времени, однако оно было в четыре раза ниже Эйфелевой башни.

После закрытия выставки это колесо ещё дважды переносили на другое место. Колесо было окончательно разобрано в 1904 году после того, как оно год проработало на выставке в Сент-Луисе.

О важности вклада Ферриса в дело строительства колёс обозрения говорит хотя бы тот факт, что по-английски колесо обозрения до сих пор называется ferris wheel, то есть «колесо Ферриса».

Позднее, в 1897 году, Феррис построил колесо обозрения для Вены. Это колесо сохранилось до сих пор, и сейчас оно является одной из главных достопримечательностей австрийской столицы.

Первое колесо обозрения в Великобритании было построено в Лондоне в 1895 году. Оно было скопировано с колеса Ферриса в Чикаго двумя молодым австралийскими инженерами Адамом Гадделином (англ. Adam Gaddelin ) и Гарретом Уотсоном (англ. Gareth Watson ), которые впоследствии построили ещё около двухсот колёс обозрения по всему миру. Лондонское же колесо просуществовало с 1895 по 1906 год, успев покатать за это время два с половиной миллиона человек. Находилось оно в районе Earls Court.

Типы колёс обозрения

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

«Наблюдательные колёса»

Так называемые «наблюдательные колёса» (англ. obserwation wheel ) — новый тип колёс обозрения. Первым колесом такого типа стал «Лондонский глаз» (англ. London eye ). Это колесо было открыто в 1999 году. В настоящее время строительство колёс такого типа ведётся в Лас-Вегасе, Сингапуре, Шанхае и некоторых других городах.

Основное отличие наблюдательного колеса от колеса обозрения классического типа заключается в том, что кабины наблюдательного колеса не подвешены к ободу, а смонтированы снаружи обода. Если кабины обыкновенного колеса обозрения удерживаются в должном положении благодаря силе тяжести, то наблюдательное колесо для удержания кабин в нужном положении требует сложной механической системы стабилизации.

Другие типы

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

Необычным типом классического колеса обозрения было колесо со скользящими кабинами (устройство ясно из рисунка). Такое колесо было сооружено в 1920-х годах в парке «Corney Island» в Нью-Йоркском районе Бруклин. Оно сохранилось до сих пор и сейчас используется в парке «Deno’s Wonder Wheel Park». Копия этого колеса действует в парке калифорнийском Дисней-Лэнде.

В 1999 году для выставки в Нидерландах было создано колесо обозрения для автомобилей, где вместо кабинки была использована платформа, на которой закреплялся автомобиль.

Колёса обозрения в СССР и России

В СССР колесо обозрения было весьма распространённым аттракционом в парках культуры и отдыха, которые имелись в любом достаточно крупном городе. Как правило, во всех городах использовались одинаковые стандартные колёса. Кроме «большого» в большинстве городов имелись маленькие детские колёса, известные под названием «аттракцион „Солнышко“».

Известные колёса обозрения

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

См. также

В искусстве

Литература

Ссылки

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что этоКолесо обозрения в Вене (анимация) Google Maps KMZ (3D модель — файл KMZ для Google Earth)

Полезное

Смотреть что такое «Колесо Ферриса» в других словарях:

Колесо обозрения — Запрос «Чёртово колесо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Колесо обозрения (также в разговорной речи чёртово колесо) аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для… … Википедия

Чертово колесо — Колесо обозрения (также в разговорной речи чёртово колесо) аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров. В наши дни колесо обозрения является непременным атрибутом многих… … Википедия

Чёртово колесо — Колесо обозрения (также в разговорной речи чёртово колесо) аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров. В наши дни колесо обозрения является непременным атрибутом многих… … Википедия

Степной волк (премия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Степной волк (значения) … Википедия

Источник

Этот день в истории: 1893 год — запущено первое Чёртово колесо

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

21 июня 1893 года на Всемирной выставке в Чикаго было запущено первое в истории Колесо обозрения (в разговорной речи названное Чёртовым колесом) — аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров.

В 1891 году организаторы Всемирной выставки в Чикаго, запланированной на 1893 год, объявили конкурс на лучший проект сооружения, которое могло бы стать «визитной карточкой» будущего мероприятия и по своим масштабам затмило бы Эйфелеву башню — «гвоздь» Всемирной выставки 1889 года в Париже.

Организаторы получили немало писем от инженеров со всего мира. Однако их проекты были не оригинальны. В основном предлагалось построить еще более высокую башню. Тогда молодой инженер из Иллинойса Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший предложил построить гигантское колесо обозрения с кабинками для людей. На эту идею его натолкнуло воспоминание о колесах водяных мельниц, которые он видел в детстве на реке Карсон в Неваде. Отчасти, прообразом колеса обозрения послужило также аналогичное по смыслу устройство, приводимое в движение мускульной силой человека, появившееся в XVII веке.

Сегодня колесо обозрения является одним из самых распространенных атракционов. В Англии его так до сих пор и называют — «Колесо Ферриса». Одно из наиболее известных колёс обозрения, построенное по проекту Ферриса вскоре после его смерти, в 1897 году, находится в Вене и сохранилось до сих пор. Называется оно Wiener Riesenrad и является одной из главных достопримечательностей австрийской столицы.

Источник

Чертово колесо обозрения. Или как Чикаго разорил изобретателя.

Получили множество откликов, но они не впечатлили организаторов. Даже сам Александр Густав Эйфель прислал свой проект, который опять-таки сводился к строительству более высокой, чем парижская, башни. Заскучавший Бернхэм, кроме прочих неприятностей, получил несколько десятков писем протеста от ведущих американских инженеров, возмущенных подобным непатриотическим подходом.Все было плохо!

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

Большинство деталей изготовили в Детройте и в 150 вагонах привезли в Чикаго. Набросок на салфетке превратился в колесо диаметром 80 м, сидящее на оси длиной почти 14 м и диаметром в 2 м — самой большой кованой детали, которую когда-либо изготавливали в Соединенных Штатах. Возвышающаяся на 45 м над землей опора уходила на 10 м вглубь в бетонный фундамент, 36 кабинок вмещали по 60 посетителей каждая. Масса всего сооружения составляла 4100 тонн.

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

На строительство гигантской металлической конструкции отводилось всего 22 недели, причем во время не жаркой чикагской зимы. И а ттракцион, открылся для публики на семь недель позже, чем планировалось, — 21 июня 1893 года.

Изобретение Ферриса произвело фурор ( в смысле шумный публичный успех) и стало «гвоздем» выставки. Народ валил толпами, чтобы прокатится, испугаться, а потом долго рассказывать знакомым о впечатлениях.
Наконец появилось что-то, чего не очень впечатлительные американцы, НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛИ!

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

Источник

Колесо обозрения

колесо ферриса что это. Смотреть фото колесо ферриса что это. Смотреть картинку колесо ферриса что это. Картинка про колесо ферриса что это. Фото колесо ферриса что это

Сегодня большинство людей уверены, что чёртово колесо и колесо обозрения — это один и тот же аттракцион. Виной тому одноимённая песня в исполнении Муслима Магомаева. Этот хит он спел на фоне колеса обозрения, в результате миллионы советских людей решили, что это одно и то же. В то время как чёртово колесо, являющееся другим аттракционом, в парках Советского Союза просто отсутствовало. По какой причине? Если кратко — этот аттракцион был небезопасен.

Забава для смелых

Итак, что же представляло собой чёртово колесо? Это была большая круглая вращающаяся платформа. Причём вращалась она в горизонтальной плоскости. Перед началом её движения на платформе усаживались или даже укладывались люди. По сути, это была карусель, но вращавшаяся на высокой скорости и, часто, без сидений и возможности за что-то удержаться. Кто хотел подольше пробыть на колесе, располагались ближе к центру, другие — как придётся. После того, как платформа начинала вращаться, на участников воздействовали центробежная сила и сила Кориолиса. Именно они заставляли людей слетать с платформы по касательной.
Чтобы участники аттракциона не травмировались, вокруг колеса раскладывали смягчающие маты. Впрочем, травмы были возможны, когда участники налетали друг на друга, а иногда даже на зрителей.
Для более зрелищного просмотра скоростью, а иногда и углом подъёма (а некоторые платформы могли приподниматься) управлял механик. Он же давал возможность участникам немного изменить позицию, дабы придать соревнованию некую остроту. И вся эта картина сопровождалась острыми и сатирическими замечаниями ведущего. Неудивительно, что до революции этот аттракцион в российских Луна-парках был весьма популярен. Настолько, что вошёл в произведения русских писателей. Так, Аркадий Аверченко в рассказе «Чёртово колесо» из сборника «Дюжина ножей в спину революции» сравнивал чехарду по смене власти в 1917 году с участниками аттракциона: «Расшвыряло, всех расшвыряло по барьеру «чёртово колесо», и постепенно замедляется его ход, и почти останавливается оно, а тут уже — глядь! — налезла на полированный круг новая весёлая компания: Троцкий, Ленин, Нахамкис, Луначарский, и кричит новый «комиссар чёртова колеса» — Троцкий: — К нам, товарищи! Ближе! Те дураки не удержались, но мыто удержимся! Ходу! Крути, валяй! Поехала!!».
Чуть позднее, детский писатель Николай Носов усадил на колесо персонажей своей сказки «Незнайка на Луне»: «Коротышки, желающие повеселиться, садятся в центре этого круга, после чего круг начинает вертеться все быстрей и быстрей. Появляющаяся в результате вращения центробежная сила сбрасывает коротышек одного за другим с круга на землю. Победителем считается тот, кому дольше всех удастся удержаться на вращающемся круге».

Изобретение Ферриса

В 1893 году Чикаго должен был принять Всемирную Выставку. Готовясь к ней, организаторы кинули клич — предложили инженерам построить что-нибудь такое, что «затмило бы» Эйфелеву башню. Как известно, её возвели в честь Всемирной выставки 1889 года в Париже, и она полностью оправдала ожидания.
Жюри чикагского конкурса получило массу предложений, но почти все сводились к тому, чтобы построить башню выше, чем в Париже. Да что там, желая потрафить янки, знаменитый Александр Эйфель прислал им проект новой, более высокой башни. И глава конкурса Дэниел Бернем уже подумывал: «А почему бы и нет?», но десятки писем от ведущих американских инженеров и учёных заставили его отказаться от этой идеи.
Пересматривая присланные заявки, жюри вдруг остановило выбор на идее молодого инженера Джорджа Ферриса. Он вырос в Неваде, на берегах реки Карсон, где часто обустраивали водяные мельницы. Узнав о конкурсе в Чикаго, инженер стал размышлять, а может ли он придумать что-то оригинальное? Во время ужина с друзьями ему пришла в голову идея создать гигантское колесо, вроде мельничного, но чтобы
Вместо лопастей на нём были кабинки с посетителями. Уже к концу трапезы Феррис нарисовал на салфетках эскизы будущей конструкции и поделился идеей с друзьями. Те сочли её сумасбродной, но Феррис всё равно послал чертежи на конкурс и неожиданно выиграл. Его колесо хоть и было в четыре раза ниже Эйфелевой башни, но в два раза выше самого высокого в США здания.
Правда, организаторы поставили ему одно условие — реализация проекта за счёт инвесторов, которых ещё предстояло найти. И на всё про всё — 22 недели, из которых половина — во время снежной чикагской зимы.
С трудом, но Феррису всё же удалось найти людей, готовых вложить в проект 250 тысяч долларов — серьёзные деньги по тем временам. На эти средства в Детройте изготовили стальные части конструкции и 150 вагонами отправили в Чикаго. Колесо, диаметром 75 метров, сидело на оси длиной 14 метров и диаметром 2 метра. На тот момент это была самая большая кованая деталь, изготовленная в США. Чтобы удержать махину весом в 200 тонн (!) потребовалась опора высотой в 45 метров, базирующаяся на железобетонном фундаменте высотой 10 метров. Колесо вращали две паровые машины мощностью 1000 лошадиных сил каждая.
На самом колесе было размещено 36 кабинок по 60 мест. Несмотря на все усилия, аттракцион был открыт на 7 недель позже запланированного — 21 июня 1893 года.
Ещё во время строительства привлёк к себе внимание публики и прессы и, несмотря на высокую цену билета (20 минут обзора за 50 центов), стал хитом выставки. За 19 недель его посетили почти 1,5 миллиона человек. Доходы превысили затраты почти в 3 раза и составили 730 тысяч долларов. Правда, организаторы не выплатили Феррису положенную часть прибыли и ему пришлось судиться. Перипетии тяжб сказались на здоровье Джорджа, и в возрасте 37 лет он умер в одиночестве в питтсбургском госпитале. Однако в англоязычном мире все колеса обозрения теперь называются не иначе, как ferris wheel, то есть «колесо Ферриса».

«Лондонский глаз»

Оригинальное колесо Ферриса после закрытия выставки в Чикаго ещё дважды переезжало с места на место. Окончательно оно было демонтировано только в 1904 году после того, как год отработало на выставке в Сент-Луисе.
Попытки Ферриса при жизни продать патент на аттракцион другим паркам оказались безуспешны. Их владельцы заказывали аналогичные конструкции у других инженеров. Причём, они не совпадали в деталях с той, что была у Ферриса, и это считалось новым механизмом. А колесо по проекту Ферриса в Вене Wiener Riesenrad было открыто только на следующий год после его смерти. Оно до сих пор является достопримечательностью австрийской столицы. Правда, это было не первое европейское колесо обозрения.
В 1895 году в Лондоне в районе Эрлс Корт была построена почти копия колеса Ферриса, спроектированная двумя молодыми австралийцами Адамом Гадделином и Гаретом Уотсоном. Позднее они подарили миру ещё 200 колёс обозрения. А их лондонское творение, прекратившее своё существование в 1906 году, посетило 2, 5 миллиона человек. Сегодня достопримечательностью Лондона является знаменитый «Лондонский глаз» (London eye), построенный в 1999 году. Высотой 135 метров, он четыре года был самым высоким подобным сооружением в мире. Правда, «глаз» сделан уже по другой технологии — «наблюдательное колесо», где кабины не подвешены к ободу, а смонтированы снаружи. Их нужное положение обеспечивается сложной системой стабилизации.
Стоит сказать, что в советских парках культуры, колесо обозрения, как и во всём мире, не страдало от нехватки посетителей. При этом наши колёса были исключительно отечественного производства. Одно из самых первых — в Измайловском парке Москвы, более 50 лет проработало без капитального ремонта. Аттракцион стал подарком для участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.
Чаще всего в СССР катали людей колеса ейского завода «Аттракцион», точнее, три основные модели, выпускавшиеся предприятием: «Колесо обзора», «Круговой обзор» и «Круговой обзор-М». Также имелся детский вариант под названием «Солнышко».
Сегодня самое высокое в России колесо обозрения находится в Сочи, в Лазаревском парке. Конструкция высотой 83 метра изначально должна была находиться в самарском парке Гагарина, но власти не дали разрешения на его строительство, и в 2012 году аттракцион был перенесён в Сочи.

Журнал: Загадки истории №4, январь 2021 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Алексей Мартов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *