количество показателей технического уровня изделия что это
Понятие и методы оценки технического уровня продукции.
Технический уровень продукции — это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.
Оценка технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение и реализация, эксплуатация и потребление.
Таким образом, технический уровень продукции зависит от совокупности показателей технического совершенства. Определяют его путем сопоставления значения показателей оцениваемого образца с базовым.
Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром.
Выбор базового образца для сравнения является сложным решением вопроса о приведении экспортного изделия в соответствие с показателями потребности предполагаемого потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия.
В качестве базовых образцов могут выступать:
1. на стадии разработки:
базовый образец 1. Перспективная модель машины или оборудования, показатели которой основаны на самых современных достижениях пауки и техники и будут наиболее полно отвечать конкретной потребности в реальном будущем;
базовый образец 2. Поставляемое на товарный мировой рынок изделие, обладающее наиболее высокими техническими показателями и имеющее тенденцию к снижению его экономических показателей на перспективу;
2. на стадии изготовления и реализации:
базовый образец 3. Лучшие зарубежные изделия, поставляемые на конкретный рынок, показатели качества которых отвечают самым высоким требованиям, а затраты потребителя, связанные с его приобретением и эксплуатацией, являются наиболее низкими по сравнению с другими аналогичными изделиями;
базовый образец 4. Изделие, пользующееся наибольшим спросом на рынке конкретной страны или определенного региона и не обязательно обладающее наивысшими показа гелями (в зависимости от уровня экономического развития страны и платежеспособности потребителя).
Выбор образца определяется целями оценки технического уровня продукции. Например, базовый образец № 1 должен лежать в основе определения технико-экономической целесообразности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ над принципиально новой моделью машины и последующей ее постановки на производство, базовый образец № 2 — в основе решения вопроса о сертификации изделия.
Выявление причин недостаточной конкурентоспособности поставляемого па конкретный рынок товара потребует его сопоставления с базовым образцом № 3, а определение конкурентоспособности выпускаемого для внутреннего рынка, но не поставляемого в данный момент на экспорт товара — с базовым образцом № 4.
Необходимо учитывать, что с момента выбора образца до выхода на рынок проходит определенный период времени, в течение которого на рынке может появиться другое, более качественное изделие. Поэтому, ориентируясь даже на самый лучший существующий образец, необходимо не только обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия, но и учитывать динамику развития показателей технического уровня образца на перспективу.
Исходную информацию о значениях показателей качества базового образца (конкурента) составляют:
— фирменные, национальные, международные стандарты, действующие в стране предлагаемого экспорта;
— технические регламенты, правительственные постановления, устанавливающие правила и требования к импортируемым в данную страну товара: безопасность, экология, охрана здоровья, маркировка, транспортировка, храпение, эксплуатация и т. д.;
— юридические нормы поставки товаров в страну экспорта; данные о патентной чистоте экспортных изделий и защите прав экспортера;
— справочники таможенной статистики страны предлагаемого экспорта;
— фирменные и национальные статистические и научные сборники;
— отраслевые периодические и специальные журналы и статистические обзоры, издаваемые за рубежом, каталоги фирм, проспекты и рекламные материалы;
— результаты испытаний изделий за рубежом;
— нормы и расцепки, связанные с доставкой, хранением, эксплуатацией и ремонтом, техобслуживанием машин и оборудования и другими операциями с товаром за рубежом;
— результаты посещения специалистами фирм, выставок, ярмарок.
Для оценки технического уровня и качества продукции используют:
Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан па сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий.
Для продукции отраслей машиностроения используют следующие основные показатели технического уровня и качества продукции:
— расходование топлива, сырья, энергии;
— общественно полезный эффект;
Качество продукции определяется на основе сопоставительного анализа единичных показателей оцениваемого изделия, например показателя назначения, и конкретных аналогов — базовых изделий по формуле:
где Д — относительный показатель качества;
Рi — значение i-го показателя оцениваемого изделия;
Рia — значение i-го показателя базового изделия (аналога);
n — количество показателей.
При незначительном количестве относительных показателей дифференциальный метод может оказаться наиболее быстрым для определения уровня качества продукции на конкретном рынке.
Если показателей много и оценка по ним вызывает затруднение (трудно отдать какому-то из них предпочтение), используется обобщающий метод на основе определения обобщающего показателя качества:
где Ку — обобщающий показатель технического уровня;
n — количество относительных показателей.
Уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если значение обобщающего показателя, как и относительного, больше или равно единице.
Уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если большинство (или все) значения относительных показателей, а следовательно, и обобщающего показателя, меньше единицы.
Смешанный метод — сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств.
При смешанном методе оценки выполняются следующие действия:
— часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий обобщающий показатель. Отдельные важные показатели не объединяют в группы, а применяют их в дальнейшем анализе как единичные;
— на основе получаемой совокупности обобщенных и единичных показателей оценивают уровень качества изделий дифференциальным методом.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т. е. определяется интегральный показатель качества продукции Ки:
где Ку и Куа — обобщающие показатели технического уровня оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно;
3 и 3а — суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно.
Интегральный показатель экономической эффективности свидетельствует об экономической целесообразности замены устаревшей продукции, если Ки > 1. Это значит, что затраты па выпуск изделия растут медленнее, чем увеличивается технический уровень и повышается качество продукции.
Для техники, революционизирующей производство, и для специфических товаров народного потребления, которые попросту не имеют аналогов, применяют интегральный показатель качества продукции, установленный государственным стандартом. Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от использования образца продукции за заданный срок службы к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
Качество промышленной продукции
8.3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения
Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.
Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.
В международных стандартах нет понятия «технический уровень продукции», поэтому в них отсутствует и определение этого понятия.
Согласно ГОСТ 15467-79 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Определение технического уровня продукции позволило в прошедший период проводить относительную оценку технического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие технического уровня продукции не включает в себя категории рыночной экономики: оценки покупательского спроса, конкурентоспособности и пр.
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.
Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.
Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.
Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения:
где | — | цена потребления; | |
— | цена приобретения новой техники; | ||
— | издержки у потребителя, связанные с использованием новой техники за весь нормативный срок ее службы. |
Величину переменных затрат () для юридических лиц можно определить по формуле
где | — | годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями в единый социальный фонд; | |
— | годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; | ||
— | годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные материалы, связанные с эксплуатацией техники; | ||
— | годовая величина амортизации; | ||
— | прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники; | ||
— | нормативный срок службы. |
Окончательный вид формулы цены потребления с учетом предыдущей формулы и дисконтирования примет вид:
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.
Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).
Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание. Дело в том, что в России цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации. Это совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в психологическом плане не готовы к этому.
Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.
Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:
где | КП | — | комплексный показатель уровня качества товара; |
— | комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; | ||
— | комплексный показатель технического уровня; | ||
— | комплексный показатель надежности. |
На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:
где | — | показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона соответственно; | |
— | комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона соответственно; | ||
— | предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона соответственно. |
Если П_<кб>» style=»display: inline; «>, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если
— менее конкурентоспособным;
— конкурентоспособность одинакова.
Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (Опк):
Если 1″ style=»display: inline; «>, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает показатель конкурентоспособности базового или равен ему.
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.
Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы () по каждому сравниваемому изделию:
где | — | индивидуальный индекс i-го технического параметра; | |
— | вес i-го параметра. |
Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.
Сводный индекс по экономическим параметрам () определяется из выражения:
где | — | цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца. |
Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):
где | — | сводный индекс по техническим параметрам; | |
— | сводный индекс по экономическим параметрам. |
Данный метод является более предпочтительным по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.
Содержание материала
2. Номенклатура показателей качества продукции
2.1. Общие положения выбора номенклатуры показателей
2.1.1. При выборе номенклатуры показателей качества продукции устанавливается перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав качества продукции и обеспечивающих возможность оценки ее уровня качества.
2.1.2. Вид (группа) продукции устанавливается на основании межотраслевых и отраслевых документов, классифицирующих продукцию по назначению и условиям применения.
Документом межотраслевого уровня является, например, «Государственный классификатор продукции (ОКП)». Примером документов отраслевого уровня могут служить отраслевые методики оценки уровня качества продукции.
2.1.3.Исходная номенклатура показателей качества продукции по каждой
группе показателей выбирается на основании нормативных документов на
систему показателей качества продукции с учетом требований п. 2.1.2.
2.1.4.Метод выбора необходимой и достаточной номенклатуры показателей
качества продукции устанавливается в стандартах (или) методиках выбора
номенклатуры показателей качества, а также в отраслевых методиках оценки
уровня качества продукции.
2.2 Показатели назначения
2.2.1 Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
2.2.2.В стандартах на номенклатуру показателей и в отраслевых методиках оценки уровня качества продукции необходимо указывать показатели назначения для различных условий применения продукции. В частности, при оценке
уровня качества грузовых автомобилей номенклатура показателей назначения
будет различна для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, в среднеевропейских и других районах.
2.2.3. При определении показателей назначения следует выбирать для
анализа, сопоставления и других операций, обусловленных оценкой уровня
качества продукции, только самые необходимые из них, характеризующие
важнейшие свойства продукции.
2.2.4. К группе показателей назначения относят следующие подгруппы:
классификационные показатели;
показатели функциональные и технической эффективности;
конструктивные показатели;
показатели состава и структуры.
2.2.5. Классификационные показатели характеризуют принадлежность
продукции к определенной классификационной группировке.
К классификационным показателям, например, относятся;
мощность электродвигателя;
емкость ковша экскаватора;
передаточное число редуктора;
предел прочности картона для обуви;
содержание углерода в стали и др.
2.2.6. Показатели функциональные и технической эффективности характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию.
Эти показатели для технических объектов называются эксплуатационными.
К показателям функциональным и технической эффективности относятся:
показатель производительности станка, определяющий количество изготовленной продукции за некоторый период;
показатель точности и быстрота срабатывания измерительного прибора;
показатель прочности ткани для швейных изделий;
удельная энергоемкость электрокамина, определяемая расходом электроэнергии на единицу выделенного тепла;
показатель водонепроницаемости ткани для плаща;
калорийность пищевых продуктов и др.
2.2.7. Конструктивные показатели характеризуют основные проектно-
-конструкторские решения, удобство монтажа и установки продукции,
возможность ее агрегатирования и взаимозаменяемости.
Для продукции, на которую разработана конструкторская документация,
применение конструктивных показателей при оценке уровня качества обязательно.
К конструктивным показателям, например, относятся:
габаритные размеры;
присоединительные размеры;
наличие дополнительных устройств, например, наличие сигнала и календаря в ручных часах;
коэффициент эффективности взаимозаменяемости;
коэффициент сборности (блочности) изделия и др.
2.2.8. Коэффициент сборности (блочности) изделия характеризует простоту и удобство его монтажа и представляет собой долю конструктивных элементов, входящих в специфицируемые блоки, в общем количестве элементов, входящих в состав изделия.
Коэффициент сборности (блочности) изделия определяют по формуле:
Qоб=Qс+Qн.
Количество специфицируемых и неспецифицируемых частей изделия
определяют на основании данных о составе изделия, содержащихся в его
спецификации.
2.2.9. Показатели состава и структуры характеризуют содержание в
продукции химических элементов или структурных групп.
К показателям состава и структуры, например, относятся:
процентное содержание компонент (легирующих добавок)
стали;
концентрация различных примесей в кислотах;
процентное содержание серы, золы в коксе;
процентное содержание сахара, соли в пищевых продуктах и др.
2.3. Показатели надежности
2.4. Эргономические показатели
2.5 Эстетические показатели
2.5.1. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида.
2.5.2. В группу эстетических показателей входят следующие подгруппы показателей:
информационной выразительности;
рациональности формы;
целостности композиции;
совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида.
В табл. для каждой из перечисленных выше подгрупп эстетических показателей дается перечень единичных эстетических показателей.