количество скоростей на велосипеде на что влияет
Зачем велосипеду столько скоростей?!
— Зачем столько скоростей?! Мы в детстве на одной ездили!
Ответы на все вопросы тут.
На современных велосипедах (особенно — горных) редко можно встретить всего одну скорость, как на моделях, выпускаемых 20-30 лет назад. На первый взгляд может показаться, что новая характеристика — лишь веяние моды или рекламный ход, которые абсолютно не влияют на качество катания. Но почему же тогда самые опытные и знающие велосипедисты гоняются за моделями с большим количеством скоростей и не экономят на этом? Давайте разберемся.
Скорости на велосипеде, их важность, правильное использование и переключение вызывают массу вопросов у новичков в седле — будь то молодежь или поклонники двухколесных коней с двадцатилетним опытом, вновь севшие за руль. В этой статьей мы ответим на основные вопросы.
Зачем на велосипеде скорости?
Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.
Говоря техническим языком, переключение скорости на велосипеде меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет варьирования передаточного числа между колесом и педалями. Переключать скорости нужно, чтобы более равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.
К примеру, когда вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее. На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется большее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее. При катании по городу обычно включают среднюю скорость.
Итак, на велосипеде скорости нужны, чтобы обеспечить равномерное натяжение цепи, сбалансировать мышечные усилия спортсмена при катании на разных участках пути.
Сколько скоростей бывает у велосипеда?
На современных велосипедах число скоростей, как правило, колеблется между 10 и 30. При этом передач обычно две-три. В чем же тогда разница между моделями с 10 и 30 скоростями? Начнем с того, что количество скоростей велосипеда — результат умножения числа передних звездочек (их две или три) на число задних (их от 5 до 10), вспомогательных, делающих переключение передач более плавным и комфортным.
Соответственно, велосипед с 15 скоростями имеет 3 передние передачи и 5 задних звездочек, а модель с 30 скоростями — 10 задних звездочек. А разница — в технологических издержках и количестве вариаций крутящего момента.
Как правильно переключать скорости на велосипеде?
Переключение скоростей осуществляется при помощи переключателей на руле, которые перебрасывают цепь по звездам системы шатунов и звездам на втулке заднего колеса. Передний переключатель во время обычного катания должен стоять на средней скорости, также нельзя забывать возвращать его в это положение после участков трассы, преодолеваемых на низкой или высокой скорости. Так можно избежать излишнего натяжения и быстрого износа цепи.
Передние и задние передачи переключаются по одной и в момент обычного кручения педалей, т.е. до сложного участка дороги, подъема или спуска. Изменение скорости без вращения педалей или в середине подъема дает очень сильную нагрузку на трансмиссию, может спровоцировать разрыв цепи или поломку переключателей. Кроме того, не рекомендуется переключать скорости на неподвижном байке.
При выборе положения переднего и заднего переключателей следует избегать вариантов с сильным перекосом цепи, т.е., к примеру, максимумом и на передней, и на задней звездочках. Лучший вариант на низкой скорости — 4-5 задняя передача, на средней — 2-7 (а лучше — 3-6) передача, на высокой — 5-8/9 передача.
Скорости на велосипеде — очень нужная и полезная вещь для всех любителей долгих велопутешествий и катания по пересеченной местности. С ними вы сможете легко въезжать на любой подъем, максимально разгоняться на спусках и ровных трассах. Не пренебрегайте такой возможностью — купите себе велосипед с несколькими скоростями и наслаждайтесь жизнью!
Какое количество скоростей у велосипеда лучше
5 минут Автор: Михаил Скворцов 2190
Нашим отцам в годы их юности и не снилось, что велосипед может быть многоскоростным. Такие новинки существовали в то время только на Западе: в середине ХХ века велосипед со звёздочками на переднем и заднем колесе был спроектирован в Италии изобретателем Туллио Компаньоло.
Всё дело в звёздах
Количество звёзд напрямую зависит от типа велосипеда. Обычно на шоссейниках две, а на горных велосипедах три ведущие звёзды, но есть и исключения. При этом есть и дополнительные звёзды: к примеру, на шоссейники устанавливают по 3 и по 7-10 шестерёнок на переднее и заднее колесо соответственно. Чтобы определить общее количество передач, нужно перемножить число звёзд на обоих колёсах. Легко определить, что их количество на современных шоссейных байках варьируется от 21 до 30. Городские велосипеды часто оборудованы пятью шестерёнками сзади и двумя сзади. Десяти скоростей для них будет более чем достаточно. Большинство современных ситибайков оснащены семью стартовыми передачами. Не нуждаются в большом количестве скоростей и детские велосипеды.
Для чего нужны
Переключая скорости на велосипеде, мы перебрасываем цепь со звёздочки на звёздочку и меняем каденс, то есть частоту вращения педалей с учётом силы, необходимой для их нажатия. Варьируя передаточное число между педалями и колесом, мы и можем изменять давление на педали. Для того чтобы энергия в процессе вращения распределялась равномерно, мы и включаем разные передачи.
Во время езды по сельской местности, на крутых подъёмах или спусках велосипедист вынужден крутить педали на большой скорости. Один, два, три раза это можно проделать без риска для здоровья, но постоянные эксперименты над организмом могут привести к серьёзным проблемам с сосудами. Что можно сделать? Включить максимально низкую скорость. Велосипед поедет медленнее, зато нагрузка на мышцы и сосуды уменьшится за счёт скорости вращения педалей.
При спуске скорость, наоборот, нужно будет увеличить. Вам придётся приложить чуть больше усилий, но велосипед ускорится и пойдёт ровнее. Для езды по ровным поверхностям в городе обычно выбирают средние скорости, при этом цепь натягивается равномерно, а нагрузка распределяется между группами мышц.
Получается, что многоскоростная система с достоинством проходит следующие испытания:
Обобщая сказанное, можно подытожить: передачи необходимы для экономии мышечной энергии на различных участках пути. Именно поэтому вопрос о количестве скоростей напрямую зависит от того, на каком велосипеде и по каким дорогам вы собираетесь ездить.
Переключатели
Для того чтобы переключить скорости, достаточно повернуть или потянуть переключатель на руле. Переключатели (они же манетки) бывают нескольких видов:
Стоят все эти устройства примерно одинаково, последние изобретены недавно и обойдутся вам чуть дороже.
Жить на полной скорости
Сколько бы скоростей вы ни выбрали, каждой звёздочке отмерен свой срок службы. Продлить жизнь системе переключения скоростей, в которую входят цепь, кассета, шестерёнки и педали, может каждый велолюбитель. Достаточно запомнить несколько правил.
Завершая разговор о количестве скоростей, хочется отметить, что комфорт езды – вещь очень и очень индивидуальная. Кому-то недостаточно и 28 скоростей, а кому-то приятно кататься по дорожкам парка, не утруждая себя мыслями о передачах. Прогулки, велопоходы, езда на работу или профессиональный велоспорт – всё зависит от ваших целей.
Зачем велосипеду так много скоростей? Или как уберечь колени начинающему велосипедисту
Многие начинающие велосипедисты, выбирая велосипед — не знают зачем ему нужно много скоростей. Иногда, при покупке велосипеда новички руководствуются принципом: «чем больше скоростей — тем лучше!».
Однако, не всегда это так и для начинающего велобайкера большое количество скоростей не всегда оправдано. При езде на велосипеде важно уметь правильно пользоваться скоростями, уметь их вовремя переключать, чтобы не сломать механизмы переключения и не повредить цепь. Кроме того, надо знать, как правильно крутить педали, чтобы колени и ноги оставались целыми и здоровыми!
Сколько бывает скоростей у велосипеда
Количество скоростей велосипеда определяет его тип и характер езды на нем. На данный момент есть много различных типов велосипедов с разным числом скоростей на них. Каждый имеет свое целевое предназначение для езды на разных трассах и дорожных покрытиях.
В современных велосипедах может быть от 6-ти до 33-х скоростей. Число передач зависит от количества ведущих и ведомых звезд на нем.
Как правильно переключать скорости (передачи)
Чтобы цепь и система переключения скоростей раньше времени не пришла в негодность, новичку важно научиться правильно переключать передачи.
Катаясь на велосипеде, не редко наблюдаю картину: начинающий велосипедист взбирается на гору, отчаянно пытаясь крутить педали на высокой передаче или наоборот катит по спуску на низкой, едва успевая их вращать. Такой тип езды не только приводит к раннему износу соответствующего обвеса, но и может стать причиной травм и «убийства» коленей.
Чтобы научиться правильно переключать скорости, в первую очередь, необходимо знать простые технические правила езды:
Разобравшись со звездами, следует запомнить, как работать с переключателями:
Как уберечь колени на велопокатушках. Каденс
Обратите внимание, что срок службы переключателя скоростей и цепи, а также безопасная езда на велосипеде зависит не только от того как правильно велобайкер пользуется этим механизмом, но и от каденса.
Каденс — это величина, которая характеризует количество оборотов педалей за единицу времени (за основу берется минута).
Каденс зависит от разных факторов:
Нормальным для среднестатистического велобайкера считается каденс равный 80-ти — 100-та оборотам в минуту. Однако, для новичков бывает тяжело вписаться в эту норму, поэтому начинающим можно держать каденс на уровне 60-70 оборотов.
По общему правилу, существует три типа каденса:
Важно понимать, что выбор оптимальной скорости педалирования индивидуален и зависит в первую очередь от личных ощущений велосипедиста. Если вы крутите педали с определенной скоростью и чувствуете себя при этом комфортно, продолжительное время не возникает никаких болевых ощущений и усталости, то значит такой каденс для вас оптимален.
В любом случае, не бойтесь экспериментировать и пробовать различные стили езды. Главное, сильно не перегружайте свои ноги и колени низким каденсом, в остальном — пробуйте и у вас обязательно выйдет!
Какое количество скоростей у велосипеда лучше
Сегодня велодорожки и обычные улицы городов и поселков пестрят разнообразием велотранспорта. Довольно редко среди них можно встретить велосипед, на котором не предусмотрено переключение скоростей. Чаще всего на них катаются самые маленькие или, напротив, возрастные велосипедисты. А ведь еще несколько десятилетий назад на таких велобайках передвигалось все население планеты, не подозревая о том, что скоро на них появятся скорости и езда станет в разы более комфортной и приятной. Широкая линейка выпускаемых моделей, десятки производителей и их агрессивная реклама мешают расставить приоритеты и разобраться, какое количество скоростей у велосипеда лучше подойдет к определенному стилю катания и образу жизни велосипедиста.
Зачем нужны многоскоростные велосипеды
Еще совсем недавно любовь к велоспорту не была столь массовой, как сегодня. Люди использовали велосипед как бюджетное средство передвижения или как способ непродолжительного проведения досуга. И неудивительно – несмотря на то, что велотранспорт был способен развивать значительные скоростные показатели, он был все еще некомфортен и не приспособлен для передвижения в условиях бездорожья и холмистого рельефа. Постепенное совершенствование велотранспорта привело к установке на велосипед трансмиссии, позволяющей менять усилие, которое райдер прилагает к педалям.
Чтобы уменьшить нагрузку на педали во время движения и снизить энергетические затраты велосипедиста, на современных велобайках предусматривается возможность переключать передачи. Для снижения утомляемости во время движения следует правильно выбирать скорость и поддерживать постоянный каденс – так велосипедисты называют количество оборотов педалей в минуту. Переключая скоростной режим, райдер может сохранять постоянный каденс при движении по шоссе или песку, подъеме в гору или спуске с холма. При подъемах, трансмиссию следует переключать на более низкие передаточные числа, чтобы уменьшить нагрузку на суставы и мышцы, при спусках рекомендуется выбирать высокие передачи для обеспечения велобайку стабильности и лучшей устойчивости.
Переключение передач происходит путем переброса цепи с одних звездочек на другие, при этом меняется частота вращения педалей, а также необходимое для этого усилие. На всех современных велобайках переключение скорости осуществляется на руле. Для этого необходимо переключить или повернуть рычаг (манетку) в требуемое положение.
Если велотранспорт используется для преимущественного катания в прогулочном темпе, по дорогам с асфальтовым покрытием, многоскоростная трансмиссия особого смысла не имеет, так как в большинстве случаев для движения выбирается и постоянно используется один определенный режим.
Сколько передач может иметь велосипед
Подавляющее большинство современных велобайков оснащено специальными системами переключения скоростей. Чаще всего выпускается велотранспорт с количеством передач от 6 и до 36. Подсчитать это значение не составит труда – для этого необходимо число передних звездочек умножить на количество задних. Спереди на велосипед обычно устанавливается от 1 до 3 звезд, задняя кассета может комплектоваться гораздо большим количеством – от 6 до 12. Так, если спереди установлена лишь одна звезда, а число задних передач равняется трем, считается, что велобайк обладает только тремя скоростями. Три передних звезды в сочетании с шестью задними позволяют увеличить их общее число до 18, а комплектация задней кассеты одиннадцатью звездами позволяет довести этот показатель до 33.
При этом следует учитывать, что фактически использовать можно значительно меньшее количество передач, так как из-за неизбежного перекоса цепи и ее различного натяжения, не все звезды удается совмещать для комфортного передвижения на байке.
Оптимальное сочетание достигается, если комбинировать переднюю и задние скорости следующим образом;
Эта схема наглядно показывает, что хотя велотрансмиссия комплектуется 3 передними и 9 задними звездами и соответственно считается 27 — скоростной, фактически использоваться будут лишь 12. Однако этого количества вполне достаточно для комфортного и безопасного передвижения по местности с любым рельефом на оптимальной скорости.
Зависимость количества скоростей от велодисциплины
Райдеров, катающихся преимущественно в городских условиях по привычным маршрутам, вполне удовлетворит велотранспорт с небольшим количеством передач. Ведь, как правило, наиболее часто используются только 2 — 4 средние скорости. Поэтому городские велосипеды в своем большинстве имеют лишь 6 – 9 передач. Однако в последнее время производители предпочитают оснащать даже городской вариант не менее, чем 18 скоростями. Эти велобайки комплектуются передней амортизационной вилкой и подходят для использования как в городской черте, так и на пересеченном рельефе.
Велотранспорт для юных райдеров может иметь 3 скоростных режима, или вообще не предусматривать возможность их переключения.
Редкий горный велосипед сейчас имеет менее 18 передач. Транспортные средства для экстремальных дисциплин, таких как даунхилл, оснащаются 7 — 9 скоростями. При этом новые современные маунтинбайки в последние годы переходят на трансмиссию с 10 — 12 передачами, с одной звездой спереди.
Шоссейные велосипеды с большим диаметром колес оснащаются большим количеством передач, что позволяет поддерживать оптимальный каденс и сохранять скоростные показатели на протяженных участках.
Трюковые велосипеды изготавливаются чаще всего односкоростными.
Правила переключения скоростей
Движение на велобайке по дорогам с различным покрытием имеет свои особенности. Соответственно, скоостные режимы переключаются также с учетом дорожной ситуации.
При подъеме в гору, передвижении по грязи или песку оптимальным считается включение первой передней звезды. Низкая передача позволяет быстрее крутить педали, прилагая при этом меньшее усилие, набирать темп езды и сохранять при этом силы.
Переключать велосипед на более высокую передачу не следует непосредственно во время подъема, так как это приведет к повышенному износу велодеталей и может спровоцировать соскакивание цепи.
Вторая передняя звезда позволяет комфортно использовать велосипед для передвижения по холмистой местности, лесным дорогам, полям и лугам.
Третья предназначена для езды по шоссе, а также асфальтированным городским улицам.
Райдеры, эксплуатирующие многоскоростной велосипед не один год, рекомендуют неукоснительно придерживаться следующих правил:
Итоги
Возможность переключения передач делает езду на велобайке значительно более легкой и комфортной. И, выбирая сегодня велосипед, стоит подумать о приобретении многоскоростной модели. А модели со сколькими скоростями отдать предпочтение, зависит от стиля езды и потребностей каждого конкретного велосипедиста.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Количество скоростей на велосипеде: важные факты
Если размеры колёс и рамы велосипеда на глаз точно определит далеко не всякий, то число скоростей можно «пощупать» буквально поштучно. Видимо, это и привлекает к данному свойству велосипеда столько внимания у велолюбителей.
На самом же деле, количество скоростей на велосипеде – это не самый важный параметр. Прежде всего потому что в повседневном катании вы вряд ли будете использовать больше 3-4 скоростей. Исключение могут составить спортсмены или жители горной или холмистой местности изобилующей крутыми и затяжными подъёмами. Для прогулок этого количества скоростей хватит за глаза.
Но почему же тогда большинство велосипедов имеют, как минимум, 21 скорость? Во многом это следствие маркетинговой стратегии их производителей. На некоторых велосипедах, что имеют внушительное число скоростей, их качество оставляет желать лучшего. Чтобы понять почему больше, не значит лучше, давайте попробуем разобраться в технической составляющей.
Трещотка или кассета?
Трещотка представляет собой составное устройство, которое помимо звёзд включает в себя и храповый механизм, отвечающий за свободный ход велосипеда. Крепится она путём накручивания на втулку велосипеда.
Кассета же состоит лишь из набора велосипедных звёзд, что одеваются на ступицу (втулку) заднего колеса с барабаном. При этом удерживается он за счёт шлиц. А храповик в данном случае – часть втулки.
Внешне в собранном состоянии эти два элемента трансмиссии сложно отличить друг от друга, особенно непосвящённому пользователю, но всё же возможно. Как правило, если количество задних звёзд 6-7, скорее всего, это именно трещотка. Количество звёзд в кассете начинается от 8, хотя бывают и исключения, так что данный способ не даёт 100% гарантии.
Чтобы убедится наверняка, следует поближе рассмотреть заднее колесо. Если вы увидите гайку внутренний диаметр которой состоит из прямоугольных зубцов, то это будет кассета.
Как уже было сказано выше, кассета может отличаться от трещотки количеством звёзд, но может иметь и равнозначное количество. Но не стоит думать, что в таком случае по качеству первая будет идентична второй.
Кассета в любом случае будет лучше и надёжней, благодаря более продуманной конструкции.
Переключатели скоростей
Куда важнее количества скоростей сами переключатели, отвечающие за их переключение. Два велосипеда, обладающих одинаковым числом скоростей, ездить будут по-разному, если класс трансмиссионного оборудования у них будет разный.
Если говорить о горных и городских велосипедах, то на них чаще всего можно встретить переключатели от двух производителей: японской фирмы Shimano и гораздо реже американской SRAM. У обеих компаний есть своя ранжировка выпускаемого оборудования от самого простого, до профессионального.
От чего зависит данная классификация? Прежде всего от надёжности и качества переключения передач, чем выше класс, тем надёжней оборудование.
Но здесь стоит понимать, что самые топовые модели предназначены прежде всего для спорта, они отличаются уже не только, и не столько надёжностью, сколько низким весом, что для гонок очень важно.
Количество ведущих звёзд
Ещё один важный параметр, который к тому же влияет на количество скоростей, – это ведущие звёзды, а точнее, их количество. Классической компоновкой считаются 3 ведущие звезды на «пауке» (основа крепления звёзд), но постепенно от неё начинают отказываться.
Из-за большой разницы в количестве зубьев соседних ведущих звёзд переключение передач может сопровождаться большими проблемами, например, слётом цепи.
В профессиональных гоночных велосипедах уже можно чётко выделить данную тенденцию, многие производители либо сокращают количество ведущих звёзд до двух, либо возвращаются к классическому варианту с одной звездой. Это помогает избегать различных неприятностей, уменьшить вес велосипеда, а значит, и повысить спортивный результат.
Хотя данная тенденция вполне здравая и полезна, но она только набирает обороты, так что в веломагазинах такие модели – пока редкие гости, хотя и встречаются.