коливинг небоскреб что это
Редкий формат: чем привлекательны для инвесторов коливинги
Коливинги — относительно новое явление на российском рынке недвижимости. На Западе они получили довольно широкое распространение, а у нас такие проекты пока единичны. Нередко этот формат жилья ассоциируют со студенческими общежитиями, однако на деле он представляет собой нечто среднее между хостелом и традиционной квартирой.
Коливинг предполагает, что у каждого жителя есть отдельное приватное пространство — одна или даже несколько комнат, а остальные зоны (кухни, санузлы, рабочие зоны и места отдыха) находятся в совместном пользовании резидентов. При этом жителям коливингов обычно доступны услуги гостиничного типа, например круглосуточный консьерж-сервис и уборка. Как правило, такая недвижимость рассчитана на молодых людей без семьи, которые заинтересованы в активном досуге и общении с соседями, формировании сообщества друзей и единомышленников.
В России коливинги чаще всего имеют статус апартаментов, то есть де-юре являются нежилыми помещениями, в которых нельзя оформить постоянную регистрацию. Именно этим объясняется отсутствие в таких проектах собственной инфраструктуры, а также относительно низкая стоимость квадратного метра — в среднем на 20% меньше, чем в жилых комплексах с квартирами. Последний фактор делает коливинги особенно интересным форматом для инвесторов, вкладывающих средства в недвижимость.
Шанс для рисковых инвесторов
«Для России коливинги — абсолютно нишевое направление, — отмечает управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков. — Они могут быть востребованы очень узкой группой покупателей в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. При этом в некоторых странах и локациях этот формат себя хорошо зарекомендовал, поскольку предоставляет резидентам необходимую гибкость как с точки зрения сроков и качества строительства, так и стоимости объектов».
«Вместе с тем для инвестора коливинг не всегда гарантирует стабильность денежного потока и его защищенность по сравнению с офисной недвижимостью, так как с точки зрения долгосрочной стабильности вряд ли возможно сравнить компанию-арендатора офисных площадей и резидента коливинга. Именно поэтому исторически инвесторы предпочитают офисный сектор, тогда как сегмент коливингов может быть интересен инвесторам оппортунистического плана, который будут готовы взять на себя больший риск, связанный с арендой, но при этом и большую доходность», — добавляет партнер компании Colliers International Станислав Бибик.
По оценке опрошенных «РБК-Недвижимостью» консультантов, доходность существующих коливингов сопоставима с доходностью апартаментов и составляет в среднем 5%, а срок окупаемости несколько выше — сейчас около 15–20 лет. Однако с развитием сегмента в России и выходом на европейский уровень доходность может вырасти, а срок окупаемости сократиться — как, например, в Великобритании, где инвесторы получают 10–25% годовых.
Небоскреб для миллениалов
В Москве сегодня представлено менее десяти проектов в формате коливингов, и появление нового всякий раз становится событием для рынка. В конце 2020 года на севере столицы началось строительство 53-этажного многофункционального комплекса AFI Tower — первого коливинга, где будут экспонироваться объекты со статусом квартир. Башня высотой 182,4 м расположится на берегу Капустинского пруда, рядом со станциями метро «Ботанический сад» и «Свиблово».
В числе основных арендаторов квартир в AFI Tower девелопер проекта — компания AFI Development — видит молодых IT-профессионалов, начинающих предпринимателей, фрилансеров, художников, музыкантов, выпускников и студентов вузов. Идея коливинга здесь будет реализована благодаря удобному размещению в комплексе всех необходимых объектов инфраструктуры: коворкинга, кафе, кино, салона красоты и спортзала со спа-зоной. Так, жители смогут пообщаться в неформальной обстановке за чашкой кофе в лобби или за просмотром фильма.
«Собственная развитая инфраструктура небоскреба и продуманный набор сервисов позволят инвесторам сдавать квартиры в аренду с 10–15% надбавкой к средним ежемесячным ставкам для локации. При этом большинство лотов в башне будут экспонироваться с отделкой, что позволит собственникам избежать расходов на ремонт и максимально быстро запустить бизнес», — говорит директор по продажам жилой недвижимости AFI Development Федор Ушаков. По его оценке, через три года стоимость квартир AFI Tower возрастет от 30% до 50%, а арендная доходность в таком проекте может достигать 6–10% годовых.
«Так, например, стартовая цена наиболее популярного арендного формата — квартиры-студии — в небоскребе на текущем этапе строительства составляет 6,1 млн руб. Через три года, к моменту ввода в эксплуатацию, стоимость объекта составит почти 9 млн руб. с учетом 15% прогнозируемого роста цен в год. Минимальная арендная доходность лотов в небоскребе в год — от 6%, тогда как среднее значение для квартир на рынке — от 2% до 5%», — отмечает Ушаков.
Благодаря богатому инфраструктурному наполнению проекта рантье после уплаты налогов и сопутствующих расходов сможет рассчитывать как минимум на 33 тыс. руб. в месяц чистой прибыли при сохранении текущей конъюнктуры рынка. Таким образом, через восемь лет в денежном выражении общая доходность студии около 20 кв. м при сдаче ее в аренду сроком на пять лет с момента ввода в эксплуатацию и последующей перепродажей составит почти 5 млн руб.
«Кто опять не вымыл чашку?!»: что такое коливинг и чем он отличается от коммуналки?
Несколько месяцев назад стартовали продажи квартир в первом московском небоскребе-коливинге, который должен вырасти в Свиблово ко второму кварталу 2023 года. Есть мнение что этот проект – предвосхищение города будущего, активно формирует который поколение миллениалов. Что такое коливинги, какие они бывают и чем отличаются от общежитий и коммунальных квартир из советского прошлого, разбирался «МИР 24».
«Коливинг» можно перевести как «сожительство», «сосуществование», «совместное проживание» – обычно жильцы арендуют комнаты, помимо которых в их распоряжении есть общая кухня, гостиная, может быть общее рабочее пространство (коворкинг), спортзал, санузлы могут быть как общими, так и индивидуальными для каждой комнаты, в зависимости от проекта. Коливинги бывают очень разными – они могут действительно напоминать советские коммуналки, могут быть похожи на гигантские отели или ламповые хиппи-коммуны; могут представлять собой целые современные здания, несколько объединенных квартир в обычной панельке или модный лофт в стенах бывшей фабрики.
Один из самых известных и успешных примеров коливинга мельком показал в нашумевшем выпуске о Кремниевой долине Юрий Дудь. The Rainbow Mansion – это красивый белый особняк, расположенный в Купертино, в нем живут программисты. В 2006 году пятеро ребят приехали работать в Исследовательский центр Эймса и столкнулись с тем, что снимать жилье по отдельности очень дорого. Тогда они арендовали дом, который превратился в коливинг и место постоянного мозгового штурма для молодых амбициозных специалистов, с тех пор в нем успели пожить сотрудники Tesla, Apple, Google, а один из его основателей, Крис Кемп, стал техническим директором NASA.
Версии того, что можно называть первым коливингом, существуют разные. Кто-то считает, что этот формат появился в XIX веке, когда в Европе подобным образом жили и сотрудничали известные художники, писатели и предприниматели. Кто-то – что первым коливингом был проект «Изокон» компании Wells Coats, который появился в Лондоне в 1930-х (совместное жилое пространство с рабочим местом и прачечной). Кто-то – что у истоков стоят советские дома-коммуны 1920-1930-х годов.
«В советском прошлом существовал похожий формат, в народе он назывался по-разному, в том числе – «гостинки», – рассказывает урбанист, директор по продукту компании «Сити-ХХI век» Мария Могилевцева-Головина. – Это такие общежития коридорной системы, когда один длинный коридор, и к нему выходят жилые ячейки. Большим минусом этого формата является то, что есть общая кухня (она большая) и общие санузлы. И на эти общие зоны ориентировано много жилых единиц. Условно у тебя 15 комнат, какой-то отсек этажа, и на него одна общая кухня, постирочная может быть в зависимости от проекта, санузел. Качество жизни очень низкое. В Москве подобная коридорная система до сих пор есть во многих зданиях, ранее служивших общежитиями».
Жилье для миллениалов и трудоголиков
В коливингах по типу The Rainbow Mansion людей объединяет профессия – специалисты живут рядом и, постоянно обмениваясь опытом, рождают идеи. Иногда объединяющим фактором является не работа, а увлечение или стиль жизни, например, в небольшие коммуны кооперируются веганы, последователи ЗОЖ, музыканты-любители и т.д. Большое значение имеет график занятости современного жителя мегаполиса, в особенности работающего миллениала – основной целевой аудитории коливингов.
«Люди в возрасте от 30 до 40 лет становятся наиболее экономически активной и платежеспособной частью населения, а значит и главными потребителями, предлагаемых девелоперами продуктов, – уверена глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева. – Эти люди не спешат становиться владельцами недвижимости, выбирая формат арендных отношений с жильем, предпочитая удобство, отсутствие бытовой рутины и ответственности за актив, наличие множества удобных и качественных сервисов «под рукой». Одновременно с этим из-за взрывного развития онлайн-технологий, их интеграции в деловую, общественную и культурную среду, социальное дистанцирование для миллениалов стало чем-то привычным и комфортным. Сейчас львиная доля неформальных, а из-за эпидемии коронавируса и рабочих коммуникаций перешли в сеть. Это означает, что коливинги с их развитой полифункциональной инфраструктурой, ориентацией на мобильность и снижением издержек на содержание рабочей инфраструктуры как никогда актуальны. Они обладают понятными перспективами на рынке, как для размещения частных лиц, так и с целью перераспределения части кадров из офисов компаний».
Фото: Shutterstock/FOTODOM
По данным компании AFI Development, которая возводит первый московский небоскреб-коливинг, значительная часть продаж связана с родителями, которые приобретают квартиры для детей на будущее, и среди таких покупателей много регионалов. Порядка 46% от всего пула инвесторов составляют те, кто приобретают лоты с целью организации арендного бизнеса. Конечным жителем 53-этажной башни, говорят в компании, будут люди от 19 до 35 лет.
В случае AFI Tower проект не является коливингом в привычном смысле: квартиры, даже самые маленькие (от 21 метра), имеют собственные санузлы и кухонные зоны. Если обычно жилье в коливингах арендуют либо покупают в статусе апартаментов, здесь все лоты имеют статус квартир и собственники получают возможность прописки. «Жильем в стиле co-living» башню называют за развитую инфраструктуру внутри здания, которую обещают покупателям: разгрузить жильцов от рутины должны клининговая служба и прачечная, поесть можно будет в кафе, интересно провести время и заняться фитнесом – не выходя из дома. Резидентам небоскреба будет доступно более 1100 кв.м community-пространств, в том числе co-working помещения, lounge-зона с кинопроектором, SPA (хамам, фитнес-зал, йога-зал), арт-кафе и многое другое. Цена за концепцию коливинга и близость к метро совсем не низкая – на сумму, которую сегодня придется отдать за 21-метровую студию, за МКАДом можно купить трехкомнатную квартиру на стадии строительства дома. Так же пока не известно, по какой схеме жильцы AFI Tower будут оплачивать коммунальные платежи – это будет зависеть от управляющей компании, которая пока не определена.
«Такой формат был придуман для людей, которые настроены коллективно работать, коллективно жить, приходят домой, в основном, спать. Где он еще встречается? В крупных городах, мощных экономиках с подобным ритмом жизни. Например, в Японии – там это есть в улучшенном варианте. Они делают коливинги при транспортно-пересадочных узлах
(ТПУ). Эти места тяготеют к точкам приложения труда, расположены в бизнес-активных зонах. У них нет коридорной системы, проектируется зонами – такие квартиры-коммуны. Например, на три комнаты – три жилые ячейки – одна большая кухня или даже кухня-гостиная. И ключевое отличие – у них в этих ячейках отдельные маленькие санузлы. Это стоит достаточно дорого, это покупают для иногородних студентов родители, наемные работники. Они рабочую неделю живут в этом коливинге, потом на скоростном поезде уезжают в родной город, где у них жилье гораздо более высокого качества», – отмечает Могилевцева-Головина.
Если в России такой вид жилья сегодня можно назвать экспериментальным, то в США, Европе и странах Азии есть немало примеров крупных и даже сетевых коливингов. Например, нью-йоркский коливинг ALTA+ by Ollie занимает 43-этажное здание и тоже предлагает не комнаты с общей кухней, а полноценные квартиры. Другой крупный коливинг – Old Oak – находится в Лондоне и рассчитан более чем на 500 жильцов. Все подобные проекты как минимум предлагают коворкинг, кинотеатр, фитнес-клуб, кафе, клининговый сервис, а всеми мероприятиями в их внутренней жизни занимаются комьюнити-менеджеры.
А что для души?
«Если говорить о более глубоком смысле коливинга, то это в первую очередь «инкубатор», место, где люди проживают нужные им состояния и ситуации, – сооснователь коливинга Melnica Space Сергей Долгов уже несколько лет плотно исследует мировой опыт в этой области и рассказывает об этом с увлечением. – Кому-то остро требуется чувство «своих», племя, семья. Кто-то ищет единомышленников. Другие стремятся поделиться опытом и энергией. Коливинг в том числе и своего рода терапевтический эксперимент, в котором люди отражают друг от друга различные проекции своих непрожитых отношений с родителями, друзьями, партнерами. В любом коливинге мы наблюдаем, что люди, независимо от возраста, через тесное взаимодействие с другими (не родственниками) отрабатывают свои чувства – боли, надежды, детские травмы, радости, любовь – и выходят из них измененными, с новым положительным опытом».
Melnica Space – один из интересных примеров уютных ламповых коливингов. Он расположился в Заокском районе Тульской области на территории крупного агрокомплекса, который разорился после развала СССР. В 2011 году на этой земле зародилась новая жизнь в виде творческого кластера «АрхФерма», пустующие склады превратились в арт-объекты, но проект долго не просуществовал. В 2018-м за дело взялись супруги Ольга и Сергей Долговы, они сохранили имеющиеся объекты и открыли небольшой коливинг и коворкинг.
«Наша команда весь прошлый год проводила исследование состояния рынка коливингов, – делится Долгов. – Если до пандемии их было по всему миру порядка 530, то сейчас количество сократилось почти в два раза, причем больше всех пострадали крупные сети, оставшиеся без постоянных резидентов. Однако после снятия карантина в России мы наблюдаем то же, что происходило в США в начале 2000-х, – стихийная совместная покупка и аренда помещений под коливинги людьми, уставшими от большого города и одиночества. Сегодня 75% коливингов – это маленькие помещения, принимающие не более двух-трех десятков человек. Две трети из них – городские, и где-то примерно треть – расположенные за городом, в сельской местности».
До пандемии в России, по расчетам основателей Melnica Space, насчитывалось всего около трех десятков коливингов, сейчас их стало намного больше. Как правило, они быстро закрываются. Причина в том, что чаще всего маленькие коливинги создаются не как бизнес, а как идейная тусовка вокруг одного или двух лидеров. Через полгода у жителей меняются приоритеты, интересы, заедает быт, и они начинают разъезжаться. Чтобы этого не происходило, необходим комьюнити-менеджмент – системное управление отношениями в сообществе. В мире существует несколько энциклопедий о правилах создания и управления коливингами, но на русском языке такой литературы пока нет, как и методологии в целом.
«Организаторы и основатели коливинга должны немало внимания уделять тому, что объединяет людей кроме посиделок на кухне, вкусной еды и настольных игр по выходным, – говорит Долгов. – В бытовом плане коливинг – это очень большой вызов для любого человека, потому что любое совместное пространство – будь то кухня, санузлы, общие зоны – провоцирует нарушение границ друг друга. Кто опять не вымыл чашку? Чья очередь выносить мусор? Чьи гости шумят после полуночи? Вопросы, чем-то похожие на то, что возникает в обычной семье. Если процессом притирки резидентов друг к другу не управлять, то в какой-то момент людям становится некомфортно друг с другом находиться».
Пока что Melnica Space предлагает сезонное проживание для небольших групп и одновременно служит местом встречи жителей Заокского района. Все они могут принять участие в самых разных мероприятиях: выставках, лекциях, мастер-классах, тренингах-ретритах. В таких коливингах обсуждают, танцуют, рисуют, занимаются спортом и просто проводят вместе время на природе. В основе их философии – шеринговая экономика, или совместное потребление: лучше платить за временное пользование чем-либо, чем приобретать это в собственность. Самые популярные примеры: каршеринг, велошеринг и старые-добрые библиотеки. Шеринговая экономика позволяет значительно увеличивать коэффициент полезного использования вещей.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
«Сущность понятия коливинга может быть гораздо шире, чем традиционно принимаемая модель. Назваться им может и студенческий хостел и даже глэмпинг, но при этом подобный проект должен отвечать ряду формальных критериев, – рассказывает Сергей. – Среди них – первичный отбор и интеграция резидентов, комьюнити-менеджмент, распределенные расходы, доступные общие сервисы и пространства. Как показывает практика – хиппи и байкеры, люди семейные и не собирающиеся заводить детей, редко уживаются вместе, поэтому для здоровой соседской среды имеет смысл формировать ее заранее. Одной из основных проблем современных новостроек является огромная сложность найти соседей по интересам, с которыми можно поддерживать многолетние отношения. Коливинги, как показывает зарубежный опыт, успешно решают эту задачу».
Рост недоступности качественного жилья
Несмотря на то что практически во всех проектах делается упор на создание локальных сообществ и возвращение института соседства, утерянного в России после СССР, далеко не все в восторге от этой практики. Рост популярности коливингов в первую очередь говорит о нехватке доступного качественного жилья. Те, кто не может позволить себе квартиру и не хочет обременять себя многолетней ипотекой, просто вынуждены искать другие варианты, таким образом соглашаясь на 20-метровые квартиры, которые критики называют чуть ли не тюремными камерами.
«Идет постоянное сокращение площади продаваемого лота в Москве. Однушка еще 10 лет назад была 42 метра, сейчас она становится 30-32 и даже меньше, – констатирует Мария Могилевцева-Головина. – Следующий шаг – от студии перейти к этой жилой ячейке. Студия – это все-таки независимый объект, а здесь объект, который подвязан на общую зону кухни-гостиной. Этот формат диктует уровень жизни и недоступность жилья. Что за прошедший год произошло в Москве? Очень сильно выросла цена квадратного метра, на 20-30%, настолько оно стало менее доступным. А потребность в приобретении жилья есть, и кто-то будет покупать такое. По нашим прогнозам, этого не будет очень много, но в какой-то пропорции может появиться на рынке».
Решением проблемы нехватки доступного жилья многие эксперты называют стимуляцию развития белого рынка аренды со стороны государства. К примеру, в Москве существенная часть рынка аренды – в тени, и покупатель не защищен. По мнению Сергея Долгова, московский проект AFI Development предвосхищает рынок недвижимости, к которому Россия придет через пять-десять лет: будет появляться все больше подобных девелоперских проектов, таким образом молодые люди формируют новую реальность мегаполиса. Такого же мнения придерживается партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков:
«В условиях нестабильности функционирования мировой экономики, спада потребительской активности, ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, коливинги продемонстрировали отличные показатели финансовой отдачи. Сейчас средний уровень загрузки подобных проектов составляет около 75%. На протяжении минувшего года, особенно в острые фазы локдауна, привычные всем отели заполнялись в среднем не более чем на 25%. Это лишнее свидетельство устойчивости и перспективность бизнес-модели коливинга в новых общественных и деловых реалиях. Инвесторы хорошо осознают это и все более интенсивно вкладывают деньги в такие кейсы и компании. В 2020 году общемировой рынок коливингов вырос примерно на 30% на фоне стагнации многих секторов индустрии недвижимости. По мере того, как население столицы неуклонно растет, а экономика владения отступает перед экономикой пользования, подобные проекты становятся все более востребованными в обществе».
Первый в России небоскрёб-коливинг откроется в Москве
Необычную высотку с фитнес-залом, хамамом и коворкингом построят рядом с метро Ботанический Сад.
Материал подготовлен при поддержке компании AFI Development
На северо-востоке Москвы строится башня AFI Tower по концепции коливинга. Она предполагает, что современному жителю от дома нужен не только комфорт, но и социализация — возможность обмениваться опытом, знаниями и идеями с другими жильцами.
Как устроен первый московский коливинг-небоскрёб — рассказываем ниже.
Коливинг — это современный городской тип жилья с квартирами и пространствами коллективного пользования: прачечная, кухня, бассейны, рабочие места, тренажёрные залы и спа.
Концепция «города в одном здании» призвана объединить под одной крышей молодых специалистов, схожих по интересам и образу жизни. Формат вдохновлён коворкингами и стал популярен в крупных городах США и Европы: в мегаполисах начал расти спрос на недорогие квартиры с повышенными удобствами и чувством общности. Адепты подобных сообществ могут уединяться в собственных комнатах, а общаться, находить единомышленников и работать — в продуманной среде, решающей все бытовые вопросы.
Rainbow Mansion — первый в мире коливинг, который появился в Калифорнии в 2006 году. В особняке «осознанного сообщества» в разные годы жили сотрудники Tesla, Apple, Google и других корпораций.
Согласно анализу, проведённому консалтинговой компанией Euromonitor International, такой вариант жилья для начинающих специалистов стал трендом в мировом секторе недвижимости в 2018 году. Коливинг предполагает, что люди делят пространство и общие удобства, чтобы сэкономить деньги и получить комфортные условия проживания. Поколение Y, рожденное после 1981 года и встретившее совершеннолетие в новом тысячелетии, рассматривает подобный формат как интересный образ жизни.
Коливинг-небоскрёб AFI Tower: как Лев Леваев и Марк Гройсман продают хипстерам коммуналки
AFIгеть можно!
Компания AFI Development объявила о возведении на северо-востоке Москвы первого в стране коливинга-небоскрёба. Проект презентуется как уникальная возможность приобрести жильё бизнес-класса чуть ли не по цене квартиры в хрущёвке. Предложение выглядит и правда заманчиво. Что же в нём не так?
О проекте AFI Tower сегодня, пожалуй, не знает разве что глухой и слепой – настолько активно с начала года о нём рассказывают СМИ. Понятно, что газеты, интернет-порталы и радиостанции не просто так вдруг прониклись любовью к новой столичной высотке, начав с восторгом описывать её достоинства. Зато желание AFI Development поскорее распродать квадратные метры на своём объекте заставляет задуматься. Что это за уникальное элитное жилье, если убеждать купить его, пока не стало поздно, приходится из каждого утюга?
«По утрам гремя посудой, собирается братва»
Накопить, впрочем, сперва придётся деньги, и немалые. Цены стартуют от 7,3 миллиона рублей за студию в 20 кв. метров и доходят до 26,1 млн. рублей за «четырёшку» довольно скромной стометровой площади с отделкой white box. По столичным меркам не так уж и дорого. Но, как говорилось в старом анекдоте, «есть нюанс».
AFI Tower, не просто дом – это коливинг. Так называется формат жилой недвижимости, где инфраструктура находится не в квартире, а в общественной зоне и житель комплекса пользуются ею совместно. Вот и застройщик объясняет преимущества: вместо просторной душевой в своей квартире – веллнес и спа-зона в стилобате высотки. Вместо стандартной кухни – рестораны и кафе. Вместо домашнего кабинета – коворкинг. Вместо зала – помещения для занятия фитнесом и йогой. Квартира в таком варианте становится приватным пеналом, куда приходят переночевать.
Возлюбившие проект СМИ умиляются: коливинги – самый модный заграничный тренд, какое счастье, что он пришёл и к нам! Ведь это так здорово – быть ответственным потребителем, не стараться нажить больше имущества, а довольствоваться малым. Это модно, стильно, молодёжно! «Основные клиенты нового проекта – миллениалы (поколение Y, люди, родившиеся в 1982–2004 гг.) и зумеры (поколение Z, люди, родившиеся начиная с 2005 г.), для которых ценность личного пространства сводится к минимуму, тогда как общественные зоны, предоставляющие комфортные условия для социальных коммуникаций и обмена опытом с единомышленниками, приобретают критически важное значение», – цитируют «Ведомости» гендиректора AFI Development Марка Гройсмана.
Вот только, как в сказке про голого короля, на фоне всеобщей экзальтации уже звучат сомнения: «Маленькая комната… общая кухня, общая ванна… Я правильно понял, что «зумеров» решили познакомить с обычной советской коммунальной квартирой»?
Час пик в модном коворкинге
«Что вы себе позволяете, какая это коммуналка? – так и представляется гневная отповедь защитников AFI Tower. – В коммуналке было уныло и все плевали друг другу в борщ, а здесь будет красиво и станут жить только единомышленники – стартаперы, айтишники и другая культурная публика – вот что такое коливинг!» Вот и директор по продажам жилой недвижимости AFI DEVELOPMENT Федор Ушаков заверяет: «Вы никогда точно не знаете, кого встретите сегодня в коридоре, но этот человек почти определенно вам понравится. Резиденты не только совместно используют общие пространства, но и обмениваются планами, интересами, получают новый опыт и знания через офлайн-коммуникации с единомышленниками».
Главком ВСУ Валерий Залужный назначил Дмитрия Яроша своим штатным советником
Суть коливингов действительно состоит в том, что вместе селятся люди с общими интересами и ценностями – в Москве уже есть коливинги веганов, тик-токеров и т.д. Поскольку все на одной волне, в доме из-за этого не происходит скандалов. Но руководитель отдела аналитики AFI DEVELOPMENT Ирина Емелина тем временем завлекает: квартиры в AFI Tower – отличный вариант для их последующей сдачи в аренду. Вы точно уверены, что хозяин квартиры будет подыскивать именно «единомышленников», а не сдаст её тем, кто заплатит больше?
А вот еще момент, на который обратил внимание неизвестный пользователь, чей отзыв подозрительно быстро оказался удалён.
«Здравствуй, мой маленький друг-хипстер. Садись, я расскажу тебе сказку. Ты, конечно, считаешь, что я уже старый, глупый и не модный, потому что не ношу штаны с голыми лодыжками, но я учился в школе и помню математику. Потому убери свой вейп и давай посчитаем. Всего в AFI Tower 53 этажа и 1216 квартир. Пишут, что где-то 80% из них будут студии – примерно по двадцать на этаже. То есть, почти муравейник. Помню, в начале девяностых в нашей институтской общаге было так же. Вдоль стен у нас стояло всё, что не помещалось в комнаты – на знаю, как будет у вас. Ну да ладно, мы ж про цифирки? Прикину, что всего в этих 1216 квартирах будет жить минимум полторы тысячи человек. А скорее, больше. Тебе обещают общий спа с хаммамом, коворкинг и ресторан – 1100 «квадратов» «общественных пространств». Сам решишь задачку, на сколько человек хватит это площади или помочь? А еще представь, что будет, если в спа разом войдёт ну хотя бы человек триста. Или в коворкинг – тебе там точно будет норм? Кстати, норма площади на человека в офисе составляем минимум 4,5 кв. м., иначе это дурдом, а не работа. А сколько человек смогут перевезти лифты, которых всего шесть? Или на 50-й этаж пойдёшь пешком? В общем, мы, старпёры, считаем, что лучше иметь обычную квартиру. А ты свой «коливинг», кстати, берешь в ипотеку на двадцать лет. Понимаю, ты думаешь, что всегда будешь молодым и свободным. Но просто представь, что скоро у тебя появится жена и ребёнок. Не думаю, что квартира, в которой помещается только кровать и блендер для смузи, тебе подойдёт идеально. Но ведь на картинке всё выглядит так привлекательно, верно? Что ж, вот так поймать хипстера на блестящую обёртку, это почти гениально».
«Крутон» от девелопера
Понятно теперь, отчего застройщик так забивает сайты и эфиры рекламой своего небоскрёба? Кстати, и появление первой высотки-коливинга, похоже, объясняется вовсе не желанием Леваева и Гройсмана познакомить Россию с новым форматом жилья. Как рассказала порталу «Арендатор.ру» управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка, изначально проект предполагал всего 579 квартир, а не 1216. Однако затем в AFI Development, видимо, поняли, что в таком случае проект не окупается и решили увеличить количество квартир. А для того чтобы покупатели заглотили наживку, похоже, придумали для неё привлекательную обертку. В самом деле, кто купит себе за миллионы рублей коммунальную квартиру? Другое дело модный коливинг. Как тут не вспомнить: «А гренка в нашем ресторане называется крутон. Это точно такой же кусочек поджаренного хлеба, но гренка не может стоить 8 долларов, а крутон – может».