коллективное бессознательное что это

Понятие коллективного бессознательного

Коллективным бессознательным называют отдел в человеческом подсознании, где хранится жизненный опыт предыдущих поколений. Открыл данную теорию Карл Юнг, по мнению которого данный опыт очень сильно влияет на психологические аспекты человека. В этой статье вы узнаете о термине «коллективное бессознательное», а также действительно ли жизнь предков имеет влияние на настоящее время.

коллективное бессознательное что это. Смотреть фото коллективное бессознательное что это. Смотреть картинку коллективное бессознательное что это. Картинка про коллективное бессознательное что это. Фото коллективное бессознательное что это
Коллективное бессознательное

Согласно концепции Юнга, коллективная бессознательность в психологии выступает в роли некого поля, где хранится самая разная информация. Жизненный опыт всего человечества существенно влияет на формирование коллективного бессознательного. История и опыт людей, живущих на планете, не имеет абсолютно никакого значения в формировании общественного бессознательного, в отличие от индивидуального бессознательного. По мнению ученого, данное определение представлено в виде информации психического мира, которую люди копили на протяжении тысячелетий.

История открытия понятия

Карл Густав Юнг являлся последователем Зигмунда Фрейда и известен многим, как психоаналитик. Учение Юнга полностью противоречит теории Фрейда. Впервые понятие «коллективное бессознательное» ученый упомянул в 1916 году в одной из статей по психоанализу. Именно в этой статье Юнг узрел элементы, которые абсолютно не относились к индивидуальному бессознательному, являясь мифом, а напоминали о том, что человек принадлежит к коллективу. В одной из работ Фрейд кратко обозначил, что душевная жизнь человека напрямую зависит от пережитого личностью и наследия общества.

Характеристики коллективного бессознательного

Карл Юнг обозначил основные характеристики коллективного бессознательного:

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг выделил 3 типа поведения, благодаря которым индивид способен освоиться в мире:

Первый тип проявляет постоянное желание воевать, второй тип любит порядок и всегда готов к сотрудничеству, третий тип направлен на процветание и красоту.

Также существует разнообразие архетипов, которые влияют на поведение человека в определенных ситуациях:

В жизни каждому доводилось видеть много примеров коллективного бессознательного, когда люди объединялись на митингах или же, когда люди разъединяются и начинают паниковать. Человеческая психика имеет сложную структуру. Нельзя однозначно сказать, что коллективное бессознательное влияет на жизнь и поведение человека в настоящем, однако, опыт предков накладывает свой отпечаток на сознании каждого индивида. А чтобы влияние коллективного бессознательного не приносило негативные последствия, следует развивать способность мыслить критически. У Викиум для этого есть курс «Критическое мышление».

Источник

19. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В предыдущей статье мы рассматривали психическую структуру человека и одним из ее элементов назвали «коллективное бессознательное». Конечно, слово «элемент», не совсем подходяще для того, что составляет бесконечность. Территориально оно лежит между сознанием и БОГОМ-ТВОРЦОМ (его ипостасью Святым Духом). В ней, бесконечности, находится все, что мы только можем представить и даже то, чего мы представить не можем. В этой бесконечности находятся все древние боги и духи всех народов мира. Там находятся самые невероятные фантазии и образы, которые живут собственной жизнью. Там живут герои сказок и мифов. Там находится мировой хаос и островки порядка. Туда уходят наши души, иногда во время сна, и всегда с наступлением смерти. Оттуда они приходят, чтобы воплотиться в реальный мир. Именно там находятся рай и ад. В той реальности нет времени, потому там сохраняется прошлое, которое сосуществует с будущим. Там находится все и даже больше. Гностики называли коллективное бессознательное «плеромой».

Впервые это понятие ввел в употребление величайший психолог Карл Густав Юнг. Работая в психиатрической больнице, он заметил, что больные шизофренией очень часто рассказывают ему галлюцинаторный видения, которые содержат мотивы различных мифов и сказок. И чем дальше он изучал этот вопрос, тем больше приходил к выводу, что все сюжеты древних мифов и сказок живут в нас до сих пор. Юнг поставил массу опытов, провел огромное количество исследований и пришел к выводу, что в «бессознательном» (термин ввел З. Фрейд) есть еще более глубокий слой души, содержащий все возможные в мире мифологические сюжеты. Именно этот слой питает наше сознание мифологическими сюжетами, сновидениями, фантастическими грезами и составляет опору нашего сознания. Этот слой души Юнг назвал «коллективное бессознательное».

Доктор Юнг считал, что, изучая коллективное бессознательное по сказкам и мифам, можно выйти за пределы психологии личности и проникнуть в историю психологии расы. Это давало возможность выработки определенных методов воздействия на душу представителя определенной расы. В то же время следует отметить, что З. Фрейд очень отрицательно отнесся к понятию «коллективного бессознательного». Впрочем, как и многие другие психологи, которые не хотят признавать того факта, что люди могут иметь воспоминания, не приобретенные ими в течение жизни. Такие психологи, как и наука психология в целом, сводят дух к понятию разума. А разум сводят к функции мозга. То есть, в нынешней науке преобладает вульгарно-материалистический подход к взаимосвязи понятий «дух» и «тело».

Коллективное бессознательное пронизывают колоссальные энергии, исходящие от Святого Духа. А элементы, составляющие коллективное бессознательное, в огромном количестве аккумулируют эти психические энергии. Часть этих структур, связанных с человечеством и нашей природой, передает эту энергию каждому из нас. Мы называем эту энергию психической, а в психологии она называется «либидо». Без этой энергии человек жить не может. Она к нам поступает во время сна, когда наше сознание отключено и видит сны. Сами по себе сны – и есть энергии, направляемые нам в организм из глубин коллективного бессознательного в виде определенных образов, воспринимаемых не подконтрольным нам сознанием. Важность этого источника энергии крайне важна. Примером может служить жестокий опыт, проведенный в 50-х годах прошлого столетия в одной из стран. Там выбрали четырех добровольцев, которые согласились не спать два месяца. При этом питались они тем, что хотели и в любых объемах, занимались всем, чем хотели. Только самый сильный мужчина прожил 20 дней. Остальные не дожили и до 12-ти дней.

Структуры, связанные с людьми и другими обитателями нашей планеты, называются «архетипы». Именно они транслируют нам психическую энергию. Мы их называем богами древности, великими духами, ангелами, архонтами и прочими названиями. Именно они отражены в мифах, которые мы знаем с детства: греческих, римских, скандинавских, индийских. Именно эти структуры души ведут нас по жизни, реализуя нашу личную судьбу. В аналитической психологии реализация нашей личной судьбы называется «индивидуация».

Архетипы не только накапливают и передают нам психическую энергию, полученную от Святого Духа, но и аккумулируют нашу психическую энергию от психических усилий человека во время определенной деятельности или отношений. И чем больше повторов этой деятельности в различных вариантах, тем более энергии аккумулируется в архетипе, связанном с этой деятельностью или отношением.

Об архетипах, их взаимоотношении с сознанием, личным бессознательным и Эго будет написано в последующих статьях.

Источник

Глава V Коллективное бессознательное

Оккультная психология

Глава V

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Юнг также говорит о коллективном, или неперсональном, бессознательном – это его открытие могло бы произвести революцию в практике (и результатах) западной психологии, если бы было в целом принято коллегами. Этот пласт мышления в прежние времена был известен как «астральный мир» и подразделялся, в различных оккультных учениях, на множество планов и подпланов. Юнг тоже разделяет этот пласт на несколько слоев. В его системе мы находим некий общий для всех источник коллективного опыта – множество архетипов, к которым мы можем получить доступ с помощью фантазий, управляемых сновидений или символов. Подобно тому, как наши собственные сны и фантазии населены нашими личными воспоминаниями – тетя Джейн, первая школьная учительница, картинки в самой первой книжке – коллективные видения населены коллективными образами, к которым мы не могли бы приобщиться в результате личного опыта. Концепция коллективного бессознательного – центральная в учении Юнга, и одновременно наиболее спорная для его коллег.

Юнг намеками предполагал, что коллективное бессознательное может уходить корнями в биологию, что оно – часть генетической структуры человека. Насколько я знаю, он никогда не выдвигал эту идею в своих поздних работах, так что эта часть его теории не вполне ясна. Возможно, он надеялся, что такая идея станет ключевой для разрешения дихотомии «тело – разум», станет неким посредником, благодаря которому психология сможет наконец изучать физическую и психологическую составляющие как единое целое. Он эмпирическим путем установил существование коллективного бессознательного и начертил большую часть карты этой terra incognita. Без сомнения, он надеялся, что если будет обнаружена связь между коллективным бессознательным (или какой-то его частью) и физическим телом – тогда издавна существующий разрыв между «медициной тела» и «медициной души» наконец исчезнет. В конце концов, любое древнее целительство основывалось на их единстве – даже если сейчас такой подход остался лишь у африканских знахарей (а прежде практиковался жрецами-целителями Древнего Египта). Но Юнг родился в наше время, отчего его идеи были восприняты иначе – как утверждение о существовании разновидностей психологии, различаемых по расовому признаку.

Некоторые интерпретировали его теории как утверждение о том, что если бессознательное предопределено генетически, то у каждой расы оно свое, наполненное своим уникальным содержимым, и каждый представитель данной расы обречен всегда оставаться под его влиянием. Когда дело касается расового группового мышления (свои убеждения и свои особые нравы присущи любому народу и трактуются оккультистами как некие астральные сущности, управляющие бессознательным поведением людей) – в самом деле, эта искусственно созданная общность будет определять этику, нравы и обычаи той или иной расы. Однако, создавая концепцию коллективного бессознательного, Юнг не имел в виду групповое мышление – но так это восприняли некоторые его читатели. К сожалению, все это происходило в немецкой Швейцарии 30-х годов. Он лично вмешался в полемику, касающуюся антисемитизма, в котором, я уверена, всегда будут обвинять его и его учеников. Эта полемика разгорелась в связи с высказанным им утверждением о том, что и в самом деле существует заметная разница между германской (не немецкой) и еврейской психологией. Каждый, кто знает, что психология – наука, включающая в себя персональную составляющую, обычно отсутствующую в других науках, не найдет возражений против такого утверждения. Однако неосмотрительно было подчеркивать эти групповые различия в период межрасовых конфликтов – насколько бы не было это верно. Что касается Юнга, то если бы Гитлер выиграл войну, Юнг и сам попал бы в списки на уничтожение, поскольку для нацистов не было сомнения в том, что он не симпатизирует их движению. Однако, несмотря на это, критиковать его продолжают даже сейчас. При этом ни сам Юнг, ни его многочисленные еврейские ученики никогда не чувствовали потребности в том, чтобы публично опровергнуть все эти домыслы.

Иоланда Якоби в работе «Комплекс. Архетип. Символ» уделяет значительное место исследованию биологических корней архетипов, но большинство последователей Юнга – без сомнения, из-за несвоевременности его высказывания – отказались от развития этой идеи. Однако оккультизм, в отличие от других наук, не стремящийся получить всеобщее одобрение, может без всяких затруднений признавать тот факт, что архетипичный человек каждой расы вылеплен Творцом из глины по-разному, каждый особым образом. Отличие не означает неполноценности. Дион Форчун достаточно ясно объяснила, почему ученик одной расы не может обучаться у наставника другой расы – но она вовсе этим не подразумевала, что есть расы высшие и низшие. Но когда такие заявления делает кто-то вроде Дион Форчун или доктора Юнга, так называемая широкая общественность готова обличать их во всех смертных грехах.

Итак, сегодня мы говорим о культурных различиях в массовой психологии, но не о расовых различиях – тем самым смягчая ужас детерминизма. Сегодня мы демократично мыслим и верим в свободу воли – именно постольку, поскольку мы боимся любой идеи, которая внушает нам, что мы осуждены навечно за «грехи» наших праотцов. Культурные различия приемлемы, поскольку могут быть изменены. Сегодня мы боимся неизменности – точно так же, как наши отцы боялись меняться – и, возможно, это единственная причина, по которой идея коллективного бессознательного до сих пор вызывает некоторую подозрительность. Фрейд, говоря о личном бессознательном, отмечал, что значительная часть стрессов вызвана его «злой» природой – т.е. указывал на его деструктивные аспекты. Это наше психологическое наследство. Поэтому, когда мы сталкиваемся с идеей коллективного бессознательного – без сомнения, мы воображаем себе монстров гораздо более ужасных и могущественных, чем наше скромное «Оно» (Id). Это и в самом деле так. Но то, что Юнг так упорно пытался развить, – это психология как противоположность психиатрии. Иными словами, это наука о «нормальном» сознании в противовес технике излечения сознания поврежденного, которая подходит только для нездоровых состояний. Таким образом, Юнг отчасти продвинулся в раскрытии «добрых», т.е. конструктивных, аспектов коллективного бессознательного, его жизнетворных и жизнеукрепляющих сил. Психиатрия тоже выиграла от этих трудов Юнга – ибо как вы сможете исцелить помраченное сознание, если не определите, что именно в первую очередь является признаком его здоровья.

Юнг определяет коллективное бессознательное как полную совокупность всех представлений, надежд, желаний и устремлений (к добру или злу), которыми обладает человек как целое. Это соотносится с термином «акаша»[1], используемым в оккультной литературе, и означает то же, что эфир, – некий субстрат материи, нематериальная структура, хранящая сведения обо всем, что происходит в материальном мире – иными словами, универсальная галерея-библиотека, где можно прочитать о событиях не только прошлого, но и будущего. Это сумма всех личных бессознательных всех времен, но поскольку время – это «вечность сейчас», то прошлое, настоящее и будущее существуют там одновременно, благодаря чему мы можем отпереть этот склад архетипов и в результате их осознать. Однако лучше все же называть этот великий жизненный субстрат коллективным бессознательным – по крайней мере до тех пор, пока мы его не осознаем. Теоретически, если мы знаем о чем-нибудь – это не бессознательное. Но если мы это забудем, оно вновь возвращается в область бессознательного. Таким образом мы видим, что грань между сознательным и бессознательным очень тонка – если она вообще существует. То, что для буддиста представляет собой точное знание, может быть известно мне на подсознательном уровне – и поэтому я могу отнести это к области коллективного бессознательного. Это, по сути, та самая вещь, которую Юнг открыл и которая в первую очередь помогла ему сформулировать свою идею. Он выяснил, что многие его пациенты видят во сне символы, которые напрямую заимствованы из буддистской или индуистской теологии – несмотря на тот факт, что они в жизни не слышали о таких вещах. Некоторые рисовали то, что видели во сне – и порой это оказывались совершенно точные воспроизведения изображений древних храмов.

Оккультизм может объяснить этот феномен памятью о предыдущих воплощениях, телепатией или ясновидением. Я не знаю, заявлял ли когда-либо Юнг официально, что верит в перевоплощения – но, во всяком случае, он заменил эту версию своей – теорией коллективного бессознательного как некоего супер-резервуара всех этих образов. Современные адепты эзотерики, кажется, чувствуют, что любые объяснения на самом деле говорят об одном и том же. Таким образом, Юнг в некотором смысле обеспечил оккультизму официальное признание, заимствуя из него объяснения своих любимых идей (когда эти идеи стали полностью признанными). Но еще важнее то, что он дал психологии средства, позволяющие сделать частью официальной науки изучение всех тех феноменов мышления, которые до тех пор не были ею объяснены.

Использовать оккультную терминологию временами весьма затруднительно, поскольку терминов великое множество, и сами оккультисты далеко не всегда трактуют их одинаково. В сущности, оккультисты различных школ вообще редко согласны друг с другом в чем бы то ни было! Но такое разнообразие является закономерным следствием долгой и непростой истории Западной Традиции, приверженцы которой шли очень разными путями и писали свои труды на разных языках. Современные ее адепты наверняка запутались бы в таких древних трудах, как «Зогар», написанном на средневековом хибру и впервые переведенном в XIX веке сначала на французский, а потом, в викторианскую эпоху, на английский. Было бы удивительно, если бы все глубокие оттенки смыслов при этом уцелели.

Иногда эта путаница в терминологии происходит из-за нашего настойчивого стремления дать новые определения традиционным терминам, имеющим широкое значение, таким как «планета» или «атом», и придать им более узкий смысл. Наше слово «планета» происходит от греческого «планетос», что означает – «странник». Древние греки давали такое наименование любому небесному телу, которое «странствовало» по небу или вращалось по орбите вокруг неподвижного светила. Согласно этому определению, Солнце и Луна были планетами, так же как Меркурий или Юпитер. Земля же, напротив, планетой не являлась, поскольку вообще не рассматривалась как небесное тело. Сегодня мы предпочитаем иное значение этого древнего слова – «спутник Солнца» и тем самым как бы смеемся над древними греками, подразумевая: «Древние греки были не так умны, как мы, потому что считали Солнце планетой». Насколько же мы выше! Но если мы не хотим относиться с почтением к своим предкам, нам стоило бы попытаться хотя бы понять их. Они не могут ответить на нашу мелочную критику – могут лишь хранить безмолвие и ждать, ждать, ждать. Поразмыслив некоторое время, мы можем осознать ценность их интуитивных догадок о том, как устроена Вселенная. Например, они знали о существовании Плутона и Урана задолго до того, как мы смогли разглядеть их в наши телескопы.

Другой пример современной путаницы в терминах относится уже непосредственно к теме бессознательного. Древние не знали слов вроде «бессознательное», но у них были свои собственные представления. С их точки зрения, человек представлял собой триединство, состоящее из тела, души (психэ) и духа. Те же самые три составляющие были представлены в каждом из них – как, например, «тело души» и «тело духа». Подобная концепция и сегодня существует в индийской философии, где ум, например, тоже рассматривается как тело, и на своем плане столь же реален, как физическое тело – на своем. Духовное тело по традиции называется «алмазное тело» или «тело света». Это искра чистого существования как такового. Парацельс называл его «звездным телом», полагая, что оно создано из чистого Предвечного Света. Когда переводились работы Парацельса, кое-что из его латыни сохранилось в оригинале – так возник термин «астральное тело». Элифас Леви также использует термин «астральное тело», подразумевая «духовное тело». Но Блаватская предпочитает использовать его для обозначения психической природы человека, или души. Начиная с нее в среде западных оккультистов стало принято относить термин «астральное тело» к психэ, или личному бессознательному. Смешение терминов делает изучение нашей Западной Традиции еще более трудным делом, чем оно есть само по себе. Некоторые концепции, напротив, не могут быть поняты без смешения терминов. Ученики из Индии или Тибета обладают преемственностью языка и культуры, что помогает им в постижении мудрости веков. Но наша Традиция – это сплав всевозможных идей на разных языках. Блаватская намеревалась собрать их все вместе в «Разоблаченной Изиде», но это оказалось невероятно сложной (или вовсе непосильной) задачей.

Мой учитель пытался привести греческую и индийскую системы в терминологическое соответствие, хотя бы применительно к основным понятиям. Единственная причина, по которой он предпочитал не называть свое учение оккультным, заключалась в том, что современные ученики хотят получать знание, сформулированное в современных научных терминах. Чтобы показать, насколько для него важно обновление всей терминологии Западной Традиции, в 1955 году он написал мне (при том, что обычно он не был склонен писать личные письма кому бы то ни было) и спросил, не могла бы я модернизировать язык, в который облачена Каббала. Уже в те времена он понимал, что Каббала может вызвать определенный интерес у западных учеников еще до конца нынешнего столетия, и чувствовал, что необходимо предпринять попытку модернизации текстов «Сефер Йециры». Однако я в те времена отдавала себе отчет в том, что не в полной мере постигаю суть этих текстов, к тому же не имею достаточно времени, чтобы изучить их надлежащим образом. Впрочем, и сегодня я не считаю себя знатоком в этой области. Но, в память об учителе, я пытаюсь коррелировать эти термины, насколько я способна, с моими несовершенными знаниями нашей Западной Традиции. Для этой цели я предпочитаю искать параллели между современной Каббалой и юнгианской психологией, поскольку и то и другое направление вызывают интерес многих современных западных исследователей. Даже для тех. кто проявляет интерес к современной философии, невозможно игнорировать ее связь с Каббалой и открытиями доктора Юнга. Интерес этот со временем, очевидно, будет только возрастать. Однако возможно, что единственная реальная надежда, которая есть у нас на Западе – что ученик с помощью интуиции или инициации в конечном счете придет к пониманию, преодолевающему границы языка и мышления. Вести ученика путем именно такого понимания – величайший труд сам по себе, изматывающий и порой напрасный, и редко вознаграждаемый – я много раз слышала об этом от своего учителя. Делать это – все равно что самому идти вместе с учеником сквозь бессознательное, по пути отслеживая демонов, которые не дают ему покоя, и богов, которые являются для него источником силы и вдохновения. Подавляющее большинство людей полностью обитает внутри своей собственной психэ и едва осознают своих персональных демонов. Для них идея коллективного бессознательного даже не то чтобы непонятна – просто не соотносится с их существованием. Но каждый, кто соприкоснулся с нуминозом коллективного бессознательного в своих снах или в воображении и ощутил мощный поток силы, исходящий от вполне безобидного в других условиях образа, понимает, что он вступил в контакт с глубинными корнями Бытия, питаемыми этой невероятной силой. Каждый, кто утверждает, что путь к самореализации усыпан розами – или, по крайней мере, должен быть таковым, что единственная вещь, которую можно ожидать от этого путешествия – душевное спокойствие, психологическое и эмоциональное умиротворение, – по-прежнему находится в тисках своего личного бессознательного, которое обусловлено установками на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Нет способа пройти через «долину слез», минуя Стену Плача – олицетворение сефиры Бина, Матери скорбей. «Всё есть скорбь», говорит нам Третье рассуждение Каббалы. «Всё» означает каждый предмет и любое явление, не так ли? Счастье мы можем встретить в наших поисках лишь случайно. Если мы будем искать путь в стороне от страданий, мы попадем в неправильный мир. Или, как говорила Блаватская, «Кто осмелится назвать себя счастливым, по-прежнему слыша плач всего мира?» В то же время я не утверждаю, что мы не должны пытаться хоть немного уменьшить существующее страдание. Мы должны попытаться облегчить его друг для друга, если идем по пути вместе. Но поиски счастья для себя или других напоминают лишь детские попытки найти остров Утопия. Утопия – это идеал, на который можно надеяться, но не более того – и точно не то, чего следует искать в этом мире.

Бессознательное само по себе состоит из множества уровней, или пластов. Мы можем проиллюстрировать это так:

1. краткосрочная память (события недавнего прошлого)

2. долгосрочная память (события отдаленного прошлого, детства)

4. национальная или этническая память

6. человеческая память

7. планетарная память

8. космическая (ангелическая) память

(Для читателей Юнга это было категоризовано Иоландой Якоби иначе.) Существуют и дополнительные уровни, и множество подуровней – поэтому данная схема лишь набросок полной структуры. Но даже она позволяет предположить, что понятие «бессознательного» очень широко, основополагающе и скрывает множество грехов.

Краткосрочная память содержит в себе все те мелочи, что необходимы нам для того, чтобы поддерживать свое повседневное существование – например, адреса и телефон наших знакомых или то, что случилось в прошлую среду. Эти вещи, по сути, не осознаются, поскольку это не то, о чем я думаю сейчас, пока пишу это предложение. Но их легко будет вспомнить, когда они понадобятся. Со временем эти вещи перемещаются в долгосрочную память, и тогда их вспомнить уже труднее. По сути, мы думаем, что уже «забыли» их, но если мы вдруг увидим во сне лето времен далекого детства или что-то напомнит нам о какой-нибудь давней несправедливости – они вновь будут тут как тут.

Юнг утверждает, что долгосрочная память каждого человека после его смерти становится частью коллективного бессознательного. Остается ли она там навсегда или распадается из-за неиспользования – это всегда было предметом многочисленных спекуляций. Мы знаем, что постоянное использование каких-то сведений, хранящихся в памяти, ее укрепляет. Так происходит с краткосрочной памятью – если я часто набираю один и тот же телефонный номер, он постоянно удерживается у меня в памяти. Также мы знаем, что события детства, которые в эмоциональном плане очень сильны, запоминаются лучше, чем остальные. То же самое происходит с коллективными образами и событиями: постоянная медитация тибетских монахов на какой-то определенный образ наполняет его силой, которая позволяет ему удерживаться в коллективной психэ. Такой образ может спонтанно возникнуть в сознании человека другой эпохи или другой культуры. Подобно тому как мы можем, приложив некоторое усилие, вспомнить события детства, можно «вспомнить» и события из коллективного прошлого, даже если мы не участвовали в них лично. Это не всеобщее свойство, но такие случаи бывали и будут происходить в дальнейшем. Для того, чтобы преднамеренно это сделать, требуется подготовка и определенное усилие – большее, чем большинство людей готовы потратить на что-либо, не имеющее явной пользы. Сторонники теории перевоплощений говорят, что когда воспоминание о коллективном событии попадает в сознание человека именно таким образом, это значит, что он вспомнил событие из своей собственной прошлой жизни. Это может быть правдой, но точно так же может быть правдой и то, что на гигантский склад памяти можно попасть – либо путем снов, видений, визуализаций, либо путем сознательного усилия. Уровень человеческой памяти (см. схему – прим. перев.) находится между планетарным и расовым. Общение с «планетарным духом», к добру или к худу, доступно каждому, кто сможет «вызвать» его из глубинной памяти. Он может также и сам спонтанно прорваться в сознание человека. Ностальгия по прошлому – циклические всплески потока силы этого «духа», которые способствуют тому, что настоящее, напротив, становится инертным. Таким образом, прошлое человечества постоянно «вспоминается» им, и «добрые старые времена» периодически обретают новую силу и власть над умами.

Адепт мудрости, однако, сознательно совершает путешествие в коллективное бессознательное в поисках мудрости предков. Его задача не в том, чтобы возродить вожделенное прошлое, а чтобы освободить ту инспирирующую силу, которая заключена в образах, оставленных там предками. Как говорил Вагром Энджел, «Если вы знаете имя ангела, вы сможете его позвать». Точно так же вы можете воззвать к силе языческих богов, если «вспомните» их образы. «Если вы носите маску Гора, вы сможете вещать голосом (т.е. силой) Гора». Именно в таких случаях эзотерика становится частью науки, как это было прежде у герменевтиков. Те, кто не жалея сил продолжают настаивать, что в наше научное время оккультизм – это тупиковый путь, как бы не замечают того факта, что научная терминология не содержит в себе обозначений для неких тайных сил. Говоря, как принято сегодня, что Солнце это огненный шар, или небесное тело, состоящее из атомов, мы сами для себя отсекаем возможность обращения к Великому Духу Солнца – как это делают американские индейцы.

Мы можем изобразить пласты коллективного бессознательного как геологические пласты земли – что и сделала Иоланда Якоби в своей книге о юнгианской психологии. Персональное бытие в этом случае будет выглядеть как цепь невысоких холмов над широкой равниной коллективного бессознательного. Если долину зальет водой, личности станут островами, на вид отдельными, но в действительности под водой они будут соединены. Уровень воды – это граница между сознанием и подсознанием. Все, что ниже – это бессознательное, отчасти личное, отчасти коллективное. Мы все кажемся себе маленькими островками, отдельными, имеющими определенные границы, но при этом способными перемещаться – и вот мы плаваем вокруг друг друга, беседуя о политике, собственности и высоких налогах. Пока мы соединены на более низком уровне (в самой жизненной основе), все мы – одно, к добру это или к худу.

Говоря в общих чертах, коллективное бессознательное является в некотором роде эквивалентом астрального мира. В терминах каббалистики астральный мир – это Йецира, мир формирования. В зависимости от того, о чем мы говорим, астральный мир – это место обитания духов (добрых или злых), фантастических образов, абсолютной истины, душ умерших или еще не рожденных. Здесь живут все боги Древнего Египта и Древней Греции, а также всех остальных древних цивилизаций, о которых нам известно. В представлении спиритуалиста его покойный дядюшка Джо тоже там живет. В теории Юнга всё, о чем дядюшка Джо говорил и думал, все, чего он хотел, находится в коллективном бессознательном как некий «узел памяти», и в тот же узел увязано и все то, что когда-либо говорили и думали о дядюшке Джо другие. Более того, этот «узел», согласно Юнгу, полностью автономен. Это означает, что он живет своей жизнью, у него есть своя воля, не зависимая от вашей или моей. Спиритуалист сказал бы, что его дядюшка Джо независим от меня или вас, так что, хотя это и сформулировано немного иначе, большой разницы в представлениях Юнга и спиритуалиста нет – во всяком случае, это не тема для серьезной дискуссии. Так или иначе, любое из этих двух мнений идет вразрез с персональной психологией, согласно которой дядюшка Джо существует только в моей или вашей памяти (или нашем личном бессознательном) – и когда я умру, умрет и моя память о нем.

На примере таких вещей мы можем выяснить, действительно ли мы знаем всё, что, как нам кажется, знаем, о том, что Юнг называл коллективным бессознательным. Правда ли, что сон – это только сон, или мы ведем какую-то особую ночную жизнь, когда наше тело спит? Попадаем ли мы во сне в свое личное бессознательное? Живем ли мы в коллективном бессознательном таким же (или похожим) образом, как в состоянии бодрствования? Так или иначе, если есть хоть какая-то разница между тремя пластами сознания по Юнгу и аналогичными представлениями каббалистов, она не настолько принципиально, чтобы видеть противоречие между теориями Юнга и учением о Четырех Мирах. А читая заметки Юнга о сознании, можно увидеть, что он догадывался о том факте, что человек, подобно Вселенной, также включает в себя четыре уровня. Но когда Юнг говорит о Боге как об архетипе, его интересует лишь доказательство того, что Бог – это «тип» в человеческой душе. Он не пытается доказать, что Бог – это объективная сущность, отдельная от человека. Поэтому, как мы можем предположить, ему интересно лишь доказать то, что он узнал: что астральный мир – это четвертое измерение. Это не значит, что он представляет собой некое место, существующее за пределами человеческой психэ, но в то же время мы должны относиться к нему так, как если бы это и впрямь было «место». Восточные йоги и адепты Западной магии попадают в это измерение и выходят из него с той же легкостью, как мы в своей обычной жизни попадаем в третье.

Единственная разница заключается в том, что в астральном мире отсутствует время. То есть, четвертое измерение – это время, и поэтому в нем самом (внутри него) времени нет. Сходным образом мы не можем измерить высоту – третье измерение – без отсылки к двум другим («десять футов от земли»). У самой высоты никакой высоты нет. Однако то, что в астральном мире отсутствует время, не означает, что «путешествие» в этот мир занимает всего мгновение. Мы должны помнить, что всякая частота измеряется временем (например, «четыреста циклов в секунду») – поэтому в мире, где время изменчиво, частота также мутабельна. Так звуки превращаются в цвета, а цвета – в запахи, и атомы одного вида становятся атомами другого вида. Поистине это фантастический мир! Ученый, который до конца разобрался в антиматерии (а такие есть?) знает, что она существует только по причине отрицательного времени. А если есть отрицательное и положительное время, должна быть некая промежуточная точка «нулевого времени», или отсутствия времени. Эта нулевая точка представляет собой место, из которого мы можем провести перпендикуляр в пятое измерение – сферу, которая находится за пределами даже астрального мира. Математически это сходно с сингулярностью в пространственно-временном континууме, где все измерения встречаются (или исчезают) в одной и той же нулевой точке. В «Эц-Хаим» это мир Бриа – мир замыслов. Если, например, мы, находясь в астральном мире, подумаем о каком-то месте, существующем во времени и пространстве, мы мгновенно окажемся там. Это единственная причина, по которой адепты йоги тратят столько усилий на то, чтобы развить в себе умения сосредотачиваться, контролировать мысль, сохранять разум спокойным.

В этой книге не достаточно места, чтобы детально описывать эзотерическую концепцию происхождения материи – что позволило бы прояснить тему «внутренних» тел, но если коротко, эзотерическая наука говорит о том, что существуют семь планов во Вселенной и семь подпланов на каждом плане – а Человек является уменьшенной копией Вселенной, и, соответственно, обладает таким же количеством планов и подпланов. Физика и химия не признают множества форм материи, известных эзотерической науке. Физикам, однако, стоило бы признать существование эфира как вещества-медиума, пронизывающего все пространство и передающего поперечные волны – что соответствовало бы теории волнового движения. Если бы ученые смогли признать существование этого эфира, который никогда не видели, они каким-то образом применили бы его к решению своих задач – так почему же этого не сделать эзотерикам? Использование собственной науки показало им, что эфир с таким же успехом можно применять для решения собственных эзотерических задач, как могли бы это сделать современные ученые для решения своих. В сущности, это некая сверх-структура психологического организма. Поэтому он занимает собой определенную часть физического тела человека и/или его психологического мира. Для тренированного йога или мага нет особой сложности в том, чтобы выйти из своего так называемого физического тела и затем использовать эфирное, оставив физическое, слишком хрупкое и уязвимое, здесь, в мире материальных вещей и предметов.

Если мы поверим, что после смерти человек не «умирает» полностью, а продолжает жить в астральном мире / коллективном бессознательном, тогда вся наша система ценностей по отношению к смерти, умиранию, убийству, самоубийству, войне – повергнется переоценке. В конечном счете мы можем сделать те же самые выводы, но по иным причинам. Вот один пример – отношение к смертной казни. Если мы не верим, что со смертью все заканчивается, то для нас это может стать аргументом в пользу смертной казни, поскольку мы как бы не убиваем человека окончательно. Поэтому приведение смертного приговора в исполнение не является «грехом» – ведь бессмертной души это не затрагивает. Но когда «обителью» умершего становится коллективное бессознательное – нас больше не заботят ни его криминальные наклонности, ни необходимость изолировать его от общества. Мы все равно что вытеснили комплекс в подсознание (классическое вытеснение по Фрейду), где он и будет оставаться до тех пор, пока не накопит достаточно энергии, чтобы силой прорваться обратно. После того как криминальные наклонности казненного преступника становятся частью коллективного бессознательного, они, будучи отныне свободными, могут переместиться оттуда в индивидуальное сознание кого-то из живущих.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное не только автономно, оно содержит в себе всё, что не привлекает в данный момент нашего непосредственного осознанного внимания. Мой учитель часто говорил, что «глубочайшее на самом деле высочайшее», и кто знает, сможем ли мы узнать что-то о глубинах, не зная ничего о «высотах», до которых простираются ветви Древа Жизни? Чтобы увидеть перспективу, мы должны изобразить все уровни коллективного бессознательного, разместив их на Древе в обратном порядке – так, что самые глубокие слои будут соответствовать сефире Кетер. Но, конечно, Бог, Отец всего сущего, является неосознанной сущностью для всех целей и намерений, относящихся к области рационального мышления – поэтому, чтобы сделать источник Бытия доступным для сознания, привычный мир нужно, напротив, забыть, переместив его в область бессознательного – на время, если не насовсем. Без сомнения, это случилось с Енохом – «и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие 5:24). На уровне Самости (Тифарет) каббалисты и Юнг дают понять достаточно ясно, что этот сдвиг в сознании приводит к замещению эго Самостью, и с этого момента индивид больше не сознает своего «я». Между Самостью и эго пролегает бездна – и поскольку «истинный центр тяжести лежит в бездне», отныне индивид полностью ориентирован на Великое Делание. Неисполненные желания, которые прежде нацеливали индивида на «погоню за личным счастьем», внезапно исполняются с лихвой – просто по факту возникновения единства со своей Самостью, ценность которой превосходит все остальные ценности вместе взятые. Но до того, как это состояние наступит, поток энергии, исходящий их сефиры Кетер, должен проделать извилистый путь, словно зигзаг молнии, сверкающий между двумя Столпами Древа – прежде чем достигнет сефиры Малкут. В данном случае он выполняет роль медиума между причиной и следствием, воздействие которого не зависит от того, что делает или не делает индивид. Действие определяет карму. На Западе мы называем это законом причинно-следственной связи. Но мастер, передавший Космическую Доктрину через Дион Форчун, метафорически сказал, что «В начале содрогнулась Вселенная» (Кетер). Мы вряд ли будем осуждать человека или доверять ему из-за этого изначального события. Итак, мы по крайней мере нашли причину всех бед! Точно так же глубинные пласты коллективного бессознательного позитивны для сознательного мышления, которое часто отражает их напрямую, как зеркало. Например, мы встречали таких людей, насчет которых готовы были бы поклясться, что те постоянно находятся под управлением бессознательного и едва ли могут быть названы сознательными даже на обыденном уровне.

Итак, коллективное бессознательное долгое время изучалось оккультистами под именем астрального мира. Это общераспространенная концепция эзотерической мысли. Может быть, даже слишком широко распространенная, потому что каждая ветвь оккультизма (и даже те школы, которые отказываются признавать себя оккультными) имеет свое собственное специфическое представление о том, чем является астральный мир и что он в себя включает – и при этом каждый думает, что его представление единственно верное. Но это и хорошо, поскольку придает астральному миру разнообразие, чего не было бы, если бы все представляли его себе одинаково. Астральный мир обладает своим собственным, материально-эмоциональным наполнением, которое достаточно реально, чтобы влиять на него с помощью мыслей и чувств. Это не воображаемый мир (не «тот материал, из которого сделаны сны»), но его содержимое соответствует нашему воображению, поэтому мы можем найти в нем христианские ад и рай, дантовское Инферно, Чистилище, исламскую обитель гурий, Страну Вечного Лета спиритуалистов, или Страну Счастливой Охоты американских индейцев. Все это разные «места» внутри астрального мира, поэтому все же лучше назвать его коллективным бессознательным и больше к этому не возвращаться. Его содержимое может быть изменено идеей о том, что оно реально или же не реально, и оно меняется постоянно по мере того, как меняются представления человека о реальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *