коллектор глубокого заложения для чего
Коллекторы глубокого заложения
самотечно-напорной схемы к новой надежной схеме с магистральными каналами глубокого заложения, трассируемыми через центры наибольшего притока сточных вод сложившихся систем. Такие схемы обеспечивают совместное отведение и очистку всех бытовых, производственных и загрязненных поверхностных вод, рациональное использование водных ресурсов и охрану окружающей среды.
В мировой практике с помощью коллекторов глубокого заложения реконструированы канализации городов Чикаго, Мехико и др. В РФ применены коллекторы глубокого заложения при реконструкции сложившихся полных раздельных систем канализации Киева, Харькова, Ленинграда, Москвы и общесплавной системы Львова.
В Киеве путем переброски сточных вод новых жилых районов через центр города магистральным каналом диаметром 3000 мм и длиной 7 км, проложенным способом щитовой проходки на глубине от 18 до 80 м в епондиловых глинах, решена канализация новых и разгрузка существующих районов без перестройки подземных коммуникаций. На всем протяжении канала имеются только три камеры.
Строительство каналов глубокого заложения проходческими щитами диаметром 2,6 и 4 м на глубине 36—70 м ведется во Львове.
В Харькове построено 22 км каналов глубокого заложения проходческими щитами диаметром 2,6; 3,2; 3,7 и 4 м на глубине 15—55 м с единой насосной станцией диаметром 47 м, мощностью 1,4 млн. м 3 /сут-ки, находящейся на глубине 38,8 м. Это позволило без перестройки канализационной сети ликвидировать 16 насосных станций. Кольцеванием коллекторов повышена надежность всей системы и облегчен осмотр и ремонт коллекторов. Годовой экономический эффект этой системы по сравнению с каналами мелкого заложения составил 293 тыс. руб.
В Ленинграде начато строительство коллекторов в плотных грунтах на глубине 38 м, а строительство насосной станции на глубине 80 м будет осуществлено в виде подземного туннеля, сооружаемого станционным щитом метро.
Реконструкция канализации Москвы будет развиваться в первую очередь по раздельной системе (с устройством насосных станций) с постепенным переходом к комбинированной системе (раздельной и полу-раздельиой). Преобладающей будет полураздельная система, по которой загрязненные поверхностные стоки транспортируются и очищаются совместно с бытовыми и производственными водами, а малозагрязненные при дождях менее 20-кратной повторяемости перепускаются в реку. Такая полураздельная система наиболее рациональна и эффективна в отношении охраны водоемов or загрязнения. Предусматривается прокладка самотечных магистральных каналов-туннелей глубокого заложе-
Коллектор глубокого заложения: от А до Я
— Андрей Борисович, расскажите осимферопольском коллекторе глубокого заложения, для чего он предназначен ипочему так остро необходим нашему городу?
-Мы строим коллектор глубокого заложения, предназначенный для сбора и подачи хозяйственно-бытовыхканализационных стоков на очистные сооружения в с. Укромное. Собираем стоки всегогорода и передаем по нашему коллектору. Я имею ввиду не ливневую канализацию, аименно общедомовую: с туалетов, раковин, ванн.
— Почему возникла необходимость встроительстве такого объекта?
-Ваш действующий коллектор, к сожалению, переполнен. Его строили еще в советскоевремя и из-за того, что трубы у него разного диаметра, в некоторых местах онпросто подчистую заполнен. Да и сделан он был из железобетонных труб, а бетон вканализационных стоках с течением времени приходит в негодность. Выходит, чтоесли сейчас что-то случится, то работа канализации полностью остановится вовсем городе. И если без воды мы можем обойтись или купить ее в магазине принеобходимости, то выносить стоки в ведре куда-то на помойку никто не будет.
— Когда стало ясно, что городунеобходим новый коллектор?
-Необходимость в нем появилась давно – еще в советское время. К сожалению, тогдатехнологии были немного другие. С учетом этого и тяжелых геологических условий,нормально построить коллектор так и не смогли. Сегодня требования к постройкетаких объектов изменились. Весь коллектор проходит либо под дорогами, либо подречками, либо под парками, чтобы не затрагивать жилую застройку.
— А где проходит маршрут коллектора?
-Начало маршрута идет с Екатерининского парка, проходит под Салгиром, черезбульвар им. Ленина, ул. Павленко, ул. Калинина, обходитжелезнодорожный вокзал, по ул. Москалева,параллельно Евпаторийскому шоссе до ГРЭСа и уходит в сторону ул. Монтажной, ныряетпод трассу «Таврида» и попадает на очистные сооружения.
— Есть ли какая-то особенность впостройке такого объекта?
-Конечно! Все работы выполняются микротоннельными комплексами для того, чтобы исключитьпроход воды в сам тоннель и теоретическую аварийность. Помимо этого, мыиспользуем трубы железобетонные, но с футеровкой. В итоге получается тоннель,который представляет собой единую пластиковую трубу. Она имеет хорошуюантикоррозийную защиту, и срок годности у нее намного больше, чем у простой железобетонной.
— Чем отличается новая технологиястроительства коллектора от той, что была раньше?
-Раньше делали открытым забоем, то есть просто на отбойных молотках.Соответственно, тогда работа просто уперлась в вокзал, и пошла вода. Защитыникакой не было, так что начало топить. Тогда работники попытались изменитьнаправление, но всё затопило и там. Сегодняшняя технология отличаетсягидропригрузом и полной защищенностью от внешних факторов.
— Когда планируется завершениестроительства?
-В августе 2020 года мы получили экспертизу. Сегодня мы проложили уже порядка 8км тоннеля. Всего будет 17 км. В 2022 году планируем закончить СМР, а в 2023 годуподключить все стоки. То есть примерно к середине 2023 года мы планируемзакончить строительство объекта.
— Есть ли какие-то трудности во времяработы над постройкой коллектора?
-Во время строительства всегда есть трудности. Жители очень жалуются напроводимые работы. К сожалению, без этих работ город обойтись не может, так чтомы стараемся как-то решать возникающие вопросы и продолжать строительство.Вместе с администрацией города мы пытаемся находить общий язык с горожанами иулаживать вопросы. Технических нюансов возникает не очень много – мы построилиуже сотни километров таких коллекторов, технология у нас уже давно отработана.
— Как изменится жизнь города послепоявления такого объекта?
Коллектор глубокого заложения для чего
Правила проектирования и строительства*
Manifold for engineering networks
* См. ярлык «Примечания»
Дата введения 2017-06-04
Предисловие
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2021
Введение
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование, реконструкцию, капитальный ремонт, строительство и эксплуатацию коммуникационных коллекторов.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на каналы и тоннели, предназначенные для прокладки отдельных инженерных коммуникаций, при отсутствии внутренних инженерных систем и необходимости их эксплуатации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 2.601-2019* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление
ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 12730.5-2018 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости
ГОСТ 23118-2019 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 26342-84 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 53325-2012 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний
СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности
СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» (с изменением N 1)
СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции» (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 18.13330.2019 Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий) (с изменением N 1)
СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» (с изменением N 1)
СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменениями N 1, N 2)
СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» (с изменением N 1)
СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1)
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменениями N 1, N 2)
СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» (с изменениями N 1, N 2)
СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» (с изменениями N 1, N 2)
СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» (с изменением N 1)
СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (с изменением N 1)
СП 61.13330.2012 «СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» (с изменением N 1)
СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (с изменениями N 1)
СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции» (с изменениями N 1, N 3)
СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия» (с изменением N 1)
СП 72.13330.2016 «СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии» (с изменением N 1)
СП 76.13330.2016 «СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства»
СП 91.13330.2012 «СНиП II-94-80 Подземные горные выработки»
СП 103.13330.2012 «СНиП 2.06.14-85 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод»
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»
СП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и открытым способами
СП 250.1325800.2016 Здания и сооружения. Защита от подземных вод
СП 328.1325800.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели
СП 333.1325800.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла
СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования
Канализация глубокого заложения. Инструкция к применению. ПКС.
Korbi
Пол года я вообще была просто не в состоянии что-либо писать на эту тему. Лишь мысли, поиск ответов и решений. Километры, прочёсанные в одиночку по тёмным тоннелям. Но ПКС живёт, а обсуждения «что с ПКС?» вновь подогревают чужой интерес. Народ пытается соваться туда снова. Интернет пестрит кучей сомнительной информации от новоявленных «профессионалов». И, после разговора обо всём с найденными питерскими канализаторами, было решено создать этот пост.
То, что просто надо знать тем, кто ещё захочет туда спускаться. А также любителям других канализационных глубинников.
Официальное название – тоннельный канализационный коллектор Петроградской стороны. ТКК ПС.
В октябре 2013 года было завершено строительство Продолжения Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга (ПГКС). В том же году ПКС в самых верховьях северной ветви был соединён с новым ПГКС дюкером, проходящим под Невой.
Строительство дюкера. Вон там он, сверху. Шакало-картинка авторства СТИС
В отличие от коллекторов раздельной бытовой системы канализации, питерский общесплав на повышенные аварийные расходы рассчитан и может так работать продолжительное время.
До последнего времени особой необходимости в таком переключении не было. До начала строительства новых крупнейших притоков к ГКК и начала реконструкций шахт на нём самом. ПГКС работает в 2 нитки, тогда как ГКК – лишь в одну, которая сейчас довольно сильно перегружена и уже который год планируется к дублированию. Помимо этого, в начале 2019 года была введена кольцующая перемычка от пр. Обуховской обороны до Зольной улицы, так же для перенаправления вод в бассейн Северной станции. Нестабильность системе добавляли проводимые в 2018-19 годах работы по подключению к Северной ветви ПКС дополнительных перехватывающих коллекторов. В далёком будущем предполагается возможность переключения стоков через ПКС между бассейнами станций аэрации.
Это я к чему. Многие годы канализация СПб жила спокойно, работала почти как обычно, диггерки ползали в строящееся продолжение ГКК, новые и старые системы. Но теперь, когда после нового строительства речь пошла о реконструкциях, причем не где-то на боковых ветвях а в низовьях главных магистралей. Замены затворов, пробные пуски, переключения между совершенно разными бассейнами – вот это всё начинается. Оно и раньше было, но локально. Случается такое нечасто, но это надо иметь ввиду, что система больше не работает стабильно. Да и вообще – ожидать от каналюги постоянства…странно. Наверно, в СПб к такому просто не привыкли. Глубинники создают впечатление чего-то монументального и почти неизменного, неимпульсивного. У нас-то затворы постоянно дёргают. Кстати, мнение, что водоканал проводит работы только днём, весьма ошибочно. В любое время суток. Переключения предпочитают делать ночью.
+ всегда помните, что в каналюгу могут что-то слить, сбросить.
+ что движение воздуха преимущественно идёт вниз по течению, и перекрытие его поступления где-нибудь выше по течению через приток (опусканием шибера или затоплением тоннеля) может легко вызвать его застой.
+ наличие перспективы подцепить какую-нибудь палочку или инфекцию.
И много-много других факторов.
Что никогда нельзя просто придти и знать наверняка, что будет здесь же через час.
Это касается не только ПКС, а любых канализационных систем.
Недопустимость спусков в общесплавные системы в дождь и ненадежность металлоконструкций я даже не обсуждаю. Под слоем вспухшей ржавчины часто плохо видно реальное состояние металла.
И ещё. Всё же частично добавлю этот пунктик, отдельно про воздух. Он, конечно, активно обсуждался в интернетах, но дерзкой дезинфы там было не меньше, чем полезных сведений.
Но не будем больше о гидравлике.
И так, основные постулаты:
— То, что из люка дует воздух, ещё не значит, что он пригоден для дыхания. Сила тяги с составом выхлопа напрямую не связаны.
— Концентрация газов в шахте и коллекторе часто распределена неравномерно. Как по вертикали, так и по горизонтали. То есть, если всё ок здесь, ещё не значит что всё ок в паре метрах от вас.
— Нет такого газоанализатора, который бы видел ВСЁ. Да ещё наперёд, а не когда уже поздно. К нему ещё должны прилагаться некоторые знания и прямые руки. Как минимум.
— И самое главное: атмосфера может быстро меняться. В течение нескольких суток, часов, иногда минут. В зависимости от мнооожества факторов, и так, как просчитать порой невозможно.
Надеюсь, мне удалось донести непростую информацию до тех, кому она может быть полезна. Как с ней быть – дело ваше. Многие даже олдовые люди из нашей команды, которым стало лень тратить лишнее время на полноценную подготовку, вскоре ушли в запас, несмотря на любопытство. Именно начав осознавать, что если они на таких полумерах не завяжут с каналюгой совсем, то каналюга завяжет с ними.
Отдельная благодарность всем немногим морально поддерживающим и принимавшим участие, а также Пигидию за врученный с собой на удачу фонарь. Недостатка в количестве света у меня не было, а реальная страховка в виде актуального хозяина фонаря могла бы помочь гораздо больше. но эта вещь стала единственной ощутимой связью с миром поверхности среди тумана.
Официальный сайт Администрации города Симферополя
— Андрей Борисович, расскажите о симферопольском коллекторе глубокого заложения, для чего он предназначен и почему так остро необходим нашему городу?
— Мы строим коллектор глубокого заложения, предназначенный для сбора и подачи хозяйственно-бытовых канализационных стоков на очистные сооружения в с. Укромное. Собираем стоки всего города и передаем по нашему коллектору. Я имею ввиду не ливневую канализацию, а именно общедомовую: с туалетов, раковин, ванн.
— Почему возникла необходимость в строительстве такого объекта?
— Ваш действующий коллектор, к сожалению, переполнен. Его строили еще в советское время и из-за того, что трубы у него разного диаметра, в некоторых местах он просто подчистую заполнен. Да и сделан он был из железобетонных труб, а бетон в канализационных стоках с течением времени приходит в негодность. Выходит, что если сейчас что-то случится, то работа канализации полностью остановится во всем городе. И если без воды мы можем обойтись или купить ее в магазине при необходимости, то выносить стоки в ведре куда-то на помойку никто не будет.
— Когда стало ясно, что городу необходим новый коллектор?
— Необходимость в нем появилась давно – еще в советское время. К сожалению, тогда технологии были немного другие. С учетом этого и тяжелых геологических условий, нормально построить коллектор так и не смогли. Сегодня требования к постройке таких объектов изменились. Весь коллектор проходит либо под дорогами, либо под речками, либо под парками, чтобы не затрагивать жилую застройку.
— А где проходит маршрут коллектора?
— Начало маршрута идет с Екатерининского парка, проходит под Салгиром, через бульвар им. Ленина, ул. Павленко, ул. Калинина, обходит железнодорожный вокзал, по ул. Москалева, параллельно Евпаторийскому шоссе до ГРЭСа и уходит в сторону ул. Монтажной, ныряет под трассу «Таврида» и попадает на очистные сооружения.
— Есть ли какая-то особенность в постройке такого объекта?
— Конечно! Все работы выполняются микротоннельными комплексами для того, чтобы исключить проход воды в сам тоннель и теоретическую аварийность. Помимо этого, мы используем трубы железобетонные, но с футеровкой. В итоге получается тоннель, который представляет собой единую пластиковую трубу. Она имеет хорошую антикоррозийную защиту, и срок годности у нее намного больше, чем у простой железобетонной.
— Чем отличается новая технология строительства коллектора от той, что была раньше?
— Раньше делали открытым забоем, то есть просто на отбойных молотках. Соответственно, тогда работа просто уперлась в вокзал, и пошла вода. Защиты никакой не было, так что начало топить. Тогда работники попытались изменить направление, но всё затопило и там. Сегодняшняя технология отличается гидропригрузом и полной защищенностью от внешних факторов.
— Когда планируется завершение строительства?
— В августе 2020 года мы получили экспертизу. Сегодня мы проложили уже порядка 8 км тоннеля. Всего будет 17 км. В 2022 году планируем закончить СМР, а в 2023 году подключить все стоки. То есть примерно к середине 2023 года мы планируем закончить строительство объекта.
— Есть ли какие-то трудности во время работы над постройкой коллектора?
— Во время строительства всегда есть трудности. Жители очень жалуются на проводимые работы. К сожалению, без этих работ город обойтись не может, так что мы стараемся как-то решать возникающие вопросы и продолжать строительство. Вместе с администрацией города мы пытаемся находить общий язык с горожанами и улаживать вопросы. Технических нюансов возникает не очень много – мы построили уже сотни километров таких коллекторов, технология у нас уже давно отработана.
— Как изменится жизнь города после появления такого объекта?