коллектор глубокого заложения в симферополе что это
Официальный сайт Администрации города Симферополя
— Андрей Борисович, расскажите о симферопольском коллекторе глубокого заложения, для чего он предназначен и почему так остро необходим нашему городу?
— Мы строим коллектор глубокого заложения, предназначенный для сбора и подачи хозяйственно-бытовых канализационных стоков на очистные сооружения в с. Укромное. Собираем стоки всего города и передаем по нашему коллектору. Я имею ввиду не ливневую канализацию, а именно общедомовую: с туалетов, раковин, ванн.
— Почему возникла необходимость в строительстве такого объекта?
— Ваш действующий коллектор, к сожалению, переполнен. Его строили еще в советское время и из-за того, что трубы у него разного диаметра, в некоторых местах он просто подчистую заполнен. Да и сделан он был из железобетонных труб, а бетон в канализационных стоках с течением времени приходит в негодность. Выходит, что если сейчас что-то случится, то работа канализации полностью остановится во всем городе. И если без воды мы можем обойтись или купить ее в магазине при необходимости, то выносить стоки в ведре куда-то на помойку никто не будет.
— Когда стало ясно, что городу необходим новый коллектор?
— Необходимость в нем появилась давно – еще в советское время. К сожалению, тогда технологии были немного другие. С учетом этого и тяжелых геологических условий, нормально построить коллектор так и не смогли. Сегодня требования к постройке таких объектов изменились. Весь коллектор проходит либо под дорогами, либо под речками, либо под парками, чтобы не затрагивать жилую застройку.
— А где проходит маршрут коллектора?
— Начало маршрута идет с Екатерининского парка, проходит под Салгиром, через бульвар им. Ленина, ул. Павленко, ул. Калинина, обходит железнодорожный вокзал, по ул. Москалева, параллельно Евпаторийскому шоссе до ГРЭСа и уходит в сторону ул. Монтажной, ныряет под трассу «Таврида» и попадает на очистные сооружения.
— Есть ли какая-то особенность в постройке такого объекта?
— Конечно! Все работы выполняются микротоннельными комплексами для того, чтобы исключить проход воды в сам тоннель и теоретическую аварийность. Помимо этого, мы используем трубы железобетонные, но с футеровкой. В итоге получается тоннель, который представляет собой единую пластиковую трубу. Она имеет хорошую антикоррозийную защиту, и срок годности у нее намного больше, чем у простой железобетонной.
— Чем отличается новая технология строительства коллектора от той, что была раньше?
— Раньше делали открытым забоем, то есть просто на отбойных молотках. Соответственно, тогда работа просто уперлась в вокзал, и пошла вода. Защиты никакой не было, так что начало топить. Тогда работники попытались изменить направление, но всё затопило и там. Сегодняшняя технология отличается гидропригрузом и полной защищенностью от внешних факторов.
— Когда планируется завершение строительства?
— В августе 2020 года мы получили экспертизу. Сегодня мы проложили уже порядка 8 км тоннеля. Всего будет 17 км. В 2022 году планируем закончить СМР, а в 2023 году подключить все стоки. То есть примерно к середине 2023 года мы планируем закончить строительство объекта.
— Есть ли какие-то трудности во время работы над постройкой коллектора?
— Во время строительства всегда есть трудности. Жители очень жалуются на проводимые работы. К сожалению, без этих работ город обойтись не может, так что мы стараемся как-то решать возникающие вопросы и продолжать строительство. Вместе с администрацией города мы пытаемся находить общий язык с горожанами и улаживать вопросы. Технических нюансов возникает не очень много – мы построили уже сотни километров таких коллекторов, технология у нас уже давно отработана.
— Как изменится жизнь города после появления такого объекта?
В Симферополе продолжается строительство коллектора за 11,5 млрд рублей
Канализационный коллектор глубокого заложения, который строится по федеральной целевой программе и пройдёт через весь город, готов на 30%.
СТОЛИЧНЫЕ ШАХТЫ
Канализационные сети в городах республики давно требуют обновления, в том числе в Симферополе. Столица Крыма должна получить новый объект в эксплуатацию в 2022 году. В пресс-службе Министерства строительства и архитектуры Крыма уточняют, что проект такого масштаба на полуострове реализуется впервые.
На каждом участке тоннеля строители делают шахту и через неё прокладывают трубы. На днях на ул. Калинина начали строить одну из таких шахт, в связи с чем здесь было перекрыто движение.
После выполняется микротоннелирование при помощи железобетонных труб. Внутри трубы покрыты специальным пластиком, благодаря которому коммуникации защищены от коррозии и герметичны.
Объект строится с использованием новейших технологий. Тоннель шириной около 2,5 метра станет монолитным, а внутренние конструкции надёжно изолируют от воды и газов, разрушающих железобетон. Сегодня из 17 км готово более 2,7 тысячи метров коллектора.
– Стоимость объекта вместе с ПИРами (проектно-изыскательными работами. – Ред.) – 11,5 млрд рублей. Начали строительство полтора года назад, сейчас государственную экспертизу уже получили. Ведётся строительство порядка 20 шахт. Всего их 33. Собираемся закончить в рамках нашего контракта, – сообщил главный инженер компании подрядчика ООО «Тоннельгеострой» Андрей Булыгин.
Он подтвердил, что в Крыму проектов такого масштаба в сфере ЖКХ ещё не было.
– Это инновационно, современно и долговечно, – добавил Андрей Булыгин.
К слову, глубина залегания тоннеля под землёй по плану – от 8 до 25 метров.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Самый первый подобный тоннель город построил на рубеже 1960-х и 1970-х годов. Но уже в конце 1980-х его стало не хватать, и новый тоннель начали строить в 1990 году. Шахтёры успели пробурить и забетонировать около двух километров этого подземного сооружения, протянувшегося от перекрёстка улиц Воровского и Шмидта до железнодорожного вокзала.
Проходчики в своё время приблизились к вокзалу, затем вынуждены были изменить маршрут, поскольку тоннель стали затапливать грунтовые воды. С развалом Советского Союза строительство окончательно заморозили.
В наше время при возведении современного многоэтажного дома шахту коллектора насквозь пробили сваями, потому о возвращении к этому сооружению уже не могло быть и речи. К тому же объект проходит через весь центр города, под множеством зданий, что недопустимо по современным требованиям. Тем более что за 30 лет подтачиваемый грунтовыми водами бетон износился и может представлять аварийную и экологическую опасность для города.
Срок службы – полвека
Новый тоннель длинной более 17 километров тоже пройдёт через весь город. По проекту он начинается от Екатерининского сада, а дальше – вдоль реки Салгир через парк им. Ю. А. Гагарина, вдоль некоторых улиц Железнодорожного района, Евпаторийского шоссе и закончится на территории села Укромного (Симферопольского района), где будут построены очистные сооружения.
Район Салгира строители пройдут под руслом реки на глубине около пяти метров. Ни одного здания на пути сооружения не будет. На всём протяжении стоки будут двигаться по искусственной подземной реке самотёком. Это значит, что должен быть соблюден уклон – насосные станции не предусматриваются. Это избавит столицу от дополнительного шума насосов и ненужных запахов, уточнил в своё время подрядчик.
В департаменте инвестиционного развития ГУП РК «Вода Крыма» говорят, что новый коллектор будет рассчитан на срок не менее 50 лет, что наконец обеспечит городу нормальную систему водоотведения.
«Мина замедленного действия»: каким будет российский коллектор в Симферополе
Канализационный коллектор длиной в 17 километров готовятся строить в аннексированном Симферополе. Как заявлял летом подконтрольный Кремлю министр строительства и архитектуры Крыма Михаил Храмов, к строительству объекта планируется приступить в конце 2019 – начале 2020 года. На днях российские власти Симферополя поделились деталями проекта.
Проектирование, строительство и эксплуатация объекта доверены ООО «Тоннельгеострой» из российского Санкт-Петербурга. Стоимость работ – 9,8 миллиарда рублей, срок сдачи в эксплуатацию назначен на декабрь 2022 года. По словам представителей подрядчика, пропускная способность коллектора должна составить 175 тысяч кубометров в сутки с учетом и сегодняшних потребностей, и перспектив жилой застройки. При этом проектировщики решили практически не использовать конструкции старого советского коллектора, который не был достроен. О важном для Симферополя инфраструктурном объекте шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Главный инженер компании-подрядчика Андрей Булыгин в интервью крымским журналистам пообещал компенсировать ущерб, который нанесет строительство подземного объекта на поверхности:
«Коллектор будет состоять из трубопровода диаметром от 2 до 2,4 метра. Вся трасса запроектирована таким образом, что не проходит ни под одним зданием и сооружением. Также на строительных площадках необходимо произвести подготовительные работы по выносу всех коммуникаций, произвести снос зеленых насаждений, за которые будет выплачена полная компенсационная стоимость. Впоследствии все строительные площадки будут благоустроены в полном объеме».
Министр жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым в 2010-2011 годах Николай Порицкий высказал Крым.Реалии некоторые опасения относительно объекта.
– Коллектор в Симферополе начали строить еще в 1989 году. Было построено пять колодцев и порядка километра глубоководного коллектора. После этого все прекратилось, выделялись копейки, средств в Украине не хватало. Симферополь – это столица Автономной Республики Крым, коллектор необходим. А учитывая то, что происходит сейчас, его строительство просто горит. Симферополь сейчас действительно расстраивается, тут надо отдать должное. Единственное, что у меня вызывает сомнение, это использование бетона для данного объекта. С какими бы добавками он ни был, это мина замедленного действия. Пятьдесят лет – и от бетона ничего не останется. Кроме того, есть определенные опасения по датам, потому что два года – очень сжатый срок, а надо протянуть 17 километров. Коллектор – очень сложное сооружение. Но я все-таки в данном случае скажу спасибо.
Коктебель сливает в море
Николай Порицкий отмечает, что при этом сам коллектор не решит проблему канализационных стоков в Симферополе.
– Существующие канализационно-очистные сооружения не смогут очистить стоки Симферополя до необходимых параметров. Это будет следующая проблема, которую придется решать в Крыму.
Бывший народный депутат Украины, экс-глава Совета министров АРК Сергей Куницын предлагает взглянуть на проблему в масштабах всего Крыма.
– В Крыму проблема стоков особо актуальна, а Симферополь в этом плане – вообще особый город. Правильно Николай сказал: коллектор можно построить, а что делать с очистными сооружениями для такого объема? Очень тяжелая ситуация на Южном берегу Крыма. В Ялте канализационный коллектор в районе гостиницы «Ялта» на 1,2 километра уходит в море. Он был построен в советское время, то есть уже лет 40 назад. Он весь дырявый, очистные никудышные, поэтому выброс неочищенных стоков, особенно летом, происходит у самого берега, люди начинают заболевать. Но тут вопрос не в том, сколько они построят коллекторов и очистных сооружений, а откуда они воду брать будут. Без Северо-Крымского канала полуостров ждет экологическая катастрофа, потому что запасов воды, чтобы обеспечить все население в 2,5 миллиона человек вместе с Севастополем, не существует.
Севастополь: пропавшие миллиарды и трагедия «стрелочника»
Симферопольская активистка Мария Поддубная обратила внимание на проблему соблюдения российских законов при строительства коллектора:
«Как выяснилось, коллектор глубокого заложения будет петлять туда-сюда под нашим любимым Салгиром, который настолько неполноводен, что исчезает просто в степи на Севере Крыма, уходит в землю. Все реки текут по разломам коры, маленьким или большим. Сейсмичность в Симферополе – 7 баллов, а Водный кодекс запрещает строительство в защитной зоне рек. Водоохранная зона реки Салгир составляет 200 метров, Малый Салгир – 100 метров, прибрежная защитная полоса – 30-50 метров. Логично, что русло реки должно быть защищено и снизу, и с глубины, однако подрядчик собирается проводить свой коллектор под Салгиром на расстоянии от 8 до 24 метров, что недопустимо согласно Водному кодексу. Нет ли опасности ухода реки под землю на территории Симферополя? И почему нельзя было сделать две линии коллектора по разные стороны Салгира, чтобы не петлять под руслом?»
Пророссийский активист в Крыму, председатель «Крымского антикоррупционного комитета» Илья Большедворов указывает на то, что российские власти Симферополя не обсуждали проект коллектора с горожанами.
– Публичных слушаний не было, обсуждения проекта не было, и насколько я вообще знаю, сейчас проект еще проходит экспертизу относительно стоимости работ и затраченных материалов. То, что сейчас без этого начинается строительство, уже для меня нонсенс. В основном общественники высказывают опасения относительно стоимости объекта, соразмерна ли она, а кто-то, как Мария, относительно самого объекта: правильно ли он сделан, целесообразен ли в существующем виде. Люди переживают и относительно сноса деревьев, у нас это проблема: парки застраиваются, деревья вырубают, и просто уже наболело. Публичные слушания могли бы снять это раздражение или привести к конструктивному решению, но их никто не проводил и, насколько я понимаю, проводить не собирается, потому что контракт уже заключен. Я думаю, будем требовать, конечно, чтобы они хотя бы рассказали людям о своих планах.
«Плохие очистные – это убитое море»
Украинский специалист по геоинформационным системам Мирового центра данных по геоинформатике и устойчивому развитию Сергей Гапон высказывает сомнение в том, что коллектор в Симферополе будет построен по последнему слову техники.
– Современные технологии позволяют такое строительство, но так как Крым находится в специфических условиях, когда доступ к современным технологиям ограничен по ряду причин, возникают большие вопросы, как и кто будет строить этот коллектор. Все отголоски нововведений, которые доходят до Крыма, часто приводят к тому, что строительство оказывается некачественным. Тут действительно стоит опасаться, потому что там карстующиеся породы, Симферополь расположен в предгорном районе внешней гряды Крымских гор, и строительство здесь осложнено. При несоблюдении ряда технологических условий все это наслаивается друг на друга и может привести к ряду негативных процессов. Изначально это будет проявляться не сильно, но тут еще будет накладываться антропогенный фактор.
Сергей Гапон предполагает, что отсутствие публичности в этом проекте может говорить о его недоработанности.
– Сейчас просто нужно преподнести его в таком красивом свете, что будет мощная компания, будет большое строительство, словом, дать людям информационный повод для обсуждения, чтобы все подумали, что все замечательно, что серьезные люди будут заниматься строительством. А потом проект просто отдадут другим людям, на совсем другой уровень, для поиска более простого решения. Когда в Крым заходят фирмы из России, из того же Санкт-Петербурга, из Москвы, часто боятся санкций и потом уже не хотят заходить. Часто весомое, значимое имя компании называют просто для вида, а кто действительно будет реализовывать – это вопрос.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)
Как в столице Крыма строят грандиозный канализационный коллектор
В Симферополе полным ходом, но незаметно для горожан, под землёй идёт уникальная стройка — автоматизированный микропроходческий комплекс бурит километры для нового канализационного коллектора. ForPost спустился в одну из шахт.
Горожане видят, что то там, то здесь в центре установлены ярко-синие заборы, но никакое здание при этом не возводится. Это шахты будущего коллектора, куда спускаются рабочие и машины. Все работы ведутся на глубине 18-25 метров.
История вопроса
Как объяснил ForPost главный специалист ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» Николай Путилин, симферопольская канализация была построена ещё в советские годы, так что сейчас сильно устарела и не справляется с нагрузкой.
В 90-х было начато строительство нового коллектора, но в 1997 году работы заморозили, коммуникации даже не довели до очистных. С тех пор выходы шахт на улицы Павленко и Шмидта так и спрятаны за заборами.
Кроме того, в нарушение норм безопасности часть коллектора проложили под жилыми домами. Это необходимо исправить.
«Новый коллектор необходим для того, чтобы переключить стоки в очистные сооружения. Строительство нового коллектора позволяет более 175 тысяч кубов в сутки отправлять на очистные», — рассказывает Николай Путилин.
На сегодня пройдено уже более шести километров из 17. Рабочие двигаются от КОС «Укромное» на севере Симферополя в направлении центра города.
«Ромашка» с 50 лепестками
На перекрёстке улицы Павленко и бульвара Ленина находится шахта №4 старого коллектора. Из-за того, что её не достроили 23 года назад, подземелья могут обрушиться в любой момент, поэтому сейчас здесь ведётся реконструкция.
На светофоре сигналят машины, мимо снуют пешеходы, а за металлическими воротами в синем заборе кипит работа. Буровая машина готовится к установке свай будущей шахты, которая заменит прежнюю.
Чтобы конструкция была максимально прочной, подрядчик из Санкт-Петербурга ООО «ТоннельГеоСтрой» устанавливает гигантский круг из 50 буросекущих свай, чередуя обычные бетонные сваи с армированными. Николай Путилин показывает на стене рабочей бытовки схему шахты в разрезе — напоминает ромашку с чёрно-белыми лепестками. А вот на земле лежат колонны из арматуры — заготовки для будущих свай уже доставили.
Отсюда идём на следующий перекрёсток на пересечении улиц Павленко и Калинина, где шахта уже готова.
Шахты бывают разные
По пути Путилин объясняет принцип расположения шахт для подземной части коллектора. Оказывается, они располагаются с разным интервалом — это зависит от расположения городских улиц, перекрёстков и жилых домов на поверхности. Например, в районе ж/д-вокзала шахты разделяет всего десяток метров, а на той же улице Павленко — почти 700 метров.
Кроме этого, шахты бывают двух видов: стартовая и приёмная. Первая больше диаметром: доходит до 11,5 метра. Именно сюда подъёмным краном опускают главного «рабочего» — автоматизированный микропроходческий комплекс, который и бурит грунт. Из приёмной шахты его поднимают обратно на свет краном, грузоподъёмность которого достигает ста тонн.
По словам Путилина, в основном достают глину и воду.
Оказывается, любая находка останавливает работы, а ценный археологический артефакт может парализовать строительство на многие месяцы. Пока питерские рабочие натыкаются на бесхозные инженерные сети: то труба, то кабель, неизвестно куда ведущие и кому принадлежащие.
Тем временем подходим к перекрёстку Павленко и Калинина. Здесь приёмная шахта уже готова — гигантская пропасть на некогда ровном месте. Не верится, что настолько быстро и кардинально можно изменить привычный городской пейзаж. Рабочие смеются над моим удивлением.
Впрочем, шахта-то готова, но проходческий комплекс сюда ещё не добрался, поэтому мы отправляемся ему навстречу — к стартовой шахте №6,2 в районе ж/д-вокзала.
Пять этажей вниз
Сразу видно, что здесь — центр всех работ: больше и техники, и бытовок строителей, и разъезженной глины под ногами. На входе мне выдают белую каску инженера и проводят инструктаж по технике безопасности.
Рядом с краем шахты бросаются в глаза ожидающие спуска части проходческого щита. Внешне они напоминают отсеки подводной лодки.
Внизу уже установлен ротор и двигатель комплекса. Николай Путилин предлагает спуститься в шахту, чтобы вблизи посмотреть на механизмы. От такого предложения невозможно отказаться.
По железным стремянкам спускаемся на глубину 18 метров — почти что пятиэтажный дом. Если на поверхности тепло, то здесь изо рта идёт пар. Пахнет сырой землёй. Осторожно ступаю по настилу из досок.
По словам Путилина, когда здесь завершат работы, стены и дно шахты забетонируют, для спуска установят удобные лестницы из нержавеющей стали. Внутрь с поверхности будет вести два люка: один для спуска людей, второй для оборудования. Необычно находиться там, где скоро всё станет по-другому.
Однако дальше шахты хода пока нет, потому что щит только собирается. Поскольку механизм полностью автоматизированный, инженеры в тоннеле не присутствуют, следя за работой по компьютеру с поверхности. Несмотря на это, машина бурит грунт с ювелирной точностью.
«Погрешность выхода щита допустима в пять сантиметров: через 700 м надо повернуть, зайти и выйти в приёмной шахте точно в уже подготовленный портал», — объясняет принцип работы Николай Путилин.
При работе щита вся лишняя глина и щебень выкачиваются на поверхность. Там, где комплекс проходит, сразу устанавливаются бетонные трубы, не давая грунту оседать. Потом швы заполняются специальным расширяющимся цементом и заклеиваются лентой карбофола, обеспечивая полную герметичность коллектора. Кроме этого, внутри все стены коллектора отделываются слоем пластиковой футуровки для того, чтобы агрессивная среда канализации не разъела бетон и не попадала за внешний контур коллектора.
«По такой технологии в Крыму ещё не строили», — подытожил Николай Путилин.
Стоит отметить, что коллектор в Симферополе прокладывают в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя». На его проектирование и строительство выделено 11,3 млрд рублей.
Коллектор глубокого заложения: от А до Я
— Андрей Борисович, расскажите о симферопольском коллекторе глубокого заложения, для чего он предназначен и почему так остро необходим нашему городу?
— Мы строим коллектор глубокого заложения, предназначенный для сбора и подачи хозяйственно-бытовых канализационных стоков на очистные сооружения в с. Укромное. Собираем стоки всего города и передаем по нашему коллектору. Я имею ввиду не ливневую канализацию, а именно общедомовую: с туалетов, раковин, ванн.
— Почему возникла необходимость в строительстве такого объекта?
— Ваш действующий коллектор, к сожалению, переполнен. Его строили еще в советское время и из-за того, что трубы у него разного диаметра, в некоторых местах он просто подчистую заполнен. Да и сделан он был из железобетонных труб, а бетон в канализационных стоках с течением времени приходит в негодность. Выходит, что если сейчас что-то случится, то работа канализации полностью остановится во всем городе. И если без воды мы можем обойтись или купить ее в магазине при необходимости, то выносить стоки в ведре куда-то на помойку никто не будет.
— Когда стало ясно, что городу необходим новый коллектор?
— Необходимость в нем появилась давно – еще в советское время. К сожалению, тогда технологии были немного другие. С учетом этого и тяжелых геологических условий, нормально построить коллектор так и не смогли. Сегодня требования к постройке таких объектов изменились. Весь коллектор проходит либо под дорогами, либо под речками, либо под парками, чтобы не затрагивать жилую застройку.
— А где проходит маршрут коллектора?
— Начало маршрута идет с Екатерининского парка, проходит под Салгиром, через бульвар им. Ленина, ул. Павленко, ул. Калинина, обходит железнодорожный вокзал, по ул. Москалева, параллельно Евпаторийскому шоссе до ГРЭСа и уходит в сторону ул. Монтажной, ныряет под трассу «Таврида» и попадает на очистные сооружения.
— Есть ли какая-то особенность в постройке такого объекта?
— Конечно! Все работы выполняются микротоннельными комплексами для того, чтобы исключить проход воды в сам тоннель и теоретическую аварийность. Помимо этого, мы используем трубы железобетонные, но с футеровкой. В итоге получается тоннель, который представляет собой единую пластиковую трубу. Она имеет хорошую антикоррозийную защиту, и срок годности у нее намного больше, чем у простой железобетонной.
— Чем отличается новая технология строительства коллектора от той, что была раньше?
— Раньше делали открытым забоем, то есть просто на отбойных молотках. Соответственно, тогда работа просто уперлась в вокзал, и пошла вода. Защиты никакой не было, так что начало топить. Тогда работники попытались изменить направление, но всё затопило и там. Сегодняшняя технология отличается гидропригрузом и полной защищенностью от внешних факторов.
— Когда планируется завершение строительства?
— В августе 2020 года мы получили экспертизу. Сегодня мы проложили уже порядка 8 км тоннеля. Всего будет 17 км. В 2022 году планируем закончить СМР, а в 2023 году подключить все стоки. То есть примерно к середине 2023 года мы планируем закончить строительство объекта.
— Есть ли какие-то трудности во время работы над постройкой коллектора?
— Во время строительства всегда есть трудности. Жители очень жалуются на проводимые работы. К сожалению, без этих работ город обойтись не может, так что мы стараемся как-то решать возникающие вопросы и продолжать строительство. Вместе с администрацией города мы пытаемся находить общий язык с горожанами и улаживать вопросы. Технических нюансов возникает не очень много – мы построили уже сотни километров таких коллекторов, технология у нас уже давно отработана.
— Как изменится жизнь города после появления такого объекта?