коллекционирование фарфора с чего начать
Ценность коллекционного фарфора
Знатоки говорят, что фарфоровые изделия бывают уникальными и нарядными. Коллекционный фарфор состоит в основном из редких экземпляров. По неофициальным данным, каждый год на московском рынке антиквариата попадается не более 50 изделий, достойных Эрмитажа. Вещей для частных коллекций – 200-300. Остальных изделий – для быта или украшения интерьера – тысячи.
Какой фарфор ценится?
Коллекционирование фарфоровых изделий – одно из проявлений тяги человека к искусству. Их ценят за благородный цвет, прозрачность, хрупкость, историю. В России и странах СНГ наибольшим спросом у коллекционеров пользуется русский фарфор. В 2000-х вспыхнул интерес к фигуркам, выпускавшимся в советское время и отражавшим идеалы и идеологию того времени, — так называемому агитационному фарфору.
Восточные и западноевропейские изделия собирают реже. Связано это с их высокой стоимостью, небольшим количеством достойных предложений на российском рынке. Многие коллекционеры охотно покупают поздний мейсенский фарфор. Он ценится за декоративные характеристики, при этом за очередное приобретение не нужно платить целое состояние. Есть отдельная группа покупателей, которые рассматривают покупку антикварных фарфоровых вещей как выгодную инвестицию. Вложение действительно выгодное, так как с каждым годом они только дорожают.
Критерии определения ценности
Коллекционеры фарфора определяют его ценность по совокупности нескольких критериев, среди которых:
Главный фактор – художественная ценность, он неразрывно связан с возрастом изделия. Чем старше оно, тем выше к нему интерес. Образцы, изготовленные в 18 — начале 19 столетия, ценятся куда дороже, чем выпущенные в 20-м веке. Редкость – критерий, тоже связанный с возрастом. Чем старше экземпляр, тем в меньшем количестве он встречается на антикварном рынке. Хотя некоторые предметы, изготовленные в прошлом столетии в единичном экземпляре и по уникальным эскизам, ценятся не меньше изделий 18-го столетия.
Стоимость статуэтки, куклы или сервиза зависит от их сохранности. Внешняя красота в этом случае не так важна, как отсутствие сколов, трещин и других видимых дефектов.
Что коллекционируют?
Ценители фарфора полагаются на собственный вкус и предпочтений. Есть коллекционеры, собирающие исключительно чайные пары или столовые сервизы. Популярностью пользуются и статуэтки-фигурки. В фарфоровых куклах ценятся пластичность и реалистичность. Драматург Эдвард Радзинский собирает фарфоровые предметы для сервировки стола: соусники, молочники, салатники и другую посуду.
Что в тренде?
Выше упоминалось, что чаще всего коллекционеры в России и СНГ приобретают русский фарфор. Причин несколько, одна из них в том, что он часто встречается на рынке антиквариата. Вторая – изделия русских заводов и мануфактур славятся высоким качеством, уникальной росписью и самобытностью.
В числе востребованных продукция заводов, принадлежавших:
Особняком в этом рейтинге стоит продукция Императорского фарфорового завода – она по праву считается самой дорогой. Это предприятие работает и сегодня, но наибольшую художественную и коллекционную ценность представляют его изделия 19 столетия. Искусствоведы оценивают фарфоровые предметы того периода как произведения искусства, художественное достоинство которых огромно. Среди коллекционеров особой популярностью пользуются тарелки «военной серии» и вазы.
Как отличить подлинник от подделки?
Интерес к антикварному фарфору, его высокая стоимость на рынке создают благоприятные условия для производства и продажи подделок. Не каждый любитель в состоянии отличить настоящие фарфоровые изделия от копий, изготовленных из керамики, фаянса.
Есть несколько советов, которые помогут сориентироваться новичкам.
Начинающим коллекционерам нужно научиться различать твердый и мягкий фарфор, идентифицировать ручную роспись и переводные картинки. Старинные изделия, представляющие ценность, почти всегда расписывались вручную.
Важно, чтобы изделие соответствовало стилистике, цветовой гамме и позолоте того времени, которым оно датируется. Найти информацию по конкретному производителю, интересующему периоду и клеймам можно в интернете, а затем сравнить с экземпляром, вызывающим сомнения. Визуально плохая прорисовка, некачественная размытая роспись и несоответствие цветов могут быть признаками подделки.
Иногда случается, что антиквары продают фарфоровые предметы после реставрации. Степень реставрации бывает разной, в зависимости от количества дефектов. Обязательно нужно уточнить этот момент у продавца. Если тот отвечает невнятно, уходит от темы, есть повод усомниться в чистоплотности его действий.
Своеобразной страховкой для покупателя станут документы, подтверждающие факт продажи коллекционного фарфора, с указанием даты, состояния изделия, стоимости и гарантии его подлинности. Если предмет окажется копией или выявятся скрытые дефекты, покупателю проще будет доказать свою правоту и вернуть деньги.
Антикварный фарфор
Собирая антикварный фарфор, коллекционеры сталкиваются с трудностями, незнакомыми нумизматам или фалеристам. Приходится оценивать не только подлинность изделия, но и его художественную ценность – а это категория, не имеющая чётких, однозначных критериев. Как сравнить изысканную пластику немецких производителей и, например, фигурки послевоенного периода СССР с нарочито обобщёнными, но невероятно выразительными формами? Можно ли мерить одной меркой Мейсен и Гжель? Тех, кто коллекционирует «белое золото» для собственного удовольствия, мало волнуют подобные вопросы. Однако, чтобы в дальнейшем получать прибыль, нужно проявить максимальную беспристрастность и учитывать не «чистую эстетику», а востребованность у потенциальных покупателей.
Памятка начинающему коллекционеру
Антикварным считается фарфор, произведенный как минимум 100 лет назад, обладающий художественной или исторической ценностью. Среди российских коллекционеров нередко к данной категории причисляются изделия советского периода, в том числе и послевоенные. Это – особенность отечественного антикварного рынка, на западе к временным критериям подходят намного строже. И продукция ЛФЗ или Вербилок полувековой давности там будет иметь статус винтажной, не более. Эту разницу тоже следует учесть, собирая коллекцию.
Но и возраст фарфора сам по себе не определяет его принадлежность к антиквариату. Вкладывая средства в столовую посуду или малую пластику, придётся учитывать совокупность факторов.
На что обратить внимание при покупке «антиков»
С чего начать
Коллекционер обязан хорошо знать «предмет своей страсти». Поэтому нет смысла скупать любой старинный фарфор, лучше сосредоточиться на продукции одного завода или выбрать определённый временной отрезок и узнать о нём всё: от А до Я. Эксперты рекомендуют читать профильную литературу, посещать выставки и антикварные салоны с тем, чтобы понимать, как выглядит по-настоящему ценная тонкостенная керамика и не попадаться на фальсификат.
Необходимо также тщательно изучить клейма интересующего завода, которые существовали в разные периоды. Если на фарфоровом изделии стоит правильная маркировка, но её вид не соответствует заявленному продавцом времени изготовления, скорее всего речь идёт о подделке. Клейма наносили преимущественно подглазурными, реже надглазурными красками или отдавливали в тесте. На штучных изделиях они до сих пор прописываются вручную, поэтому не могут быть идеально ровными и симметричными как при штамповке.
Часто начинающие коллекционеры совершают покупки через интернет. Им кажется, что такой способ – самый дешёвый и доступный. Не приходится искать магазины с действительно стоящим ассортиментом, часами рыться в развалах блошиных рынков, лично встречаться с владельцами раритетов. Всё уже собрано, подготовлено и аккуратно выложено на виртуальных страницах с подробным описанием и фото в хорошем разрешении.
Однако мошенники тоже знают об особенностях покупательского спроса, поэтому большинство подделок, в том числе и китайский новодел, можно встретить именно на интернет-площадках. Хорошо, если совестливый продавец скромно назовёт своё предложение статуэткой или сервизом с «клеймом производителя Мейсен», либо других, не менее известных брендов. Двусмысленное описание сразу выдаёт фальсификат. Никто ведь не утверждает, что продаёт подлинник, а заявленная маркировка действительно присутствует. Но есть и те, кто гордо настаивает на оригинальности выставленной продукции и даже указывает период её изготовления, что может сбить с толку неопытных покупателей. «Выдать» китайский новодел может подставка – производитель использует современные, более технологичные формы, о которых не имели понятия мастера XIX и начала XX века. Но главное, должна настораживать низкая цена, которой и приманивают коллекционеров-новичков.
О реставрации
Есть большая разница между просто старым фарфором и антикварным. Битые изделия могут иметь ценность, только если они:
Подобные экземпляры стараются отреставрировать, что может обернуться двойными расходами. Восстановительные работы порой стоят дороже, чем само изделие. А вот продать его впоследствии, окупив все вложения, будет проблематично. Приобретать ли реставрированный фарфор? У экспертов нет однозначного ответа. Иногда, купив за копейки на блошином рынке действительно ценную вещь и отдав в руки хорошего мастера, можно затем продать её не дешевле целой. Если найдётся покупатель, которому предмет действительно придётся по душе.
Сказанное в большей степени относится к статуэткам начала – середины XIX века. Даже в музеях редко найдутся экземпляры хорошей сохранности, что уж говорить о частных предложениях. Тончайшие хрупкие детали – кружева, разделённые пальчики, локоны в причёсках, лепестки цветов, не всегда способны выдержать натиск времени. Но в данном случае небольшая реставрация слабо отразится на стоимости фарфорового раритета. Настоящие ценители обычно закрывают глаза на «нюансы», когда держат в руках подлинный шедевр. Сложнее с посудой. Даже высочайшее качество работы реставратора не заменит целое изделие. Восстановленные чашки и блюдца всё равно разрушатся при активной эксплуатации.
Если нет желания становиться владельцем отреставрированного (иными словами, менее ликвидного) фарфора, лучше избегать интернет-покупок. Изделие в салоне или на рынке внимательно осматривают через лупу, а затем медленно проводят по нему пальцами. Мелкие трещинки или сколы чувствуются на гладкой глазури. Обращать внимание нужно на детали: слишком тонкие пальцы на руках и ногах статуэток могут стать следствием восстановительных работ. Проверить посуду можно зажигалкой. Её подносят к чашке, кувшину или тарелке и держат несколько секунд. Характерный треск выдаёт наличие реставрации. В особо сложных случаях – при высокой цене изделия и сомнениях по поводу его сохранности, лучше обратиться за консультацией к специалистам.
Как «вычислить» подделку
Сколько советов не давали бы знатоки, сколько справочников не выпускалось бы производителями и экспертами, ничего не гарантирует стопроцентную защиту от фейка. Коллекционеру придётся вырабатывать собственное «чутьё» на фальсификат, который в последние годы стал качественнее и намного масштабнее. Нужно держать в руках как можно больше антикварных фарфоровых изделий, чтобы понимать на интуитивном уровне, чем они отличаются от новодела. Сегодня уже известно, что китайские мастера скупают оригинальную продукцию ведущих мировых брендов, затем копируют её и возвращают на вторичный рынок под видом коллекционных изделий. Среди российских производителей, чаще всего подделывают Императорский фарфоровый завод.
Коллекционирование фарфора с чего начать
Сообщение Нафталин » 06 апр 2018, 15:22:06
Коллекционирование фарфора
Коллекционирование смело можно отнести к самому распространенному увлечению. Коллекционеры способны увидеть прекрасное в обычных вещах. Стоит отметить, что сегодня это увлечение позиционируется не только как хобби для миллионов, но и как довольно выгодное инвестирование капитала. Всем известно, что со временем цена богатой коллекции увеличивается в несколько раз. Самым привлекательным предметом для коллекционирования с этой точки зрения представляется фарфор.
Никакое коллекционирование не возможно без любви к предмету и восхищения им. Полюбить фарфоровые изделия достаточно просто — обратите внимание на чрезвычайно привлекательные куклы из фарфора, чудесные чашечки, импозантные чайники и нежные блюдца. В наши дни модно коллекционировать подобное. Фарфор пользуется феноменальным спросом, потому поиски единомышленников в этой сфере обречены на успех. Достаточно распространены для коллекционирования сегодня фарфоровые блюдца, чашки и даже целые сервизы.
Говоря о коллекционной цене фарфора, она формируется по нескольким параметрам. Прежде всего, чрезвычайный спрос и огромное число почитателей имеет, разумеется, редко встречающийся старинные изделия из фарфора. Но довольно часто такие предметы имеют высокую цену только из-за бренда, или своей принадлежности ранее известной личности. При этом, по сути, они являются достаточно аляповатыми подделками. Большой ценой отличаются изделия из фарфора высокого качества и хорошо сохраненные. Так, скажем, коллекционирование фарфора, который был произведен Императорским фарфоровым заводом, является сейчас наиболее выгодным, так как это предметы отличного качества и большой редкости. Вряд ли такие вещи предложит интернет-магазин фарфора.
Коллекционеры, еще только начинающие собирательство, должны относиться к выбору фарфоровых предметов очень осторожно. Это необходимо потому, что рынок насыщен значительным количеством подделок. Далеко не всегда клеймо, находящееся на изделии, означает подлинность последнего. В наши дни наиболее популярны кукольные коллекции, а также коллекции фарфоровых статуэток советского периода. Такие коллекции не только каким-то образом объединяют разные возрастные группы, но и очень привлекают малышей. Заметим, что начинать пополнение коллекции целесообразно просто с фарфора хорошего качества, а не пытаться сразу завладеть редкой вещью.
Можно, например, для начала купить фарфоровые чашки, но не очень дорогие.
Известные Фарфоровые мануфактуры
Германия
Дрезден
Кайзер
Карл Энс
Королевская Берлинская мануфатура
Мануфактура Fraureuth
Мейсен
Рейхенбах
Тюрингия
Фарфоровая мануфактура Винтерлинг
Фарфоровая мануфактура Ильменау
Фолькштедт-Рудольштадт
Когда говорят о старинных фарфоровых изделиях немецких мастеров, в первую очередь подразумевают Мейсенскую мануфактуру. Тем, кто желает купить немецкий фарфор из Мейсена, следует знать, что:
Вы выберете изделие, ставшее предметом культа для многих. Первая в Европе мануфактура по производству фарфора была основана в 1710г в Мейсене.
Эмблемой саксонского фарфора считаются скрещенные синие мечи. Это один из самых представительных логотипов, имеющий почти трехсотлетнюю историю. Подобный товарный знак наносят только кобальтовой краской под глазурью вручную на каждую вещь мануфактуры, начиная с 1722г.
Бесспорно, секрет обаяния таких изделий заключается в их способности воплощать представление о роскоши каждой эпохи, сохраняя при этом собственный непревзойденный стиль.
Дания
Копенгаген, Датская Королевская фарфоровая мануфактура
Фирма Бинг и Грёндаль
Польша
Фарфоровая мануфактура Сорау
Чехословакия
Чехословакия, Мануфактура Дукс
Венгрия
Венгрия, Херенд
Первые фарфоровые статуэтки в Европе появились на свет в 18 столетии благодаря таланту скульпторов из саксонского городка Мейсен, где примерно в 1709 году И. Ф. Бётгером при сотрудничестве с Э. В. Чирнхаузом был изобретен способ производства фарфора.
Обычно каталог фарфоровых статуэток включает отдельные фигурки и законченные композиции, которые изображают природу, стихии, придворную жизнь, времена года. Эти изделия очень быстро завоевали себе места в будуарах вельмож и на столах влиятельных горожан, навсегда покорили сердца страстных ценителей антикварного фарфора.
Приоритетное предназначение данных композиций состоит в демонстрации состоятельности, успешности, безупречного вкуса их обладателя (так как позволить себе купить фарфоровые статуэтки могут далеко не все), что очень скоро превратилось в страстное их коллекционирование.
Сегодня можно купить фарфоровую статуэтку пасторальной, религиозной и бытовой тематики итальянской мануфактуры Каподимонте, которая специализировалась на изготовлении мягкого фарфора и бисквитной скульптуры; они приобрели не меньшую востребованность в Европе и тщательно сохранялись в музеях и частных коллекциях.
Во второй половине восемнадцатого века Мейсенский фарфор для коллекционеров стал вторичен. На его место пришел новый фаворит собирателей раритета – французский фарфор Севрской фабрики.
Фарфоровые фабрики в Италии 18 века разительно отличались друг от друга по стилю. Если Мейсенская фабрика в Германии в свое время породила десятки новых производств, который перенимали ее особенности и характерные мотивы, а Севрский фарфор во Франции удачно распространил свое стилистическое влияние по всей стране, то Италия и ее фабрики практически не влияли друг на друга. Тем не менее, итальянцы были осведомлены о существовании европейских конкурентов и следили за развитием тенденций фарфоровых заводов за рубежом. Рынок поощрял постоянное перемещение ремесленников, дизайнеров и декораторов по странам и фабрикам, куда они привозили свои технологии и находки, поэтому тонкое влияние, при желании, можно отследить, например, при переезде учеников одной фабрики на работу в другой. Однако, вся история Италии противостоит стилистическому единству: в середине 18 века Венеция все еще была центром независимой республики, Тоскана поддерживала альянс с Австрией, а Неаполь принадлежал Бурбонам. Какими бы временными ни были эти политические союзы, они, тем не менее, создавали определенную культурную изоляцию и склоняли владельцев мастерских и фабрик к тем или иным художественным контактам.
На протяжении всего 18 века, практически без исключения, фарфоровые производства открывались с помощью крайне востребованных мастеров, чей опыт невероятно ценился, и поэтому они часто перемещались по странам и фабрикам. Фарфоровый позолотчик немец Хунгер успел побывать в Дрездене и сумел привезти сначала в Вену, а потом в Венецию два основных ключа к успешному открытию фарфорового производства: доступ к тем же залежам каолина, что использовались Мейсенской и Венской фабриками для изготовления твердой фарфоровой массы, и некоторый опыт в технологии цветов. Первая фабрика в Италии была создана Франческо Вецци, который обучался на золотых дел мастера, но проявил больше интереса к вопросам финансов и торговли. Фабрика Вецци просуществовала недолго, всего семь лет.
Знаменитые фарфоровые статуэтки и прочие предметы декора фабрики Каподимонте имеют более долгую историю. Само название самой прославленной фабрики в Италии переводится как «вершина горы» и вполне соответствует действительности, если учесть, что первые фарфоровые предметы появились именно на вершине горы, где располагалась фабрика, созданная королем Карлом VII. Сам Карл VII женился на Марии Амалии, внучке Августа II, который открыл первое европейское фарфоровое производство в Мейсене. Именно этот факт значительно повлиял на интерес Карла к фарфору и привел впоследствии к созданию самой известной в Италии фарфоровой фабрики. Итальянская фабрика Каподимонте изначально во многом следовала веяниям Мейсенского и Венского фарфорового производства, но ее статуэтки и другие предметы обихода отличал совершенно особенный цвет и чисто итальянское изящество. Два эксперта в области фарфора, Ливио и Гаэтано Шеперс, разработали формулу мягкого фарфора, отличающуюся особым молочным оттенком и необыкновенным блеском.
Через 20 лет король Неаполя Фердинанд решил возродить фарфоровое производство в Италии, в особенности, создание фарфоровых композиций и статуэток, отражающих неаполитанский дух и вулкан Этна. Статуэтки, созданные в Италии в этот период, отличались уже более живым характером и больше соответствовали вкусам двора, нежели простого народа. Сервизы украшались видами города и историей Помпеи. Однако, золотой век фабрики в Италии подошел к концу в начале 19 века, когда фабрика закрылась.
В течение более чем пятидесяти лет фабрика Каподимонте создала одни из самых блестящих образцов фарфоровых статуэток и посуды не только в Италии, но и во всей Европе. В современной Италии действует фарфоровая фабрика Каподимонте, однако ее статуэтки и другие фарфоровые изделия ни в коем случае нельзя путать с историческим производством 18 века в Италии. Все статуэтки итальянской фабрики были отмечены клеймом с королевской лилией, которая со временем утончалась. Клеймо наносилось на основание статуэтки или иного фарфорового предмета синей или золотой краской.
Еще одним примечательным производителем статуэток в Италии было производство Коцци в Венеции. Джеминьяно Коцци открыл свою экспериментальную фабрику в 1728 году, и его фарфоровый репертуар, в частности, статуэтки, отличались редким многообразием. Для фарфоровых фигурок Коцци характерен гротеск. Его карлики, дети, напоминающие гномов с большими круглыми головами, и театральные персонажи весьма выразительны в своих жестах, а выражения их лиц слегка преувеличены для достижения нужного эффекта. Фарфоровые композиции Коцци часто строятся вокруг деревьев, а характерной тематикой являются мифологические герои. Большая часть статуэток Коцци не украшалась росписью, хотя несколько жанровых групповых композиций представлены в приглушенных зелено-коричнево-голубых тонах. Одна из известных работ этой фабрики из Италии – рельефный портрет актера Карло Бертинацци, довольно нетипичный для статуэток Коцци в целом, отличающийся удивительной живостью. Бертинацци сичтается самым прославленным Арлекином в Италии 18 века. Он родился в Турине и готовился стать военным, однако, увлекшись театром, вступил в итальянскую труппу в Париже, где служил до конца своей жизни.
Статуэтки фарфорового производства Коцци, очевидно, создавались разными мастерами. История сохранила некоторые имена, но принадлежность статуэток тому или иному автору бывает довольно сложно установить, так как они не имеют никаких четких маркировок.
Россия
Россия, Завод А.Г. Попова;
Изделия заводов Гарднера,братьев Корниловых,
Миклашевского, Гулина.
Япония
Hand Painted, CHASE, Made in Occupied Japan
Sone
Нагои, мануфактура Noritake Co., Ltd.
Сегодня ученые много спорят на предмет точного времени возникновения фарфора в Китае, так как нет согласия по поводу того, как его определять. Обычно, его описывают как белый фарфор, который отличает прозрачность и который издает звенящий звук при ударе. Другие определения фарфора подразумевают различное соотношение ингредиентов. Уже начиная с 7 века в Китае производили посуду, имеющую характеристику фарфоровой. Эти изделия очень высоко ценились уже тогда. В одном из летних дворцов 9 века были обнаружены фарфоровые фрагменты. И самое раннее иностранное свидетельство о существовании фарфора относится именно к этому периоду. В 851 году купец по имени Сулейман из Басры рассказал о китайской керамике отличного качества и отметил, что их посуда тонкая словно чаша для питья, а сквозь нее видна сверкающая вода.
Фарфор имел ряд преимуществ перед бронзой и нефритом, поэтому, в результате, оказался основным материалом для изготовления статуэток. В отличие от бронзы, требующей сложных форм, и нефрита, который требует терпения и серьезных навыков, глина податлива, держит форму при сушке и обжиге и в сочетании с глазурью дает великолепный результат. В эпоху правления династий Хань и Тан особенно активно использовался трехцветный фарфор.
Развитие фарфоровых фигурок и совершенствование процесса их создания напрямую связано с прогрессом в фарфоровом производстве в целом. Улучшение качества глазури и технологии обжига позволили мастерам фарфоровых статуэток приблизить их внешность к нефритовым фигуркам. В эпоху династии Сун фарфоровые статуэтки уже отличались большим разнообразием и цветовыми вариациями. В 14 веке нашей эры производители фарфора создали классический бело-голубой декор для фарфоровых изделий, который неизменно пользовался популярностью. Китайские производители фарфоровых статуэток к этому моменту достигли уже непревзойденного мастерства. Точность в исполнении деталей и высокое качество глазури стали отличительной чертой китайских фарфоровых статуэток этого периода.
В это же время начинает развиваться новое направление, которое получило название «шелковые статуэтки». Это было логичное продолжение развития искусства создания фигурок из бумаги, которые традиционно включали птиц, животных и цветы. На севере придумали одевать бумажных персонажей в шелковую одежду. Эта технология позже перешла на тончайший газ, самый тонкий вариант шелка. Однако, в результате европейской экспансии, непрекращающихся войн и голода в эпоху правления Цин произошел резкий спад в культуре и прикладных искусствах, и шелковые статуэтки стали исчезать. Только в начале 1950х годов китайское правительство озаботилось возрождением этого фарфорового чуда, которое отныне приобрело ауру особого престижа. Сегодня в Китае можно купить фарфоровые фигурки очень высокого качества, включая шелковые.
Купить чудесный китайский фарфор, в том числе и статуэтки, желают многие. Обилие предложений, от антикварных до винтажных и современных, в Москве и на крупнейших мировых аукционах поражает воображение. Однако, чтобы купить по-настоящему ценное фарфоровое изделие, необходимо учитывать разные периоды развития фарфорового производства. Различия в цветовой гамме часто являются подсказкой для желающих купить фарфор, так как глазурь разных цветов появлялась и была характерной для определенных периодов. Но самым безошибочным критерием для покупки статуэтки из фарфора или любой другой вещи, конечно, является ваше желание купить именно эту вещь, которое сродни любви с первого взгляда. При этом стоит обращать внимание и на состояние фарфорового изделия, особенно, если речь идет об антикварной статуэтке, а также на ее формы и пропорции, которые безошибочно передают мастерство и качество. Не стоит упускать возможность подержать изделие в руке, так как это позволит вам оценить подлинную легкость фарфоровой статуэтки и качество росписи. И, конечно, покупка фарфоровой статуэтки не обязательно должна быть инвестицией, чаще это просто удовольствие.
Изделия из фарфора
Вазы
Каминные часы
Статуэтки
Анималистические скульптуры
Групповые композиции с людьми
Птичьи серии
Фарфоровая посуда
Декоративные тарелки
Сервизы
Соусники
Фруктовницы
Чайные и кофейные пары
Шкатулки
По каким же критериям определяется ценность фарфора? Рассмотрим некоторые из них.
Главный критерий — ценность вещи в художественном смысле. Вещи, которые выполнены не позднее середины XIX века, являются более художественно состоятельными.