колокол льют что означает

Лить колокола

Смотреть что такое «Лить колокола» в других словарях:

Лить колокола — Разг. Неодобр. Лгать, распространять ложные слухи; пустословить. БМС 1998, 282; ФСРЯ, 202; Мокиенко 1990, 113 … Большой словарь русских поговорок

лить колокола — устар. или неодобр. врать, распускать небылицы,сплетни; пустословить. Выражение связывают с обычаем распускать невероятные небылицы и выдумывать слухи во время отливки церковных колоколов. Считалось, что чем невероятнее будет слух и чем больше… … Справочник по фразеологии

ЛИТЬ — ЛИТЬ, ливать; моск. линуть, костр. ленуть что, выпускать из сосуда жидкость, выбрасывать жидкую струю, поток. Лей вино в стакан, наливай; они всякую дрянь льют на улицу, выливают, выплескивают; лить воду в огонь, заливать его; лить масло в огонь … Толковый словарь Даля

ЛИТЬ — ЛИТЬ, лью, льёшь; д.н.в. (устар.) лия, повел. лей, прош. вр. лил, лила, лило, несовер. 1. что. Заставлять (жидкость) Течь, литься. Лить воду, вино. 2. что. Делать что нибудь из расплавленного вещества (тех.). Лить пушки. Лить колокола. Лить свечи … Толковый словарь Ушакова

лить — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я лью, ты льёшь, он/она/оно льёт, мы льём, вы льёте, они льют, лей, лейте, лил, лила, лило, лили, льющий, ливший, литый 1. Лить значит заставлять перемещаться струёй какую либо жидкость. Лить воду. |… … Толковый словарь Дмитриева

лить — лью, льёшь; лей; лил, ла/, ли/ло; ли/тый; лит, а/, ли/то; нсв. см. тж. литься 1) а) что Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Лить воду. б) отт. Наливать, вливать куда л. Лить керосин в бочку … Словарь многих выражений

колокола — Первые сведения о московских колоколах относятся к 1338, когда московский князь в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привёз с собой знаменитый колокол из тверского Спасского собора. Первые летописные сведения об отливке колоколов в… … Москва (энциклопедия)

лить — Лить слезы (книжн.) горько плакать. Много слез горючих невинно я лила. Лермонтов. Лить масло в огонь обострять какие н. неприязненные отношения, содействовать усилению каких н. неприязненных чувств, настроений. Своими словами ты… … Фразеологический словарь русского языка

лить — лью, льёшь; лей; лил, ла, лило; литый; лит, а, лито; нсв. 1. что. Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Л. воду. // Наливать, вливать куда л. Л. керосин в бочку. Л. масло на сковородку. // Проливать, разливать. Л. воду на пол. Л. на руки… … Энциклопедический словарь

Литьё — (Casting) Технологический процесс изготовления отливок Уровень культуры литейного производства в средние века Содержание Содержание 1. Из истории художественного литья 2. Сущность литейного производства 3. Типы литейного производства 4.… … Энциклопедия инвестора

Источник

лить колокола

Смотреть что такое «лить колокола» в других словарях:

Лить колокола — Устар. Ирон. Врать, распускать сплетни, лживые слухи. От существовавшего в старину суеверного обычая распространять сплетни во время отливки нового колокола, чтобы он громче звучал. Лит.: Виноградов В. В. Из истории русской литературной лексики… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Лить колокола — Разг. Неодобр. Лгать, распространять ложные слухи; пустословить. БМС 1998, 282; ФСРЯ, 202; Мокиенко 1990, 113 … Большой словарь русских поговорок

ЛИТЬ — ЛИТЬ, ливать; моск. линуть, костр. ленуть что, выпускать из сосуда жидкость, выбрасывать жидкую струю, поток. Лей вино в стакан, наливай; они всякую дрянь льют на улицу, выливают, выплескивают; лить воду в огонь, заливать его; лить масло в огонь … Толковый словарь Даля

ЛИТЬ — ЛИТЬ, лью, льёшь; д.н.в. (устар.) лия, повел. лей, прош. вр. лил, лила, лило, несовер. 1. что. Заставлять (жидкость) Течь, литься. Лить воду, вино. 2. что. Делать что нибудь из расплавленного вещества (тех.). Лить пушки. Лить колокола. Лить свечи … Толковый словарь Ушакова

лить — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я лью, ты льёшь, он/она/оно льёт, мы льём, вы льёте, они льют, лей, лейте, лил, лила, лило, лили, льющий, ливший, литый 1. Лить значит заставлять перемещаться струёй какую либо жидкость. Лить воду. |… … Толковый словарь Дмитриева

лить — лью, льёшь; лей; лил, ла/, ли/ло; ли/тый; лит, а/, ли/то; нсв. см. тж. литься 1) а) что Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Лить воду. б) отт. Наливать, вливать куда л. Лить керосин в бочку … Словарь многих выражений

колокола — Первые сведения о московских колоколах относятся к 1338, когда московский князь в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привёз с собой знаменитый колокол из тверского Спасского собора. Первые летописные сведения об отливке колоколов в… … Москва (энциклопедия)

лить — Лить слезы (книжн.) горько плакать. Много слез горючих невинно я лила. Лермонтов. Лить масло в огонь обострять какие н. неприязненные отношения, содействовать усилению каких н. неприязненных чувств, настроений. Своими словами ты… … Фразеологический словарь русского языка

лить — лью, льёшь; лей; лил, ла, лило; литый; лит, а, лито; нсв. 1. что. Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Л. воду. // Наливать, вливать куда л. Л. керосин в бочку. Л. масло на сковородку. // Проливать, разливать. Л. воду на пол. Л. на руки… … Энциклопедический словарь

Литьё — (Casting) Технологический процесс изготовления отливок Уровень культуры литейного производства в средние века Содержание Содержание 1. Из истории художественного литья 2. Сущность литейного производства 3. Типы литейного производства 4.… … Энциклопедия инвестора

Источник

Почему мы так говорим? Звон в ушах и литье колокол

Почему мы так говорим? Звон в ушах и литье колоколов

Вступительное примечание:
В настоящей статье из-за ограниченности публикации в 5000 знаков рассмотрение вытекающих из фразеологизма «лить колокола» выражений «лить пушки», «пушкарь» и «лить пули» намеренно опущено. Акцент статьи сделан на корнях возникновения традиции колокольных дела мастеров Москвы.

Иногда, просматривая любимые киношедевры обращаешь внимание на какую-нибудь мелочь, которая потом приводит к неожиданному результату. С этим я столкнулся и при просмотре кинокомедии «Женитьба Бальзаминова».

В знаменитом фильме по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» перед появлением на заборе Бальзаминова в одежде башмачника прозвучала странная на первый взгляд фраза Домны Белотеловой (в исполнении Нонны Мордюковой). На новость о появлении в округе шайке разбойников она заявила:

«Может быть, это колокол льют».

Казалось бы, какая связь между шайкой разбойников и литьем колоколов?

Но странной фраза выглядит только потому, что в фильме опущена предшествующая фраза свахи:

«Красавина. Мало ли разговору, да всему верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звончее был».

Что за обычай упомянул А.Н. Островский в своей пьесе?

Мониторинг Интернета дал такой результат: действительно была у колокольных дел мастеров Москвы (заметьте, не Руси, а именно Москвы!) такая традиция распускать нелепые слухи перед отливкой колоколов, дабы они «звончее» были. Но с появлением газет традиция эта постепенно сошла на нет, а вот ее отголоски остались. Возник фразеологизм «лить колокола», означающий «врать, распускать сплетни, слухи и небылицы», позднее «ужавшийся» до «заливать».

В основном вся имеющаяся в Интернете информация об этом фразеологизме сводится к пересказу в том или ином виде Н.П. Гилярова-Платонова, Н.П. Милюкова Н.П., И.М. Морица, В.И. Даля, В.А. Гиляровского.

Я процитирую только одного из них – А.П. Милюкова, жившего в 1830-е годы в Москве по соседству с заводами, отливающими колокола:

«Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого-то и сложилась известная поговорка колокола льют, когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе».

Информация других авторов ничем по сути не отличается. Та же констатация факта традиционного распространения слухов перед отливкой колоколов и появления вследствие этой традиции фразеологизма «лить колокола – распускать слухи и небылицы».

Но до сих пор НИГДЕ и НИКЕМ не даны разъяснения о появлении самой традиции. По крайней мере, мониторинг Интернета дал отрицательный результат. А ведь традиция не могла появиться на пустом месте. Что же подвигло колокольных дел мастеров на принятие таких решений, чего они добивались, распространяя слухи?

Может быть сами изготовители колоколов объясняли когда-нибудь историю возникновения столь странной традиции. Но в книге потомственного литейщика колоколов из Ярославля Н.И. Оловянишникова «История колоколов» упоминается только факт такого московского обычая, да еще описание пары опять-таки московских слухов из «Коллекции «отлитых» историй».

Возможно в двух шагах от разгадки истории этого обычая стоял филолог В.Н. Вакуров, который еще в 1980 году писал:

«У древних славян существовала такая примета: если у кого звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом – враги. Считалось, что если начать говорить о ком-либо, то у него зазвенит в ухе. Эта мнимая связь между речью и звоном нашла отражение в образовании выражения «лить колокола» (Из Настольного календаря 1982 года).

Но конкретного объяснения этой мнимой связи В.Н.Вакуров так и не привел.

А если развить эту тему, то можно докопаться до истины! Ведь именно эта примета о звоне в ушах все и объясняет.

На Руси существовало поверье, что за правым плечом человека стоит его ангел-хранитель, а вот бесёнок всегда таится за левым. С этим связана и суеверная привычка сплевывать всегда через левое плечо. Поэтому, когда у человек звенело в левом ухе, считалось, что бесёнок ябедничает своему начальству на этого человека.

И это было также предзнаменованием дурных вестей или событий, поскольку суеверная молва также приписывает этому персонажу стремление всячески напакостить человеку.

Я не могу понять, почему указанные выше корифеи, знатоки русской словесности не смогли заметить столь очевидную связь между распространенным на Руси поверьем (звон в ушах) и традицией изготовителей колоколов распространять слухи и небылицы.

Также не могу понять, почему В.Н. Вакуров не развил свою попытку докопаться до истины и ограничился только упоминанием «мнимой связи между речью и звоном».

Может быть были еще какие-нибудь исследования столь необычной традиции литейщиков?

Соответственно, на дату публикации статьи (20 апреля 2016 года) изложенная мной версия истории возникновения обычая роспуска слухов и небылиц перед отливкой колокола является ПИОНЕРНОЙ, достойной знака копирайта ©.

Источник

Тест на внимание

колокол льют что означает. Смотреть фото колокол льют что означает. Смотреть картинку колокол льют что означает. Картинка про колокол льют что означает. Фото колокол льют что означает колокол льют что означает. Смотреть фото колокол льют что означает. Смотреть картинку колокол льют что означает. Картинка про колокол льют что означает. Фото колокол льют что означает

К олокола лить

колокол льют что означает. Смотреть фото колокол льют что означает. Смотреть картинку колокол льют что означает. Картинка про колокол льют что означает. Фото колокол льют что означает По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, как ое еще значение оно в себе несет, кроме прямого. Лить колокола в прямом смысле значит «отливать» эти самые колокола из металла. Как правило, колокола отливают из меди. Но медь тут совершенно не при чем.

Дело в том, что литье колоколов очень кропотливое дело, результат которого зависит от множества факторов. И как всегда в подобных случаях, когда невозможно предусмотреть и предугадать все, в силу вступали суеверия, магические действия, различные обряды, заклинания, обереги и поверья.

колокол льют что означает. Смотреть фото колокол льют что означает. Смотреть картинку колокол льют что означает. Картинка про колокол льют что означает. Фото колокол льют что означает

«Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки. А так как заводы постоянно работали не только на Москву, но в разные губернии и для ярмарок, да и в охотниках звонить не было недостатка, то у нас во всякое время дня и даже по ночам слышен был густой, учащенный благовест, который для показания звучности нового колокола или силы рук упражняющегося дилетанта доходил до самых неистовых тонов. «

Но не только постоянный колокольный звон был отличительной чертой этого московского района, А.П. Милюков отмечает еще одну его особенность: «Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого-то и сложилась известная поговорка колокола льют, когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе. Не знаю, кто занимался на заводах сочинением этих фантастических рассказов и каким путем они распространялись по городу, но колокольные повести свидетельствовали о живом, поэтическом воображении своих авторов. «

колокол льют что означает. Смотреть фото колокол льют что означает. Смотреть картинку колокол льют что означает. Картинка про колокол льют что означает. Фото колокол льют что означаетВ обычае распускать слухи и выдумки, когда льют колокол, видны отзвуки старинных, доисторических верований человека, у которого в числе защитных мер от злых сил была и такая, как отвлечение их внимания, обман. Распускаемый слух как раз и имел целью отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов очень верили в силу подобных действий. Н.И. Оловянишников (а нужно иметь в виду, что Оловянишниковы имели колокольный завод) сообщает, что «остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои сочинения». Если колокол получался удачный, то следовало опровержение слуха: мол, это на таком-то заводе колокол слили, очень звонкий получился. Если же была неудача, в выдумке не признавались, и тогда слух, как пишет Н.И. Оловянишников, «переходил в легенду».

Некоторые колокольные выдумки сохранились в воспоминаниях современников. Иные из них были весьма примитивны. Например, бродила из дома в дом какая-нибудь странница и всюду сообщала:

— Появился человек с рогами и мохнатый, рога, как у черта. Есть не просит, а в люди показывается по ночам; моя кума сама видела. И хвост торчит из-под галстука. По этому-то его и признали, а то никому бы невдогад. И ногда же придумывали историю позаковыристей. Вот, например, один из «колокольных» рассказов.

В одной церкви, на Покровке, венчал священник жениха с невестой, но, как повел их вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились на наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни.

Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения, сооруженной в 1734 году, украшены золочеными венцами. Смотрели, удивлялись, ахали, и как-то в голову не приходило, что эти венцы украшают церковь уже почти сто лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могли бы спокойно разместиться в этом венце, как в беседке. (Позже в Москве долгое время держалась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставлены потому, что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с Разумовским.)

Московская полиция, расследуя слухи, иногда добиралась до их источника. Заводчикам, как вспоминает А.П. Милюков, «делали строгие внушения и даже отбирали у них подписки, чтобы они вперед при отливке колоколов не распускали вздорных и в особенности неблаговидных слухов, которые волнуют жителей и нарушают спокойствие города». Но заводчики, и дав подписку, все же продолжали придумывать все новые и новые нелепости.

Все рассмеялись, а член Комиссии, известный в Москве П.Н. Зубов, подошел к председателю и шепнул ему что-то на ухо. Князь Долгоруков взглянул на сидевшего против себя члена же Комиссии, необъятно толстого и громадного барона Б. и неудержимо расхохотался.

Только один барон Б. недоумевал, когда при всяком его появлении все «помирали со смеху».

А Зубов сказал В.А. Долгорукову следующее: «Пустим слух, что барон Б. «в таком положении». По месту пришлась эта шутка и облетела Москву. Колокол, весивший 1400 пудов, как известно, оказался очень хорошим».

Источник

Колокола льют

— Нет ли в Москве разговору какого? — спрашивает у свахи Акулины Гавриловны Красавиной томящаяся от скуки и одиночества купеческая вдова «тридцати шести лет, очень полная женщина, приятного лица» Домна Евсигневна Белотелова.

На что сваха ей отвечает:

— Мало ли разговору, да всему верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звонче был.

В этой сцене из пьесы «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островский говорит о старинном московском обычае, одном из ритуальных действий колокольных мастеров-литейщиков.

Московские колокольные заводы, по авторитетному утверждению М. И. Пыляева, в XIX веке считались лучшими в России, получали они заказы и из-за границы. Большинство этих заводов находилось на Балканах, так называлась местность в Москве за Сухаревой башней (нынешние Балканские переулки; балкан — долина между возвышенностями, большой овраг).

Ученый-литературовед и автор мемуаров А. П. Милюков, живший в юности, в 1830-е годы, возле колокольных заводов, в своих воспоминаниях рассказывает о них: «Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки. А так как заводы постоянно работали не только на Москву, но в разные губернии и для ярмарок, да и в охотниках звонить не было недостатка, то у нас во всякое время дня и даже по ночам слышен был густой, учащенный благовест, который для показания звучности нового колокола или силы рук упражняющегося дилетанта доходил до самых неистовых тонов…»

Но не только постоянный колокольный звон был отличительной чертой этого московского района. А. П. Милюков отмечает еще одну его особенность: «Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо пустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого-то и сложилась известная поговорка „колокола льют“, когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе. Не знаю, кто занимался на заводах сочинением этих фантастических рассказов и каким путем они распространялись по городу, но колокольные повести свидетельствовали о живом, поэтическом воображении своих авторов…»

В обычае распускать слухи и выдумки, когда льют колокол, видны отзвуки старинных верований человека, у которого в числе защитных мер от злых сил была и такая, как отвлечение внимания этих сил от себя и своих дел, обман. Распускаемый слух как раз и имел целью отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять его чем-то другим. Хозяева колокольных заводов очень верили в силу подобных действий. Н. И. Оловянишников (а нужно иметь в виду, что Оловянишниковы имели колокольный завод) сообщает, что «остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои сочинения». Если колокол получался удачный, то следовало опровержение слуха: мол, это на таком-то заводе колокол слили, очень звонкий получился. Если же была неудача, в выдумке не признавались, и тогда слух, как пишет Н. И. Оловянишников, «переходил в легенду».

Некоторые колокольные выдумки сохранились в воспоминаниях современников.

Иные из них были весьма примитивны. Например, бродила из дома в дом какая-нибудь странница и всюду сообщала:

— Появился человек с рогами и мохнатый, рога, как у черта. Есть не просит, а в люди показывается по ночам; моя кума сама видела. И хвост торчит из-под галстука. По этому-то его и признали, а то никому бы невдогад.

Иногда же придумывали историю позаковыристей. Вот, например, один из «колокольных» рассказов.

В одной церкви, на Покровке, венчал священник жениха с невестой, но, как повел их вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились на наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни.

Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Они росли и воспитывались в разных местах, никогда не видали друг друга, случайно встретились, приняли родственное влечение друг к другу за любовь; беззаконный брак готов был уже совершиться, но Провидение остановило его таким чудесным образом.

Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения в Барашах, сооруженной в 1734 году, украшены золочеными венцами. Смотрели, удивлялись, ахали, и как-то в голову не приходило, что эти венцы украшают церковь уже почти сто лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могли бы спокойно разместиться в этом венце, как в беседке. (Позже в Москве долгое время держалась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставлены потому, что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с Разумовским.)

А однажды вся Москва только и говорила о происшествии, случившемся накануне Николина дня (Никола зимний, 19 декабря). В тот день у генерал-губернатора был бал, и вдруг, в самый разгар танцев, ударил колокол на Иване Великом, и в тот же момент в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и леденящим холодом повеяло на танцующих. Испуганные гости бросились к дверям, но двери с грохотом захлопнулись, и никакая сила не могла их открыть. Наутро в бальной зале были найдены трупы замерзших и раздавленных, погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор.

Московские газеты объявили, что это — нелепая сказка, что никакого бала в генерал-губернаторском доме не было, что генерал-губернатор жив-здоров. Но тем не менее слухи о замерзших еще долго ходили по городу.

Московская полиция, расследуя слухи, иногда добиралась до их источника. Заводчикам, как вспоминает А. П. Милюков, «делали строгие внушения и даже отбирали у них подписки, чтобы они вперед при отливке колоколов не распускали вздорных и в особенности неблаговидных слухов, которые волнуют жителей и нарушают спокойствие города». Но заводчики, и дав подписку, все же продолжали придумывать все новые и новые нелепости.

Во второй половине XIX века «в связи, — как полагает Н. И. Оловянишников, — с увеличившимся распространением чтения газет» обычай распространять слухи при литье колокола пропал, но об одном из последних, а может быть даже последнем, он рассказал в книге «История колоколов и колокололитейное искусство».

В 1878 году лили самый большой колокол для храма Христа Спасителя, и на очередном заседании Комиссии по постройке храма ее председатель московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков пошутил:

«— Надо бы, по древнему московскому обычаю, чтобы колокол звончее был, пустить какой-нибудь слух…

Все рассмеялись, а член Комиссии, известный в Москве П. Н. Зубов, подошел к председателю и шепнул ему что-то на ухо.

Князь Долгоруков взглянул на сидевшего против себя члена же Комиссии, необъятно толстого и громадного барона Б. и неудержимо расхохотался.

— Что, что такое, ваше сиятельство? — заинтересовались все, но В.А. молчал.

— Секрет… Большой секрет… Вот когда колокол будет хорош — тогда скажу…

А потом, по секрету, каждому члену Комиссии, конечно, кроме барона Б., князь Долгоруков и Зубов рассказали слух, который был настолько „подходящ“, что облетел всю Москву шепотом в гостиных и гремел в клубах и трактирах.

Только один барон Б. недоумевал, когда при всяком его появлении все „помирали со смеху“.

А Зубов сказал В. А. Долгорукову следующее: „Пустим слух, что барон Б. „в таком положении“…“

По месту пришлась эту шутка и облетела Москву. Колокол, весивший 1400 пудов, как известно, оказался очень хорошим».

В старинных пословицах колокольные выдумки называются вестями. Именно это слово употреблено в пословице, говорящей о самом явлении: «Колокола отливают, так вести распускают»; и в другой пословице, где говорится, что не всегда эта акция увенчивается успехом: «Вести-то пустили, да колокола не отлили»; и в третьей, из которой можно понять, что самые заковыристые выдумки, распространявшиеся по всей стране, своим происхождением обязаны московским Балканам: «Харитон с Москвы прибежал с вестьми».

В «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля наряду со старыми пословицами приводится более новое, краткое выражение — идиома с тем же смыслом: «Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести». После революции из старой формулы выбросили слово «колокола», и профессор Д. Н. Ушаков в первом советском «Толковом словаре русского языка» (1935–1940 гг.) зафиксировал новый вид старого выражения: «Заливать, аю, аешь, несов. — хвастливо врать, присочинять (простореч., шутл.). Это ты, брат, заливаешь».

В синонимическом ряду слов — врать, лгать, брехать, выдумывать, рассказывать басни, фантазировать, травить, раскидывать чернуху, пускать парашу, заправлять арапа, загибать, заливать — все эти слова говорят вроде бы об одном, но каждое по-разному: «брехать» — не то, что «фантазировать», и «загибать» — не то, что «заливать».

В слове «заливать» и сейчас еще сохраняется оттенок его старинного прототипа. «Заливать» — это значит рассказывать некую многосложную историю, в которой выдумка так переплетена с правдой или так на нее похожа, что самый недоверчивый скептик будет долго пребывать в сомнении: то ли верить, то ли нет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

КОЛОКОЛА ИСТОРИИ

КОЛОКОЛА ИСТОРИИ Не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн IМы живем в парадоксальное время: XXI в. и третье тысячелетие еще не наступили, а вот тысячелетие второе и век XX уже кончились. И не потому, что средневековый монах, переписывавший

«Колокола перемен»

«Колокола перемен» Сороковые годы XIX столетия обернулись десятилетним кризисом даже по меркам классической политической экономии. Ведущая роль в Британии по-прежнему принадлежала текстильной промышленности, но рынок сбыта для товаров был ограниченным и испытывал

Колокола

Колокола Трудно представить себе монастырь без колоколов и колокольни. Тем не менее в Фонте-Авеллана суровый Петр Дамианский осуждал «бесполезное звучание колоколов». И все же, в конце концов, он купил колокола «из милосердия к человеческой слабости и к человеку, этому

Колокола и колокольный звон

Колокола и колокольный звон А вот еще один церковный сюжет, правда довольно своеобразный.С самого начала церковного строительства на Руси появились и колокола. Колокольный звон не только призывал христиан к богослужению, но и звучал во многих других случаях. В Новгороде

108 ударов колокола

108 ударов колокола Рассекая тихоокеанскую волну, корабль мчался к японским берегам. Его квадратный парус казался алым от заходящего солнца, за которым он настойчиво гнался. Семеро на борту парусника очень спешили. Но ветер народной фантазии, как всегда, доставил их к

Колокола Ростова Великого

Колокола Ростова Великого Если в столице взрослеющего государства отливались самые большие в мире колокола, высоко в небе горели золотые купола на самых больших храмах и самых высоких колокольнях, то в провинции, «во глубине России», монументальности было меньше — все

Колокола Самгиных

Колокола Самгиных В 1783 году купец 1-й гильдии Афанасий Никитич Самгин оставляет свое дело и средства сыну Николаю, который был увлечен промышленными нововведениями и в них видел свое будущее. Николай Афанасьевич основывает в Москве небольшой колокололитейный завод. В 1813

Казнь колокола

Казнь колокола Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал

Казнь колокола

Казнь колокола Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховской мост. Ударили в колокол у святой Софии — и пал

КРЕМЛЕВСКИЕ КОЛОКОЛА

КРЕМЛЕВСКИЕ КОЛОКОЛА Сотни лет на Руси колокольный звон занимал особое место в жизни русского человека. Звон набатного колокола возвещал о нашествии врага или о пожаре, праздничный звон звал к торжественному молебну по случаю победы или праздника. И каких только звонов

40 000 русичей льют кровь в Испании

40 000 русичей льют кровь в Испании 1936–1939 годы. СССР (Русь под диктатурой секты) поставляет в Испанию для нужд секты безродных паразитов («красных») 648 самолётов, 347 танков, 60 бронированных самоходок, 1186 орудий, 20 486 пулемётов, 497 813 винтовок. 40 000 русичей получили приказ

Звоночки и Колокола

Звоночки и Колокола Звоночки можно отнести к музыкальным инструментам потому, что они были придатком к бубну, а также крепились в конскую упряжь, пришивались к праздничной одежде. Первая роль звоночков – ритуальная: звонкими голосами отогнать злых духов,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *