колокольчик мой валдайский что так жалобно звенишь
Валдайские колокольцы
Яков Семенович Ефетов
Есть в нашей стране дом, с виду самый обычный, перед которым всегда почти стоят люди. Стоят днем, а случается, и ночью. Наши, советские люди и приезжие со всех концов земного шара. Просто так — стоят и смотрят на этот дом, где за окнами кто-то играет на рояле, кто-то поет колыбельную песню малышу, а кто-то, склонившись над столом, решает задачки.
Люди, приехавшие к этому дому, иногда за много тысяч километров, часто оставляют у порога цветы, а бывает, опустятся на колени, накопают земли, бережно завернут землю эту в платок и увезут с собой за моря и океаны.
Это дом, от которого войну — Великую Отечественную — повернули обратно: от Волги на Берлин. Четырнадцать шагов перед этим домом были теми последними шагами, которые фашисты не смогли преодолеть по нашей земле. Отсюда началось отступление гитлеровцев до самого Берлина.
А не сдал этот дом фашистам сержант Павлов. С горсткой бойцов отстоял он здание на Пензенской улице Сталинграда, почти два месяца обороняя его от врагов. Дом этот получил название — дом Павлова.
Во время Сталинградской битвы Яков Федотович Павлов был тяжело ранен, но вскоре снова встал в строй, получил звание Героя Советского Союза, а после войны вернулся в свой родной город Валдай, что лежит как раз на полдороге между Москвой и Ленинградом.
А город, где он стоял насмерть, не сделав ни шага назад и не дав врагу продвинуться ни на шаг, стал одним из самых прекрасных городов нашей страны. Там, в Волгограде, каждое утро ровно в восемь ноль-ноль — жара ли, снег ли, вьюга ли, мороз — к яркому пламени Вечного огня подходит, четко печатая шаг, необычный караул: мальчик и девочка. Девочка с красным флажком, мальчик с настоящим автоматом «ППШ». Такие караулы сменяются каждый час весь день — с восьми утра до восьми вечера. Ребята стоят недвижимо, смотря в огонь, и думают о том, как стояли в войну Яков Павлов и солдаты Сталинграда, в огне и в дыму, зная, что двигаться можно только вперед, думают о том, что было здесь в войну, на земле, порыжевшей от крови. И еще о том, как сделать, чтобы это никогда не повторилось.
К волгоградским школьникам часто приезжает Яков Федотович Павлов.
О том, как воевал Яков Федотович, я написал в книжках «Девочка из Сталинграда» и «Света и Камила». О том же, как он после войны жил в Валдае, рассказал в повести «Валдайские колокольцы», где Яков Федотович Павлов назван Яковом Павловичем Федотовым.
В Валдае, приехав в гости к Якову Федотову, я попал в лес, на медвежью охоту. В тот же день у меня за пазухой оказался маленький медвежонок-сосунок.
С моим соседом первоклассником Славой мы привезли медвежонка в Москву. И тут он в первую свою зиму куролесил вовсю. Но события, о которых было рассказано в «Валдайских колокольцах», оказались куда серьезнее: из-за своей любви к медвежонку Слава чуть не погиб.
Не забыть мне того лета, когда медвежонка отправили из Москвы в его родные Валдайские края. Пересказывать то, что тогда случилось, я не буду. Скажу только, что мне радостно было узнать милицейских работников города Калинина, проводника собаки ищейки, женщину-хирурга и, конечно же, коммунистов города Валдая. Все они боролись за спасение жизни маленького Славы.
В «Валдайских колокольцах» я написал все как было: о моем друге Якове Федотове, о Славике и о двух маленьких медвежатах Машке и Мишке. Правда, к концу повести они уже подросли, попали к мельнику, а затем, по слухам, одного из них — Мишку — отправили за границу, в Германскую Демократическую Республику.
Тоска по медвежонку Мишке все больше и больше мучила Славу. И он решил во что бы то ни стало разыскать своего мохнатого любимца. Случилось так, что в этом ему помог Яков Федотов, который в свое время и добыл этого медвежонка на охоте в Валдае.
Легко ли найти медвежонка, отправленного за границу в зоопарк? Нет, это не так-то просто. В книге «Звери на улице» рассказано, сколько изъездил Слава в поисках своего любимого медвежонка Мишки.
Вместе со Славой читатель побывает в Берлине, совершит путешествие по Германской Демократической Республике, посетит звериную больницу и один из самых больших в мире зоопарков.
У меня дома, в Москве, был медведь. Не плюшевый, не шерстяной, а настоящий, живой. Только совсем маленький — сосунок. Он ходил по комнатам, ноги его расползались по гладкому полу, а коготки постукивали.
Почему я говорю «медведь», а не «медвежонок»? А потому, что и маленький, он всей своей фигурой, походкой и повадками был очень похож на большого мишку — Михаила Топтыгина. Голова большая, глаза круглые, блестящие и хитрющие. Темя серебристое, а на плечах два белых пятнышка, как погончики. Лапы у Мишки между коготками были точно замшей обтянуты. Ходил он вразвалочку, как матрос, сошедший на берег после долгой качки по морям. И только слышалось: клац-клац — коготки по полу.
У моего Мишки была своя страсть — вилки проводов из штепсельной розетки выдергивать. Это было его главным развлечением. Любил он еще мой палец сосать. И при этом он урчал совсем как моторчик: «ур-ры, урры-урры». Не то чтобы там погромче или потише, побыстрее или помедленнее, а всегда совсем одинаково.
Теперь, когда я услышу вдруг, как маленький моторчик работает — у вентилятора или в бормашине у зубного врача, — я своего Мишку вспоминаю. Казалось, он мог сосать палец и урчать при этом час, два и три. Сам Мишка ни за что палец не бросит. Будет сосать, зажмурившись от удовольствия, до тех пор, пока палец у него не отнимешь. А отнимешь, тоже не обижался. Сползал на пол, оглядывал комнату, как бы соображая, что бы такое нашкодить. Подумает, подумает и пойдет безобразничать: заберется передними лапами на корзинку для бумаг. Корзинка легкая — сразу опрокидывается, и сыплются из нее всякие бумажки и коробки. А Мишка задом пятится, большой головой мотает, рычит. Можно подумать, что не он нашкодил, а его обидели.
Нахальный был Мишка, но ласковый. Попал он ко мне случайно. Вот как это произошло.
Прошлой зимой мне надо было поехать по делу в город Валдай, что лежит как раз посредине между Москвой и Ленинградом на возвышенности или, проще сказать, на невысокой, но большой горе. А город этот зеленый, лесистый.
Во времена наших дедов была песня с такими словами:
Город Валдай издавна славился поддужными колокольчиками. Было это поболее ста лет назад, когда из Москвы в Санкт-Петербург, как назывался тогда Ленинград, ездили не поездами, а на перекладных. Запрягали в Москве тройку лошадей: коренная — та, что в середине, под дугой, а к дуге колокольчик подвешен. С ним и ехать веселее, и, если в метель заблудится тройка, по звону колокольчика могут ее найти — на дорогу вывести.
В городе Валдае в те времена путешественники отдыхали, перекладывали лошадей. Уставшую тройку оставляли поесть и отдохнуть, а вместо нее в те же сани или в карету запрягали — закладывали — других, отдохнувших лошадей. От этого и выражение пошло: ехать на перекладных.
Но вот проложили из Санкт-Петербурга в Москву железную дорогу, да так, что Валдай остался немного в стороне.
Марк Ефетов: Валдайские колокольцы
Здесь есть возможность читать онлайн «Марк Ефетов: Валдайские колокольцы» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1970, категория: Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Валдайские колокольцы: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Валдайские колокольцы»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Марк Ефетов: другие книги автора
Кто написал Валдайские колокольцы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Валдайские колокольцы — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Валдайские колокольцы», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
У меня дома, в Москве, был медведь. Не плюшевый, не шерстяной, а настоящий, живой. Только совсем маленький — сосунок. Он ходил по комнатам, ноги его расползались по гладкому полу, а коготки постукивали.
Почему я говорю «медведь», а не «медвежонок»? А потому, что и маленький, он всей своей фигурой, походкой и повадками был очень похож на большого мишку — Михаила Топтыгина. Голова большая, глаза круглые, блестящие и хитрющие. Темя серебристое, а на плечах два белых пятнышка, как погончики. Лапы у Мишки между коготками были точно замшей обтянуты. Ходил он вразвалочку, как матрос, сошедший на берег после долгой качки по морям. И только слышалось: клац-клац — коготки по полу.
У моего Мишки была своя страсть — вилки проводов из штепсельной розетки выдергивать. Это было его главным развлечением. Любил он еще мой палец сосать. И при этом он урчал совсем как моторчик: «ур-ры, урры-урры». Не то чтобы там погромче или потише, побыстрее или помедленнее, а всегда совсем одинаково.
Теперь, когда я услышу вдруг, как маленький моторчик работает — у вентилятора или в бормашине у зубного врача, — я своего Мишку вспоминаю. Казалось, он мог сосать палец и урчать при этом час, два и три. Сам Мишка ни за что палец не бросит. Будет сосать, зажмурившись от удовольствия, до тех пор, пока палец у него не отнимешь. А отнимешь, тоже не обижался. Сползал на пол, оглядывал комнату, как бы соображая, что бы такое нашкодить. Подумает, подумает и пойдет безобразничать: заберется передними лапами на корзинку для бумаг. Корзинка легкая — сразу опрокидывается, и сыплются из нее всякие бумажки и коробки. А Мишка задом пятится, большой головой мотает, рычит. Можно подумать, что не он нашкодил, а его обидели.
Нахальный был Мишка, но ласковый. Попал он ко мне случайно. Вот как это произошло.
Прошлой зимой мне надо было поехать по делу в город Валдай, что лежит как раз посредине между Москвой и Ленинградом на возвышенности или, проще сказать, на невысокой, но большой горе. А город этот зеленый, лесистый.
Во времена наших дедов была песня с такими словами:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой!
Город Валдай издавна славился поддужными колокольчиками. Было это поболее ста лет назад, когда из Москвы в Санкт-Петербург, как назывался тогда Ленинград, ездили не поездами, а на перекладных. Запрягали в Москве тройку лошадей: коренная — та, что в середине, под дугой, а к дуге колокольчик подвешен. С ним и ехать веселее, и, если в метель заблудится тройка, по звону колокольчика могут ее найти — на дорогу вывести.
В городе Валдае в те времена путешественники отдыхали, перекладывали лошадей. Уставшую тройку оставляли поесть и отдохнуть, а вместо нее в те же сани или в карету запрягали — закладывали — других, отдохнувших лошадей. От этого и выражение пошло: ехать на перекладных.
Но вот проложили из Санкт-Петербурга в Москву железную дорогу, да так, что Валдай остался немного в стороне.
Все реже и реже заливался теперь колокольчик, дар Валдая, на валдайской дороге; опустели постоялые дворы, где перекладывали лошадей, да и в домах валдайских света убавилось, потянулся народ к чугунке, как называли железную дорогу, — опустел город Валдай.
А где людей мало, там медведям приволье. Пошли как-то валдайские девушки в лес по малину. Я годы этой там хоть ведрами собирай. Набрали лукошко и слышат: навстречу кто-то по лесу идет, тоже ягоду собирает. Раздвинули кусты и ахнули: медведь! Он же лакомка — страсть как сладкое любит. А ягоды, как гребенкой, большой когтистой лапой собирает.
Девушки побросали лукошки с малиной — и бежать.
А мишке благодать: стал малину сразу двумя лапами прямо в пасть загребать — всю морду вымазал. И доволен.
На всю Россию прославился город Валдай как медвежий угол.
И то сказать, спустя сто лет ехал я этой дорогой на автомашине, вдруг, подъезжая в Валдаю, вижу — медведь. Да здоровущий какой! Вдвое выше человека. Стоит на задних лапах у самой дороги, передние поднял, пасть раскрыл — страх! Тормозить? Нет, на автомашину он не кинется. О железо зубы попортит. Чего я, в самом деле, испугался? К тому же, подъехав поближе, увидел — медведь-то каменный! Его на дороге вроде бы для украшения поставили. На других дорогах все больше статуи — девушка с мячом или там горный козел. Оно и правильно. На юге, в горах, такие фигуры чаще встречаются. А тут, в валдайских лесах, медведь не редкость. Ему и монумент поставили. Что с того, что в Валдае теперь большой молокозавод, огромный спортивный стадион, новые каменные дома и автобусная станция, через которую проходят десятки дальних автобусов? Медведей в лесах валдайских это, как видно, испугало не очень. Ведь случилось же так, что и мне вскоре после приезда в Валдай довелось встретиться в лесу с живым медведем.
Валдайский колокольчик: история, особенности, производство и отзывы
Звон колокола в давние времена предупреждал об опасности или возвещал о благостных событиях. Переливы колокольчиков впереди путников говорили об их приезде. В мистическом сакральном плане колокольчики наделялись символическим значением мудрости и единства. Сегодня без колокольчиков не обходятся свадебные торжества, а школьные годы каждого неразрывно связаны с переливами последнего звонка. Предмет зависти коллекционеров – настоящий валдайский колокольчик – стал прообразом сегодняшнего широко распространенного по всему миру сувенира.
Легендарное происхождение
Свое название валдайский колокольчик получил от одноименного города. Валдаем звали красавца-кузнеца, который, по легенде, жил посреди изумрудных лесов на берегу озера. Но особые свойства получил валдайский колокольчик, цена которого всегда была очень высокой, за ореол мистического происхождения, связанного с вечевым колоколом свободолюбивого Новгорода. Самостоятельный древнерусский город в конце XV века откупился от царя Ивана III бесценным вечевым колоколом в обмен за свободу своих земель. Но «мятежный колокол» разбился на маленькие осколки под Валдаем. Именно эти осколки, ставшие основой валдайских колокольчиков, продолжают звенеть о свободе и независимости.
Валдайский ямской колокольчик
Прославился Валдай не большими колоколами, а маленьким дужным изделием. На самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России, зародился валдайский колокольчик. Весело и звонко пел он под дугой русской конской тройки, вторя песне ямщика, и устанавливая ритм движения лошадей. Валдайский колокольчик отпугивал диких зверей ночью и оповещал о прибытии гостей. Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Размеры валдайских колокольчиков и их уникально звучание, в сочетании с легендой о вольном колоколе, повышали их ценность и способствовали распространению.
Ямщицкая история
До конца XIX века история литья валдайского колокольчика связана была с устной традицией. Зарождение этого промысла на Валдае связывают и с преданием о том, что в XVII веке известный колокольный мастер Александр Григорьев отдал валдайским кузнецам остатки бронзы после отлива Никоновского колокола в Иверском монастыре. Официальная история опирается на сохранившиеся колокольчики с гравировкой и датами. Самая ранняя датировка – 1802 год. Более ранних датировок не обнаружено, хотя упоминания о валдайских колокольчиках встречаются в литературе более раннего периода. В «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Радищев неоднократно описывает звон поддужных колокольчиков экипажей. В судебных описях того же периода встречаются упоминания о таких предметах быта в связи с их высокой ценностью.
Валдайский колокольчик: история подтвержденная
Расцвет колокололитейного дела пришелся на середину XIX века. Именно этот период представлен большинством сохранившихся изделий. До 850 пудов меди использовалось на валдайских заводах купцов Смирнова, Митрофанова, а позднее Стулкина. Колокольчики становятся предметом обихода аристократии, который используется для вызова слуг. Они становятся символом тройки. Когда под дугой размещается до семи колокольчиков разного размера и звучания. Каждый мастер вносит свою особенность, появляются веселые гравировки. Сплав держится в секрете, пропорции меди, олова, бронзы и других металлов придают уникальность изделиям. Завод Смирнова за высокое качество и красоту своих изделий получает даже благословение императора Руси на штамповку герба на своих колокольчиках. С появлением железных дорог значимость колокольчика падает, и к началу XX века на Валдае остается два завода братьев Усачевых, которые просуществовали дольше других. Последний завод был закрыт в 1930 году.
Распространение по Руси
Колокольчики, датированные 1802 годом, появляются одновременно в разных регионах России. И сегодня загадка такого распространения этого промысла остается неразгаданной. Но первенство мастеров Валдая остается неоспоримым, что подтверждается сохранившимися экспонатами и тем, что форма и виды дужных колокольчиков всех регионов связаны с традицией валдайского литья. Различные центры литейного производства, беря за основу форму валдайского колокольчика, экспериментируют с составом сплавов, формой и пропорциями, ищут пути улучшения звучания.
Бубенцы пуреховские
Самое массовое производство колокольчиков «под валдайские» представлено пуреховскими изделиями. Они появляются в одно время с валдайскими и изготавливаются в селе Пурех, что в верхнем течении Волги. Владения семьи Трошиных и заводы Егора Клюйкова насчитывали до 15 мастерских. Самые известные бубенцы в этой категории принадлежат руке мастеров братьев Гомулиных. Тех самых, что сделали наборной ошейник, цепочку и музыкальный замок с секретом для блохи. Производство колокольчиков в Пурехе было столь массово, что и сегодня находятся аутентичные изделия в старых домах, в сараях и на чердаках.
Иностранные копии
«Дар Валдая» понравился финнам и шведам. Секрет звучания колокольчика они видели в надписях на уровне боя языка. Так появились иностранные копии валдайских колокольчиков. Надписи переписывались, иногда буквы менялись местами просто для красоты. Вместо фамилии мастера ставилась фамилия шведского или финского мастера. В коллекциях ценителей нередки такие иностранные «валдайские» экспонаты.
Совершенство форм
Единственный в России музей валдайских колокольчиков (г. Валдай, Новгородская обл.) дает возможность восхититься совершенством форм колокольчиков 1802 года, изготовленных знаменитыми мастерами (Филипп Терской, Никита Смирнов) и безызвестными авторами с надписью «1802 ГОДА СЕЙ КОЛОКОЛОКЪ ГОРОДА ВАЛДАЯ». Традиционная форма дужных колокольчиков – обычный конус с диаметром юбки 100-150 миллиметров, вес до 1 килограмма. Совершенство пропорций и литье из высокородной уральской меди придает им неповторимое звучание, которое и сегодня используют специалисты при определении подлинности изделия. Валдайский колокольчик имеет неизменно прямое, массивное и точно поставленное ухо с небольшим просветом. Ухо без раскосов и с заоваленным краем, и не изменяется, в зависимости от размеров изделия. И хотя каждый мастер вносил свой почерк в литье, валдайский колокольчик узнаваем всегда, даже не подписанный.
Признанные мастера России
Столь полюбившиеся русскому народу поддужные бубенцы были оценены не только в России. На промышленной выставке в 1882 году в разделе «Кустарные изделия» бронзовой медалью награжден мастер Овечкин Кузьма Иванович за уникальные колокольчики валдайские (Москва). Через три года он же отмечен похвальной грамотой государя на Нижегородской выставке. А мастер Федор Алексеевич Веденеев в 1885 году награжден медалью «За трудолюбие и искусство». Работы мастера А. Н. Трошина отмечены на выставке в Париже (1900), а мастер Е. С. Клюиков получил золотую медаль за свои изделия в Брюсселе (1907).
Современное производство
Колокольчики и музыка
Самый поэтичный инструмент в оркестре – колокольчики. Русскую тройку украшали множеством бубенцов разного размера. Множественный перезвон сопровождал свадебную процессию. Каждый ямщик подбирал свою тональность и гордился коллекцией бубенцов и колокольчиков. Тембр колокольчика звонкий, нежный и серебристый. Даже в «Волшебной флейте» Моцарта можно услышать перелив колокольчиков. Сегодня на основе колокольных переливов созданы молоточковые и клавишные инструменты, которые являются обязательными во многих оркестрах.
Интересные факты про колокольчики и колокола
Так называемый «малиновый звон», обозначающий мелодичность пения нескольких колоколов, происходит от названия города Малин (Бельгия) – центра европейского колокололитейного производства. Именно «малиновому стандарту» соответствовал котильон (музыкальный инструмент с несколькими колоколами), который заказал Петр I во Фландрии.
Колокольчики выполняли изначально только сигнальную функцию для экипажей. Они пришли на смену английскому рожку, который не прижился на русских просторах.
Английский Биг-Бен – это не название часов или башни. Изначально так назывался колокол в часах Башни Елизаветы.
На международной космической станции тоже есть колокол. По морской традиции в него бьют каждый раз, когда меняется капитан.