колокольчики мои о чем стихотворение

Краткое содержание Колокольчики мои… Толстой А. К.

В этом стихотворении автор с любовью и почитанием описывает степную природу. Он просит прощения у цветов колокольчиков за то, что его конь топчет их. Этот конь, не объезженный и выращенный на природе, несется стремглав по полю, не разбирая дороги. Всадник не знает, что его ждет впереди: упадет ли он от жары или злой киргиз пустит в него стрелу. Может они доскачут до престольного города с кремлем. Описывает царя, как хозяина со светлым лицом и в шапке Мономаха. Для Государя его подданные словно дети. Он за всех несет ответственность.

Автор рассказывает о Святой России. О славянской традиции, которая создавалась на протяжении многих веков, жить единой сплоченной державой. Эта традиция сохранялась в Московском Царстве и в годы Российской Империи.

Поэт рассуждает о том, как российские, белорусские и малороссийские народы дружно кланяются Государю – главе Всея Руси. Они наполнены любовью, страхом и почитанием перед Государем. В столице гудят колокола, гусли гремят в честь праздничного пиршества с медом и брагой. Всеобщий пир и сплоченность братских народов, не нравится заядлым врагам империи – венграм, туркам и немцам. Недруги Российского Государства всяческими коварными методами хотят рассорить единство российских народов.

В конце автор спрашивает у колокольчиков, о чем они грустят в этот веселый, праздничный майский день.

В этом стихотворении автор учит тому, что народы должны быть сплоченными, тогда им будут не страшны никакие враги.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Константинович. Все произведения

Колокольчики мои…. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Вместо заболевшей коллеги литературу вела учитель географии. Друзья оживлённо играли в морской бой, когда Дениску вызвали к доске. Елизавета Николаевна спросила

Рассказ Ивана Шмелева «Страх» был написан в 1937 году. Повествование ведется от лица маленького мальчика, который живет с матерью, двумя старшими сестрами и старшим братом. Отец его около года, как умер.

Они знакомятся на палубе корабля. Она – прелестная маленькая женщина, он – военный. Она возвращается по Волге домой из Анапы. Ещё три часа назад о его существовании она не знала, однако, принимает его предложение сойти на ближайшей пристани.

Роман начинается с того момента, когда одному из состоятельных граждан подбрасывают малыша. Мужчина когда-то лишился своих родных и теперь жил со своей сестрой. Поэтому он без особых раздумий решил усыновить ребенка.

Источник

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!

Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Историко-литературный комментарий. В данном произведении на первый план выходят патриотические чувства лирического героя.

В нём воссоздаётся величественная картина объединения земель вокруг Москвы, соединения Руси, расширение её пределов. Поэт показывает, как представители многочисленных народов приходят в Москву

и просят русского царя принять их под своё покровительство. Царь рад этому, принимает с отеческой заботой и любовью. Картина пира, данная в предпоследней строфе, создаёт атмосферу всеобщего ликования и радости.

В нём даётся масштабный образ России, показанный во многих ракурсах. Читатель становится свидетелем постепенного расширения пространства: сначала его взору предстаёт поле, усеянное колокольчиками,

он видит всадника, скачущего на коне, стремящегося в неизвестную даль. Затем перед взором читателя открывается картина столичного города,

где происходит встреча русского царя с представителями иных народов. Толстой воссоздаёт здесь важнейший этап в жизни страны: объединение русских земель вокруг Москвы,

что привело к укреплению могущества и величия Руси. К концу стихотворения пространство вновь сужается, взору читателя вновь предстаёт картина русского поля,

которое мило сердцу лирического. Таким образом, здесь можно говорить о кольцевой композиции.

Он видит, как родные братья великоросский, малороссийский и белоросский народы кланяются своему Государю – Самодержцу Всея Руси. Звуки, которые свидетельствуют о пире и о единении и укреплении братских уз между братьями, очень не нравятся немцам, туркам и венграм – исконным врагам и соперникам России на мировой политической арене. Это и понятно. Ведь наши заклятые недруги стремятся во что бы то ни стало разъединить наши братские народы. На какое-то время это им удалось. Но, конечно, ненадолго. Россия ещё выживет без других республик, но вот Украина и Белоруссия – навряд.

Наши народы и наши республики могут быть сильными и стабильными только при условии своего полного единства. И недаром, идеолог борьбы США против СССР Бжезинский не раз говорил о том, что главная задача Запада разъединить наши народы, таким образом ослабив их. А ещё лучше: натравить русских, украинцев и белорусов друг на друга. Сделать их друг другу злейшими врагами – и тогда задачи мирового закулисья будут выполнены. Но врагам победы над нами не видать!

Источник

Колокольчики мои… — краткое содержание стиха Толстого А. К. (сюжет произведения)

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую лирическую песню, изложенную в стихотворном стиле.

Повествование в стихотворении ведется от лица лирического героя, переживающего за судьбу собственной страны.

Сюжетная линия стихотворения представляется в виде авторское любования русской природой в степи в летний период времени параллельно рассуждая о судьбе Святой Руси.

Основным персонажем стихотворения является необъезженный, неукротимый конь, которого автор представляет в образе стремительного, дикого, непокорного животного, несущегося по степному полю, топча милые сердцу поэта колокольчики.

Именно поэтому автор выражает свои извинения перед природой за непростой конский нрав и неосторожные действия коня.

Затем автор обращается к историческому периоду России, ко временам Киевской Руси, используя при этом изображение образа мудрого и харизматичного монарха, который представляется как идеальный правитель, заставляющий испытывать перед собой любовь и страх своих верных вассалов.

Отличительной особенностью стихотворения «Колокольчики мои» является использование автором определенных средств выразительности в виде метафор, акустических образов колокольного звона, игры на гуслях, беседы, ведущейся на древнерусском наречии, а также применение устоявшихся формул древнерусской литературы.

Своеобразие произведения представляется в виде присутствия элегических интонаций, подчеркивающих пейзажные зарисовки и сцены из исторического прошлого.

Смысловая нагрузка стихотворения «Колокольчики мои» заключается в изображении единой сплоченной державы в виде Киевской Руси, являющейся символом объединения родственных народов, способных расстраивать коварные планы злейших врагов.

Источник

Филологический анализ текста А.К.Толстого «Колокольчики мои…», к уроку литературы, 7-8 класс

Филологический анализ текста А.К.Толстого «Колокольчики мои…»

Что глядите на меня,

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Конь несет меня стрелой

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Не кляните вы меня,

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой, —

Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,

Вырос в чистом поле;

И не блещет, как огонь,

Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь,

Есть нам, конь, с тобой простор!

Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

К цели неизвестной.

Чем окончится наш бег?

Радостью ль? кручиной?

Знать не может человек —

Упаду ль на солончак

Или злой киргиз-кайсак,

Молча свой натянет лук,

И меня догонит вдруг

Иль влетим мы в светлый град

Со кремлем престольным?

И на площади народ,

Видит: с запада идет

В кунтушах и в чекменях,

Гости едут на конях,

Подбочась, за строем строй

Рукава их за спиной

И хозяин на крыльцо

Блещет новой славой;

Всех его исполнил вид

«Хлеб да соль! И в добрый час!

— Долго, дети, ждал я вас

В город православный!»

И в тебе мы с давних лет

Громче звон колоколов.

Гости сели вкруг столов,

Мед и брага льются,

Шум летит на дальний юг

К турке и к венгерцу

— И ковшей славянских звук

Немцам не по сердцу!

Гей вы, цветики мои,

Что глядите на меня,

И о чем грустите вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

ЯЗЫКОВОЕ и СЕМАНТИЧЕСКИОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

Стихотворение начинается с того, что Толстой любовно обращается к колокольчикам:

Колокольчики мои,/ Цветики степные! Что глядите на меня./

Здесь поэт использует перифраз «цветики степные». Та­кое нежное обращение к цветам, как «темно-голубые», уми­ляет и вызывает в душе приятные чувства. Далее автор пользуется инверсией: «И о чем звените вы в день веселый мая. » Этот прием помогает разнообразить произведение, заставить его краски засиять ярче. Поэт относится к коло­кольчикам как к живым, спрашивает их, используя оли­цетворение: «И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая?» Во втором восьмисти­шии Толстой употребляет фразеологизм:

Конь несет меня стрелой / На поле открытом.

И вновь поэт обращается к колокольчикам:

Рефрен использовался и во многих былинах и сказаниях, поэтому этот прием роднит стихотворение с народным творчеством, а быть ближе к народу — и было задачей автора. Повторение слов и строф поэт использует и дальше:

Я бы рад вас не топтать,/ Рад промчаться мимо, / Но уздой не удержать/

Бег неукротимый!/ Я лечу, лечу стрелой.

Толстой называет коня «лихим». Этот эпитет часто употреблялся и в народных песнях, сказаниях. Но лирический герой не знает, что его ждет впереди, как, впрочем, и поэт. Неизвестность пугает его, Что будет дальше?

В четвертом восьмистишии Толстой говорит эзоповым языком?. По моему мнению, под «славянским конем» он имеет в виду славянского человека. Автор намекает на то, что и мы «не воспитаны в холе». Здесь Толстой опять упот­ребляет эпитет, который очень часто встречается в русских народных сказках: «. вырос в чистом поле». Далее он снова использует повтор: «Конь мой, конь, славянский конь. » Поэт, употребляя эпитеты, называет коня «диким, непокор­ным». Все дальше и дальше летят лирический герой и конь «. во весь опор к цели неизвестной». В тестом восьмисти­шии Толстой использует определенно-личное предложение: « Упаду ль на солончак умирать от зною? » Это помогает раз­нообразить стихотворение и избежать ненужных повторов. В седьмом восьмистишии проскальзывает такая фраза: «Чудно улицы гудят гулом колокольным. » Быть может, Толстой намекает на близость колокола, созывающего на­род, и колокольчиков, пытаясь найти что-то общее, ведь и единение с природой, понимание ее. любовь к родине — путь к единению с народом. Далее автор использует предло­жения с однородными членами, деепричастными оборо­тами, а также Толстой снова прибегает к помощи олице­творения:

Рукава их за спиной/ Ветер раздувает.

Хлеб да соль! И в добрый час!/ — Говорит державный,/

— Долго, дети, ждал я вас/ В город православный!»

«Хлеб да соль» — это старинный русский народный обы­чай потчевать гостей. «Дети. » — обращается царь к посе­тителям, следовательно, он видит в них своих родных, за которых несет ответственность, ведь царь должен заботить­ся о благополучии своих подданных. После фразы, что «на­ша кровь едина. », следует другая: «Громче звон колоко­лов. » Может быть, вот оно, то самое единение, ведь колокола, призывающие народ собраться, — пособники объединения. Может быть, вот он, тот долгожданный момент.

Шум летит на дальний юг /К турке и к венгерцу —/ И ковшей славянских звук/ Немцам не по сердцу!

В последнем восьмистишии Толстой вновь возвращается к «цветикам»: «И о чем грустите вы в день веселый мая. » — спрашивает он их. А ведь они грустят о том же, о чем и автор. То, что славянские народы до сих пор не объ­единились, удручает их. И не смогут они радоваться в этот веселый весенний день, пока это положение не исправится.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

В стихотворении подчеркивается то, что «. Бог единый. » и город, в который приехали гости, православный. Стремление к единению заметно еще и в том, что поэт нигде в своем произведении не говорит «рус­ский», «украинец», «белорус», лишь только «славянский конь», «славянский звук», подчеркивая, что между славя­нами не должно быть различий. Толстой упоминает и дру­гие национальности, в том числе «злой киргиз-кайсак», «турок», «венгерец», «немец», но нигде «украинец», «бело­рус». Он не считает украинцев и белорусов «другими, чужи­ми народами». Поэт понимает, что единение возродит нашу силу и мощь.

К сожалению, и сто, и пятьдесят лет назад так ничего и не изменилось. Да и сейчас еще люди не понимают, что все они братья. Делаются лишь робкие и несмелые шаги во внешней политике и экономике, направленные на сближе­ние с Украиной и другими странами. Концепт «Бог» соотносим в данном дискурсе с концептом «Славянский народ». Первое, что определяет лицо народа – это природа, среди которой он формируется и совершает свою историю. В России превалирует растительная символика: лес, дерево, лист, зерно. В контексте нашего исследования оказывается значимым, что элементы растительного мира осмысляются как атрибуты «Славянского народа»: колокольчики, трава, поле и др. Причем колокольчики соотносятся с колоколами, тем самым подчеркивается православность нашего народа (концепт «Бог»); поле соотносится с конем (мчится как стрела и др.), которого в свою очередь лирический герой соотносит со своим внутренним настроем и с образом славянина.

Невозможно не провести аналогию с поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголя, ведь чтобы символически представить Россию, он тоже выбирает «представителя животного мира» — птицу (птицу-тройку). «Куда ты мчишься, тройка-Русь?» — вопрошает Гоголь в знаменитом лириче­ском отступлении: «Не дает ответа!» Так же и у Толстого: «конь несет меня стрелой» — так разогнался, что и не оста­новить». «Конь несет меня лихой, — /А куда? Не знаю!»; «Знать не может человек — / Знает Бог единый!» А. К. Толстой приходит к одним и тем же выводам. Гоголь беспокоится, чтобы эта ретивая птица-тройка не слетела в пропасть. Толстой предполагает, что коня,возможно, «догонит вдруг медною стрелою» киргиз и тогда — тоже неминуемая гибель.

Общие черты коня-символа и русского народа лучше всего рассматривать на примере четвертой строфы. Простой русский народ «не воспитан в холе,/Он с буранами знаком» (знаком с жизненными испытаниями), «Вырос в чистом поле». Возможно, он даже дик, непокорен и могуч.

ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

Стихотворение обращает на себя внимание и особой ком­позиционной конструкцией: его условно можно разделить на две части, неразрывно связанные по смыслу и с помощью эффекта «обрамления» («Колокольчики мои, //Цветики степные!» — в начале стихотворения, вся первая строфа, «Гей вы, цветики мои. » — в конце). В первой части поэт через внутренние размышления ли­рического героя показывает душевный мир русского чело­века. Воспитанный на воле славянин живет лихой, неуло­вимой жизнью, образно сравненной автором с «бегом лихо­го коня». Образ всадника на коне, летящего «к цели неиз­вестной» через родные вольные просторы, поля, — образ, включивший в себя весь русский народ с его судьбой, стре­мящийся к мирной свободной жизни в единении с братски­ми православными народами. Три дороги, три судьбы рус­ского человека перечисляет Толстой, связывая их анафорично повторяющимся союзом «или»: умереть от зноя, от веления природы, умереть от руки врага, «злого киргиза-кайсака», в образе которого соединились все недруже­любные народы Азии, или же объединиться со славянскими народами под рукой «величавого хозяина».

Автор намеренно употребляет большое количество гла­голов несовершенного вида, подчеркивая продолжитель­ность, непрерывность («топчет», «глядите», «удержать» и т. д.). Поэтическое мастерство Толстого проявляется в применении разных художественных тропов: метафор («ле­чу стрелой», «с буранами знаком»), сравнений («не блещет, как огонь, // Твой чепрак узорный»), анафор:

Он ученым ездоком/ Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,/ Вырос в чистом поле. —

И эпифор («. темно-голубые»). Интересно и то, что в на­чале стихотворения автор употребляет глагол «звените» с колокольчиками, а в конце— глагол «грустите», которым выражает и свою печаль из-за того, что не вышло так, как бы ему хотелось, и в эпоху поэта не объединились брат­ские народы.

ЭМОТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

Автор применяет большое количество «сильных» пунктуационных знаков («!», «?», «—»), что свидетельствует об эмоциональности, наполненности чувствами стихотворе­ния. Эти знаки выдают значимость и противоречивость мыслей лирического героя, подчеркивают риторические вопросы: Конь несет меня лихой, — А куда? Не знаю!/ Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной?

Стихотворение поет звуками свободы, свистом ветра, топотом коня. Поэт применяет аллитерацию («л», «р», «з», «с»): Я лечу, лечу стрелой,/ Только пыль взметаю. Рокот вольного простора, звук свободы слышится в стро­ках. Ассонанс («а», «о», «е») становится отголоском эха чистого поля. Стихотворение полно обращений, внутренних диалогов в душе лирического героя.

Первая часть стихотворения плавно подводит читателя ко второй, в которой и заключена главная мысль произведе­ния:

«Наша кровь едина,/ И в тебе мы с давних лет Чаем господина!»

Промчавшись по просторам необъятной родной России, лирический герой попадает в столицу. Употребляя прием метонимии («Чудно улицы гудят // Гулом колокольным»), автор передает нетерпение, долгожданность последующего события. Торжественность звучит в строках описания «светлого послания с запада». Перечисляя вещи, одежду «гостей», автор рисует нам образы украинцев, белорусов, других православных народов. Не важна их националь­ность, а важно то, что с собой они несут мир и единение.

Кульминацией стихотворения является встреча «гос­тей» с царем (то, что это царь, можно понять по смыслу, так как на протяжении всего стихотворения Толстой называет его то «хозяином величавым», то «державным», то «госпо­дином», чем, наверное, стирает классовые рамки, неравен­ство). Здесь царит домашняя, семейная обстановка: упоминание крыльца, фраза «державного» «хлеб да соль», обращение к «гостям» — «дети». Пир, устроенный после встречи — это и есть объединение братских народов, кото­рое так неугодно их общим врагам, «турке» и «венгерцу», «немцам». В описании пира автор применяет метафоры («мед и брага льются»), а также гиперболизирует «звук коней славянских» и шум веселья, который «летят на даль­ний юг // К турке и к венгерцу». Колокольный звон является звуковым фоном ко всему стихотворению, а образ цветков колокольчика — мнимым собеседником (адресатом-читателем) лирическому герою. Возможно, в этом есть и доля символизма, но, бесспорно, это придает и необыкно­венную стройность произведению.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА

Автор призывает к единению, вере, любви и страху (страх в значении «власть царя как власть Бога на земле»). Эти три составляющих едины в поэте настолько, что и это, на мой взгляд, продолжает общее настроение стихотворения, основную мысль произведения, «Колокольчики мои…» — стихотво­рение-призыв, призыв к единению славянских наро­дов-братьев. Значение этого призыва велико, как велика и историческая важность мирного единения православных народов. С первого взгляда кажется, что это стихотворение о ко­локольчиках, о том, как лирический герой скачет на коне «. во весь опор к дали неизвестной». Но это обманчивое впечатление. На самом деле это произведение — крик души А. К. Толстого, его русской, широкой и любвеобильной ду­ши. Он сердцем чувствовал, что русскому народу не выжить в этом жестоком, враждебном мире без помощи. Заветной мечтой Толстого было единение славянских народов. Поэт понимал, что у нас очень много общего, наши предки едины. «Наша кровь едина. » — гово­рит поэт устами гостей. По мнению Толстого, помочь может православная религия.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую лирическую песню, изложенную в стихотворном стиле.

Повествование в стихотворении ведется от лица лирического героя, переживающего за судьбу собственной страны.

Сюжетная линия стихотворения представляется в виде авторское любования русской природой в степи в летний период времени параллельно рассуждая о судьбе Святой Руси.

Основным персонажем стихотворения является необъезженный, неукротимый конь, которого автор представляет в образе стремительного, дикого, непокорного животного, несущегося по степному полю, топча милые сердцу поэта колокольчики.

Именно поэтому автор выражает свои извинения перед природой за непростой конский нрав и неосторожные действия коня.

Затем автор обращается к историческому периоду России, ко временам Киевской Руси, используя при этом изображение образа мудрого и харизматичного монарха, который представляется как идеальный правитель, заставляющий испытывать перед собой любовь и страх своих верных вассалов.

Отличительной особенностью стихотворения «Колокольчики мои» является использование автором определенных средств выразительности в виде метафор, акустических образов колокольного звона, игры на гуслях, беседы, ведущейся на древнерусском наречии, а также применение устоявшихся формул древнерусской литературы.

Своеобразие произведения представляется в виде присутствия элегических интонаций, подчеркивающих пейзажные зарисовки и сцены из исторического прошлого.

Смысловая нагрузка стихотворения «Колокольчики мои» заключается в изображении единой сплоченной державы в виде Киевской Руси, являющейся символом объединения родственных народов, способных расстраивать коварные планы злейших врагов.

Также читают:

Рассказ Колокольчики мои (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Произведение Городок в табакерке В. Одоевский написал в 1834 году. Эта сказка считается одной из лучшей в творчестве писателя. В ней он в сказочной форме показал принципы построения любого государства.

Действие происходит на торговой площади. Городовой по фамилии Елдырин и урядник по фамилии Очумелов обходят вверенную им территорию. Проходя по маршруту, мужчины видят удивительную картину.

В глухой английской деревушке живет молодая девушка Эмма. Она дочь состоятельного помещика Генри Вудхауса. Мама Эммы давно умерла и ее ей заменила добрая и чуткая гувернантка мисс Тейлор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *