колоратурное сопрано что это такое в музыке

Колоратурное сопрано что это такое в музыке

Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня последняя лекция 4 модуля и последняя лекция этого курса. Искренне надеюсь, что эти лекции пошли вам на пользу. И последняя лекция наша будет посвящена женским голосам.

Итак. Женские голоса.

Самые распространенные арии для этого голоса:

Для колоратурного сопрано написано очень много красивых романсов: «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.

Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Соленкова (К), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Монсерат Кабалье (Л-К), Д. Сазерленд (Л-К).

Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.

Самые распространенные арии для этого голоса:

Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы.

Наиболее характерные арии:

Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.

Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.

• Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
• Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
• Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
• Иоланта – Чайковский «Иоланта»
• Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин»
• Прилепа – Чайковский «Пиковая дама»

Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда – характерно-комических.

Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).

Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

колоратурное сопрано что это такое в музыке. Смотреть фото колоратурное сопрано что это такое в музыке. Смотреть картинку колоратурное сопрано что это такое в музыке. Картинка про колоратурное сопрано что это такое в музыке. Фото колоратурное сопрано что это такое в музыке

Женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы.

Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).

колоратурное сопрано что это такое в музыке. Смотреть фото колоратурное сопрано что это такое в музыке. Смотреть картинку колоратурное сопрано что это такое в музыке. Картинка про колоратурное сопрано что это такое в музыке. Фото колоратурное сопрано что это такое в музыке

Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.

Самые известные арии:

Обладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория), а так же Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.

Ваша задача в качестве домашнего задания

2. А как бы вы охарактеризовали свой тип голоса?

Источник

Опера и вокал

Сайт для вокалистов

колоратурное сопрано что это такое в музыке. Смотреть фото колоратурное сопрано что это такое в музыке. Смотреть картинку колоратурное сопрано что это такое в музыке. Картинка про колоратурное сопрано что это такое в музыке. Фото колоратурное сопрано что это такое в музыке

Колоратурное сопрано

Репертуар сопрано

Колоратурное сопрано — это самый высокий женский голос. Его иногда называют легким сопрано или лирико-колоратурным. Для этого типа голоса характерно преобладание головного звучания практически на всем диапазоне. Из названия понятно, что этот голос отличается особой подвижностью, он способен исполнять разные пассажи («колоратуры»). Нижняя граница диапазона обычно «до» первой октавы, верхняя же граница может варьироваться, но обязательным считается «ми» третьей октавы, хотя профессиональные певицы могут брать и «ля» третьей октавы. Тембр легкий, лирический, часто хрупкий, изящный, с серебряными верхними нотами. Внизу отдельно приведены примеры партий субреток. В операх это легкомысленные девушки или кокетки. Их голос сладкий, яркий, без такой подвижности, как колоратура. Такие партии очень хороши для начала оперной карьеры.

Известные певицы колоратурные сопрано: Амелита Галли-Курчи, Аделина Патти, Тоти Даль Монте, Эдита Груберова, Евгения Мирошниченко. Более полный список сопрано. Данный список произведений для сопрано подойдет так же и лирико-колоратурным голосам.

Скачать репертуар колоратурного сопрано:

Партии колоратурного и лирико-колоратурного сопрано:

В. Беллини «Каппулетти и Монтекки» Джульетта
В. Беллини «Пуритане» Эльвира
В. Беллини «Сомнамбула» Амина, Лиза
Л. Делиб «Лакме» Лакме
Г. Доницетти «Дочь полка» Мари
Ш. Гуно «Фауст» Маргарита
Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Джульетта
Ж. Оффенбах «Сказки Гоффмана» Олимпия
Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» Шамаханская царица
А. Тома «Гамлет» Офелия
А. Тома «Миньон» Филина
Дж. Верди «Риголетто» Джильда
Дж. Верди «Бал-Маскарад» Оскар

Это примеры партий колоратурного и лирико-колоратурного сопрано. Нужно иметь в виду, что эти партии могут исполняться и другими голосами, исходя из возможностей певцов.

Партии субреток

Каталани Валли Уолтер
Доницетти Дон Паскуале Норина
Любовный напиток Адина
Глюк Орфей и Эвридика Амур
Моцарт Бастьен и Бастьена Бастьена
Моцарт Так поступают все Деспина
Моцарт Дон Жуан Церлина
Моцарт Свадьба Фигаро Сюзанна, Барбарина
Перголези Служанка госпожа Серпина
Верди Фальстаф Наннетта
Фон Вебер Вольный стрелок Анхен

Источник

Колоратурное сопрано что это такое в музыке

Классификация женских голосов

по немецкой системе Fach

Перевод статьи «Fach» из Википедии.

Это система сейчас считается наиболее удобной для певцов и театров, так как певца, чей голос подходит под параметры определенного фаха, чаще будут просить исполнять партии именного его типа голоса. Это также предотвращает попытки заставить певца петь партии, неудобные его голосу по объективным причинам. Оперные театры заводят списки певцов, имеющих определенные фахи, упрощая таким образом прослушивания для предстоящих постановок, ведь критерий поиска значительно сужается.

Ниже приведены список фахов, их диапазоны, а также партии, которые считаютя принадлежащими определенному типу. Также даны два названия фаха (первое наиболее часто употребляеся). Где это возможно дан ангилийский эквивалент названия фаха, однако не все типы имеют перевод. Нужно отметить, что некоторые партии могут успешно исполняться разными типами голосов, и некоторые певцы не подходят под эти шаблоны. Например, некоторые певицы поют как лирические колоратурные партии, так и драматические. Царица ночи написана для драматической колоратуры, но оттого, что такойголос редок, а тесситура очень высокая, чаще эту партию поют лирические колоратуры.

Английский перевод: Coloratura soprano or Lyric Coloratura soprano

Диапазон:
от «до» первой октвавы до «фа» третьей.
Описание: Обычно, но не всегда, светлое высокое сопрано. Обычно певица имеет небольшой голос, которому не хватает полноты и полетности драматического. Требуется умение петь подвижно сложные мелодии в быстром темпе с хорошими верхними нотами. Многие имеют крайне высокие диапазон, (даже выше, чем «фа» в Царице ночи), но также есть певицы этого фаха, поющие не выше «ми-бемоль» третьей. Обычно певицы поющие драматический колоратурный репертуар также в состоянии петь в лирическом и наоборот: например, Joan Sutherland (из драматического в лирический), Lucia Popp, Diana Damrau, Natalie Dessay (из лирического в драматический).

Oscar, Un ballo in maschera (Giuseppe Verdi)
Tytania, A Midsummer Night’s Dream (Benjamin Britten)
Zerbinetta, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Olympia, Les contes d’Hoffman (Jacques Offenbach)
Adele, Die Fledermaus (Johann Strauss Jr.)
Adina, L’elisir d’amore (Gaetano Donizetti)
Marie, La fille du regiment (Gaetano Donizetti)
Amina, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
Amenaide, Tancredi (Gioachino Rossini)
Elvira, I puritani (Vincenzo Bellini)

Kathleen Battle
Laura Claycomb
Natalie Dessay
Elizabeth Futral
Sumi Jo
Nellie Melba
Lina Pagliughi
Lily Pons
Lucia Popp
Mado Robin
Erna Sack
Luciana Serra
Beverly Sills
Rita Streich
Sarah Coburn


Немецкий вариант:
Dramatischer Koloratursopran

Ангийский перевод: Dramatic coloratura soprano

Диапазон: от «до» первой октавы до «фа» третьей

Описание: То же, что и выше, но голос более драматический и густой. Обычно более тяжелый, но так же должен петь сложные мелодии в быстром движении и легко достигать крайних верхних нот («фа» третьей октавы в Царице ночи). Лучшими примерами этого фаха являются Maria Callas, Joan Sutherland и June Anderson. Этьо очень редкий фах, так как нужны толстые голосовые связки, позволяющие петь насыщенные верхние ноты, но в то же время это уменьшает подвижность голоса.

Donna Anna, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
The Queen of the Night, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
Konstanze, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Rosalinda, Die Fledermaus (Johann Strauss Jr.)
Semiramide, Semiramide (Gioachino Rossini)
Lucia, Lucia di Lammermoor (Gaetano Donizetti)
Fiordiligi, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Imogene, Il pirata (Vincenzo Bellini)
Norma, Norma (Vincenzo Bellini)
Leonora, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
Violetta, La traviata (Giuseppe Verdi)
Maria, Maria Stuarda (Gaetano Donizetti)
Lady Macbeth, Macbeth (Giuseppe Verdi)
Odabella, Attila (Giuseppe Verdi)
Abigalle, Nabucco (Giuseppe Verdi)

Певицы:

June Anderson
Radmila Bakocevic
Maria Callas
Diana Damrau
Cristina Deutekom
Edita Gruberova
Caterina Mancini
Nelly Miricioiu
Edda Moser
Joan Sutherland
Luisa Tetrazzini

Роли:

Blondchen, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Despina, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Susanna, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Zerlina, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
Belinda, Dido and Aeneas (Henry Purcell)
Adele, Die Fledermaus (Johann Strauss)
Sophie, Der Rosenkavalier (Richard Strauss)
Annchen, Der Freischutz (Carl Maria von Weber)

Barbara Bonney
Tania Buccini
Elisabeth Schumann
Dawn Upshaw

Немецкий вариант: Lyrischer Sopran

Ангийский перевод:
Full Lyric Soprano

Диапазон:
от «си-бемоля» малой до «до» третьей

Описание:
наиболее универсальное сопрано, которой может петь легато, портаменто и имеет небольшую подвижность. Обычно имеет более нежную и насыщенную окарску, чем субретка, кто чаще имеет более кокетливую и «чирикающую» манеру пения. Наиболее часто встречающийся голос, хотя требуются чистота и лиризм в тембре. Это «основной» сопрановый голос, не имеющий таких качеств (и требований), как мощь, выносливость или подвижность. Тем не менее есть лирические сопрано, обладающие перечисленными характеристиками, позволяющими им петь более широкий спектр ролей.

Роли:

Mimi, La boheme (Giacomo Puccini)
Magda, La rondine (Giacomo Puccini)
Lauretta, Gianni Schicchi (Giacomo Puccini)
Liu, Turandot (Giacomo Puccini)
Pamina, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
Micaela, Carmen (Georges Bizet)
Marguerite, Faust (Charles Gounod)
Manon, Manon (Jules Massenet)
Antonia, Les contes d’Hoffmann (Jacques Offenbach)
La Contessa, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Amelia Grimaldi, Simon Boccanegra (Giuseppe Verdi)
Thais, Thais (Jules Massenet)
Rusalka, Rusalka (Antonin Dvorak)
Tatyana, Eugene Onegin (Pyotr Ilyich Tchaikovsky)

Певицы:

Licia Albanese
Montserrat Caballe
Lisa della Casa
Victoria de los Angeles
Emma Eames
Renee Fleming
Mirella Freni
Angela Gheorghiu
Anna Netrebko
Elisabeth Schwarzkopf
Renata Scotto
Kiri Te Kanawa
Tarja Turunen

Немецкий вариант: Jugendlich Dramatischer Sopran

Английский перевод: Light dramatic soprano

Диапазон: от «ля» малой октавы до «до» третьей

Michèle Crider
Barbara Frittoli
Gundula Janowitz
Karita Mattila
Aprile Millo
Adrianne Pieczonka
Leontyne Price
Renata Tebaldi

Немецкий вариант: Dramatischer Sopran

Английский перевод: Full dramatic soprano

Диапазон:
от ля малой октавы до до третьей.

Описание: густые, богатые обертонами голоса, которые слышны на фоне огромных оркестров, что требует большой выносливости. От драматических сопрано не требуют гибкости более легких голосов. Большинство драматических сопрано имеют темные, крепкие голоса, но встречаются и имеюшие лирические качества. В следующих примерах, тем не менее, подчеркиваются выносливость и объемность голоса. Сопрано, имеющие темные голоса, также могут заходить на территорию драматических меццо.

Роли:

Senta
Der fliegende Holländer (Richard Wagner)
Leonore, Fidelio (Ludwig van Beethoven)
Ariadne, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Gioconda, La Gioconda (Amilcare Ponchielli)
Santuzza, Cavalleria rusticana (Pietro Mascagni)

Hildegard Behrens
Helga Dernesch
Jane Eaglen
Andrea Gruber
Lotte Lehmann
Zinka Milanov
Leonie Rysanek
Elisabeth Rethberg
Rosa Ponselle
Deborah Voigt
Jessye Norman
Regine Crespin
Sylvia Sass
Eva Marton
Florence Austral
Germaine Lubin
Giannina Arangi-Lombardi
Gina Cigna

Вагнеровское сопрано

Немецкий вариант:Hochdramatischer Sopran

Английский перевод:
Wagnerian soprano

Диапазон:
от «соль» малой октавы до «до» третьей

Florence Austral
Inge Borkh
Ghena Dimitrova
Kirsten Flagstad
Johanna Gadski
Gertrude Grob-Prandl
Gwyneth Jones
Lilli Lehmann
Frida Leider
Birgit Nilsson
Lillian Nordica
Deborah Polaski
Helen Traubel
Eva Turner
Astrid Varnay


МЕЦЦО-СОПРАНО И КОНТРАЛЬТО

Cecilia Bartoli
Teresa Berganza
Sonia Ganassi
Vivica Genaux
Conchita Supervía
Marilyn Horne
Vesselina Kasarova
Joyce DiDonato

Cherubino, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Octavian, Der Rosenkavalier (Richard Strauss)
The Composer, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Suzuki, Madama Butterfly (Giacomo Puccini)
Arianna, L’Arianna (Claudio Monteverdi)
Dorabella, Così fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Carmen, Carmen (Georges Bizet)
Dido, Dido and Aeneas (Henry Purcell)
Sesto, La clemenza di Tito (Wolfgang Amadeus Mozart)

Певицы:

Janet Baker
Susan Graham
Risë Stevens
Anne-Sofie von Otter
Frederica von Stade
Tatiana Troyanos


Драматическое меццо-сопрано

Немецкий вариант: Dramatischer Mezzosopran

Английский перевод: Dramatic mezzo-soprano

Диапазон: от «соль» малой октавы до «си-бемоль» второй

Описание:
драматические меццо часто имеют схожий с драматическими сопрано диапазон. Главное отличие в выносливости и удобной длч голоса тесситуре: меццо-сопрано удобнее петь в середине и внизу, переходя кверхним нотам только в кульминационные моменты партии. Многие драматические меццо с успехом поют партии драматических сопрано, написанные в более низкой тесситуре.

Роли:

The Sorceress, Dido and Aeneas (Henry Purcell)
Dalila, Samson et Dalila (Camille Saint-Saëns)
Amneris, Aida (Giuseppe Verdi)
Eboli, Don Carlo (Giuseppe Verdi)
Azucena, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
Ortrud, Lohengrin (Richard Wagner)
Fricka, Das Rheingold, Die Walküre (Richard Wagner)

Певицы:

Grace Bumbry
Shirley Verrett
Fiorenza Cossotto
Fedora Barbieri
Christa Ludwig
Giulietta Simionato
Ebe Stignani
Dolora Zajick
Denyce Graves

Немецкий вариант: Dramatischer Alt

Английский перевод: Dramatic Contralto

Диапазон:
от «фа» малой октавы до «фа» второй

Описание:
голос похож на предыдущий, только ниже. Поет обычно в районе переключения грудного и головного регистров. Многие меццо пробовали силы в этих партиях, но у альтов это лучше получается, так как их голоса глубже и проникновеннее. Это очень редкий голос, отличающийся темным и богатым тембром.

Роли:

Erda, Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
Ulrica, Un ballo in maschera (Giuseppe Verdi)
Florence, Albert Herring (Benjamin Britten)
Olga, Eugene Onegin (Pyotr Ilyich Tchaikovsky)
Marfa, Khovanshchina (Modest Mussorgsky)

Певицы:

Marian Anderson
Lili Chookasian
Maria von Ilosvay
Sigrid Onegin
Ewa Podles

Немецкий вариант: Tiefer Alt

Английский перевод: Low Contralto

Диапазон: от «ми» малой октавы до «ми» второй

Описание:
самый низкий женский голос.

Gaea, Daphne (Richard Strauss)
Geneviève, Pelléas et Mélisande (Claude Debussy)
Die Kranke, Moses und Aron (Arnold Schoenberg)

Clara Butt
Kathleen Ferrier
Ernestine Schumann-Heink
Gisela Litz
Nathalie Stutzmann

Источник

Колоратурное сопрано

Смотреть что такое «Колоратурное сопрано» в других словарях:

Колоратурное сопрано — Основные вокальные диапазоны Сопрано … Википедия

КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО — (см. СОПРАНО, КОЛОРАТУРА) … Музыкальный словарь

СОПРАНО — (ит. верхний голос). 1) самый высокий из четырех главных музыкальных голосов, бывает только у женщин и мальчиков. 2) первая струна или квинта на скрипке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОПРАНО… … Словарь иностранных слов русского языка

СОПРАНО — СОПРАНО, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.… … Толковый словарь Ушакова

Сопрано — Основные вокальные диапазоны … Википедия

сопрано — нескл., с. 1) Самый высокий женский голос. Колоратурное сопрано. Пение в комнате прекратилось, но на улице продолжалось с прежней силой. Особенно выделялись сильное сопрано Оли и мягкий, приглушенный бас Борейко (Степанов). 2) ж., разг. Певица с… … Популярный словарь русского языка

СОПРАНО — Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому … Музыкальный словарь

СОПРАНО — (итальянское soprano, от sopra над, сверх), 1) самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и другие разновидности. 2) Верхняя партия… … Современная энциклопедия

СОПРАНО — (итал. soprano от sopra над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и др.).2)… … Большой Энциклопедический словарь

сопрано — неизм. [итал. soprano] I. ср. 1. Высокий женский голос. Партия с. Драматическое, колоратурное с. 2. ж. Разг. Певица с таким голосом. II. в зн. прил. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении. ◁ Сопрановый; сопранный, ая, ое … Энциклопедический словарь

Источник

Библиотека музыкального самообразования

ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА

Сопрано

Сопрано, самый высокий из категории женских голосов, имеет шесть условных видов, порой так незаметно переходящих один в другой, что иной раз почти невозможно указать различие между ними.
Поскольку к первым двум видам относится определение «колоратурное», считаем необходимым сообщить некоторые сведения о том, что такое колоратура или колоратурное пение.

Все сопрано начинают свой общий всем видам диапазон от до1 кончая его до3, иногда до-диез3 (у лирико-колоратурного сопрано и лирического) и лишь колоратурное сопрано (у отдельных исполнителей) доходит порой до соль-диез третьей октавы; обязательным для всех колоратур является ми3, изредка фа3 (Моцарт — «Волшебная флейта», ария мести Царицы ночи).
Ввиду большого сходства колоратурного и лирико-колоратурного сопрано, легкого и крепкого лирического, лирико-драматического и драматического, каждые два, смежных голоса при характеристике будут объединены.

КОЛОРАТУРНОЕ И ЛИРИКО-КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО

Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано — самые легкие и подвижные голоса, их тембры и технические возможности схожи с аналогичными свойствами флейты. Нижние отрезки их — примерно в пределах квинты — выразительны только в пиано, от силы в меццо-форте, и в самом прозрачном сопровождении; отрезок
от ми или фа1 до фа—соль, соль-диез2 можно считать, «рабочей серединой» (напомним, что этот условный термин обозначает тот участок голоса, в котором ему приходится звучать чаще всего, это и наименее утомляющий участок). Оба эти голоса имеют звонкие, блестящие верхи, более холодноватые, приобретающие иногда металлический оттенок у колоратуры и более теплые, более нежно вибрирующие у лирико-колоратуры. Предельные верхи колоратуры от до3 и выше приобретают оттенки флажолетных звуков скрипки; нормальным пределом лирико-колоратурного сопрано надо считать до-диез третьей октавы; однако многие исполнительницы при хорошей технической подготовке достигают ми3 и довольно свободно могут исполнять колоратурные партии, однако менее свободно, чем колоратура.
Обоим голосам хорошо удается пиано и пианиссимо, трель и филировка почти на всей «рабочей середине» и даже выше. Обоим голосам свойственны легкие пассажи как приемом легато, так и стаккато. Но если у колоратуры это чаще всего является следствием шлифовки природных данных, то у лирико-колоратуры это является приобретением в результате хорошей школы.

Какие же образы воплощают эти голоса в мировой литературе? Общий характер колоратурной фактуры ; позволяет этим голосам воплощать прежде всего образы только молодых героинь. В их характерах мы наблюдаем и жизнерадостность, и живость, и лукавство, и шаловливость, и большое чувство любви и, контраст-; но, — холодность, бесстрастность, даже жестокость. Подтверждение этому мы видим в партиях Снегурочки» Оксаны, Розины, Церлииы, Королевы и Пажа («Гугеноты»), Филины («Миньон»), Царицы ночи («Волшебная флейта»), Шемаханской царицы, Лакме, Любы Шевцовой («Молодая гвардия»), Ярипы («Арсенал»). Следует отметить, что драматические эпизоды в них разрешаются исключительно лирическими средствами. Драматическая сила выразительности этих голосов заключается в нежности, в слабости этих голосов. Естественно, что свойства этих двух видов голосов отражаются и на исполнении ими одной и той же партии: колоратура в ней блеснет легкостью, инструментальной четкостью, особенно в верхнем отрезке, лирикоколоратурное сопрано — теплотой, сердечностью, нежностью (главным образом, в «рабочей середине»), хотя встречаются и колоратуры с удивительно теплым мягким тембром, например, у А. В. Неждановой.

Вследствие того, что вокальное творчество народов Закавказья и примыкающей к нему части Азии насыщено колоратурными элементами, героиням этих народностей чаще всего поручается колоратурная или лирнко-колоратуриая партия («Шахсенем» Глиэра). Немалое количество так называемых «восточных» романсов и песен написано также для этих голосов.
Музыкальный материал в партиях, песнях и романсах для этих голосов часто представляет собою тему с вариациями (яркий пример — упомянутый уже «Соловей» Алябьева). Используя это обстоятельство, можно создавать обработки народных песен, образы и содержание которых допускают употребление колоратуры. По предложению В. В. Барсовой композиторы создали такие обработки (в том числе и автор этих строк — «Выйду я на реченьку»).
Эти голоса, применяя трели, форшлаги, стаккато, могут довольно точно имитировать смех, пенье птиц, стук дождевых капель, звуки пионерского горна, флейты и т. д. Значительная часть произведений для этих голосов содержит имитацию пения соловья (у Алябьева, Кропивиицкого и Сен-Санса) или ласточки (у Бруснловского и Дель-Акуа).
Создаются и произведения, в которых оба эти голоса, как бы уподобляясь механическим инструментам, поют мелодию без слов как вокализ (упражнение для развития определенного вида вокальной техники). Таковы концерт для голоса с оркестром Глиэра, Вокализ; Рахманинова, Ракова и др.).
Пишутся произведения и для голоса с флейтой, в. которых флейта чаще всего имитирует голос, вступая с ним в вокальное состязание, а иногда образуя и самостоятельный дуэт.
Видимо недостаток репертуара побуждает обладательниц этих голосов просить о приспособлении ряда чисто инструментальных номеров к исполнению их голосом. Такие переработки вошли в практику и пользуются успехом; они исполняются чаще всего как вокализы, хотя иногда к ним создается и текст. Таковы
«Музыкальная табакерка» Лядова, «Итальянская полька» Рахманинова, «Вальс любви» Крейслера, танец куклы из балета «Коппелия» Делиба.
С учетом всех оговорок в отношении различий в исполнении (преимущественно одних и тех же партий) рекомендуется прослушать следующие отрывки, главным образом из опер, как наиболее отстоявшиеся и в смысле тональности и в смысле предназначенности для определенного голоса. Рекомендуем познакомиться и со всей партией тех персонажей, чьи арии, ариозо и монологи мы выбрали как минимум. Приведенные примеры, конечно, далеко не исчерпывают всей литературы.

В предложенных произведениях можно наблюдать все приемы колоратурной техники. Вариации Адама и Проха могут служить даже чем-то вроде пособия по изучению этого рода техники. Ария Царицы ночи, имеющая наверху предельное фа?, исполняется только колоратурным сопрано. По своим образным свойствам такие партии, как Шемаханской царицы, Филины, Людмилы, отчасти Оксаны, Лакме, Джульетты (в начале), Виолетты (в начале) — скорее относятся к колоратурным. Интересно отметить, что партия Снегурочки является скорее лирической, ведь в ней только одна выходная ария «С подружками по ягоду ходить» имеет колоратурное движение, которое может преодолеть и лирическое сопрано с хорошо разработанной техникой и, однако, практика исполнения этой партии показывает, что ее всегда и с успехом исполняли такие колоратурные сопрано, как Нежданова, Липковская, Ван-Брант и почти все лирико-колоратурные сопрано. Обращаем внимание на арию Лакме, в которой кроме пения приемом легато, блестяще использован прием стаккато, имитирующий звон колокольчиков. Очень интересно в плане сплошного стаккато, но со словами, использован голос в оберовском «Взрыве смеха».
В пионерской песне Чишко стаккато имитирует звук пионерского горна. В приспособленном для пения Танце куклы из «Коппелии» Делиба стаккато очень удачно создает образ механической, движущейся толчками куклы; в таком же плане использовано стаккато в «Табакерке» Лядова, в «Итальянской польке» Рахманинова и ряде других произведений.
Мы обращаем особое внимание на колоратурное и лирико-колоратурное сопрано ввиду того, что они чаще всего звучат с концертной эстрады и пользуются всегда хорошим приемом у.слушателей. И не случайно, по-видимому, на международных конкурсах вокалистов высшие премии чаще всего получали колоратурные голоса, как например, Б. Руденко, Е. Чавдар, Г. Олейниченко, Е. Мирошниченко. Нельзя считать случайностью и постоянный успех концертов таких певиц, как Г. Гаспарян, А. Соленковой, Н. Казанцевой, а в недалеком прошлом — А. Неждановой, В. Барсовой, Е. Степановой, Е.Катульской, Е. Бандровска-Турской и других.

ЛИРИЧЕСКОЕ ЛЕГКОЕ И КРЕПКОЕ СОПРАНО

Это легкие голоса, но более компактные, чем два предыдущих вида. Тембр их теплый, задушевный; у них благодаря школе может быть и движение, чаще же всего именно отсутствие движения, искупаемое большей относительно сочностью и теплотой звучания, и отличает их от колоратурного и лирико-колоратурного сопрано.
Диапазон их простирается от до1 до до3 и даже до до-диез3. Нижняя кварта хороша только в пиано. Рабочая середина от фа1 до соль2. Пиано и пианиссимо им хорошо удаются, особенно на отрезке от до2 до ля2.
Тембр голоса скорей похож на звук гобоя, смягченного
кларнетом. Однако, крепкое лирическое сопрано имеет в голосе и какую-то долю «металла».
Как и два предыдущих голоса, эти два вида воплощают образы только молодых героинь (но среди них уже не обнаруживаем шаловливых, резвых, холодных, жестоких); это героини скорее спокойные с виду, но умеющие любить глубоко и беззаветно. Драматические эпизоды они разрешают только в лирическом плане.
Рекомендуется прослушать лирическое легкое и крепкое сопрано в следующих партиях.

Микаэла, ария «Напрасно себя уверяя» (III д.)—Бизе, «Кармен».
Маргарита, баллада «В Фуле жил да был король», ария-вальс «Ах, смешно смотреть мне на себя» (III д.)—Гуно, «Фауст».
Эльза, ариозо «О ветер легкокрылый» (II д.) —сцена-дуэт Эльзы н Ортруды (И д.), сцена Эльзы и Лоэнгрина (III д., 1 к.) — Вагнер, «Лоэнгрин».
Дездемона, песня про Иву (IV д;) — Верди, «Отелло».
Мими, рассказ «Зовут меня Мими» (I д.) — Пуччини, «Богема».
Чио-Чио-Сан, ария «В ясный день желанный» (11 д., 1 к.) — Пуччини, «Чио-Чио-Сан»,
Лю (Лиу), ариозо «О господин мой» (I д.); ариозо «Ах, сердце ты в лед заковала» (III д., 1 к.) — Пуччини, «Турандот».
Парася, «Ты не грусти, мой мнлыЙ? ХШ^д., 2 к.) — Мусоргские «Сорочигнская ярмарка».
* Марфа, ария «Как теперь гляжу» (II д.), сцена сумасшествия (IV д.) — Римский-Корсаков, «Царская невеста».
Сервнлия, ария «Цветы мои» — Римский-Корсаков, «Сервилия».
Волхова, колыбельная «Сон по бережку ходил» (7 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Прилепа, сцена с Мнловзором (3 к.) — Чайковский, «Пиковая дама».
V Татьяна, сцена письма (2 к.)—Чайковский, «Евгений Онегин». Иоланта, ариозо «Отчего это прежде не знала» — Чайковский, «Иоланта».
Маро, речитатив и ария «Предчувствий полно, страдает сердце» (II д.) — Палиашвили, «Даисн».
Оксана, ария, дуэт с Андреем (I д.)—Гулак-Артемовский, «Запорожец за Дунаем».
Маженка, ариозо «Если б только я узнала» (I д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Дуня, ариозо «Где-то вы, дни мои» — Калинников, пролог к неоконченной опере «В 1812 году».
Стрекоза, ария «Ах, какая благодать» — Шаверзашвили, «Марина».
Настя, ариозо «Я сегодня со школой прощаться бегала» комсомольская песня «У старой у околицы» (1 к.); ариозо «Давно я это знала» (7 к.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Сашенька, ариозо «Павел, Павел» (IV д., 1 к.)—Хренников, «Мать»,
Галя, ария «Зори, люби зори» (I д.); ариозо «Если б стала пташкою» — Данькевич, «Назар Стодоля»,
Мирандолина, ария «Нет, ни подарки» (I д.) — Спадавеккиа, «Хозяйка гостиницы».

В приведенных примерах, число которых можно увеличить, мы предлагаем начать знакомство с легких сопрано, переходя постепенно к крепким; но понятия эти очень относительны, например, партия Марфы безусловно может быть отнесена к легкому сопрано, а партия Татьяны — к крепкому.
Партия Татьяны, особенно в финальной сцене с Онегиным, пожалуй, более выразительно выйдет у лирико-драматического сопрано, ибо в этой сцене Татьяна уже не слабое, доверчивое существо, а зрелая, внешне спокойная, но глубоко переживающая женщина, и тем не менее Марфу может спеть певица, имеющая крепкое сопрано, а Татьяну— легкое.

ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ И ДРАМАТИЧЕСКОЕ СОПРАНО

У этих голосов есть и образы пожилых женщин, иногда — характерно-комических, как, например, жена запорожца Карася — Одарка («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского) или Домна Сабурова («Царская невеста» Римского-Корсакова), иногда это просто партия второго плана, необходимая по ходу сюжета.
Дискуссионным является определение С. Прокофьевым голоса для исполнения роли Наташи Ростовой в опере «Война и мир» как лирико-драматическое сопрано и вот почему: этот голос не вяжется с юным обликом Наташи «страшно тоненькой черноглазой девочки». Практика исполнения показала, что образ точнее, вернее, более соответствуя нашему представлению о ней, воплощается, например, лирико-колоратурным сопрано или лирическим (вспомним первую исполнительницу этой роли Т.Лаврову),
Дискуссионным является и определение Р. Вагнером голоса для исполнительницы роли волшебницы — дикарки Кундри («Парсифаль») как сопрано (очевидно, драматическое), так как диапазон этой партии от си2 сверху простирается вниз до соль малой октавы, т.е. захватывает объем контрально. Именно такой голос был у Д.М.Леоновой, певшей партию Вапи в «Иване Сусанине» во времена Глинки.
В настоящее время наблюдается все более и более редкое появление драматических голосов, как женских, так и мужских. Чем это вызвано, пока не установлено., Репертуар же, исполнявшийся этими голосами, живет: и требует исполнения. Выход находится в том, что эти партии драматического сопрано поручаются лирико-драматическим, а часть лирико-драматического репертуара, поручается лирическому крепкому сопрано (чем, видимо, и вызвано это определение — лирическое крепкое).
Аналогичное явление наблюдается и среди мужских^ голосов, особенно теноров. Очень возможно, что одной из причин уменьшения числа драматических голосов: является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 в последнее время, т.е. почти на полтона по камертону ля).1 А это дает излишнюю нагрузку, плохо влияющую на голос, но так как это явление имеет место и сейчас, то эта излишняя нагрузка ложится на все голоса и особенно на те, которые заменяют драматические.
Мы делаем эту оговорку для того, чтобы студенты учли это обстоятельство при прослушивании.
Лирико-драматическое и драматическое сопрано, рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Леонора, ария «О, лютый зверь» (I д., 2 к.) — Бетховен, «Фиделио».
Агата, ария’«Сои не сомкнул бы моих очей» (II д., i к.)— Вебер, «Вольный стрелок»,
Леонора, ария «В любви его все счастье» (I д.) — Верди, «Трубадур».
Амелия, ария «Я в волшебной травке» (III д.); «Умру, но умоляю» (IV д.)—-Верди, «Бал-маскарад».
Аида, монолог «Вернись с победой к нам» (I) д., 2 к,), романс «Небо лазурное и воздух чистый» (III д.)—Верди, «Аида».
Сантуцца, романс «Вдаль уходя солдатом» — Масканьи, «Сельская честь».
Селика, ария «О солнца сын» (II д.) — Мейербер, «Африканка».
Тоска, ария «Сцене и любви» (II д.) —Пуччини, «Тоска».
Ортруда, сцена с Зльзой (II д.)—Вагнер, «Лоэнгрин»,
Брунгнльда, сцена (III д.) — Вагнер, «Валькирия» и сцена (III д., 2 к.) — «Гибель богов».
Горислава, каватина «Любви роскошная звезда (III д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Наташа, финал (I д.), ария «Оставьте пряжу, сестры» (IV д. 1 к.)—Даргомыжский, «Русалка».
Ярославна, сцена «Немало времени прошло» (I д., 2 к.); плач Ярославны (IV д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Купава, рассказ «Снегурочка, я счастлива», ариозо «Пчелки крылатые» (I д.) — Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Оксана, ария «Цвела яблонька» (I д., 2 к.), песня с хором «Черевички-невелички» (II д., 2 к.)—Чайковский, «Черевички».
Наташа, ария «Почудились мне будто голоса» (I д.) —Чайковский, «Опричник».
Кума, ария «Глянуть с Нижнего» (I д.); ариозо «Где же ты, мой желанный» — Чайковский, «Чародейка».
Лиза, ария «Откуда эти слезы» (2 к.); ария «Ах, истомилась, устала я» (6 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Наташа Ростова, ариозо «Какое право» (3 к.); ариозо «Решить мою,судьбу» (4 к.) диалог Наташи с Ахросимовой (6 к.)—Прокофьев, «Война и мир».
Лушка, романс «И зачем я его полюбила»; частушка «Приоделась, нарядилась» (I д.)—Дзержинский, «Поднятая целина».
Наташа, ария «Одна, одна, и день и ночь одна»; дуэт с Ленькой, (ИГ д., 1 к.)—Хренников, «В бурю».
Варвара, монолог «Душа стерпеть не в силах» (2 к.) —Данькович, «Богдан Хмельницкий».
Катерина, ария «Я в окошко однажды увидела» (3 к.) и монолог «В лесу, в самой чаще есть озеро» (IV д.) — Шостакович, «Катерина Измайлова».

Дискант-сопрано встречается у девочек и мальчиков в возрасте, примерно, до 12—13 лет. Объем от до первой до фа—фа-диез второй октавы (у девушек может п до соль2). «Рабочая середина» — от фа первой до ре второй октавы. Голос ровный, серебристый, бесстрастный; поет только легато.

МЕЦЦО-СОПРАНО ЛИРИЧЕСКОЕ И ДРАМАТИЧЕСКОЕ

Это промежуточный голос между драматическим сопрано и контральто. Встречаются голоса более близкие к сопрано, но не имеющие его предельных верхов, что компенсируется удлинением диапазона внизу, встречаются и более близкие к контральто, которые могут удовлетворительно исполнять партии контральто. Объём их от ля малой до си второй; «рабочая середина» от до—ре 1 до ми-бемоль второй октавы. Эти голоса значительно компактнее, чем сопрано, особенно в пределах ми ре2. В верхнем отрезке голос как бы сближается с драматическим сопрано, звучание голоса можно сравнить с тембром двух кларнетов и засурдиненной трубы.

Разница между лирическим и драматическим заключается в большем или меньшем приближении к сопрано или контральто, что соответствующим образом и отражается на исполнении. Так лирическое меццо-сопрано исполнит более легко, непринужденно, капризно-увлекательно хабанеру, сегедилыо, цыганскую песню в опере «Кармен», а драматическое, сгущая, даже как бы затемняя голос, придавая ему большую мужественность, решительность, выразительность, проведет сцены гадания и ссоры с Хозе. Есть, конечно, и партии лирические по своему содержанию, как бы предназначенные только для лирического меццо, таковы партии Полины, Миловзора из «Пиковой дамы», Гаины из «Майской ночи», Весны из «Снегурочки».
Среди образов, воплощаемых этими голосами, есть и роли юных девушек, о них мы упоминали; есть молодые женщины — «обольстительницы»; Кармен и Далила, Волшебница и Кащеевиа; есть юные героини, переживающие очень сильные драматические события, как, например, Жанна д’Арк из «Орлеанской девы» Чайковского, Уля Громова из «Молодой гвардии» Мейтуса, Аксинья из «Тихого Дона» Дзержинского; пожилые матери, как, например, Ниловна из оперы Хренникова «Мать», няня из «Евгения Онегина», Азучена из «Трубадура». Появляется и категория ролей, называемых «травести», это роли юношей, требующие переодевания в мужской костюм, таковы Зибель из «Фауста», Керубино из «Свадьбы Фигаро», царевич Федор из «Бориса Годунова», Миловзор из «Пиковой дамы», Изяслав из «Рогиеды» Серова, и т.д.
Меццо-сопрано лирическое и драматическое рекомендуется прослушать в следующих партиях:

Из камерно-симфонической музыки рекомендуется прослушать колыбельную из оратории Прокофьева «На страже мира» как типичный образец лирического меццо-сопрано.

КОНТРАЛЬТО

Контральто — самый низкий из женских голосов. Это — как бы женский бас, к сожалению, теперь почти не встречающийся. Звучание его, особенно в нижнем и среднем отрезках диапазона, очень близко к драматическому тенору. Объем — от соль, иногда и ниже, малой октавы, до фа—соль-бемоль (и выше) второй; «рабочая середина» от си малой до ре- бемоль второй октавы. Наиболее характерный массивный тембр между соль малой и соль первой октавы. Звук к его напоминает английский рожок с бас-кларнето или альтом.
Образы, воплощаемые этим голосом, весьма разнообразны. Это и молодые, страсно любящие женщины (Кончаковна) и часто встречающиеся в прежних операх старые колдуньи и волшебницы (Ульрика из «Бала-маскарада» Верди), и юноши (Ваня, Ратмир).
Обратим внимание, что в сборнике «Оперные либретто», где перечисляются голоса исполнителей, все контральто заменены меццо-сопрано, тогда как в клавирах «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Князя Игоря», «Бала-маскарада» и «Садко», партии из которых будут рекомендованы для прослушивания, голоса исполнителей обозначены как контральто.

Ульрика, сцена заклинания «Бог тьмы подземелья» (II д.)-Верди, «Бал-маскарад».
Ваня, песня «Как мать убили» (III д();.героическая ария «Бедный конь в поле пал» (IV д., 2 к.) — Глинка, «Иван Сусанин».
Ратмир, ария «И жар, и зной» (III д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Нежата, сказка и присказка «Как на озере, на Ильмене» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Кончаковна, каватина «Меркнет свет дневной»; дуэт с Владимиром Игоревичем (II д.) — Бородин. «Князь Игорь».
Альт — так называется голос у мальчиков до 13— 14 лет. Этот голос как бы является меццо-сопрано и контральто у мальчиков. Объем его от соль—ля малой октавы до ре второй октавы, «рабочая середина» от до—ре до ля—си первой октавы. У девочек такой голос почти не встречается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *