колоратурное сопрано что это значит
Разновидности высоких женских голосов и лучшие его обладательницы
Существует много вокальных женских диапазонов в музыке, но в этом материале разберем особенности одного, самого высокого, – сопрано, и все виды женских высоких типов голоса. Типичный диапазон – от ноты A ниже среднего C (A3) до ноты F или G на 2 октавы выше (F6 или G6), что составляет диапазон от 2 плюс 3 октавы. Конечно, это приблизительное измерение. Сопрано имеет яркий тон, сильный головной голос, но относительно слабый средний.
Сопрано
Драматическое сопрано
Тип оперного голоса по системе Фаха, характеризующийся широким диапазоном. Это очень высокий женский голос, обладающий богатым качеством и выносливостью, сильным эмоциональным объемом, хотя и с ограниченной подвижностью.
Обычный диапазон – от E3 до D6. Тесситура, место, где голос певицы звучит наиболее качественно и удобно, находится ниже, чем у других вариаций сопрано.
Вершиной этого типа является «вагнеровское сопрано»: регистры исполнительницы идеально сбалансированы, а голос полный и плотный, слышимый в смешанном хоре из 80-100 человек.
Подтип голоса со временем меняется, и тембры голоса у женщин 40 лет будет отличаться от имеющегося у молодой девушки. Переход к драматическому сопрано обычно происходит после 30 лет. Певицы могут испытывать множество вокальных проблем: трудности с корректировкой техники, проблемы с дыханием и опорой, вибрато и выносливостью, потеря музыкальности.
Лирическое сопрано
Лирический и чистый голос представляет собой наиболее распространенное сопрано и один из самых ярких вокальных инструментов в опере. Обладает всеми характеристиками сопрано с дополнительными качествами. Имеет колоратуру, то есть способность достигать чрезвычайно высоких нот с силой и ясностью.
Диапазон колеблется от средней C4 до высокой C6. Но часто исполнителям доступны ноты, превышающие эти параметры. Например, легкие лирические сопрано могут петь последовательно в высокой тесситуре до нот, включая C#6, D6 и даже Eb6. Полное лирическое сопрано поет как на низком Bb3, так на высоком C6.
Однако стандартная тесситура остается глубоко укоренившейся в средней и нижней частях верхнего регистра.
Колоратурное сопрано
Певица с колоратурным сопрано поет на высшем уровне человеческого вокального диапазона. Колоратуры обладают большой гибкостью, что позволяет исполнять сложные отрывки ловкостью и легкостью. Эта классификация женских голосов используются для оперных певцов.
Хотя все колоратуры обладают вокальной подвижностью, существует спектр их диапазона и точных тональных характеристик. Таким образом, есть деление на лирические и драматические женские певческие голоса, а также на три подкатегории – спинто, леггеро и сфогато. Самый распространенный диапазон достигает – от C4 до B3. Верхний обычно составляет около F6.
Часто граница между типами колоратурного сопрано довольно размыта.
Некоторые исполнители, особенно леггеро и спинто, могут с легкостью переключаться с лирических ролей на драматические.
Лирико-драматическое сопрано
Спинто-сопрано – подтип, наиболее близкий к границам, отделяющим лирическое сопрано от драматического (спинто). Это гибридный голос, который источает как свежий лирический звук, так драматические кульминации с пульсирующим вибрато и сквилло, расширяясь с большим весом и силой. Может иметь темный тембр. Один из величайших примеров именно этой подкатегории – испанка Монсеррат Кабалье.
Спинто-сопрано имеет диапазон примерно от среднего C (C4) до высокого D (D6).
Лирико-колоратурное сопрано
Обычно номинальный диапазон любого сопрано составляет D4-A5, с крайними значениями A3-F6. Лирическое колоратурное сопрано будет способствовать более широкому распространению в этих диапазонах. Стандартно такой исполнитель может захватить ноты примерно от D4 до C6.
Наиболее сильно и широко голос раскроется в зоне G4-G5. Певцам может не хватать богатства и резонанса голоса, которые имеют драматические сопрано.
Женщины с высокими голосами
Анна Нетребко
Нетребко олицетворяет гибридный тип лирико-спинто, который немного менее драматичен, чем чистый спинто, но более темный, чем лирическое сопрано по текстуре и вокальной массе. Анна умеет разбавлять темные оттенки своего голоса и излучать кокетливое ликование легким и чистым лиризмом, подчеркнутым ярким високим B5. Обратной стороной этого является ее способность петь с более сильным звуком, плотным средним голосом и мощным верхним регистром.
Нетребко может проецировать полный звук, не теряя лирического блеска голоса, но все же его можно услышать при более крупной оркестровке.
Одной из слабых сторон певицы является отсутствие глубокого, полностью поддерживаемого грудного голоса, для чего требуется расширение контральто и металлический драматический верхний регистр сопрано. Хотя Анна Нетребко может петь на высокой тесситуре, ее ловкость не является первоклассной.
Светлана Феодулова
Светлана Феодулова – уникальное явление в современном оперном мире. Ее голос не имеет аналогов нигде – такое сильное и звучное колоратурное сопрано на планете есть только у одного человека. Сегодня Светлана – обладательница самого высокого женского голоса в мире, что сертифицировано Книгой рекордов России и Книгой рекордов Гиннеса.
Уникальная колоратура и великолепная техника в сочетании с особым стилем исполнения и личной харизмой сделали Светлану Феодулову одной из самых популярных русских певиц.
Има Сумак
Перуанская певица Има Сумак была известна своим экстремальным диапазоном – от D2, почти на две октавы ниже среднего C, до C7, на три октавы выше него. Большая часть ее репертуара из области экзотики, как и постоянный тяжелый грим с тщательно продуманными костюмами, а необычный вокальный стиль может не всем прийтись по вкусу.
Ядро голоса – настоящий альт, который мог охватывать глубины низких частот, что относительно редко встречается среди женщин. С помощью манипуляций и обучения Има смогла расширить свой и так высокий уровень до C7, чему не было аналогов в прошлом. Часть этого голоса не очень красива и даже не полезна для исполнителя, за исключением некоторых звуковых эффектов, таких как щебетание птиц.
Рене Флеминг
Из всех современных лирических сопрано Флеминг наиболее достойна стать преемницей великого лирического искусства Элизабет Шварцкопф. Один из самых великолепных голосов, когда-либо существовавших в опере, наделенный великолепным однородным тоном, который легко проникает во все три регистра, одинаково способный к эфирным высоким нотам и глубоким, чувственным низким нотам меццо. Ее огромный диапазон (от низкого F3 до высокого G6) позволил Рене интерпретировать некоторые из самых виртуозных ролей в лирическом репертуаре.
Ее врожденные вокальные данные также позволили продвинуться в сложном репертуаре – в среде бельканто. Флеминг проявляет освежающую многогранность и музыкальное восприятие, особенно в формировании мелодии и утонченности лирической вокальной линии, что позволяет ее искусству постоянно развиваться и открывать новые грани ее пения.
Однако главным наследием Флеминг всегда будет красота ее вокального инструмента, которая даже сейчас остается чудесным образом сохраненной.
Джорджия Браун
Вы задумывались, каким может быть голос, вокальный диапазон которого составляет восемь октав? У Джорджии Браун он ранжируется от G2 до G10, что было подтверждено в музыкальной школе Aqui Jazz Atelier в Сан-Паулу, Бразилия.
Самая высокая нота, которую взяла певица, G10, – это технически не музыкальная нота, а частота, которая, согласно «научной нотации высоты звука», составляет 25 088 Гц. Полный диапазон был проверен музыкальными экспертами с использованием фортепиано, скрипки и органа.
Исполнительница с легкостью может петь мужские и женские партии, хоть баритоном или басом, либо использовать контральто (самый низкий женский певческий голос) вместе с сопрано.
Полезное видео по теме:
Колоратурное сопрано: определение, разновидности, примеры
Все привыкли слышать термин «сопрано», который характеризует высокий женский голос. Чем же отливается колоратурное сопрано от обычного? Попробуем разобраться.
Колоратура
Органично исполнять колоратуры могли только легкие и подвижные высокие голоса, которые и стали называться «колоратурными». Нередко исполнение колоратурных партий доверяется такому голосу, как колоратурное меццо-сопрано. Реже музыкальные «орнаменты» встречаются в партиях для низкого голоса. В частности, в «Севильском цирюльнике» Россини одна из арий дона Базилио украшена множественными музыкальными «узорами».
Что такое «колоратурное сопрано»?
Например, классическое сопрано простирается от ноты «ля» малой октавы до ноты «фа» третьей октавы. Это гибкие легкие голоса, отличающиеся тем самым «блеском» и «переливами». Но существует также драматический высокий голос, который отличается более плотным насыщенным звуком. Можно даже сказать, что он звучит «тяжело», а наиболее красивым и богатым является средний регистр. Верхние ноты драматическое сопрано может брать только на форте.
Лирико-драматический высокий голос соединяет в себе особенности и лирического, и драматического сопрано. Лирическое сопрано звучит задушевно, исполнение верхних нот достаточно гибкое, может происходить с различной силой звука.
Колоратурное сопрано отличается большой виртуозностью в верхних регистрах. Обладатель такого голоса замечательно справляется с исполнением различных украшений, форшлагов и трелей.
Разновидности колоратурного сопрано
Существует также колоратурное сопранодо – самый высокий женский голос. Большой плюс для обладателя такого голоса – это возможность виртуозно исполнять скачки, а также арпеджио и пассажи, украшенные трелями и форшлагами. В целом этот голос может напоминать слушателю такие инструменты, как скрипка или флейта.
Помимо этого, к колоратурному сопрано также применяют классификацию «драматического» или «лирического» голоса.
Колоратурное сопрано: примеры
Колоратурные украшения часто используются для того, чтобы подчеркнуть холодность и колкость создаваемого образа. Так, например, поступил Моцарт, работая над образом Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Колоратурным сопрано обладали такие мировые оперные дивы, как Антонина Нежданова, Мария Каллас, Амелита Галли-Курчи, Рената Тебальди.
Колоратурное сопрано
Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы.
Содержание
Разновидности
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей сопранового голоса:
Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако, в оперном искусстве часто используется другая, более развернутая, классификация (См.: en:Fach, en:Soprano).
Классические оперные партии сопрано
Партии сопрано в опереттах и мюзиклах
Выдающиеся певицы сопрано
Певческие голоса
Полезное
Смотреть что такое «Колоратурное сопрано» в других словарях:
Колоратурное сопрано — высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения. См. Сопрано … Музыкальная энциклопедия
КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО — (см. СОПРАНО, КОЛОРАТУРА) … Музыкальный словарь
СОПРАНО — (ит. верхний голос). 1) самый высокий из четырех главных музыкальных голосов, бывает только у женщин и мальчиков. 2) первая струна или квинта на скрипке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОПРАНО… … Словарь иностранных слов русского языка
СОПРАНО — СОПРАНО, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.… … Толковый словарь Ушакова
Сопрано — Основные вокальные диапазоны … Википедия
сопрано — нескл., с. 1) Самый высокий женский голос. Колоратурное сопрано. Пение в комнате прекратилось, но на улице продолжалось с прежней силой. Особенно выделялись сильное сопрано Оли и мягкий, приглушенный бас Борейко (Степанов). 2) ж., разг. Певица с… … Популярный словарь русского языка
СОПРАНО — Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому … Музыкальный словарь
СОПРАНО — (итальянское soprano, от sopra над, сверх), 1) самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и другие разновидности. 2) Верхняя партия… … Современная энциклопедия
СОПРАНО — (итал. soprano от sopra над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико драматическое и др.).2)… … Большой Энциклопедический словарь
сопрано — неизм. [итал. soprano] I. ср. 1. Высокий женский голос. Партия с. Драматическое, колоратурное с. 2. ж. Разг. Певица с таким голосом. II. в зн. прил. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении. ◁ Сопрановый; сопранный, ая, ое … Энциклопедический словарь
Что такое колоратура
Слово «колоратура» переводится с итальянского как «украшение». Она появилась в оперной музыке Италии и Франции в семнадцатом веке. Присуща стилям: классицизм, барокко, романтизм. Это – всевозможные украшения мелодии типа форшлага (краткое захватывание соседнего звука), трели (долгое чередование соседних звуков), мордента (быстрый переход на соседний звук и возвращение к основному). Исполнение таких элементов требует особого навыка, утонченности, виртуозности и абсолютного слуха.
Колоратуру исполняют не только женщины, но и мужчины. Ее можно встретить в музыке Моцарта, Доницетти, Вивальди, Генделя, Пуччини, Верди. Первоначально колоратуру исполняли певцы-кастраты, позже – певицы с сопрано. Сравнительно недавно ее стали петь мужчины с контратенором.
Самым известным и сложным примером исполнения колоратуры является ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Основные черты колоратурного сопрано
Певицы с колоратурным сопрано чаще всего исполняют сложные украшения в мелодии, так как их голос лучше всего звучит в верхних регистрах. Колоратурное сопрано отличается легким тембром, изящным и хрустальным звучанием, которое по характеру напоминает звуки флейты или скрипки.
Слушая исполнителей колоратурного сопрано, создается ощущение, что чем более высокие ноты они берут, тем легче и свободнее чувствуют себя в верхней тесситуре. Низы при исполнении звучат слабее по сравнению с верхними нотами.
Самые яркие представительницы мировой оперы с колоратурным сопрано:
Список певиц с колоратурным сопрано можно дополнить и представительницами из России. Это оперная дива Альбина Шагимуратова, а также советская и российская оперная певица Ольга Бородина.
Исполнение сложных вокальных партий требует от певца больших усилий. Чтобы защитить голосовые связки от перенапряжения и не допустить потери голоса во время репетиций или выступлений, используйте препарат Гомеовокс.
С Гомеовоксом Ваш голос будет звучать чисто и ярко, а речевой аппарат всегда будет под надежной защитой!.
Колоратурное сопрано
Самый высокий женский голос и само собой самый высокий человеческий голос вообще – вот, что первое приходит на ум, когда Я слышу термин «колоратурное сопрано».
Диапазон такого голоса начинается в среднем от До1 октавы и заканчивается в среднем на Фа# третьей октавы и далее.
Основной характерной и отличительной чертой колоратуры является очень высокая подвижность голоса в особенности в верхнем регистре голоса. Слушая опытных певиц с таким голосом возникает ощущение, что чем выше они поют – тем им легче, тем свободнее они себя чувствуют в верхней тесситуре. Сразу предлагаю послушать Вам Диану Дамрау — шикарное драматическое колоратурное сопрано по данному видео:
Главной трудностью и самым важным в постановке колоратурного сопрано является выработка звука максимально близкого к верхним передним зубам. Дело в том, что с таким голосом думать о малейших ошибках, форсировании нет смысла, потому что гортань достаточно тонкая, а значит и связки небольшие и узкие, звук элементарно будет пропадать, если будет уходить из головного резонатора. Такой голос звучит в голове или не звучит вообще. Отточенная верхняя форманта – залог успеха такого голоса. Что касается выработки грудного звучания, то многим колоратурам в процессе обучения стараются вообще не говорить о грудном звучании и тем более не заниматься наработкой грудного звучания, потому что есть опаска углубить, утяжелить голос и утратить лёгкость в верхнем регистре.
Тембр у «чудо голоса» — самый что ни наесть металлический и звонкий словно хрусталь, его ни с чем не спутаешь, достаточно послушать двух-трёх колоратур и этот звон осядет в ушах навсегда, конечно при условии, если Вы услышите профессионалок своего дела.
В европейских школах вокала различают два вида колоратуры: драматическое и лирическое сопрано, как Вы уже догадались по окраске голоса. В видео выше, в котором поёт Диана Дамрау, Вы можете насладиться звучанием драматического, тёмного сопрано, а в данном видео ниже поёт Ольга Пудова. Вот у неё окрас голоса скорее лирический, светлый:
В Русской школе пения раньше не различали эти голоса, сейчас не знаю, думаю всё так же, дело в том, что колоратур зачастую немного и пытаться разделять их и делить репертуар для обоих типов голоса нет никакой необходимости! В конце концов, Я не знаю такой оперы, в которой по задумке автора должны были бы присутствовать и лирическая колоратура и драматическая.