колосники в театре что это
КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ
КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса
(Болгарский язык; Български) — сценичен ролбоден
(Чешский язык; Čeština) — rošt provaziště
(Венгерский язык; Magyar) — színpadi rostelyszint
(Монгольский язык) — тайзны сараалж
(Польский язык; Polska) — rusztowanie sceny
(Румынский язык; Român) — suporţi de decoruri
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — noseća konstrukcija kulisa
(Испанский язык; Español) — telares
(Английский язык; English) — gridiron
(Французский язык; Français) — herses; cintres
Смотреть что такое «КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ» в других словарях:
колосники сцены — Решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения … Справочник технического переводчика
колосники — ов; мн. (ед. колосник, а; м.). 1. Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3. Театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и спуска декораций,… … Энциклопедический словарь
КОЛОСНИКИ — КОЛОСНИКИ, ов, ед. колосник, а, муж. (спец.). 1. Чугунная решетка в печах для прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки. 2. мн. Верхняя часть сцены с механизмами для укрепления декораций. | прил. колосниковый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
КОЛОСНИКИ — верхняя часть сцены (невидимая зрителю) для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций … Большой Энциклопедический словарь
Колосники — мн. 1. Чугунные детали колосниковой решетки с отверстиями для подвода воздуха под топливо в печах. 2. Устройство в верхней части сцены для укрепления декораций. 3. Настил из жердей на гумне, в риге и т.п. для сушки или хранения снопов ржи, хмеля… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Колосники — верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии. К. служат местом для установки верхних блоков, сценических подъёмов и устройств, размещения осветительных приборов. Основной элемент К. решетчатый… … Большая советская энциклопедия
колосники́ — ов, мн. (ед. колосник, а, м.). 1. Чугунная решетка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т. п. На колосниках, плотно, сноп к снопу, комлями вниз, сушилась рожь. В. Смирнов, Открытие мира. 3. театр. Решетки … Малый академический словарь
колосники — о/в; мн. (ед. колосни/к, а/; м.) см. тж. колосниковый 1) Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2) Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3) театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и… … Словарь многих выражений
Йеснер, Леопольд — (Jessner, Leopold) (03.03.1878, Кенигсберг, сейчас Калининград, Россия, 30.10.1945, Голливуд, США) немецкий режиссер, директор ряда театров, актер. Как актер дебютировал в 1897 в Котбусе, затем играл в Бреслау (Вроцлав), в Берлине, участвовал… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Устройство сцены. (чтобы начинающим не путаться в терминах)
Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский
Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.
Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.
Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.
Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.
Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.
«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».
Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.
Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.
Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.
Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.
Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.
Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).
Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.
Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.
Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.
Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.
Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.
КРЫЛЬ, спасибо огромное Вам за эту картинку.
Рубрики: | Живущие на сцене |
Метки: сцена устройство сцены
Процитировано 13 раз
Понравилось: 3 пользователям
Колосники сцены
Основные определения сцены театра:
Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники (рис. 1). Трюм — это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. Нижняя сцена используется для устройства люков-спусков со сцены и для осуществления различных эффектов.
Планшетом — называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.
Колосники — решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы.
Авансцена — это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Она может обыгрываться как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею.
Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия — линия, по которой проходит антрактовый занавес.
Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно рампе. Эти участки называются планами сцены. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах. Кулисы представляют собой мягкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части. Падуги — это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Они служат для маскировки софитов— приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства. Кулисы и падуги составляют ряд арок, подвешенных параллельно рампе. Пространство сцены, лежащее между этими арками, и определяло площадь каждого плана. В современном театре это понятие сохранилось, но получило более широкое значение. Формально границей плана сцены считается линия софитных батарей. Это, пожалуй, единственный признак, по которому можно разделить сценическое пространство.
Рисунок 1. Устройство сцены-коробки: 1 — строительный портал; 2 — осветительная галерея; 3 — рабочая галерея; 4— переходный мостик; 5 — колосники; 6 — портальная башня; 7 — огнестойкий занавес.
Сцена сообщается с авансценой при помощи портального отверстия. Архитектурная арка, обрамляющая это отверстие, называется порталом сцены. А пространство, заключенное внутри портальной арки, — зеркалом сцены. В театрах классического типа зеркало сцены несколько меньше размеров портала, так как сверху оно обрезается специальной падугой — арлекином. Арлекин служит для маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. В современных решениях сцены арлекин, как правило, отсутствует.
Специальные кулисы и падуги, находящиеся за портальной аркой, могут изменять размеры сценического отверстия, образуя так называемое рабочее зеркало сцены или рабочий портал.
По бокам сцены располагаются дополнительные резервные площадки, называемые карманами. В отличие от боковых пространств сцены, карманы находятся за пределами сценической коробки и поэтому имеют пониженную высоту, приблизительно равную высоте портала. Карманы служат для заготовки декораций, собранных на накатных площадках-фурках. Поскольку наиболее активно обыгрываемой площадью являются первые планы сцены, помещения карманов размещаются в этой зоне.
Арьерсцена, или иначе задняя сцена, представляет собой, как и карманы, отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части главной сцены.
Основные требования для проектирования:
В зданиях культурно-зрелищных учреждений следует предусматривать водяное пожаротушение:
Система водяного пожаротушения театров (кинотеатрах) состоит из:
Орошение противопожарного занавеса следует предусматривать со стороны сцены.
В зданиях клубов со сценами размеров 18×12, 21×12, 21×15 м, а также в зданиях театров дополнительные пожарные краны диаметром 65 мм со спрыском 19 мм и длиной рукава 10 м устанавливают на планшете сцены.
Пожарные краны диаметром 50 мм со спрыском 16 мм и длиной рукава 10 м устанавливают на колосниках и рабочих галереях; то же во всех остальных помещениях театров, но с длиной рукава — 20 м.
На планшете сцены при его площади до 500 м2 устанавливают три, а при большей площади — четыре пожарных крана.
На каждой рабочей галерее и колосниках размещают не менее двух пожарных кранов, по одному с правой и левой стороны сцены.
Расчетный напор на внутреннее пожаротушение:
В тех случаях, когда напор в наружной сети недостаточен для обеспечения расчетной работы противопожарных устройств, следует предусматривать установку насосов, пуск которых следует проектировать:
Требуемый напор определяется гидравлическим расчетом.
Свободный напор для гидравлического расчета определяется в зависимости от диктующей точки:
Основная проблема водяного пожаротушения театров, кинотеатров
После того, как Вы выполните все необходимые расчеты, Вы получите некоторую расчетную цифру (требуемый напор и расход). Для театров и кинотеатров, как правило это очень большие значения порядком 400 м3/час и выше при напоре от 50м.
В редких случаях городской водопровод может обеспечить данные параметры. Обычно необходимо проектировать насосную станцию пожаротушения. Согласно нормам РФ, мы может устанавливать один рабочий и один резервный насос.
К примеру рассмотрим график насоса, который был подобран для следующих параметров: расход 489 м3/час, напор 70м.
Насос отлично подобран на расчетные параметры.
В любом другом объекте с большими расходами на пожаротушение может возникнуть аналогичная проблема. При начале развития пожара, как правило начинает работать только пожарный кран и несколько спринклерных оросителей. Если пожар не ликвидировался и продолжает развиваться, то уже спустя некоторое время раскрываются все расчетные оросители и дренчеры. Т.е. в начальный этап пожара, при установки одного рабочего насоса с большой производительностью, мы не запустим систему водяного пожаротушения в работу, т.к. насос не работает на маленькие расходы.
Чтобы не возникало таких проблем, лучше устанавливать насосную группу из нескольких рабочих насосов с каскадным включением. Смотреть график ниже.
Из графика видно, что мы охватываем весь диапазон расходы от 0 и более м3/час, т.е. насосная установка обеспечивает защиту от пожара от начала его развития, когда еще расходы воды не вышли на расчетные параметры.
При этом у данной схемы есть несколько положительных моментов:
При объединенной системе АУПТ с пожарными кранами, перед пожарными кранами обязательно необходимо устанавливать диафрагмы, для снижения давления перед ПК (давление должно быть не более 40м)
На современном рынке так же появились насосные установки для пожаротушения с частотным преобразователем (фирма ООО Плазма-Т)
Остальные требования к системе АУПТ для театров Вы найдете в приложении Л СП 118.13330.2012.
Литература: СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» приложение Л. «Требования к внутреннему противопожарному водопроводу зданий культурно-зрелищных учреждений, библиотек, архивов и спортивных сооружений».
КОЛОСНИКИ это:
Смотреть что такое «КОЛОСНИКИ» в других словарях:
колосники — ов; мн. (ед. колосник, а; м.). 1. Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3. Театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и спуска декораций,… … Энциклопедический словарь
КОЛОСНИКИ — КОЛОСНИКИ, ов, ед. колосник, а, муж. (спец.). 1. Чугунная решетка в печах для прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки. 2. мн. Верхняя часть сцены с механизмами для укрепления декораций. | прил. колосниковый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
КОЛОСНИКИ — верхняя часть сцены (невидимая зрителю) для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций … Большой Энциклопедический словарь
Колосники — мн. 1. Чугунные детали колосниковой решетки с отверстиями для подвода воздуха под топливо в печах. 2. Устройство в верхней части сцены для укрепления декораций. 3. Настил из жердей на гумне, в риге и т.п. для сушки или хранения снопов ржи, хмеля… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
КОЛОСНИКИ — (Fire bars) чугунные бруски, из которых составляется колосниковая решетка. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л. Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
КОЛОСНИКИ — чугунные бруски различной формы или плиты, образующие решётку для поддержки твёрдого топлива в топке и обеспечения прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки … Большая политехническая энциклопедия
Колосники — верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии. К. служат местом для установки верхних блоков, сценических подъёмов и устройств, размещения осветительных приборов. Основной элемент К. решетчатый… … Большая советская энциклопедия
колосники́ — ов, мн. (ед. колосник, а, м.). 1. Чугунная решетка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т. п. На колосниках, плотно, сноп к снопу, комлями вниз, сушилась рожь. В. Смирнов, Открытие мира. 3. театр. Решетки … Малый академический словарь
Колосники — Колосниковая решётка паровозов ФД и ИС Колосниковая решетка чугунная решетка, устанавливаемая в топке и служащая для поддержания слоя твердого горящего топлива. Для поступления воздуха к топливу, колосниковая решётка имеет продольные отверстия… … Википедия
Колосники — 1. Решетки из железных прутьев в топке печи, для притока воздуха и устранения золы. 2. Жерди для снопов в овине. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И. 1995) … Архитектурный словарь
Поиск значения / толкования слов
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова колосник
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Решетка, обычно чугунная, для прохода воздуха под топливо и для отделения золы от топлива.
Ряд брусьев или жердей, служащих в различных производствах и домашнем хозяйстве для накладывания просыхающего материала (для сушки хмеля, соли, для укладки снопов).
только мн. В театре — деревянные или металлические брусья, соединенные в виде решетки в верхней части сцены и служащие для укрепления декораций.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Примеры употребления слова колосник в литературе.
При свете раннего солнца город был похож на огромный ящик с сокровищами, обитый черным и серым бархатом пепелищ и наполненный миллионами сверкающих драгоценных камней: осколками аккумуляторов, амперметров, анализаторов, батарей, библиотечных автоматов, бутылок, банкнотов, бобин, вентиляторов, генераторов, громкоговорителей, динамо-машин, динамометров, детекторов, калориметров, конденсаторов, копилок, консервных автоматов, вакуумных установок, изоляторов, ламп, магнето, массспектрометров, масштабных линеек, машин по учету личного состава, моек для посуды, мотогенераторов, моторов, механических уборщиков, осциллографов, очистителей, записывающих устройств, напильников, колосников. обогревателей, панелей управления, понижающих трансформаторов, прерывателей, преобразователей, приводных ремней, потенциометров, пылеулавливателей, резцов, распылителей, регуляторов частоты, радиоприемников, реакторов, реле, реостатов, рентгеновских установок, сварочных аппаратов, счетных машин, счетчиков Гейгера, светофоров, сопротив
Смена декораций: небесный машинист спрятал в колосники двор Луи-Филиппа.
Из памятников мы делали площадки, на которые клали рельсы, а на рельсы укладывали, как колосники. железные ограды.
Снопы складывали на колосники в закрытом помещении, а внизу под ними топили большую, сложенную из камней печь — теплинку.
Тигран посадил на колосники двадцать мальчиков и дал каждому огромную корзину цветов.
Нашарил Христо старый чугунный колосник. взял под мышку и тихонько свистнул собаку.
Все будет сделано, начальник, — заверил Бесик, и Колосников. махнув на прощанье рукой, удалился.
Ему уже не раз доносили, что Колосников обогащается за счет прибывших.
Майор Колосников был навязан Севостьянову чуть ли не насильно человеком Рассказова.
Было бы еще полбеды, если бы он вел себя нормально, но Колосников не только совал свой нос во все дыры, но еще и старался показать всем, что ни в грош не ставит самого Севостьянова.
Он, конечно же, знал, что Колосников грабит осужденных и никогда не сдает деньги в общий фонд, который использовался для нужд сотрудников и подкупа нужных людей, но Севостьянов делал вид, что не обращает на это внимания.
А то, что майор Колосников дежурил в тот день, о котором ты спрашиваешь!
Несколько минут Колосников смотрел не мигая в глаза Савелию, словно пытаясь что-то понять, потом поморщился и сказал: — Ладно, иди.
И снова Колосников несколько мииут в упор смотрел на Савелия, потом тяжело вздохнул и сказал: — Ладно, посмотрим.
Савелий уже решил окончательно и бесповоротно, что лжемайор Колосников. депутат-убийца и насильник, должен понести наказание, причем обязательно при свидетелях, которыми должны стать его собственные сотрудники.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Семантические свойства Править
Значение Править
Синонимы Править
Антонимы Править
Гиперонимы Править
Гипонимы Править
Анаграммы Править
Для улучшения этой статьи желательно :
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
LiveInternetLiveInternet
Екатерина_Евтух все записи автора Устройство сцены.
Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский
Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.
Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.
Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.
Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.
Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.
«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».
Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.
Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.
Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.
Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.
Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.
Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).
Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.
Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.
Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.
Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.
Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.
КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ
Смотреть что такое «КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ» в других словарях:
колосники сцены — Решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса Тематики здания, сооружения … Справочник технического переводчика
колосники — ов; мн. (ед. колосник, а; м.). 1. Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3. Театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и спуска декораций,… … Энциклопедический словарь
КОЛОСНИКИ — КОЛОСНИКИ, ов, ед. колосник, а, муж. (спец.). 1. Чугунная решетка в печах для прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки. 2. мн. Верхняя часть сцены с механизмами для укрепления декораций. | прил. колосниковый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
КОЛОСНИКИ — верхняя часть сцены (невидимая зрителю) для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций … Большой Энциклопедический словарь
Колосники — мн. 1. Чугунные детали колосниковой решетки с отверстиями для подвода воздуха под топливо в печах. 2. Устройство в верхней части сцены для укрепления декораций. 3. Настил из жердей на гумне, в риге и т.п. для сушки или хранения снопов ржи, хмеля… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Колосники — верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии. К. служат местом для установки верхних блоков, сценических подъёмов и устройств, размещения осветительных приборов. Основной элемент К. решетчатый… … Большая советская энциклопедия
колосники́ — ов, мн. (ед. колосник, а, м.). 1. Чугунная решетка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т. п. На колосниках, плотно, сноп к снопу, комлями вниз, сушилась рожь. В. Смирнов, Открытие мира. 3. театр. Решетки … Малый академический словарь
колосники — о/в; мн. (ед. колосни/к, а/; м.) см. тж. колосниковый 1) Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2) Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3) театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и… … Словарь многих выражений
Йеснер, Леопольд — (Jessner, Leopold) (03.03.1878, Кенигсберг, сейчас Калининград, Россия, 30.10.1945, Голливуд, США) немецкий режиссер, директор ряда театров, актер. Как актер дебютировал в 1897 в Котбусе, затем играл в Бреслау (Вроцлав), в Берлине, участвовал… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
1.51. Между зрительным залом и глубинной колосниковой сценой следует предусматривать противопожарную стену 1-го типа.
1.52. Проем строительного портала сцен клубов и театров с залами вместимостью 800 мест и более должен быть защищен противопожарным занавесом.
Предел огнестойкости противопожарного занавеса должен быть не менее 1 ч. Теплоизоляция занавеса должна быть из негорючих и не выделяющих токсичных продуктов разложения материалов.
1.53. Дверные проемы в противопожарной стене на уровне трюма и планшета сцены, а также выходы из колосниковых лестниц в трюм и на сцену (при наличии противопожарного занавеса) следует защищать тамбурами-шлюзами.
1.54. В проемах складов декораций со стороны сцены и карманов необходимо предусматривать противопожарные двери 1-го типа, в колосниковых лестницах — 2-го типа.
1.55. Складские помещения, кладовые, мастерские, помещения для монтажа станковых и объемных декораций, камера пылеудаления, вентиляционные камеры, помещения лебедок противопожарного занавеса и дымовых люков, аккумуляторные, трансформаторные подстанции должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа, перекрытия 3-го типа и двери 2-го типа.
Размещение указанных помещений под зрительным залом и планшетом сцены не допускается, за исключением сейфа скатанных декораций, лебедок противопожарного занавеса и дымовых люков, подъемно-спускных устройств без маслонаполненного оборудования.
Проем сейфа следует защищать щитами с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.
1.56. Каркас надстроек над негорючими несущими конструкциями балконов, амфитеатра и партера зрительного зала, необходимых для образования уклона или ступенчатого пола, должен быть негорючим.
1.57. Несущие элементы планшета сцены должны быть негорючими.
При применении древесины для настила по этим элементам, а также колосникового настила и настила рабочих галерей она должна быть подвергнута глубокой пропитке антипиренами.
1.58. Каркасы и заполнение каркасов подвесных потолков над зрительными залами и обрешетка потолков и стен зрительных залов клубов со сценами, а также театров и залов крытых спортивных сооружений вместимостью более 800 мест следует выполнять из негорючих материалов, а вместимостью до 800 мест (кроме зданий V степени огнестойкости) могут быть из трудногорючих материалов.
Отверстия в сплошных подвесных потолках для установки громкоговорителей, светильников освещения и другого оборудования должны быть защищены сверху негорючими крышками с пределом огнестойкости 0,5 ч.
1.59. При размещении над зрительными залами помещений несущие конструкции перекрытия (фермы, балки и т.п.) должны быть защищены сверху и снизу настилами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
Помещения для освещения сцены, расположенные в пределах габарита перекрытия зрительного зала, должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа.
1.60*. Применение ковровых покрытий легковоспламеняемых и с высокой дымообразующей способностью, чрезвычайно и высокоопасных по токсичности в общественных зданиях не допускается. В коридорах и холлах общественных зданий, за исключением зрелищных, клубных, крытых спортивных сооружений с местами для зрителей, дошкольных учреждений, спальных корпусов школ-интернатов, детских оздоровительных лагерей и стационаров лечебных учреждений, допускается использовать ковры из горючих материалов с умеренной дымообразующей способностью, умеренно опасных по токсичности, а в зданиях высотой 10 этажей и более — трудногорючих с малой дымообразующей способностью и малоопасных по токсичности. Ковровые покрытия должны быть наклеены на негорючее основание (кроме зданий V степени огнестойкости).
1.61. Ограждающие конструкции оркестровой ямы должны быть противопожарными (перегородки — 2-го типа, перекрытие — 3-го типа).
Древесина, применяемая для отделки и настила пола оркестровой ямы, должна быть подвергнута глубокой пропитке антипиренами.
1.63. Помещение пожарного поста-диспетчерской следует проектировать с естественным освещением и располагать или на уровне планшета сцены (эстрады), или этажом ниже, вблизи наружного выхода или лестницы.
Помещение насосной пожарного и хозяйственного водопровода должно размещаться смежно или под помещением пожарного поста-диспетчерской с удобным между ними сообщением.
1.64. При проектировании театров и клубов с размещением производственных помещений, а также резервных складов в основном здании их следует отделять от остальных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
1.65. Окна и отверстия из помещений рирпроекционных на сцену или арьерсцену, кинопроекционных, из помещений аппаратных и светопроекционных в зрительный зал, если в них устанавливаются кинопроекторы, должны быть защищены шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее 0,25 ч.
Окна и отверстия светопроекционной, оборудованной для динамической проекции, могут быть защищены закаленным стеклом.
1.66. Кресла, стулья, скамьи или звенья из них в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 мест) следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При проектировании залов с трансформируемыми местами для зрителей следует предусматривать установку кресел, стульев и скамей (или звеньев из них) с обеспечением устройств, предотвращающих их опрокидывание или сдвижку.
1.67. Здания библиотек и архивов следует проектировать высотой не более девяти этажей.