колосниковые лестничные клетки что это
Колосники
Основные определения сцены театра
Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники (рис. 1). Трюм — это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. Нижняя сцена используется для устройства люков-спусков со сцены и для осуществления различных эффектов.
Планшетом — называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.
Колосники — решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы.
Авансцена — это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Она может обыгрываться как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею.
Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия — линия, по которой проходит антрактовый занавес.
Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно рампе. Эти участки называются планами сцены. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах. Кулисы представляют собой мягкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части. Падуги — это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Они служат для маскировки софитов— приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства. Кулисы и падуги составляют ряд арок, подвешенных параллельно рампе. Пространство сцены, лежащее между этими арками, и определяло площадь каждого плана. В современном театре это понятие сохранилось, но получило более широкое значение. Формально границей плана сцены считается линия софитных батарей. Это, пожалуй, единственный признак, по которому можно разделить сценическое пространство.
Рисунок 1. Устройство сцены-коробки: 1 — строительный портал; 2 — осветительная галерея; 3 — рабочая галерея; 4— переходный мостик; 5 — колосники; 6 — портальная башня; 7 — огнестойкий занавес.
Сцена сообщается с авансценой при помощи портального отверстия. Архитектурная арка, обрамляющая это отверстие, называется порталом сцены. А пространство, заключенное внутри портальной арки, — зеркалом сцены. В театрах классического типа зеркало сцены несколько меньше размеров портала, так как сверху оно обрезается специальной падугой — арлекином. Арлекин служит для маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. В современных решениях сцены арлекин, как правило, отсутствует.
Специальные кулисы и падуги, находящиеся за портальной аркой, могут изменять размеры сценического отверстия, образуя так называемое рабочее зеркало сцены или рабочий портал.
По бокам сцены располагаются дополнительные резервные площадки, называемые карманами. В отличие от боковых пространств сцены, карманы находятся за пределами сценической коробки и поэтому имеют пониженную высоту, приблизительно равную высоте портала. Карманы служат для заготовки декораций, собранных на накатных площадках-фурках. Поскольку наиболее активно обыгрываемой площадью являются первые планы сцены, помещения карманов размещаются в этой зоне.
Арьерсцена, или иначе задняя сцена, представляет собой, как и карманы, отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части главной сцены.
Основные требования для проектирования
В зданиях культурно-зрелищных учреждений следует предусматривать водяное пожаротушение:
Основная проблема водяного пожаротушения театров, кинотеатров
После того, как Вы выполните все необходимые расчеты, Вы получите некоторую расчетную цифру (требуемый напор и расход). Для театров и кинотеатров, как правило это очень большие значения порядком 400 м3/час и выше при напоре от 50м.
В редких случаях городской водопровод может обеспечить данные параметры. Обычно необходимо проектировать насосную станцию пожаротушения. Согласно нормам РФ, мы может устанавливать один рабочий и один резервный насос.
К примеру рассмотрим график насоса, который был подобран для следующих параметров: расход 489 м3/час, напор 70м.
Насос отлично подобран на расчетные параметры.
В любом другом объекте с большими расходами на пожаротушение может возникнуть аналогичная проблема. При начале развития пожара, как правило начинает работать только пожарный кран и несколько спринклерных оросителей. Если пожар не ликвидировался и продолжает развиваться, то уже спустя некоторое время раскрываются все расчетные оросители и дренчеры. Т.е. в начальный этап пожара, при установки одного рабочего насоса с большой производительностью, мы не запустим систему водяного пожаротушения в работу, т.к. насос не работает на маленькие расходы.
Чтобы не возникало таких проблем, лучше устанавливать насосную группу из нескольких рабочих насосов с каскадным включением. Смотреть график ниже.
Из графика видно, что мы охватываем весь диапазон расходы от 0 и более м3/час, т.е. насосная установка обеспечивает защиту от пожара от начала его развития, когда еще расходы воды не вышли на расчетные параметры.
При этом у данной схемы есть несколько положительных моментов:
При объединенной системе АУПТ с пожарными кранами, перед пожарными кранами обязательно необходимо устанавливать диафрагмы, для снижения давления перед ПК (давление должно быть не более 40м)
На современном рынке так же появились насосные установки для пожаротушения с частотным преобразователем (фирма ООО Плазма-Т)
Остальные требования к системе АУПТ для театров Вы найдете в приложении Л СП 118.13330.2012.
Литература: СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» приложение Л. «Требования к внутреннему противопожарному водопроводу зданий культурно-зрелищных учреждений, библиотек, архивов и спортивных сооружений».
Расчетный напор на внутреннее пожаротушение
В тех случаях, когда напор в наружной сети недостаточен для обеспечения расчетной работы противопожарных устройств, следует предусматривать установку насосов, пуск которых следует проектировать:
Требуемый напор определяется гидравлическим расчетом.
Свободный напор для гидравлического расчета определяется в зависимости от диктующей точки:
Специальные технические условия, на строительство новой сцены Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и приспособление существующего здания для современного использования»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия, на строительство новой сцены Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и приспособление существующего здания для современного использования» по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, д.25
В настоящее время проводится приспособление к современным функциональным и инженерно-техническим требованиям инженерных систем комплекса объекта культурного наследия (памятник истории и культуры «Здание городского театра») под современное использование в театр, направленное на повышение уровня пожарной безопасности объекта путем выполнения дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий, а также его оснащения системами противопожарной защиты.
При этом, требования нормативных документов в области пожарной безопасности, действующие в настоящее время, не могут быть в полной мере применены к данному уникальному объекту, в части: осуществление эвакуации по открытым парадным лестницам, соединяющим более двух этажей; осуществление эвакуации через помещения с открытой лестницей, не являющейся эвакуационной.
1. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности:
Здание театра является объектом культурного наследия, предусматривается переменной этажности до 6 этажей включительно, вместимостью не более 2000 человек, площадью этажа – не более 6000 м², I степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности –С0 и оборудуется:
системой автоматической пожарной сигнализации;
системой противодымной защиты;
внутренним и наружным противопожарным водопроводом;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа;
автоматическими установками пожаротушения;
Здание театра разделяется на три пожарных отсека противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа (энергетический центр, новое строительство, реконструируемое старое здание театра).
При определении этажности здания к надземным этажам относится этаж, не менее 70% площади пола помещений которого находится не ниже планировочной отметки земли.
Эвакуация с колосников и рабочих галерей предусматривается в колосниковые лестничные клетки и в поэтажные коридоры, ведущие в эвакуационные лестничные клетки. Выход из колосниковых лестничных клеток выполняется в вестибюль или коридор ведущий непосредственно наружу. Ширина марша колосниковой лестничной клетки предусматривается не менее 0,7 м. Ширина ступени криволинейной лестницы предусматривается не менее 0,12 м в узкой части.
Открытые лестницы для эвакуации из помещения класса функциональной пожарной опасности Ф3.2, размещенного в подвальном этаже, выходят в вестибюль первого этажа.
Эвакуация по исторической парадной лестнице осуществляется только для старого здания театра.
Выход наружу из эвакуационных лестничных клеток, соединяющих цокольный и вышележащие этажи, предусматривается на уровне цокольного этажа.
В подвальных этажах пути эвакуации и помещение класса функциональной пожарной опасности Ф3.2 отделяются от примыкающих помещений противопожарными перегородками 1 типа с заполнением проемов противопожарными дверьми 2 типа.
Колосниковые лестничные клетки выгораживаются противопожарными перегородками с пределом огнестойкости EI 90 с заполнением проемов противопожарными дверьми 1 типа.
Кулуары отделяются от помещения с открытой лестницей (фойе) противопожарными шторами с пределом огнестойкости не ниже EI 45.
В местах смещения ограждающих конструкций лестничных клеток предусматривается устройство стен лестничных клеток с пределом огнестойкости не менее REI 90 непосредственно на конструкции перекрытия здания, имеющее предел огнестойкости не менее REI 90.
Акустические панели зрительных залов выполняются из материалов КМ0 или КМ1.
При организации выходов в третьем пожарном отсеке через помещения с открытой парадной лестницей соединяющей четыре этажа, помещения выгораживаются конструкциями из негорючих материалов.
Электроснабжение систем противопожарной защиты предусматривается 1-ой особой категории надежности.
Для объекта предусматривается разработка оперативного плана пожаротушения, а также специальных правил пожарной безопасности, подлежащих согласованию в установленном порядке с ГУ МЧС России по Пермскому краю.
Объект расположен на расстоянии от пожарной части, обеспечивающем прибытие пожарных подразделений в пределах 10 мин.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.07.2009 г. № 382.
2. Решение нормативно-технического совета:
Рассмотрев представленные материалы, Совет считает возможным согласиться с предлагаемыми техническими решениями при условии:
хранения в складских помещениях театра декораций в количестве, не более чем для одного театрального сезона;
устройства из помещения гардеробной не менее двух выходов, ведущих на пути эвакуации или непосредственно наружу.
нормативно-технического совета____________________А.А. Макаревич
нормативно-технического отдела____________________А.А. Макеев
Глубинная колосниковая сцена
3.33. В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяется шесть схем построения глубинной колосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом возможностей, которые в принципе может предоставить эта сцена:
3.34. Наиболее распространенные и апробированные размеры глубинных колосниковых сцен, м2, приведены в табл. 2.
3.35. При глубине арьерсцены, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением по направлению оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены либо смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены или частично, обеспечить переменное положение круга вплоть до его выдвижения на авансцену, а также распространить действие далеко в глубину зала за пределы сцены.
При уменьшении глубины арьерсцены до величины по табл. 2 сохраняются только возможности некоторого распространения действия в глубину и попланной смены объемных декораций и рельефа на части сцены движением вдоль оси сцены. Отсутствие арьерсцены лишает театр перечисленных возможностей.
При ширине каждого из двух карманов, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением перпендикулярно оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены или смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены либо частично, а также «челночно» (попеременно в одной плоскости), обеспечить переменное положение круга.
Рис. 8. Примеры основных схем построения глубиной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)
При уменьшении глубины карманов до величины по табл. 2 сохраняется только возможность «челночной» смены объемных декораций или рельефа на части сцены. Отсутствие одного из карманов уменьшает постановочные возможности сцены, не позволяя осуществлять «челночную» смену декораций или рельефа сцены. Отсутствие обоих карманов лишает сцену перечисленных возможностей.
3.36. Схема 1 с увеличенными карманами и арьерсценой предоставляет максимум перечисленных возможностей. Все остальные схемы и варианты в той или иной степени снижают постановочные возможности сцены.
Рис. 9. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены (варианты механического оборудования показаны условно)
3.37. Применение сцен рекомендуется осуществлять согласно табл. 3.
Примечания: 1. Размеры и состав помещений глубинной колосниковой сцены могут определяться заданием на проектирование, особенно при реконструкции театральных зданий или приспособлении дня театров зданий, являющихся памятниками архитектуры либо историческими сооружениями.
Рис. 10. Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант)
3.38. Колосниковый настил располагается перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.
3.39. По боковым и задней стенам сцены предусматриваются ярусы рабочих галерей. Нижнюю галерею рекомендуется располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.
Между боковыми рабочими галереями возможно предусматривать переходные мостики шириной не менее 0,6 м.
Рабочие галереи и переходные мостики проектируются со сплошным настилом из шпунтованных сосновых досок толщиной не менее 0,06 м, ограждением высотой не менее 1,2 м и отбойным брусом высотой не менее 0,15 м.
3.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов проектируются в одном уровне.
3.42. Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен по табл. 2.
Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м.
В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным.
При проектировании барабанного круга, подъемно-опускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом.
Театр | Ширина, м, не менее | |
оркестровой ямы | проема | |
Драматический и музыкально-драматический | ||
Музыкальной комедии | 4,5 | 3,5 |
Оперы и балета | 4,5 |
3.43. Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала.
С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.
3.44. Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать по табл. 4.
Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется не менее 1,3 м2.
Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола.
В том случае, если оркестровая яма находится в пределах сценической коробки, над ней устраивается звукоотражающий козырек, убираемый в случае перекрытия проема оркестровой ямы в уровне планшета.
3.45. Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцен предусматриваются две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила (при вместимости зала менее 800 мест возможно от уровня пола нижней рабочей галереи).
СВОД ПРАВИЛ 1.13130.2009
Зрелищные и культурно-просветительские учреждения (класс Ф2)
6.1 Общие положения
6.1.1 Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.
6.1.2 Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.
6.1.3 Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.
Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.
6.1.4 Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме лестниц трибун спортивных сооружений).
Уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5.
Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать не более:
П р и м е ч а н и е — Требования настоящего пункта и п. 6.1.1 не распространяются на проектирование проходов со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях.
6.1.5 Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную
клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м:
1,35 — для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел.; 1,2 — для остальных зданий;
0,9 — во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел.
Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
6.1.6 В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
6.1.7 Отдельные лестницы для сообщения между подвалом или цокольным этажом и первым этажом, ведущие в коридор, холл или вестибюль первого этажа, в расчете эвакуации людей из подвала или цокольного этажа не учитываются.
6.1.8 Если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.
6.1.9 Предусматривать на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезные лестничные площадки, как правило, не следует. При устройстве криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений с числом постоянно пребывающих в них людей не более 5 чел., а также криволинейных парадных лестниц ширина ступеней в узкой части этих лестниц должна быть не менее 0,22 м, а служебных лестниц — не менее 0,12 м.
6.1.10 В IV климатическом районе и в IIIБ климатическом подрайоне допускается устройство эвакуационных наружных открытых лестниц (кроме стационарных лечебных учреждений).
6.1.11 Ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.
6.1.12 Ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов в свету должна быть не менее 1,2 м для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 50 чел.
6.1.13 Лестничные клетки следует проектировать с естественным освещением через проемы в наружных стенах (кроме лестниц подвалов, а также колосниковых лестниц в зданиях зрелищных предприятий).
В не более чем 50 % лестничных клеток 2-этажных зданий I и II степеней огнестойкости, а также 3-этажных зданий при устройстве просвета между маршами лестниц, равном не менее 1,5 м, может быть предусмотрено только верхнее освещение.
6.1.14 В зданиях высотой не более 28 м I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности С0 допускается применять лестницы 2-го типа, соединяющие более двух этажей, при наличии эвакуационных лестничных клеток, требуемых нормами, и при условии, что помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, отделяется от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Допускается не отделять противопожарными перегородка ми помещение, в котором расположена лестница 2-го типа хотя бы в одном из следующих случаев:
6.1.15 Из помещений независимо от их назначения (кроме кладовых горючих материалов и мастерских) один из выходов может быть непосредственно в вестибюль, гардеробную, поэтажный холл и фойе, примыкающие к открытым лестницам.
6.1.16 В качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 60°. При этом данные лестницы должны быть рассчитаны на число эвакуируемых не более, чел.:
70 — для зданий I и II степеней огнестойкости;
50 — для зданий III степени огнестойкости;
30 — для зданий IV и V степеней огнестойкости.
Ширина таких лестниц должна быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней — не менее 0,2 м.
При устройстве прохода к наружным открытым лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности К0.
6.1.17 Наружные пожарные лестницы следует располагать на расстоянии между ними не более 150 м по периметру зданий (за исключением главного фасада). Необходимость устройства наружных пожарных лестниц определяется [4] и п. 6.2.7 настоящего свода правил.
6.1.18 Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины выхода (двери) в зданиях классов пожарной опасности:
6.1.19 Наибольшее расстояние от любой точки залов различного объема без мест для зрителей (залы ожиданий для посетителей, кассовые, отдыха и т.п.) до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблице 8. При объединении основных эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.
Класс конструктивной пожарной опасности здания
Расстояние, м, в залах объемом, тыс. м 3
6.1.20 Расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений (кроме уборных, умывальных, курительных, душевых и других обслуживающих помещений) до выхода наружу или на лестничную клетку должно быть не более указанного в таблице 9. Вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор или холл, должна быть не более 80 чел.
Класс конструктивной пожарной опасности здания
Расстояния, м, при плотности людского потока при эвакуации*, чел/м 2
А. Из помещений, расположенных между лестничными клетками или наружными выходами
Б. Из помещений с выходами в тупиковый коридор или холл
* Отношение числа эвакуирующихся из помещений к площади пути эвакуации.
Плотность людского потока в коридоре определяется по проекту.
6.1.21 Ширину эвакуационного выхода (двери) из залов без мест для зрителей следует определять по числу эвакуирующихся через выход людей согласно таблице 10, но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 чел.
Класс конструктивной пожарной опасности здания
Число человек на 1 м ширины эвакуационного выхода (двери) в залах объемом, тыс. м 3
6.1.22 Для расчета путей эвакуации число людей, одновременно находящихся в демонстрационном зале и зале проведения семейных мероприятий, следует принимать по числу мест в зале.
6.1.23 Ширина дверных проемов в зрительном зале должна быть 1,2—2,4 м, ширина кулуаров — не менее 2,4 м. Ширина дверного проема для входа в ложи допускается 0,8 м.
Двери выходов из зрительного зала должны быть самозакрывающимися с уплотненными притворами.
6.1.24 Глубина кресел, стульев и скамей в зрительном зале должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.
Число непрерывно установленных мест в ряду следует принимать при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем — не более 50.
6.1.25 Число эвакуационных выходов со сцены (эстрады) следует проектировать не менее двух.
6.1.26 В зрительных залах вместимостью не более 500 мест с эстрадой в качестве второго эвакуационного выхода с эстрады можно принимать проход через зал.
6.1.27 Эвакуация зрителей, находящихся на балконе, не должна осуществляться через спортивный, актовый или зрительный зал.
6.1.28 Выходы из аппаратных и светопроекционных в помещения зрительского комплекса допускается осуществлять через негорючие тамбуры с самозакрывающимися дверями из негорючих материалов или коридор.
6.1.29 На трибунах спортивных сооружений при разнице отметок пола смежных рядов более 0,55 м вдоль прохода каждого зрительного ряда должно устанавливаться ограждение высотой не менее 0,8 м, не мешающее видимости.
6.1.30 На балконах и ярусах спортивных и зрительных залов перед первым рядом высота барьера должна быть не менее 0,8 м. На барьерах следует предусматривать устройства, предохраняющие от падения предметов вниз.
6.1.31 Пути эвакуации из спортивных залов с трибунами для зрителей и других зрительных залов в зданиях класса пожарной опасности С0 должны обеспечивать эвакуацию за необходимое время, приведенное в таблице 11.
Необходимое время эвакуации, tизб, мин
из зального помещения при его объеме *, тыс. м 3
Залы с колосниковой сценой
Залы без колосниковой сцены
* Объем зала определяется по внутренним ограждающим конструкциям (в залах с трибунами — без учета объема трибуны). При промежуточных значениях объема необходимое время эвакуации из зального помещения следует определять по интерполяции.
Для зданий класса пожарной опасности С1 приведенные в таблице 11 данные должны быть уменьшены на 30 %, а для классов С2,С3 — на 50 %.
При расположении эвакуационных выходов из зальных помещений (объемом 60 тыс. м 3 и менее) выше отметки пола зала на половину и более высоты помещения необходимое время эвакуации следует уменьшать вдвое (указанного в таблице 11).
При объеме зального помещения W более 60 тыс. м 3 необходимое время эвакуации из него следует определять по формуле
Необходимое время эвакуации, рассчитанное по формуле, должно уменьшаться на 35 % при расположении эвакуационных выходов на половине высоты помещения и на 65 % при их расположении на высоте, составляющей 0,8 высоты зального помещения. При промежуточных или меньших значениях необходимое время следует принимать по интерполяции, а при больших — по экстраполяции.
Необходимое время эвакуации из здания tнбзд с залом объемом более 60 тыс. м 3 не должно превышать 10 мин.
Необходимое время эвакуации людей со сцены (эстрады) следует принимать не более 1,5 мин, а число эвакуируемых людей определять из расчета 1 чел. на 2 м 3 площади планшета сцены (эстрады).
Время эвакуации по незадымляемым лестничным клеткам в расчет времени эвакуации из здания tнбзд не следует принимать.
6.1.32 Расчет суммарной ширины эвакуационных выходов из раздевальных при гардеробных, расположенных отдельно от вестибюля в подвальном или цокольном этаже, следует выполнять исходя из числа людей перед барьером, равного 30 % количества крючков в гардеробной.
6.1.33 В помещениях, рассчитанных на единовременное пребывание в нем не более 50 чел. (в том числе амфитеатр или балкон зрительного зала), с расстоянием вдоль прохода от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода (двери) не более 25 м не требуется проектировать второй эвакуационный выход (дверь).
6.1.34 При проектировании помещений с разделением на части трансформирующими перегородками следует предусматривать эвакуационные выходы из каждой части.
6.1.35 Коридоры при длине более 60 м следует разделять перегородками с самозакрывающимися дверями, располагаемыми на расстоянии не более чем 60 м одни от других и от торцов коридора.
6.1.36 При перепаде полов более 1 м в одном или в смежных помещениях (не отделенных перегородкой) по периметру верхнего уровня необходимо предусматривать ограждение высотой не менее 0,8 м или иное устройство, исключающее возможность падения людей. Это требование не распространяется на сторону планшета сцены, обращенную к зрительному залу.
6.1.37 Кресла, стулья, скамьи или звенья из них в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 мест), актовых залах и конференц-залах следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При проектировании залов с трансформируемыми местами для зрителей следует предусматривать установку кресел, стульев и скамей (или звеньев из них) с креплением к полу, предотвращающим их опрокидывание или сдвижку.
Дополнительные требования к зданиям, имеющим высоту более 28 м.
6.1.38 В зданиях высотой 28 м и более лестничные клетки следует предусматривать незадымляемыми.
Одна из двух лестничных клеток (или 50 % лестничных клеток при большем их числе) должна быть незадымляемой типа Н1.
Расстояние в осях между дверями поэтажных выходов и входов в лестничные клетки типа Н1 должно быть не менее 2,5 м. Входы в незадымляемые лестничные клетки не допускается проектировать через поэтажные лифтовые холлы. Не следует размещать незадымляемые лестничные клетки во внутренних углах наружных стен здания.
Остальные лестничные клетки следует проектировать незадымляемыми 2-го или 3-го типа.
6.1.39 Лестничные клетки 2-го типа необходимо разделять на отсеки путем устройства на высоту этажа сплошной стенки из негорючих материалов, имеющей предел огнестойкости не менее EI 45. Противодымную защиту таких лестничных клеток следует обеспечивать подачей наружного воздуха в верхнюю часть отсеков. Избыточное давление должно быть не менее 20 Па в нижней части отсека лестничной клетки и не более 150 Па в верхней части отсека лестничной клетки при одной открытой двери.
6.1.40 Выход из незадымляемой лестничной клетки 2-го типа в вестибюль следует устраивать через тамбур-шлюз с подпором воздуха во время пожара.
6.1.41 Стены лестничных клеток с подпором воздуха не должны иметь иных проемов, кроме оконных в наружных стенах и дверных, ведущих в поэтажные коридоры, вестибюли или наружу, а также отверстий для подачи воздуха с целью создания избыточного давления.
6.1.42 Внутренние стены и перегородки (в том числе из светопрозрачных материалов), отделяющие пути эвакуации, следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее (R)EI 45.
6.2 Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (Ф2.1)
6.2.1 Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
6.2.2 При расчетной ширине лестниц, проходов или люков на трибунах спортивных сооружений более 2,5 м следует предусматривать разделительные поручни на высоте не менее 0,9 м. При расчетной ширине люка или лестницы до 2,5 м для люков или лестниц шириной более 2,5 м устройство разделительных поручней не требуется.
6.2.3 Уклон лестниц трибун спортивных сооружений не должен превышать 1:1,6, а при условии установки вдоль путей эвакуации по лестницам трибун поручней (или иных устройств, их заменяющих) на высоте не менее 0,9 м— 1:1,4.
Устройство лестниц или ступеней на путях эвакуации в люках не допускается.
6.2.5 В комплексе зрительских помещений театров открытыми могут быть не более двух лестниц, при этом остальные лестницы (не менее двух) должны быть в закрытых лестничных клетках. Открытые лестницы как эвакуационные учитываются от уровня пола вестибюля до уровня пола следующего этажа. На последующих этажах из помещений зрительского комплекса следует устраивать изолированные эвакуационные проходы, ведущие к закрытым лестничным клеткам.
6.2.6 В зданиях театров в комплексе помещений обслуживания сцены следует предусматривать не менее двух лестниц в закрытых лестничных клетках с естественным освещением, имеющих выходы на чердак и кровлю.
6.2.7 Сценическая коробка должна иметь две пожарные лестницы 2-го типа, доведенные до кровли сцены и сообщающиеся с рабочими галереями и колосниками.
Для эвакуации с рабочих галерей и колосникового настила допускается предусматривать наружные пожарные лестницы при отсутствии колосниковых лестничных клеток.
6.2.8 Наибольшее расстояние от любой точки читальных залов различного объема без мест для зрителей (по СНиП) до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблице 12.
Площадь каждого основного прохода должна определяться из расчета не менее 0,2 м 2 на каждого эвакуирующегося по нему человека. При объединении основных эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.
Класс конструктивной пожарной опасности здания