колпино что означает название
Самое интересное в Колпино — что посмотреть, и как добраться до Колпино из Санкт-Петербурга
Некоторые туристы полагают, что всё самое интересное происходит исключительно в мегаполисах. Говорят, якобы, пригороды недостойны внимания. Возможно, они и правы относительно других мест. Но, что касается окрестностей Санкт-Петербурга, такого не скажешь.
Почти все города под Петербургом скрывают множество интересного и замечательного, и наряду с посещением Северной столицы в туристские маршруты входят Петергоф, Павловск, Пушкин, Ломоносов и другие города. В Курортном районе Петербурге очень популярны Сестрорецк, Зеленогорск, Комарово, Репино и т.д.
Это, безусловно, известные на весь мир пригороды Петербурга. Мы же для вас откроем Колпино, город нельзя назвать глубинкой в полном смысле этого слова. Из Северной столицы до Колпино можно добраться менее, чем за час. Конечно, Колпино отличается от Петербурга как по ритму жизни, так и по духу.
В Колпино можно спокойно прогуляться по тихим улочкам и вместе с тем увидеть немало восхитительного, поэтому и сами петербуржцы с таким удовольствием заглядывают туда в поисках приятного досуга.
Что означает название «Колпино»
По поводу имени города, в истории сохранились разные версии. Существует научная версия названия города, согласно которой наименование произошло из балтийско-славянского «колпь» — «дикий гусь», «лебедь», «колпица» — молодая самка лебедя (лебёдушка).
Также бытует легенда о том, что Пётр I в этом месте споткнулся о сосновый кол, «пино» — по-фински «болото».
Ещё есть предположения, по одному из них, слово «Колпино» переводится со шведского языка как «сухая сосна». Этот исторический вариант объяснения названия пользуется наибольшей популярностью.
Но многие учёные склоняются к версии о том, что город Колпино получил свое наименование от слова «колп», которое в балто-славянских наречиях означает «лебедь», о чём мы упоминали в самом начале раздела.
Ранняя история Колпино
Колпино берёт начало с первого поселения, возникшего на этом месте в 1710 году. Тогда по приказу князя Александра Дмитриевича Меншикова, соратника и сподвижника Петра I, на реке Ижоре возвели плотину и перенесли вододействующую пильную мельницу для распиловки леса, идущего на строительство кораблей.
В городе установлен памятник А. Д. Меншикову в знак благодарности князю за его старания в деле основания Колпино. В 1722 году была отмежёвана территория от плотины в обе стороны на 250 саженей и по версте вверх и вниз по Ижоре. На этом месте и возникло Колпино как рабочая слобода при пильной мельнице.
Памятник А. Д. Меншикову
Князь Меншиков сыграл решающую роль в основании города. Именно под его началом тут появилась первая пильная мельница, еще до 1722 года, когда этими местами заинтересовался Пётр Первый.
Памятник Меншикову установлен напротив дома № 11 по улице Володарского. Он был создан по проекту скульптора Селезнева и открыт на 275-летие города. До этого автору бюста пришлось несколько месяцев водить колпинских чиновников во дворец Меншикова и доказывать, что никакого города бы не было без сподвижника Петра I.
Колпино в ХХ веке
В 1912 году посёлок Колпино получил статус города. С началом Великой Отечественной войны в Колпине формировались части народного ополчения. Из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон. Линия фронта проходила в непосредственной близости от территории завода, который подвергался вражеским артобстрелам.
После Великой Отечественной войны многие южные пригороды Ленинграда были разрушены практически до основания. В Колпино, в отличие от тех же Пушкина и Петродворца, не было великих памятников архитектуры, так что город строили фактически заново. Разрушения в Колпино были неимоверными.
Что посмотреть и посетить в Колпино
Эти места были передним краем обороны города на протяжении почти всей блокады Ленинграда. Боям под Колпином посвящено стихотворение Александра Межирова «Мы под Колпином скопом стоим». В память о героизме Колпино и его жителей, в городе установлено множество памятников, памятных знаков, мемориальных досок.
Военные памятники Колпино
Наиболее значимыми из них являются: Монумент воинам Ижорского батальона; Мемориал на Балканском воинском кладбище; Мемориал Ижорский таран; Мемориал на братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне; Большой памятный крест; Памятный знак бронёвщикам Ижорских заводов.
Самый знаменитый памятник — это, конечно, Колпинский таран. Он стоит на 29-м километре Октябрьской железной дороги. Три бетонные балки символизируют стойкость и стремление к победе жителей Колпино. Памятник входит в «Зелёный пояс Славы». Есть и братская могила, в которой лежат безымянные герои ВОВ.
Интересные места в Колпино
Город весьма привлекателен для туристов и отдыхающих. В Колпине с удовольствием посещают старинные соборы и музеи, неспешно прогуливаются по тихим колпинским улочкам и любуются старинной архитектурой. Здесь немало интересного и сказочного.
Сквер «Лесная сказка»
На Пролетарской улице, между домами №№ 109-119 находится эта приятная зона отдыха. Перед входом в сквер — мощёная площадка с волшебным камнем, на нём надпись, направляющая туристов в Сказочный лес. Под кронами деревьев можно встретить гнома, лешего, волшебника, Бабу-ягу и других лесных жителей. На центральной поляне гостей встречает композиции из жизни царей леса — бурых медведей. Пара зверей расположилась у подножия деревьев, охраняя спокойствие лесного уголка.
Городской сад Колпино
Сад расположен между проспектом Ленина и бульваром Победы, очень аккуратный и ухоженный. Власти города и сами жители о нём заботятся. Здесь постоянно устраивают массовые мероприятия и праздничные гуляния. Здесь не встретить редких растений и исторических скульптур, но прогуляться и отдохнуть от мегаполисной суеты весьма приятно.
В саду растут старинные деревья, а к сезону высаживают самые разнообразные цветы. В целом, в погожий денёк в парке можно посидеть на скамейке, почитать книжку и получить наслаждения от панорамы набережный.
Скульптура «Влюблённые»
Ко Дня рождения города, 6 сентября 2014 года, напротив здания ЗАГСа на Комсомольском канале установили скульптурную композицию «Влюбленные». Монумент создал художник Евгений Бурков. С тех пор к Думскому мостику повидать бронзовую счастливую парочку стремятся петербуржцы и гости Северной столицы, чьи сердца наполнены любовью.
Также тут есть ещё одно место притягательной силы для семейного посещения — памятник с героями из мультфильма про Простоквашино. Один из районов Колпино называют «Простоквашино». Поначалу тут, как и в знаменитом Простоквашино, деревне из советского мультфильма, были небольшие сельские домики, и это представьте, по соседству с современными жилыми районами.
«Трое из Простоквашино»
Памятник выполнен со вкусом и с местным колоритом. Памятник «Трое из Простоквашино» расположен в микрорайоне «Простоквашино». Мультяшный монумент торжественно открыли в 2012 году и приурочили к 290-летию Колпино. Автор «Троих из Простоквашино» — скульптор Валерий Миронов.
Памятник изображает почтальона Печкина, сидящего на лавке, а также кота Матроскина и пса Шарика, расположившихся по обе конца скамейки. Поставили этот арт-объект на радость людям и для фотографирования в 2012 году. И сюда устремились семьи с детьми и не только с Колпино, но и со всего Санкт-Петербурга и его окрестностей, а также с разных уголков России.
Этот ярчайший образец монументального искусства местного значения очаровывает всех: от мала до велика. Фишка памятника в том, что здесь каждого героя можно приобнять в дружественном приветствии и даже посидеть на коленях у почтальона Печкина.
Также памятник исполняет желания: если трепать Шарика и Матроскина за носы и уши, то загаданные желания исполнятся. И судя по сверкающему поднятому указательному пальцу Печкина, он также творит какие-то чудеса, если потереть, наверно. Можете испробовать и проверить на себе, разузнав всё о памятнике «Трое из Простоквашино», и отправляйтесь в Колпино. А мы вам подскажем, как.
Как добраться до Колпино из Санкт-Петербурга
Электрички
Электрички до Колпино из Санкт-Петербурга отправляются в течение дня с Московского вокзала (метро «Площадь Восстания»). Конечная станция — Колпино, время в пути составит примерно 30 минут.
Маршрутки и автобусы
Расстояние между Санкт-Петербургом и Колпино составляет около 30 километров, поэтому пассажирам данного направления доступен наземный транспорт от различных станций метро.
Ижора и Колпино. Почему так называются? Очерки по этимологии архаичных топонимов Водской Пятины
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
На обложке использован фрагмент Карты Ижорского погоста Архимандрита Сергия (Тихомирова), 1905 г.
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
«…чем бы человек ни занимался, чему бы он ни посвятил трудовую часть жизни своей, во время его отдыха история Отечества найдет всегда доступ к нему и приют в его сердце».
Классен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории славян. – М., 1854.
Сохранившиеся архаичные названия рек и озер, населенных мест и отдельных территорий являются лингвистическими памятниками истории, лингвистическими артефактами, хранящими тайны истории, этимология которых может многое рассказать. Примерами этого могут служить названия реки Ижора и города Колпино. Исследование происхождения этих названий погружает нас в глубину веков, позволяет заглянуть в историю Древней Руси, открыть неизвестные страницы истории жизни русского народа.
Многие удивятся, узнав, что название реки Ижора (др.-рус. Ижерь, Ижера) – это архаичное древнерусское слово с индоевропейскими корнями. Удивит и значение этого слова, и вид деятельности, с которым оно связано и о котором на момент публикации настоящей книги абсолютно никто не знает, хотя разгадка этимологии названия реки очень проста, если рассматривать ее в контексте истории данного региона как составной части общеевропейской истории.
Напротив, не удивит читателя очевидная, прямая родственная связь названий этнонимов колпинги и колбяги с названием города Колпино, по непонятным причинам не рассматриваемая учеными в качестве версии происхождения названия города Колпино, этимология которого сегодня прочно ассоциируется с др.-рус. колпь «лебедь». Удивит, пожалуй, то, что этнонимы варяги, колпинги и колбяги – это разные названия одного и того же славянского народа, который сегодня называется русским народом.
В качестве введения читателя в тему, скажем, что в предыдущих книгах автора [29, 30, 31, 32, 33] топонимическими артефактами (архаичными топонимами) подтверждена верность версии географа Паранина В. И. (1990 г.) о локализации местонахождения варягов-русь на Карельском перешейке [20], который именуется у арабских авторов «Островом русов», у западноевропейцев «Гардой» и «Кунигардом» [31], «Галтеевым островом» у ильменских словен (новгородцев) [30]. Было доказано, что примерно в V веке н. э. на территорию Карельского перешейка («Острова русов») мигрировал из Западной Европы славянский народ – варяги-русь, который расселился северо-западнее ильменских словен. И варяги-русь, и ильменские словене – славянские народы, переселившиеся в середине I тысячелетия н.э. из Западной Европы в Восточную в ходе так называемого «Великого переселения народов» (IV – VII вв.).
Огромное влияние на славянскую культуру в Западной Европе оказала культура кельтов (галлов), начиная от материальной культуры (добыча и обработка железа, производство мечей [32]) до духовно-религиозной культуры (камни с чашечками, кельтские кресты [33]). Все это в определенной степени нашло свое отражение в архаичном лексиконе славян, насыщенном словами кельтского происхождения, и зафиксировано в славяно-кельтском топонимическом пласте Северо-Запада Восточной Европы [30], главным источником информации о котором выступает «Переписная книга Водской пятины 1500 года».
Этимология слов Ижора и Колпино тесно связана с варягами-русь, которые с V по IX век «сидели» на Карельском перешейке («Острове русов»), а с призванием их в 862 году на Волхов стали расселяться по территории Восточной Европы – будущей Руси.
1. Откуда реке Ижоре имя дано и что оно прежде значило?
(к этимологии гидронима и этнонима «Ижора»)
1.1. Словарные сведения о реке Ижоре и этимологии ее названия
«Ижора. …Попытки объяснить это название из фин. до сих пор оставались безуспешными».
Ижора – река в Ленинградской области, левый приток Невы. Протекает по территории Гатчинского и Тосненского районов Ленинградской области и Колпинскому району Санкт-Петербурга. Река Ижора берёт свое начало из родника у деревни Скворицы Гатчинского района. Длина реки – 76 км. На реке Ижоре расположен город Колпино.
Начнем наше исследование происхождения слова Ижора со словарей. Что нам сообщают авторитетные словари о реке Ижоре и этимологии ее названия?
По Словарю Брокгауза: «Ижора, в старину Ингра – р. С.-Петербургской губ., левый приток Невы; берет начало в Царскосельском у., при с. Мозине. Длина 70 вер., ширина при яме-И. 14 с., при устье 25 с., глубина от 5 до 12 фт. При реке находятся колпинские заводы, которые приводятся в действие устроенной на И. запрудой. По берегам залежи известняков. Дно от с. Антенева до Федоровского каменисто, есть несколько порогов».
По Словарю Фасмера: «Ижо́ра река к югу от Фин. залива; Ижо́рская зе́мля – местность по этой реке, др.-русск. Ижера, Ижера-рѣка, Ижерская земля (Жит. Алекс. Невск. 3; см. Бугославский, ИОРЯС 19, 1, 281), фин. Inkeri, Ingerinmaa, шв. lngermanland (часто с 1617 по 1702 г.), ср.-нж.-нем. Еngеrеn „Ингрия“ (Ш.—Л. I, 664). Отсюда название фин. Inkerikot „часть карельскоrо населения Ингрии“. Попытки объяснить это название из фин. до сих пор оставались безуспешными (ср. Миккола, ÄВ 15 и сл.; Калима 263; Соболевский, РФВ 64, 96 и сл.; Погодин, ИОРЯС 10, 3, 6), так же как и попытки приписать ему герм. происхождение (см. Карстен 216 и сл.; против см. Виклунд, IF 38, 111). До сих пор представляется наиболее аргументированной точка зрения Шёгрена (Schriften I, 543 и сл.) о том, что это название восходит к имени супруги Ярослава Мудрого Ingigerđr; ср. также Брюкнер, AfslPh 42, 142. Русск. и из др.-сканд. in-; ср. еще в Игорь. Против фин.-угорск. этимологии Равилы (FUFAnz. 26, 19 и сл.) см. Фасмер (ZfslPh 16, 98). Это название все-таки восходит к фин. Inkeri, первонач. „извилистая река“; см. Мягисте, АSSЕS 2, 71 и сл. (с литер.)».
Ижора – это не только название реки, но и название народа, жившего в древности по ее берегам. По Словарю Брокгауза: «Ижора (Ингрикоты, Ингры) – совершенно обрусевшее финское племя, живущее в сев. половине Петербургской губ., вдоль Финского зал. и по р. Неве, в количестве около 20000 чел.; по данным переписи 1897 г. И. во всей России – 13774, в Петербургской губ. – 13721, из них в Петергофском у. – 6673 и в Ямбургском – 6407; в Шлиссельбургском у. И. не показано вовсе; они, вероятно, показаны как русские или под общей рубрикой „финны“. И. – вероятно, карельского происхождения; первоначально они жили по р. Ижоре, притоку Невы, почему и самая местность называлась Ижорской землей, или Ингрией. Впервые об Ингрии упоминается в XII в. в булле папы Александра III, затем в новгородской летописи 1228 г. Ингрия, вместе с Водской землей, в то время перешла во владение Великого Новгорода, и И. начали обращать в христианство (XIII в.). Впоследствии Ингрия не раз переходила от русских к шведам и обратно. Петр Великий, по завоевании края, ее именем назвал вновь образованную им губернию – Ингерманландскую, в состав которой вошла вся Приозерная обл. (нынешние губернии Олонецкая, Петербургская, Псковская, Новгородская и части прилегающих к ним)».
От названия реки Ижора образован целый ряд гидронимов и топонимов, которые представлены в табл. 1.
Ижора и производные от нее гидронимы и топонимы
Отметим, что поселок Большая Ижора и деревня Малая Ижора находятся в Ломоносовском районе, относительно далеко от реки Ижора, что связано с расселением народа ижора.
Однако, с позиции современного русского языка этого не могло произойти, поскольку известно, что звук [ж] – непарный твердый согласный, следовательно, лабиализация в данном слове невозможна. Но в древнерусском языке ж было мягким, о чем пишет Горшкова К. В.: «Внепарные мягкие [ш I ], [ж I ] в новгородском и псковском диалектах на рубеже XIV – XV вв. были еще мягкими, о чем свидетельствует постоянное написание ь, и (а не ъ, ы) в рукописных памятниках XIV и даже XV в. новгородского и псковского происхождения» [4].
Таким образом, можно было бы полагать, что река с XV века уже называлась Ижора. Тем не менее, как ни странно, в «Переписной книге Водской пятины 1500 года» река называется Ижера (Ижерь) (см. Приложение 1), а Археографическая Комиссия в Предисловии к «Писцовым книгам Ижорской земли» (1618—1628) отмечала: «Другое древне-русское название „Ижерьская земля“ мало по малу стало выходить из употребления лишь в первое десятилетие по основании С. Петербурга» [21]. То есть, еще в начале XVIII в. (1703—1713 годах) земля называлась Ижерьская, а не Ижорская. Еще в 1752 году первый академик – филолог, ученый, придворный поэт Тредиаковский В. К. пишет Оду «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санктпетербургу». С другой стороны, ладожский воевода, окольничий Петр Матвеевич Апраксин в своих письмах Петру I в 1702 году называет реку – Ижора, земли – Ижорскіе, мызу – Ижорская (см. Раздел 3.4). Обратим внимание и на то, что Археографическая Комиссия использует древнерусское название «Ижерьская земля», что дает основание полагать, что река называлась Ижерь.
Из 63 упоминаний названия реки Ижера в «Переписной книге Водской пятины 1500 года» (см. Приложение 1), два раза оно написано как Ижора (деревня на Проречье на Ижоре (с. 347 ПКВП), деревня Бабуево за рекой за Невой противу устiя Ижорского (с. 368 ПКВП)). Невозможно точно сказать – это описка переписчиков или в это время реку уже стали называть Ижора наравне с Ижера.
Возникает закономерный вопрос: почему река, которая должна была бы уже с XIII – XV вв. называться Ижора, до XVIII века параллельно называлась Ижера, а земля – Ижерьская?
Это явление можно объяснить наличием двух вариантов названия реки: Ижера и Ижерь (Ижер). Если в слове Ижера произошла замена е на о, то в Ижерь такой замены не произошло.
Ижерь не превратилось в Ижор, поскольку если в Ижера р в сочетании с а дает твердое р – [р], то в Ижерь р мягкое [р I ] поэтому е не переходит в о. А поскольку нет такого слова Ижор, то, следовательно, и в слове Ижер р мягкое [р I ], даже если там не стоит мягкий знак, и звучать оно должно также как Ижерь (Ижерь = Ижер (Иже [р I ])):
Из этого можно сделать вывод что река имела параллельно два названия Ижера (позднее Ижора) и Ижерь (в дальнейшем вытесненное, названием Ижора). Как нам представляется, это связано с различными диалектами древнерусского (славянского) языка: диалекта варягов-русь (Карельский перешеек) и диалекта ильменских словен (новгородцев) (подробнее о др.-рус. диалектах см. [31]). По нашему мнению, варяги-русь называли реку Ижерь, а ильменские словене – Ижера.
И еще один вывод, вытекающий из приведённых выше рассуждений. Этноним ижера (ижералайн) в письменных источниках не встречается, а этноним ижора (ижоралайн) мог появиться не ранее XIII в. (начала процесса лабиализации). Вместе с тем в переписных книгах и других письменных источниках встречается слово ижерянин, понимаемое обычно как этноним, но это не обязательно был выходец из народа ижора, а это был житель Ижерской земли, на которой жили и славяне, о чем свидетельствует, в первую очередь, название реки Словенка (ныне Славянка), и как мы увидим ниже, и само название реки Ижора.
1.4. Этимология названия реки Ижора (Ижер, Ижерь, Ижера)
Мы не нашли слово Ижерь в Толковых словарях русского языка. Слово Ижора есть, а Ижерь нет. Слово действительно очень редкое, нам удалось найти только два топонима Ижерь на территории России, Беларуси и Украины.
Ижерь – небольшое болото, расположенное в Ростовском районе Ярославской области в 0,5 км к северо-востоку от деревни Пореево.
Ижерь – хутор, упоминается в списках Белорусского мемориала: Филиппович А. Ф., проживавший: Могилевская обл., Климовичский р-н, х. [утор] Ижерь.
Что означает слово Ижерь? Есть ли что-то общее, что объединяет болото Ижерь и хутор Ижерь? Мы перебрали много вариантов и версий, пока не вышли на следующую цепочку:
Надо сказать, что болотная руда в древности была основным источником железа в Европе. Так, геолог Эдвард Эрлих в книге «Месторождения и история» (2016 г.) пишет: «Главным источником железа в Северной Европе являлась так называемые болотные железные руды, сформировавшиеся в болотах на постледниковых равнинах. Здесь, в ходе так называемой субатлантической фазы оледенения, создались условия благоприятные для осаждения большого количества окислов и гидроокислов железа. Руды были представлены гетитом и лимонитом. Они были расположены прямо на поверхности, и можно было просто собирать их или, учитывая их пористую текстуру добывать их просто лопатой. Особенности состава, в частности гидратированность железа, давали возможность получать первичный субпродукт губчатое (или кричное) железо. Прямо на месте, в ямах, в ходе разработки, оно прогревалось, перемешанное с древесным углем и позднее ковкой перерабатывалось в чугун.
Остатки рудников, добывавших болотную руду, найдены в Южной Англии в районе Уинд и в области Форест-оф-Дин, в Юрском хребте во Франции и Рейнском бассейне Германии. В Швеции до XVIII века включительно крестьяне выплачивали часть феодальной повинности кричным железом, которое они сами изготовляли.
В России болотные руды вплоть до XVI века были главным источником железа…» [42].
Здесь мы немного поправим Э. Эрлиха. В России болотные руды были главным источником производства железа до XIX века включительно. В XVIII веке стараниями Петра I были построены «Олонецкиe горныe заводы» (группа металлургических предприятий в Российской империи, действовавших в Карелии во второй половине XVII века – начале XX века), работавшие на болотной руде. Получило свое развитие железоделательное производство и в окрестностях Санкт-Петербурга: «В 1721 году по распоряжению Пера I начато и в 1724 году закончено строительство „Сестрорецкого оружейного завода“. Для снабжения железом „Сестрорецкого оружейного завода“ в 1735 году около мызы „Осиновая роща“ были построены „Чернореченский чугунолитейный завод“ и „Медный завод“, работавшие на местном сырье. В 1779 году Чернореченский завод закрывается, но уже в 1800 году граф Петр Салтыков получил привилегию на строительство в Райволе (совр. Рошино) железоделательного завода. „Райволовский железноковательный и чугуноплавильный завод“ производил до 60 тыс. пудов чугуна в год из местных болотных руд. В первой половине XIX века на Карельском перешейке были основаны чугунолитейные заводы в Гарболово и Рауту (совр. Сосново), работавшие практически до конца XIX века. Чугунолитейный завод в Рауту, а вероятно, и завод в Гарболово поставляли чугун на Путиловский завод» [29, с. 71—72].
Однако, в литературе до середины XX века считалось, что железо и изделия из него в Древней Руси в основном были привозными, местное производство существовало, но изготавливались только простые изделия весьма невысокого качества. Объяснялось это в основном отсутствием качественных руд на территории Древней Руси.
И только системные исследования истории производства железа и изделий из него на территории Древней Руси, опубликованные в середине XX века, разрушили этот стереотип. Работы академика Струмилина С. Г. (1935, 1954 гг.) [35, 34], академика Рыбакова Б. А. (1948 г.) [27], Колчина Б. А. (1953 г.) [13] коренным образом изменили представление о металлургии Древней Руси. В них было доказано наличие на Руси в изобилии запасов железной руды (болотной и озерной), собственного производства железа и изделий из него, высокий технический уровень производства и мастерства древнерусских мастеров. Так, известный ученый, археолог Колчин Б. А. в книге «Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси (Домонгольский период) (1953 г.) пишет: «… обзор довольно фрагментарных данных о металлургии железа и стали на территории Восточной Европы в первое тысячелетие до н. э. и в первые шесть-семь веков н. э. показал, что ко времени образования древнерусского государства технический уровень производства железа на всей территории Восточной Европы стоял на достаточно высокой ступени развития. Повсеместное распространение железных руд способствовало развитию местной металлургии, которая обеспечивала в достаточной мере металлом развивающееся хозяйство восточноевропейских племен, их местную культуру и технику. … уже в IX в. и особенно в Х в. древнерусская металлургическая и металлообрабатывающая техника предстает перед нами с высокоразвитой технологией, обильной и разнообразной продукцией и сложными формами изделий» [13].
В Водской пятине по Переписным книгам XV—XVI веков широко известны три района производства железа-сырца из болотной руды:
1) Район между южным берегом Финского залива и рекой Коваши (район Красных гор (Красная Горка) и по берегам реки Коваши). Здесь располагались наиболее богатые залежи болотной руды. Как писал исследователь ремесла Древней Руси академик Рыбаков Б. А.: «Для Водской пятины основным местом добычи руды было течение реки Коваши и Красные Горы, между тем как многие домницы, пользовавшиеся рудными местами именно здесь, отстояли от Красных Гор на 60—100 км» [27].
2) Район южнее Копорской губы (по берегам озёр Судачье и Копанское, реки Систа).
3) Небольшой район в южном Приладожье между реками Мга и Назия.
Неизвестным до 2019 года являлось то, что в V—XII вв. на Карельском перешейке (Ореховский уезд Водской пятины) существовали три крупных центра по производству и переработке железа, технологически связанные между собой: добыча (ройка) руды в Передней Кореле в районе деревни Ровда (фин. Rautu) Васильевского Ровдужского погоста (совр. Сосново); производство угля на Карельском перешейке в Корбосельском погосте; производство (варка) железа и изготовление изделий из него – в районе деревни Куйвоша Ивановского Куйвошского погоста (совр. Куйвози). Это древнейший и крупнейший центр производства железа и изделий из него на Северо-Западе России, существовавший в V—XII вв. [29].
Название железа в разных языковых группах Европы приведено в табл. 2.
Название железа в разных языковых группах Европы
«Что представляет собой болотная (озерная) руда? Это землистые комки окиси железа, красновато-бурого цвета, т.е., по сути, комки земли красноватого цвета (очень похожие на смерзшиеся комки земли). Академик Севергин В. М. так описывает болотную руду (1803 г.): «Руда сия есть железная земля красноватого цвета, довольно тяжелая, смешанная с черноземом; промышленники познают оную по ржавой воде и красноватому илу, выступающему на поверхность болот…» [цит. по 21, с. 38]. На верхнелужецком и нижнелужецком языках слово руда буквально и означает «красная земля», а в ряде славянских языках обозначает «кровь» (Словарь Фасмера), которая, очевидно, красного цвета. Учитывая это, вероятно, праслав., ст.-слав. роуда (rouda) происходит от протокельтского *rowdo- «красный» («Proto-Celtic: *rowdo- ’red’ [Adjective], Page in Pokorny: 872, Словарь Покорного)» [29, с. 29].
Наиболее близко слово Ижерь к нидерландскому ijzer (от протокельт. *isarno «железо»).
Интересно, что происхождение славянского слова «железо» (праславянское *želězo) также связано с болотной рудой. По версии академика Трубачева О. Н. этимология zelezo «металл железо». Так же, как и этимология латинского ferrum, которая аналогична слав. zelezo и связана с культурой болотного железа, напоминающей животную железу: ferrum Ижер, Ижерь).
Вывод. Название реки Ижера имеет кельтское происхождение (от протокельт. *isarno «железо») и является гидронимом-мигрантом, привнесенным славянами (варягами-русь) из Западной Европы в ходе миграции славян в Восточную Европу в середине I тысячелетия н.э. и связано с добычей на Ижере болотной руды для получения железа.
Возможно, что название реки Узерва (Вуокса) так же происходит от протокельт. *isarno «железо» и связано с расселением варягов-русь на Карельском перешейке (подробнее см. «Карельская Галлия» [30]).